С изобретением интернета насыщенность информационной среды, окружающей человека, выросла на порядок. И человек должен был как-то на это реагировать. Один из способов такой адаптации – возникновение клипового мышления. Именно на клиповое мышление сетуют известные педагоги и политики: «проблемы с обучением и восприятием информации у молодых людей связаны с клиповым мышлением». Что за мышление это такое и почему оно создает столько проблем подросткам и молодым людям? Попробуем разобраться в этом.
Что такое клиповое мышление
Слово «clip», от которого и произошел этот термин, в переводе с английского языка означает какой-либо фрагмент текста, отрывок из фильма или вырезку из газеты (Сlip - «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка»). Практически все современные музыкальные клипы не несут в себе никакой смысловой нагрузки, они просто составлены из нескольких слабо связанных между собой образов. По принципу построения музыкального клипа строится и клиповое мировоззрение, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду почти не связанных между собой событий. Обладатель клипового мышления не способен анализировать какую-либо ситуацию, ведь её образ не задерживается в его мыслях надолго, он уже размылся, а его место тут же занял новый.
Все сериалы и современные мультфильмы снимаются с расчетом на клипового потребителя, сцены идут небольшими блоками, сменяя друг друга без всякой логической и информационной связи. СМИ с детства приучают нас именно к такому клиповому мышлению: мы смотрим новости, которые между собой не связаны, затем рекламу, ролики которой не имеют друг к другу никакого отношения, переключаем каналы, на которых идут совершенно разные передачи и, в результате, не даём себе возможности даже на минуту задуматься о полученной информации. Другой информационный поток уже ждет своей очереди, чтобы стереть старый и помешать человеку стать целостным.
Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей, в числе которых следует особо выделеить:
- Текст насыщен большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека.
- Текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого - два-три абзаца - объема.
- Фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами, решение задачи восстановления которых ложится на плечи потребителя сообщений. Пропуски в системе аргументации, как правило допускаются в тех местах, где восстановление аргументов не вызывает у потребителя затруднений. Читатель “вовлекается” в действо, причем на “доступном” для него уровне.
- Текст построен по принципу “описание действия”, “экшнз”. Формула "что вижу, то и пою", которая в "советские" времена вызывала улыбку, приобрела статус идеологии СМИ. Абсурдность заключается в том, что у читателя и у репортера разные горизонты: у одного - лист бумаги или экран телевизора, а другой погружен в контекст событий.
Клиповое мышление не присуще человеку с самого рождения, оно вырабатывается при таком способе потребления информации и отрицательно влияет на успеваемость подростков и детей. Старшеклассники не способны анализировать учебный материал, они стремительно забывают то, чему их обучали совсем недавно и не способны осилить произведения классической литературы.
На что влияет клиповое мышление
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19 века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили от ветить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Аналогичный эффект наблюдается и у взрослых. В интересной статье «Google делает нас глупее?» Nicholas Carr (автор книги «The Big Switch: Rewiring the World, From Edison to Google») пишет:
«В последнее время у меня появилось неуютное ощущение, что кто-то или что-то ковыряется в моем мозгу, перераспределяя нейронные схемы и перепрограммируя память. Мой мозг не умирает, насколько я могу судить, но меняется. Я уже не думаю так, как думал раньше. Особенно это заметно при чтении. Раньше я с легкостью погружался в книгу или длинную статью. Мозг увлекался повествованием или поворотами дискуссии, и я часами бродил по длинным дорогам прозы. Теперь такое редко случается. После двух-трех страниц внимание начинает рассеиваться, появляется какая-то суетливость, я теряю нить, начинаю искать, чем бы еще заняться. Такое ощущение, что мне постоянно приходится подтаскивать свой непослушный мозг обратно к тексту. Глубокое чтение, которое раньше происходило совершенно естественно, превратилось в борьбу».
И далее:
«Ясно, что пользователи не читают онлайн в традиционном понимании этого слова; появляются новые формы чтения: пользователи горизонтально «пробегают» по заголовкам, страницам и абзацам в поисках быстрой добычи. Создается такое ощущение, что они выходят в Сеть, чтобы избежать чтения в его традиционном смысле»
Как бороться с клиповым мышлением?
Для борьбы с клиповым мышлением, в некоторых странах даже стали разрабатывать специальные тренинги, на которых учат концентрации внимания и способам анализа поступающей информации. В нашей стране не каждый может позволить себе такие тренинги, но бороться с клиповым мышлением можно и нужно с помощью книг. Замечательно помогают в этом произведения классиков или современных философов – Бодрийяр, Лиотар, Фуко, Барт, Мамардашвили, а вот большинство современной литературы, увы, написано «клиповым языком». Книги помогут выработать умение анализировать, в то время как большая часть информации в СМИ и интернет-изданиях подается клипово и не задерживается надолго в мыслях и воображении читателей.
Мир – не мозаика и не фрагмент музыкального клипа, мир – это объединение всего живого в одну общую картину.