я так думаю 2
- 29.12.07, 20:14
В торпедном аппарате от полученных деформаций происходит первый взрыв (эквивалентный 100 кг тротила) – взрыв двигателя торпеды. Разрушается задняя крышка торпедного аппарата, в торпедный отсек бьет столб огня…
В первом отсеке АПК возникают короткие замыкания в силовой сети, и начинается объёмный пожар…
Справедливо предположить, что при первом взрыве:
1. личный состав первого отсека мгновенно погиб в результате взрыва;
2. в отсек бьет раскалённая газовая струя из аварийного торпедного аппарата. По отсеку с высокой кинетической энергией, разлетаются обломки оборудования, разнообразных "дельных вещей", отбиваемых со штатных мест крепления струёй газов. (Возможно, через 135 секунд после первого взрыва удар одного из таких обломков по разогретому пожаром боевому заряду (БЗО) боевой торпеды, хранящейся на стеллажах, и вызвал взрыв в торпедном отсеке с одновременной детонацией всех стеллажных, боевых торпед.);
3. выведены из строя системы аварийного орошения и затопления торпедного отсека, носовая станция ВПЛ и трубопроводы системы ЛОХ торпедного отсека.;
4. в первом отсеке нарастает температура и давление, в результате чего вода не поступает в отсек и АПК сохраняет плавучесть;
5. На АПК объявлена аварийная тревога (возможно по аварийному телефону, так как водолазами установлено, что трубки аварийных телефонов вынуты из гнёзд и висят на проводах). Одновременно начато всплытие в позиционное, а, может быть, и в крейсерское положение. (Это можно предположить из информации о том, что 13 августа АПК обнаружен на грунте с дифферентом 20 градусов на нос. Следовательно, как минимум, концевые группы цистерн главного балласта (ЦГБ) в момент второго взрыва были продуты воздухом);
<>
6. АПК обесточился. Из-за срабатывания АЗ АТГ при коротких замыканиях в основной силовой сети от взрыва и пожара в первом отсеке сработала аварийная защита реакторов;<>
7. В кормовых отсеках, на шинах АТГ и щитах неотключаемой нагрузки начались пожары из-за коротких замыканий в силовой сети.
В это время экипаж стремился оценить повреждения, готовился к всплытию и, возможно, всплыл в надводное положение, готовился донести об аварии, начинал борьбу с пожаром в аварийных помещениях.
Через 135 секунд после столкновения происходит второй взрыв - взрыв стеллажных торпед (торпедного боезапаса), по мощности эквивалентный 5-7 тоннам тротила.
Первые три-четыре отсека разрушаются полностью. Прочные межотсечные переборки носового блока разрушены (до 4–го отсека) и теряют герметичность (вероятно, до пятого отсека включительно), носовая часть прочного корпуса раскалывается, как орех.
Вероятно, от ударной волны, распространяющейся по корпусу (или от сотрясения корпуса при взрыве), мгновенно погибает командование АПК и часть экипажа, находившаяся в 1-5 отсеках (приблизительно 94 человека). Разрушенный, потерявший плавучесть, АПК с инерцией переднего хода падает со 110-метровой высоты на дно Баренцева моря.
Возможно, что при третьем ударе, потрясшем АПК (на этот раз о дно), уцелевшее при первых двух взрывах крупногабаритное оборудование главной энергетической установки (ГЭУ) (прежде всего: реакторы и всё навешенное на них оборудование: парогенераторы; блоки очистки воды первого контура и расхолаживания реакторов; компенсаторы объёмов первого контура ППУ; а также наиболее крупные механизмы и оборудование паротурбинной установки: главные турбозубчатые агрегаты с линиями валов; автономные турбогенераторы; пароэжекторные холодильные машины; ионообменные фильтры; баллоны системы ВВД в межкорпусном пространстве и баллоны ГВД ППУ, многочисленные насосы различного назначения) смещается со штатных мест, загромождает проходы, превращают кормовые отсеки АПК в хаотическое нагромождение оборудования и искореженного металла.
Лёгкий корпус АПК деформируется от удара. При этом выходит из строя система шлюзования аварийно спасательного люка 9-го отсека.
Об объёме повреждений лёгкого корпуса свидетельствуют результаты обследования комингс-площадки АПЛ 9-го отсека норвежскими водолазами в августе 2000 года. Эта толстая, монолитная стальная отливка, находящаяся на расстоянии 130 метров от места взрыва, в результате катастрофы оказалась расколотой.
Всё это подтверждает выводы о том, что легкий корпус АПК даже в кормовой части сместился относительно прочного корпуса (получил значительные деформации).
Второй взрыв и последующее падение на грунт уничтожает на АПК практически все первопричины, вызвавшие первый взрыв, равно как и последствия первого взрыва.
Личный состав кормовых отсеков, уцелевший в первые минуты катастрофы, оказывается замурованным в корпусе погибшего корабля, но пока не знает об этом…
При разрушениях такого масштаба никто не может оказать помощь подводникам, попавшим в беду. Как было показано выше, главная надежда на спасение – шлюзовое устройство АСЛ 9-го отсека – вышло из строя. Но никто из уцелевших на борту АПК подводников, ни спасатели, ещё не знают об истинных масштабах разрушений и повреждений.
разрушенных паропроводов в машинные отделения турбинных отсеков поступают остатки пара.
Вероятно, большинство личного состава кормовых отсеков, находившегося в начальный период катастрофы в нижних помещениях турбинных отсеков, получило тяжёлые тепловые и сочетанные травмы. Безусловно, весь личный состав кормовых отсеков контужен от сотрясения при взрыве и ударе корабля о грунт.
При борьбе с пожаром в кормовых отсеках (о чём свидетельствуют размотанные шланги катушек ВПЛ, обнаруженные водолазами), личным составом частично израсходованы объёмы газовой смеси в индивидуальных аппаратах ИДА – 59;
Сумки ИДА 59 с карабинами и брасовыми ремнями остались на местах хранения аппаратов, там, где личный состав включался в них при объявлении аварийной тревоги при первом взрыве. Костюмы СГП также остались на штатных местах хранения. После разрушений, образовавшихся внутри корабля, личный состав лишён возможности отыскать их и ими воспользоваться.