З прес-центру Київської Патріархії
- 22.01.09, 23:35
- Ми любимо тебе, Україно!
Обращение к Поместному Собору РПЦ
Поместному Собору
Русской Православной Церкви
Русской Православной Церкви
Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры –
делегаты Поместного Собора Русской Православной Церкви!
делегаты Поместного Собора Русской Православной Церкви!
Обращаемся к вам от имени многомиллионной православной украинской паствы и ее пастырей с просьбой, в соответствии с определением Архиерейского собора РПЦ 31 марта - 3 апреля 1992 г., рассмотреть документы Собора УПЦ 1-3 ноября 1991 г. и принять положительное решение о признании автокефалии Украинской Православной Церкви.
Собор Украинской Православной Церкви, проходивший в Киево-Печерской лавре 1-3 ноября 1991 г., принял историческое решение о необходимости бытия УПЦ, как автокефальной Церкви. Собор констатировал, что для автокефального бытия Украинской Церкви имеются вполне достаточные основания. Начала Киевской Церкви заложены святым апостолом Андреем Первозванным, более тысячи лет насчитывает история Киевской митрополии, доказавшей свою верность Православию в сложных условиях противодействия инославной экспансии и государственному атеизму. Наша Церковь имеет богатый богословский опыт, о чем свидетельствует, например, плодотворная деятельность Киево-Могилянской Академии. Согласно данным социологических опросов подавляющее большинство жителей Украины (около 25 миллионов) считают себя православными христианами. С 1991 г. Украина существует как независимое государство. Это – лишь часть тех факторов, совокупность которых, на основании канонов и исторических прецедентов, является предпосылкой для автокефального бытия Церкви.
Хотели бы обратить ваше внимание на то, что в прошлом Русская Православная Церковь признавала автокефальными Православные Церкви в Польше, Чехословакии и Америке. Каждая из этих Церквей имела и имеет намного меньшую паству и епископат, совершая свое служение среди преимущественно инославных народов. Если за этими Церквами было признано право автокефалии, то отказ от признания автокефалии Украинской Православной Церкви будет означать, что братская Русская Церковь в этом вопросе руководствуется не церковными, а чуждыми Церкви политическими мотивами, применяя двойные стандарты и внося в жизнь Церкви надменность мирской власти (8 правило III Вселенского собора). Такая надменность мирской власти имеет корни в этнофилетизме (национальном шовинизме в Церкви) и этатизме (подчинении жизни Церкви интересам государства), о недопустимости которых было ясно сказано в выступлении Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея на Всеправославном совещании (Синаксе) в октябре минувшего 2008 г. в Константинополе.
Общеизвестно, что вследствие ряда сомнительных действий и решений Украинская Православная Церковь длительное время находится в состоянии разделения. Мы считаем, что это разделение возникло в результате отступления некоторыми из наших собратий от собственных решений, принятых и подписанных на Соборе УПЦ 1-3 ноября 1991 г. Способствовало разделению и нарушение в 1992 г. прав самостоятельности и независимости в управлении, дарованных УПЦ в 1990 г. Реализация решений Собора УПЦ путем провозглашения автокефалии УПЦ и признания этой автокефалии братскими Поместными Церквами – реальный путь к преодолению разделения Церкви в Украине.
Мы осознаем, что этот путь может быть для многих трудным и болезненным, как трудным и болезненным был путь преодоления разделения Русской Церкви, завершившийся восстановлением молитвенного общения между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Но «вменив, яко не бывшее» все, что мешало объединению, две стороны затяжного противостояния нашли в себе силы снова стать единой Церковью единого русского народа. Поэтому мы обращаемся к вам: вспомните свою боль, которую причиняло разделение, вспомните свою радость, вызванную единением – и вы поймете, что такую же боль испытывает разделенная Украинская Церковь и такого же единения, как единая Церковь украинского народа, она чает.
На пути к единству Украинской Православной Церкви и признанию ее автокефалии могут встать некоторые решения, принятые Архиерейскими Соборами РПЦ. Но вспомните, что в истории Русской Церкви были прецеденты ошибочных соборных решений, впоследствии отмененных. Таковы соборное решение об извержении из сана святителя Филиппа, митрополита Московского, некоторые из решений Стоглавого собора, клятвы Великого Московского собора на старые обряды и тех, кто их придерживается. Таким можно назвать и решение Святейшего Синода о лишении сана и монашества святителя Аресния (Мациевича), митрополита Ростовского, в 2000 г. причисленного к лику святых. Поэтому призываем вас найти в себе мудрость и силу отменить или предать забвению вредные для Церкви решения, как это было сделано вашими предшественниками. Рано или поздно это все равно произойдет – но да не спросит с вас Бог ответа за то, что вы могли сделать великое благое дело и не сделали его!
Предание забвению Поместным Собором Русской Православной Церкви некоторых решений Архиерейских Соборов РПЦ 1992 г. и 1997 г. и признание автокефалии Украинской Православной Церкви способствовало бы установлению истинно братских взаимоотношений между Русской и Украинской Церквами. Ранее Московским Патриархатом таким же образом были преодолены проблемы в общении с Грузинской, Болгарской, Польской Церквами и Американской митрополией. Взаимное прощение в недавнее время открыло путь к единству самой Русской Церкви. Эти примеры свидетельствуют о том, что признание автокефалии Украинской Православной Церкви, необходимость которой явно осознается вот уже 90 лет, поможет эффективно преодолеть многие существующие проблемы во взаимоотношениях не только наших Церквей, но братских народов России и Украины. Уверены, что такое деяние Поместного Собора РПЦ во все последующие времена будет с благодарностью восприниматься архипастырями, пастырями и всеми православными верующими Украины.
Не стоит обманываться иллюзией того, что автокефалия УПЦ – лишь прихоть отдельных иерархов или власть имущих. На самом деле – это подлинное чаяние большей части благочестивого украинского народа. Ведь даже будучи в искусственной внешней изоляции и ощущая постоянное противодействие, наша Церковь выросла и окрепла. Даже в нынешнем состоянии она по численности епископата, пастырей, приходов и прихожан больше, чем часть Поместных Церквей. Верим, что и многие из вас, особенно совершающие свое служение в Украине, осознают бесперспективность дальнейшего отрицания сложившихся реалий и провозглашения заведомо неприемлемых условий для единения УПЦ.
Если Поместный Собор не найдет в себе сил и мужества принять вышеозначенные решения – мы, уповая на милость Божию, будем и далее ожидать того, что у иных архипастырей и пастырей найдутся такие силы и мужество. Вместе с тем мы молимся, чтобы деяния вашего Поместного Собора действительно были согласны с волей Духа Святого и принесли мир и единство Украинской Церкви!
С любовью во Христе
Собор Украинской Православной Церкви, проходивший в Киево-Печерской лавре 1-3 ноября 1991 г., принял историческое решение о необходимости бытия УПЦ, как автокефальной Церкви. Собор констатировал, что для автокефального бытия Украинской Церкви имеются вполне достаточные основания. Начала Киевской Церкви заложены святым апостолом Андреем Первозванным, более тысячи лет насчитывает история Киевской митрополии, доказавшей свою верность Православию в сложных условиях противодействия инославной экспансии и государственному атеизму. Наша Церковь имеет богатый богословский опыт, о чем свидетельствует, например, плодотворная деятельность Киево-Могилянской Академии. Согласно данным социологических опросов подавляющее большинство жителей Украины (около 25 миллионов) считают себя православными христианами. С 1991 г. Украина существует как независимое государство. Это – лишь часть тех факторов, совокупность которых, на основании канонов и исторических прецедентов, является предпосылкой для автокефального бытия Церкви.
Хотели бы обратить ваше внимание на то, что в прошлом Русская Православная Церковь признавала автокефальными Православные Церкви в Польше, Чехословакии и Америке. Каждая из этих Церквей имела и имеет намного меньшую паству и епископат, совершая свое служение среди преимущественно инославных народов. Если за этими Церквами было признано право автокефалии, то отказ от признания автокефалии Украинской Православной Церкви будет означать, что братская Русская Церковь в этом вопросе руководствуется не церковными, а чуждыми Церкви политическими мотивами, применяя двойные стандарты и внося в жизнь Церкви надменность мирской власти (8 правило III Вселенского собора). Такая надменность мирской власти имеет корни в этнофилетизме (национальном шовинизме в Церкви) и этатизме (подчинении жизни Церкви интересам государства), о недопустимости которых было ясно сказано в выступлении Святейшего Архиепископа Константинополя – Нового Рима и Вселенского Патриарха Варфоломея на Всеправославном совещании (Синаксе) в октябре минувшего 2008 г. в Константинополе.
Общеизвестно, что вследствие ряда сомнительных действий и решений Украинская Православная Церковь длительное время находится в состоянии разделения. Мы считаем, что это разделение возникло в результате отступления некоторыми из наших собратий от собственных решений, принятых и подписанных на Соборе УПЦ 1-3 ноября 1991 г. Способствовало разделению и нарушение в 1992 г. прав самостоятельности и независимости в управлении, дарованных УПЦ в 1990 г. Реализация решений Собора УПЦ путем провозглашения автокефалии УПЦ и признания этой автокефалии братскими Поместными Церквами – реальный путь к преодолению разделения Церкви в Украине.
Мы осознаем, что этот путь может быть для многих трудным и болезненным, как трудным и болезненным был путь преодоления разделения Русской Церкви, завершившийся восстановлением молитвенного общения между Московским Патриархатом и РПЦЗ. Но «вменив, яко не бывшее» все, что мешало объединению, две стороны затяжного противостояния нашли в себе силы снова стать единой Церковью единого русского народа. Поэтому мы обращаемся к вам: вспомните свою боль, которую причиняло разделение, вспомните свою радость, вызванную единением – и вы поймете, что такую же боль испытывает разделенная Украинская Церковь и такого же единения, как единая Церковь украинского народа, она чает.
На пути к единству Украинской Православной Церкви и признанию ее автокефалии могут встать некоторые решения, принятые Архиерейскими Соборами РПЦ. Но вспомните, что в истории Русской Церкви были прецеденты ошибочных соборных решений, впоследствии отмененных. Таковы соборное решение об извержении из сана святителя Филиппа, митрополита Московского, некоторые из решений Стоглавого собора, клятвы Великого Московского собора на старые обряды и тех, кто их придерживается. Таким можно назвать и решение Святейшего Синода о лишении сана и монашества святителя Аресния (Мациевича), митрополита Ростовского, в 2000 г. причисленного к лику святых. Поэтому призываем вас найти в себе мудрость и силу отменить или предать забвению вредные для Церкви решения, как это было сделано вашими предшественниками. Рано или поздно это все равно произойдет – но да не спросит с вас Бог ответа за то, что вы могли сделать великое благое дело и не сделали его!
Предание забвению Поместным Собором Русской Православной Церкви некоторых решений Архиерейских Соборов РПЦ 1992 г. и 1997 г. и признание автокефалии Украинской Православной Церкви способствовало бы установлению истинно братских взаимоотношений между Русской и Украинской Церквами. Ранее Московским Патриархатом таким же образом были преодолены проблемы в общении с Грузинской, Болгарской, Польской Церквами и Американской митрополией. Взаимное прощение в недавнее время открыло путь к единству самой Русской Церкви. Эти примеры свидетельствуют о том, что признание автокефалии Украинской Православной Церкви, необходимость которой явно осознается вот уже 90 лет, поможет эффективно преодолеть многие существующие проблемы во взаимоотношениях не только наших Церквей, но братских народов России и Украины. Уверены, что такое деяние Поместного Собора РПЦ во все последующие времена будет с благодарностью восприниматься архипастырями, пастырями и всеми православными верующими Украины.
Не стоит обманываться иллюзией того, что автокефалия УПЦ – лишь прихоть отдельных иерархов или власть имущих. На самом деле – это подлинное чаяние большей части благочестивого украинского народа. Ведь даже будучи в искусственной внешней изоляции и ощущая постоянное противодействие, наша Церковь выросла и окрепла. Даже в нынешнем состоянии она по численности епископата, пастырей, приходов и прихожан больше, чем часть Поместных Церквей. Верим, что и многие из вас, особенно совершающие свое служение в Украине, осознают бесперспективность дальнейшего отрицания сложившихся реалий и провозглашения заведомо неприемлемых условий для единения УПЦ.
Если Поместный Собор не найдет в себе сил и мужества принять вышеозначенные решения – мы, уповая на милость Божию, будем и далее ожидать того, что у иных архипастырей и пастырей найдутся такие силы и мужество. Вместе с тем мы молимся, чтобы деяния вашего Поместного Собора действительно были согласны с волей Духа Святого и принесли мир и единство Украинской Церкви!
С любовью во Христе
От имени Украинской Православной Церкви
Киевского Патриархта
ФИЛАРЕТ,
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины
Киевского Патриархта
ФИЛАРЕТ,
Патриарх Киевский и всея Руси-Украины
21 января 2009 г.
Документ направлен в канцелярию Московской патриархии почтой и передан по факсу.
Джерело: Прес-центр Київської Патріархії.
15
Коментарі
анонім
123.01.09, 14:03
марна справа