Граф С. Ю. Витте говорил о дипломатических способностях императрицы как об одном из её главных достоинств. Очарование этой удивительной личности оказывало магическое воздействие на всех, кто её окружал. По словам Феликса Юсупова, «несмотря на маленький рост, в её манерах было столько величия что там, куда она входила, не было видно никого, кроме неё... По своему уму и политическому чутью Мария Фёдоровна играла заметную роль в делах империи». Природный ум и политическая интуиция жены, безусловно, оказывали влияние на принятие Александром III важных политических решений. Это был удачный брачный союз.
Для датской королевской семьи благотворительная деятельность была делом обычным, поэтому неудивительно, что юная цесаревна с первых лет своего пребывания в России начинает свою общественную деятельность как глава Ведомства учреждений императрицы Марии, основанного женой Павла I, также Марией Фёдоровной, и Российского общества Красного креста. Четвёртого ноября 1877 года из болгарского села Брестовец цесаревич писал жене: «Вчера в 11 утра получил посланные тобой вещи для офицеров и солдат... Если будешь ещё присылать, то,
пожалуйста, побольше табаку и именно махорки... Одеяла, чулки, колпаки и проч. - всё это хорошие вещи и нужны...» В апреле 1878 года указом Александра II Мария Фёдоровна была награждена знаком отличия Красного креста I степени за попечительство о раненых и больных воинах.
В ведении возглавляемых Марией Федоровной учреждений находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения императрицы Марии были созданы практически во всех крупных городах Российской империи: Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Пскове, Петрозаводске, Вологде, Орле, Нижнем Новгороде, Риге, Новочеркасске, Симбирске, Саратове, Томске и многих других. В Москве и Московской губернии их насчитывалось не менее десяти, в Санкт-Петербурге и его окрестностях - более семнадцати.
В знак признания больших заслуг Марии Фёдоровны в деле развития благотворительности в России император Николай II на Пасху 1898 года преподнес матери удивительный пасхальный подарок -драгоценное яйцо работы фирмы «Фаберже», выполненное на сюжет важного для вдовствующей императрицы события - столетнего юбилея Ведомства учреждений императрицы Марии.
Яйцо называлось «Пеликан». Птица, разорвавшая себе грудь, чтобы напоить своей кровью птенцов, - древний символ самопожертвования - была избрана эмблемой благотворительных учреждений Ведомства императрицы Марии.
Внутри золотого яйца-складеня с пеликаном находился «сюрприз» в виде ряда миниатюр с изображениями различных женских благотворительных институтов и воспитательных домов, среди которых были Смольный институт благородных девиц, Екатерининский институт, Сиротский институт императора Николая I, Ксенинский институт и другие, в деятельности которых Мария Фёдоровна принимала самое активное участие, направляя большие суммы денег из личных средств.
Карл Фаберже и ювелиры его фирмы создали первое императорское яйцо в 1885г.
Оно было заказано царём Александром III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Так называемое «Куриное» яйцо снаружи было гладким и эмалированым, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона. (о нем я уже писала ранее)
Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной:
Пасхальное яйцо Фаберже должно было стать вольной интерпретацией яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого известны и сегодня. Они находятся: в замке Розенборг (Копенгаген); в музее Истории искусств, (Вена) и в частной коллекции, (ранее — в художественной галерее «Зеленые своды», Дрезден). Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней — кольцо. Считается, что императору хотелось порадовать супругу сюрпризом, который напомнил бы ей хорошо знакомое изделие из датской королевской сокровищницы.
Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Федоровне, новой императрице
Всего с 1885 по 1916 год фирмой было изготовлено пятьдесят яиц: тридцать для Марии Федоровны, двадцать для Александры Федоровны. Есть много неясностей и неточностей, но даю данные максимально проверенные по нескольким источникам
О некоторых яйцах Мариии Федоровны я уже рассказывала. В предыдущих заметках есть фото и описание таких яиц как : "Память Азова", "Ренессанс", "Курочка", "Петушок" или "Кукушка", "Конный памятник Александра III", "Лавровое дерево или Апельсиновое дерево", « Орден Святого Георгия».
Утеряны и нет изображений таких яиц как
-«Курочка с сапфировым панданом» (1886),
-«Херувим и колесница» (1888)-Малахитовое яйцо с каретой, оленями и тремя херувимами внутри. Подставка раскладывается и имеет два варианта,
-"Портреты Александра III» (1896) Упоминается в счете фирмы. Вероятно, содержал 6 портретных миниатюр,
-«Нефритовое» (1902), или т. н. «Медальон Александра III», так как предположительно содержало портрет.
Яйцо - " Павлин". На изделии стоит клеймо придворной ювелирной фирмы Карла Фаберже.
Сделано в 1908 году. Что касается мастера - изготовителя этого яйца, то в одних источниках он указан как - Генрих Вигстрем, в других - Дорофеев. Вдохновлен знаменитыми часами-павлином в Эрмитаже. Сюрприз внутри яйца - павлин - механическая птичка, сидящая на ветке внутри яйца.Веточки из золота, усыпанные драгоценными камнями. Павлин вынимается.Если его завести и поставить на плоскую поверхность, он начинает расхаживать с важным видом, чинно переступая ножками.Он может поворачивать головку и время от времени распускает свой хвост.(Есть мнение, что именно эту часть работы выполнил Дорофеев)
Яйцо было подарено императором своей матери вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1908 года. Яйцо хранится в частной коллекции наследников Мориса Синдоза. Лозанна, Швейцария
Лебедь (1906)
Изготовлено на ювелирной фирме Фаберже в 1906 году. Автор изготовления яйца -неизвестен. Скорлупа яйца открывается, и появляется фигурка лебедя, плавающая в миниатюрном озере с золотыми кувшинками. Если завести механизм, который находится под крылом лебедя, птица начинает скользить по воде, шевеля своими перепончатыми ножками. Лебедь совершает характерные движения хвостом. Голова лебедя и вытянутая шейка поднимаются и опускаются, крылья раскрываются и можно разглядеть каждое перышко на крыле птицы. Хранится в частной коллекции наследников Мориса Сандоза. Швейцария
«Колыбель с гирляндами» (1907) Также называется «Трофеи любви». Сюрприз утерян. Стиль
Людовика XVI . Частная коллекция Роберта М. Ли, США
Сделано в Петербурге. Мастер: Генрих Вигстрем. Клейма: Н.W ., кокошник. Материалы:
цветное золото, прозрачная светло-голубая и зелёная эмаль, опаловая светло-серая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, белый оникс. Размеры: высота: 5 3/4 дюйма (14,7 см). Техника исполнения: прозрачная и опаловая эмаль по гильошированному фону, чеканка, резьба.
Описание: яйцо-сувенир, созданное в стиле Людовика ХVI , венчает золотая корзина с эмалевыми розами. Яйцо окружено четырьмя пучками стрел, соединенных гирляндами из цветов и листьев. Сюрприз яйца - золотая, покрытая эмалью миниатюрная сердцевидная рама с подставкой, в форме букв, составляющих имя "Ники" - утерян.
Алмазная сетка
Яйцо изготовлено в 1892 году.
Изделие покрыто алмазами. К сожалению, подставка в виде державших яйцо херувимов утеряна. Внутри сюрприз — слон (датское гербовое животное), также утерян.
Яйцо покрыто закрученными шпалерами розовых бриллиантов, устанавлено на базу, состоявшую из трех небольших мальчиков, считается (будущего царя) Николая II , Георгия и Михаила, сына Александра и Марии. Первоначально в нем находился слон, выполненный из слоновой кости с бриллиантами. (Слон - это самая высокая награда со стороны датского правительства). После революции исчезли слон и херувимы.
Яйцо впервые появилось на аукционе Сотбис в Лондоне в 1960 году. Было продано за 2400 фунта. Изделие находится в частной коллекции, в Лондоне.Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)» (1895г)
Ювелир — Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, привыкшей за десятилетие к подобным подаркам. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и погибшего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян.
Яйцо -"Анютины глазки" сделано в 1899 году , клеймо -Фаберже. Мастер-ювелир Михаил Перхин. Яйцо сделано из нефрита, золото, позолоченное серебро, бриллианты, эмаль. Размер - 14, 6 см.
Сюрприз яйца - золотой мольберт на котором стоит бриллиантовое сердечко в центре с эмалью. На сердце - мольберте одиннадцать овалов из красной эмали, где стоят инициалы семьи Романовых. Все овалы раскрываются и под ними находятся миниатюрные портреты семьи императора.
Яйцо было подарено императором Николаем II его матери вдовствующей императрице Марии Федоровне на Пасху 1899 года.Хранилось в 30 -ые годы в Галерее Хаммера, сейчас находится в Новом Орлеане в частной коллекции.США
Яйцо "Гатчинский дворец" Изготовлено на императорской придворной фирме Карла Фаберже в 1901 году. Мастер - ювелир -Михаил Перхин. Изготовлено из гравированного и текстурированного золота четырех цветов. золото, цветное золото, жемчуг, зеленая, красная, желтая и белая эмаль. Размеры - 12, 7 см.
Пасхальное яйцо императорской семьи "Гатчинский дворец", это точная миниатюрная копия дворца с прилегающей территорией, с деревьями , фонарными столбами, главной загородной резиденцией вдовствующей императрицы - Марии Федоровны. Содержимое яйца не вынимается. Подарено императором Николаем II его матери, вдовствующей императрице, Марии Федоровне. 1901 год. Яйцо хранится в Художественной галереи Уолтерс, Балтимор, штат Мериленд, США
«Наполеоновское яйцо»
К 100-летней годовщине Отечественной войны. Сюрприз — ширма с 6 миниатюрами,
изображающими представителей полков, почётным полковником которых была
императрица
«Зимнее» (1913г)
Из хрусталя, опалов и
бриллиантов. Сюрприз — корзина с анемонами. Самое дорогое из яиц, оплаченных
Романовыми (24 тыс. руб). Коллекция эмира Катара
Яйцо "Гризайль" (Екатерины Великой). Яйцо известно и под другими названиями - "Розовые камеи". Яйцо изготовлено на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Дата изготовления -1914 год. Мастер- ювелир - Генрих Вигстрем.
Еще один пример автоматической фигурки, предположительно считающейся сюрпризом данного яйца, - небольшой паланкин, в котором императрицу Екатерину Великую несут два придворных арапчонка.
Императрица изображена в всем своем величии: с императорской короной на голове и в императорской мантии, отороченной горностаем (одежда выполнена из прозрачной эмали). Подарено Николаем II его матери Марии Федоровне на Пасху 1914 года. Хранится в Музее Хилвуд, Вашингтон, Округ Колумбия, США, в коллекции Марджори М.Пост.(Наследников Мак - Дональдса.)
«Датские дворцы», 1890 г
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин. Клейма: Фаберже, МП, проба 56, якоря и скипетр. Материалы: яйцо - зелёное и розовое золото, розовато- лиловая опаловая змаль по гильошированному фону, звёздные сапфиры, изумруд, бриллианты огранки розой, карман и подкладка из красного бархата. Ширма - зелёное и цветное золото, акварель по перламутру. Размеры: высота 4 дюйма (10,1 см).
Техника исполнения: прозрачная эмаль по гильошированному фону с крестами, литьё, чеканка. Хранится в коллекция фонда Матильды Геддингс Грей, Новый Орлеан (Новорлеанский музей искусства).
Описание: яйцо сделано в стиле Людовика ХVI . Шесть вертикальных и три горизонтальные полоски из чеканных лавровых листьев делят яйцо на двенадцать секций. Каждая точка пересечения отмечена круглым изумрудом и окружена четырьмя золотыми розами. На верхней части яйца находится медальон из чеканных расходящихся листьев аканта, в центре которых находится серо-синий круглый звёздный сапфир, окружённый бриллиантами. Низ яйца также украшен медальоном из чеканных перевитых листьев аканта. В яйцо вкладывается складывающаяся
десятипанельная ширма, рама которой сделана из сетчатых кругов и стоит на ножках с греческими меандрами. Каждая рамка увенчана резным венком из цветного золота. По бокам венка - две чеканные лавровые ветви. Каждая панель расписана придворным миниатюристом К.Крижитским, подписана и датирована 1891 г. На миниатюрах
изображены (слева направо): 1. Императорская яхта "Полярная Звезда".2. Дворец Амалиенсборг в Копенгагене. З. Поместье Хвидоре. 4. Летний дворец Замок Фреденсборг. 5. Замок Берншторфф. 6. Замок Кронборг в Эльсиноре. 7. Дача Александрия в Петергофе. 8. Гатчинская дача в окрестностях Петербурга. 9. Гатчинский дворец в окрестностях Петербурга. 10. Императорская яхта "Царевна".
Происхождение: подарено императором Николаем II его матери вдовствующей императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1895 г., далее Галереи Хаммера, Нью-Йорк: приобретено у Советского правительства около 1927 г. Мистер и Миссис Николас Х. Людвиг
Красный крест c портретами, 1915 г.
Сюрприз — 5 портретов двух дочерей, сестры, жены и кузины царя в форме медсестёр.
Худож. музей Вирджинии, Ричмонд, США
Сделано в Петербурге. Мастер: Генрих Вигстрем.
Материалы: позолоченное серебро, золото, перламутр, опаловая белая и красная эмаль. Размеры: 3 1/2 дюйма (8,8 см). Техника исполнения: опаловая белая и красная эмаль. Хранится в Музее Изящных Искусств штата Вирджиния, коллекция Лилиан Т.Прат.
Описание: сюрприз яйца - пятипанельная складывающаяся ширма с миниатюрными портретами женщин императорской семьи в формах сестер Милосердия Красного Креста. Происхождение: подарено императором Николаем II его матери императрице Марии Фёдоровне.
«Розово-лиловое яйцо с 3 миниатюрами», 1897 г.
Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри — сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. Изготовлено для Марии Фёдоровны
Датский юбилей, 1903 г.
Сюрприз — двусторонний портрет короля Кристиана и королевы Луизы, родителей императрицы, в честь 40-й годовщины их восшествия на престол Первая владелица - Мария Фёдоровна
«Памятное Александра III », 1909 г.
Сюрприз — миниатюрный бюст. Подарено Марии Фёдоровне. Местонахождение неизвестно
На яйце «Воскресение Христово» стоит раннее клеймо главного мастера Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое ставилось в петербургской ювелирной мастерской Фаберже до 1899 года. Это сочетание позволяет отнести яйцо к периоду от 1884 до 1894 года.
С обратной стороны яйца перфорированная решетка закрывает часовой механизм, приводимый в действие большим серебряным ключом. На основании в виде четырехлистника, тщательно расписанном эмалью в духе Возрождения, большая натуральная жемчужина, на которой расположено совершенное по форме яйцо из горного хрусталя в золотой оправе. Внутри яйца, за хрустальной скорлупой предстает виртуозно выполненная сцена Воскресения: Христос, встающий из гроба и два ангела по обе стороны от него. Фигурки тщательно раскрашены эмалью в пастельных тонах.Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Федоровне, 1889 году на Пасху. Хранится в коллекции журнала "Форбс", Нью-Йорк, США.
«Кавказское яйцо», 1893 г.
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил Перхин. Клейма: Фаберже, МП, проба 72, якоря и скипетр. Материалы: Жёлтое и цветное золото, серебро, платина, прозрачная рубиновая эмаль, бриллианты огранки розой, "портретные" бриллианты (или бриллианты ступенчатой огранки), натуральный восточный жемчуг, слоновая кость, акварель (?). Размеры: высота: 3 5/8 дюйма (9,2 см).
Техника исполнения: прозрачная эмаль по гильошированному фону, акварельная живопись по кости, чеканка, литьё. Хранится в коллекции фонда Матильды Геддинтс Грей, Новый Орлеан (Новоорлеанский музей искусства).
Описание: Яйцо-сувенир в стиле позднего Людовика XV имеет четыре овальных "окна", каждое из которых закрывается овальной дверцей с бордюром из жемчуга. В центре каждой дверцы - бриллиантовый венок поддерживающий цифру, составляющую число 1893. По бокам каждого окна и дверцы находятся золотые жезлы с бриллиантовыми полосками и с жемчужинами на концах. На верхней части яйца под большим "портретным" бриллиантом находится миниатюрный портрет великого князя Георгия Александровича (1871-1899), младшего брата императора Николая II . Портретный бриллиант окружён бриллиантами огранки розой и лавровым венком. В верхней четверти яйца -розовая гирлянда из цветного золота, перевязанная платиновыми бантами, унизанными бриллиантами. Нижняя четверть яйца украшена так же. В основании яйца находится портретный бриллиант меньшего размера. За каждой открывающейся дверцей - миниатюра, изображающая один из видов Абастуманского дворца на Кавказе. Великий князь Георгий был болен туберкулезом и большую часть жизни провёл на Кавказе в Абастумане. Он умер в 1899 году. Миниатюры написаны придворным миниатюристом К.Крижитским и датированы 1891 годом. Яйцо стоит на подставке с витыми золотыми ножками, имитирующими гнутое дерево.Происхождение: Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Фёдоровне на Пасху 1893 г. Галереи Хаммера, Нью-Йорк: приобретено у Советского правительства около 1927 г
Яйцо-часы с синей змеёй, 1887
Сделано в Петербурге. Мастер: Михаил ПерхинМатериалы: цветное золото, прозрачная
синяя и непрозрачная белая эмаль, бриллианты.Размеры: высота 7 1/4 дюйма (18,5
см). Хранится в частной коллекции, Швейцария.
Описание: Посередине яйца расположен
вращающийся циферблат матовой белой эмали с мелкими алмазами по краям, на
котором розовыми бриллиантами обозначены цифры. Золотой язычок змеи, усыпанной
бриллиантами, показывает время. Яйцо обрамляют гирлянды из роз, выполненные из
четырёх оттенков золота, закреплённые бантиками из розовых бриллиантов. Золотые
ручки чеканной работы заканчиваются в форме замысловатой геометрической фигуры.
Сверху яйцо увенчано усыпанным бриллиантами ананасом. Подставка - основание
состоит из трёх золотых пластин, покрытых белой матовой эмалью. Две из них
украшены золотыми трофеями, символизирующими Науку и Войну, на третьей - корзина
с букетом цветов. Тематика этого яйца могла быть навеяна модными в период
правления Людовика XVI часами в виде урн. Яйцо с часами и змеёй имеет
предшественников среди каменных часов в стиле неоклассицизма. Происхождение:
Подарено императором Александром III его жене императрице Марии Фёдоровне.
Коментарі
Гість: Рус с kija
114.01.11, 18:19
Спасибо, познавательно.
Кроме упоминания о "русских" Романовых
ЛанаМ
214.01.11, 18:23Відповідь на 1 від Гість: Рус с kija
я расцениваю все проще-))) есть вечные ценности и спасибо царям, что они их заказывали и оплачивали-)) в результате имеем возможность любоваться красотой. Романовы были интересными историческими личностями, делали разное-) и хорошее и плохое. Я выбираю только то, что интересно мне-) Об этом и пишу-) а потом показываю племянницам. Стараюсь развить в них любопытство и чувство прекрасного
Выкрутасина
314.01.11, 18:28Відповідь на 2 від ЛанаМ
Понравилось им, что ли? Напишите мне! Я на середине чуть от скуки не уснула. И вообще, творения Фаберже для меня кажутся пафосными. Наверное потому, что я не венценосная особа.
ЛанаМ
414.01.11, 18:33Відповідь на 3 від Выкрутасина
Это больше информационная заметка-) Согласна что скучно-))
На самом деле есть красивые работы -мне некоторые нравятся-) Но не все конечно-)))) Красивое яйцо Павлин. Тебе оно не нравится?
Гість: Рус с kija
514.01.11, 18:50Відповідь на 2 від ЛанаМ
Все это прекрасное делали мастера руси, а не немцы кровопийцы. Цари занимались стяжательством и не больше. Весь старый Питер стоит на костях наших "малоросов". Сам Фаберже не сделал ничего своими руками, на него работали наши -батрачили.
Выкрутасина
614.01.11, 18:52Відповідь на 4 від ЛанаМ
Они все красивые, но меня ни одно не зацепило. И вообще, за такие деньжищи можно было много полезного для государства сделать, а не финтифлюшки заказывать.
ЛанаМ
714.01.11, 19:12Відповідь на 6 від Выкрутасина
ты как всегда категорична-)) сейчас государство не беднее-))) но почему то ничего подобного не создается.
Кстати, поищи информацию о том, сколько столило яйцо (одно в год) и сколько денег тратило Мария Федоровна в год на благотворительность (из своего приданного!!). Расскажешь потом.
Выкрутасина
814.01.11, 20:15Відповідь на 7 від ЛанаМ
Сейчас тоже заказывают себе и женам наши правители, лет через сто выставят на аукционы, как и Фаберже сейчас. Можно подумать, Романовы заказали эти яйца для простого народа!
Благотворительнстью нетрудно заниматься при таком приданом и будучи императрицей. Тем более, она ею занималась не тайно, а была не раз награждена! А сколько обычных женщин также работали в госпиталях, их имен даже не знаем.
Мне мама велела не шастать в Вашем блоге, раз не нравится.
Гість: N N
916.01.11, 01:09
спасибо за интересную заметку и прекрасные работы мастеров)
Galin
1016.01.11, 10:17
Спасибо за интересную заметку!!! Получила удовольствие от ювелирных шедевров.