Алмазный фонд – это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства,
редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Эта коллекция – одна из немногих сокровищниц, хранящих коронные ценности, – самая большая в мире, ей более 150 лет.
Эта заметка вводная. Дальше я постараюсь показать в отдельных статьях все наиболее интересные экспонаты. А пока полюбуйтесь видео. Только оно может показать всю красоту драгоценностей -их блес и изящное подвижное крепление. А на фото такого не увидеть. Поэтому смотрите и любуйтесь.
VIDEO
История создания Алмазного фонда начинается с указа Петра I в 1719 году, согласно которому для особого хранения «подлежащих государству вещей» выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Сразу же появилось и ведомство, которое ведало коронными ценностями, впоследствии получившее название Камерального отделения.
В царской России большинство ценных вещей приобреталось на государственные средства, а небольшая часть поступала в виде подарков. Потому кроме регалий, то есть знаков монархической власти (короны, скипетра, державы), в состав коронных драгоценностей включались и светские украшения, пользоваться
которыми могли только августейшие особы.
На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было
выполнено в этот период. Значительные вклады в Алмазный фонд были сделаны в XVIII веке, особенно при «женском» правлении – Елизавете Петровне и Екатерине II. Пышность и великолепие отличали русский двор, он был одним из самых блестящих в Европе. Среди драгоценных камней главное место тогда занимал
бриллиант (XVIII век даже называли веком бриллианта). Лучшие ювелиры работали при дворе: И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.
XX век изменил судьбу Бриллиантовой комнаты.
В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно –
даже без описи – эвакуированы в восьми сундуках из Петрограда в Москву. Так, без проверки, их приняли в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камерального отделения. По оценке 1915 года, стоимость этих драгоценностей превышала миллиард рублей.
В первые годы советской власти царские сокровища рисковали исчезнуть в полном составе. В 1919 году была организована экспертная комиссия для отбора и оценки вещей, которые имеют художественную ценность и могут представлять интерес для продажи за границу. 1923 год – один их самых драматических в истории Алмазного фонда. Тогда на рынках Амстердама и Антверпена неожиданно появились бриллианты, в которых
специалисты узнали часть русских коронных драгоценностей. Большая часть уникальных царских сокровищ была продана на аукционах 27-30-х годов и осела в частных коллекциях за границей. Вот уж, поистине, полное дилетантство (а может, страсть к быстрому обогащению и власти?) проявили советские руководители: шедевр ювелирного искусства, диадема «Русская красавица», ушёл с лондонского аукциона
за 310 фунтов стерлингов! Бриллиантовая диадема «Русское поле» - всего за 240 фунтов! Увы, Россия навсегда потеряла эти ценности. Местонахождение некоторых бесценных вещей: двух пасхальных императорских яиц фирмы Фаберже, бриллиантового знака ордена Андрея Первозванного, принадлежавшего Александру Второму, иконы «Введение Богородицы во храм» в драгоценном окладе Фаберже и многого другого – до сих пор неизвестно...
Все вожди Советского государства словно считали своим долгом запустить руку в собрание Алмазного фонда. Хрущёв, например, едва не подарил одной из развивающихся стран знаменитую шапку Мономаха (она хранится в Оружейной палате, а не в Алмазном фонде, который сам располагается в двух залах Оружейной палаты) . При Брежневе Алмазный фонд недосчитался одного из бриллиантовых орденских знаков.
Сегодня слухи и сплетни вокруг Алмазного фонда не утихают. Нет ответа на многие вопросы.
Например, по какому праву исторические реликвии Алмазного фонда являются залоговой собственностью Министерства финансов, а не неприкосновенным национальным достоянием? Какая часть ценностей пошла на финансирование экономических программ, какая – на политику, а что исчезло неизвестно куда?
Ответы на эти вопросы охраняются столь же тщательно, как и сами ценности.
***
С 1967 года сокровища постоянно демонстрируются на выставке Алмазного фонда. Выставка эта открылась в Московском Кремле 2-го ноября 1967 года – к 50-летию Советской власти. Её открытие стало заметным событием в культурной жизни нашей страны. Первоначальный срок работы выставки был определён
в один год, но в связи с её широкой популярностью в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно действующую.
В настоящее время так называемая историческая часть Алмазного фонда, в которую входит всё то, что
осталось после 20-х годов, – это чуть более 70 изделий. Остальную часть главной сокровищницы страны составляют поступления, сделанные после 1967 года, когда были открыты месторождения якутских алмазов. С тех самых пор все свеженайденные камни массой свыше 50 каратов по распоряжению правительства
прямой дорогой отправляются в Алмазный фонд.
В Алмазном фонде солнцезащитные очки пригодятся даже зимой, так как невооруженному глазу трудно
выдержать такой блеск. Здесь хранится самая дорогая корона в мире, принадлежавшая Екатерине II. Украшают корону почти 5000 бриллиантов и 75 жемчужин.
Есть тут уникальные драгоценные камни, известные как «Семь исторических камней», или «Семь чудес Алмазного фонда»; императорские регалии, старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий XVIII-XIX веков. По исключительной красоте и ценности почти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины. Даже самый большой бессребреник не сможет остаться равнодушным, увидев самородки золота и платины, такие как 36-килограммовый «Большой треугольник» и 14-киллограммовая «Голова лошади».
В обширной коллекции цветных драгоценных камней почётное место занимает изумруд – камень
столь же драгоценный, как алмаз, и сегодня ещё более редкий. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса – рубинам, сапфирам и александритам – посвящена отдельная витрина.
И, наконец, уральские самоцветы, полудрагоценные и поделочные камни. Их красота никого не оставляет
равнодушным.
***
СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
АГРАФ – нарядная пряжка для парадных одежд.
АЖУР – один из видов оправы для драгоценных камней, при которой камень открыт как снизу, так и сверху.
БРИЛЛИАНТ ЧИСТОЙ ВОДЫ – камень высокой прозрачности, без пороков.
БРИОЛЕТ – особая форма огранки драгоценного камня, напоминающая висячую каплю.
ДИАДЕМА-БАНДО – женское ювелирное украшение в виде повязки или венка из драгоценных камней.
КАБОШОН – обработанный камень округлой формы.
КАННЕЛЮРЫ – ряд параллельных продольных желобков на поверхности.
КАРАТ – мера веса драгоценных камней, равная 200 мг.
КАСТ – оправа для драгоценных и полудрагоценных камней.
КИМБЕРЛИТ – алмазоносная руда – глубинная изверженная порода, содержащая алмазы.
ПАНДЕЛОК – одна из форм ювелирной огранки в виде грушевидной подвески.
ПАРЮРА – набор ювелирных украшений.
РОЗА – форма огранки драгоценных камней, состоящая из сопряжённых мелких треугольных поверхностей на плоском основании.
СОЛИТЕР [солитэ р] – крупный бриллиант.
ТАБЛИЦА – вид огранки плоского камня с большой отполированной верхней поверхностью.
ФЕРМУАР – пряжка.
ШПИНЕЛЬ – минерал, некоторые разновидности которого относятся к драгоценным камням, носящим различные названия в зависимости от цвета и прозрачности.
Коментарі