Портреты XVIII века являются ценными документами, по которым можно определить назначение того или иного ювелирного украшения. Судя по встречающимся изображениям, в эгреты, украшавшие вычурные напудренные дамские причёски или шляпки, вставляли различные перья, чаще всего страусовые.
Эгрет в виде фонтана с сапфирами необычен по своему художественному замыслу. Бриллиантовый сноп расплёскивается струями, заканчивающимися подвижно закреплёнными крупными каплями сапфировых бриолетов и панделоков. При малейшем движении эгрета сапфиры разных оттенков загораются внутренним тёмно-синим огнём, отбрасывая голубоватые тени на сверкающие бриллианты.
В парюре с эгретом находятся серьги в виде блестящего бриллиантового каскада с тяжёлыми, свободно висящими каплями сапфировых панделоков. Камни, подобранные ювелиром с удивительным пониманием их роли в
художественном облике вещи, переливаясь тончайшими цветовыми нюансами, придают серьгам редкую изысканность.
БАНТ-СКЛАВАЖ
Бриллианты, шпинели, золото, серебро
11,5 х 11 см
1764 год. Мастер Пфистерер
В начале 60-х годов XVIII века в моду входят маленькие ожерелья (склаважи), которые носили высоко на шее, порой одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей. Банты-склаважи, подобные
этому, прикреплённые к кружевной ленте или бархотке, плотно облегающей шею, можно увидеть на портретах середины XVIII века. На оборотной стороне этого украшения выгравирована надпись:
Pfisterer 10 Apr. 1764. Она представляет тем больший интерес, что ювелиры очень редко оставляют свои имена на созданных ими изделиях.
Большой бант благодаря своей ажурности не кажется тяжёлым и громоздким. При общей строгости рисунка в этом украшении ощущается та свобода и богатство художественной фантазии, которые присущи ювелирному искусству XVIII столетия. Лёгкая волнистость линий, создаваемая округлой формой бриллиантов, лишает бант сухости и излишней графичности.
Мастерство ювелира не только выявляет красоту камня, но и обогащает этот материал. Светлая шпинель,
поставленная на фольгу, приобретает сочность и оттенок, которого не смогла добиться сама природа.
ПОДВЕСКИ
Бриллианты, шпинели, золото, серебро 6,7 х 5 см 1764 год. Мастер Пфистерер
Подвески вкалывались в причёску и вместе с бантом-склаважем составляли единый гарнитур. На них также стоит имя мастера:
Pfisterer 27 May 1764. При некоторой перегруженности рисунка и обилии камней подвески красиво
скомпонованы. Удачно выделен в центре мотив банта.
НАБОР УКРАШЕНИЙ
Бриллианты, золото, перламутр Вторая половина XVIII века
Во второй половине XVIII века в ювелирных изделиях особенно любили сочетание переливчатого мерцания
жемчуга и перламутра со сверканием бриллиантов. Выполненные во вкусе времени подвеска и броши-фермуары входили в набор украшений, состоящий из 15 предметов.
УКРАШЕНИЯ ИЗ ХРИЗОЛИТА
Хризолиты, бриллианты, золото, серебро Середина XVIII века
Набор украшений из хризолита относится к лучшим ювелирным произведениям середины XVIII века. В
лёгких изгибах линий рисунка и ассиметрии композиции брошек и серёг сказались характерные черты стиля рококо.
Подбор камней отвечает вкусам середины XVIII века. Бриллиант как необходимый элемент любого ювелирного изделия этого времени ещё не господствует в украшении, но оттеняет яркость цветного камня. В этом
сочетании очень нарядны небольшие серьги с каплевидными бриолетами и бант с красиво изогнутыми четырьмя петельками, перехваченными в центре крупным, хорошо огранённым хризолитом.
ШПИЛЬКА В ВИДЕ РОГА ИЗОБИЛИЯ
Бриллианты, золото, серебро 7,5 х 7,5 см
1775—1780 годы. Мастер Л. Дюваль
Бриллиантовая головная шпилька в виде рога изобилия — одно из немногих подписных произведений знаменитого петербургского ювелира Дюваля. Два превосходно огранённых солитера чистой воды в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветочков в тончайшей оправе сверкающими каплями висят в воздухе. Под ними изогнутый рог изобилия сплошь устлан волнистыми рядами алмазных роз.
Чёткий рисунок золотых рёбер витков рога собирает всю композицию и придаёт ей зрительную устойчивость.
Дюваль для своего произведения строго отобрал хорошие однородные камни без нацвета и решительно
отказался от цветной фольги под бриллиантами, чем так увлекались ювелиры середины XVIII века. Максимум эффекта мастер стремится извлечь из самого бриллианта, учитывая его размер, форму, огранку, игру.
ШПИЛЬКИ ГОЛОВНЫЕ
Бриллианты, серебро 8 х 6,5 см Середина XVIII века. Мастер И. Позье (?)
Бриллиантовые шпильки в виде бантов с крупным камнем в центре, выделенным мелкой бриллиантовой обнизью, интересны по замыслу и его художественному воплощению. Главный акцент ювелир делает на камнях, не
украшающих, а составляющих сущность предмета, всеми силами стараясь усилить их блеск и игру. Одна из шпилек – более сложного рисунка, где каждый крупный бриллиант, рельефно выделенный ювелиром, композиционно организует вещь.
Причудливые изгибы узких бриллиантовых лент другой шпильки придают изделию особую воздушность и невесомость.
БРОШЬ И ШПИЛЬКА
Бриллианты, рубины, золото 4,9 х 4 см 1760-е годы
Небольшие бриллиантовые банты с вкраплёнными в них рубинами могли использоваться как броши-фермуары,
головные шпильки и пряжки. Образованные четырьмя слегка выпуклыми петлеобразными лепестками, они скреплены в центре крупным рубином, приподнятым в высоком касте.
В каждый лепесток ювелир-художник вписывает рубиновую ягодку в бриллиантовом ореоле, словно покачивающуюся на бриллиантовом стебельке. Рубины невысокого качества, но поставлены на фольгу разного тона, усиливающую или приглушающую природный цвет камня. Это создаёт исключительный колористический эффект. Оправа камней включается в композицию и выполняет связующую роль рисунка. Набегая на камень, она образует чуть удлинённые листочки, выросшие вокруг рубиновых капелек.
ПОГРЕМУШКА-СВИСТОК
Золото, рубины, изумруды, бриллианты XVIII век
Коментарі
prosto tak
128.01.11, 19:50
серьги запросто можно потерять,застежка стремная
prosto tak
228.01.11, 19:51
а все очень красивое
ЛанаМ
328.01.11, 19:52Відповідь на 2 від prosto tak
закончила с Фаберже) с Алмазным фондом-)) пройдусь по известным ювелирным домам...
prosto tak
428.01.11, 19:53Відповідь на 3 від ЛанаМ
давай,интересно