хочу сюди!
 

Марина

47 років, овен, познайомиться з хлопцем у віці 40-50 років

«За веру, царя и отечество»

«ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО»: К ИСТОРИИ ЗНАМЕНИТОГО ВОИНСКОГО ДЕВИЗА


Дореволюционный воинский девиз «За Веру, Царя и Отечество!», хотя и оформился окончательно в XIX веке, имеет славную предысторию. В допетровские времена воины шли в бой за «землю Руськую» (Слово о полку Игореве), «за землю за Рускую и за веру християньскую» (Задонщина), «за Дом Пресвятыя Богородицы и за православную христианскую веру» (приговор Первого ополчения 1611 г.[1]), за «государскую честь» (приговор Земского собора 1653 г.[2]). Таким образом, все три составные части будущего девиза к XVIII веку стали неотъемлемой частью русского самосознания – требовалось лишь объединить их в одну емкую формулу.

Слово «Отечество», конечно, было известно и в Древней Руси, однако имело разнообразные значения. Под ним понималась не только «родина» («нсть проркъ безъ чсти, ткмо во отчествiи свомъ (Мф. 13:57)), но и «отцовство» (один из иконописных образов Троицы Новозаветной, включающий изображение Бога Саваофа в виде старца, именуется «Отечеством»). Однако со времен Петра Великого понятие «Отечество» приобретает важное идеологическое звучание. Известен приказ Петра, озвученный в войсках перед Полтавским боем, в котором говорилось: «Воины! Вот пришел час, который должен решить судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за Православную нашу веру и Церковь»[3]. Известен также заздравный тост Петра: «Здравствуй тот, кто любит Бога, меня и отечество[4]. Первые учрежденные в России ордена, как гласили их девизы, вручались «За веру и верность» (орден св. ап. Андрея Первозванного, учрежден в 1699 г.), «За любовь и Отечество» (орден св. вмчц. Екатерины, 1714 г.), «За труды и Отечество» (орден св. блгв. Александра Невского, 1725 г.).

В день коронации императрицы Елизаветы Петровны 25 апреля 1742 года новгородский архиепископ Амвросий (Юшкевич) оправдывал произведенный ею дворцовый переворот тем, что она выступила «за целость Веры и Отечества … против неприятеля и сидящих в гнезде орла российского нощных сов и нетопырей, мыслящих злое государству»[5]. На медали в честь коронации Екатерины II также было выбито: «За спасение Веры и Отечества». В ее манифесте о вступлении на престол в 1762 году прославлялась сражавшаяся «за Веру и Отечество» российская армия[6]. В манифесте о военной дисциплине 22 сентября 1762 года отмечалось «усердие к Нам и Отечеству»[7]. Указ от 18 июля 1762 года упоминал «службу, приносимую Богу, Нам и Отечеству»[8]. Наконец, Жалованная грамота дворянству 1785 года восхваляло дворянство, ратующее «противу внутренних и внешних врагов веры, монарха и отечества»[9].

В 1797 году боровшийся с франкофильским вольномыслием император Павел I приказал изъять слово «Отечество» из употребления (вместе со словами «гражданин», «общество» и т. п.) и заменить на слово «Государство». Однако это запрет продержался недолго – новый император Александр I в 1801 году его отменил. И на медали, которой награждались ополченцы 1806-1807 годов, опять значилось: «За Веру и Отечество». Однако в это время понятие «Отчество» наполняется новым содержанием: если ранее оно, как у Петра, больше связывалось со «родом своим», то теперь с новыми романтическими веяниями его значение повышалось – теперь оно скорее означало причастность к уникальной национальной культуре. В 1811 году С.Н. Глинка в своем журнале «Русский вестник» так сформулировал патриотический идеал: «Бог, Вера, Отечество»[10]. Как справедливо отмечают историки, он противопоставлялся лозунгу Французской революции «Свобода. Равенство. Братство»[11].

Стоит также отметить почти демонстративное отсутствие в формуле Глинки упоминания о монархе. Отношения Александра I с «русской партией» в те времена были непростыми: императора подозревали в стремлении ограничить собственное самодержавие, что воспринималось с полным неприятием. Царю постоянно напоминали о том, что его самодержавная власть не распространяется лишь на одно: он не может ее ограничить – Бог и народ, вручившие ему власть, сделать это не позволят. Н.М. Карамзин в «Записке о древней и новой России» (1811 г.) писал о начале династии Романовых: «Бедствия мятежной аристократии просветили граждан и самих аристократов; те и другие единогласно, единодушно наименовали Михаила самодержцем, монархом неограниченным; те и другие, воспламененные любовью к отечеству, взывали только: Бог и Государь!..». Подвергнув политику Александра I жесткой критике, Карамзин закончил свои слова так: «Любя Отечество, любя монарха, я говорил искренно. Возвращаюсь к безмолвию верноподданного с сердцем чистым, моля Всевышнего, да блюдет Царя и Царство Российское!»[12]. Таким образом, именно всенародная вера и любовь к Отчеству становились гарантами сохранения Царства.

Начало Отечественной войны 1812 года не только вызвало патриотический подъем, но и сплотило общество вокруг власти. Еще накануне войны государственным секретарем был назначен яркий представитель «русской партии» адмирал А.С. Шишков. В своем «Рассуждении о любви к Отечеству» он писал о героях времен Смуты: «Всяк из сих христолюбивых воинов, перекрестясь, становился на место убитого подле него товарища, и все сряду, увенчанные кровью, не сделав шагу назад, лежали побитые, однако не побежденные. Как? Сия твердая грудь, несущаяся за Церковь, за Царя, за Отечество на острое железо; сия с текущею из ран кровью великодушно изливаемая жизнь; сие великое в человеке чувство родится без надежды на бессмертие? Кто поверит сему?»[13]. Именно Шишков был автором выходивших во время войны императорских манифестов и обращений, пользовавшихся широкой народной любовью. Позднее А.С. Пушкин писал о Шишкове: «Сей старец дорог нам: он блещет средь народа, // Священной памятью двенадцатого года». В воззвании к Москве о созыве ополчения от 6 июля 1812 года говорилось: «Того ради имея в намерении, для надежнейшей обороны, собрать новые внутренние силы, наипервее обращаемся Мы к древней столице предков Наших, Москве. Она всегда была главою прочих городов Российских; она изливала всегда из недр своих смертоносную на врагов силу; по примеру ее, из всех прочих окрестностей текли к ней, наподобие крови к сердцу, сыны Отечества, для защиты оного. Никогда не настояло в том вящей надобности, как ныне. Спасение Веры, Престола, Царства того требуют»[14]. Кокарда ополчения 1812 года (как и позднее – в 1854-1856 годах) представляла собой крест с надписью: «За Веру и Царя». Наконец, в написанном Шишковым в ноябре 1812 года «Объявлении для чтения в церквах» говорилось: «Вы достохвально исполняли долг свой, защищая Веру, Царя и Отечество»[15]. Итак, девиз родился – и родился он из огня Двенадцатого года. О том, какую силу подобные слова имели, можно судить хотя бы по тому, что прусское ополчение 1813 года (ландвер), выступившее против Наполеона в союзе с русскими, также получило кокарду по типу русской – в виде латунного креста с девизом «Mit Gott fr Knig und Vaterland» («С Богом за короля и Отечество»).

В дальнейшем Шишков не раз упоминал все три понятия вместе. В манифесте 18 мая 1814 года, изданном в покоренном Париже, опять отмечался всенародный подвиг: «Кроткий поселянин, незнакомый дотоле со звуком оружия, оружием защищал Веру, Отечество и Государя»[16]. Переложением шишковского девиза стали те принципы, на которых министр народного просвещения С.С. Уваров в 1832-1833 годах предложил основать российское образование: «Православие. Самодержавие. Народность»[17]. Позднее в манифесте императора Николая I, опубликованном 14 марта 1848 года в связи с новой революцией во Франции, говорилось: «Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за Веру, Царя и Отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем: С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!». Памятный знак в виде креста с надписью «За Веру, Царя, Отечество» был пожалован ополченцам – участникам Крымской войны после заключения Парижского мира 1856 года. С этого времени изречение приобрело свой неизменный лаконичный вид, сохранявшийся до 1917 года. Пожалуй, до сих пор оно остается лучшим образцом русского воинского девиза. 

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/61882.htm


12

Коментарі

12.06.13, 10:29

Интересно. Мне больше понравилось "За веру и Отечество!". Хотя тоже странно - Россия многоконфессиональная страна.

    22.06.13, 10:53Відповідь на 1 від eksi

    Интересно. Мне больше понравилось "За веру и Отечество!". Хотя тоже странно - Россия многоконфессиональная страна.Как видим, народы Российской империи прекрасно осознавали государствообразующую роль русского народа, потому, не стоял вопрос так, как будто кто-то ущемляет в правах другие конфессии. Русские цари не ущемляли прав ни мусульман, ни буддистов, и у каждого была своя дорога к собственному храму. В этом и уникальность РИ, что народы чувствовали себя в единой семье.

      32.06.13, 10:58Відповідь на 2 від Опал58

      Это-то верно. Просто не представляю татарина, кричащего на ломанном русском "За веру!". Тем более "За православную веру!". Впрочем так же, как не представляю того же татарина, поющего Гимн Украины "Ві ми браття, українці, козацького роду".

        42.06.13, 11:09Відповідь на 3 від eksi

        Это-то верно. Просто не представляю татарина, кричащего на ломанном русском "За веру!". Тем более "За православную веру!". Впрочем так же, как не представляю того же татарина, поющего Гимн Украины "Ві ми браття, українці, козацького роду". В едином государстве-семье семье каждый был за свою веру, а вера нисколько не противоречит любви к единому Отечеству.

        А как же иудеи поют украинский гимн?

          52.06.13, 11:12Відповідь на 4 від Опал58

          Это-то верно. Просто не представляю татарина, кричащего на ломанном русском "За веру!". Тем более "За православную веру!". Впрочем так же, как не представляю того же татарина, поющего Гимн Украины "Ві ми браття, українці, козацького роду". В едином государстве-семье семье каждый был за свою веру, а вера нисколько не противоречит любви к единому Отечеству.

          А как же иудеи поют украинский гимн?
          Так же как Сеня и Олежа.

            62.06.13, 11:15Відповідь на 5 від eksi

            Это-то верно. Просто не представляю татарина, кричащего на ломанном русском "За веру!". Тем более "За православную веру!". Впрочем так же, как не представляю того же татарина, поющего Гимн Украины "Ві ми браття, українці, козацького роду". В едином государстве-семье семье каждый был за свою веру, а вера нисколько не противоречит любви к единому Отечеству.

            А как же иудеи поют украинский гимн?
            Так же как Сеня и Олежа.
            Ну, вот, видите ли, они идентифицируют себя полностью с козацьким родом. Особенно, когда касается власти и денег.

              72.06.13, 12:57Відповідь на 2 від Опал58

              Попробовали бы русские цари ущемлять в правах конфессии покоренных народов.. имели бы геморрой на всю жопу.. Да и неправда ваша.. евреев то в Российской империи считали инородцами.. с ограничением в правах.. А покоренные малые народы.. насильно крестили или истребляли как пиндосцы индейских туземцев..

                82.06.13, 14:21Відповідь на 7 від Хармс

                Попробовали бы русские цари ущемлять в правах конфессии покоренных народов.. имели бы геморрой на всю жопу.. Да и неправда ваша.. евреев то в Российской империи считали инородцами.. с ограничением в правах.. А покоренные малые народы.. насильно крестили или истребляли как пиндосцы индейских туземцев..У русских царей не было цели даже пробовать, ибо там другие были отношения к своим подданным. А захотели бы, они бы нашли возможности ущемлять и подавлять. А евреи были пришлым народом, иудаизм не считался государственной конфессией. Так что мимо. Покоренные малые народы? Аланы приняли христианство раньше славян. Армяне тоже.

                  92.06.13, 14:23Відповідь на 7 від Хармс

                  . насильно крестили или истребляли как пиндосцы индейских туземцев.. Опять извращенная ложь.

                    102.06.13, 15:39Відповідь на 8 від Опал58

                    Отношения были такие же как и везде.. время такое.. или принимай христианство (для малых народов).. или самим смотреть сквозь пальцы на культуру больших народов.. где смысла нет навязывать а значит развязывать войну со всем народом..

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      3
                      5
                      попередня
                      наступна