В конце октября перед жителями Днепропетровска встанет перспектива
очередного выбора — кому на этот раз предоставить право решать
городские проблемы и заботиться о Днепре. За 19 лет независимости
Украины наш город знал только троих мэров, а в период с 1991 по 1993
годы мэрское кресло и вовсе пустовало — всеми насущными вопросами
заправлял глава горсовета тех лет Валерий Пустовойтенко.
Первого градоначальника нового периода — Виктора Меркушова — по
старой привычке выбирали еще сами депутаты горсовета. А вот следующие
мэры — Николай Швец и Иван Куличенко — уже были избраны народным
голосованием. Причем, каждого из них люди видели своим «рулевым» по два
раза. Такая преданность горожан своим лидерам замечена историками еще с
екатеринославских времен, когда, однажды посадив человека в кресло
городского головы, его выбирали вновь и вновь. Правда, в то время
правом избирателя могли пользоваться отнюдь не все. «Возможность
выбирать градоначальника или быть избранным на этот пост имели всего
лишь полпроцента екатеринославцев, да и те ходили на выборы очень
плохо. Например, если голосовать могли человек 500, то реально
голосовала лишь половина. Вот эти-то 250 человек и решали судьбу всего
города», — рассказала нам сотрудник Днепропетровского национального
исторического музея Валентина Лазебник.
«Сегодня» решила вспомнить историю нашего города и проанализировать,
чем Екатеринослав-Днепропетровск обязан многочисленным
градоначальникам, стоявшим у его руля.
ПЕРВЫЙ МЭР ИМЕЛ ТРАКТИР
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
Кто
был самым первым хозяином Екатеринослава де-факто, сказать сложно —
документальных свидетельств об этом факте историки не разыскали.
«Должность городского головы была учреждена в 1766 году Манифестом
императрицы Екатерины II, но сведения о екатеринославском голове
датируются только 1786 годом. Посему официальное первенство в
управлении городом принадлежит купцу Ивану Шевелеву», — пояснила
завотделом научных исследований и экспозиций истории Украины XIX —
начала XX вв. Днепропетровского исторического музея Валентина Лазебник.
О Шевелеве известно только то, что он владел одним из
екатеринославских трактиров. Для города он успел сыграть важную роль —
спустя год после своего назначения (в 1787-м) организовал и провел
первые выборы гласных (депутатов). До того Думы в городе не было. Также
Шевелев составил первую смету Екатеринослава — аналог современного
бюджета.
СДЕЛАЛ ГОРОД МИЛЛИОНЕРОМ
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
Купцу Александру Толстикову, городскому голове Екатеринослава в 1889
и 1901 годах, больше всего должны быть благодарны современные народные
избранники. Депутаты облсовета сейчас заседают в здании бывшего
коммерческого училища, построенного Толстиковым. Но в историю города
этот деятель вошел еще тем, что именно в период его работы бюджет
Екатеринослава возрос в три раза. Если в 1900-м году он составлял 692
тыс. рублей, то всего за два года он вырос до двух миллионов.
Екатеринослав стремительно ворвался в семерку городов России, чей
бюджет составлял от одного до восьми миллионов рублей (всего же в
империи насчитывалось порядка 700 городов).
ГЛАВА «НОВОЙ АМЕРИКИ» УШЕЛ В ОТСТАВКУ ИЗ-ЗА ТРАМВАЯ
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
90-е
годы XIX в. — период расцвета Екатеринослава. По развитию город не
имел аналогов ни в Российской империи, ни в Европе. «Наш город тогда
называли «новой Америкой». С 1887-го по 1897-й годы его население
выросло в 2,5 раза. Такого не было ни в одном из городов», — говорит
историк Валентина Лазебник.
С 1891 по 1901 гг., градом Екатерины руководил Иван Греков. При нем
построили электростанцию и Екатерининский проспект (ныне К. Маркса)
стал освещаться с помощью электричества. В Екатеринославе появился
первый телефон, а затем запустили трамвай. К слову, из-за него-то
Греков позже и покинул пост градоначальника. «Его обвинили в якобы
полученной взятке в 50 тысяч рублей от общества по постройке
электрического трамвая. Но это была не взятка, а залоговые деньги,
полученные управой по договору между городом и обществом о строительстве
трамвая. Из-за оговора Греков заболел и ушел в отставку», — рассказала
историк.
В МЭРЫ ШЛИ БОГАЧИ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАЧАЛАХ
В XIX веке мэрская каденция длилась меньше, чем сейчас: 3—4 года. Но
при этом градоначальники если уж взбирались «на трон», то держались за
него десятилетиями. Рекордсменами в этом стали два
градоначальника-тезки: Иван Колесников и Иван Ловягин. Первый городским
головой избирался пять раз, а второй — семь. «Объяснение этому
простое: многие гласные (депутаты) отказывались принимать должность
головы. Они были, как правило, купеческого или мещанского сословия. То
есть это были люди, которые вынуждены были зарабатывать себе хлеб
насущный каждый день, а работа в думе была общественная и бесплатная.
Она их отрывала от лавок и мастерских. Поэтому в должность
градоначальника вступали купцы, у которых был большой денежный оборот,
которые могли содержать приказчиков, занимающихся их хозяйством. Они
имели свободное время и соглашались на должность головы Екатеринослава.
По-видимому, Колесникову и Ловягину просто предлагали оставаться в
должности, и они не отказывались», — считает Валентина Лазебник.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
Колесников правил 16 лет — с 1812 по 1828 годы. Запомнился тем, что
за свой счет построил каменную Успенскую церковь. Столько же пробыл в
должности и Ловягин — с 1847 по 1863 годы, а гласным Думы был вообще 30
лет. Потомкам он не оставил после своего правления ни парков, ни
церквей, зато запомнился современникам тем, что во время Крымской войны
за собственные деньги строил больницы, организовывал поставки лошадей
на фронт и размещал в городе тысячи раненых, возвращавшихся с поля боя.
ПОСЛЕДНИЙ ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ ГОЛОВА — НЕМЕЦ ЭЗАУ — ПОСТРОИЛ ВОДОПРОВОД
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Исто Последним
екатеринославским городским головой стал инженер немецкого
происхождения Иван Яковлевич Эзау, которому город обязан новым
водопроводом. На его строительство Эзау удалось впервые в истории
Екатеринослава «выбить» 2,5 миллиона рублей кредитных денег от
государства. К слову, этих денег хватило и на то, чтобы проложить и
запустить вторую линию трамвая, которая пролегла от вокзала до Брянского
завода (ныне завод Петровского).
Головой Ивану Яковлевичу довелось быть дважды: в период с 1905 по
1909 год и в 1918 году. Когда к власти в Украине пришел гетман
Скоропадский, поддерживаемый Германией, немца Эзау снова попросили
возглавить город. Он согласился, но вскоре эмигрировал в Германию, а
после — в США. За это короткое время правления он успел принять решение
об открытии в городе университета.
БОЙКО ПОСТРОИЛ АЭРОПОРТ И ОПЕРНЫЙ И СДЕЛАЛ ГОРОД КУЛЬТУРНЫМ
В 1970 году на четыре года главный пост в Днепропетровске занял
уроженец Кривого Рога Виктор Григорьевич Бойко. Пожалуй, период его
работы можно было бы и опустить, если бы в это время наш город не обрел
два знаковых объекта — новое здание аэропорта и Театр оперы и балета. К
слову, последний был сооружен с удивительной скоростью — 31 августа
1973 года вышло постановление о его строительстве, а уже в следующем
году Оперный был закончен. «
Это было настоящим событием не только для днепропетровской
интеллигенции, но и вообще для всех горожан. Первые полгода в театр
было невозможно достать билет — контрамарки на спектакли и балеты
раскупали за пару часов после того, как они попадали в кассы. Но не все
понимали истинное значение открытия Оперного театра в нашем городе.
Это значило, что Днепропетровск стал истинно культурным городом», —
вспоминает библиотекарь Элеонора Петровская.
ЛЯХ ОБЕСПЕЧИЛ ГОРОД МЕДИКАМИ И ЦИРКАЧАМИ
Иван
Лях, возглавлявший город с 1974 по 1981-й, большое внимание уделял
досугу горожан. Так, за время, пока он руководил горисполкомом, в
Днепропетровске построили летний театр в парке Шевченко и открыли
диораму «Битва за Днепр». А в 1980-м город получил новый цирк, в котором
можно смотреть представления круглый год (старый цирк на улице Шмидта
работал только летом, так как здание не отапливалось). К слову, новое
цирковое здание до сих пор считается одним из лучших образцов
отечественной архитектуры.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
Во времена работы Ляха Днепропетровск мог похвастать и медициной. В
1978 году на каждые 10 тысяч жителей города приходилось 36 врачей и 38
медсестер — этот показатель был лучшим во всей огромной стране. Для
сравнения, в прошлом году эти показатели по всей области составили 50 и
96 специалистов соответственно.
ПРИ МИГДЕЕВЕ ПОЛКИ В МАГАЗИНАХ ОПУСТЕЛИ, НО ГОРОД СТРОИЛСЯ
После смерти Леонида Ильича Брежнева для Днепропетровска закончились
«золотые времена». «С началом 1980-х годов и особенно во времена
перестройки, Днепропетровск потерял покровительство Москвы, к которому
он привык за 18 лет правления Брежнева. Если раньше во многих советских
городах, таких как, Воронеж или даже Ленинград, полки в продуктовых
магазинах были гораздо беднее, чем у нас, то теперь картина
поменялась», — рассказывает политолог Андрей Золотарев. Но даже с
потерей звания «города-фаворита генсека» Днепропетровск еще несколько
лет держал неплохой темп в развитии.
В
феврале 1981 года к руководству мегаполисом приступил Александр
Мигдеев. Его восьмилетнее пребывание на посту главы исполкома горсовета
ознаменовалось, в первую очередь, «квартирным вопросом». Мигдеев
развернул бурную кампанию по строительству новых жилых массивов. Большое
значение он предавал сносу ветхих домов и отселению людей из подвалов и
бараков, в которых многие вынуждены были жить даже после 35-й
годовщины окончания Великой Отечественной войны. В Днепропетровске
широко распространилось соревнование жителей за образцовое содержание
домов, подъездов, квартир. В первый же год правления Мигдеева звания
«Дом образцового содержания и высокой культуры быта» удостоились 162
дома. А по итогам смотра технического состояния жилищного фонда нашему
городу было присуждено второе место в Днепропетровской области.
В это время в городе появляется новая троллейбусная линия,
пролегающая от жилмассива Клочко до проспекта имени газеты «Правда».
Кроме того, были построены и сданы в эксплуатацию: Кайдакский мост,
прижелезнодорожный почтамт, гостиница «Рассвет» и Дворец спорта
«Метеор».
ЯРМАРКА ПУСТОВОЙТЕНКО НЕ ДАЛА УМЕРЕТЬ
Валерию Пустовойтенко пришлось заниматься делами города в самый сложный
период, когда огромная советская держава распалась, а молодая Украина
еще не успела сформироваться. «Его задачей было, по крайней мере,
удержать Днепропетровск от полного развала, чтобы хотя бы канализация
работала исправно. Город во времена его правления превратился в одну
сплошную огромную ярмарку. Но именно эта ярмарка не дала умереть с
голоду тысячам днепропетровцев, оставшихся без работы в те тяжелые
годы», — рассказал политолог Андрей Золотарев.
Несмотря на полную разруху в период с 1989 по 1993 годы,
Пустовойтенко все же удалось если не начать что-то новое, то хотя бы
завершить строительство. На набережной открылось здание Дворца пионеров
(ныне Дворец детей и юношества), на улице Малиновского — фабрика
полуфабрикатов, а жители жилмассива «Тополь» обрели долгожданный
кинотеатр «Сечь».
ШВЕЦ — ПЕРВЫЙ ИЗБРАННЫЙ ГОРОЖАНАМИ МЭР ДНЕПРА
В
1994 году днепропетровцы впервые за всю историю города избирали своего
мэра (ранее депутаты горсовета выбирали главу горисполкома в своем
«узком кругу»). По результатам народного голосования победил Николай
Швец, который до этого три года работал заместителем главы горисполкома.
На следующих мэрских выборах 1998 года горожане вновь поддержали его
кандидатуру, но городским головой он пробыл всего несколько месяцев,
предпочтя должность губернатора Днепропетровщины. И, как оказалось,
напрасно. «Для многих днепропетровских руководителей родной город стал
промежуточным этапом на пути в большую политику. Например, Яцуба и
Пустовойтенко худо-бедно укрепились в Киеве, а вот у Швеца после
губернаторства больше побед не было. Он неплохой хозяйственник, но,
видимо, слабый политик», — высказал свое мнение Андрей Золотарев.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14180252.html ">Источник</a>
Именно в правление Николая Антоновича Днепропетровск стали понемногу
приводить в порядок, убирать с главных улиц многочисленные торговые
палатки. В его мэрство начали достраивать Южный мост, который к тому
времени уже прочно носил звание долгостроя. «Кроме того, при Швеце
состоялось открытие здания нового автовокзала, в котором очень нуждался
город. Хотя, если честно, это мало зависело от Николая Антоновича, а
скорее от Павла Лазаренко, который в тот момент был в зените славы.
Также в эти годы была пущена первая линия метрополитена, что Швец ставит
себе в заслугу, хоть и здесь тоже явно не обошлось без Павла
Ивановича. Все-таки, на мой взгляд, основная заслуга Николая Швеца была
в том, что социальная ситуация на фоне остальных украинских городов, к
примеру, того же Харькова, была получше», — считает политолог.
Источник: Сегодня
Коментарі
Андрёй
18.10.10, 12:02
а про ваньку куличенка?
Glory-a
28.10.10, 12:45Відповідь на 1 від Андрёй
а он наверно для города ничего выдающегося не сделал., поэтому и не заслужил здесь быть
я0
38.10.10, 21:26
честно говоря мне город не понравился. грязно, неуютно, необутроено. балуваный я наверное )
но девушки красивые
Glory-a
48.10.10, 21:59Відповідь на 3 від я0
может ты просто его плохо рассмотрел
но главное что девушек заметил молодец
я0
58.10.10, 22:11Відповідь на 4 від Glory-a
как тебе сказать. жил полгода. потом ещё годик достаточно регулярно там был. итак:
- мусорные баки заваленные вокруг мусором. по неделе не вывозятся (и это лето, жара, центр - возле озёрки)
- убитые дороги (центр, про остальное молчу)
- тротуаров кроме европейской площади вообще нет. меня шокировало (честно) по проспекту бутик моднявый, с обложеным мрамором входом, но!! перед ступеньками тупо ямы, асфальтные выбоины (про тротуарную плитку я молчу)
- жадные таксисты
- бешенные маршрутчики (улыбаюсь)
- мало культурных заведений, где можно посидеть (не считая центра)
+ прикольный "мост".
+ хорошие кофейня возле моста (названия не помню)
+ хорошие кинотеатры (2007 год)
+ днепр (если чуть отъехать - можно даже купаться)
+ есть хорошие заведения, с хорошим обслуживанием, дорого
Glory-a
68.10.10, 22:16Відповідь на 5 від я0
ну все это конечно же не спрячешь быстро и не уберешь,
но у нас есть красивые парки, та же набережная, простые и тихие улочки не обязательно в центре города
а вот я в Полтаве ни разу не была
я0
78.10.10, 22:22Відповідь на 6 від Glory-a
пойми. это не претензия, и недайбог не упрёк тебе как жительнице.
я просто своё мнение сказал. это был май 2007 года. я приехал из провинциальной полтавы - и был шокирован. у нас тогда весь центр исторический был вымощен плиткой. баков мусорных не было, но и грязи такой не было. в октябре я уехал в кривой рог - там тоже не было таких мусорок. такси дешевле (при их расстояниях!), люди правда злые ))
жил на западной, в киеве. был в луганске. по сравнению с ужгородом - полтава отдыхает. у нас нет культуры ихней. пусть они и западенцы. но учиться у них многому надо.
это проблема руководства города. самое обидное что денег в городе море. если не океан. а кроме наберженой - "нэспромоглысь". да и по ней были вопросы ))))
но в днепре понравились люди: много добрых и открытых ))
я0
88.10.10, 22:23Відповідь на 6 від Glory-a
приезжай. ) посмотреть мало чего есть. но есть ) сделаем экскурсию
Glory-a
98.10.10, 23:35Відповідь на 7 від я0
та ничего, город как город со своими недостатками
а западная украина мне тоже очень нравится
Оль
109.10.10, 07:28Відповідь на 7 від я0
я с тобой полностью согласна. я - коренная днепропетровчанка, но тоже пришлось поездить и пожить в других городах. Вернувшись в Днепр - обуяла депрессия. Второй по величине город в Украине - и убитые дороги, столько грязи и бродячих собак - капец...