Вид:
короткий
повний

Торжество православия

С праздником!





<




Святой Архангел Михаил! 

Святой Архангел Михаил!
Шестокрылатый первый княже,
Архистратиг Небесных Сил,
Служитель Господа отважный!

подай нам помощь, заступись,
приди, когда на сердце тяжесть,
и с силой вражеской сразись
на Небесах ПОБЕДОЙ Алой! –

пусть вновь летит твое копье
чудесным огненным посланьем
сквозь все миры и житие,
веков минуя расстоянье!

даруй Победу для меня –
во мраке власть имущих мира
да прозвучит моя душа
во Свете праздничного пира!

Архангел Михаил
и прочие Небесные Силы бесплотные -
Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил

21 ноября большой православный праздник, веселый и светлый - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных - ангелов, сотворенных Богом прежде человека и обычно недоступных земному зрению. Этот праздник - главный из всех праздников в честь святых ангелов. В просторечии он именуется Михайловым днем и очень чтим верующими людьми.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. 


Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность — мы почти ничего не знаем, да, в сущностии, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.
Михаил Архангел


Имя Михаил — на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в каноничес-ких книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: «Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.



Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).


В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх. 33, 9, 14, 26-28; 4 Цар. 19, 35).



Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Эх, брат, Стефан, до чего хорош этот твой «варбург»!

  • 15.11.12, 23:57


 Своим образом жизни Патриарх Павел стал близок всем, его, как своего, родного, воспринимали не только православные верующие, но и представители других конфессий, и даже те, кто называет себя атеистом.

Отсюда и столько рассказов, историй, шуток, главным героем которых является сербский духовный глава. Они лишь укрепляют мнение о патриархе Павле как о народном, святом человеке. И в каждой из них свой духовный урок. В каждой из них патриарх Павел – скромный человек великой добродетели. Великий духовник.

Не на сиротские деньги

Учил он и других жить скромно. Так случилось, что когда у него как у правящего епископа монахини из монастыря Сопочане близ Нового Пазара просили благословения купить „фичо“ (самый маленький в то время автомобиль – «запорожец»), чтобы им было легче возить из города необходимое для монастыря, и чтобы не ездить на автобусе, потому что в дороге случались и разные искушения, он отказал. Объяснение было таким: „Не дело покупать машину на деньги, которые вам жертвуют сироты и бедные, а еще может случиться, что вы поедете по лужам да и забрызгаете их!»

В то время, пока он был епископом Рашско-призренским, он долго избегал покупки автомобиля и для своих и для нужд епархии. Он говорил: „Пока в каждом сербском доме на Косово не будет машины, не будет и у меня.“ Но в конце концов, согласился приобрести только один „варбург“, потому что стоил дешево и был удобен для перевозки разных товаров для нужд церкви и других вещей.

Епископ Павел редко ездил на нем, потому что чаще всего ходил пешком. От монастыря до монастыря, от церкви до церкви, по всей епархии вдоль и поперек… и не знал он, какие бывают автомобили.. Когда однажды его приехал навестить епископ жичский Стефан, с которым они были очень близки еще с времен духовной семинарии, и они отправились на «пежо» владыки по епархии, воскликнул владыка Павел:
- Эх, брат, Стефан, до чего же хорош этот твой „варбург“!

Одна мантия

Так же аскетично продолжал жить владыка Павел и когда перебрался в Белград, после избрания на высшую церковную должность.
Как и прежде у него была всего одна мантия. Сестра Агица, которую он часто навещал, подшучивала над ним: „Что ты за патриарх, когда у тебя всего одна мантия?“ На что новоизбранный патриарх отвечал: „Зачем мне больше, я не могу надеть одновременно две!»

„Мерседес“

Жители Белграда часто встречали патриарха Павла на улице, в трамвае, в автобусе… Однажды, когда он поднимался вверх по улице короля Петра, где находится Патриархия, один известный священник, одного из самых известных белградских храмов догнал его на новейшем роскошном „мерседесе“, остановился, вышел и обратился к патриарху:
- Ваше Святейшество, позвольте я подвезу Вас! Только скажите куда нужно…
Патриарх , не желая ему отказать, сел в машину, как только машина тронулась, разглядев как роскошно выглядит эта машина, патриарх спросил:
- А, скажи мне отче, чья же это машина?
- Моя, Ваше Святейшество! – как бы похвалился протоиерей.
- Остановитесь! – потребовал патриарх Павел.
Вышел, перекрестился и сказал священнику:
- Бог Вам в помощь! И пошел своей дорогой.

По очереди

А однажды, когда он возвращался на трамвае в Патриархию, случилось нечто невероятное. В переполненном трамвае , который ехал к главному городскому вокзалу, кто–то воскликнул: „Вот, смотрите, Патриарх!“ и стал пробиваться к нему под благословение. За ним двинулись и другие, началась настоящая давка. Водитель остановил трамвай и потребовал, чтобы все, кроме патриарха, вышли на улицу. Оставив открытыми только одни двери , сказал : „А теперь по одному…» И так все, без толкучки подходили под благословение Святейшего.

Видит, что хочет

В Патриархии часто вспоминают один диалог между патриархом и дьяконом (который всюду его сопровождал) перед отъездом на службу в церковь на Бановом холме.
- Как поедем, на машине? – спросил диакон, подсказывая ответ.
- На автобусе! – решительно ответил патриарх.
А теплое утро обещало жаркий день. Дьякону страшно не хотелось ехать городским транспортом.
- Далеко, в автобусе душно, давка…- старался уговорить патриарха дьякон.
- Поехали! — кратко и твердо отвечал Его святейшество, уже шагая вперед, решительно, со звоном, ударяя жезлом по асфальту .
- Но… – семеня за ним, дьякон выдвинул новый, как ему казалось неопровержимый аргумент – Ваше Святейшество, лето, многие идут купаться на Аду Циганлию (белградский пляж), в автобусах полно полуголых людей…не удобно..
Патриарх на минуту остановился, повернулся к своему помощнику и сказал:
- Знаете, отче, каждый видит то, что хочет!

Зачем тебе вспышка?

Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
- Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
- Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?

Но, когда выпьем…

Его Святейшество не знал празднословия, но бывало, что он словом „жертвовал собой“, ради назидания. Так случилось, что один гуляка, который нередко проводил время в ресторанчике „Знак вопроса“, напротив Патриархии, как только видел, что патриарх идет мимо Патриархии или Кафедрального собора, всякий раз перебегал улицу, чтобы взять благословение. И однажды, заикаясь сказал:
- Ваше святейшество, мы с тобой лучшие люди в этом Белграде!
Патриарх, видя, что тот не вполне твердо стоит на ногах, ответил :
- Да, твоя правда, но видит Бог, когда напьемся, то хуже всех.
Конечно, патриарх никогда не пил, но таким образом, он взял на себя часть греха этого человека и с юмором, чтобы не обидеть его, указал на слабость и порок, которым тот страдал.

Не мешайте нам

В период, когда владыка Павел был избран за патриарха сербского, множество делегаций и многочисленные высокие иностранные представители выражали желание встретиться с Его святейшеством. Его сотрудникам это не очень нравилось, так как они боялись, что новый патриарх может растеряться и не будет знать как себя вести, так как большую часть жизни он провел в монастыре, живя монашеской жизнью, и не имел опыта мирской дипломатии.

Попросил об аудиенции и очень тогда активный американский посол в Белграде Уоррен Циммерман. Патриарх принял его в Патриарших палатах. Посол передал приветствия и поздравления от имени американского народа, от имени американского президента и от себя лично. И после разговора на общие темы, посол спросил патриарха:
- Чем мы можем вам помочь?
Патриарх взглянул на него и ответил просто:
- Ваше превосходительство, а Вы не мешайте нам и так вы нам поможете!
Циммерман растерялся, не зная что ответить. Но время показало, что это была самая мудрая просьба.

(Из книги Йована Янича „Будем людьми»)

Прот. Андрей Ткачев: Мы оглохли и онемели…

  • 15.11.12, 10:07
Изменчивое человечество

Верно слово Писания, что Иисус Христос всегда — вчера, днесь и во веки — Тот же. То есть мы приходим к одному и тому же Камню живому, человеками отвергнутому, а Богом избранному — драгоценному, в Сионе положенному, краеугольному. И верующий в Него да не постыдится.

Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

С другой стороны, человечество претерпевает мутации.

Люди должны были долго меняться, чтобы дозреть до пришествия Христа в мир. Должна была родиться Дева, способная стать Матерью Вышнего, и это — всечеловеческое развитие. Иоанн Дамаскин писал, что в слове «Богородица» втайне заключена вся история человечества до воплощения Бога-Слова.

Чтобы родить антихриста, человеку тоже нужно долго и сильно меняться, из поколения в поколение живя такой жизнью, чтобы онечестивиться и родить сына лжи и плод всякого беззакония. Если бы человечество не изменялось, то ему бы и не было предсказано пришествие антихриста и всеконечное отступление в ложь — сначала оно должно ее полюбить. Ибо нельзя воцарить ложь над человеком, пока он ее не полюбит.

Вообще, царство антихриста — это не царство грубого насилия. Это именно царство добровольной покоренности лжи в разных ее формах — великий обман, прелестное состояние.

Невыносимое выносит

Эти меняющиеся люди приходят к Богу по-разному, отягченные разным грузом грехов, с глазами, закрытыми разными шорами и линзами.

Тютчев в XIX веке (прекрасные, по нашим иллюзорным понятиям, времена! Святая Русь! Царская Россия!) писал о человеке: «Неверием палим и иссушен, / Невыносимое он днесь выносит./ И сознает свою погибель в нем,/ И жаждет веры, но о ней не просит».

Поэзия — это пророческий дар, в кратких словах гармонично объявляющий правду, которую легко запомнить, потому что она красива, и понять, потому что она звучит как неопровержимая истина.

Человек неверием палим и иссушен. Не только в XIX веке, но и в XVIII, и в XVII, и в XV, и в XXI, и в XXII, если доживем. Невыносимое человек выносит, будучи жертвой внутреннего ада, с которым он живет еще до того, как послан в ад посмертный.

Невыносимое — выносит.

Борьба со смертью

Зачем столько шума в окружающей жизни? Это же попытка спрятаться от себя самого.

Если бы мы умели молчать и радоваться тишине, мы бы ее искали, а мы ищем шума, потому что боимся ее.

Николай Сербский говорит: когда мы моемся, мы боремся со смертью, потому что она спряталась в грязи, когда едим — боремся со смертью, потому что смерть всегда идет под руку с голодом, когда лечимся — боремся со смертью, потому что болезнь — предвестник смерти.

А когда мы разговариваем, мы боремся со смертью, потому что если мы не будем говорить друг со другом, смерть придет к нам и станет нашим собеседником.

И в этом страхе мы включаем музыку, все радиоточки одновременно, все телевизоры. Рядом газета и бутерброд — все вместе, все сразу, чтобы смерть стояла сбоку и не могла никуда вклиниться и занять наше внимание.

А она все равно должна это когда-нибудь сделать.

Глухонемые

«И жаждет веры, но о ней не просит» — то есть не молится. У человека проклятая немота, словно бес уста связал. Человек не слышит и не говорит.

В обычной жизни глухота и немота тесно связаны. Вначале глухота, затем немота. Глухонемые — это люди, которые страдают органами слуха и, не слыша человеческой речи, не воспроизводят ее и, как следствие, не имеют.

Духовная немота — знак того, что человек не молится. Духовная глухота — того, что человек не слышит слова Божьего. Нужно сначала не слушать, оглохнуть к слушанию слова Божьего, чтобы онеметь и не молиться.

Миллионы людей живут, просыпаются, засыпают, над чем-то смеются, над чем-то плачут, что-то покупают, что-то зашивают, что-то строят — и не молятся годами и даже десятилетиями, и нужды в этом не чувствуют.

Это означает, что эти люди совершенно глухи. Почему мы, разговаривая, часто друг друга не слышим? Почему мы часто не можем достучаться один до другого — найти общий язык, договориться? Потому что мы оглохли. Мы не слышим ни Бога, ни себя, и, соответственно, не молимся и не разговариваем. Мы просто исполняем сигнальную функцию, машем руками, как регулировщики. Мы похожи на людей, которые только что закончили строить вавилонскую башню, и Бог их сделал не понимающими никого, кроме себя.

Вкус смерти

Смерть еще не приходила — а кто из нас не знает ее горького вкуса? Я хотел бы найти человека, который еще не умирал! Наш внутренних опыт: вкус греха, вкус разлуки, вкус отчаяния — это все вкус смерти. Это то, от чего вяжет во рту, как будто полынь жуешь.

Мы ее сердцем знаем — кто-то больше, кто-то меньше, но в смерти мы живем больше, чем в жизни.

Это мы жизнь не нюхали, это обоняния жизни мы не ощущали и не знаем, что такое жизнь — что такое смерть, мы знаем больше.

Человек измучен сам собой — ничем другим, просто себя, такого, какой он есть, терпеть у него сил больше нет. Только для человека может быть так мучительно жить, когда он сам собой мучится, понимая, что должен быть другим.

Кто дал ему это понимание, где он это вычитал?! «Что ты мучаешься? — говорят ему. — Да живи себе! Есть что есть? Есть. Есть что надеть? Есть. Чего страдать?»

Но так может жить кролик в клетке, обезьяна в зоопарке, но не человек. Ему вечно чего-то не хватает. Почему-то иногда ему до боли умилительно смотреть на веселящихся детей, хохочущих на площадке, а иногда охватывает щемящая грусть…

Человек — нездешний житель. Ему потому и плохо здесь, что он для другой жизни создан. В этой жизни он, по сути, оказался в наказание — умер и продолжает есть смерть большой ложкой, потому что все, чем мы питаемся — это прах, по которому змей ползает, везде оставляя следы своего живота.

А когда человеку надоедает это, достигает его ушей Божье слово, и он воскресает из мертвых.

Глас Сына Божьего

Прежде воскресения того, всеобщего — воскресение твое личное. В шестнадцатом зачале Евангелия от Иоанна, которое постоянно читается на заупокойных богослужениях, говорится: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25).

Слышат голос Божьего сына и выходят из гробов. Это время уже наступает и наступило, в том смысле, что сегодня каждый, кто услышит Божье слово, выходит на голос Божьего Сына из гроба отдельной замкнутости, своих страстей, привычного проклятого образа жизни — бытика своего, бытового безбожия, как Лазарь. «Лазарь, гряди вон!» — говорит Христос, и выходит умерший.

Господь выведет нас из гробов именно голосом. И сегодня смерть отдает души тех, кто слышит глас Сына Божьего и идет ему на встречу.

Это и есть начало духовной жизни. Воскресение из мертвых. Полная перемена.

Где мой Иисус?

Человек — смердящий, вонючий Лазарь. Достоевский избрал точкой фокуса всего романа «Преступление и наказание» чтение Раскольниковым и Соней этого фрагмента, потому что там мертвец и там воскресение.

В одной из покаянных молитв есть прекрасные слова: «Дай мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание твое». Какое красивое, вкусное слово! Сердце, любящее трудиться в поисках Иисуса Христа: «Где мой Иисус?» — как Мария у Гроба.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: Пойду поищу моего Иисуса. Пойду к архиереям — нет у архиереев моего Иисуса. Что ищете Живаго с мертвыми? Пойду к священникам — нет и у них моего Иисуса. Взяли и не знаю, где положили Его. Пойду к бедным — нет у бедных моего Иисуса. Пойду к богатым — нет и у богатых. Пойду к знатным мира сего — нет Его там… Где Господь наш, где Он живет, у кого обретается?

Страшные по силе любви и по силе обличения нашей теплохладности слова — действительно, ищи Иисуса, потому что в Нем — Жизнь и Воскресение. Надо воскресать из мертвых, потому что остальное — подлинная, настоящая смерть. Страшна смерть не та, которая будет потом, а сегодняшняя…

Духовную жизнь человек начинает только поднимаясь из смрадно-трупного состояния к жизни во Христе через слышание слова Божия, начинание говорить, сначала — лепетать, как лепечут дети: «Прости меня! Помилуй меня! Алиллуия!» Это, по сути, «ля-ля-ля», детское агуканье: «Алиллуия! Алиллуия! Слава Тебе, Боже! Прости меня! Помилуй меня!» — а потом все более и более членораздельно, все более и более умно.

Исследуйте Писания

Кто услышал голос Сына Божьего и рвется из гроба на свет — тот начинает свое движение к Солнцу Света. Движение к Богу — это то, что написано в книге Исхода. Все, что написано о выходе евреев из Египта (Исход, Числа и Второзаконие — все, что до книги Иисуса Навина, т. е. до вселения в землю Обетованную) — это образная картина путешествия отдельной души и целой Церкви, этапные продвижения человека и человечества в обещанную землю. То есть — Наверх.

Исследуйте Писания. Нужно слышать слово Божье и заниматься непрестанно. Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать, если никто не говорит? Скажите, пастыри, проповедники, катехизаторы, воцерковленные — как веровать в Того, о Ком молчат? Мы же молчим! Мы же проповедуем: «пятница и среда — без постного масла» да «панихида с акафистом»!

Надо сделать все, чтобы Иисусов голос достиг до сердца человеческого. И горе мне, если не благовествую.

Учитель любви

  • 08.11.12, 18:48

Молитвенное сострадание творит чудеса

Современному человеку не хватает любви. Он её всё время ищет. И, жалея себя, вспоминает эти строки Писания: «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12).Но верующая душа знает, что она за любовь ответственна сама, а естественный и постоянный учитель любви — не что иное, как молитва. Когда одно сердце прикасается к другому в молитвенном сострадании, в оба сердца снисходит благодать Божия, которая творит чудеса.

Молитва — показатель любви.Если человек никогда ни о ком не молился, это значит, что он никого не любит. И трудно ему понять глубокий смысл слов, сказанных преподобным Силуаном Афонским: «Молиться за людей — это кровь проливать».

Нам необходимо учиться любви в молитве. А поэтому спросим себя: часто ли мы молимся о людях, а если молимся, то усердно ли? Болит ли наше сердце о ком-то ещё, кроме себя и родных?..

От молитвы о ближнем обычно отталкивает явный грех человека, обида, причинённая нам, и, как следствие, оскорблённое самолюбие. Но почему? Ведь и человек, подпавший греху, требует сострадания, и обида требует молитвенного врачевания. Любое очевидное зло мира не должно нас пугать и толкать в бегство. Напротив, христианину подобает молитвенно бодрствовать, как говорит о том апостол Павел: «Праведный верою жив будет, а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя» (Евр. 10, 38). Умоляемый Своим же милосердием Бог считает слёзы, выплаканные кем-то в сострадательной молитве, с большим тщанием, чем ловец жемчуга — поднятые им со дна моря жемчужины. Так Ксения блаженная настолько любила мужа, что всю свою жизнь после его скоропостижной смерти превратила в молитву о нём. А молитва превратила Ксению из просительницы за одного родного человека в ходатаицу за тысячи и сотни тысяч.

Вера, если она живая, а не механическая и магически-эгоистическая, будет нудить человека на молитвенное стояние. Причём по временам — за других больше, чем за себя.

В каждом храме можно по временам увидеть влюблённых. Они, держась за руки, заходят в церковь, которая попадается на их пути, и, перешёптываясь, ставят свечи. Может, они мечтают о том, как будут венчаться…Именно сейчас им хорошо бы начать молиться друг о друге. Это будет первый шаг на пути к бесценной глубине единства и внутреннего созвучия. Чтобы этого достичь, в браке нужно будет молиться всегда: в изобилии,скудости, здоровье, немощи, в часы соблазна и подступившего греха, в дни бдений над колыбелью первенца… Нужно будет с молитвой преодолеть все соблазны и залечить все раны. Нужно будет и в Царство Небесное войти не иначе, как с молитвой. Ведь в этом царстве Любви Святый Дух продолжает рождать в людях молитву и «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8, 26).

Протоиерей Андрей Ткачев

Про різне...

  • 08.11.12, 10:11
В книге вопросов и ответов старцам Варсонофию и Иоанну ученик спрашивает старца: «Почему святые отцы могут в чем-то ошибаться, даже в вопросах и догматических?», — на что старец Иоанн отвечает: «Так бывает, если они что-то сказали, считая это очевидным в силу обстоятельств своего воспитания и сочли лишним спросить об этом Бога».

С праздником Казанской иконы Божией Матери!

икона2

Из множества икон Богородицы, 
почитаемых в Русской православной церкви, 
ни одна не распространена 
в таком количестве списков, как Казанская. 
К ней чаще всего обращают взоры
в бедах, болезнях и тяготах: 
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, 
за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего…
всем полезная даруй и вся спаси, 
Богородице Дево: 
Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
(Тропарь, глас 4-й).

Димитрій Ростовський: Златоуст західноруських земель

  • 04.10.12, 21:28


У будь-якому великому храмі або книжковому магазині можна купити так звані «Житія святих» - збірки оповідань про християн, які були канонізовані Церквою в різні періоди. Найповніші зыбрання житій займають не один десяток томів, а самі короткі легко вміщуються в дамську сумочку. Але, незалежно від обсягу, всі ці видання об'єднані спільним джерелом: про святих, які жили до епохи Відродження, наш читач знає завдяки одній людині - Димитрію (Туптало), митрополиту Ростовському. Саме його тексти входять до складу більшості сучасних житійних збірників.

Справедливості заради треба сказати, що святитель Димитрій був не тільки найбільшим руським систематизатором житій. Ще ця людина ввійшла в історію як учений, богослов, полеміст, проповідник, письменник і навіть як театрал - до наших днів дійшли дві його релігійні п'єси, написані на честь Різдва Христового та Успіння Богородиці. У багатьох відносинах Ростовський архіпастир - особистість унікальна і заслуговує уважного до себе ставлення. Так само - як і та складна епоха, в яку йому довелося жити і творити.

Майбутній владика народився в грудні 1651 року у козачого сотника Сави Туптала і його дружини Марії. При Хрещенні дитину назвали Данилом. Благочестиве сімейство спочатку жило під Києвом, але коли хлопчик підріс, подружжя переїхало безпосередньо в столицю. Вихованням дитини займалася переважно Марія - ніколи було Саві довго засиджуватися вдома. Мати посіяла в душі Данила насіннячко віри, а батько показав синові приклад розважного і мудрого адміністратора. Все це з часом Тупталові-молодшому вдалося розвинути в повній мірі, коли він став на терені церковної служби. Але найбільше навколишні помічали гострий розум хлопчика - допитливий, чіпкий, живий. І коли Данилу виповнилося 11 років, його як сина заслуженого козака направили на навчання в Києво-Братський колегіум - престижний навчальний заклад не тільки України, але і всієї Руси.

Незважаючи на утиски з боку шляхти, в Україні освіту було розвинено значно краще, ніж у сусідній Московській країні. Причин тому було декілька. Найбільше вплинув той факт, що з 1596 року на землях Польської корони паралельно існували дві православні Церкви. Одна з них - уніатська - зовні зберігала православний лад богослужіння, але канонічно підпорядковувалася Римському престолу і служила засобом перетворення українців у католиків. Друга, більш численна і представницька, залишилася вірна Константинопольському престолу і Православ'ю, перебувала в опозиції до Риму, за що і була оголошена владою поза законом. Перша володіла всією міццю державної підтримки, а в другої деякий час не було навіть належного числа єпископів.

Проти гонителів православні не раз піднімали повстання, що викликало відповідну реакцію і ще більше розпалювало ворожнечу між християнами. Разом з тим з'явилося усвідомлення того, що проти католицької експансії можна боротися і мирним шляхом - через памфлети, петиції, судові позови, книги. Але для цього потрібна ціла армія освічених людей, які могли б на рівних вести діалог з противником. І вже до другої чверті XVII століття сформувалася потужна система освітніх закладів, які використовували досвід католицьких університетів і направляли зусилля на відстоювання прав православного населення країни і розвиток української культури. Цій системі вдалося успішно функціонувати до тих пір, поки в кінці XVIII століття центр освіти на Русі остаточно не перемістився в Москву і Петербург. Вплив західноруської київської школи на багато сфер життя Східної Русі був настільки потужним, що лише правління Катерини Другої поклало кінець цьому явищу.


У XVII столітті Україна дала Русі цілу плеяду видатних мислителів і вчених, які залишили після себе багату спадщину і виховали не менш талановитих учнів. При цьому навчання в західноруських школах істотно відрізнялося від методик виховання в далекій холодній Московії. На Москві освіту носило характер, швидше, начитування і переслідувало більше практичні цілі - навчити молоду людину читати, писати, рахувати, будувати і вести господарство. Потрапивши ж у колегіум Києва або Вільно, молодий чоловік отримував значно більше, ніж просто практичні знання. Тут йому прищеплювали цілісну систему світогляду, змушували мислити. Викладалися не тільки богословські, але і світські дисципліни. Саме в таку атмосферу, і занурився хлопець Данило Туптало, переступивши поріг Братської школи.

Під керівництвом ректора Іоанникія Голятовского - видатного проповідника та оратора - у майбутнього святителя розвинувся чудовий дар слова. Незабаром він став одним з кращих вихованців. Разом з тим духівники стали помічати й те, що Данило схильний до самоти і молитві. Через кілька років тяга до чернечого подвигу зіграла в його житті вирішальну роль. У 1668 році, випросивши благословення батьків, юнак стає послушником київського Кирилівського монастиря і незабаром приймає чернецтво з ім'ям Димитрій. Через рік його звели в сан ієродиякона. Проходячи звичайні монастирські послухи, молодий аскет займався духовно-літературними працями і продовжував свою освіту. У 1675 році Димитрій - вже ієромонах, один з провідних проповідників, якого знають далеко за межами Києва і Чернігова.

Як і багато колишніх бурсаків, отець Димитрій не мав знатного походження. Але, що найцікавіше, якщо отримання престижної освіти викликало у більшості юнаків напади зазнайства і зарозумілості, то Туптало був геть-чисто позбавлений цих якостей. Перед віруючими під час проповідей стояв не витійствуючий гордовитий оратор, а простий чернець, який живою яскравою мовою розкривав перед людьми суть тієї чи іншої духовної проблеми. Не було у батюшки зарозумілості і в особистому спілкуванні, з усіма він був однаково ввічливий. Більш того, чим нижчим був соціальний статус його співрозмовника, тим більше любові до нього проявляв молодий священик. І цей дар людинолюбства святитель проніс через все життя.

Слава про освіченого смиренного ченця ширилася з великою швидкістю, і, щойно ставши священиком, Туптало одне за іншим отримує запрошення від монастирів стати ігуменом. Спочатку він відмовлявся - йому хотілося спокійно подвизатися в келії і займатися письменницькою працею. Але, бачачи, що запрошень приходить все більше і більше, і побачивши в цьому волю Божу, ієромонах Димитрій в кінцевому підсумку погоджується взяти на себе хрест ігуменства.

За кілька років проповідник побував у всіх куточках православної Речі Посполитої. Звичайно, до того часу Україна змогла вже прийти в себе після моторошних воєн з поляками і десятиліть католицької експансії, але навіть тепер молодому ігумену треба було зробити чимало. Прості віруючі жадали слова Божого, монастирі потребували мудрого управлінні, а духовна освіта - розвитку. І батюшка смиренно робив те, що повинен був робити, - він проповідував, налагоджував монастирське життя, викладав у школах, налагоджував систему освіти. Але була в нього й інша мета - зібрати побільше рукописів і книг. Ще в юності він полюбив читати житія святих минулих сторіч і надихався прикладом їх святості. З часом любов до вивчення біографій переросла в стійке бажання систематизувати в одному виданні всі збережені відомості про християн, чиї імена Церква згадує кожен день. До своєї мети святитель йшов довгих двадцять років. У 1684 році на цей подвиг його благословив митрополит Київський Варлаам (Ясинський), а в 1705 році з друкарні вийшов останній фоліант. До цього на такий величезний труд не наважувався ніхто. Весь тягар подвигу Димитрія Ростовського стає очевидним, якщо врахувати, що майже всю письмову роботу владика проробляв особисто. Як зізнавався згодом сам Туптало, цієї роботи йому неможливо було виконати, якби не допомога Божа і тих святих, про яких він писав.

У 1689 році відбулася чергова поворотна подія в житті батюшки - будучи у справах в Троїце-Сергієвому монастирі, він познайомився з московським царем Петром. Молодий реформатор побачив в українському ченцю активну людину, яка різко відрізнявся від байдужих до змін і нововведень жителів Сходу Русі. Цар примітив київського проповідника, і через десять років в Києво-Печерський монастир, де батюшка трудився над «житіями», приїхав посланець з Москви. Він передав указ Петра про призначення ієромонаха Димитрія на Тобольскую кафедру. Противитися слову російського самодержця Туптало не міг, і в 1701 році він був висвячений в Москві в архієреї. Але в Сибіру Туптало залишався недовго - його тягнуло на Батьківщину, у нього було погане здоров'я, та й продовжувати свою улюблену справу в тайговій глушині він не міг. Митрополит попросив Петра вирішити питання про його переведення, і в 1702 році цар призначив Димитрія митрополитом Ростовським.

На новому місці святитель зіткнувся з ситуацією, з якою йому не доводилося стикатися навіть у постраждалих від уніатів землях. Звичай жителі Ростовських земель відрізнялися крайньою занедбаністю. Навіть діти священиків в більшості своїй ніколи не причащалися. Владика розпочав з того, що посилив вимоги до морального вигляду духовенства. Саме в Ростові були написані його гіркі слова, якими він описував звичаї недбайливих священиків: «Ти шукав Ісуса не заради Ісуса, а заради хліба куса».

Прагнучи змінити ситуацію, при своєму домі владика відкрив училище для підготовки пастирів і особисто стежив за їх освітою та вихованням. У школу брали не тільки поповичів, але і всіх здатних хлопчиків. Не менш активно митрополит боровся і з забобонами, і зі старообрядницьким розколом, аргументовано викладаючи свою позицію. Лагідний і м'який, святитель вчив усіх молитві, посту, милостині, співчутливості, милосердю. І вчив не словами, а особистим прикладом.

Але здоров'я святителя було підірвано багаторічними подорожами, недосипанням, розумовими навантаженнями. Він помер 10 листопада 1709 року. За два дні до смерті владика відслужив Літургію, проповіді вже не промовляв. Перед смертю він довго розмовляв зі своїм писарем Савою Яковлєвим, розповідав йому про дитинство, згадував рідну Україну, батьків, друзів і наставників, які дали йому такий великий духовний досвід. В кінці бесіди голос його ослаб. Владика благословив писаря і трохи не до землі йому вклонився.

- Мені чи, владико, ти так вклоняєшся? - Зніяковіло вигукнув писар, на що святитель лагідно відповів:


- Дякую тобі, чадо! - На обличчі владики застигла чиста дитяча посмішка.


Писар пішов у сльозах. Митрополит замкнув двері, і було чути, як він молиться. Так вранці його і знайшли - на колінах перед іконами. Святителю Димитрію було тоді 58 років. Поховали його в соборі Ростовського Яковлівського монастиря, а 4 жовтня 1752 під час ремонтних робіт було виявлено, що останки святого нетлінні. Канонізували митрополита Димитрія в 1757 році.

Взято з http://www.pravmir.ru/dimitrij-rostovskij-zlatoust-zapadnorusskix-zemel/


Вера Надежда Любовь и матерь их София



Из жития святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии




В нынешний воскресный день, братья и сестры, святая Церковь чтит память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Они пострадали в Риме около 137 года. Святая София была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трёх христианских добродетелей, она воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу. Святая София и её дочери не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали её перед всеми. Наместник Антиох донёс об этом императору, и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые горячо молились Господу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестёр, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы, Вере было 12 лет, Надежде — 10 и Любови — 9, оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решётке, бросали в раскалённую печь и в котёл с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело её не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и всё время убеждала девиц терпеть страдания во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Святую Софию язычники не захотели предавать мукам телесным, и разрешили ей взять тела дочерей. Она положила их в ковчег, с почестью отвезла на колеснице за город, где и похоронила. Три дня святая, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала свою исстрадавшуюся душу Господу. Христиане похоронили её в той же могиле и почитали святую Софию мученицею Христовою, ибо она мучима была не менее дочерей, хотя и не пострадала телом.
Святые мученицы, Веро, Надеждо, Любовь и матерь их Софие, молите Бога о нас!

Оптина Пустынь

С праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня!

3561375__1_ (300x430, 66Kb)

 

 


Цель этого праздника состоит в том, чтобы пригласить всех верующих воздать поклонение Животворящему и Честному кресту, на котором когда-то наш Спаситель понес величайшие муки и страдания ради спасения всего человечества. В православных церквях в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня соединяется благородное и благоговейное воспоминание о Кресте, воссоединяются в одной вере те, кто почитает нашего Спасителя.

 

3561375_vozdvijenie_kresta_gospodnya_otkritka (300x400, 17Kb)

 

Память об Иисусе не стереть,
Не позволим ей исчезнуть, умереть.
Помним, как Животворящий крест искали,
Хоть, где его зарыли и не знали.

Животворящий крест целебной силой наделён,
И ни один же человек им уже спасён.
Всех с Воздвиженьем Креста Господня поздравляем,
Быть честным, мирным, праведным желаем.