Вопрос и ответ.Я не раз с интересом читал в журнале материалы о семейной жизни —
очерки о православных семьях, советы священников, которые лично мне
давали ответы на многие вопросы. Теперь есть вопрос и у меня. Я женат
уже семь лет. Первое время мы были очень счастливы, но потом незаметно
улетучилась та самая влюбленность, которая была до и после свадьбы.
Родился сын, следом — дочь. Появились свои сложности. А бытовые семейные
заботы постоянно ставят вопрос о семейной иерархии. Кто главный в
семье? Библия говорит, что муж. Но с такой идеей часто не соглашаются и
верующие жены, не только неверующие. Если нужно, я всегда готов уступить
и не ждать подчинения. Но где эта мера, когда нужно уступить, а когда
настоять? И как настоять так, чтобы меня не обвинили в горделивом
желании командовать?
Владислав, Киев.
Отвечает протоиерей Сергий Бегашов, настоятель храма Святой Троицы, город Бердянск, Украина.
Чего бояться?
Моя супруга — дочь священника. И поначалу мне казалось, что построить христианскую семью нам будет очень легко. Открываешь ей Библию,
читаешь: «жена да убоится своего мужа», «жена, слушайся мужа во всем,
как Господа» — и все! Вопрос первенства решен окончательно и
бесповоротно.
Но жизнь быстро показала, что эти слова сами по себе не работают, а
если забывать все остальное, что сказано в Священном Писании о браке,
могут стать и благословением на прямой деспотизм. Когда я это понял,
когда увидел, что даже с очень верующей женой призывы к послушанию не
срабатывают, я попытался разобраться. Неужели мне Господь дал самую
худшую жену? Размышления над всем этим привели меня к открытию.
Дело в том, что в Священном Писании есть места, которые написаны именно для мужчин, а другие – именно для женщин. Апостол Павел
сам предваряет: «жена…». Это значит, что, видя эти слова, мужчина может
спокойно пропустить часть текста и искать обращение уже к нему.
А вот для него там написано, что мужья так должны любить своих жен, как
свои тела: любящий свою жену любит самого себя. В другом месте находим
призыв относится к жене, как к хрупкому, немощному сосуду, который от
неосторожного с ним обращения может треснуть или даже разбиться. Иными
словами, нам заповедано ходить возле жены и нежной щеточкой смахивать с
нее пылинки. А любые сложности и недопонимания списывать на ее немощи и
свойственную женщинам эмоциональность.
Суть в том, что сила мужчины вовсе не в размере бицепсов и даже не в
степени мужества. Зачастую женщины гораздо смелее мужчин. Вспомним хотя
бы жен-мироносиц, оказавшихся куда мужественнее апостолов, которые убоялись и разбежались.
Подлинная мужская сила заключается в способности быть выше собственных эмоций.
Женщина же по своей природе существо эмоциональное. Она все фильтрует
сердцем. И оттого все, что она видит и слышит, оставляет в ней глубокий
отпечаток, а иногда и рану.
Поэтому, в конце концов, я пришел к простому, но очень важному для себя
выводу: мое мужское первенство в семье означает видеть слабости
супруги и прощать их, понимая, что это именно слабости. Она не может их
побороть, потому что она эмоциональна по своей природе. А мне следует
быть рациональным, и значит, стоять над эмоциями. Вот не может она
сдержаться, шумит… ну так уж она устроена. А я — мужчина, я должен быть
выше эмоций, и хотя мне хочется громко стукнуть по столу, я сдержусь,
ведь я – сильный. Апостол Павел говорит: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:1-10). То есть сильные должны носить немощи слабых. Кто здесь мы, к кому обращен этот призыв? А это я и есть – сидящий и читающий эти слова.
Впрочем, вынужден признаться, что у меня самого очень редко получается
жить так, как я об этом рассказываю. И поэтому я называю брак самым
сложным делом в своей жизни. Наверное, он и создан для того, чтобы
побороть тяжелейший грех — гордыню. Брак бьет именно в ее сердцевину. И
потому, если ты хочешь, чтобы твой брак существовал вечно, ты должен
убить в себе желание найти и извлечь из него что-то свое. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,не бесчинствует, не ищет своего (1 Кор 13:4-7).
Какую власть мы имеем?
Муж действительно имеет власть над женой. Однако какую власть? Власть любви.
Никто не требует от мужчины уступать жене во всем и постоянно. Но мужу
следует вести себя с женою, как Христос вел Себя по отношению к Церкви. Мужья,
любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы
представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или
чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. (Еф 5:25-27).
Да, мы должны воспитывать жен, ведь они вверены нам Господом, но мы же и
отвечаем за их спасение. И потому воспитание это не похоже на
воспитание детей, которое требует беспрекословного подчинения до
определенного возраста. Это такое воспитание, которое не исключает
свободного права выбора. Нужно с любовью оценить мнения сторон и
определить возможность супруги принять в данный конкретный момент твое
замечание. И сделать его нужно так, чтобы у нее даже в мыслях не было,
будто это упрек. Иначе говоря, при любых обстоятельствах я как муж
должен лезть из кожи вон, чтобы угодить Богу и не обидеть жену.
Для чего нужна семья
Другой не менее важный момент: никогда не забывайте, ради чего создается семья. Обычно православные говорят, что цель брака —
деторождение. Я соглашусь, но с существенной оговоркой: это лишь одна
из целей брака, и, по сравнению с другими целями, она занимает отнюдь не
первое место.
Главная цель брака — обрести полноту бытия в своей половине, найти
свое второе «я», найти того человека, с которым ты сможешь слиться
воедино, стать одной душой и одной плотью. Ведь сказал Господь: «не
хорошо быть человеку одному» (Быт 2:18-25). Некая
самость, пребывание в эгоизме не дают нам посмотреть на себя извне. Я
глубоко убежден, что человек не способен влюбиться до тех пор, пока не
поймет, что есть он сам и что ему кто-то нужен. Со мной случилось именно
так. Я понял, что многого достиг, но возрастать, совершенствоваться
сам, один дальше уже не смогу. Именно тогда я, наконец, созрел для того,
чтобы полюбить.
Скажу больше: человек не сам находит свою вторую половину, а лишь
соглашается с волей Бога, пославшего ему любимого человека. Любовь — это
и дар, и некое Божье предопределение в рамках свободы нашей воли. Но
это Божье предопределение побуждает меня думать, что она (моя жена)
родилась и воспитывалась именно для меня. И наше супружество — чудо, к
которому меня вел Господь.
Вторая цель брака — достижение целомудрия. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа (1 Кор 7:1-9),
говорится в Писании. Ведь пока ты себя кому-то не вручишь, ты остаешься
неполноценным, ничьим. Для того, чтобы обрести целостность, ты должен
себя кому-то подарить.
И только третья цель брака — деторождение. Что может быть для человека
тяжелее, чем научиться жертвенности? Ведь Христос говорит: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Лк 9:18).
Брак, супружество — это тот институт, в который Господь погружает
человека с тем, чтобы тот осознал полноту и красоту жизни. Влюбленность
затмевает все плохое в любимом. И если бы она продолжалась дольше, чем
положено, то не позволяла бы видеть друг в друге недостатки, а значит,
мы не смогли бы менять друг друга и рука об руку совершенствоваться.
Именно поэтому Господь помогает нам перерасти влюбленность, на смену
которой приходит упорнейший труд над собой, который и называется
достижением любви.
Несколько слов о любви
Любовь — это не константа. Любовь — это то, что возрастает постепенно.
За прожитые в супружестве годы я понял, что люблю свою жену все больше,
но чем дольше живу, тем яснее осознаю, что чувство, которое испытываю к
ней, — еще не любовь.
Легко сказать: «Я отдам за тебя жизнь!». И куда сложнее, вместо подвига
на словах, ежедневно делать ради жены простые вещи — сдерживать свое
раздражение, не обижаться, прощать…. Именно этого от нас ожидает
Христос. И потому семейные споры способны открыть нам глаза на наши
собственные слабости. Как говорил апостол Павел, надлежит быть и разномыслиям (спорам) между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор 11:19).
И пусть апостол говорил о церковной общине, но это касается и семьи.
Ибо семья построена по принципу Церкви. Обличение между супругами
возможны, но им следует быть кроткими: если и впадет человек в какое согрешение… исправляйте такового в духе кротости (Гал 6:1-10).