Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Святоотеческое наследие.

Из собрания творений святителя Николая Сербского(Велимировича)
в трех книгах, выпущенного издательством Сретенского монастыря.

 
Степану Д., на вопрос о том, что нам делать, чтобы лучше жить:




Как сам пишешь, много лет служил ты одному господину. Не проходило дня, чтобы ты не думал о нем, о том, чего он хочет, о чем просит, что планирует. Однако твой господин был смертным человеком и – умер. Но существует Господин бессмертный, Который не умирает, Который был Господином и над твоим господином, и над всеми царями и царедворцами этого мира. Это – Господь Бог, Творец и Вседержитель неба и земли. Разве не естественно людям, подданным этого Господина над господами, всякий день помышлять о Нем? Узнавать Его волю, изучать Его заповеди, проникать в Его намерения? Но именно то, что было бы совершенно естественно, люди отвергли и стали жить по своей воле, своими мыслями, по своим правилам и законам. И плод такой жизни очевиден: смуты, заблуждения, отчаяние, пропасть в душах людей и между людьми.

Видя все это сам, ты с удивлением спрашиваешь: что нам делать, чтобы жить лучше? Не я отвечу тебе, я дам слово одному святому человеку…

Говорят, что некогда в древнем Египте начались раздоры между людьми, подобные нынешним. Тогда два храбрых друга из Александрии решили пойти по свету, чтобы найти хотя бы одного мудрого и счастливого человека. После долгих и бесплодных поисков они пришли к некоему святому, который жил в уединении в лесу. Он поклонился им до земли и радостно принял в своей хижине. После долгого разговора и расспросов путники, убедившись, что они действительно нашли человека, в котором соединились мудрость и счастье, воскликнули: “Человек Божий, но мы не можем жить так, как ты! Как же нам обрести счастье?”. Заплакал человек Божий, возвел глаза к небу и сквозь слезы сказал: “И не должны вы жить, как я. Но, чтобы стать счастливыми, держитесь этих правил:

думайте о Боге хотя бы столько же, сколько думаете о людях;

бойтесь Бога хотя бы столько же, сколько боитесь людей;

почитайте Бога хотя бы столько же, сколько уважаете людей;

молитесь Богу хотя бы столько же, сколько просите людей;

надейтесь на Бога хотя бы столько же, сколько надеетесь на людей;

просите помощи у Бога хотя бы столько же, сколько просите у людей;

исполняйте закон Божий хотя бы столько же, сколько исполняете человеческий;

благодарите Бога хотя бы столько же, сколько благодарите людей;

славьте Бога хотя бы столько же, сколько славите людей!”.


Выслушав этот урок жизни, друзья счастливыми вернулись домой. Это и тебе ответ, брат ..., а ты кричи об этом в уши ближнему. Я же могу одно добавить: минуя этот нехитрый букварь, никто и никогда не сможет взяться за трудный учебник.

Господь да обрадует тебя.

Святитель Николай (Велимирович)

Сегодня день памяти Святителя Димитрия Ростовского.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.

БОЛЕЕ ПОДРОБНО:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life6554.htm



Тропарь святителя Димитрия
глас 8


Православия ревнителю и раскола искоренителю,/ Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче,/ списаньми твоими буих уцеломудрил еси,/ цевнице духовная, Димитрие блаженне,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителя Димитрия
глас 4


Звезду Российскую, от Киева возсиявшую,/ и чрез Новград Северский в Ростов достигшую,/ всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую,/ ублажим златословеснаго учителя Димитрия:/ той бо всем вся написа, яже к наставлению,/ да всех приобрящет, якоже Павел, Христу// и спасет правоверием души наша.


СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ ДИМИТРИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!

Сегодня день памяти святой мученицы Параскевы Пятницы.


Житие и страдание святой великомученицы Параскевы
Чтим память — (28 октября) 10 ноября по новому стилю



23:27
Святые отцы о спасении - Житие вмчц.Параскевы, нареченной Пятницей(III)
Святые отцы о спасении Житие вмчц.Параскевы, нареченной Пятницей(III)




Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос за нас, грешных принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя. Благочестием, целомудрием и праведностью она, как лучами солнечными, просияла среди неверных, безбоязненно проповедуя им Истинного Бога.

Святая Параскева родилась в годы царствования императора Диоклетиана в городе Иконий в семье богатого сенатора. Ее родители были христианами: они жили в страхе Божьем, строго соблюдая заповеди Господни. Супруги особо почитали пятницу и проводили этот день в посте и молитве, щедро подавая милостыню. За это Бог послал им в день пятницы дочь, которую они нарекли Параскевой.

Родители воспитывали Параскеву в благочестии и чистоте. Благословенная чета отошла ко Господу, когда девушка была еще весьма юной. С детства Параскева всем сердцем возлюбила Царя славы, Христа, подражая в вере и в делах своим родителям. Она строго исполняла заповеди Господни, всегда благоговейно чтила пятницу и принимала странников в своем доме. Блаженная Параскева щедро тратила свое значительное состояние, унаследованное от родителей. не на украшения и роскошную жизнь, а на пропитание и одежду для бедных.

Девушка отличалась редкой красотой, но не обращала никакого внимания на юношей, домогавшихся ее руки: она уневестилась Бессмертному Жениху, для Которого жила в святости и праведности. Параскева непрестанно исповедывала перед народом Господа Иисуса Христа. Всем, кто приносил жертвы языческим богам, она говорила:
- Ваши боги - бесчувственные и глухие идолы.



Часть горожан, слушая Параскеву, уверовала во Христа, однако многие с негодованием ополчились против нее, напали на исповедницу и ранили ее. Но Параскева продолжала смело проповедовать слово Божье и учить истинному пути.

Когда император Диоклетиан начал жестокое гонение на христиан, он повелел правителю Ликаонии Аэтию в подвластных ему городах преследованиями и мучениями истребить христианскую веру. Аэтий отправился в Иконий. Горожане торжественно встретили своего правителя. Они повели его в храм принести жертву идолам и воздать хвалу императорам.

Утром следующего дня эпарх Аэтий воссел на трибунале. Он приказал прочесть императорский указ о гонении на христиан. Язычники слушали глашатая и радостно восклицали:
- Достойно повеление и праведен суд самодержца!
Тогда правитель произнес:
- Будьте друзьями императора и выдайте нам всех так называемых христиан, которые не хотят приносить жертву богам.

- Светлейший правитель, - ответили ему старейшины, - в нашем городе живет дочь сенатора. Эта девушка исповедует Распятого Христа. Она отвратила немало людей от наших богов и хулит самодержца. Как только до нас дошел слух о твоем приезде в Иконий для искоренения христианской веры, мы посадили ее в темницу.

Эпарх приказал привести девушку. Когда воины вели Параскеву к Аэтию, Святой Дух осенил блаженную исповедницу. Ее лицо стало светлым, и люди с удивлением говорили друг другу:
- Посмотрите! Девица не боится суда грозного правителя. Она не удручена печалью, а сияет от радости.
- Таков род христианский: он стремится к смерти больше, чем к жизни, - произнес один из жрецов.
Параскева предстал перед эпархом. Аэтий посмотрел на нее, удивился ее красоте и сказал старейшинам:
- Не клевещите ли вы на эту девицу? Нельзя губить такую солнечную красоту.

Затем Аэтий спросил Параскеву:
- Как твое имя, девица?
- Я христианка, раба Истинного Бога, - ответила Параскева.
- Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, - произнес эпарх, - а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души!
- Справедливый судья рад услышать правду, - возразила Параскева. - Ты же, узнав правду, разгневался.
- Я спросил твое имя и не услышал ответа, поэтому и гневаюсь, - лукаво сказал Аэтий.


Чудотворная Митякинская икона святой вмчц.Параскевы

- Прежде всего, я назвала свое имя в вечной жизни - христианка. Мое имя в жизни временной, земной - Параскева. Я родилась в пятницу. Именно в честь этого дня меня назвали Параскевой - Пятницей. Мои родители всегда с великим страхом и любовью почитали пятницу и проводили ее в посте и молитвах.
- Как можно одновременно испытывать страх и любовь? - спросил правитель.

- Пятница - день страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа за род человеческий. Страдания Христа вызывают благоговейный страх, а его искупительная жертва вселяет в наши сердца любовь. Христос пострадал за нас, и я ради него готова умереть, - ответила Параскева.

- Перестань говорить как безумная! Принеси жертву богам, и тогда за твою красоту я возьму тебя в жены. Ты станешь обладательницей большого богатства. Многие будут тебя величать и ублажать, - предложил эпарх.

- У меня есть на небе Жених - Христос, - ответила святая Параскева, - и в ином муже я не нуждаюсь.
- Опомнись, Параскева, и откажись от Христа! Я не хочу отдавать тебя палачу для мучений, ибо очень ценю твою юность и красоту, - воскликнул правитель.
- Не жалей, эпарх, временной красоты. Сегодня она цветет, а завтра увянет. Лучше подумай о своей душе: тебя ждут вечные мучения.
- Мне кажется, тебя за тем назвали Параскевой, чтобы приготовить ко множеству страданий, - сказал эпарх.

- Я была названа Параскевой, о правитель, дабы разрушить козни, приготовленные твоим отцом дьяволом, и ниспровергнуть силу и гордыню действующего в тебе сатаны.

Слова Параскевы оскорбили правителя. Аэтий повелел разодрать на девушке одежды и бить ее сырыми воловьими жилами, а раны растирать власяницей. Пока палачи истязали Параскеву, она не проронила ни одного звука. Взирая на небо, святая славила Господа и просила Его помочь перенести мучения. Вскоре эпарх, щадя красоту девушки, остановил палачей и ласково сказал:
- Уверуй, девица, в богов, и я сохраню тебе жизнь.



Но Параскева молчала.
- Мне ли ты не отвечаешь, злое христианское отродье? - с гневом воскликнул правитель.
Вместо ответа святая плюнула ему в лицо.
Аэтий страшно рассвирепел. Он приказал подвесить Параскеву на столбе и нещадно строгать ее бока железными когтями. Кровь страстотерпицы обильно обагрила землю, а тело было изодрано до костей.

Один из палачей, думая, что мученица умерла, казал правителю:
- Господин, девица мертва, зачем ты заставил нас так сильно ее терзать?
Но Параскева была жива, хотя едва дышала. Правитель решил, что она скоро умрет. Он приказал снять израненную девушку со столба, бросить в темницу и держать там, не оказывая ей никакой помощи. Святую отнесли в тюремную камеру. От потери крови и жестоких ран она была так слаба, что она не могла даже стонать и лежала как мертвая.

В темнице Господь не оставил Свою избранницу. В полночь к ней явился Ангел. Его плечи и грудь были крестообразно препоясаны золотым поясом. В руках он держал орудия мучений Спасителя: крест, терновый венец, копье, трость и губку.

- Встань, девица, общница страданий Христовых. Я послан утешить тебя! Взгляни на крест и терновый венец Нетленного Жениха; посмотри на копье, ранившее Животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губку, которая стерла Адамов грех. Встань, Параскева! Христос исцеляет тебя! - произнес Ангел.

Мученица как бы пробудилась от сна. Ангел отер губкой раны святой. И, о чудо! Тело девушки сделалось крепким и здоровым, а красота ее лица еще более поразительной. Параскева с благоговением облобызала орудия Христовых страданий и прославила Бога. Небожитель исполнил повеление Господне и стал невидимым.

Утром тюремная стража увидела, что на теле Параскевы нет ран. Святая была совершенно здорова. Она стояла и пела молитвы. Стражники испугались, отправились к правителю и известили его о чуде. Аэтий приказал немедленно привести Параскеву. Увидев девушку здоровой, невредимой и необычайно красивой, эпарх с удивлением воскликнул:
- Как терпеливы наши боги! Они смилостивились над твоей юностью и красотой, Параскева, и исцелили тебя.
- Покажи, эпарх, богов, спасших меня от смерти, - попросила мученица.
- Иди в храм и увидишь наших богов, - ответил эпарх.

Святая вошла в языческий храм. За ней последовали жрецы и большая толпа людей. В храме было множество эллинских статуй. Все думали, что Параскева хочет поклонится богам и принести им жертву. Но святая Параскева обратилась с горячей молитвой к Единому Истинному Богу. Прикоснувшись к статуе Аполлона, она произнесла:
- Именем Иисуса Христа повелеваю тебе, льстивому Аполлону, и всем находящемся в этом храме суетным богам: пусть ваши статуи упадут на землю и разобьются вдребезги.


Архиерейское богослужение в день памяти святой мученицы Параскевы

По слову святой произошло сильное землетрясение. Все идолы упали и рассыпались в прах. Люди выбежали из храма. Многие, видевшие это чудо, уверовали во Христа и стали восклицать:
- Велик Бог христианский!
Нечестивые жрецы пошли к правителю и, плача, сказали ему:
- О правитель! Мы говорили тебе, - казни эту колдунью: она обольщает горожан. Но ты не послушал нас, и теперь Параскева своим чародейством разрушила все статуи в храме. Убей эту волшебницу!
Эпарх повелел снова привести Параскеву и с гневом начал допрашивать ее:
- Скажи мне, каким волхованием ты сокрушила наших богов?

- Я низвергла твоих богов не волхованием, а именем моего Господа Иисуса Христа. В храме я обратилась к Нему с молитвой: "Явись, Спаситель, даровавший мне жизнь". И мой Господь явился, а твои боги, лишь только увидели Его, затрепетали, упали на землю и рассыпались. Видишь, эпарх, ваши боги не могут помочь даже себе, как же они помогут другим!

Что мог возразить на этот довод Параскевы жестокий языческий правитель? Вместо ответа он приказал снова повесить девушку на столбе и жечь ее ребра горящими светильниками. Опаляемая огнем, святая обратила свой взор к небу и стала молится:
- Господь и Бог мой, Создатель и промыслитель Всякого творения! Ты дал прохладу трем вавилонским отрокам в огненной печи и опалил халдеев (Дан. 3,12-97); Ты спас от огня первомученицу Феклу. Ныне прошу Тебя, Господи, да снизойдет на меня, недостойную, Твоя великая сила и избавит от беззаконных рук мучителей, ибо нечестивые мужи сжигают мое тело.

По молитве святой языки пламени повернулись от мученицы к мучителям - огонь стал очень сильным и опалил палачей. Часть горожан испугалась и бросилась бежать. Но многие из тех, кто видел чудеса Параскевы, уверовали во Христа и восклицали:
- Велик Бог христианский! Мы веруем теперь в этого Бога.
Аэтий боялся, как бы на него не восстал весь город, и приказал немедленно усечь мечем голову Параскевы.

Когда святую привели на место казни, девственномученица повернулась лицом к востоку и обратилась к Богу:
- Господи, прославляю многохвальное имя Твое. Ты, Господи, не оставил меня и дал мне, слабой, силы противостоять врагу. Помяни меня в этот час и благослови умереть за Тебя. Помоги всем людям, поклоняющимся твоему крестному подвигу и строго постящимся в день Твоих страданий. Помоги также призывающим в помощь мое имя, избавь их от всех бед и скорбей и отпусти им грехи, ибо Ты не хочешь смерти грешника, но желаешь всем прийти к познанию истины и спастись. Ты Бог наш, и Тебе подобает слава во веки. Аминь.

С неба из светлого облака послышался Голос:
- Дерзай, Параскева! Я исполню все, о чем ты просишь. Многие именем твоим спасутся от бед и скорбей. Я стану помогать всем, кто будет благоговейно вспоминать твое мученичество. У Моего Отца тебя ожидает обитель с мудрыми девами. Чертог Царства Небесного приготовлен, рай открыт для тебя.

Страстотерпица прославила Бога и радостно преклонила голову под меч. Когда палач отсек голову святой, воздух наполнился необыкновенным благоуханием и Голос с неба возвестил:
- Радуйтеся, праведники, ибо увенчалась мученица Христова Параскева!
Так завершилось многострадальное житие славной Параскевы. Прекраснейшая невеста Христова отошла к своему Небесному Жениху.


Святая мученица Параскева Наши праздники

На следующий день утром правитель Аэтий отправился на охоту. Внезапно его конь взбесился, встал на дыбы и сбросил эпарха в заросли. Аэтий разбился на смерть и отдал дьяволу свою окаянную душу.
Допропобедную мученицу Параскеву христиане с благоговением похоронили в ее домовом храме. У честных мощей великомученицы исцелялись больные и совершалось множество чудес во славу Господа нашего Иисуса Христа, которому подобает честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.



Тропарь, глас 4

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приимши, женскую же немощь отвергши, диавола победи и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо, радующися, иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное, безсмертному Жениху Христу, Ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонские козни. Сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево многострадальная
.

Печатается по изданию: А.В. Бугаевский, игумен Владимир Зорин.
Страдание и чудеса святой великомученицы Параскевы. Москва, Скиния; 1999


http://pogost.fecity.ru/zitie.html




Казань.Приходской Пятницкий храм, который стоит здесь с конца XVI века.
Верующими очень почиталась икона святой мученицы Параскевы

8 ноября - день памяти Димитрия Солунского.

 

Праздник святого великомученика Димитрия Солунского

Страдания и чудеса святого великомученика Димитрия Солунского † 306 год

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его?

Святой великомученик Димитрий, сын благородных и благочестивых родителей, происходил из города Солунь, где отец его был воеводою. В то далекое время нечестивые цари воздвигли на христиан жестокое гонение. Поэтому отец Димитрия не осмеливался явно исповедовать Господа нашего Иисуса Христа. В сокровенной горнице он имел две святые иконы, украшенные золотом и каменьями, – Спасителя и Пресвятой Богоматери. Здесь вместе с супругой отец Димитрия часто возносил молитвы истинному Богу. Исполняя Его заповеди, он подавал щедрую милостыню бедным.

Когда отрок возрос, родители научили сына святым заповедям Христовым и, призвав священника, окрестили в потаенном своем храме. Наставляемый свыше Духом Святым, всей душой уверовал юноша в Господа.

Когда Димитрий достиг совершеннолетия, его благочестивые родители переселились в мир иной, оставив наследником всего имения.

Между тем царь Максимиан, узнав о смерти воеводы Солунского, призвал к себе сына его. Заметив, что он разумен и храбр в боях, царь назначил его правителем всей Солунской области с таким напутствием:
«Очисти город от христиан, предавай смерти каждого, кто только призовет имя Распятого».

Димитрий, напротив, тотчас по прибытии домой начал исповедовать и прославлять Господа Иисуса Христа, искоренял многобожие; давно он желал утвердить в родном городе свет истинной веры. Вскоре он стал для солунян вторым апостолом Павлом.


Великомученик Димитрий Солунский с житием в 16 клеймах

Царь, узнав, что поставленный им правитель – христианин и многих уже обратил в свою веру, сильно разгневался. Как раз в это время Максимиан возвращался с Сарматской войны, остановился в Солуни и немедленно начал узнавать, правда ли то, что он слышал о Димитрии.

Подвижник тем временем, в предчувствии венца мученического, стал молиться и поститься. Верному слуге он поручил все свое имущество: золото, серебро, драгоценные камни, одежды – раздать бедным. «Будем отныне искать себе богатства небесного», – прибавил святой.

Бестрепетно выступив перед царем, Димитрий исповедал себя христианином и был тотчас же заключен в темницу. Там он проводил время в молитве, хваля и прославляя Бога. Святой удостоился в заточении посещения ангела Божия, который предстал перед ним с приветствием: «Мир тебе, страдалец Христов, мужайся и крепись!»

Между тем царь устроил игры и стал забавляться зрелищами. С большим удовольствием наблюдал Максимиан, как его любимый боец, силач Лий, борется с противниками, швыряя их с высоких подмостков на копья. Среди зрителей находился юноша-христианин Нестор, друг святого Димитрия. Видя, что Лий особенно губит христиан – их насильно заставляли вступать в бой – отправился в темницу к старшему товарищу и попросил благословения на борьбу с губителем христиан. Димитрий предрек ему: «Ты одержишь победу над Лием и претерпишь муки за Христа!»

Так и вышло. Воин Христов одолел царского любимца. Гибель Лия сильно опечалила царя; он тотчас же приказал предать смертной казни блаженного Нестора. Но это не утешило его. Узнав, что Нестор вступил в единоборство с Лием по совету и благословению Димитрия, царь повелел казнить и святого великомученика. «Пусть погибнет той же смертью, что и Лий», – решил Максимиан. Но безумный мучитель заблуждался, думая, что смерть праведника и грешника одинакова. Ибо смерть грешников люта, а кончина святых честна пред Господом.


Святые мощи Димитрия Солунского.Греция.Салоники

Рано утром 26 октября (8 ноября) в темницу к Димитрию, стоявшему на молитве, ворвались воины и пронзили его копьями.

Ночью христиане тайно взяли тело святого, бесчестно поверженное в прах, и благоговейно погребли его. Это произошло примерно в начале IV века.

Мощи святого были обретены через сто лет нетленными. Одним из самых дивных чудотворений, которыми Бог прославил Своего угодника, было истечение благовонного мира. Это зримое знамение благодати Божией. На месте мученической кончины святого Димитрия со временем был выстроен мраморный бассейн: такое обильное истечение миро происходило от его честных мощей, что христиане собирали его в амфоры. Множество исцелений совершилось у мощей святого Димитрия.

В царствование императора Маврикия (582-603 гг.) авары решили захватить Солунь, город торговый и богатый. Громадное неприятельское войско расположилось у его стен.

Незадолго до прибытия врагов святой Димитрий явился архиепископу и предупредил о страшной опасности. Когда отряды захватчиков пошли на приступ, на городской стене на глазах у всех появился святой Димитрий в облике вооруженного воина, и первого из неприятелей, который поднялся на стену, он поразил копьем и сбросил со стены. Падая, тот увлек за собой других – ужас овладел врагами. Они немедленно отступили.

Но осада продолжалась. Неприятели обстреливали город из орудий – тучи стрел и камней застилали свет дневной. Вся надежда оставалась на помощь свыше, и толпы народа наполняли храм во имя святого Димитрия.


Одному богобоязненному человеку ночью было в храме видение, как святой Димитрий Солунский молился Богу: «Ты Сам поставил меня стражем сего города. Прояви же ныне милость Твою и не повелевай мне оставлять его. Не погуби же, Господи, города, где все взывают к Твоему святому имени».

На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в беспорядочное бегство, побросав свои палатки и метательные орудия. Потом некоторые из них вернулись и рассказали: «С самого первого дня осады мы видели у вас такое множество защитников, что они далеко превосходили наше войско. Вчера ваше воинство устремилось на нас, и мы побежали».

«Кто предводительствовал войском?» – спросили изумленные граждане.

«Мы видели, – отвечали возвратившиеся враги, – огненного сияющего мужа на белом коне в белоснежной одежде». Так святой Димитрий защитил свой город. Во время осады враги опустошили все хлебные запасы. Видя, что его родной город гибнет от голода, святой несколько раз являлся на кораблях, плававших в море, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей направляться в Солунь.


Икона Димитрий Солунский святой великомученик

Много пленных было освобождено великомучеником Димитрием от ига неверных. Так, один епископ был взят варварами и заключен в оковы, но святой явился ему, освободил от оков, и епископ благополучно прибыл в Солунь.

В другой раз варвары, нахлынув в пределы города, забрали много жителей. Между пленниками находились две прекрасные девицы, умевшие вышивать на ткани разные цветы, деревья, зверей, птиц и человеческие лица. Варвары отдали их в дар своему князю, а тот повелел мастерицам вышить на полотне лик святого Димитрия, который творит дивные чудеса.

Девицы воспротивились: «Ты, князь, хочешь надругаться над изображением нашего святого».
«Если не исполните моего приказания, – отвечал властитель, – вас немедленно казнят».
Боясь погибнуть, пленницы стали вышивать изображение святого Димитрия. Они окончили свою работу накануне дня памяти святого и, склонившись над пяльцами, залились слезами: «Не прогневайся на нас, мученик Христов. Призываем тебя в свидетели, нас заставили вышить твой образ под угрозой злой смерти». Так в слезах девицы и заснули. Во время их сна святой Димитрий в ту же самую ночь чудесным образом перенес пленниц вместе с их работой в Солунь на свой праздник и поставил их в церкви у своих мощей во время всенощного бдения. Жители Солуни, обрадованные таким дивным чудом, с великим ликованием праздновали тогда день памяти святого Димитрия, а вышитый образ поставили над алтарем, и много чудес совершалось от него во славу Бога, Единого в Троице.


Встреча ковчега с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

Святой Димитрий Солунский почитался на Руси с самых древних времен и был покровителем христолюбивого воинства. В субботу перед днем святого Димитрия совершается вселенская панихида о всех усопших. Установление этой традиции принадлежит великому князю Димитрию Донскому, чьим небесным покровителем был великомученик Димитрий Солунский. Накануне Куликовской битвы князь торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора – икону Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого.

Тропарь великомученику, глас 3

Велика обрете в бедах тя поборника вселенная, страстотерпче, языки побеждающа. Якоже убо Лиеву низложил еси гордыню, и на подвиг дерзновенна сотворив Нестора, тако, святе Димитрие, Христу Богу молися даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2

Кровей твоих струями Димитрие, церковь Бог обагри, давый тебе крепость непобедимую, и соблюдая град твой невредим: того бо еси утверждение.

Димитриевская родительская суббота - 6 ноября.


 
 
Записки о поминовении следует подавать в пятницу вечером и в субботу перед литургией.
 
Горельеф Храма Христа Спасителя Роспись ниши Храма Христа Спасителя

 
 

 
Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского
на брань с татарами и дает ему иноков Пересвета и Ослябя.



 
ПРОПОВЕДЬ О МОЛИТВЕННОМ ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

Суббота в конце октября еще до вхождения ее в церковный календарь широко отмечалась на Руси как день поминовения усопших родителей.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу
на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух инооков - Александра Пересвета и Андрея Осляблю. Оба инока пали в битве и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Сименове монастыре. Совершив в Троицкой обители поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно в субботу перед 26 октября, в день святого Димитрия Солунского - день тезоименитсва самого Димитрия Донского.

Велика была рабость победы, но в многие тысячи православных семей пришла горечь утрат и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.

Впоследствии, православные христиане стали в этот день творить память не только православных воинов, за Веру и Отечество жизнь свою на брани отдавших, но - вместе с ними - и всех, вообще, усопших братий своих.

Димитриевскую субботу всегда проводили торжественно: ходили на могилы родных, служили панихиды, устраивали тризны, женщины причитали.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста), православные христиане молятся об упокоении душ почивших людей, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам о всех тех, кто погиб, пострадал за Православие.

По книге Е.Тихомиров "Загробная жизнь или последняя участь человека", Санкт-Петербург, 1995.

С праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) !

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это - знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.

Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга - главный водный путь страны - стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики - святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияли своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом (†1567; память 6 ноября).

Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. "Вера Христова, - говорит летописец, - сделалась притчею и поруганием". Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца - Иосиф и Никита.

Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.

В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский (†1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: "Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани". С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись "Повести" - автограф Святейшего Патриарха Ермогена - целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля), написанной , и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.

В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход "за Казань" (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского (†1584), увенчавшийся присоединением Сибири. Благодатной энергии, излученной чудотворным образом, было достаточно, чтобы за несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, "встречь солнца" многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.

Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и "воровских людей" старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605-1612), который народ назвал "Смутным временем", Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия - священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор "Сказания" о ней и Службы ей.

В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: "Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите... везде говорите моим именем". Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.

Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.

Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.

Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: "Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена".

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня - Кремль.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.

...Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год - как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь...

В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: "Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим".

Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.

Тропарь Казанской иконе Богоматери, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.


Кондак Казанской иконе Богоматери , глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.


Молитва перед Казанской иконой Богоматери

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.







Святой мученик Уар (+ 307) День памяти 1 ноября по новому стилю

 

НА ВОПРОСЫ ОТВЕЧАЕТ НАСТОЯТЕЛЬ ХРАМА
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ИЕРЕЙ ВАЛЕРИЙ КОРЕНЕВ

ВОПРОС: Спасибо Вам, за ваши ответы на мои вопросы, вы мне очень помогли. У меня есть еще вопрос: я в храме купила икону Святого мученика Уару, могу ли я поминать дома некрещеного умершего, если можно то какими молитвами? Р.Б. Наталья (г.Москва)

ОТВЕТ: Святой мученик Уар (+ 307) жил в главном городе Египта Александрии и был военачальником Тианской когорты. Веруя в Истинного Бога, но страшась беззаконных идолопоклонников, он скрывал свою веру. Во время начавшегося гонения святой Уар обходил по ночам темницы и ухаживал за заключенными в них христианами. Однажды святой Уар посетил ночью темницу, в которой находились семеро христианских учителей. Святой Уар просил их молиться за него об избавлении от страха перед мучениями за веру христианскую.

"Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной, если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его лица на Небе", - ответили они. Услышав это, святой Уар почувствовал в себе такую любовь к Богу, что решился претерпеть страдания за Имя Его и остался в темнице. Утром один из мучеников скончался от ран. Святой Уар, представ вместе с шестью учителями перед наместником, сказал, что он хочет пострадать вместо скончавшегося узника. Святого Уара били палками, тело его строгали железными ножами, затем, прибив к дереву вниз головой, сдирали с его спины кожу, а чрево его терзали до тех пор, пока все внутренности не выпали на землю. Святые молились за него и воодушевляли на подвиг. Наместник приказал увести их обратно в темницу, а святой Уар возопил к ним: "Учители мои! Помолитесь за меня последний раз Христу, ибо я уже разлучаюсь с телом, вас же благодарю за то, что вы привели меня к Вечной Жизни". Через несколько часов святой Уар скончался.

Мучители бросили его тело на съедение псам.

Блаженная Клеопатра, благочестивая вдова, со скорбью смотрела на страдания святого Уара. Когда тело святого было брошено вне города, блаженная Клеопатра тайно принесла его в свой дом и погребла в спальне. Блаженная Клеопатра постоянно возжигала свечи над гробом святого Уара и горячо молилась, почитая его великим заступником и ходатаем перед Богом. Когда гонение утихло, блаженная Клеопатра вернулась в Палестину, в свое родное селение Эдра. Под видом останков своего мужа блаженная Клеопатра перенесла мощи святого мученика Уара и положила в гробнице своих предков. Каждый день она была у гробницы, ставила свечи, совершала каждение, а по ее примеру и другие христиане стали прибегать к молитвам святого Уара и получали при гробе его исцеления.

Множество христиан собиралось ко гробу святого, и Блаженная Клеопатра решила построить в его честь храм. К тому времени сыну ее Иоанну исполнилось 17 лет. Блаженная Клеопатра испросила для него у царя почетную должность в войске. Когда церковь была создана, блаженная Клеопатра призвала епископов, священников и иноков, и честные мощи святого Уара были переложены на драгоценный одр, а сверху мощей блаженная Клеопатра положила пояс и воинскую одежду, которую должен был вскоре надеть ее сын. Она усердно молилась святому Уару, чтобы он испросил для ее сына у Господа то, что будет Ему угодно, а сыну полезно.

По освящении храма мощи святого Уара положили под престолом, на котором совершили Божественную литургию. После службы блаженная Клеопатра устроила угощение для гостей. Внезапно святой Иоанн заболел горячкой и в полночь скончался, оставив мать в безутешном горе. С плачем блаженная Клеопатра устремилась в храм и, припав к гробнице, стала укорять святого мученика: "Так-то отплатил ты мне за то, что столько потрудилась для тебя? Я для тебя презрела своего мужа и возлагала на тебя всю свою надежду. Кто погребет мое тело? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым сына. Отдай же мне его или меня тотчас возьми отсюда, ибо мне от горькой печали жизнь стала в тягость".


Храм мученика Уара, пос. Вёшки

От крайней усталости и великой скорби блаженная Клеопатра заснула у гроба. В сновидении ей явился святой Уар, держащий за руку ее сына. Они были светлы, как солнце, а одежды их были белее снега; на них были золотые пояса и прекрасные венцы на головах. Блаженная Клеопатра бросилась к ногам святых, но мученик Уар поднял ее и сказал: "О женщина, что ты жалуешься на меня? Неужели ты думаешь, что я забыл те благодеяния, которые ты оказала мне? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их. Потом я взял на служение Небесному Царю твоего сына. Не ты ли сама молила испросить у Бога для него то, что будет Ему угодно и полезно тебе и сыну твоему? Сын твой теперь предстоит Престолу Божию и служит Царю Небесному, но, если хочешь, чтобы он служил царю земному и временному, возьми его".

Но отрок обнял святого Уара и сказал: "Нет, заступник мой! Не слушай матери моей, не лишай меня общения со святыми". Обращаясь к блаженной Клеопатре, святой Иоанн сказал: "Что ты плачешь, мать моя? Я причислен к воинству Небесному и предстою Христу вместе с Ангелами". Блаженная Клеопатра сказала: "Возьмите же и меня с собой, чтобы мне быть с вами". Но святой Уар ответил: "И здесь, оставаясь на земле, ты все-таки с нами; иди же с миром, а потом, когда повелит Господь, придем взять тебя".

После этих слов оба они стали невидимы. Придя в себя, блаженная Клеопатра почувствовала несказанную радость и рассказала священникам о видении; вместе с ними она с честью погребла своего сына при гробе святого Уара, уже не плача, а веселясь о Господе. После этого, раздав имение свое, Клеопатра стала жить при церкви святого Уара, проводя день и ночь в посте и молитвах. Каждое воскресенье во время молитвы являлся ей святой Уар с ее сыном. Проведя семь лет в таких подвигах и благоугодив Богу, блаженная Клеопатра преставилась в 327 году.

Святой мученик Уар особенно любим русским народом. К его предстательству прибегают, испрашивая ходатайства о здравии младенцев и малолетних детей, а также облегчения участи душ умерших родственников, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах.

День памяти святого мученика Уара - 19 октября (1 ноября по новому стилю).

Тропарь святому мученику Уару:

Воинством святых страстотерпец страждущих законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою, и устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Кондак: Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша.


http://www.ierei-korenev.ru/vopros/vopros378.html


Храм мученика Уара пос.Вёшки; Возле Москвы 200м. от МКАД

Святые отцы о терпении скорбей и мире душевном


СВЯТЫЕ ОТЦЫ И ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ И МИРЕ ДУШЕВНОМ

Надо всеми мерами стараться, чтобы сохранить душевный мир и не возмущаться оскорблениями, но переносить их равнодушно, так, как если бы они не касались нас. Такое упражнение может доставить нашему сердцу тишину и сделать его обителью Св. Духа.
Преподобный Серафим Саровский

Бог не попускает нам искушение выше силы нашей. В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение.
Святитель Тихон Задонский

Сам Господь глаголет во Евангелии: будите мудры яко змия, и цели яко голубие. Змия, когда бьют ее, старается всячески сохранить голову. И христианин, когда поражают его, должен хранить главное – веру и незлобие.

Если очень зацепят тебя, скажи себе: "не ситцевая, не полиняешь".

У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение, разумеется, при испрашивании помощи свыше.

Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: «не ведят бо, что творят» . Делай и ты то же и получишь милость и помощь Божию и успокоишься...
Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

Как кротко Господь отвечал хулителям Своим, не укорял их в ответ, но с любовью обличал их и устрашал судом Божиим, чтобы покаялись, как видно из святого Его доказательства и учения. Отсюда учимся мы врагам нашим, которые хулят нас, кротко отвечать или молчать, а не хулить хулящих нас. Если Он, Господь наш и Бог наш, так кротко поступал с хулящими Его, то тем более мы должны делать то же. Мы, говорю, которые достойны всякой хулы, будучи грешниками.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Враг ли злословит и проклинает тебя, – знай, что все его хуления и слова, произносимые злобными устами, положены от века на весы Божия Провидения: сколько ему дозволено, столько и выскажет, и больше ни одного слова. Что же ты напрасно противишься и тщетно гневаешься?
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский († 1715).

Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, чтоб другой какой человек был многим ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам бесчестия никогда не приведут нас в раздражение.
Святитель Василий Великий (330-379).

Приучи язык свой говорить: прости - и смирение низойдет на тебя.
Преподобный Исаия. (IV век)

Если мы захотим, нас никто не может обидеть; самые даже враги величайшую доставляют нам пользу… Итак, обрати внимание на пользу, какую ты можешь получить, перенося безропотно обиды от врагов: первая и важнейшая – отпущение грехов, вторая – терпение и великодушие, третья – кротость и человеколюбие: ибо тот, что не гневается на оскорбляющих его, бывает очень приятен любящим его; четвертая – совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравняться: ибо свободный от гнева без сомнения свободен и от неприятностей с ним соединенных, и не проводит жизни в пустых попечениях и заботах.


Когда кто станет поносить тебя, помысли о том наказании, которому он подлежит, - и не только не будешь гневаться, но и прольешь слезы...
Но присутствующие, скажешь, будут обвинять в малодушии, если стану молчать. Не в малодушии будут обвинять, а подивятся любомудрию.

Скажем самим себе: это происходит не от вражды, а от немощи; когда нет мысли о вражде или злонамеренности, тогда оскорбляемый хотя бы претерпел тысячи оскорблений, может удержаться.
Святитель Иоанн Златоуст (IV-V век).

Не уклоняйся от обид, не лишай себя венцов, не беги от исцеления души! Кто оправдывается и старается доказать свою правоту (невиновность), тот, может быть, и наведет справедливость, но только тем разрушит планы Божии об исцелении души.

Все обиды терпи сначала молчанием, потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.
Схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря (XX век).

Не очень раздражайся против оскорбляющего тебя, но раздражайся скорее против своего греха, который возбуждает твое сердце против оскорбителя.
Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709).

Те, которые на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане? Любим ли врагов наших? – и познанию в сем нашей немощи.
Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Брат! ты чувствуешь в сердце убийственное зло на ближнего, тебя мучат злые думы об обидах, причиненных от него тебе, - вот тебе средство избавиться от внутренней тесноты: представь множество своих грехов, неисчислимых по множеству, и живо вообрази, как на тебе терпит их Владыка живота твоего, как Он ежедневно и без числа отпускает тебе, если ты искренно молишь Его о том, согрешения твои; ты между тем не хочешь простить ближнему нескольких вспышек страсти, возбужденных в нем дьяволом.
Праведный Иоанн Кронштадтский. (1829-1908).

Безмерная скорбь о грехах, доходящая до отчаяния, отвергается по учению св. отцов. Скорбь эту должно растворять надеждою на милосердие Божие: должно вместе печалиться и надеяться, печалиться, потому, что мы грехами своими прогневляем Бога, удаляемся от Бога. Надеяться, потому что мы имеем Всесильного врача для грехов наших, Господа Иисуса Христа, пролившего за нас кровь Свою.
Преподобный Амвросий Оптинский

Старец Алексий Зосимовский говорил: «Не ропщи, детынька, не надо, если бы Господь забыл тебя или не был к тебе милостив, то жива-то не была бы; только ты не видишь Его милостей, потому что хочешь своего и молишься о своем, а Господь знает, что тебе лучше и полезнее. Молись всегда, конечно, об избавлении тебя от скорбей и от грехов твоих, но под конец молитвы всегда добавляй, говори Господу: «Обаче, Господи, да будет воля Твоя».

http://ioann.ru/index.php?id=116&partid=5

Настоящее прощение - это подвиг!

Протоиерей Владислав Свешников: Настоящее прощение - это подвиг!

Протоиерей Владислав Свешников: Настоящее прощение - это подвиг!

Мы плохо, искаженно видим и себя, и других. Но мы догадываемся, что состоятельность наша невелика, что мы недостойны войти в тайну Божественной жизни. И Откровение вселяет в нас надежду, что мы сможем быть удостоены этой спасительной жизни по причине неизмеримого божественного милосердия. Вход в новую жизнь начинается с прощения.

Наше прощение, безусловно, - в руках Божиих: Ему решать. Но мы слышим благовестие Спасителя: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш небесный". Таким образом, свободная милость Божия как бы вынуждается к прощению нашей милостью, потому что прощение - это всегда милость. Значит, дело в гораздо большем, чем просто нравственное справедливое воздаяние.

Иисус сказал грешнице, мазавшей ноги Его миром и отиравшей их власами главы своей: "Прощаются ей грехи ее многие за то, что она возлюбила много". Таким образом, испрашивание прощения и само прощение есть акт любви. Это особенно остро переживается в Прощеное воскресение, когда люди, поклоняясь, просят о святом целовании, получают прощение и сами прощают.

Прощают не только потому, что отчасти иррационально, отчасти схематично, порою глубоко осознают и переживают, что все виноваты перед всеми. И не потому, что это справедливо. И не потому, что очень желательно получить награду - даже если она бесконечно велика.

Мы просим и прощаем, потому что видим в человеке, который сейчас находится перед нами образ Божий. Видим Христа, страдающего за нас. Мы просим и прощаем от всей души. Мы видим Крест Христов, видим человека страдающего и, сами зная силу страдания, надеемся и молимся, что крест и страдания будут преодолены "усилием Воскресения". Что мы пройдем время Великого поста и осилим бремя креста воскреснувшими для жизни. Мы можем надеется - дерзновенно и смиренно - что сами тоже будем прощены, ибо мы знаем опыт скорби. Скорби собственной, скорби многих других людей и скорби народа: это и есть прощение, сопереживание скорби за людей, за страждущее человечество.


В чтении о Страшном суде Спаситель говорит тем, кто стоит одесную Его: "Приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали мне есть, жаждал - и вы напоили Меня. Был болен, и вы посетили Меня". И Он говорит тем, кто стоит так ошую Его: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть, жаждал - и вы не напоили Меня". Господь мог бы сказать одним: "Я просил прощения у тебя, и ты простил Меня", - а другим: "Я просил прощения у тебя, и ты не простил Меня".

И это "Я" бесконечно больше, чем образ, а "накормить" - несравненно значительнее, чем моральная норма. Есть таинственная духовная связь между личностью Христа и личностью всякого страдальца. Все страдают и все нуждаются в прощении. И Господь, милостью Своей, вмещает в свое сердце всю боль страдающего и обремененного человечества. И Великий пост может стать для нас величайшим Божиим даром, если он пройдет в тайне любви и милости, если он пройдет как чудо прощения нами - и нас самих, и всех ближних и дальних. И тогда Великий пост станет для нас проверкой нашей верности, нашего тяготения к тому, что является самым главным - ко Христу, к Его Кресту, Его пути, в котором созерцается великая, соединяющая все любовь.

Грех разъединил и разъединяет людей. Прощение есть начало восстановления разорванного некогда единства. Не нам судить, что окажется бесплодным, а что - нет в нашей жизни. Но хочется надеяться, что мы еще что-то успеем понять. И, может быть, именно Великий пост станет переломным моментом. Может быть, именно теперь Христос не в чувствах и не на словах, а на деле станет подлинным центром нашего бытия.

И здесь возможны проверки. Перед причастием святых Христовых Таин читается известная молитва: "Верую, Господи и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз". В контексте этой молитвы раскрывается и высший религиозный смысл прощения и - соответственно - небесплодного проведения Великого поста. Небесплодного в уме и сердце, в душе и теле. Тогда, возможно, пробежит в нас искра того огня Божия, которую Господь Духом Святым даровал нам.


Нам легко проверить себя: когда произносятся слова этой молитвы, мы всем сердцем и жизнью должны поверить (во всей полноте православного вероучения) и устами и умом исповедовать, что Он - действительно Христос-Мессия, спасающий все грешное человечество ("от них же первый есмь аз"). И веря, что это так, что покаяние есть главное внутреннее делание Великого поста, через которое человек возвращается к Богу, что я первый из грешников (то есть, более других ушел от Господа, "на страну далече"), мне и предстоит более других сделать шагов, чтобы вернуться к Богу. С этого и начинается покаянное путешествие Великого поста, которое проходит человек, сосредоточившись не на своих мелких и мнимых проблемах, а на самом главном.

Самое главное - это, во-первых, опыт узнавания цели собственной жизни; и, во-вторых, опыт переживания смысла страдания, Креста и крестного пути, которым прошел Богочеловек, а за ним - в течение веков - многие тысячи Его последователей. Одно из главных содержаний этого опыта - прощение и молитва. К сожалению, слишком часто и просьба о прощении и само прощение становятся болезненным крестом для искаженной, восстающей психологии. Но Крест - не демонстрация, а потому подлинное прощение не совершается актерски, не напоказ.

Веруя и исповедуя, что "Христос воистину Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти", мы, прежде всего, поклоняясь Его Кресту, у Него испрашиваем прощение. И испрашивая прощения у всех и одновременно осознавая, что "от них же первый есмь аз", мы великопостно сознаем, что дело не в каких-то частных прегрешениях, а в том онтологическом грехе, которым страшно все виноваты перед всеми. А потому каждый осознает себя в греховном отношении ниже любого каждого.

Такое сверх-рациональное понимание есть подлинное открытие, гораздо более значительное, чем просто генетически врожденное или приобретенное и ставшее привычным по условиям жизни ощущение греха. Такое сознание греха легче и, вместе с тем, острее вводит нас в смысл Великого поста. Человек, живущий таким пониманием, не претендует на блестящие подвиги великих святых. С него довольно простого крестного переживания, которое говорит о себе: "Я грешен перед всеми, и потому мне надо прощать всех и просить прощения у всех".

Речь идет не об известном по Патерику александрийском сапожнике, оказавшемся, по суду Божиему, духовно выше и Антония Великого, всего лишь смиренно думая о себе: "Все спасутся, а я погибну". Такие переживания нельзя культивировать, иначе в них будет немыслимая театральность, абсолютно противопоказанная покаянию и посту. Такое простое и смиренное видение более способно узреть, какая пропасть отделяет Великую Четыредесятницу Христа от обычного немощного, вялого и малоплодного православного поста с его сентиментальным введением - чином прощения.


В заключение Своего сорокадневного поста Христос победил диавольские искушения властью - материальной, политической и духовной. В этот момент Он также прощает всех, кто подвергался искушениям, даже если они не сумели их преодолеть. Вместо этого, Христос предлагает другой подвиг.

Прощение - это подвиг, а не экзальтированные нюни. И когда человек религиозно просит прощения у другого, он просит у него религиозного подвига и выражает свою готовность к подвигу. Он словно говорит: "Забудем все, что нас разделяет, уберем это из нашей жизни. Потому что нас соединяет гораздо большее - страдающий за нас Христос". Христос ведет нас ко спасению, и Великий пост с прощением, как постоянно действующим жизненным принципом, - одно из главных составляющих этого дара Христова. Прощение есть делание всего Великого поста.

И может статься, что когда придет время для необыкновенного чувства блистающей пасхальной радости, благости, просто счастья, оно окажется скоропреходящим. И уйдет незаметно, как песок сквозь пальцы - только оттого, что мы так и не осознали и не пережили, в чем главное содержание Великого поста.

Главное - соотнесенность со Христом Страдающим - закладывается в чине Прощения. Эта соотнесенность, больше всего через приятие Пречистого Тела и Крови Христовых, с особой напряженностью открывается Великим постом. Мы идем к этому таинству, просим у Бога и у ближних прощения, за все несовершенство нашей жизни, особенно если мы принесли боль своим несовершенством, порою даже не замечая этого.

Церковь перед причастием влагает в наши уста, уши и сердце слова молитвы Златоустого Святого: "И сподоби мя неосужденно причаститися..." Неосужденно - значит, не осуждая. Не осуждая - значит, прощая. Прощая - значит, милуя. Милуя - значит, начиная таинство очистительного покаяния, которое совершает Бог. Очищаясь - значит, входя в условие неосужденного причащения, то есть, пира духовного, жизни вечной и тайны будущего века. Таким образом, прощение есть условие жизненного созерцания тайны будущего века.

И значит, Христос умер на Кресте не напрасно, - по крайне мере, для тех, кто принял Его крестную смерть, как величайшую драгоценность для себя и для мира. Это глубокое духовное знание дано пережить не всем… Но те, кто пережил - да не возвышаются, но болезнуют и прощают тех, кто не пережил. Ибо прощение - это соболезнование. Без Креста нет Воскресения. Входя прощением в Крест Христов, мы узнаем, что прощение есть начало Воскресения, а Воскресением Его мы спасены, и прощение есть жизнь спасительная. Воскресение Христово не прекращается ни на небе, ни на земле, и пребывающий в литургии пребывает в вечнующем Воскресении.

Открывающий для себя крестное прощение открывает и воскресение. Прощение - есть жизнь в Воскресшем Христе.

Sun, 18 Feb 2007

http://www.pravmir.ru/printer_1770.html

" БЕДНОСТЬ " - И.А. Ильин

Веди


БЕДНОСТЬ


Где она начинается, бедность? Какой малостью должен обладать человек, чтобы считаться «бедным»? Кто знает? Я часто видел богатых и даже очень богатых людей, считавших себя «бедными» и в самом деле носивших в себе это ощущение. Они страстно жаждали большего, гораздо большего; они «нуждались» в том, в чём они вовсе не нуждались; они напряжённо глядели «вверх» и только «вверх» и постоянно подсчитывали, чего им ещё не хватает. Ненасытный, когда насытится он?
Я видел также людей в довольно стеснённых обстоятельствах, считавших себя «достаточно богатыми» и в самом деле носивших в себе это ощущение. И не нуждались в том, что им действительно было нужно; спокойно смотрели они «вниз» и часто подсчитывали, чего ещё должны они лишиться и как много людей, которым не хватает самого необходимого. Мне казалось всегда, что своё «состояние» или, скорее, «сокровище» они поместили куда-то в другое место. (Куда?)
Но это означает, что объективные размеры состояния не могут решить вопрос «существования в бедности». Маленький мешок скоро наполнится; но большой мешок с дырой — никогда. Если ты хочешь для своих детей богатства, научи их смотреть «вниз» и легко переносить лишения; а ещё вкусу к «довольно».
Итак, на земле нет бедности вообще? Увы! Существует двоякая бедность. Материальная — когда человек теряет работу и переживает трагедию, которая кажется ему трагедией «лишнего» существа на свете; когда уже не имеет силы его право на работу и на жизнь. Тогда человек беден, действительно беден; тогда это настоящая бедность.
Наряду с ней существует и духовная бедность: это когда человек не может постичь, что есть верное и прекрасное «иное место», в которое он может поместить своё истинное «состояние», своё истинное «сокровище»; когда он воспринимает речи об этом «ином месте» как глупость, с издёвкой отвергая их. Из-за этого сам человек делается как бы «лишним». Он даже не подозревает, чего в действительности лишился. В этом случае человек снова беден, по-настоящему беден.
Но самое печальное заключается в том, что люди второго вида бедности так часто проходят холодно и гордо мимо людей первого вида бедности. Отсюда возникает безбожный, нехристианский порядок жизни. А в нём — беда и опасность сегодняшнего мира.

И.А.Ильин

Газета " Православный Санкт-Петербург " сентябрь 2009г.