Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Собор Пресвятой Богородицы - 8 января.

Седмица 33-я по Пятидесятнице.
Суббота по Рождестве Христовом. Глас 7.

СОБОР
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ




На другой день по Рождестве Христове празднуется Собор Пресвятой Богородицы, память святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.


Собор Пресвятой Богородицы. Тропарь
глас 4


Пречистая Богомати, Богородице,/ Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, / дары Ти приносят, Госпоже, многи мирстии людие, / Узы наша грешныя раздери Своею милостию/ и спаси души наша.

Кондак Собора Пресвятой Богородицы
глас 6


Иже прежде денницы от Отца без матере родивыйся,/ на земли без отца воплотися днесь из Тебе./ Темже звезда благовествует волхвом,/ Ангели же с пастырьми поют// несказанное Рождество Твое, Благодатная.


ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!!!

Рождество Христово.Протоиерей Димитрий Смирнов.

 

Протоиерей Димитрий Смирнов — Рождество Христово

О.Дмитрий Смирнов На великом повечерии под Рождество Христово (6 янв., вечер)
Рождество Христово - великий христианский праздник. В праздник принято всех поздравлять, а поздравление по самому смыслу этого слова есть пожелание здоровья. Но Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам здоровье или лишний повод сесть с близкими нам по духу или по крови людьми за праздничный стол. Он пришел, чтобы спасти нас от ужаса нашей жизни, которая есть грех. Грех же, по определению - это жизнь вне Бога!

В ожидании праздника сердце человека переполнено торжественной радостью, так что в нем уже нет места для обыденных земных забот. Вселенная и звезды, люди на земле и ангелы на Небе величают, воспевают сегодня Рождество Господа нашего Иисуса Христа, принесшего нам надежду на спасение. А мы? Готовы ли мы к встрече с рождающимся Христом?

Митрополит Сурожский Антоний как-то сказал: "Бог приходит в наш мир уязвимым, беззащитным ребенком и говорит: "Я отдаюсь вам, делайте со Мною, что сами захотите"". И перед каждым из нас стоит вопрос: а что же я делаю с Ним, с этой любовью Божией, которая мне дана, с Этим Младенцем, Который рождается ради того только, чтобы быть измученным на Кресте и умереть ради меня лично, а не только ради человечества в целом?

Почти две тысячи лет назад, с рождения Богомладенца, для человечества началась новая эра. Своим пришествием Бог, приклонивший Небеса и сошедший на землю, поставил человека перед выбором: что ты, человек, выбираешь, землю или Небо? Отступивший от Бога человек забыл свою небесную родину и своего Отца - Бога, забыл так крепко, что понадобилось пришествие Сына Божия на землю, чтобы вновь напомнить об этом падшему человечеству.

Сын Божий хочет вернуть нас на Небо. И главным событием человеческой истории после создания человека из ничего является Рождество Христа, Воскресение и пребывание Его с тех пор навсегда с человеческой плотью. Каждый человек, живущий на земле, как и тогда, в древней Палестине, поставлен перед выбором: принимает ли он Иисуса Христа как Бога и каждое Его слово как истину в последней инстанции, или не принимает, или принимает выборочно, ту малую часть, которая ему удобна, и в зависимости от этого строит свою жизнь.

Человек - создание Божие. Создание разумное, и поэтому жизнь наша должна быть осмысленна. И в день Рождества каждому, кто ищет смысла жизни, а не хочет быть просто животным или растением, неплохо задуматься о том, что Христос приходил на землю и ради него тоже, и что от этого главного мирового события просто так отмахнуться невозможно. Недаром святая Церковь перед Рождеством заповедует всем своим членам поститься, чтобы очистить чувства, ум, очистить совесть и постараться умом и сердцем объять эту удивительную тайну, войти в нее, решить для себя, чего они еще не сумели исправить в своей жизни в соответствии с Тем Словом, Которое с Неба пришло на землю.

Христос начал Свою проповедь с призыва к покаянию: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". Покаяться - значит переменить свои мысли, изменить свою жизнь, совершить в ней переворот, но не просто во имя каких-то абстрактных идей или учений, а именно ради жизни в вечности. И в день Рождества Христова каждому из нас это нужно вновь и вновь обдумать. И если сердце наше склонится ко Христу, то встать на этот путь и постараться быть верным Богу до конца. Тогда наша жизнь приобретет тот истинный, подлинный смысл, к которому призывает нас Господь.


Мы знаем, что первыми родившемуся Спасителю поклонились пастухи, хотя они были простые, неученые люди. Их Сам Господь через ангелов, Своих посланников, известил о рождении Христа, и они, ничтоже сумняшеся, пришли. А волхвам, людям ученым, пришлось добираться очень долго, кружным путем, и на обратном пути они чуть не попали в лапы коварного Ирода. Но Господь смилостивился над ними и дал им тоже откровение - о том, что не нужно возвращаться к Ироду, а нужно идти другим путем.

Путь сердечной простоты ведет прямо к Богу, знание же часто удаляет от Него или приводит к Нему путем более долгим, запутанным. Знание сопряжено с опасностями, потому что человек может попасть в ловушку, может быть уловлен дьяволом. Но если оно всетаки привело человека ко Христу, и человек поклонился Богу и принес Ему дары, тогда Господь уравнивает и простых пастырей, и мудрецов-волхвов.

Мы тоже сегодня пришли в храм, чтобы поклониться Младенцу Христу. Перед нами икона Рождества. Богомладенец лежит в яслях, над Ним склонились Пречистая Дева и Праведный Иосиф, над яслями горит звезда. Вокруг тишина, город устал от забот и погрузился в сон, а мы славим рождшегося Господа. И наш малый подвиг принесет для нас большой плод, Господь нас вознаградит: сегодня мы будем приобщаться благодати Божией через причастие Святых Христовых Тайн.

Господь для того и в мир пришел, и призвал к Себе простых пастухов и мудрецов-волхвов, людей ученых и неученых, всех - чтобы они поклонились Ему. А поклоняться Христу - значит принять ту святость, которую Он принес в мир, принять Дух, Который Он послал в мир, принять учение, которое Он возвестил этому миру. Но мир сначала не мог понять Его слов, многие ужасались, слыша то, что говорил Господь. Когда Он сказал: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни", - многие отошли от Него, потому что как можно есть плоть человеческую? Когда Он говорил о любви к врагам, они удивлялись: как же можно любить врагов, как возможно любить людей, когда они тебя ненавидят? Красоту этих слов поняли сперва единицы, потом десятки, потом сотни, тысячи, миллионы и, наконец, миллиарды людей. Миллиарды людей приняли Его слова.

К сожалению, мы живем в конце человеческой истории, когда уже кончается Царство Христа, когда люди отвергаются от Бога и думают, что Рождество Христово - это значит вкусно поесть, попить и поплясать, послать друг другу полсотни открыток. Но Господь пришел не для этого! Он хочет освободить нас от греха. А свободу от греха, подлинную свободу, может нам дать только учение Христово, только Его благодать, только Его Церковь.

Каждый из нас имеет некоторый опыт церковной жизни, каждый познал уже силу Божию в борьбе с грехом и знает, как его побеждать. Грех побеждается чрезвычайными усилиями человека. И когда Господь видит эти усилия, Он помогает ему в его стараниях, Он его сохраняет от падений.

Для пастухов эти усилия были небольшие: дойти до пещеры, которую они прекрасно знали. Да, человеку простому , прийти к Богу проще. И поэтому, если сейчас провести перепись, сколько в Церкви людей с высшим образованием и сколько с образованием меньше, чем среднее, окажется, что вторых больше. Простому человеку легче узреть Бога, потому что сердце его просто. Человеку, имеющему много знаний, трудней, но тоже можно. И, преодолев: все искушения, волхвы пришли ко Христу и поклонились Ему.

Вот это произошло - человек совершил поклонение Христу, то есть признал, что Он есть истинно Сын Божий и склонил перед Ним свою главу. А дальше надо начинать другую жизнь. "Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия". Нельзя идти прежним путем, нельзя возвращаться к Ироду, потому что он убьет. И Господь известил об этом волхвов - помиловал их за подвиг, который они совершили ради Христа.

Так и мы: чем больше мы потрудимся над своей душой, тем больше Господь нам будет помогать, извещать о всякой опасности Иродовой, которая на нас надвигается. Он сохранит нас и спасет, лишь бы мы были верны Ему, верны тем словам, которыми Он нас учил. Поэтому мы должны эти слова принять в свое сердце. Мы должны познать их не только умом, не только довести до своего сознания, а следовать им, полюбить их, полюбить Самого Христа, склониться перед Ним. И тогда Он войдет в наше сердце и никогда не расстанется с нами во веки. Аминь.

http://www.hram-usadba.ru/04docs/listok-120.html

Открыть Ему двери.Протоиерей Андрей Ткачев.

Открыть Ему двери
Протоиерей Андрей Ткачев



Главный праздник христиан — праздник Пасхи. Это праздник воинов, выигравших битву. Израненные, но живые; уставшие, но радостные; сжимая оружие в налившихся тяжестью руках, воины смотрят на знамя победы. Вот оно медленно, но верно поднимается над войском, и из тысячи грудей раздаётся победное «ура!». Это — Пасха.

А второй по значимости праздник — Рождество. Это праздник детей. Они скачут вокруг ёлки, взявшись за руки, срывают с её пахучих веток пряники и конфеты, и никто их за это не ругает. Сегодня праздник и можно всё, кроме, разве что зажигать огонь под ёлкой. Под каждой подушкой подарок, в воздухе запах апельсинов, и стёкла окон раскрашены морозом так, что лучшему художнику повторить не под силу. Это — Рождество.

В течение одного литургического года Церковь даёт нам в полной мере пережить духовное детство и духовную зрелость — по крайней мере, по разу. Сначала человек бывает маленьким. Поэтому праздник христианского детства — Рождество — стоит вначале. Затем человек вырастает и окунается в драматическую двусмысленность жизни, где можно не заблудиться и не пропасть только благодаря Пасхальной победе. Эти два праздника взаимосвязаны и натянуты между полюсами христианской жизни, как звенящая струна. Они образуют ось, вокруг которой вращается Вселенная. И мы в этом году вновь в очередной раз дышим морозным и пьянящим воздухом Богоявления.

Я не ошибся: праздник Рождества, так же как и праздник Крещения, носил в древности это имя, и долгие годы оба праздновались в один и тот же день. Поскольку воздух этого праздника — воздух радостного детства, я позволю себе объяснить его смысл ещё одним детским примером. Многим из нас известно, как любопытны дети, как жадны они ко всему новому и необычному. Всклокоченный, как воробей, мальчуган вбегает во двор (класс, детскую площадку) и с сияющими от радости глазами кричит: «Эй, пацаны, там такое!» Десятки глаз загораются в ответ: «Какое? Где?» Объяснять долго и трудно… «Айда покажу!» И вот уже быстрые детские ноги с топотом конского табуна бегут за первооткрывателем, за тем, кто первым увидел что-то необычное.

Так и нам предстоит с любопытством и замиранием сердца (ничуть не уменьшающимся оттого, что мы знаем, что произошло) побежать к Вифлеемской пещере. Ни у кого из нас нет отговорок: пойти туда должны все. Если ты любишь науку, изучаешь природу, постигаешь смысл мироздания, но не молишься Богу и не веришь в Христа Его, волхвы обличат тебя и звёзды будут мерцать над тобой осуждающе. Если ты прост и неучён, зарабатываешь свой хлеб тяжелым и однообразным трудом и при этом ропщешь на судьбу, считаешь христианство привилегией сытых и праздных — пастухи станут пред тобою живым и молчаливым укором. Даже если ты осёл (например, по упрямству) или вол (скажем, по неповоротливости ума) — и тогда наклонись к яслям и согрей Новорожденного паром твоих ноздрей.

Одна из лютых бед нашего времени — одиночество. Классическое, традиционное общество разрушается. Слабеют кровные связи, шатается брак, естественное становится редкостью, уродливое называется нормой. Человеку, живущему среди суетливого многолюдства, может быть годами не с кем поговорить. Небо становится свинцовым, и кажется, что Там о тебе не помнят. Земля становится неприветливой, и ты ходишь по ней так, как будто вытираешь об нее ноги, со страхом думая о том, что в неё же придётся возвратиться. «Я не убил и не украл», — любит говорить про себя современный человек в качестве самохарактеристики, и, несмотря на это, живет, как Каин, стеная и трясясь.

И тут такая радость! Ко мне пришёл Великий Гость. «Ко мне идёшь, Господи. Меня ищешь, заблудшего», — такими словами Церковь многократно воспевает пришествие Бога в мир. Бог пришёл к нам в гости. Крайне нечестиво не оказать Ему гостеприимство: не прибраться в доме своей души, не приготовить что-нибудь пусть нехитрое, но вкусное. Совсем кошмарно — не открыть Ему дверь.

Гостеприимство не зря считалось величайшей добродетелью на Востоке. Люди как будто чувствовали, что радушие к неизвестному страннику может родить из себя нечто большее. И действительно, некоторые под видом людей принимали в гости Ангелов, и за это принимали благословение, спасались от гибели… Но самым большим и неожиданным плодом гостеприимства является принятие в гости Самого Христа. Вот ещё одна грань этого праздника. То есть в этот день мы и хохочущие, пляшущие возле ёлки дети, и — радушные хозяева, открывшие дверь на стук и неожиданно впустившие в дом Владыку мира.



Чем больше живёшь и думаешь, тем больше удивляешься: как люди живут без Бога? Чем они живут? На что надеются? О чём радуются? И вообще, жизнь ли это? Сам Христос удивлялся на земле двум вещам: вере и неверию. Он радостно удивился вере капернаумского сотника и, глядя на законников, дивился неверию их (Мк. 6, 6). Давайте в эти радостные дни удивим Спасителя верой. Давайте сделаем кто что может для того, чтобы в нашем пластмассовоцеллулоидном мире Богу было чем полюбоваться.


Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 1 (25)

Рождественский сочельник.

 

Протоиерей Александр Ильяшенко







6 января - Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, - последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей


– Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит "пост до первой звезды"? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

В сам же день Сочельника пост уже не такой строгий, как в предшествующие дни самой строгой недели Рождественского поста.

Сочельник


Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.

Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.


Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.

Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти нам меру.

Мысли о добре и зле.Святитель Николай Сербский.

Cчитать всех людей одинаково живыми - иллюзия.
Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них,
меры жизни, которую они несут в себе.

Из книги святителя Николая Сербского
«Мысли о добре и зле» 




Анализ

Анализ убивает любовь. Потому наука - холодит. Потому говорят не о красоте знания, а о пользе его.

Любящий никогда не спрашивает о возрасте, происхождении и благосостоянии своей возлюбленной. И одухотворенная душа, то есть воспламененная любовью к Богу, отнюдь не соглашается на "анализирование" Бога.

Любовь изгоняет рассудок, как бесполезного соглядатая. Но зато соединяет воедино три луча - ум, сердце и душу - и возжигает их в одну свечу.

Жизнь истинная

Как ни странно это звучит, но это правда: мы приходим в этот мир, чтобы спасаться от него. Так же как люди уходят на войну не ради наслаждения войной, но чтобы спастись от неё!

Ради большего блага люди идут воевать; ради большего блага, чем земная жизнь, мы рождаемся в этот мир. Ради вечной и лучшей жизни мы рождаемся в эту жизнь.

Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество.

Содержание жизни

Когда бытие человека не наполнено Богом, оно не наполнено и жизнью: оно сродни безысходной, мертвящей пустоте.

Все суть пустота, вакуум, если не наполнено Богом.

Всякая душа мертва, если не исполнена Богом.

Люди живы настолько, насколько в них живет Бог. Ибо только Бог - жизнь.

Потому считать всех людей одинаково живыми - иллюзия. Есть живые и неживые, что зависит от меры Бога в них, меры жизни, которую они несут в себе.

Со страхом говорю тебе: есть неживые люди. Их будто нет. И они отличаются от живых так же, как отличаются предметы во сне от предметов наяву. Хотя неискушенным они кажутся такими же живыми!

Они же существуют! Разве их нет? - спросишь ты. Да, но и, когда угасает костер, дым еще долго витает над пепелищем.

Мера страдания

Садовник срезает ветви, чтобы дерево быстрее росло и лучше плодоносило. Если он превысит меру и срежет лишнее, дерево засохнет.

Верь, что твое страдание никогда не может превзойти меры. Бог наблюдает за каждым человеком заботливее и милосерднее любого садовника.

Послушай, как рассуждает преподобный Нил Сорский: "Если горшечник знает меру предержания сосуда в огне, чтобы тот не лопнул, неужели Бог не знает меры наших страданий?" Верь, Господь имеет большее рассуждение, чем человек

Дистанция

Все держи на дистанции, а душу приближай к Богу.

Если прольешь в огонь воду, не будешь иметь ни огня, ни воды.

Если пожелаешь чужого, возненавидишь свое, потеряешь и то, и другое.

Если приблизишься к служанке, как к жене, не будешь иметь ни служанки, ни жены.

Если часто пьешь за чужое здоровье, потеряешь свое.

Если постоянно считаешь чужие деньги, все меньше будет своих.

Если постоянно считаешь чужие грехи, будешь множить свои.

Если, преследуя лисицу, настигнешь ее, - вернешь петуха; если, преследуя медведя, настигнешь его, петуха не вернешь и себя погубишь.

Как встречать рождество христово и проводить святки?

Святыми днями называются дни с 7по19 января. Название говорит само за себя, раз дни святые, то и проводить их христианину следует свято.


Сразу оговорюсь, что христианин, да ещё и святой – это совсем не то, что многие себе представляют, это не огромное слово «Нельзя», а вполне жизнерадостный человек. И если мы внимательно посмотрим на окружающий нас мир Божий, то в его красоте, разнообразии и гармонии увидим безграничное человеколюбие Божие к нам, который желает чтобы «радость ваша была исполнена (т.е. совершенна)».
Разумеется начало праздника полагается в Рождественской, торжественной службе, за которой приготовившись постом и покаянием христианин причащается Христовых Таин, и это дает ему
созданному по «образу и подобию» Божию, тоже способность к творчеству, и помогает ему быть радостным без обильных возлияний. Хоть Библия и говорит о том, что «вино веселит сердце человека», но та же Библия напоминает и о мере – матери всякой добродетели. Человек, который исполнен радостной вестью о том, что рождённый Спаситель совершенно избавляет его от долгов Смерти, даруя ему вечную блаженную жизнь, спешит поделиться этим счастьем с другими, желая и им того же. От этого и появился обычай ходить христославам с Вифлеемской звездой от дома, к дому неся радостную весть.
Но сатана, эта обезьяна Бога, не терпит спасительной для людей вести, и стремиться всё извратить. Будучи не способным, к творчеству он может только исказить и опошлить то, что сотворил Бог. И именно его усердием укоренились обычаи упиваться, ходить «ряженными», тем или иным образом пакостить людям, и не стоит отговариваться, что это, мол, древний обычай, да хоть того древней, но начало его в аду. К сожалению, лукавый дух в своих «опытах» пошёл дальше, видя в человеке страсть к любопытству, он научает его тем или иным «невинным шалостям» - погадать, узнать суженного, узнать судьбу… И нам уже нет дела до того, что в мир родился Спаситель, тем самым сделав наше будущее ясным и понятным без всяких гаданий, что, каждый обречён на вечность, и что вся жизнь в воле человека, а не в воле «судьбы» - этой выдумке дьявола.
На этом хотелось бы, и закончить, но бесчисленные предрождественские статьи и передачи где льется реклама сатанистам, которых там называю «добрыми бабушками», звездочетами, и прочей нечестью - понуждает меня за одно высказаться и на этот счёт. И все-таки, ради Христовых святых дней, оставим эту тему для будущего поста, ибо православные праздники – это радость во Христе! Пусть ничто нечистое не коснется Святок!
Бог в помощь!


Протоиерей Георгий Осипов

Святая великомученица Анастасия Узорешительница (4 января)



Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклитиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту.

В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан. В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой... томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклитиану, — Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины (( 304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, она сама похоронила их тела.

Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.

Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклитиану. Расспросив Анастасию, Диоклитиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу...» Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее (( ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении. Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (( ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь.



Тропарь великомученицы Анастасии
глас 4


Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси.// Того моли спасти души наша.

Кондак великомученицы Анастасии
глас 2


Во искушениих и скорбех сущии,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования/ от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:// ты бо присно миру точиши исцеления.



СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЕ АНАСТАСИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!!!

*Молитва и Акафист святой великомученицы Анастасiи
http://www.belmagi.ru/amolitv/akanastasii.htm

Ангельская песнь.Протоиерей Андрей Ткачев.

Ангельская песнь
Протоиерей Андрей Ткачев



Люди кратковременны. Поколения сменяют друг друга, словно волны, раз за разом накатывающиеся на берег. Если Бог скажет нечто важное одному поколению, другое поколение, пришедшее следом, может это забыть. А третье скажет: «Я ничего не знаю. Мне никто не сказал». Поэтому самые важные вещи Господь говорит перед лицом неба и земли. Это верные свидетели. От дня творения и до дня огненного Суда они не изменятся. Между ними живёт человек, землю попирая ногами и к небу устремляясь лицом. Они напомнят, если нужно, забывчивому человеку то, что слышали однажды.

Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих, — это голос Моисея, предрекающего казни за отступление от Бога (Втор. 32, 1). Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит, — это голос Исайи, горько сетующего на то, что предсказания Моисея об отступлении совершаются на его глазах (Ис. 1, 2). А вот и третья песнь, но уже не обличительная, а радостная, соединившая небо и землю в ту единственную ночь, которая никогда не повторится и никогда не забудется. В ней тоже говорится о земле и о небе.

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Ангелы с неба запели о том, что на землю приходит мир. Мир пришёл в виде маленького Ребёнка, родившегося в пещере. Ангелы пели о свершившемся факте. Мир — это Христос. Он родился. Он уже на земле.

* * *

Ангелы знают больше, чем человек, но и они не знают всего. Будущее скрыто от них, и тайнам Божиим они удивляются вместе с человеком. Они, наверное, думали, эти светлые и радостные служители Воплощения, что теперь, когда Владыка поселился среди людей, люди прекратят злопамятствовать и гордиться, лгать и красть, блудить и волхвовать. Они имели все основания думать, что люди изумятся Божественному снисхождению так, как изумились они сами. «Они обрадуются и одновременно затрепещут, — думали небесные певцы, — они научатся любить и переменят жизнь так, как меняют старую одежду на новую».

Им пришлось удивиться. В очередной раз люди повели себя непредсказуемо.

Вначале они захотели убить Христа. Ещё в воздухе носилось эхо ангельской песни, а в вифлеемских окрестностях уже раздались душераздирающие крики. Это воины на глазах матерей убивали грудных младенцев. И Христос, едва родившись, стал беженцем. Привыкшие закрывать лица при взгляде на Славу Божью, Ангелы закрывали лица, глядя на избиение детей и провожая взглядом удалявшихся Иосифа и Марию с Младенцем.

«Мир уже на земле, — думали чистые духи, — но много времени пройдёт, пока люди впустят этот мир в своё сердце». Они ясно понимали теперь, что история человечества будет так же сложна, как была сложна и страшна до сих пор, а может, и больше. Те, кто по настоящему полюбит Христа, возможно, будут так же малочисленны, как малочисленны эти несколько пастухов, которым они пели, в сравнении со всеми жителями Вифлеема. Их проницательный ангельский ум уже предвидел в будущем столкновение святости, которую принёс с Собой Младенец, с грехом, многоголовым, грозно шипящим, не желающим умирать.

—Им будет очень тяжело, — сказал один из Ангелов другому.

—Подумай, как тяжело будет Владыке жить среди них и носить на Себе их немощь, — ответил другой.

—Им нужна вера, — добавил третий. — Хорошо, если они не забудут слова нашей песни. Давайте споём её ещё раз. Ведь она так хороша!

Они спели её ещё раз, но уже не для людей, а для себя. Ведь это была новая песня, которую ещё никто и никогда не пел не только на земле, но даже на небе.

* * *

Они не ошиблись, эти светлые служители Рождества. Наша жизнь не стала лёгкой, но зато у неё появилась цель. Для того чтобы на земле воцарился прочный и неотъемлемый мир, каждому из нас предстоит впустить Христа в своё сердце. И каждый, кто пробовал этого достичь, знает, насколько тяжёл этот труд.

Мы трудимся. Тихий свет из вифлеемской пещеры озаряет нам путь. Когда мы падаем от греха или усталости, Ангелы спешат с небес к нам на помощь. А мы повторяем их песню каждый раз перед чтением шестопсалмия.

Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 1 (37)



*БОНУС:

УТРЕНЯ. ШЕСТОПСАЛМИЕ, текст:
http://www.liturgy.ru/nav/utrena/utren1.php?k=c23

Общее рассмотрение ШЕСТОПСАЛМИЯ:
http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=414

Псалтирь на церковно-славянском языке:
http://www.netda.ru/belka/text_mil/psalms_slavonik.htm

Полный церковно-славянский словарь:
http://www.slavdict.narod.ru/

Церковно-славянский язык:
http://mindu.orthodoxy.ru/z_program_tcerkov-slav_prog_1&2rursa.htm

Без Любви справедливость - суд. Притча.

Жили в одном скиту на берегу моря несколько монахов. Жили бы они еще дольше, если бы не начались среди них раздоры и нестроения. Одному из них казалось, что его незаслуженно поставили на необходимое послушание, и он осуждал выдавшего ему оное. Другой же не мог слышать, как поет его брат во время службы и тайно осуждал его за неимение слуха. Третий судил и первого и второго за то, что те мало отдают времени молитве. И так каждый из них тайно, а иногда и в открытую судил другого. А в результате в скиту сложилась такая атмосфера, которую можно было бы назвать разбушевавшейся стихией в жерле вулкана. Напряжение достигало самого предела, хотя еще и не вырывалось наружу. Да и море, которое было столь ласковым в прежние времена, когда они всем миром дружно поднимали скит из разрухи, вдруг стало неспокойным, и в его водах все чаще было видно хмурое небо и искаженные лица, вглядывающиеся в него.

Так и жили братия в отношениях справедливости, которая, как мы знаем, у каждого своя и никто из них не имел ни спокойствия душевного, ни утешения от общения друг с другом. Однажды их жизнь подошла к крайней точке и в один из дней, когда они были на рыбалке, на море разразился нешуточный шторм. Он нес холодные седые волны и забрасывал ледяные брызги в их лодку. Одежда намокала, становилось и холодно и страшно от понимания, надвигающегося конца. Каждый из них понимал, что для того чтобы спастись от катастрофы, требуется грести дружно и под руководством одного из них, который бы показывал направление в спасительную бухту. Хорошо, что человек имеет замечательную особенность. Он желает жить, и жить вопреки всем своим другим предпочтениям.

Вот и здесь, несмотря на свое нынешнее состояние братия все-таки еще были искушенными монахами и опытными молитвенниками. Поняли они пагубное свое положение, и каждый из них взмолился в своем сердце о спасении. Каждый из них посмотрел в глаза другу, и произнес так необходимые слова прощения, приносящие мир и любовь в сердца искренние и раскаявшиеся. Взялись они за весла, выбрали верный курс и каждый из них начал работу в меру своих сил. Любовь же чудесным образом, не только изменила их сердце, но и не замедлила привести в равновесие окружающую их природу. Тучи рассеялись, море стало ласковым и тихим, а в его водах отразились просветлевшие и преображенные лица. Солнце ответило на их улыбки, а легкий, теплый ветерок, наполнил их пониманием, того, что все суды и пересуды по справедливостям мира вряд ли что-то стоят, если сердца не наполняются любовью, оживотворяющей своим светом мир и всех, кто его населяет.

Без Любви справедливость - суд.

"Ванька-дурачок"

  • 03.01.11, 11:04

Как-то, решив побаловать себя жареным петушком, я взял топор и , поймав во дворе моего Петю,

положил его на пенек. Только замахнулся, как петух, видемо почуяв неладное, замахал крылями и ,

вырвавшись из моей руки дал стрекача. Однако не успел я сделать и нескольких шагов, как 

появившийся невесть откуда Ваньк-дурачок, прыгнув, словно кошка, схватил петуха и помчался 

прочь...

Это был глухонимой душевнобольной подросток, от которого врачи-психиатры давно отказались.

Мол, выличить его нельзя, а держать в стационаре - зря продукты переводить. Среди односельчан

он славился тем, что нередко воровал у них всякую живность. Его и стыдили, и милицией пугали

все бестолку! В конце концов, терпение людей иссякло, и многие из пострадавших стали всерьез

угрожать Агафье расправой над ее "непутевым" отпрыском.

Вот и я, не на шутку разозлившись, решил воришку проучить. Тем более, что петух был у меня

единственный, а в чем-либо себе отказывать я не привык...

По пути встретил двух своих соседей, которые, узнав о случившемся, взялись пособить мне

в поимке беглеца.

-- У меня недавно старуха утенка раздавила, -- сказал Семен, -- я и решил его псу скормить -- не

пропадать же добру. Так пока ходил в дом за сумкой, Ванька моего желторотика хвать - и в овраг!

-- Он и кошатиной не брезгует, -- отозвался Илья. -- В прошлом месяце вышел я в огород кота 

порешить: он какую-то заразу подхватить и начал по углам гадить... А у меня с похмелья руки 

тряслись. Пальнул -- лишь брюхо ему распорол... Гляжу -- катается Барсик по земле, орет... Пошел

я за патронами. Возвращаюсь -- Ванька его уже в охапку, и только пятки засверкали...

-- С этим, мужики, -- говорю я, -- надо что-то делать. Разве не обидно? Пашешь-пашешь с утра

до вечера, семь потов спустишь... А этот за счет чужого добра хочет прожить!..

-- Может, и грешно так говорить, -- промолвил Семен, -- но неужели нельзя идиотов еще в 

материнской утробе распознавать и не давать им на свет появляться? Ведь эта братия --

огромная обуза для государства! Даже убийцу и насильника можна заставить работать, а от

дурака пользы - как от козла молока!

-- И уже родившихся не зазорно того... -- вспыхнул Илья, -- все одно ничего не поймут, а значит

и не осудят!.. Почему бы, например, нашему Ваньке не впрыснуть хорошую дозу снатворного?

Заснет парень сладко - и никаких страданий ни ему, ни окружающим...

Узнав от нашего пастуха Василия, что сорванец помчался в сторону заброшенной охотничьей

сторожки, мы направились туда... И вскоре возле избушки, в кустах репейника увидили воришку

(приспичило ему). Взяв длиный прут, я незаметно подкрался к паршивцу сбоку и саданул его по

рукам ( я слышал, что таким образом в нашей деревне раньше наказывали за воровство). Ванька

взвизгнул и вместе с петухом кинулся было наутек; однако увидев, что мужики обошли его сзади

и убежать ему не удастся, сорванец внезапно подбросил петуха кверху. Тот взлетел на ветку

сосны. Дурачок стал размахивать перед ним руками: мол, улетай!

-- Ты что, -- прошипел я, -- ни себе, ни людям?!

И сделал шаг в сторону моего Пети. Но Ванька схватил лежавшее рядом полено и, громко замычав

замахнулся им на меня.

Я отпрянул.

-- Тебе башку разбить?! -- крикнул Илья, подняв с земли увесистый камень.

И вдруг из сторожки выбежал его кот, у которого зеленкой было густо замазано простреленное

брюхо; а вслед за ним заковылял хромой Семенов утенок с перебинтованной лапкой.

Мы остолбенели...

А дурачок взял на руки перепуганного Барсика, крепко прихал его к своей груди и, источая обильные

слезы, надрывно захныкал:

-- У-у!...

                                                                                                                               

                                                                                                                                              Владимир Кузин