Вид:
короткий
повний

Торжество православия

Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня.

  • 16.05.18, 10:04



(Дея. 18, 22-28; Ин. 12, 36-47)
. "Господи, кто поверил слышанному от нас" (Ис. 53, 1), так жалуется, изумляясь, пророк Исаия. Прилично и ныне взывать: кто ныне искренно верует слову Твоему, Господи? Все почти расшатались. Язык у очень многих еще немотствует о вере; но сердца редко какие не уклонились инуде . Что за причина? Стал ощущаться интерес в неверии; развились потребность неверия, для прикрытия интересов сердца, несогласных с верою. Тут - корень зла. Не разум противник веры, а развратившееся сердце. Разум тут только тем виноват, что покоряется сердцу и принимается умствовать не по началам истины, а по желаниям сердца. При этом сильные доводы за истину кажутся ему ничтожными, а малость какая против нее вырастает с гору; и, вообще, в область умственную вносится смятение, слепящее ум. Он не видит, да и не может видеть, хоть не толкуй ему.
Святитель Феофан Затворник
***

О последнем дне
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова,
Ин.12:36-47Деян.18:22-28.

Сегодня – отдание праздника Пасхи. Сегодня – последний день, когда воскресший Господь является Своим ученикам, чтобы сказать им последние слова о Царствии Небесном. Сегодня мы последний раз приветствуем друг друга восклицанием: «Христос воскресе»! Завтра Господь вознесется на небо.

А сегодняшнее Евангелие напоминает о другом последнем дне Господа Иисуса: о последнем, самом великом дне Его земной славы: вот Он торжественно входит в Иерусалим, а завтра же начнется закат Его земной жизни, начнется Его крестный путь, когда многие соблазнятся о Нем.

И сегодня, в этот последний день перед Вознесением, Церковь напоминает, что Он сказал в тот последний день: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма, а ходящий во тьме не знает, куда идет; доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света».

Последний день Его земной славы, когда даже младенцы восклицали: «Благословен грядый во имя Господне»!

Последний день Его земной жизни, когда даже солнце померкло, и земля сотряслась.

Последний день перед Его вознесением на небо.

Ведь это те самые дни, которые «многие пророки и праведники желали видеть», «и не видели». Да и все дни пребывания Господа на земле, это – такие небывалые и неповторимые дни человеческой истории, когда поистине солнце сошло с неба и было рядом, во всей своей страшной силе, но не сжигало, а давало каждому ровно столько тепла и света, сколько мог вместить.

А наша земная жизнь, это зачастую жизнь упущенных возможностей. И часто бывает грустно, что вот, прошел пост, проходит Пятидесятница, вот уже и отдание Пасхи, скоро Троица, а мы все те же, с теми же грехами! «Столько чудес сотворил Он перед ними, и они не веровали в Него»!

Правда, не все же не веровали. Даже и «из начальников многие уверовали», но… «ради фарисеев не исповедовали, чтобы не быть отлученными от синагоги; ибо возлюбили более славу человеческую, нежели славу Божию». Вот она – наша вера!

Но никогда не поздно исправиться. Если последний день поста, – хоть этот день провести построже. Если последний день праздников, – хоть в этот день проявить благоразумное воздержание. А главное, чтобы все эти последние дни напоминали нам, что всякий день может стать последним днем земной жизни, когда «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). Святые отцы Церкви и советуют каждый день проживать так, как будто это – последний день жизни. Тот, кто был обречен и чудом спасся, знает, что это такое. Здесь неверующий – в ужасе и бездействии, а верующий, напротив, стремится скорее сделать то, чего ждет от него Господь. Обратиться, покаяться, примириться с врагом – все это можно в один миг; но беду, когда и этот миг потеряешь, – не выразить никакими словами.



.

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

  • 13.05.18, 14:18


В Филиппах была женщина, «одержимая духом прорицательным» Деян.16:16-20. Эта женщина в течение многих дней ходила за Павлом и его спутниками и «кричала, говоря: сии человеки рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения». Казалось бы, вот истинное духовное зрение! Но «Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час». Почему Павел так поступил? Известная прорицательница многих бы могла привести к Апостолам. А теперь и сам Павел попал в темницу.

Но дело в том, что хотя женщина и говорила правильные слова, – она лгала. Потому что если здесь рабы Бога Всевышнего и путь к спасению, то почему же ты ходишь не с ними, а только за ними? Для славы Христовой лучше быть изгнанным с бесчестием, как прозревший слепец; лучше быть заключенным в темницу и на время вынужденно замолчать, как Павел, – чем без конца говорить о Христе без должного Ему поклонения

протоиерей Вячеслав Резников

                                                                                     ***

Славословие Господу среди бед и скорбей.
Поучение в неделю о слепом.

Проповедь епископа Виссариона (Нечаева).

«В полунощи Павел и Сила молящеся пояху Бога» (Деян. 16, 25).

В сегодняшнем апостольском чтении содержится повествование о подвигах апостолов Павла и Силы. Местом этих подвигов является город Филиппы в Македонии. Апостолы сии по обычаю проповедовали здесь Евангелие и подверглись гонению за изгнание демона прорицания из одной служанки. Ее господа, озлобленные тем, что лишились дохода от ее прорицаний, возмутили против Павла и Силы народ и начальство. По распоряжению начальства, они заключены в темницу, где ноги их забили в колоду. Как же вели себя апостолы в этом положении? Не пришли ли они в уныние? Не стали ли жаловаться на возмутительную несправедливость к ним? Не роптали ли, терпя боль в ногах, тесноту, сырость и смрад темничного заключения и неприятное сожитие с преступниками? Нет. Они оба стали воспевать Бога. Была полночь, время располагающее ко сну; но они презрели сон, поднялись с своего убогого ложа, стали на молитву и звуками хвалы и славословия Богу огласили своды темницы. Их пение разбудило прочих узников, которые мирно и благоговейно слушали их пение. Темница обратилась в храм. Поющие уподобились ангелам, которые немолчно, неустанно проводят день и ночь в пении «аллилуия» у престола Божия на небесах. В пении Павла и Силы выражалась духовная радость. Они радовались тому, что за имя Господне сподобились принять бесчестие, и вместе тому, что их ожидает за сие воздаяние от Господа. Участие в страданиях Христовых давало им право надеяться на участие в славе Христовой: «с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17).

Пример апостолов, воспевавших Бога среди страданий в темничном заключении достоин подражания для всех христиан, терпящих злоключения и скорби. Как бы ни были тяжки эти злоключения и скорби, христианину падать под бременем их грешно. Он должен помнить, что кого Господь любит, того наказует, что многими скорбями каждому подобает войти в Царство небесное, что, как Христу Спасителю надлежало войти в славу свою путем креста, так и последователь Христов должен идти тем же путем, если желает достигнуть Царства небесного, что в Царство небесное ведут узкие врата и тесный путь. Земные бедствия и страдания могут быть спасительны для нас не сами по себе, а по тому, что научают нас смирению пред Богом, раскаянию в грехах, в наказание за которые посылаются, отрешают нас от пристрастия к земным благам, побуждают нас иметь бескорыстную любовь к Богу, свойственную тем, которые чтут Бога не за обилие земных даров Его благости, а за то, что Он Сам по Себе есть верховное, ни с чем несравнимое добро. Телесная слепота, о которой напоминает нам сегодняшнее евангельское чтение о слепорожденном, справедливо почитается величайшим злом; но и она может быть спасительна для слепых, если отвлекает их от искушений, проводником которых служит зрение, если взамен телесного зрения у них просветляются духовные очи для зрения истины, для Богомыслия, для самоиспытания. Таким образом нет худа без добра; а всякое добро есть дар милости Божией, следовательно располагает нас к тому, чтобы благодарить за нее Бога и славословить Его неизреченную благость. «Благо мне, яко смирил мя еси» (Псал. 118, 71), так должен говорить вместе с псалмопевцем каждый испытуемый от Бога земными страданиями и бедствиями. – «Господь даде, Господь отъят... Буди имя Господне благословенно» (Иов. 1:21), так вместе с Иовом должен благословлять Господа всякий, у кого Он отнимает земные блага для того, чтобы избавить его от пристрастия к ним и от соединенного с ним Богозабвения, ибо нередко случается, что люди, обилующие земными благами, зазнаются и забывают, что получили их от Бога. Надобно благодарить Бога и славословить Его за то, что Он напоминает нам о Себе, посещая нас лишениями и скорбями.

***

Проповедь митрополита Сурожского Антония.

Воскресенье о слепорожденном

5-е Воскресенье по Пасхе – (Ин.9:1–38) – 22 мая 1967 г.

К недоуменным местам Нового Завета можно относиться двояко: либо на основании своего опыта, своих мыслей, своей неспособности видеть шире и глубже, чем мы видим, сказать: Этого не может быть, а если это есть, – Ты, Господи, докажи, а потом я поверю... Можно относиться и иначе: на основании опыта Бога, который, хоть малый, у каждого из нас есть, мы можем стать перед лицом своих суждений, своего опыта, своих убеждений и чувств и сказать: мне явилось что-то беспредельно большее, чем все то, что я разумел, все то, что мне представлялось истинным; это – явление мне от Самого Бога, и отныне я войду верой в этот опыт, который превосходит мой опыт, и рано или поздно, изнутри этого общения с Богом, я познаю, что Бог был прав...

Одно из самых недоуменных, трудных мест Нового Завета – это начало сегодняшнего евангельского чтения; не вопрос, который был поставлен учениками: Кто согрешил, что этот человек родился окутанным тьмой? – а другой вопрос, который рождается из ответа Христа: никто не согрешил, никто не виноват, это не возмездие, и даже не последствие, это случилось для того, чтобы явилась Божия слава...

В чем же Божия слава? Неужели в том, что человек прожил слепым, может быть, много лет, дожил до зрелости слепым, обездоленный таким страшным образом для того, чтобы над ним совершилось чудо, чтобы люди прославили силу Божию? Разве люди не могли бы эту Божию силу прославить, может быть, с большей радостью, с более живым чувством понимания, если они увидели бы человека, одаренного всем богатством человеческих возможностей?..

И на это приходится ответить тоже двояко. Нет, люди бы не прославили, это мы знаем из собственного опыта и из опыта всех вокруг. Люди не прославляют Бога за то, что все в их жизни хорошо; люди не прославляют Бога за то, что так дивно бывает жить – все дивное только “естественно”: естественно быть здоровым, естественно быть защищенным, естественно быть свободным – все естественно, что дает радость человеку. И редко-редко кто умеет ценить это как дар, как подарок, как нечто не только не заслуженное, но такое, что является предметом постоянного изумления: Как это может быть?.. Как это чудно!..

Но, кроме того, есть и другой ответ, мне кажется, еще более значительный и важный: слава Божия не явилась в том только, что этот человек прозрел телесными очами: он прозрел самыми глубинами своей души. Глаза его открылись на милость Божию, на всемогущество Божие, открылось его сердце к тому, чтобы благодарностью и верой ответить на Божий дар телесного прозрения. Вот здесь воссияла слава Господня – не в том смысле, что люди Христа похвалили; Евангелие говорит нам, что уничижили Господа, как грешника, за то, что Он не так, как люди ожидали, совершил Свое дело милосердия. Нет, не в этом смысле прославился Он, а тем, что в душе этого человека воссияла вечная жизнь: заискрилось, заблистало, засветилось то, что принадлежит Самому Богу и что во-шло в мир в новом сиянии Божественного присутствия.

Часто, окруженные горем, видя трагедии земли, мы колеблемся душой и не видим, что через всякое обстоятельство, через всякий случай в жизни может войти опыт в человека, в его глубины может войти чудо встречи с Богом, и что это гораздо больше и значительнее, чем то, чего мы боимся.

Вдумаемся в это; пути Божии – пути строгие; Бог нам дает много, но Он никогда нам не даст погибнуть от нашего благополучия. Если мы в этом благополучии не сможем найти благодарность и вечную жизнь, то, милостив Бог, не даст Он нам погибнуть в нашем благополучии!

И это слово суровое, это слово, сказанное много веков тому назад, еще в первом поколении христиан, одним из учеников, Ермой: Милостив Бог, – говорит он, – Он не оставит тебя, доколе не сокрушит сердце твое или костей твоих... Милостив, потому что перед лицом окаменелости нашей, перед лицом ожесточения и слепоты наших должно войти в нашу жизнь просвещающее чудо; а поскольку мы недостаточно чутки, чтобы пережить тихое веяние благодати, оно часто бурей входит в нашу судьбу. Аминь.

Апостола Иакова Зеведеева.

  • 12.05.18, 17:02


Житие апостола Иакова Зеведеева, брата Иоанна Богослова

Брат апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва († ок. 98–117 гг.; па­мять 26 сен­тяб­ря/9 ок­тяб­ря), свя­щен­но­му­че­ник. Был при­зван на про­по­ведь Еван­ге­лия Са­мим Гос­по­дом из про­стых ры­ба­ков вме­сте с бра­том (Мф.4:21; Мк.1:19-20). Свя­тым апо­сто­лам Иа­ко­ву, Иоан­ну и Пет­ру Гос­подь пре­иму­ще­ствен­но от­кры­вал Бо­же­ствен­ные тай­ны: при вос­кре­ше­нии до­че­ри Иа­и­ра (Мк.5:37-42; Лк.8:51-55), на Фа­вор­ской го­ре (Мф.17:1-9; Мк.9:2-9; Лк.9:28-36) и в Геф­си­ман­ском са­ду (Мф.26:37-46; Мк.14:32-42; Лк.22:39-45).

По­сле со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха св. апо­стол Иа­ков про­по­ве­до­вал в Ис­па­нии и дру­гих стра­нах ми­ра. За­тем воз­вра­тил­ся в Иеру­са­лим, где от­кры­то учил об Иису­се Хри­сте, что Он ис­тин­ный Мес­сия, Спа­си­тель ми­ра, об­ли­чал фа­ри­се­ев и книж­ни­ков в же­сто­ко­сер­дии и неве­рии. Иудеи бы­ли не в со­сто­я­нии про­ти­во­сто­ять апо­столь­ско­му сло­ву и за день­ги на­ня­ли фило­со­фа-волх­ва Гер­мо­ге­на, чтобы тот всту­пил в дис­пут с апо­сто­лом и опро­верг его до­во­ды о Хри­сте как о при­шед­шем на зем­лю обе­то­ван­ном Мес­сии. Волхв по­слал ко свя­то­му апо­сто­лу сво­е­го уче­ни­ка Фили­та, но тот уве­ро­вал в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Вско­ре и сам Гер­мо­ген убе­дил­ся в си­ле Бо­жи­ей, сжег свои вол­шеб­ные кни­ги, при­нял свя­тое Кре­ще­ние и сде­лал­ся ис­тин­ным по­сле­до­ва­те­лем Хри­сто­вым.

То­гда иудеи убе­ди­ли ца­ря Иро­да Агрип­пу (40–44 гг.) схва­тить апо­сто­ла Иа­ко­ва и осу­дить его на смерть. Свя­той Иа­ков, спо­кой­но вы­слу­шав смерт­ный при­го­вор, про­дол­жал сви­де­тель­ство­вать о Хри­сте. Один из до­нос­чи­ков на апо­сто­ла по име­ни Иосия был по­ра­жен му­же­ством св. Иа­ко­ва. Он уве­ро­вал в ис­ти­ну слов о при­ше­ствии Хри­ста Мес­сии. Ко­гда апо­сто­ла по­ве­ли на казнь, Иосия пал к его но­гам, по­ка­ял­ся в сво­ем гре­хе и мо­лил о про­ще­нии. Апо­стол об­нял, по­це­ло­вал его и ска­зал: «Мир те­бе и про­ще­ние». Иосия ис­по­ве­дал все­на­род­но ве­ру во Хри­ста и был обез­глав­лен вме­сте со св. Иа­ко­вом в 44 г. в Иеру­са­ли­ме (по дру­гим ис­точ­ни­кам, око­ло 42 г.).

***

Тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

глас 3

Апостоле святый Иакове,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Ин тропарь апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

глас 3

Апостол Христов был еси избранный/ и Богослову возлюбленному брат единородный,/ всехвальне Иакове,/ поющим тя грехов оставление испроси// и душам нашим велию милость.

Кондак апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

глас 2

Глас Божественный слышав, призывающ тя,/ любовь отца презрел еси/ и притекл еси ко Христу, Иакове, с сродником твоим, славне,/ с нимже сподобился еси видети// Господне Божественное преображение.

Величание апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

Величаем тя, апостоле Христов Иакове, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Молитва апостолу Иакову Зеведееву, брату Иоанна Богослова

О великий и возлюбленный Апостоле Христов Иакове! Приими нас, грешных, под твое сильное заступление прибегающих. Испроси у Всещедраго Человеколюбца Христа Бога нашего, Иже пред очесы твоими Кровь Свою за ны, непотребныя рабы Своя, излиял еси, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас и сотворит с нами по милости Своей: да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, наставляя нас обращати оная во славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего, по кончине же временныя жизни нашея от немилосердных истязателей на воздушных мытарствах да избавит нас, и тако да достигнем, тобою водимии и покрываемии, Горняго онаго Иерусалима. О великий Иакове! Сохрани вся грады и страны христианския, храм сей, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня и меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани; избави нас от всякия беды и напасти и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и Его милосердие нам испроси, да вкупе с тобою сподобимся прославляти в невечернем дни Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. 

Аминь.

***

День памяти совершается в воскресенье.

Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования



Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне

  • 06.05.18, 13:07


Проповедь епископа Митрофана (Зноско-Боровского).

Христос Воскресе!

Через Самарию направляется Господь из Иудеи в Галилею. Вы знаете, что иудеи относились к самарянам с безграничной ненавистью, считая самарян народом нечистым и проклятым. Ни один истый иудей не считал для себя позволительным есть ту пищу, которой коснулся самарянин. Иудей мог находиться в дружественных отношениях с язычником, но никогда с самарянином; в иудейских судах свидетельства самарян не принимались, а принять самарянина в свой дом значило навлечь на себя проклятие Божие. Иначе смотрел на самарян, равно как и на всякого человека, не принадлежащего к иудейскому обществу, Спаситель Христос. Во всех Он видел таких же детей Отца Небесного, какими были и иудеи. Об этом и свидетельствует нынешнее Евангельское чтение о самарянке.

Утомленный в пути, Спаситель присел у колодца Иакова, расположенного у восточной подошвы священной горы Гаризим. И вот, когда там Он сидел, пришла по воду одна самарянка. Появление ее было неожиданным, так как обычно женщины ходили за водой вечером и притом целыми группами. Пришедшая не пользовалась среди женщин доброй славой, потому, избегая встречи с другими, пришла за водой в неурочное время.

И лишь только она почерпнула воду, Христос обратился к ней с просьбой: «дай Мне пить». – «Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» – удивленно спросила женщина. – «О, если бы ты знала дар Божий, – сказал Христос удивленной самарянке, – и Кто говорит с тобой, то ты бы сама попросила у Него, и Он дал бы тебе воду живую». – «Вода, которую Я дам, сделается источником воды, текущей в жизнь вечную».

Пробудив этими словами мысль самарянки к возвышенным предметам, Спаситель, круто прерывая беседу, говорит ей: «Пойди, позови мужа твоего, и приди сюда». Эта просьба болезненно затронула совесть самарянки, и она смущенно отвечает, что нет у нее мужа. «Правду ты сказала, – говорит ей Христос, – тот, которого ты имеешь, не муж тебе». Эти слова как громом поразили женщину: «Господи, вижу, что Ты пророк», – воскликнула она, и в это время озарила ее мысль: не права ли иудейская вера, от которой являются такие пророки, и не воспользоваться ли пред нею стоящим пророком для того, чтобы удалить давний бесконечный спор между иудеями и самарянами, и именно – что следует считать священным местом Палестины – Иерусалим ли, где Соломон построил храм, или гору Гаризим, где по преданию самарян Иисус Навин произносил благословения Закона и где Авраам готовился принести в жертву своего сына?

Мы знаем, что, в споре с самарянами, больше правды было на стороне иудеев, ибо Иерусалим был тем местом, которое избрано Самим Богом для искупительного подвига Мессии-Сына Божия, Богочеловека.

Коснувшись спора между иудеями и самарянами, Спаситель говорит ей, что настанет время и уже настало, когда истинно верующие будут поклоняться Отцу не на горе сей (Гаризим) и не в Иерусалиме, но на всяком месте – «в духе и истине», ибо «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны покланяться в духе и истине». Роль Иерусалимского храма для иудеев и горы Гаризим – для самарян, как бы говорит Господь, уже закончена.

Пораженная словами Христа, самарянка отвечает Спасителю: «знаю, что придет Мессия, Христос», вот Он и разрешит спорный вопрос, разрешит все недоумения и откроет Истину. – «Это Я, Который говорит с тобой». Бедной, грешной самарянке Сам Иисус Христос открыл Себя Мессией, Спасителем мира.

Изумленная женщина, забыв свой водонос, поспешила в город рассказать о своей чудесной встрече. И что же? Личная встреча самарян со Христом убедила их, что именно Он есть долгожданный Мессия, Спаситель мира – Христос. А самарянка закончила жизнь свою проповедью о Христе и принятием за Него мученической кончины с именем Фотины – Светланы.

Так более простые и здоровые души самарян, не растворившие веру в политике, оказались более способными принять Мессию, чем гордые души мнивших себя исключительными сынами Авраама и наследниками ему Богом данных обетований. Из этого евангельского повествования следует урок и нам, православным, часто в гордыне своей похваляющимися нашей принадлежностью Истине и похваляющимися своими белыми ризами, пьющими освященную воду Преполовения, но не обладающим внутренним благочестием. Аминь.

епископ Митрофан (Зносско-Боровский)

День памяти Великомученника Георгия Победоносца

  • 05.05.18, 17:00


СЛОВО В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир... Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин.19–20).

Эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим.

Малое стадо – это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все – заповеди любви, которые исполняют заповеди Его.

А в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках.

А среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец.

Почему придаю я такое огромное значение подвигу святых мучеников?

Прежде всего потому, что своей кровью, своей безмерной любовью к Господу Иисусу Христу они в огромной мере содействовали проповеди апостолов Христовых.

Подумайте, если бы не было десятков тысяч святых мучеников, то разве проповедь о воскресении Христовом, о воскресении распятого Господа нашего могла бы иметь такую силу – всепокоряющую силу?

Разве могли бы все народы в течение немногих веков уверовать в распятого еврейского Учителя, как Истинного Сына Божия, как Спасителя всего рода человеческого?

Язычники смеялись бы над верой в Распятого, если бы вера не была утверждена Его воскресением из мертвых, если бы апостолы не имели права проповедовать о Нем, как о Распятом и Воскресшем, как об умершем и Воскресшем, как о Победителе смерти, Победителе диавола.

А в этом великом деле святые мученики имели самое глубокое, самое действенное участие, ибо знаете вы, какое потрясающее впечатление на зрителей-язычников и даже на самих палачей их имели их страдания, когда бесстрашно и молчаливо, а иногда даже с благодарением на устах претерпевали они ужасающие истязания.

Празднуем ныне вместе с памятью св. Георгия Победоносца и память Александры, жены того окаянного Диоклетиана, который более всех римских императоров истязал и мучил христиан.

Знаете вы, что зрелище страданий великомученика Георгия внезапно обратило к вере во Христа и эту чистую сердцем женщину, и бесстрашно объявила она себя христианкой пред своим страшным супругом, и потерпела смерть за Христа Господа нашего вместе с великомучеником Георгием.

Почему так огромно значение для всего мира христианского крови мучеников? Потому, что эта кровь окропляет и освящает землю; потому, что этой крови более всего боятся и трепещут и сам диавол и темные ангелы его.

И еще в другом отношении имеют глубочайшее значение подвиги святых мучеников. Они служат для нас самих ярким примером ничем непоколебимой веры во Христа и любви к Нему. И должны мы стыдиться, если проявляем малодушие, боясь страха там, «иде же не бе страх».

Сами мученики не боялись никого и ничего, не соблазнялись никем и ничем.

Император Диоклетиан, замучивший св. Георгия, очень любил его и глубоко ценил, как самого храброго, самого нужного воина. Когда увидел он, что самые тяжкие мучения не могли сломить веры его во Христа, он дошел даже до того, что предложил Георгию, если он принесет жертву богам, сделать его вторым в своем великом Римском царстве.

Но в ответ на это обещание св. Георгий только посмеялся над ним и, конечно, отверг даже первую по римском императоре славу и честь, ибо верность его Христу была тверже адаманта, и любовь к Нему безгранична.

От пастырей ваших не раз слышали вы о страшных мучениях, перенесенных святым Победоносцем Георгием за Христа. Не буду распространяться о них. Помните вы сами хорошо, как промучился он целые сутки с ногами, забитыми в колодки, с огромным камнем на груди, который едва не раздавил его; помните, как колесовали его, привязав к огромному колесу, под которым вделано было в доску множество гвоздей и ножей, которые резали и терзали его святое тело; как надели на него железные сапоги с острыми гвоздями внутри, и в этих сапогах гнали, бегом гнали по улицам города, как бросили в яму, наполненную негашеной известью, сверху засыпали известью – ведь он должен был сгореть в извести, а когда через три дня Диоклетиан повелел доложить, как сожжен св. Георгий, то пришли к нему посланные и доложили, что Георгий невредим. Когда предстал великомученик живым пред Диоклетианом, тот не поверил глазам своим.

Труден был подвиг великомученика Георгия, и благоволение к нему Господа Иисуса Христа за совершенный великий подвиг явилось в том, что Сам Господь Иисус Христос пришел к нему в темницу, ободрил и благословил его на окончание мучений.

Георгий Победоносец не боялся ничего. А мы, слабые, мы, негодные христиане, так ли относимся к тому, что хоть в малой мере, хоть издали грозит чем-нибудь тяжелым?

Разве не было в недавнее время среди нас сотен тысяч людей, которые легко отреклись от веры в Господа Иисуса Христа, и в анкетах объявили себя неверующими, боясь того, что ни в какой мере не грозило им? Им никто ничем не угрожал, требовалось только написать в анкете: веруют или неверуют. И этого было достаточно для них, чтобы совершить тягчайший грех отречений от Господа Иисуса Христа, забывши Его страшные слова: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным» (Мф.10,33).

Разве не предпочитаем мы ничего не стоящие и быстро преходящие блага мира сего благам вечным? Разве ставим целью жизни своей шествие по пути, который указал Он нам? Разве помним всегда слова Христовы: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь»?

Для святого мученика и Победоносца Георгия Он был истинным Путем и Жизнью, никаким другим путем он не шел, другого пути знать не хотел. Никаких угроз и страхов он не боялся, и смело пошел по Христову пути.

Потому и преклоняемся мы пред всеми мучениками, а в особенности пред такими великими, как Георгий Победоносец, и воздаем им горячую любовь свою.

Они укрепляют веру нашу и любовь своими чудесами, ибо большинство из них творят чудеса. Знаете от пастырей своих о чуде, три раза совершенном великомучеником Георгием, освобождения от плена юношей, томившихся и страдавших в неволе. Помните, как внезапно, когда, помышляя о родном доме, о празднике великомученика, должны были они подавать яства или вино господам своим, совершенно внезапно восхитил их Георгий Победоносец на белом коне и в одно мгновение перенес в дом родителей их, совершавших в это время память великомученика.

Такие чудеса разве не служат великим и могущественным укреплением вашей веры в то, что говорил Господь Иисус Христос? Ведь Он говорил, что верующие в Него совершат не только такие чудеса, какие Он творил, но и больше их совершат. И творили мученики величайшие дела и утвердили истинность этих слов Христовых.

Постыдимся же малодушия нашего, малодушия пред малейшим страхом, который представлялся нам в воображении нашем.

Возлюбим всем сердцем Господа нашего Иисуса Христа и мучеников Его, наипаче же святого великомученика Георгия Победоносца, память которого празднуем мы ныне.

Аминь.

6 мая 1954 г.

***
Тропарь великомученику Георгию Победоносцу

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих вpач,/ православных поборниче/ победоносче великомучениче Геоpгие,// моли Хpиста Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов,/ верою, и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси,/ темже и венец приял еси победы,// и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.

Тропарь великомученику Георгию, ради освящения храма его

глас 4

Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоея./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученику Георгию Победоносцу

глас 4

Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе,/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,// и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.

Ин кондак великомученику Георгию Победоносцу

глас 8

К возбранному и скорому заступлению твоему прибегше вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов, от соблазн вражиих,/ воспевающим тя, и всяких бед и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.

Кондак великомученику Георгию, ради освящения храма его

глас 2

Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,// Един во святых почиваяй.

Молитва первая великомученику Георгию Победоносцу

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая великомученику Георгию Победоносцу

О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию, и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие, и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши ны, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость, со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосудного Судии стати, и Того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

***

День памяти совершается в воскресенье.

Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования


День памяти святителя Николая Сербского.

  • 03.05.18, 09:30


Святитель Николай (Велимирович), Сербский, Охридский и Жичский, епископ

Когда люди удалились от любви Божией, единой истинной любви, они начали называть любовью свои похоти и желания.

свт. Николай Сербский


Свя­ти­тель Ни­ко­лай, бо­го­нос­ный отец на­ших дней, ро­дил­ся в день па­мя­ти свя­ти­те­ля На­у­ма Охрид­ско­го в 1880 го­ду. Его ро­ди­те­ли, кре­стьяне-фер­ме­ры, все­гда пре­кра­ща­ли ра­бо­ту для еже­днев­ной мо­лит­вы и со­блю­да­ли цер­ков­ный по­сто­вой и бо­го­слу­жеб­ный круг. С мла­ден­че­ства вскорм­лен­ный этим небес­ным хле­бом, свя­ти­тель Ни­ко­лай впо­след­ствии стал «но­вым Зла­то­устом», из­вест­ным и лю­би­мым по­всю­ду в пра­во­слав­ном ми­ре за свои про­по­ве­ди, на­став­ле­ния и пи­са­ния. Он стал мо­на­хом, за­тем иеро­мо­на­хом и впо­след­ствии епи­ско­пом Жич­ским в воз­расте 39 лет. Во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны при­нял стра­да­ния в конц­ла­ге­ре в Да­хау. По­сле вой­ны спас мно­гие по­ки­ну­тые серб­ские мо­на­сты­ри от раз­ру­ше­ния, по­сы­лая ту­да мо­на­хинь вме­сто за­му­чен­ных, за­клю­чен­ных или при­зван­ных на во­ен­ную служ­бу ино­ков. Он под­ви­зал­ся как ар­хи­ерей и ду­хов­ный на­став­ник в Аме­ри­ке и скон­чал­ся в Свя­то-Ти­хо­нов­ском мо­на­сты­ре в Юж­ном Кэнане, штат Пен­силь­ва­ния. Его мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в 1991 го­ду в его род­ную де­рев­ню Ле­лич, чтобы по­чи­вать близ мо­щей пре­по­доб­но­го

Иусти­на (По­по­ви­ча).
***
Тропарь Николаю Сербскому (Велимировичу)

глас 8

Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.

***

Тру­ды свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Серб­ско­го

• Бе­се­ды

• Бе­се­ды за сест­рин­ской тра­пе­зой древ­не­го епи­ско­па Еван­ге­ла

• Биб­лей­ские те­мы

• Бо­го­ро­ди­ца на смерт­ном од­ре

• Ве­рую. Ве­ра об­ра­зо­ван­ных лю­дей

• Ве­ра свя­тых. Ка­те­хи­зис Во­сточ­ной Пра­во­слав­ной Церк­ви

• Де­сять Бо­жи­их за­по­ве­дей

Смот­реть все тру­ды в биб­лио­те­ке

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

  • 29.04.18, 13:02



СЛОВО В НЕДЕЛЮ О РАССЛАБЛЕННОМ

Проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого).

Есть же в Иерусалиме у овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню, и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин.5,2–4).

Думаю я, что весь мир наш, что все человечество подобно этой купели Вифезда: надо вам знать, что это еврейское слово означает «дом милосердия». В нем, в этом доме милосердия, лежало множество больных, увечных, хромых, слепых.

Это образ мира нашего. Разве нет в нем огромного количества таких же больных телом, какие лежали в купели у Овечьих ворот: хромых, увечных, слепых, иссохших и недвижимых?

О как их много, о, как их бесконечно много! И как жаждут они исцеления! Но и для них существует доныне «дом Божьего милосердия».

Но еще неизмеримо больше больных духом, тяжко больных!

Сколько хромающих на оба колена, едва ковыляющих, часто спотыкающихся и падающих на путях духовной жизни своей!

О сколько слепых духовно, часто даже умышлено слепых, которые прячут и закрывают очи сердца своего, чтобы не видеть Божественного света Христова!

Если несчастны лишенные рук и ног, то гораздо более их несчастны лишенные самого главного – доброго и чистого сердца; ибо нет ни одного органа столь важного, как сердце, и если нечисто оно, полно греховной скверны, то неспособно к восприятию Божьей правды, света Христова.

А разве мало среди нас людей с душой иссохшей, никогда не орошаемой росой Божьей благодати? И сердце их засыхает, как засыхает земля, не орошаемая Божьими дождями.

Но если мир похож на овчую купель по множеству больных телом и духом, жаждущих исцеления, как там ждали возмущения воды, то может быть и он назван домом милосердия, ибо и в нем бесконечное Божье милосердие изливается на несчастный и грешный род человеческий. Иногда это проявляется столь же явно, как возмущение воды в овчей купели, когда после жестоких лет голода благословляет Бог погибающих людей богатым урожаем, или когда великими потрясениями народных бедствий, ужасами войн Господь останавливает заблудившиеся на путях нечестия, своеволия и гордости близкие к гибели народы, чему так много примеров видим в Ветхозаветной истории народа израильского.

И не только в исторических событиях, но еще больше в жизни отдельных людей проявляется это Божье милосердие и забота об исцелении и спасении погибающих. Но спасение и избавление получают лишь те, кто всегда с великим вниманием следит за делами Божьими и спешит воспользоваться Божьим милосердием.

Как лежащие в овчей купели всегда были сосредоточены на своем страдании и с напряженным вниманием ожидали момента возмущения воды, так и нам, больным духом, надо быть всегда сосредоточенными на том, что происходит в душе нашей, и не пропускать тех великих минут, когда подобно возмущению воды в овчей купели, ощутим мы тихий голос ангела-хранителя, предлагающий нам исцеление в покаянии и слезах.

Только всегда бодрствующие над сердцем своим не пропустят момента Божьего милосердия и получат исцеление, как те, которые в овчей купели первые входили в воду, когда возмущал ее ангел.

Ибо те, кто опаздывает, чьи глаза отяжелели, чьи сердца закрыты, которые или совершенно не хотят видеть милости Божьей или видят с трудом, видят поздно, – те опаздывают и остаются неисцеленными, как оставались неисцеленными те, кто не успевал первым войти в овчую купель после нисхождения ангела Господня.

Вы видите, что в этом евангельском повествовании дан образ того, что происходит в мире, дан образ того, как дается милость Божия, дано наставление о том, как мы должны спешить, изо всех сил спешить воспользоваться Божьей милостью, а милость Божия открыта для всех, кто ее ищет, кто ее ценит, кто стремится использовать ее.

Двери милосердия отверсты пред всеми, кто содрогнется от тяжести грехов своих, и, низко опустив голову, бия себя в грудь, покается пред Господом.

И многие из вас в недавно минувший Великий пост покаялись. Но могу ли я быть спокойным за всех покаявшихся, уверенным, что они используют полностью тот великий дар прощения грехов, который получили в таинстве покаяния и в таинстве причащения?

О нет, не могу и должен напомнить им слова великого учителя Церкви, св. Иоанна Златоуста, так взывающего: «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причиняет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя».

Должен напомнить еще более решительные и тяжелые слова апостола Петра: «...если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими: то последнее бывает для таковых хуже первого.

Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2,20–22).

Будем же поэтому хранить в сердце своем слова Господа Иисуса Христа, сказанные Им исцеленному расслабленному: «Не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже».

30 апреля 1950 г.

Не имею человека

  • 28.04.18, 18:00


Предисловие к Чуду,   Слово в Неделю о расслабленном

Купальня у Овечьих ворот получила название «Вифезда», т.е. Дом милосердия. Почему? Во-первых, конечно, благодаря особому проявлению в этом месте милосердия Божия к немощам человеческим. Господь перестал посылать своему народу пророков, но ниспослал ангела-целителя.

Апостол Иоанн упоминает о пяти крытых ходах. Но они ведь не сами по себе там образовались. По-видимому, среди иудеев нашлись жалостливые и богобоязненные люди, которые потратили свое время, свои деньги и соорудили некие пристройки, чтобы «множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды» (Ин. 5:3), могли легче переносить зной дня и знобу ночи. И это тоже милосердие!

А еще задумаемся: как жили все эти несчастные люди, чем они питались? У кого-то, возможно, были родственники или друзья, приносившие пищу. Но, очевидно, не у всех. Тяжелая болезнь нередко делает человека ненужным, неинтересным. «Не имею человека», — обреченно вздыхал расслабленный, но кто-то ведь кормил его на протяжении долгих лет. Вот снова оно — милосердие! Как и положено: скромное, тайное, прячется между строк — каждодневное милосердие добрых лиц, которые приходили в купальню и раздавали нуждающимся ту или иную помощь.

Как замечательно, когда и в наше время люди содействуют Богу, когда строятся храмы на доброхотные пожертвования, когда жизнь приходской общины проникнута взаимопомощью, когда на радость Небесам и всем нам человеческие души исцеляются от грехов.

Но идиллическую картину портит вот это: «когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). Горько думать, что раз за разом, год за годом у самого носа расслабленного кому-то более проворному удавалось «урвать» благословение. Никто не остановился, не опомнился: «Дядечка, вам ведь хуже чем мне, вы тут уже долгое время лежите, давайте-ка я вам помогу». Ладно, не смог ты проявить благородство «до», так прояви его «после». Останься дежурить у одра беспомощного калеки. Бог дал тебе здоровье, употреби его на помощь ближнему. Нет, таковых не нашлось.

"Кто не успел, тот опоздал.."

Нечто такое соревновательное есть и у апостола Павла: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить» (1Кор. 9:24). Мысль проста: духовная жизнь не должна быть пассивной, вся она — рывок к Цели. Тот же намек виден и в купельном чуде. Только на душе осадок — «получает награду один».

Но вот в Дом милосердия входит Само воплощенное Милосердие. А осадок уходит. Ибо во Христе мы понимаем, что Бог — не организатор соревнований и беспристрастный арбитр, а любящий нас Отец. И маленького кроху, который не умеет идти так же быстро, как старшие дети, Он посадит на плечи и понесет Сам. И работавшему один час может воздать столько же, сколько потевшему весь день (см. Мф. 20:14).

"Преуспевший не вытеснит из Небесного Царства более слабых"

Это не значит, что рваться вперед не нужно. Нужно! Но преуспевший не вытеснит из Небесного Царства более слабых: там «обителей много» (Ин. 14:2). На Божественном небосводе найдется место и ярким созвездиям и звездочкам поменьше (см. 1Кор. 15:41).

Наша — христианская — радость в том, что мы все вошли в «возмущенную» перстами священника и Святым Духом воду Таинства Крещения. И все оказались первыми. И все вышли от воды убеленными паче снега. И все помазаны милостью. И все имеем доступ к источнику Бессмертия во Святом Причащении. И всем нам Христос — состраждущий Помощник.

Чудо ли произошло в Вифезде? Только предисловие.

Священник Леонид Кудрячов

3 мая 2015 г.

                                                                                            ***

Неделя - воскресенье по церковнославянски

Богослужебное чествование дня или события у нас начинается накануне с 18 (или даже 17) часов, но день перед праздником недаром же называется «параскевэ» («приуготовление»), или просто «канун»: понятие не требует особого комментирования

Чернобыльские чудеса.

  • 26.04.18, 15:00



О чудесах в Чернобыле свидетельствует настоятель Чернобыльского Свято-Ильинского храма архимандрит Сергий (до монашества – протоиерей Николай Якушин), Рождественским постом 2015 года принявший постриг в честь священномученика Сергия Чернобыльского, убиенного в 1930-е годы. Промыслом Божиим день тезоименитства архимандрита Сергия (Якушина) – 26 апреля.


Архимандрит Сергий (до монашества – протоиерей Николай Якушин)
***

Явление Божией Матери над Чернобылем

                                                 
Первое великое знамение Чернобыльской катастрофы, от которой в 1986 году содрогнулась вся планета, было явлено в пору бурного развития в нем атомной энергетики – задолго до взрыва четвертого реактора на ЧАЭС. Свидетели и очевидцы события потом вспоминали, что произошло это ровно за десять лет до аварии: 26 апреля 1976 года – день в день. То есть 40 лет назад Господь явил знак. О приближающейся трагедии предупредила сама Царица Небесная. В то время в местной газете «Прапор перемоги» («Знамя победы») даже напечатали заметку об этом под названием «Выдумки церковников». В ней писалось о том, что в небе появилось облако необычной формы и церковники утверждают, что это было явление Богородицы. Однако это была совсем не атмосферная причуда.

Под вечер многие местные жители видели, как к земле опустилось облако так, что на нем стали ясно и четко видны очертания фигуры Пресвятой Богородицы. Был виден лик и одежды – все в ярких красках. В руках Она держала пучки сухой полыни, которую у нас называют чернобыльник. Матерь Божия уронила полынь над городом. Затем сияние переместилось в сторону леса и остановилось над храмом святого пророка Илии. Богородица повернулась к нашему храму и дважды двумя руками благословила его. Когда Она явилась, сразу же утих дождь и установилась теплая тихая и ясная погода. Об этом явлении рассказали местному священнику отцу Александру Прокопенко. Он тогда объяснил, что двумя руками может благословить только Божия Матерь, больше никто. Также двумя руками благословляют архиереи, но это был не мужской образ.

Истолковано явление было так: следует ожидать неурожайного засушливого лета. И лишь спустя годы, уже после аварии, стало понятно, что предвозвещало это знамение. Некоторые люди нашли и подобрали упавшую с неба полынь. А ровно через десять лет произошла авария на ЧАЭС. Но тогда такое творилось, что никому в голову не пришло, что между событиями, разделенными десятилетием, есть связь. Только гораздо позже люди вспомнили и начали осознавать, что это был знак Божий.

В 2002 году по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, была написана икона, на которой запечатлено явление Пресвятой Богородицы над Чернобылем. Создал ее раб Божий Иоанн, который расписывал нам храм. Он художник, киевлянин. Главное, человек очень верующий, благочестивый и серьезный. К тому же сирота. Приступая по благословению к такой важной работе, он по обыкновению постился и причащался. На иконе изображен наш Ильинский храм, над которым в небе возвышается Царица Небесная с архангелами Михаилом и Гавриилом с обеих сторон. В руках у Нее трава полынь. Справа и слева от иконы укреплены капсулы с полынью, собранной в Чернобыльской зоне. Блаженнейший Владимир благословил этот образ как нашу чернобыльскую местно чтимую икону.


Храм святого пророка Илии в Чернобыле
***

Икону «Чернобыльский Спас»
парторг ЧАЭС увидел на смертном одре

Другая известная икона Свято-Ильинского храма – «Чернобыльский Спас», у которой тоже своя, особенная история. Эта икона, можно сказать, пошла из народа. Люди пережили трагедию, подобно которой не знала история. Они нуждались в поддержке и сочувствии. Многие болели, поначалу была огромная паника.

Так получилось, что Юрий Борисович Андреев, ныне уже покойный, парторг Чернобыльской атомной электростанции, коммунист, и можно представить, каких воззрений человек, серьезно заболел, получив огромные дозы радиации. Он очень страдал, уже лежал на смертном одре. Думали, что его дни сочтены. И ему постоянно снился один и тот же сон-видение. Парторг ЧАЭС ясно видел эту икону. Потом он в точности рассказал иконописцу, как она должна выглядеть. Он и мне рассказывал, затем я об этом сообщил Блаженнейшему митрополиту Владимиру. Будучи уже одной ногой за чертой, парторг все время просил: «Напишите эту икону…» Увидев открывшуюся его духовному взору небывалую картину, он остро чувствовал, что она должна быть воплощена. И Блаженнейший благословил.

Икону написали в Троице-Сергиевой Лавре в 2003 году. А освятили в Киево-Печерской Лавре на престольный праздник Успения Божией Матери. Когда Блаженнейший митрополит Владимир освящал образ «Чернобыльский Спас», в небе появились сразу три знамения: прямо над иконой на глазах у сотен людей пролетел голубь, в небе появилась радуга, а затем крест, в центре которого сияло солнце. И что интересно – парторг Юрий Борисович после этого выздоровел, Господь его исцелил. Удивительно, что именно парторг ЧАЭС, впоследствии президент Союза «Чернобыль – Украина», был избран для такой миссии – через него в мир пришла икона «Чернобыльский Спас», у которой с той поры Господь не раз исцелял страждущих и болящих.

 
Над иконой работал иконописец Владислав Горецкий, мастер высокого класса. Образ исполнен тонко и выразительно. В центре ее мы видим летящую с неба «звезду полынь» над зловещим заревом взрыва и сосну в виде креста-распятия. Этот феноменальный знак грядущей трагедии рука Господня воздвигла на полесской земле за десятилетия до аварии: уже во время Великой Отечественной войны это было большое, взрослое дерево. И вышло так, что станция была построена буквально в двух километрах от этого огромного живого креста, выросшего на опушке. Когда зараженный радиацией «рыжий лес» ликвидировали и пространство очистилось, открылась ошеломляющая картина, сродни духовному видению: два символа вселенской катастрофы, соединенные в одной плоскости, – взорвавшийся четвертый реактор на фоне дерева-креста.

С двух сторон от древа-креста на иконе стоят погибшие и живые ликвидаторы. А над всем этим Господь Иисус Христос со свитком Апокалипсиса, Пресвятая Богородица и архангел Михаил. Так все это увидел парторг ЧАЭС.

Чернобыльская сосна.

***

Спаситель каждую ночь смотрел на священника,
показывая, где в зоне спрятан Его образ


Есть еще одна необыкновенная икона, о которой я прежде не рассказывал. Это образ Спасителя из храма архистратига Михаила в деревне Красно в зоне отчуждения.

У этой чудесной иконы поистине такая же чудесная история. После аварии из деревни Красно всех выселили, поскольку через нее в направлении Беларуси прошло радиационное облако и там был очень высокий уровень радиации. Один житель этой деревни попал в Санкт-Петербург, где и остался. Там его рукоположили, и с тех пор он служит священником в Петербурге.

Лет одиннадцать назад он разыскал мой номер и однажды позвонил. Батюшка назвался, рассказал свою полную испытаний историю и говорит: «Отец Николай, у меня к вам большая просьба. Я постоянно вижу во сне глаза Спасителя с одной иконы, оставленной в зоне. Вы не могли бы ее найти? Это большая икона Христа на доске». Я спрашиваю: «А как же я ее найду?» Питерский священник отвечает: «Я вам скажу где». И подробно рассказывает, в каком селе, в какой хате и на каком чердаке спрятана эта икона. В тонком сне он точно увидел место, где находится дивный образ Спасителя с живым взглядом, и описал мне местонахождение иконы. Просто так ее бы не смогли найти: надо было быть местным и хорошо ориентироваться в округе, которая к тому же стала зоной, загрязненной радиацией.

В храме архангела Михаила многие годы служил его дед. Эту необыкновенную старинную икону когда-то украли, но Господь чудесным образом ее вернул. После аварии замечательный деревянный Михайловский храм, 1800 года постройки, к сожалению, полностью разворовали мародеры. А этот образ был спрятан его дедом, ныне уже покойным, и никто не знал, где находится дивная святыня, которая, как можно понять, настолько дорога Господу, что Он Сам подал о ней знак и научил, как ее найти.

И вот в Петербурге священнику родом из Чернобыльской зоны стала сниться эта икона: Спаситель глядел на него каждую ночь. Батюшка дозвонился мне. Я поехал в деревню, отыскал описанный заброшенный дом – все точно! Снял с чердака икону и вынес ее. Когда мы ее отреставрировали и привели в порядок, священник из Питера специально прилетел поклониться спасенной святыне – увидеть ее не во сне, а наяву.

Христос смотрит с этой иконы как живой, такой взгляд действительно невозможно забыть. Увидев однажды эти необыкновенные глаза, никогда их больше не забудешь, сколько будешь жить.


Образ Спасителя из храма архистратига Михаила в деревне Красно

***

Ангельская служба в радиоактивной зоне


Красно (быв. Чернобыльского района). Церковь Михаила Архангела.


Старинный храм деревни Красно давно оставлен людьми. Но он не оставлен теми, кому он посвящен, – архистратигом Михаилом и бесплотными небесными силами. У нас есть свидетельства того, что там совершают службу Божию святые ангелы. Несколько раз в разные годы с 2005-го по 2009-й ко мне приезжали подразделения чернобыльской милиции с необычными сообщениями и вопросом: «Батюшка, как это понимать? Что все это значит?»

После обстоятельных разговоров с милицией выяснилось следующее. Однажды дежурный наряд, патрулируя зону отчуждения, ехал по узкой проселочной дороге, которую с двух сторон плотно обступили деревья и кустарники. Приближаясь к тому месту, где стоит храм, милиционеры еще издали отчетливо услышали звуки голосов. Сначала решили, что показалось. В изумлении они остановились и прислушались. Людей здесь быть не могло: тут давно никто не живет, самоселы тоже исключены. Внутри зоны на въезде в зараженные районы стоит еще один КПП, через который уже давно никто не проезжал. Пробраться через лес практически невозможно – он превратился в дикую и опасную чащобу.

"Из заброшенного храма доносилось благоговейное церковное пение неземной красоты"

Патрульная машина тронулась дальше и приблизилась к храму. Оттуда доносилось благоговейное церковное пение неземной красоты, видны были отблески света. Парни вышли из машины и замерли. На них вдруг нашел невиданный страх, объял священный ужас. Надо сказать, что Чернобыльский батальон милиции – это серьезные, подготовленные к разным экстремальным ситуациям люди. Но эти здоровые мужики испугались как дети и, запрыгнув в свой джип, дали деру. Отъехав несколько километров, они успокоились и, рассудив между собой, решили вернуться к церкви еще раз. Когда они подъехали туда вторично, там уже было тихо. Но в храм они все же войти не посмели. О замеченном необычном явлении патрульные сразу же доложили начальнику. Весь батальон милиции, охраняющий Чернобыльскую зону, знал об этой невероятной истории. Потом они приехали ко мне в церковь и рассказали о том, что слышали и видели. Спрашивали у меня, что это может значить. Я им объяснил, что такие случаи в церковной истории были известны и раньше. Ангелы не отходят от освященного престола до конца времен. И они сами совершают службу, когда храм по каким-то причинам оставлен людьми. Тем более что храм в Красно воздвигнут в честь начальника небесного воинства. На этом месте, обожженном смертельным дыханием радиации, тем не менее пребывает святость и благодать, поэтому там и служат ангелы. Господь благоволил, чтобы люди узнали об этом, избрав в вестники чуда Божия ответственных свидетелей.

Архимандрит Сергий (Якушин)
Записала Валентина Серикова

26 апреля 2016 г.


Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

  • 22.04.18, 10:11



Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Неутомимые жены! Сни не давали очам и веждам дремания,
пока не обрели Возлюбленного!

Святитель Феофан Затворник

Христос воскресе!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Не славой и счастьем, а скорбью и страданием проверяется истинная верность. Такой верностью запечатлели свое служение Спасителю святые жены-мироносицы. Плача, стояли они у Креста, и их сострадание смягчало безмерность мук Господних.

Изо всех апостолов лишь Иоанн был в те страшные часы на Голгофе. Остальные рассеялись, предались страху и отчаянию. Но женские сердца не знали страха перед римскими солдатами и иудейскими первосвященниками, жены-мироносицы не рассуждали о том, был ли Иисус обетованным Царем Израилевым. Они оставались подле Возлюбленного Учителя до скорбного конца Его земной жизни, провожали Его до Гроба, а потом отдавали последние деньги, чтобы купить драгоценное миро и помазать Его Пречистое Тело для погребения.

Как трогательны эти простые движения женской души – приготовить кров и пищу живым, отдать последние почести умершим. И какое величие в этой безыскусной и бескорыстной любви! Что могли сделать слабые женщины, стоящие у Креста Господня? Только любить и плакать. Однако живое чувство их любви оказалось превыше мудрствований о священных предметах, сильнее апостольской веры и надежды. Воистину любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1Кор. 13:8).

Воскресшему Спасителю не нужно было дорогостоящее миро, которое женщины несли к Его уже опустевшему гробу. Но драгоценна в очах Господних была не знающая сомнений любовь, освятившая эту простодушную женскую заботливость. И Божественная награда увенчала труды жен-мироносиц, им первым довелось услышать от Ангелов великую радостную весть о Воскресении Христовом: Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес (Лк. 24:5-6).

И женским устам доверил Господь возвестить об этом свершении Своим ученикам. Ревностнейшая из мироносиц, некогда бывшая грешницей, из которой Иисус изгнал семь бесов, а ныне сияющая святой любовью Мария Магдалина поведала о Воскресении ученикам, бывшим с Ним, плачущим и рыдающим (Мк. 16:10). Апостолы были избраны для того, чтобы нести свет Христова учения всему миру. А святая Мария благовествовала самим апостолам!

Впоследствии равноапостольная Мария Магдалина донесла слово Божие до столицы необъятной империи – города Рима. Императору Тиверию она поднесла в дар окрашенное в красный цвет яйцо как символ Воскресения Христова. Красный цвет должен напоминать о пролитой за нас Пречистой Крови Спасителя, а само яйцо знаменует заключенную в нем новую жизнь. Кто вдохновил простую женщину на столь тонкий, теплый, духовный образ? Это считается тайной. С той поры в Церкви установился обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца. В древней рукописи из монастыря святой Анастасии мы читаем об этом:

"Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения".

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Мы видим, как высоко вознес Господь святых жен-мироносиц, как драгоценны в очах Божиих женские добродетели. Поистине огромно могущество женщин в этом мире. Им вверено хранение основы основы общества – семейного очага, им доверено воспитание новых поколений людей, ваяние душ человеческих. Благо обществу, благо государству, женщины которого, подобно святым женам-мироносицам, шествуют по пути любви и доброты, милосердия и благочестия.

Много добра могут принести женщины в этот мир, но и много зла могут совершить они. В Священном Писании описываются не только святые жены, но и злобная Иродиада, из-за происков которой был убит Иоанн Креститель, коварная Далила, погубившая своего мужа, дщери ханаанские, увлекшие народ в идолопоклонство. «Безопаснее сблизиться с горящим огнем, чем с развратной женщиной, ибо она походит на смертоносный яд», – предостерегает блаженный Марк Ефесский.

Увы, одной из страшнейших язв современного общества видится опустошенность женских душ. Порой женщина из хранительницы семейного очага превращается в его разрушительницу. Тысячи женщин попирают великое чувство материнства, становятся детоубийцами, умерщвляя младенцев в собственных утробах. Подобные деяния вопиют к небесам, и не от них ли многие нынешние наши беды и угроза нашему будущему?

Никакие самые лучшие одежды и украшения не сделают женщину прекрасной, если безобразна ее душа. Ныне женщины-христианки должны вспомнить, как возвышенно их призвание, каким Божественным светом могут облечься они, какими невыразимо прекрасными могут они стать в последовании Милосердному Спасителю, в служении ближним, сиротствующим без их доброты и нежности. Пусть напомнит об этом и сегодняшнее празднование, в которое, по слову праведного Иоанна Кронштадтского, «Святая Церковь примером мироносиц научает нас искренней вере, горячей любви и неизменной преданности Господу Иисусу Христу в продолжение всей жизни, во всяком состоянии, среди всех превратностей мирских, в счастии и несчастии, в скорби и радости, в богатстве и бедности, в здравии и болезни, в тишине и буре душевной». Аминь.

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким)

                                                                                       ***

Тропарь равноапостольной Марии Магдалине, мироносице, глас 1

Христу, нас ради от Девы рождшемуся,/ честная Магдалино Марие, последовала еси,/ Того оправдания и законы хранящи./ Темже днесь всесвятую твою память празднующе,/ грехов разрешение// молитвами твоими приемлем.

Тропарь Недели жен-мироносиц, глас 2

Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.

Кондак равноапостольной Марии Магдалине, мироносице, глас 3

Предстоящи, преславная, у Креста Спасова со иными многими,/ и Матери Господни состраждущи, и слезы точащи,/ сие в похвалу приношаше глаголющи:/ что сие есть странное чудо?/ Содержай всю тварь, пострадати изволи.// Слава державе Твоей.

Кондак Недели жен-мироносиц, глас 2

Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.

Молитва равноапостольной Марии Магдалине, мироносице

О, святая мироносице и всехвальная равноапостольная Христова ученице Магдалино Марие! К тебе, яко верней и мощней о нас к Богу ходатаице, грешнии и недостойнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Ты в житии своем страшныя козни бесовския испытала еси, но благодатию Христовою явно тех свободилася еси, и нас молитвами твоими от сети бесовския избави, да выну во всем житии нашем делом, словом, мыслию и тайными помышлении сердец наших верно послужим единому Святому Владыце Богу, якоже Тому обещалися есмы. Ты паче всех благ земных сладчайшаго Господа Иисуса возлюбила еси и Тому чрез все житие добре последовала еси, Божественными учении Его и благодатию не токмо свою душу питающи, но и множество людей от тьмы языческия ко Христу чудному свету приводящи; то ведуще, просим тя: испроси нам у Христа Бога благодать просвещающую и освящающую, да, ею осеняеми, преуспеваем в вере и благочестии, в подвизех любве и самоотвержения, да неленостно тщимся служити ближним в их нуждах духовных и телесных, памятующе пример твоего человеколюбия. Ты, святая Марие, бодренно благодатию Божиею протекла еси житие на земли и мирно отшла еси во обители Небесныя, моли Христа Спаса, да молитвами твоими сподобит нас непреткновенно совершити странствие наше в сей юдоли плача и в мире и покаянии скончати живот наш, да тако и в святости на земли поживше, вечныя блаженныя жизни на Небеси сподобимся и тамо с тобою и всеми святыми вкупе выну восхвалим Троицу Нераздельную, воспоим Едино Божество, Отца и Сына и Духа Всесвятаго, во веки веков. Аминь.