Вид:
короткий
повний

Торжество православия

У счастья - простой облик. Христианская притча.

У счастья – простой облик

   Некогда жила одна вдова со своим единственным сыном. Они были очень бедны и несчастны. Женщина старела, начала прихварывать, а потом и совсем разболелась. Юноша ухаживал за ней, как мог, и все заработанные деньги тратил на лекарства. Но здоровье женщины продолжало ухудшаться, и как-то раз она сказала ему:
   - Дитя мое, я слыхала, что по главной дороге иногда проходит добрый царь, у которого есть лекарства от всех болезней. Хорошо, если бы ты повстречал его и попросил для меня лекарство, а для себя – счастья. Только этот царь является в разных обликах, и его не легко распознать.
   – Как же я его узнаю, матушка? – спросил сын.
   - Встретив его, ты ощутишь радость в своем сердце, сынок, – ответила мать.
   Юноша пришел на главную дорогу, по которой проходил добрый царь. Пытаясь узнать его, он вступал в беседу с каждым, кто там проходил. Но ни один из разговоров не вызвал радость в его сердце. Однажды юноша повстречал дряхлого старика и, разговорившись с ним, спросил, как ему найти доброго царя. Старик ответил:
   - Нужно, чтобы у тебя открылись сердечные глаза. Без этого тебе не удастся узнать его.
   И добавил:
   - Если ты не встретишь его здесь, то не встретишь больше нигде, как бы ни искал.
   Юноша вежливо попрощался со стариком.
   Когда тот ушел, молодой человек вдруг ощутил, что в его сердце родилось счастье. Он побежал по дороге в ту сторону, куда направился старик, но того уже нигде не было видно. Тут он заметил на обочине землекопа, который добывал гончарную глину.
   - Ты не видел здесь старика? – спросил у него юноша.
   - Я занят работой, и редко смотрю по сторонам, – ответил землекоп. – А в чем дело?
   – Я должен отыскать доброго царя, – ответил юноша, – и попросить у него для матери лекарство, а для себя – счастья. Только мне никак не удается его встретить.
   – Погоди, погоди! – вдруг взволнованно воскликнул молодой человек. – Я почему-то чувствую в своем сердце счастье от беседы с тобой, хотя ты простой землекоп.
   – Долго же мне пришлось ждать, пока у тебя откроются глаза, – сказал землекоп и протянул юноше лекарство. – Помни, что у счастья – очень простой облик.
   На миг юноша увидел прекрасное лицо доброго царя. В следующее мгновение все исчезло. Молодой человек, радостный, вернулся домой и отдал матери лекарство. Приняв его, она тотчас же стала совершенно здоровой и со слезами благодарности на глазах обняла сына:
   -Вот и в наш дом пришло счастье.
   «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.» (Мф.25:40).
   

источник: монах Симеон Афонский Таинственные беседы или сокровенные истины

Любовь.Стихи игумена Саввы.



 
ЛЮБОВЬ
 
Любовь — не только наслажденье...
Любовь — тепло, забота, свет!
Любовь — страданье и терпенье,
Великий подвиг отреченья...
Любовь — Божественный завет

Азы православия. Свеча."Мир православия".


Свеча
Ч
то делает сначала человек, переступивший порог храма? В девяти случаях из десяти - подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, приобщение к обряду. Невозможно представить себе православный храм, в котором не зажигают свечей...
     Толкователь литургии блаженный Симеон Солунский (XV век) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и податливость воска говорит о нашей готовности послушаться Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.
     Кроме того, свеча - это свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Она выражает пламень нашей любви к Господу, Матери Божией, ангелам или святым. Нельзя ставить свечку формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно быть дополнено молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.
     Возжженная свеча присутствует на многих церковных службах. Ее держат в руках новокрещеные и сочетающиеся таинством брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания. Прикрывая огонек свечки от ветра, богомольцы идут на крестный ход.
     Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их покупка - малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.
     Те, кто исправно посещают храм, стараются каждый раз поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы - о здравии своих близких; к Распятию на прямоугольный столик-подсвечник (канун) - о упокоении усопших. Если желает сердце - можно поставить свечку любому святому или святым.
     Иногда случается так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, все заняты горящими свечами. Тогда не стоит ради собственной свечи гасить другую, уместнее попросить служителя поставить ее в благое время. И не надо смущаться, что вашу недогоревшую свечку погасили по окончании службы - жертва уже принята Богом.
     Незачем слушать разговоры о том, что свечку следует ставить только правой рукой; что, если она потухла значит, будут несчастья; что оплавлять нижний конец свечи для устойчивости в лунке - смертный грех, и т.д. Околоцерковных суеверий много, и все они бессмысленны.
     Богу приятна восковая свеча. Но горение сердца Он ценит больше. Наша духовная жизнь, участие в богослужении не ограничиваются свечкой. Сама по себе она не освободит от грехов, не соединит с Богом, не даст сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность - Божественная благодать.

Молитва святого Ефрема Сирина, читаемая Великом Постом.

Молитва святого Ефрема Сирина.
( объясняются церковно-славянские слова, даются пояснения
и размышления по поводу этой молитвы)

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Живота моего - жизни моей; дух праздности - склонность к праздности, или лени; уныние - безнадежность; любоначалие - властолюбие, т. е. любовь начальствовать и властвовать над другими; празднословие - произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов: не даждь ми - не дай мне.

Целомудрие - здравомыслие, благоразумие, а также чистота и непорочность души; смиренномудрие - сознание, своего несовершенства и недостоинства перед Богом и когда не думаем о себе, что мы лучше других (смирение); терпение - терпение нужно при перенесении каких-либо неудобств, лишений и несчастий; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца; любве - любви (к Богу и ближним).

Ей Господи - о, Господи! даруй ми зрети - дай мне видеть, сознавать.

Под братом здесь разумеется всякий другой человек.

Яко благословен еси - потому что Ты достоин прославления.

Боже, очисти мя грешнаго.

Три учителя - Василий, Григорий, Иоанн. Память 12 февраля.

Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов







Три учителя: Василий, Григорий, Иоанн

Александра Сопова

12 февраля Православная Церковь празднует память святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В Греции со времен турецкого владычества это день Образования и Просвещения, праздник всех учащих и учащихся, особо отмечаемый в университетах.


В России в храмах духовных школ в этот день по традиции совершается необычное богослужение — многие молитвы и песнопения исполняются по-гречески. Прижилась эта традиция и у нас: уже несколько лет в храме св. мц. Татианы, где есть и престол в честь трех святителей, в этот день молятся на их родном языке.

Святители жили в IV–V веках — это было время столкновения языческой и христианской традиций. Уже были указы о закрытии языческих капищ и запрещения жертвоприношений, но сразу же за оградой православной церкви начиналась прежняя жизнь: все еще действовали языческие храмы, учили языческие учителя. А в храмах святители изъясняли учение о Святой Троице, боролись с ересями, проповедовали самоотвержение и высокую нравственность; они активно занимались общественной деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи.
Во единой Троице трегубо богословствуете.

Хотя жили святители в IV столетии, их общий праздник стали отмечать гораздо позднее. Памяти каждого из них по отдельности праздновали и раньше, но в XI веке, в царствование византийского императора Алексея Комнина, в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех святителей. Одни ставили выше Василия Великого, другие — Григория Богослова, третьи — Иоанна Златоуста. От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие — григорианами, третьи — иоаннитами. Тогда эти иерархи явились Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, выдающемуся песнописцу того времени, заявили о своем равенстве пред Господом, повелели праздновать их память в один день и сочинить гимны для общего последования. После видения Мавропод составил им службу, а споры и разделения в Восточной церкви прекратились.

Тропарь Собору Вселенских учителей и святителей Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому

Яко апостолов единонравнии /
и вселенным учителие, /
Владыку всех молите /
мир вселенней даровати /
и душам нашим велию милость

11 февраля - день памяти Священномученика Игнатия Богоносца.

Игнатий Богоносец

 

Святой Игнатий Богоносец имеет особое значение для нас, потому что он близко общался с апостолами, непосредственно от них слышал христианское учение и был свидетелем распространения и развития первых христианских общин. В своих семи письмах он запечатлел для нас апостольскую эпоху.

Игнатий Богоносец
Игнатий Богоносец

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Богоносцем он назван потому, что, крепко любя Господа, он как бы носил Его в своем сердце. Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Игнатий Богоносец
Игнатий Богоносец

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

Игнатий Богоносец
Игнатий Богоносец

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался. Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым». Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

Игнатий Богоносец
Игнатий Богоносец

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера - начало, а любовь - конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».

Что такое алтарь?."Мир православия".

Храмы строят по-разному. Одни изображают собой Крест. Другие — круглые или восьмиугольные — выражают Бесконечность Божию. Храмы четырехугольные — это образ вселенной. А прямоугольные храмы — это изображение Церкви в виде корабля, несущего человека к будущей Небесной Жизни.



Но в устройстве любого храма мы всегда сможем ясно различить самую важную и главную часть. Она называется алтарь. Это греческое слово. Оно означает "возвышенный жертвенник".

Алтарь, действительно, устраивается на небольшом возвышении, у восточной стороны храма. Ведь на востоке встает солнце, а церковное песнопение называет Христа "Солнцем Правды".

Алтарь — это священное место, где является людям Сам Господь Иисус Христос. Это бывает во время Божественной Литургии — Богослужения, в котором хлеб и вино становятся Телом Христовым и Его Кровью.

Это очень радостное и вместе с тем страшное своим неземным величием Богослужение. Поэтому входить в алтарь разрешается не всем людям, но только лишь тем, кто совершает Божественные службы: епископам, священникам и диаконам, а также церковнослужителям — алтарникам и пономарям, которые им в этом помогают.

Подготовил священник Александр Мурылев

Христианский брак.Таинство венчания.

И в горе, и в радости…
Очень многие из молодых людей, готовясь вступить в брак, задают себе вопрос: «А нужно ли нам венчаться в храме?» И, действительно, каков смысл Таинства Венчания? О чем нужно знать и помнить молодым людям или супругам, имеющим желание обвенчаться? Эти и другие вопросы мы задали настоятелю храма в честь Воздвижения Креста Господня г. Вольска священнику Михаилу Воробьеву.



– Отец Михаил, что такое венчание и для чего нужно заключать христианский брак?

– Венчание – это Таинство, соединяющее мужчину и женщину особым союзом, в котором действует Божественная благодать, помогающая супругам преодолевать их человеческие немощи (недостатки). Именно для возможности духовного совершенствования и спасения души в условиях супружеской жизни люди должны приступать к Таинству Венчания.

– Можно ли венчаться, не заключая официального брака?

– Нежелание молодых людей регистрировать брак в установленном государством порядке позволяет предположить, что их намерение не вполне серьезно. Создается впечатление, что человек оставляет для себя пути отступления, возможность пренебрежительного отношения к браку, и, в этом случае, конечно, Церковь не будет венчать такую пару. Регистрация брака в загсе является одним из признаков серьезности намерений. Очень многие люди, недостаточно представляющие себе сущность духовной жизни, относятся к венчанию просто как к обряду – красивому, торжественному, но не более того. Однако венчание накладывает на человека определенные обязанности, хотя и дает большие преимущества. И очень часто преимуществами человек готов воспользоваться, а обязанности принять – нет. И задача священника – предупредить, что бремена, которые накладываются венчанием, могут оказаться неудобоносимыми для конкретного человека.

– По каким-то причинам желающим обвенчаться могут отказать?

– Прежде всего, оба человека, которые хотят повенчаться, должны быть православными христианами, причем не формально, а по существу. То есть это должны быть верующие люди, которые живут церковной жизнью и достаточно ясно представляют себе свои обязанности в христианском браке. Если этого нет, то, конечно, на просьбу повенчать священник может ответить не отказом, а предложением хорошо подумать. При государственной регистрации брака от подачи заявления до свадьбы проходит месяц, и мы можем попросить подождать какой-то срок в зависимости от того, что открывается во время разговора с людьми, желающими обвенчаться. Можно предложить молодым людям или супругам помолиться о том, чтобы Господь благословил их намерения. И затем, когда священник убедится в серьезности намерений людей, он совершит Таинство Венчания.Нельзя венчать людей, страдающих психическими заболеваниями, поскольку это является препятствием для осуществления обязанностей брака, неверующих и не принадлежащих к Русской Православной Церкви. Обычно не венчают и людей после 75 лет.

– Как вы считаете, стоит ли венчаться в день официального бракосочетания?

– Конечно. Нужно лишь помнить о том, что дата свадьбы должна тогда соответствовать церковному календарю. В соответствии с ним Таинство Венчания может совершаться далеко не каждый день.

– Как правильно подготовиться к венчанию?

– Надо испытывать себя и задаваться вопросом: «А готов ли я быть достойным супругом?» У Пушкина есть такие хрестоматийные строки: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Для современного человека это очень торжественные, но отвлеченные слова. Он не особенно хочет мыслить и уж, тем более, не захочет страдать. Пушкин не был каким-то экзотическим любителем страданий, он был очень жизнелюбивым человеком, и мы об этом прекрасно знаем, но страдание – неизбежная часть нашей жизни. И есть страдание, которое преображает судьбу, или страдание, которое превращается в радость. Тут можно вспомнить и Блока: «Мелодией одной звучат печаль и радость». И человек, вступая в брак, должен понимать, что его ждут не только сладкие пряники, образно выражаясь, но и страдания, и несение не только своих немощей, но и немощей другого человека. Патриарх-католикос всея Грузии Илия II как-то замечательно сказал: «Любовь – это благодать Божия, которая сильнее солнца». Очень красивые слова, и действительно, любовь – благодать, способная превозмочь все, поэтому перед тем как венчаться, человек должен задать себе вопрос: «А есть ли у меня такая любовь?» Можно вспомнить и слова апостола Павла: «Носите бремена друг друга и тем исполните закон Христов». Закон Христов можно исполнить по-разному: молитвой, аскетическим образом жизни, как монахи, но можно исполнить и таким легким на первый взгляд, способом, нести по жизни бремена друг друга, что и предполагает супружеская жизнь.

– Можно ли расторгнуть христианский брак или развенчаться?

– Развенчаться невозможно, это Таинство совершается раз и навсегда. Возможно, в ряде случаев, получить благословение на повторный брак, если существующий фактически распался по объективным причинам. Что касается всех поводов для благословения на вступление в повторный брак, то они изложены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, там есть раздел «Брак и семейные отношения» с общими положениями, а каждый конкретный случай рассматривает правящий архиерей той епархии, в которой заключался брак.

– А какие могут быть поводы для расторжения брака?

– Смерть одного из супругов, измена, психическое заболевание мужа или жены, длительное – в течение очень многих лет – отсутствие одного из супругов. Но следует помнить о следующем. Если сказано, что супружеская измена может быть весомым поводом для расторжения брака, это не значит, что брак необходимо сразу расторгнуть. Даже если есть факт измены, Церковь знает, что такое покаяние, знает, что человек может измениться, и старается помочь людям найти в себе силы простить своего супруга или супругу и наладить жизнь, исходя из той любви, что соединила двух людей в единый союз в самом начале.

– Учитывая, что христианский брак – большая ответственность, одобряете ли вы ранние браки?

– Каких-то принципиальных возрастных ограничений при вступлении в брак быть не может. Есть рамки, оговоренные законодательством, – молодой человек может вступать в брак с 18 лет. И возраст не имеет принципиального значения, важнее духовное состояние человека. И зачастую у молодого человека оно чище, непосредственнее, свежее, человек еще не отравлен негативным опытом жизни. У него нет опыта нелюбви, нет опыта эгоизма и утвердившегося самолюбия. Поэтому ранние браки вполне возможны, и часто они оказываются самыми счастливыми.

– Мне неоднократно приходилось слышать, что в венчанном браке жить легче. Чем?

– Легче от того, что он наполнен пониманием, что семья – это не просто случайно сформировавшийся союз, а союз, в котором у людей одна общая цель – спасение души. И как тяжелую корзину легче нести вдвоем, так и по жизни легче идти, на кого-то опираясь.

Беседовала Анна Захарченко

Взгляд-Православие

Человеческая мудрость. Христианская притча.

Человеческая мудрость  
 
 Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. "Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - и в колосьях будет больше зёрен".
   Бог увидел его мысли и сказал ему:
   - Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом.
   Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: "Отлично, в этом году всё хорошо - и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел".
   Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.
   И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.
   - Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, - ответил Творец.
   - Я посылал по очереди то дождь, то солнце, - стал объяснять крестьянин. - Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?
   - А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.
   Крестьянину стало стыдно и он подумал: "Лучше пусть Господь Сам управляет погодой. Мы только всё перепутаем в природе нашей "мудростью".

10 февраля день памяти преподобного Ефрема Сирина.

Преподобный Ефрем Сирин
10 февраля (28 января) — память преподобного Ефрема Сирина



Святой Ефрем был родом из Месопотамии из города Низибии. Он родился в царствование Константина Великого от христианских родителей и дожил до царствования Феодосия Великого. Еще в юных годах святой Ефрем отрекся от мира и ушел в пустыню, где стал иноком. Он получил от Бога дар премудрости; из уст его истекала благодать, подобно сладкой реке напаявшая умилением души всех, слушавших его поучения. Это было предзнаменовано ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось. Когда затем святой Ефрем подвизался на одной пустынной горе, исполненный великого умиления и сердечного сокрушения, один из богоносных отцов видел во сне светлого, сиявшего подобно ангелам, мужа. Он держал в руке исписанный свиток и спрашивал:

— Кто может принять и сохранить этот свиток?

Голос свыше отвечал ему:

— Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего.

Перед явившимся мужем стоял Ефрем. Он открыл свои уста, а муж вложил ему в рот свиток. Преподобный Ефрем съел свиток, а затем вскоре после этого начал говорить и писать назидательные речи, приводившие в умиление каждого, читавшего их и слушавшего. Они могли в каждом возбудить страх Господень и наставить на путь покаяния, как это ясно из его боговдохновенных книг.

В 363 году Низибия попала под власть персов, и многие из христиан оставили Низибию. Тогда и преподобный Ефрем вознамерился пойти отсюда в город Едессу. Он обратился к Богу с такою молитвою: "Господи Иисусе Христе! Сподоби меня увидеть город Твой, и когда я буду входить в него, пошли мне навстречу такого человека, который побеседовал бы со мною от Священного Писания с пользою для меня".

Когда он, так помолившись, приближался к городу и входил в ворота, встретила его женщина. Увидев ее, раб Божий опечалился и обратился мысленно к Богу: "Господи, Ты презрел моление раба Твоего. Ибо каким образом может она беседовать со мною о книжной мудрости?".

Женщина же стояла и смотрела на него. Святой Ефрем обратился к ней с вопросом:

— Скажи мне, женщина, зачем ты стоишь и смотришь на меня?

Женщина ответила:

— Я смотрю на тебя, потому что женщина от мужа взята, а ты смотри не на меня, а в землю, из которой ты взят.



Услышав это, Ефрем подивился такому ее ответу и прославил Бога, давшего женщине такой ум. Он понял, что не презрел Господь молитвы его. Вошедши в город, он жил в нем много времени.
 
О его добросердечии рассказывают следующее. Когда он постился в пустыне, ученик его в обычное время приносил ему пищу. Однажды, когда он нес пищу, то случайно разбил на пути сосуд, в котором была пища. Он боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал:

— Не скорби, брат, — если пища не захотела к нам прийти, то мы пойдем к ней.

Затем, подошедши, он сел у разбитого сосуда и, собирая пищу, стал есть. Так он был незлобив! О нем рассказывали, что с тех пор, как он стал иноком, никогда ни на кого не гневался.

Преподобный Ефрем то пребывал в пустыне, в безмолвии работая Богу, причем собрал там и множество учеников, — то, по повелению Божию, жил в городе Эдессе, приводя многих людей к покаянию и приобретая для Бога погибшие души своими поучениями. Настолько он изобиловал душеполезными словами и был преисполнен благодати Божией, что много раз у него изнемогала гортань от напряжения голоса, а язык от произнесения слов; однако, речи его не становились короче, тем более, что ум его был преисполнен глубины премудрости и разума. Кроме того, он был исполнен глубокого смирения, всячески избегая человеческого почитания и временной славы. Один раз народ хотел схватить его и насильно поставить во епископы. Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, — схватывал продаваемые хлебы и овощи и ел. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал, из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ на то место, на которое его хотели поставить. В молитве святой пребывал непрестанно, днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи, — только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства, как и сам говорит о себе в своем завещании: "Ефрем никогда не имел ни золота, ни серебра, ни какого-либо хранилища, исполняя волю благого Учителя Христа, заповедовавшего: ничего на земле не приобретайте" (ср. Мф 6:25 и след.).

Преподобный отец наш Ефрем, прожив богоугодно много лет и приведши многих ко спасению, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание. Проболев немного, он в глубокой старости отошел ко Господу. Честное тело его было погребено в его обители, находившейся в пустыне, в пределах Эдесских в Сирии, а святая душа его предстоит ныне престолу Владыки, ходатайствуя о нас, чтобы мы получили прощение грехов наших, по его молитвам, благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки.

Аминь.