Кесарю – кесарево
- 14.11.11, 12:32
- Торжество православия
Больше месяца назад сетевая газета «Взгляд» поделилась со своими читателями публикацией фондового аналитика Александра Разуваева под интригующим названием «Русский Ватикан». Сама статья к настоящему моменту уже потеряла свежесть, но тема – тема ее вечно актуальна.
Мысль автора заключается в необходимости создания на основе Русской Православной Церкви международного центра всемирного религиозного и политического влияния. А главным инструментом такого влияния предполагается сделать учреждение «коммерческого и инвестиционного банка, а также управляющей компании под крылом Церкви» и фонда прямых инвестиций, контролируемого этой управляющей компанией РПЦ.
В пример приводится Ватикан, который «представляет собой очень влиятельный центр силы и в политике, и в финансах» и «владеет значительными финансовыми ресурсами, являясь, в том числе, игроком на фондовой бирже».Но это средства. А глобальная цель этих средств – дать России «сильный козырь, который может значительно усилить наше влияние в мире». По мнению автора, это последний козырь, наряду с нефтегазовым сектором и ядерным оружием – единственные «конкурентные преимущества», которые позволят России «претендовать на успех в современном мире». Единственные, потому что прогресс в сфере высоких технологий в России затруднен, и «существенную долю в данном секторе получить сложно, мир уже давно полностью поделен»…
Не споря с позицией автора в вопросах макроэкономики (вряд ли стоит спорить с мнением, что у России остались два актуальных козыря – нефтегаз и ядерное оружие), хочу поговорить о третьем, простите, козыре – о позиции, которую автор отводит Русской Православной Церкви.Самое, на мой вкус, неприятное – это роль «инструмента»: «Русская Церковь может стать очень мощным инструментом нашего влияния, прежде всего на постсоветском пространстве и на Балканах…»
Позиция не новая. Часто можно слышать от тех, кто идентифицирует себя патриотами и государственниками, о том, что сила Русской Церкви может поднять русское государство. Позиция очевидная. Последовательное следование нравственным христианским принципам действительно может оздоровить общество. Но есть несколько «но».Первое и главное «но» заключается в унизительном месте, отведенном православной вере и Церкви, носительнице этой веры.
Церковь, которая Христова Невеста – по определению не может быть служанкой никакого государства, даже самого любимого. Церковь, которая призвана оперировать прежде всего в сфере духовного, больше и выше любого государства, любой империи, любой патриотической доктрины. Церковь, в первых и в главных, призвана служить Христу, Богу. Такова вселенская, трансцендентная роль Церкви.Интересам же государства – большой вопрос, должна ли в принципе?
Ставить Церковь в позицию «инструмента» – унижать и евангельскую идею Церкви, и саму Церковь. Для верующего человека, для сознательного церковного христианина Церковь и главная ее задача – спасение людей – обладают безусловным приоритетом.Церковь и государство могут (кто-то скажет: «должны») быть союзниками. Но этот союз ограничен временными и нравственными границами. Бытие Церкви простирается за пределы времени в Вечность, жизнь же любого государства, даже самое православного – ограниченно рамками времени и исторического, временного же, бытия (приведите обратный пример?).
Церкви, не государству, дана Христом власть приводить дух человека к Богу. Государство в принципе не обладает ни полномочиями в этом деле, ни методами – государство может быть лишь помощником Церкви на этом поприще, но не наоборот.Высокая евангельская нравственность, которую призвана проповедовать Христова Церковь, часто – и неизбежно – входит в противоречие со средствами государства, среди которых – суд, принуждение, убийство, война, в том числе во имя имперских амбиций.
С драматическими противоречиями между церковностью и формальной православной государственностью сталкивалась история не раз. Разуму не поддающаяся многовековая война между православной Византией и крещенной ею в Православие Болгарией… Русская княжеская усобица, когда с хоругвями и молебнами русские православные шли в походы на других русских православных (см. историю новгородского похода князя Андрея Боголюбского и явление иконы «Знамение» в Новгороде…) Малоизвестная страница русской истории, русско-литовские войны 16-го века: население Великого Княжества Литовского было преимущественно православным, и после значимых побед каждая из воюющих сторон закладывала православные же храмы; в Литве особым усердием в этом отличался полководец князь Константин Острожский, а позднее – его сынВасилий, великий защитник Православия и основатель Острожской типографии, в которой диакон Иван Федоров отпечатал первую русскую Библию…
Более близкие по времени эпизоды из истории России: Петр Первый, которому экстренно нужны солдаты для расширения пределов Российской Империи, сильно ограничивает монашеские постриги… Екатерининская секуляризация монастырей – Екатерине Великой нужны земли и, соответственно, деньги… Недавняя, для православного сердца болезненная, война между исторически православной Россией и исторически православной Грузией…А. Разуваев предлагает стартовый капитал для церковного банка выделить из государственных резервов: «Объем международных резервов Российской Федерации по состоянию на 23 сентября 2011 года составлял 526 млрд долларов США, выделение даже 1% от данной суммы в пользу церковного инвестиционного банка дало бы ему хороший стартовый капитал»…
Интересно, автор думал о том, что случится, если Российская Федерация, предположим, попросит в обмен на эти пять с лишним миллиардов долларов благословить очередную «маленькую победоносную войну»? Нас ждет еще одна страница в истории, деликатно опущенная в семинарских учебниках?
…Все это старая проблема, которая упирается в разноприродность Церкви – Небесной, и государства – земного. И смешение одного и другого, зависимость и Церкви от государства, и государства от различных церквей в реальной истории успешно опускало Церковь на землю, а вот никакое государство на Небо поднять так и не смогло…Попытки создать «Русский Ватикан» и поставить его на службу государству тоже уже случались – и ничего хорошего из них не получилось. Стыдная и в итоге кровавая реформа патриарха Никона, за которую пришлось по сути извиняться Поместному Собору 1971 г., касалась не только и не столько исправления богослужебных книг и обрядов – приведение богослужения к греческому образцу служило цели создания как раз всемирного центра православного влияния в Москве, что удачно совпало с реализацией зарождающихся в государственных умах планов расширения Руси до масштабов империи. Отсылаю к сериалу Николая Досталя «Раскол», который, конечно, ни в коей мере не исторический источник, но довольно наглядная иллюстрация…
Не имею понятия, знал ли автор статьи о последней попытке создать«Русский Ватикан» и поставить его на службу государству. Надеюсь, что нет. Потому что попытка эта принадлежит русскому Ироду, как назвал его митрополит Иларион (Алфеев), – Иосифу Сталину.
После войны, когда встал вопрос о расширении международного влияния СССР, сталинские идеологи и практики решили использовать Московскую Патриархию для осуществления этого влияния, реализовав идею «концентрировать внимание всего православного мира к русской православной Церкви и довести ее значение до степени первенствующей Православной Церкви, а святой Москвы до значения Третьего Рима» (из доклада 1946 г., направленного Патриархией Г.Г. Карпову, председателю Совета по делам религий, бывшему (?) высокопоставленному сотруднику НКВД).Тогда эта попытка провалилась, в том числе и благодаря во многом проамериканской позиции Константинопольского Патриарха Афиногора I. Следующий заход кремлевских политиков был направлен на активное участие Московского Патриархата в экуменическом движении. Последствия последнего и конфликт с Константинополем нашей Церкви приходится расхлебывать до сих пор…
Сильная и богатая Россия – это хорошо. Сильная и православная Россия – еще лучше. Сильная Церковь – тоже… Вопрос только в том, что считать приоритетным благом? Силу, основанную на любви, или силу основанную на деньгах? Церковь как «инструмент» Христа или Церковь как инструмент государственного влияния?..Щепетильнее следует быть в методах.
Коментарі
Amiran
114.11.11, 14:23
Нынешняя церковь, особенно это касается православной под водительством Кремля, давно уже перестала быть невестой Христа. Она, как минимум, кремлевская содержанка. А по-моему, давно расслабившаяся и получающая удовольствие наложница московских управителей. О ней нечего и говорить. Все эти павлики киевскiя, кирюшки мостковскiя думают не о Христе и душах рабов его, а о своей мошне в первую очередь и о том, как ее наполнить за счет государства во-вторую.
претендент
214.11.11, 15:01Відповідь на 1 від Amiran
Але, читаючи статтю, переконуєшся, що зовсім не всі одноголосно священники того ж московського патріархату схвалюють це, більш того, виступають проти...
Amiran
314.11.11, 17:16Відповідь на 2 від претендент
Как раз это и не видно в статье - да и это не главное. Главное, что ВСЯ Православная церковь Московского патриархата работает, именно работает, на Российское государство. А должна бы - на верующих российских христиан. А несогласные с официальной политикой церкви всегда могут перейти в другую конфессию или в подчинение другому патриарху. Наконец, просто выйти из организации и спасать людские души, и в первую очередь, свою собственную.
претендент
414.11.11, 20:05Відповідь на 3 від Amiran
Привіт... А статтю хто написав ? Раббин ?
"Вопрос только в том, что считать приоритетным благом? Силу, основанную на любви, или силу основанную на деньгах? Церковь как «инструмент» Христа или Церковь как инструмент государственного влияния?..
Щепетильнее следует быть в методах."
Amiran
514.11.11, 23:25Відповідь на 4 від претендент
Ну, как минимум, не священник. Александр Разуваев - Интересы – геополитика, азиатская история, благородное вино и красивые женщины.... http://www.finam.info/allauthor/page/default.asp?AuthorFamily=%D0%E0%E7%F3%E2%E0%E5%E2&AuthorName=%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0 Скорее, человек мало симпатизирующий церкви, понимающий, что в основание ее были заложены благородные гуманистические принципы. Которые, впрочем, уже давно забыты.
Гість: leschyi
615.11.11, 08:09
биржевые спекулянты в рясах - это очень по современному
служители мамоны с крестами !
претендент
715.11.11, 09:02Відповідь на 5 від Amiran
Ти про що ? Раззуваев - автор того опусу, який критикується в цій статті... А автор цієї статті - священник Димитрий Свердлов, як і підписано під фотографією...
претендент
815.11.11, 09:07Відповідь на 6 від Гість: leschyi
Якщо хтось справжній служник мамоні, то він у що хоч вдягнеться - від лікарського халату до священницького облачення, тільки суть залишиться тією ж...Несіть гроші...
Amiran
915.11.11, 12:36Відповідь на 7 від претендент
Горе от ума или слона-то я и не заметил. Действительно, ты прав.
претендент
1015.11.11, 18:22Відповідь на 9 від Amiran
Буває....