Один за всех и все за одного
- 28.09.11, 10:11
- Торжество православия
Говорят: «Мир катится в пропасть».
Хочется подправить этот тезис. В пропасть катимся мы. Стоит нам остановить движение в опасном направлении, как мир тоже перестанет катиться, ибо он не самодвижен. Он от человека зависит, а значит, по слову Сковороды, «мертвец сей – ни в чем не виновен».Прадед грешил, и груз грехов своих деду передал. Дед сей груз увеличил и на плечи сына взвалил. Сын продолжил процесс распада, и не ясно – выживет ли родившийся от него человек, то есть его сын и внук его отца. Но если кто-то из них усилится остановить распад, то хорошо будет всем – и до него жившим, и после него жить имеющим. И в сторону неизвестного будущего, и в сторону туманного прошлого разойдутся исцеляющие лучи.
Поэтому говорят: «В аду грешники улыбаются, когда на земле кто-то из их родственников в монахи уходит».Весь вопрос в том, чтобы остановиться.
Нельзя спихивать проблемы на поколения, жившие раньше нас. Христос принял в родство и блудниц и язычников (читай первое зачало Евангелия от Матфея), чтобы никто не сказал: «А у меня в роду – одни воры и алкоголики. Я на эти грехи генами запрограммирован». Никто ни на что до конца не запрограммирован, хотя прошлое и довлеет над нами. Но тем больше награда, чем тяжелее был груз.Если отец в себе не исправил одну из душевных язв, то он на сына задачу переложил, причем задачу, собою же умноженную и усиленную. Страшно говорить об этом, но, судя по всему, никуда от этой правды не скроешься. Поэтому и «всяк за всех виноват».
Враг действует по-хулигански. Нападает из-за угла, внезапно, вдесятером на одного. Отмашешься – хорошо. Не отмашешься – они тебя свалят и дальше пойдут. Рядом только одного из своих стоять оставят, чтобы тот тебе, поверженному, не позволял подняться.Так армия победителей способна охранять или конвоировать тысячи побежденных солдат силами малого конвоя или охраны. В мире видимом и в мире невидимом многие законы войны совпадают.
Тот, кто дерется и не сдается, падает и поднимается, тот оттягивает на себя внимание многих врагов. Им больше ничем иным заняться не досуг. Как бы ни были они хитры и сильны, однако они – твари, а не Творец, а значит в числе и силах ограничены. К тому же гордые они и проигрывать до смерти не любят. Сначала умножают силы против одного непокорного, потом готовы всем адом на него восстать, лишь бы свалить и победить. А в это время, пока совершаются в духе незримые битвы, ничего не подозревающее человечество может и спать и просыпаться спокойно. Не до них врагу. Силы противника в борьбе с немногими праведниками, хоть и не до конца, но связаны.Такова практическая польза от святых. Кто-то где-то в пещере сидит и кроме пения псалтири дел не имеет. Но взводы, и роты, и полки невидимые с ним борьбу ведут, а, значит, тысячам людей подарена передышка и обычный земной покой. Так и написано в службе преподобным: «Демонские погубил еси полки».
Значит, есть святой Антоний – паши, земледелец; плыви, мореход; пой колыбельные, женщина. Можно лежать на диване с книгой. Можно рисовать тушью. А нет святого Антония – мучьтесь, люди, от неуправляемых бед.Ругайтесь, спивайтесь, завидуйте, суетитесь, с ума сходите, пропадайте в грехах, налетевших, как буря.
Это – закон. Святые держат на плечах мир и дают множеству остального люда возможность радоваться и наслаждаться безгрешными удовольствиями.Но дело не только в отдельных титанах духа и церковных богатырях. Дело в Церкви, как таковой. Сами богатыри нуждаются в том, чтобы служилась Литургия, проповедовалось Слово Истины, и совершались прочие Таинства. Без этого невидимого дыхания Духа никакой духовный силач на борьбу не способен. И в своих затворах и пещерах, на своих рукотворных столпах и природных скалах, они, случись повстречать им человека из мира, тревожно спрашивали: «Как там? Открыты ли храмы? Не идут ли войной язычники?»
Церковь привычно сравнивают с кораблем. Вокруг – волны, у руля – Христос, впереди – пристань Божьего Царства. Но Церковь это еще и Дерево. Она вдыхает углекислый газ людских немощей и беззаконий, а выдыхает чистый кислород Богопознания и радости о Господе. Ты приносишь Ей грехи, а уносишь от Нее Дух. Ты приползаешь израненным, а уходишь на здоровых ногах. Ты бредешь в ее сторону, не зная – зачем жить, а уходишь со светлой головой и творческими мыслями.Сколькие ею спасены! Сколькие обнадежены! Сколькие в ней достигли святости!
Церковь держит все!Но будет время, когда Церковь свернет всякую внешнюю деятельность и, даже, постарается скрыться от чужих глаз. Это будет в оные времена, о которых так много говорят и пишут, во времена последние. Тогда лже-церкви расплодятся, пытаясь скопировать внешние черты Христовой Невесты. Люди пойдут на эту видимость, но останутся пустыми, измученными и голодными.
Кто возжаждет Бога, тот найдет Бога. Но кто доволен одной лишь внешней поверхностью и обманчивой внешностью, тот развернется и уйдет совсем – и от подлинной Церкви, и от ее кажущейся видимости.Церковь тогда почувствует, что Она сама устала и изнемогла. Почувствует, что у нее нет сил спасать и отмаливать всех, что Истина не востребована, а от Нее самой хотят того, что Ей не свойственно. Тогда Она уйдет в «пустые места», предсказанные Апокалипсисом. И это будет не локальный, а всемирный уход. Это будет то бегство, которое совершали настоящие монахи, уходя в пустыню. Бегство ради выживания.
Это будет также похоже на то, что сказали мудрые девы из притчи девам не мудрым в ответ на просьбу дать им масла для лампад. «Чтобы не стало так, что и нам, и вам не хватит, идите и купите себе».Страшные эти слова. Они означают: «Нечем нам с вами делиться. Мы с трудом бережем свой огонь не потухшим. Заботьтесь о себе сами».
Нужно ли напоминать, что те пять дев, которым не дали масла, услышали из-за закрытых дверей: «Не знаю вас»?Вот тогда-то и будет, возможно, скорбь, которой не было от начала мира и больше не будет. Даже на Голгофе густота торжествующего зла и накал греховного кошмара не был таким, какой будет последняя скорбь. И если из-под Креста не ушли только Богоматерь, Иоанн и Мария Магдалина, то кто же выдержит ту, будущую скорбь?
Люди, далекие от молитвенной жизни, тоже почувствуют перемену в воздухе. Дышать станет трудно, и жить станет незачем. Это сегодня кому-то весело грешить и более-менее легко вставать после греховного падения. Ведь Бескровная Жертва приносится открыто, и молитвы возносятся массово. Молитвы «о всех и за вся»!Когда же Церковь оставит мир, ничто не обрадует грешника. Не обрадует застолье и выпивка, не обрадуют танцы и музыка. И новости станут неинтересны, и еде не вкусна, и покупки не вожделенны. Отдых станет тяжел и поездки бессмысленны.
Ближний станет противен, но одиночество – невыносимо.Толком никто не поймет, что же, собственно, происходит. И если сказать, что именно происходит, никто не поверит.
Но грешник тоже живет Церковью, дышит Церковью, питается Церковью, пусть тайно, неосознанно, пусть даже в виде паразита. Он не чувствует этого и «спасибо» за это не говорит. Но вот уйдет Церковь, чтобы не тратить даром силы перед последним искушением, и все прочувствуют это. Все будут страдать.***
Нужно благословить сегодняшнее время. Не хулить его и не ругать чрезмерно. Оно лучше, чем могло бы быть, и, несомненно, лучше, чем неизбежно будет.Мы живем в долг и за чужой счет. Это касается не только родителей и добрых учителей. Это также касается Церкви, которая самим фактом Своего существования оказывает миру немыслимое благо. Она рядом и поэтому (не смейтесь) хлеб вкусен, а вода свежа; солнце греет, а не сжигает, и ночь дарит отдых, а не мучит кошмарами. Пока все так, нужно всем над собою трудиться! Всем! Труды эти останавливают процесс падения в пропасть, который кажется холодным и объективным, а на самом деле во многом зависит от нас.
И каждый человек, решившийся расправиться со своими застарелыми духовными недугами, совершает для всего мира великое благодеяние. Он облегчает жизнь и изгоняет грех. Не только из своей маленькой жизни, но из жизни вообще.По сути это – единственный способ сделать мир чуть-чуть лучше: стать самому чуть-чуть лучше, основываясь на евангельских критериях. Если у кого-то этот труд не бесплоден, то благодарность за это пусть будет принесена таким человеком не кому-нибудь, а Церкви. Да-да, Церкви, с ее тайными и явными молитвами, с ее ходатайствами и подвигами лучших сынов, с той благодатью, которая в ней живет и через нее действует.
Коментарі
Гість: lkjmn
128.09.11, 10:41
Кажуть, що Окубо Доко одного дня відмітив: «Всі кажуть, що в кінці часів не буде майстрів. Я не можу зрозуміти цього. Такі рослини, як піони, азалії і камелії народжуватимуть прекрасні квіти незалежно від того, настав кінець світу чи ні. Якщо люди задумаються над цим, вони все зрозуміють. Більш того, якщо люди поглянуть навсебіч, вони побачать, що у наш час теж є майстри різних мистецтв. Проте, люди продовжують міркувати про те, що світ доживає свої останні дні, і тому вважають, що можна не докладати зусиль. Це ганебно. Поганих часів не буває».
Ямамото Цунетомо "Хагакуре" ~1716 р.
претендент
228.09.11, 16:09Відповідь на 1 від Гість: lkjmn
Багато чого не можна зрозуміти, особливо того, чого ще ніколи не було, чого немає з чим порівняти...
Гість: lkjmn
328.09.11, 16:15Відповідь на 2 від претендент
Немає сенсу зрозуміти те, чого ще не було. Ми живемо зараз. Саме в цю мить і лише вона має значення.
претендент
428.09.11, 16:17Відповідь на 3 від Гість: lkjmn
Не можу погодитись. ..Мені більш думається, що є теперішнє і майбутнє... І наслідки минулого...
Гість: lkjmn
528.09.11, 16:37Відповідь на 4 від претендент
Вони є. Але чи є сенс думати про майбутнє? "Неисповедимы пути Господни"
претендент
628.09.11, 16:49Відповідь на 5 від Гість: lkjmn
Господні так... А свої можна і спланувати... Головне - щоб до достойної цілі вели...
nolofinve
728.09.11, 17:48Відповідь на 1 від Гість: lkjmn
В "Хагакуре" є відповіді на все
А мені найбільше тут сподобалась завуальована теорія родової карми. Шкода, що в християнстві не прийнято відзначати - у кого позичено ту, чи іншу теорію)))
претендент
828.09.11, 21:21Відповідь на 7 від nolofinve
Само собою, позичена у того, хто допомагав порадами Богові створювати світ...
nolofinve
929.09.11, 08:25Відповідь на 8 від претендент
А я, наївний, думав, що з індійської та давньогрецької філософії
претендент
1029.09.11, 09:41Відповідь на 9 від nolofinve
Якщо вважати, що індійські та давньогрецькі філософи з'явились на світ раніше Ьога, то можна таке допустити... Але це безглуздя...Подумай, крім тих, хто перший щось відкрив і назвав, є Той, Хто це створив...