Синдром блудного сына и прочие трудности
- 27.12.10, 19:33
- Торжество православия
Сразу скажу, что у меня пока нет детей-подростков. И некоторое время я думал: имею ли моральное право писать на эту тему? Но то, что мне хочется рассказать, вовсе не мысли опытного родителя, а взгляд под другим углом, в чём-то даже изнутри проблемы, ибо сам я в душе остаюсь молодым, и переходный возраст у меня весьма затянулся. Ещё в 20 лет я до хрипоты спорил с родителями, отстаивая свою «независимость», за что мне сейчас очень стыдно. Хочу также поделиться кое-какими наработками в области общения с подростками, так как приходилось заниматься с молодёжью в школьной образовательной системе.
Я рос в священнической семье. Брат тоже стал священником, сестра окончила Свято-Димитриевское училище сестёр милосердия. О некоторых эпизодах детства и юности тоже хотелось бы поведать.
Говорят, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперёк лавки, то есть когда они ещё маленькие. Если мы хотим дать ребёнку «разумное, доброе, вечное», нужно делать это до подросткового возраста. Потом будет всё сложнее и сложнее. Некоторые родители впадают в отчаяние, что дети перестают слушаться, отходят от Церкви. Успокойтесь, это не означает, что всё, что вы делали до этого, безполезно. Ни одно слово, сказанное с любовью, для пользы ребёнка, не проходит безследно. Нельзя ждать всего и сразу. Та молитва, которую мы выучили с сыном или дочерью, та хорошая книга, которую прочли, может вспомниться потом, уберечь от падения. Вот и у меня то, что в отрочестве вызывало протест против родителей, вспоминалось потом, когда я стал взрослым, женатым человеком, с благодарностью. А когда появились свои дети, родительские советы очень пригодились.
Период подростковый, так называемый переходный возраст, наверное, самая сложная пора в жизни человека. Вспоминаешь, как мы чудили, и становится жалко наших родителей. Общее правило в этот период такое: если отроку было хорошо в родительском доме, радостно, тепло, если его любили по-настоящему, то это поможет ему, когда наступит время кризиса, отчуждения, протеста, и он обязательно вернётся в отеческий дом. И в прямом, и в переносном смысле. В большинстве случаев подростки уходят из дома, принимают наркотики, нюхают клей, потому что в их родном доме не всё в порядке. И часто грязная улица, подвал с наркотой для них — способ убежать из ещё более тяжёлой атмосферы, которая царит в их семье.
Кризис переходного возраста можно назвать «синдромом блудного сына». Я думаю, что каждый культурный человек знает этот евангельский сюжет. Но всё же вкратце его напомню. Сын, попросив у отца положенную ему часть имения, ушёл из родного дома в «страну далече» и вскоре расточил все деньги, живя блудно. Погибая от голода, он вспомнил, как хорошо ему было в родительском доме, и вернулся, прося у отца прощения. Отец обрадовался, принял его и восстановил в прежнем достоинстве. Потому что сын всегда сын, даже если он блудный. Это искушение переживают в той или иной степени почти все подростки. Человек хочет быть взрослым, самостоятельным, независимым, но не имеет для того ещё ни физических, ни духовных сил. Вспомним, что послужило возвращению сына: воспоминания о том, как хорошо было в оставленном доме, и раскаяние в содеянном. Тепло родного очага, воспоминания детства, любовь родителей всегда будут для нас путеводным маяком, который светит в мире протеста и подросткового бунта.
Один педагог сказал, что переходный возраст — время родительских слёз, молитв и раскаяния за те ошибки, которые они совершили при воспитании. Роль родителей и педагогов в подростковый период, как подчёркивает В.В.Зеньковский, безмолвна, с молитвой и обетами внутреннего делания, которые дают взрослые за мятежную душу. Родительские наставления следует применять лишь в крайних случаях, когда душе или жизни подростка угрожает реальная опасность. В этот период родители должны постараться установить с ребёнком доверительно-дружеские отношения, войти к нему в доверие. Известно, что переходный возраст — время свержения идеалов и авторитетов, особенно родительских. Но часто «предки» сами виноваты в этом, не желая знать и вникать в то, чем живёт молодёжь, и огульно всё это отрицая.
Мы с вами уже говорили о том, что необходимо формировать вкус детей в отношении книг, песен, фильмов и вообще искусства. Это всё должно быть сделано до отрочества. Я до сих пор слушаю песни и читаю книги, которые мне рекомендовали родители. Говоря о современной массовой культуре, родители должны не просто называть всё это бесовщиной, а знать её и выбрать из неё то, что приемлемо. Очень сложно представить подростка, который слушает в наушниках симфонию Бетховена. Из авторской, бардовской песни (кстати, она до сих пор популярна среди молодёжи) можно выбрать достойные образцы. Даже в рок-музыке всё очень разнородно. И там есть верующие люди с очень хорошими песнями. Многие песни Константина Кинчева, Юрия Шевчука, других музыкантов заставляют задуматься о главных вопросах, призывают любить Родину. У группы «Любэ» очень много душевного, патриотического. Это всё можно и нужно узнать и донести до подростка.
Музыка, песни могут оказывать влияние на формирование характера. Недаром сказано: «Нам песня строить и жить помогает». Одно дело, когда сын слушает: «Муси-муси, пуси-пуси, миленький мой», а совсем другое — когда для него звучат мужественные, мужские песни. Сейчас, к сожалению, вообще время господства так называемой попсы, когда теле- и радиоэфир заполнены безвкусными проектами типа «Фабрики звезд». Но попса отличается от настоящей песни так же, как жевательная резинка отличается от настоящей пищи. Жуёшь, жуёшь, а насыщения не наступает.
Есть такая шутка: если пьянку нельзя предотвратить, её нужно возглавить. В нашем случае речь не о распитии напитков, а о корректном направлении стремлений и увлечений отрока. Отрицая то, что близко молодому человеку, мы вряд ли приобретём в его глазах авторитет, скорее наоборот. Но чему нас учит история? — К примеру, христианство не всегда полностью уничтожало языческие праздники, но иногда наполняло их новым смыслом. Значит, если нам сложно заставить подростков читать «Добротолюбие», творения Святых Отцов — им можно давать хорошие классические книги, в которых говорится о христианстве. Например, «Камо грядеши» Г.Сенкевича, сочинения Н.С.Лескова, И.С.Шмелёва, «Князь Серебряный» А.К.Толстого, да много ещё всего. Эти книги станут учебниками мужества и благочестия.
Молодёжь сейчас мало читает. Как-то мы спросили мальчика, который помогает у нас в алтаре: «Что сейчас читают подростки?» И он сказал: «Ну, я вообще ничего не читаю, а ребята читают «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Властелин колец». То есть читают те книги, по которым были сняты фильмы. Фильм вызвал интерес к чтению. Раньше было наоборот. Сначала читали, а потом шли в кино. Родители, исходя из собственного опыта или советуясь с людьми знающими, могут подсказать, посоветовать детям, что смотреть. Всё-таки снято и снимается очень много, и выбор, конечно, есть. А одними запретами ничего не добьёшься — нужно что-то предложить взамен.
Не следует думать, что подростку не нужно общение с родителями. Ему это необходимо. Просто отношения немного меняются: из дидактическо-педагогических они должны стать более дружескими. То, что подростки говорят о родителях, — это напускное и наносное, в глубине души они тянутся к ним, хотят, чтобы родители были самыми лучшими. Попробуй что-нибудь сказать плохое при отроке об отце — можно и промеж глаз получить. Роль папы в воспитании весьма велика. У каждого отца есть чему научить, чем заняться с чадом. Рыбалка, спорт, походы, полезные навыки, даже просто интересные рассказы о молодости очень интересны детям. Мужчину из мальчика может сделать только отец.
Сейчас в молодёжной одежде моден стиль «унисекс». Это мешковатые штаны, грубые ботинки у девочек и какие-нибудь девчоночьи штаны у мальчиков. Переводится это как смешение полов, унификация. Преобладает этот стиль не только в одежде, но и в поведении молодёжи. Мужчины перестают быть мужественными, а девушки — женственными. Один батюшка сказал, что половое воспитание, просвещение — вещь очень хорошая, но вестись оно должно именно как половое воспитание, то есть воспитание полов: юношей воспитывать как будущих мужчин, а девушек — как будущих женщин, матерей. И это воспитание родители должны начинать с себя. Уже своим внешним видом, одеждой, прической они должны давать пример детям. Есть мнение, что мальчики подсознательно выбирают будущих жён, руководствуясь идеалом своей матери. И если мать являет собой идеал настоящей женщины, она может быть спокойна за свою будущую невестку.
Воспитание мужчин и женщин должно начинаться еще до подросткового возраста. Говорить ребёнку, что он уже взрослый, сильный и ответственный, можно в любой период.
Теперь об интимно-половом воспитании. Объяснить ребёнку, откуда берутся дети, имеют право только родители — это их обязанность. Поэтому если в вашей школе захотят ввести уроки секспросвета, бейте тревогу. Разговаривайте с начальством, требуйте ввести альтернативные уроки, требуйте, чтобы ваши дети их не посещали. В крайнем случае переводите детей в другую школу. Но нельзя отдавать детей растлителям! Родительские же объяснения в этой сфере должны носить предельно сухой, лаконичный характер. Кстати, в послеперестроечное время, когда стали появляться статьи в журналах и газетах на тему полового воспитания, прочёл как-то разумную вещь: «Зачем так усиленно обсуждать то, о чём не задумывается ни один осёл; в человеке от природы заложен инстинкт размножения, и когда нужно будет, он всё сделает правильно».
Сейчас в школьную программу включён предмет ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). Но хорошо, когда ребята получают эти знания и от родителей. Отец может объяснить, как действовать в сложных ситуациях. Во время прогулки в лесу рассказать, как определять стороны света и как движется солнце, чтобы не заблудиться, показать, как правильно разжигать костёр и ставить палатку. Обязательно научите ребёнка плавать, чинить машину. Хотя это становится всё труднее и труднее. Наш век прогресса и компьютеризации создает иллюзию комфорта и защищённости. К примеру, мчишься на автомобиле, тепло, светло, звучит приятная музыка. Кажется, что ты хозяин земли, покоритель времени и пространства. Но вот глохнет мотор, и сразу иллюзия заканчивается. А дальше как в песне Высоцкого: «Назад пятьсот — вперед пятьсот, сигналим зря, пурга, и некому помочь». Тут приходится рассчитывать только на Бога и собственную подготовленность к данной ситуации. Но не нужно думать, что аварии и взрывы бывают только в России. Просто русский человек лучше подготовлен, он постоянно живет в условиях экстремальной ситуации. Когда недавно в Америке произошло крупное отключение электричества, для людей это стало великим потрясением, для многих — даже роковым. А для нас — дело обычное.
Священник Павел ГУМЕРОВ, Москва
Напечатано в газете " Чадушки " СПб № 22, сентябрь 2008г.
3
Коментарі
анонім
127.12.10, 20:07
Вы знаете может я не очень набожна, не всегда праведна, но старалась быть хорошей матерью...не той которая откупается конфетами или дорогими вещами, или вседозволенностью...вы знаете мне удалось стать хорошей матерью и воспитать достойного человека.Моей дочери 18 лет, она воспитывалась в нашем обществе, в обычной школе без нянек, она никогда не пила, не курила, не принимала наркотики,она очень глубоко верующий человек и вышла замуж за достойного молодого человека, верующего, который кстати в жизни не пробовал спиртного, даже в виде начинки в конфетах (по убеждениям) и воспитывался в школе, где были уроки по сексологии, но это не помешало ему в 29 лет остаться девственником. и их брак истинно благословлен Господом Богом.У нас когда говорят, что человек верующий, то почему-то думают, что это
анонім
227.12.10, 20:17
что это человек скушный, забитый и оторванный от мирских утех, это несчастные, которым неведома Божья благодать ...но не будем философствовать....я всегда давала ребенку права выбора принимать свои решения, и отвечать за них - это ответственность, а не вседозволенность.Я всегда относилась к ребенку как к равному члену семьи. никогда не унижала ее достоинства.Знаете была как-то ситуация: у всех на праздники в домах бывают гости, и как правило отправляют детей из-за стола, дескать нечего со взрослыми тут. И вот у нас тоже гости и она с нами за столом первый раз, ей было года 4, и мне гости начали говорить убери ребенка из-за стола.Вы знаете я им ответила следующее: почему я должна лишить ребенка радости общения? и о чем таком мы будем разговаривать, что ребенку нельзя слышать?
претендент
328.12.10, 08:39
Mari6737
428.12.10, 14:09Відповідь на 2 від анонім
большое спасибо за интересный комментарий...я рада за вас и вашу дочь и её семью...совет да любовь....
Mari6737
528.12.10, 14:10Відповідь на 3 від претендент
анонім
629.12.10, 16:02
кстати о половом воспитании..когда у нее начались подобные вопросы, я раздобыла книгу (кстати в гос.библиотеке!)все о сексуальном воспитании для детей, там все было описано от момента зачатия и до смерти, с картинками, и нормальным языком, я дала ей прочитать - это был где-то второй класс, и у нее любопытство и подглядывание в телевизор прекратились, ей уже стало неинтересно.На самый главный вопрос откуда берутся дети?был известен правильный ответ. И даже такой случай был анектодичный, стояли на остановке и она спрашивает мужа: папа а откуда ты взялся? он отвечает:аист принес.Она подумала некоторое время и говорит:странно все люди как люди - их мама родила, а нашего папу аист принес.Я ее конечно предупредила, чтобы она сверстникам не рассказывала, о книге и объяснила почему,
анонім
729.12.10, 16:04
потому,что не все родители имеют столь доверительные отношения с детьми, и могут не понять, и могут быть неприятности....но Слава Богу обошлось....
Mari6737
830.12.10, 17:12Відповідь на 7 від анонім
спасибо за комментарий...с наступающим ! всех вам благ, радости, успехов, счастья