Пусть говорят о чудесах? Вопрос священнику.
- 06.10.10, 20:09
- Торжество православия
Пусть говорят о чудесах?
В телепередаче «Пусть говорят» уже не впервые заходит речь о православных святых. Несколько месяцев назад выпуск был посвящен блаженной Матроне Московской. Прошедший на днях эфир – о святителе Спиридоне Тримифунтском, мощи которого сейчас пребывают в Москве. Не была обойдена вниманием тема чудес по молитвам этого святого.
Нет ли в этом профанации веры? Стоит ли говорить о чудесах святых или важнее рассказать об их молитвенном подвиге, твердости в вере, добрых делах во славу Божью?
Игумен Арсений (Соколов): Нет сомнения, в Церкви и мире совершается много знамений и происходит немало чудес. Бог, «творяй чудеса един», совершает их не только непосредственно Сам, но и по просьбам Своих угодников. Проповедь Евангелия в мире часто подкрепляется знамениями (Евангелие от Марка 16:20).
Какое отношение имеют чудеса к вере? Они – следствие веры, а вовсе не её основание и не её причина. Вера – условие совершения чуда, не наоборот. Евангелия неоднократно подчёркивают, что Господь наш Иисус Христос требовал наличия веры перед тем, как совершить чудо исцеления. Никогда в Евангелиях Господь не совершает чудес просто так, для убеждения в Своём мессианстве или чтоб кого-то удивить, но всегда и только – из любви и сострадания к людям, чья вера была условием их совершения. А когда требуют от Него знамений, отказывается эти требования исполнять: «Не дастся знамение роду сему» (Евангелие от Матфея 12:39 и пар.; 16:4).
И ещё. У себя в отечестве, где Господь Иисус вырос, Он «не мог совершить… никакого чуда» (Евангелие от Марка 6:5 и пар.) – по неверию соотечественников. Была бы у жителей Назарета вера – было бы и чудо. Вера, доверие Богу – это ключ к чудесному божественному вмешательству в жизнь людей и народов.
Иногда мы, христиане, грешим погоней за чудесами. Порой эта гонка принимает довольно причудливые и болезненные формы. Но среди поучений египетских пустынников есть, например, вот такое, удивительнейшее: «Тот, кто видит свои грехи, больше того, кто воскрешает мёртвых!». Трезвая вера не ищет чудес, не требует их. Она сама способна творить чудеса, «при Господнем содействии» (Евангелие от Марка 16:20).
Можно ли рассказывать про совершающиеся чудеса, например через СМИ? Думаю, да, но при условии серьёзной церковной интерпретации, не устраивая шоу. То есть так, как об этом рассказывается в Новом Завете.
Протоиерей Димитрий Карпенко: Сам эту передачу я не смотрел, потому что в это время у нас только-только кончилась вечерняя служба и сразу начались катехизические занятия для взрослых. Но уже в воскресенье часть прихожан требовала иконы святителя Спиридона Тримифунтского, которых у нас, надо сказать, нет.
На эту ситуацию можно посмотреть двояко: с одной стороны хорошо, что телевидение обращает внимание на темы, так или иначе связанные с Церковью, но с другой стороны понимаешь, что народ, по большей части, привык слышать именно телевизор, а не Церковь. И хорошо, если по телевизору будет расставлены правильные акценты, но ведь никто этой гарантии дать не может. А люди до сих пор свято верят всему тому, что покажут в программе «Время» или напечатают в газете «Правда» (неважно какая, «Комсомольская» или нет).
Возможно, что кто-то после этой передачи проявит некоторый интерес к Церкви и Ее святым, но ведь еще вполне возможно, что другая подобная передача о каком-либо народном целителе показанная в прайм-тайм соберет куда более обильный урожай последователей. А задачи Церкви научить «различению духов» (1 Иоан. 4:1). Телевизор этому не учит.
Прибытие св. мощей святителя Спиридона Тримифунтского
в храм Христа Спасителя
Протоиерей Дионисий Поздняев: Чудо – то, что укрепляет веру. Однако при крепкой вере чудо не является уже необходимым для человека. В Православии нет акцента на чудо как на основу веры – вернее, на чудотворение. Главное Чудо – Воскресение Спасителя, и этого достаточно для нашего спасения. Конечно, чудеса, которые мы видим в жизни святых – это укрепление для нас в периоды уныния, слабости или маловерия. Но если бы и ни единого чуда не было нам явлено – Само Воскресение осталось бы основой веры, надеждой и упованием. Нет чудес больших, чем оно.
Ну а несколько утилитарное отношение к святыне – от того, что молитва направлена в основном к прошению. Это тоже молитва, но не самая высокая. Святые отцы все свидетельствуют о том, что благодарение Бога и славословие – более высокий род молитвы. Так же и верность духу святых или прославление их жития – выше, чем почитание их за те или иные чудеса. На этом, первом шаге останавливаться не стоит.
Чудо – то, что укрепляет веру. Однако при крепкой вере чудо не является уже необходимым для человека. В Православии нет акцента на чудо как на основу веры – вернее, на чудотворение. Главное Чудо – Воскресение Спасителя, и этого достаточно для нашего спасения. Конечно, чудеса, которые мы видим в жизни святых – это укрепление для нас в периоды уныния, слабости или маловерия. Но если бы и ни единого чуда не было нам явлено – Само Воскресение осталось бы основой веры, надеждой и упованием. Нет чудес больших, чем оно.
Ну а несколько утилитарное отношение к святыне – от того, что молитва направлена в основном к прошению. Это тоже молитва, но не самая высокая. Святые отцы все свидетельствуют о том, что благодарение Бога и славословие – более высокий род молитвы. Так же и верность духу святых или прославление их жития – выше, чем почитание их за те или иные чудеса. На этом, первом шаге останавливаться не стоит.
http://www.pravmir.ru/pust-govoryat-o-chudesax/
Кондак 13
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О пречудный святителю Христов, отче Спиридоне! Нынешнее наше моление прием, избави нас от всех бед и напастей, укрепи на враги страну нашу, даруй нам оставление прегрешений и изми от вечныя смерти всех вопиющих о тебе к Богу: Аллилуиа.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перенесение частицы мощей святителя Спиридона Тримифунтского
в Данилов монастырь
3
Коментарі