хочу сюди!
 

Ксюша

44 роки, овен, познайомиться з хлопцем у віці 43-50 років

Послушание при храме.

Послушание


ПРИ ХРАМЕ


Особое храмовое послушание несут наши женщины - чаще всего бабушки - те, кто порой целыми днями простаивают у церковной кружки или у подсвечников. У каждой из них есть свой «участок работы», в наших старых питерских храмах есть такие бабушки, которые у одного подсвечника, наблюдая за его чистотой, снимая и зажигая свечи, простояли уже не один десяток лет. Для тех, кто в храме бывает очень редко - дай Бог, по большим праздникам - эти бабушки у подсвечников первые церковные люди, с которыми они встречаются в жизни. И с прискорбием приходится сказать: часто эти встречи отвращают людей на много лет от храма Божия. Предоставлю слово православному писателю Владимиру Крупину. В своем рассказе «Вредная старуха» он создал очень живой и, увы, очень узнаваемый образ ревнительницы церковного порядка. «К прихожанам старуха относилась как к подчиненным, как старшина к новобранцам. Она муштровала их. Для нее не было разницы, давно или недавно ходит человек в церковь. Если видела, что свечи передают левой рукой, прямо в руку вцеплялась, на ходу свечу перехватывала и шипела: правой, правой рукой передавай! И хотя отец Михаил объяснял ей, что нигде в Уставах Церкви не сказано о таком правиле, старуха была непреклонна... Особенно нетерпима была старуха ко вновь приходящим в храм, к молодежи...Стоящие за свечным ящиком опасались старухи, другие старухи и даже староста объясниться со старухой не смели... Так получалось, что все были как будто под контролем».
Тяжкая картина...Но, согласитесь, такая реалистическая. Как часто в разных храмах приходилось видеть, да и на себе испытать эту «ревность не по разуму». Дорогие мои бабушки! Храм - не казарма, здесь людей надо встречать с любовью. Конечно, нужно наблюдать за соблюдением тишины и порядка и делать замечания громко разговаривающим взрослым или расшалившимся детям, но нужно помнить, как это делать. Не в раздражении, не с угрозами, не в командном стиле, а с добрым чувством ко всякому человеку. Ведь вы часто, сами того не ведая, совершаете тягчайший грех - отвращаете людей от Церкви. А что, если люди, особенно молодые (и мне известны такие случаи) после ваших замечаний в храм даже зайти не хотят?

А что бы вы ответили младенцу, который, наблюдая очередную сцену «наведения правопорядка» в храме, спрашивает: «А почему бабушка в церкви ругается? Почему она такая злая?» Или не читали вы Евангелия: «горе тому, кто соблазнит одного из малых сих»?

Или еще спрошу: Дорогие мои, а ваши дети и внуки где? Они-то ходят в храм? Их-то вы смогли воспитать верующими? Да и дал ли вам Господь право учить кого-либо? Ведь иногда становится страшно, признаюсь вам: думаешь иногда, глядя на эти столкновения поколений в церкви, а не останется ли наша церковь прибежищем «лиц пожилого возраста»? Ведь в наше полное соблазнов время нужно столько мудрости, такта, опытности и просвещенности духовной, чтобы привлечь молодое поколение к Церкви и удержать ее там.

В рассказе В.Крупина «вредную старуху» посетило глубокое раскаяние. Со слезами она молила Бога: "Скольких отбила от Божьего храма! Господи, Господи, как же ты, Господи, не вразумил меня, как терпел такую дуру проклятую! Были, были случаи, когда шипела, как змея, на молоденьких девчонок в коротеньких юбках и простоволосых. Где они теперь, миленькие, кто их захороводил? Прости меня, Господи, неразумную, прости многогрешную!" После этого покаяния тетю Марусю - героиню Крупина - как перевернуло, и «уж не было такого, чтоб кто-то тепел от нее упреки или укоризны». Дорогие мои бабушки-труженицы церковные! Вам нелегко: и на ногах целый день стоять болезненно, и помолиться-то толком не получается на вашем послушании, и невольно (это так естественно, когда целые дни проводишь в церкви) искушает мысль: «мы тут хозяева, мы тут постоянные, а вы все - пришли и ушли, поэтому ничего не знаете», да и друг с другой общаться вам изо дня в день - искусство для этого нужно... Но все-таки, будьте человечнее! Учат нас священники с амвона, матушки монашествующие (и то, если их спросят), а для всех остальных действует апостольское правило: жена в Церкви да молчит.


Людмила Ильюнина.
Газ.Православный С-Петербург № 9(87)
2

Коментарі