Светлое Христово Воскресение. Пасха.
- 08.04.18, 10:00
- Торжество православия
Пасха, Господня Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси», увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе в лице Господа Искупителя, во образе коего силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно.
Слава, Господи, преславному Воскресению Твоему! Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя, Воскресшего, чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Нечеловеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
Прообразы: «Пасха земная»
«Наблюдай месяц авив (нисан),
и совершай Пасху Господу, Богу твоему,
потому что в месяце авиве вывел тебя Господь,
Бог твой, из Египта ночью» (Второзаконие 16:1)
Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпические
события книги Исход. Она рассказывает о четырехвековом периоде
египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский
народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней
египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила
смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов,
возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев,
вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в
ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную
трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или
козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь
ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с
поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле
Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека
до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И
будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и
пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду
поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива,
или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился
исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной
истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником –
воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. песах –
«прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент
(«десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь
пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые
молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая
из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что
символизирует горечь египетского рабства и сладость обретённой
свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают
пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.
Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.
***
Исполнение: «Пасха небесная»
«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)
Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! – Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.
Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без
порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана.
Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых
следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины,
чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым
вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер,
и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение
(слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36).
При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом
крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно
соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому
привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их
сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса
Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха. «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7).
Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного
замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его
первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха
празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а
новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично
определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета
святой Иоанн Златоуст.
***
Христос воскресе из мертвых,/ смертию смерть поправ,// и сущим во гробех живот даровав.
Перевод: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.
Аще и во гроб снизшел еси Безсмертне,/ но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель Христе Боже,/ женам мироносицам вещавый, радуйтеся:/ и Твоим апостолом мир даруяй,// падшим подаяй воскресение.
Перевод: Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.
Слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Боже мой, яко паки сподобил мя еси недостойнаго, прешедша поприще святаго поста, поклонитися Божественным Страстем Твоим и видети всерадостный день преславнаго из гроба Воскресения Твоего, воньже свободил еси сущия во аде от век связанныя души праведных. Тоя Божественныя свободы духа и плоти, дражайший Спасителю мой, и аз желаю, да разреши мя, связана суща многими грехи, и да сотвориши возсияти живоносному свету Воскресения Твоего во мрачней души моей: вижду бо безчисленныя щедроты и неизреченное человеколюбие Твое, яко не точию от небытия в бытие мя приведеши, и образа Твоего подобием украсив, всея дольния твари владыку поставил мя еси, но и посем падша с высоты и врагу поработившася, не оставил еси, но, искупив мя безценною Кровию Твоею, благодатию крещения снабдил мя еси, да востеку на первое достояние. Аз же, окаянный, запят быв умом плотским, обратихся вспять и паки раб сотворихся греха и страстей, дондеже един по единому погубих вся дары благодати Твоея. И ныне убо, что сотворю, не вем: обаче помянув глаголы пречистых уст Твоих, яко не пришел еси призвати праведники, но грешники в покаяние, и аз, яко един от сих, с верою и смирением прихожду к Живоносному Гробу Твоему, не ароматы и воню мира носяй (наг бо есмь и пуст благих дел), но паче надежду имый обрести в нем прощение грехом моим и обновление нечистому житию моему. Призри убо на мя, кающася и служити Тебе хотяща, и не отрини от благодати Воскресения Твоего! Живоносною смертию Твоею и погребением умертви моя лютыя страсти, да яко мертв и погребен живу в мире сем. Преславным востанием Твоим воздвигни мою душу, умерщвленную грехи, и оживи совесть, еяже ничтоже в мире нужнейше есть. Вознесением Твоим отторгни мя от суетных и душетленных благ земных, и сотвори мя горняя мудрствовати, яко да не ктому себе живя и угождая, но Тебе, Господу и Богу моему, служа и работая, якоже сподобихся поклонитися Воскресению Твоему на земли, тако сподоблен буду видети Тебе, дражайшаго Искупителя моего, и на Небеси, за приятие смерти крестныя славою и честию венчанна, и став одесную величествия Твоего, со Архангелы и Ангелы, и со всеми искупленными Тобою братиями моими, во веки веков пою Тебе: Аллилуиа. Аминь.
Коментарі
Гість: DANAH
18.04.18, 10:03
Христос воскрес
ГалинаВ
28.04.18, 10:46
Христос Воскресе!!!
Nech sa paci
39.04.18, 12:49
Христос Воскрес!
gred
410.04.18, 10:23Відповідь на 1 від Гість: DANAH
Воистину воскрес.
gred
510.04.18, 10:23Відповідь на 2 від ГалинаВ
Воистину воскрес.
gred
610.04.18, 10:23Відповідь на 3 від Nech sa paci
Воистину воскрес.