хочу сюди!
 

Кристина

34 роки, діва, познайомиться з хлопцем у віці 30-40 років

Страстная седмица. Великий Четверток


Цель богослужений Страстной

седмицы – не благочестивая память, размышления о чём-то,

а включение нашей личности в само событие.

прот. Андрей Ткачёв

В день опрес­но­ков[1], ко­гда, по за­ко­ну вет­хо­за­вет­но­му, долж­но бы­ло за­клать и вку­шать пас­халь­но­го агн­ца, и ко­гда при­и­де час, да прейдет Спа­си­тель от ми­ра се­го к От­цу (Ин.13:1), Иисус Хри­стос, при­шед­ший ис­пол­нить за­кон, по­слал сво­их уче­ни­ков Пет­ра и Иоан­на в Иеру­са­лим при­го­то­вить Пас­ху, ко­то­рую, как сень за­кон­ную, имел Он за­ме­нить Пас­хой но­вой, – са­мим те­лом и кро­вью Сво­ей. По на­ступ­ле­нии ве­че­ра Гос­подь при­шел с две­на­дца­тью сво­и­ми уче­ни­ка­ми в ве­лию по­стла­ну го­ри­ни­цу од­но­го иеру­са­лим­ля­ни­на (Мк.14:12-17) и воз­лег. Вну­шая, что в цар­стве Бо­жи­ем, ко­то­рое не от ми­ра это­го, не зем­ное ве­ли­чие и сла­ва, но лю­бовь, сми­ре­ние и чи­сто­та ду­ха от­ли­ча­ют ис­тин­ных чле­нов Гос­подь, вос­став от ве­че­ри, умыл но­ги сво­им уче­ни­кам. Умыв но­ги и воз­лег­ши опять, Гос­подь ска­зал уче­ни­кам: ве­сте ли, что со­тво­рих вам; аще убо аз умых ва­ши но­зе. Гос­подь и Учи­тель, и вы долж­ны есте друг дру­гу умы­ва­ти но­зе. Об­раз бо дах вам, да яко­же аз со­тво­рих вам и вы тво­ри­те. «Гос­подь ка­сал­ся ног апо­столь­ских, – го­во­рит пре­по­доб­ный Нил, – по­движ­ник и пи­са­тель 5 ве­ка, дабы укре­пить зем­ные и сла­бые но­ги, имев­шие прой­ти всю под­сол­неч­ную; ве­ли­кий Врач брал­ся за пя­ту, на ко­то­рую в на­ча­ле из­ре­чен был суд, дабы не дать воз­дей­ство­вать яду ду­хов­но­го змия. По­се­му пя­та, укреп­лен­ная при­кос­но­ве­ни­ем рук Гос­под­них, по­пра­ла са­та­ну, неко­гда со­блаз­нив­ше­го пра­ро­ди­те­лей; по­че­му Гос­подь Хри­стос и го­во­рил: се даю вам власть на­сту­па­ти на змию, на скор­пию и на всю си­лу вра­жию (Лк.10:19). А Ис­айя ска­зал: коль крас­ны но­ги бла­го­вест­ву­ю­щих мир, бла­го­вест­ву­ю­щих бла­гая (Ис.52:7). Апо­сто­лы Хри­сто­вы, про­шед весь мир, дей­стви­тель­но всю­ду по­пи­ра­ли си­лу вра­жию»[2].

Омо­ве­ние ног есть пер­вое из со­бы­тий, вос­по­ми­на­е­мых в Ве­ли­кий Чет­верг и в си­нак­са­ре это­го дня по­ло­же­ны пер­вые сти­хи на омо­ве­ние ног:

Умы­ва­ет уче­ни­ков в ве­чер Бог но­ги:
Его же но­га по­пи­рая бе во еде­ме пре­ще­ние древ­ле.

Цер­ковь не толь­ко сло­вес­но вос­по­ми­на­ет омо­ве­ние ног апо­столь­ских, но и по при­ме­ру Гос­по­да и Учи­те­ля со­вер­ша­ет при бо­го­слу­же­нии в чет­вер­ток осо­бен­ный об­ряд свя­щен­но­го умо­ве­ния ног пре­сви­те­ров свя­ти­те­лем, по Ли­тур­гии, при чте­нии Еван­ге­лия об омо­ве­нии ног. Это Еван­гель­ское дей­ствие, ве­ли­че­ствен­но про­по­ве­ду­ю­щее вы­со­ту хри­сти­ан­ско­го сми­ре­ния, со­хра­ня­ет­ся в Пра­во­слав­ной Церк­ви с древ­них вре­мен. По­сколь­ку Сам Гос­подь за­по­ве­дал апо­сто­лам тво­рить омо­ве­ние ног, так­же как Он со­тво­рил, то нет со­мне­ния, что оно на­ча­лось при апо­сто­лах, пер­вых и рев­ност­ней­ших ис­пол­ни­те­лях за­по­ве­дей Гос­под­них. На об­ряд омо­ве­ния ног в 4 ве­ке ука­зы­ва­ет бл. Ав­гу­стин. В день омо­ве­ния ног древ­ле омы­ва­лись так­же огла­шен­ные, все­на­род­но за­сви­де­тель­ство­вав в этот день пе­ред епи­ско­пом или пре­сви­те­ром ве­ру свою про­чте­ни­ем сим­во­ла ве­ры на­изусть[3] и го­то­вясь при­нять та­ин­ствен­ное омо­ве­ние Кре­ще­ни­ем в ночь пе­ред св. Пас­хой.

По омо­ве­нии ног Иисус Хри­стос со­вер­шил Пас­ху сна­ча­ла по за­ко­ну Мо­и­се­е­ву, по­том уста­но­вил и Пас­ху но­вую – ве­ли­кое Та­ин­ство свя­тей­шей Ев­ха­ри­стии. Уста­нов­ле­ние Та­ин­ства св. При­ча­ще­ния есть вто­рое со­бы­тие, ко­то­рое Пра­восл. Цер­ковь вос­по­ми­на­ет в Ве­ли­кий чет­вер­ток, и на это вос­по­ми­на­ние в си­нак­са­ре Ве­ли­ко­го Чет­вер­га со­став­ле­ны так­же сти­хи:

Су­гу­бая ве­че­ря Пас­ху бо за­ко­на но­сит:
И Пас­ху но­вую – кровь, те­ло Вла­дыч­нее.

Та­ин­ство св. При­ча­ще­ния, уста­нов­лен­ное Гос­по­дом пе­ред Его стра­да­ни­я­ми и смер­тью, по за­по­ве­ди Иису­са Хри­ста: сие тво­ри­те в Мое вос­по­ми­на­ние, с пер­вых вре­мен до сих пор непре­рыв­но со­вер­ша­ет­ся на мно­го­чис­лен­ных пре­сто­лах Церк­ви Все­лен­ской. «Как Мо­и­сей ска­зал: сие да бу­дет па­мят­но для вас веч­но (Исх.12:14), – так го­во­рит св. Зла­то­уст, – и Хри­стос гла­го­лал: сие тво­ри­те в Мое вос­по­ми­на­ние – до то­го вре­ме­ни, как Я при­ду. Сколь мно­гие ныне го­во­рят: же­лал бы я ви­деть ли­це Хри­ста, об­раз, одеж­ду! Вот ты ви­дишь Его, при­ка­са­ешь­ся к Нему, вку­ша­ешь Его. Ес­ли иудеи вку­ша­ли агн­ца с го­тов­но­стью, стоя и имея са­по­ги на но­гах и жез­лы в ру­ках: то го­раз­до бо­лее те­бе долж­но бодр­ство­вать. Ибо не ма­лое пред­ле­жит на­ка­за­ние тем, ко­то­рые недо­стой­но при­об­ща­ют­ся. Сколь же чист дол­жен быть тот, кто на­сла­жда­ет­ся бес­кров­ной жерт­вой? Сколь чи­ще всех лу­чей сол­неч­ных долж­ны быть – ру­ка, раз­дроб­ля­ю­щая плоть Хри­сто­ву, уста, на­пол­ня­е­мые ду­хов­ным ог­нем, язык, обаг­ря­е­мый страш­ною кро­вью! По­мыс­ли, ка­кой че­сти ты удо­сто­ен? ка­кой на­сла­жда­ешь­ся тра­пе­зой? На что с тре­пе­том взи­ра­ют Ан­ге­лы по при­чине си­я­ния, от­сю­да ис­хо­дя­ще­го, тем мы пи­та­ем­ся, с тем со­об­ща­ем­ся и де­ла­ем­ся од­ним те­лом со Хри­стом. Ка­кой пас­тырь пи­та­ет овец соб­ствен­ны­ми чле­на­ми? Но что я го­во­рю, пас­тырь! Ча­сто бы­ва­ют та­кие ма­те­ри, ко­то­рые но­во­рож­ден­ных мла­ден­цев от­да­ют дру­гим кор­ми­ли­цам. Но Хри­стос не по­тер­пел се­го. Он пи­та­ет нас соб­ствен­ною кро­вью и чрез сие со­еди­ня­ет нас с Со­бою. С каж­дым ве­ру­ю­щим Он со­еди­ня­ет­ся по­сред­ством тайн, и Сам пи­та­ет тех, ко­то­рых ро­дил, а не по­ру­ча­ет ко­му?ли­бо дру­го­му; и сим опять уве­ря­ет те­бя в том, что Он при­нял твою плоть. Мы за­ни­ма­ем ме­сто слу­жи­те­лей, а освя­ща­ет и пре­тво­ря­ет да­ры Сам Хри­стос. Да не бу­дет здесь ни од­но­го Иуды, ни од­но­го среб­ро­люб­ца. Ес­ли кто не уче­ник Хри­стов, тот да уда­лит­ся; тра­пе­за не до­пус­ка­ет тех, ко­то­рые не из чис­ла уче­ни­ков. Ибо Хри­стос го­во­рит: со­тво­рю Пас­ху со уче­ни­ки Мо­и­ми (Мф.26:18). Нема­лое на­ка­за­ние ожи­да­ет вас, – про­дол­жа­ет св. Зла­то­уст, об­ра­ща­ясь к свя­щен­но­слу­жи­те­лям, – ес­ли вы, при­знав­ши ко­го?ли­бо нече­сти­вым, поз­во­ли­те при­ча­стить­ся сей тра­пезы. Кровь Его взы­щет­ся от рук ва­ших. Хо­тя бы кто по нера­зу­мию при­шел для при­ча­ще­ния, вос­пре­ти ему, не убой­ся. Убой­ся Бо­га, а не че­ло­ве­ка: ес­ли убо­ишь­ся че­ло­ве­ка, то от Бо­га бу­дешь уни­чи­жен, а ес­ли убо­ишь­ся Бо­га, то и от лю­дей бу­дешь по­чи­та­ем. Ес­ли ты сам не сме­ешь, то при­ве­ди ко мне, я не поз­во­лю сию дер­зость. Ско­рее пре­дам ду­шу свою, неже­ли при­ча­щу кро­ви Гос­под­ней недо­стой­но­го, ско­рее про­лью соб­ствен­ную кровь, неже­ли при­ча­щу столь страш­ной кро­ви то­го, ко­го не долж­но».

На ве­че­ри Гос­подь опре­де­лен­но пред­рек уче­ни­кам, что один из них пре­даст Его и это имен­но тот, ко­му Гос­подь по­даст ку­сок хле­ба, об­мак­нув в со­ли­ло, и, об­мак­нув, по­дал Иуде Ис­ка­ри­от­ско­му. По хле­бе во­шел в него са­та­на; и пре­да­тель тот­час уда­лил­ся от Хри­ста и Церк­ви Его. Бы­ла уже ночь (Ин.13:1-30). Пре­кра­тив спор апо­сто­лов о пер­вен­стве, ко­то­рое меж­ду ни­ми долж­но со­сто­ять не в гос­под­стве и об­ла­да­нии, но бо­лий в них да бу­дет, яко мний: и ста­рей, яко слу­жай, и пред­ска­зав апо­сто­лам об­щее ис­ку­ше­ние, а Пет­ру трое­крат­ное от­ре­че­ние от Хри­ста и свое яв­ле­ние им по вос­кре­се­нии в Га­ли­лее, Гос­подь во­шел с ни­ми в сад Геф­си­ман­ский, – на го­ру Еле­он­скую (Лк.22:24-28; Мф.26:30-35). Здесь на­ча­лись Его стра­да­ния, сна­ча­ла ду­шев­ные, а по­том и те­лес­ные. Пред­на­чи­ная свои стра­да­ния, Гос­подь ска­зал уче­ни­кам: се­ди­те ту, дон­де­же шед по­мо­лю­ся та­мо, и взяв с Со­бою Пет­ра, Иа­ко­ва и Иоан­на, быв­ших сви­де­те­ля­ми сла­вы Его во вре­мя пре­об­ра­же­ния, на­чал ужа­са­ти­ся и ту­жи­ти. При­скорб­на ду­ша моя до смер­ти: бу­ди­те зде и бди­те, го­во­рил уче­ни­кам сво­им Бо­го­че­ло­век. Отой­дя от них на вер­же­ние ка­мене, Он пре­кло­нил гла­ву и ко­ле­на и мо­лил­ся до кро­ва­во­го по­та, как че­ло­век, чув­ствуя ча­шу стра­да­ний и со­вер­шен­но пре­да­ва­ясь во­ле Бо­га От­ца. Иису­су Хри­сту явил­ся Ан­гел с небес и укреп­лял Его. Во вре­мя мо­лит­вы Сво­ей Гос­подь трое­крат­но под­хо­дил к уче­ни­кам сво­им и го­во­рил им: бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть: дух бо бодр, плот же немощ­на. Но уче­ни­ки не мог­ли мо­лит­вен­но бдеть с Гос­по­дом: бес­та бо им очи отя­го­тене.

Пре­есте­ствен­ную мо­лит­ву Иису­са Хри­ста в са­ду Геф­си­ман­ском Цер­ковь так­же вос­по­ми­на­ет в Ве­ли­кий Чет­вер­ток и на эту мо­лит­ву в си­нак­са­ре чет­вер­га по­ло­же­ны осо­бые сти­хи:

Мо­лит­ва и стра­ши­ли­ще, тру­ды кро­вей:
Хри­сте ли­цу яве мо­ля­ся,
Смерть, вра­га пре­льщая в сих.

Геф­си­яан­ская мо­лит­ва Иису­са Хри­ста на­став­ля­ет нас, что сре­ди ис­ку­ше­ний и скор­бен мо­лит­ва по­да­ет нам вы­со­кое и свя­тое уте­ше­ние и укреп­ля­ет го­тов­ность встре­тить и пе­ре­не­сти са­мые стра­да­ния и смерть. Мо­гу­ще­ство мо­лит­вы, уте­ша­ю­щей и укреп­ля­ю­щей, Гос­подь по­учи­тель­но по­ка­зал и Сво­им при­ме­ром пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми и смер­тью, и в то же вре­мя вну­ше­ни­я­ми апо­сто­лам скор­бев­шим: бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­ди­те в на­пасть: дух бо бодр, плоть же немощ­на.

Око­ло по­лу­но­чи при­хо­дит в сад пре­да­тель со мно­же­ством во­ору­жен­но­го на­ро­да, при­слан­но­го от пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин. Гос­подь Сам идет к ним на­встре­чу и сло­ва­ми: Аз семь, ко­то­ры­ми Он да­вал им знать о Се­бе, по­вер­га­ет их на зем­лю и по­том сми­рен­но до­пус­ка­ет пре­да­те­ля по­це­ло­вать и взять Се­бя на стра­да­ния и смерть (Мф.26:36-56; Мк.14:32-46; Лк.22:38-53). Так Гос­подь, яв­ляв­ший в про­дол­же­ние зем­ной сво­ей жиз­ни Бо­же­ствен­ное все­мо­гу­ще­ство и власть над за­ко­на­ми есте­ства, сло­вом: Аз есмь по­верг­ший на зем­лю пре­да­те­ля с на­ро­дом, имев­ший во вла­сти сво­ей ле­ги­о­ны Ан­ге­лов, но при­шед­ший при­не­сти Се­бя в жерт­ву за гре­хи ми­ра, доб­ро­воль­но и сми­рен­но пре­да­ет Са­мо­го Се­бя в ру­ки греш­ни­ков!

На­ко­нец, и пре­да­тель­ство на стра­да­ния, и смерть Иису­са Хри­ста Цер­ковь вос­по­ми­на­ет в Ве­ли­кий Чет­вер­ток, в си­нак­са­ре ко­то­ро­го так­же по­ло­же­ны осо­бен­ные сти­хи на пре­да­тель­ство:

Что тре­бе но­жей; что дре­вес лю­до­лест­цы[4],
На Хо­тя­ще­го умре­ти во из­бав­ле­ние ми­ра.

Эти че­ты­ре вос­по­ми­на­ния в Ве­ли­кий Чет­вер­ток «Бо­же­ствен­ные от­цы друг дру­гу прии­ма­тель­но, от бо­же­ствен­ных же апо­стол, и свя­щен­ных Еван­ге­лий пре­да­ша нам».

На утре­ни в Ве­ли­кий чет­вер­ток Цер­ковь бла­го­вест­ву­ет о Тай­ной Ве­че­ри Гос­по­да с уче­ни­ка­ми (Лк.22:1-39). На пер­вом ча­се про­из­но­сит про­ро­че­ство Иере­мии о его стра­да­ни­ях, и в ли­це его о стра­да­ни­ях Спа­си­те­ля (Иер.11:18-12, 15). На Ли­тур­гии Ва­си­лия Ве­ли­ко­го бла­го­вест­ву­ет сло­ва­ми еван­ге­ли­стов (Мф.26:2-20; Ин.13:3, 17; Мф.26:21-39; Лк.22:43-45; Мф.26:40-27:2) о со­бы­ти­ях Ве­ли­кой Сре­ды, Ве­ли­ко­го Чет­вер­га и ча­стью – Ве­ли­кой Пят­ни­цы, а имен­но – о стра­да­ни­ях у пер­во­свя­щен­ни­ков Ан­ны и Ка­иа­фы.

***

Тропарь на Великий Четверг, глас 8

Егда славнии ученицы/ на умовении вечери просвещахуся,/ тогда Иуда злочестивый/ сребролюбием недуговав омрачашеся,/ и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает./ Виждь, имений рачителю,/ сих ради удавление употребивша!/ Бежи, несытыя души,/ Учителю таковая дерзнувшия;// Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.

Перевод: Когда славные ученики при умовении на вечере просвещались, тогда Иуда нечестивый, заболевший сребролюбием, омрачался и беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию, предает. Смотри, любитель стяжаний, на удавление из-за них стяжавшего! Беги от ненасытной души, на такое против Учителя дерзнувшей! Господи, ко всем благой, слава Тебе!

Кондак на Великий Четверг, глас 2

Хлеб прием в руце предатель,/ сокровенно тыя простирает,/ и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека,// и неисправлен пребысть Иуда раб и льстец.

Перевод: Взяв хлеб в руки, предатель тайно их же простирает и берет цену Создавшего Своими руками человека; и неисправим остался Иуда, раб и льстец.

***

[1] «Ве­чер чет­вер­га и пя­ток един день у ев­рей вме­ня­ет­ся». Си­нак­сарь в Ве­ли­кий Чет­вер­ток.

[2] В пись­мах Фла­виа­ну.

[3] 46 прав. Ла­одик. Со­бо­ра.

[4] Т. е. для че­го но­жи? для че­го дре­ко­лие, ве­ро­лом­ные!

6

Коментарі