1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная
- 29.01.18, 10:26
- Торжество православия
Перед Великим постом Устав назначает три
подготовительные недели, или седмицы, Неделя о мытаре и фарисее – первая
из них. Богослужение воскресного дня пока еще не очень сильно
отличается от обычного.
Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения
о грехах Церковь в подговительные седмицы поет на воскресных утренях,
начиная с Недели (воскресения) о мытаре и фарисее и кончая пятым
воскресеньем Поста, пред каноном умилительные стихиры (тропари)
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя,
Богородице», «Множество содеянных мною лютых». В подговительные седмицы,
на воскресной всенощной после полиелея, Церковь оплакивает духовный
плен христиан пением 136-го псалма: «На реках Вавилонских».
В основу первой стихиры – «Покаяния
отверзи ми двери» - положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для
изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения
стези» - лежит притча о блудном сыне. В основе третьей - «Множество
содеянных мною лютых» - предсказание Спасителя о Страшном Суде.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Покаяния отверзи ми двери,
Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй
телесный весь осквернен; но яко Щедр очисти благоутробною Твоею
милостию.
И ныне и присно и во веки веков, аминь: На спасения стези
настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все
житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго
дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию
Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
Перевод: Жизнодавец! открой мне двери покаяния,
ибо душа моя с раннего утра стремится к Твоему святому храму, так как ее
храм телесный весь осквернен; но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей
безмерной милости.
Богородица! наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою
постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими
молитвами избавь меня от всякой нечистоты.
Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мною беззаконий,
трепещу страшного дня суда; но, надеясь на Твою безмерную милость, как
Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.
Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам Пост. Оно появляется с началом пения Постной Триоди в Неделю о мытаре и фарисее. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого Воскресения Великого поста, или Недели о преподобной Марии Египетской. Евангельское чтение этого дня предлагает для поучения притчу Христа о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), от названия этой притчи получила название и первая подготовительная неделя. Эта притча задает тон на весь Пост.
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели и о гордыне как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение как путь к духовному возвышению показал Сам Бог, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы, «приняв образ раба» (Флп. 2:7).
Чтобы посрамить гордыню фарисея, который придавал значение своему посту, Церковь отменяет пост в среду и пятницу (поэтому она называется «сплошной седмицей»), показывая, что не пост или какое-либо другое дело спасает человека, а Бог, ищущий смиренное сердце. Так постепенно ужесточается воздержание: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовления – запрещение вкушать мясную пищу.
Коментарі
Parichka
129.01.18, 11:21
спасибо, храни вас Бог!