19сентябряВоспоминание чуда Архистратига Михаила,бывшего в Хонех
- 19.09.14, 11:06
- Торжество православия
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV).
Чудо Архистратига Михаила произошло в IV веке. Архистратиг Михаил явился в сонном видении отцу немой девушки и открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника.
Архангел Михаил — ангел, который имеет особое место перед лицом Бога. Иерархическое положение Архангела Михаила среди небесных сил определено в приставке «арх» (древнегр. ) которая указывает на его абсолютное старшинство в мире ангелов. В имени ангела дается характеристика его предназначения, в переводе Михаил ( ивр. ) означает вопросительное «Кто как Бог?», что принято интерпретировать как «никто не равен Богу».
В Старом Завете практически отсутствуют указания имен ангелов, но в книге Иисуса Навина, ученика и последователя Моисея, Архангел Михаил появляется перед Иисусом накануне битвы за Иерихон: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
Имя Архангела Михаила упоминается в старозаветной книге пророка Даниила, который описывает свое видение образа будущей войны персидского царя и указывает на участие в ней Архангела Михаила, который одержит над ним победу. В тексте книги пророка Даниила Архангел Михаил называется князем. Старый Завет также указывает на участие Архангела Михаила в войне против ассирийского царя Синаххериба и в описании чуда — спасении трех отроков из огненной печи.
Также, Архангел Михаил присутствует в самом кратком произведении Нового Завета — Соборном послании от Иуды, в котором впервые Михаил получает имя Архангела и является образцом смирения, а не только воинской доблести и главного защитника иудейского народа, как свидетельствовал Старый Завет: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь“.
В последней книге Нового Завета, Откровении Иоанна Богослова, Михаил предстает как предводитель небесного воинства в войне с силами Апокалипсиса: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
Архангел Михаил является одной из центральных фигур в борьбе добра со злом, ангелом милосердия, который находится у трона Бога, вместе с Архангелом Гавриилом. Именно ему предание отводит роль проводника душ по дороге в Небесный Иерусалим. По преданию, тело Бородицы было перенесено на Небеса самим Архангелом Михаилом.
Кроме указаний о заступничестве Архангела Михаила в ратных подвигах, существует большое количество преданий о совершенных чудесах. Одним из наиболее известных событий, связанных с Архангелом Михаилом, является история о чуде в Хонех, которая происходила возле города Иераполя. В местности под названием Херотопа находился храм Архангела Михаила и целебный источник. История сотворения храма и источника рассказывает о немой девушке и ее отце, которому появился во сне Архангел Михаил. Предводитель небесного воинства указал отцу, что испив воды из источника, его дочь обретет речь. После чуда, явленного Архангелом Михаилом, вся семья приняла крещение, а благодарный отец девушки построил храм в честь небесного заступника.
В храме Архангела Михаила более 60 лет служил пономарь Архип, который прославился своей верой и обращением в христианство многих язычников. Его проповеди и активная деятельность вызвали гнев язычников, которые решили уничтожить храм и Архипа, направив русла двух горных рек к церкви. Увидев это, Архип обратился с молитвой к Архангелу Михаилу и тот, явившись перед храмом, ударом жезла открыл расселину в горе, в которую устремились воды рек. Храм и Архипп были спасены. Место, в котором произошло чудо, получило название Хоны, что в переводе означает «отверстие» или «расселина».
Также Архангел Михаил упоминается как спаситель Рима от чумы, которая свирепствовала в 590 году. Во время торжественного молебна об избавлении города от болезни, папа Григорий Великий увидел на вершине мавзолея Архангела Михаила, который вкладывал меч в ножны. После этих событий чума пошла на спад, а мавзолей получил название замка святого Ангела.
«Афонский патерик», который содержит жизнеописания святых, живших на горе Афон приводит историю чудесного спасения отрока, которого грабители бросили в море с камнем на шее у берегов Афона.
В начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, который происходил за несколько лет до Первого Вселенского Собора, было установлено празднованиеСобора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Практически с этого времени начинается почитание ангелов как посланников Господа и отрицается еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира.
С этого периода начинается почитание Архангела Михаила в Малой Азии и Византии. Византийские императоры почитали Архангела Михаила как личного наставника и защитника столицы империи — Константинополя. Император Михаил III Палеолог после освобождения Константинополя от крестоносцев в 1261 году приказал изобразить в бронзе Архангела Михаила и императора, который преподносит ему модель столицы Византии. В различное время в Константинополе и его окрестностях находилось около 40 храмов, посвященных Архангелу Михаилу. Считается, что крестоносцы захватившие Константинополь, принесли в Европу почитание Архангела Михаила.
Почитание Архангела Михаила в Киевской Руси началось с момента принятия христианства, а к XII веку на территории современного Киева были построены Выдубицкий и Михайловский Златоверхий монастыри, посвященные Архангелу Михаилу. Как и в Византии, на Руси Архангел Михаил воспринимался как заступник княжеских родов, практически каждая вторая построенная церковь Архангела Михаила была придворным княжеским храмом.
Одним из наиболее распространенных иконографических образов Архангела Михаила стало изображение сюжета «Чудо в Хонех», который сложился в византийской традиции к Х веку и практически без изменений распространился по территории Киевской Руси. Самой древней иконой «Чудо в Хонех» на территории Руси считается икона, написанная на обороте Богоматери Грузинской, которая сейчас находится в Третьяковской галерее. Считается, что прообразом данной иконы является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, сохраненная в Национальном музее в Белграде.
Традиционным является и изображение Архангела Михаила с тростью-копьем в одной руке и сферой-зерцалом, как символом предвидения в другой. В более поздней иконографии Архангела Михаила, встречается изображение в котором руки архангела держат щит и меч. Нашли свое отражение в иконописании и библейские мотивы — «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину», сюжеты чудесных явлений архангела Михаила, например преданию о мучениках Фроле и Лавре, которых он обучил искусству управления лошадьми. Широкое распространение в иконографии получил образ «Собор архангела Михаила», в котором центральное место среди небесных сил занимает предводитель небесного воинства.
Тропарь Архангела Михаила
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
глас 4
Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.
Кондак Архангела Михаила
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
глас 2
Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.
4
Коментарі
orsan11
119.09.14, 11:25
Гість: Виолетта Нова
220.09.14, 12:40