Ключ в Рай
- 05.05.13, 14:09
- Торжество православия
О смысле и значении величайшего для всех христиан события размышляет священник Константин Камышанов.
Слово «Пасха» происходит от еврейского «пейсах» — праздника иудеев, установленного в память избавления от египетского плена. Сопоставляя Пейсах с Пасхой нельзя не заметить разный масштаб событий. Пасха – имеет отношение не частному эпизоду истории отдельного народа, а к глубинному переустройству всего космоса, в который включен человек. В этом смысле слово «пейсах» является лишь только бледной тенью события многократно его превышающего. В некотором смысле, это даже неудачное сравнение, несколько умаляющая смысл произошедшего грандиозного события вмешательства Бога в порядок мироустройства.
Само событие Боговополощения и воскресения равно по масштабу тем событиям, которые произошли при сотворении мира. Главным итогом Пасхи было сотворение Богом новой формы бытия, начавшей созидаться в акте воплощения Христа и завершившейся Его воскресением. Пасха лежит как раз посередине этого творческого акта. Эта новая форма бытия связанна с новой возможностью сосуществования человеческой и божественной природы.
В единой Божественной личности Иисуса Христа соединены две природы: Божественная и человеческая. Человек же был создан по образу и подобию Божию. Человеческая природа, отражая в себе свойства природы Божественной, призвана к саморазвитию в единению с Богом, уподоблением Ему. В Христе эта цель полностью осуществляется: Его человеческая природа уподобляется природе Божественной. В Нем происходит синтез Божественного и человеческого.
Иисус Христос — это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. Осуществленный таким образом, что не только Бог изволил и смог перейти границу миров и принять на себя человеческую природу, но сам человек, при наличии желания и любви к Богу, с Его помощью, теперь сам может сделать шаг в иное бытие.
В практическом плане итог Боговоплощения – реализованная возможность обожения человека вне Рая. В результате, человеку, существующему вне, Рая предоставлена возможность реализовать свойство, заложенное в него Богом, не в Раю, а уже на Земле. Это свойство описывается словами книги бытия:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…
Замыслу Бога о человеке помешал свободный выбор Адама в пользу греха, разрушивший прежние условия сосуществования Бога и человека.
Что стоило Богу, жалея человека, быстро откорректировать уклонившуюся природу Адама и восстановить Рай в новой версии? Стоило внести некоторые корректировки в набор ДНК, добавить какие-то безусловные рефлексы и получить…зомби. Божественный риск отпадения человека от Бога в результате свободного выбора — есть условие осуществления отношений любви между Богом и человеком. Нет свободы – нет любви. Робот любить не умеет, и он не вписывается в замысел Бога о человеке, должным быть подобным Богу.
В течении тысяч лет Господь терпеливо выращивал новую отрасль людей, понимающих, что любовь – это главное в мире. Эти люди, с Его помощью, чудесным образом сумели сохранить в себе память о любящем Боге. Они умели разговаривать с Ним, слушая Его и говоря Ему. Так продолжалось до тех пор, пока в Израиле не нашлось одна необыкновенно чистая душа Божией Матери и двенадцать апостолов. Ради этой горстки людей тысячи существовало все человечество.
Эти тринадцать человек смогли восстановить между собой и Богом непосредственное общение. Когда говорят о великих людях, то вспоминают Толстого, Бетховена или Эйнштейна. Все они вместе взятые хорошие и замечательные люди, но против этих тринадцати они ничто. Умение находить Истину не как предмет, а как Личность – это наиболее ценный талант для человечества. Не будь этой гениальной горстки апостолов, человечество до сих пор бы бегало с копьями и палками, переменно то колотя этими палками друг друга по голове, то копая ими землю и мало чем отличалось от зверей.
Главное, что было сообщено на Пасху двенадцати ученикам и Божией Матери – это таинство Евхаристии. Грандиозность этого таинства, не идет ни в какое сравнение с любым событием земной истории. Оно стало точкой, в которой сомкнулось небо и земля. И это событие произошло не где-нибудь, а в сердце человека. Именно такое сердце и приготавливал себе Бог в течении очень длительного времени. Апостолы стали первыми из людей опробовавшие результат Причастия и восхитившись результатом, они поделились им со всем остальным миром.
Обратим еще раз внимание, Бог ждал чистых сердец.
Таким образом, евангельская история, заканчивающаяся Пасхой и Воскресением стала дополнением Шестоднева, а мы продолжаем оставаться свидетелями и участниками переформатировании мира. Лишние или поврежденные кластеры удаляются вон, целые и рабочие остаются в Книге жизни, которую пишут ангелы. Главным критерием отбора является особенное состояние сердца, способное вместить в себя Бога.
Радость на Пасху – это, прежде всего, радость о самих себе. Это не Христу, после борьбы, было открыто небо на Пасху, а нам. Бог сам хозяин неба и земли и Ему ничто и ключи Ада, и узы смерти. Праздную Пасху, мы благодарим Бога, проломившего для нас путь сквозь смерть и Ад. В связи с этим необычным явлением Бога и прохождением Им странного и страшного пути, может сложиться ложное впечатление, что существовала сила враждебная Богу и могущая ставить Ему серьезные препоны. Это не так. Богу никто не смеет противостоять. Еще один не совсем корректный термин существует в богословии: «искупление». Бог не имеет нужды выкупать нас у врага рода человеческого. Сатана не смеет с Ним торговаться о человеке. Он трепещет одного имени Господа, одного упоминания Креста. Препоны существовали для павшей человеческой природы. Бог через Себя оставил проверенное и продемонстрированное средство их преодоления - Свой крест. Условно говоря, дал нам средство уклонения от уз врага рода человеческого и тем самым Христос, как бы, увел нас от него.
И еще одна важная деталь. Поскольку человечество оказалось раздробленным, то и восстановление полноты замысла Бога о человеке должно происходить не в частном порядке, а соборно. Таким общим телом Христа стала Церковь, в которой и восстанавливается замысел. А так как настало время взять в удел Господа уже не один народ, все человечество, то произошло черенкование иерусалимского храма, подобно тому, как размножается доброе дерево. И еще одна креатура – новый храм, в отличие от иерусалимского, стал местом более высокого уровня отношений Бога и человека.
Если в ветхозаветном храме человек приносил жертвы Богу, а Отец Небесный принимал, то в новом христианском храме произошло качественно новое событие – принесение жертвы стало взаимным. В Литургии человек и Бог одновременно приносят жертву любви. Ведь любовь – это и есть взаимное стремление, взаимное радование и жертва любви. Если раньше избранный народ владел арифметикой, то теперь стал обладать высшей математикой. Любовь по сравнению с законом – это интеграл или уравнение Шредингера по сравнению с таблицей умножения.
Итак, накануне Пасхи, человечество получило ключ в Рай. В Сионской Горнице на Землю была сведена закваска, поднявшее новое тесто. Богом были оставлены Божественные Дары, повлиявшие на фундаментальное устройство тварного мира. Эти Дары снова, как когда-то в Раю, открыли человеку Бога. Открыли таким образом, что человек смог напрямую принять Бога в свою душу, а Бог смог, по желанию человека, войти в нее. Более того, если раньше Пасха бала одним днем и несколько дней попразднества, то теперь события, произошедшие в Сионской Горнице – преломление хлеба, и причастие стало событием ежедневным. Пасхальный пир, возвращающемуся блудному сыну, Господь устраивает ежедневно. Также ежедневно мы, его нынешние ученики, мы можем возлежать с Ним и иметь с Ним часть от божественных щедрот, чего раньше не только не было, но и о чем нельзя даже было подумать. Пасха растянулась на все дни года и дни нашей жизни.
Пасха, это менее всего память об исходе Израиля из Египта. Она день памяти нашего божественного родства. В этот день душа должна трепетать, осознавая то, что она сотворена так, что причастна Божеству. Задумаемся над тем, что мы есть Божественное творение и сами причастны Божественной природе. Мы – часть семьи Троицы. Наше сердце – это маленький дом, в котором может обитать Сам Святой Дух. Как это трепетно для сердца:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас
Сегодня вместо имени Адама мы можем подставить наши имена. Сегодня двери Рая приоткрыты доброй душе уже на земле. Здесь и сейчас. Люди Рая живут среди нас, а мы рядом с ними и это повод задуматься: а почему мы сами не входим в Рай? Пасхальная радость, горение сердца в эту святую ночь – лишь тень радости ради которой мы созданы. Мы, христиане, на Земле как иностранцы. Наша жизнь лишь только командировка с особенным Божиим поручением. Нас ждет наш настоящий небесный дом, подаренный нам Самим Богом и вечная Пасха.
Можно сказать еще раз, что крестившись и уверовав, мы совершенно убедились в том, что Иисус Христос — это осуществленный замысел Бога Творца о человеке. А проще и веселее:
- Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
Коментарі
nolofinve
16.05.13, 08:13
М-да, человечество улучшилось и исправилось за две тысячи лет)
У доброго христианина, пилотировавшего "Энола Гей" вместо копья и палки была атомная бомба. Улучшение, как говорится, налицо.
претендент
26.05.13, 10:24Відповідь на 1 від nolofinve
"Енола Гей" - окрема тема... І Дрезден, і міста України...
orsana
36.05.13, 10:35
Mari6737
49.05.13, 08:25
Воистину Воскрес!