хочу сюди!
 

Наталія

43 роки, овен, познайомиться з хлопцем у віці 40-45 років

Сон сердца, или религия без Бога

У людей всегда масса вопросов к священнику. В этом убеждают постоянно  издаваемые сборники ответов разных отцов. Об этом свидетельствует  количество православных сайтов с разделом «Вопрос священнику». Сложно  себе представить, например, раздел «вопрос пожарному» или «вопрос военному». Пожалуй, популярность «вопроса священнику» может сравниться  лишь с «вопросом врачу». Казалось бы, нужно радоваться такому интересу к слову священнослужителя. Однако когда мне довелось погрузиться в массу задаваемых вопросов, меня ожидало разочарование и удивление.

«Можно ли кормящей матери посетить кладбище?»; «Можно ли носить крест и амулет одновременно?»; «У меня порвалась верёвочка, на которой висел  крестик. Что это значит?»; «Во время венчания тётя выдернула полотенце из-под ног. Что это значит?»; «Можно ли ставить свечу за упокой во время венчания?»; «На какой день после смерти можно открывать зеркала?»; «Я  читаю 17-ю кафизму для отработки грехов рода, а сестра моя говорит, что её читают на смерть, скажите, кто прав?» — вот лишь некоторые из  вопросов, на которые довелось отвечать.

Об этом в своё время с грустью писал отец Александр Шмеман: «…Подобных вопросов я слышу десятки, сотни. И почти никогда вопросов по  существу. Всегда вот такие: „можно?“, „нельзя?“; я готов думать, что все эти люди просто никогда не слышали о христианстве и что их религия к  христианству не имеет отношения. И никто никогда им этого не говорит».

Действительно, складывается впечатление, что множество из тех, кто  задаёт вопросы, кто считает себя христианами, меньше всего ищут в  христианстве Христа. Кажется порой, что они будто вообще забывают о существовании Бога. Со временем мне стало ясно, что за всеми этими  вопросами стоит один и тот же типаж религиозной жизни. Принадлежащему к  этому типу человеку Церковь и духовная жизнь представляется чем-то вроде сложного механизма, в котором для достижения счастья, богатства и  здоровья нужно вовремя нажать правильные кнопки и запустить правильные  процессы, но ни в коем случае нельзя ошибиться, иначе можно накликать  беду. Такие люди смотрят на священника как непосвящённые — на пилота,  который, сидя в кабине самолета, верно считывает показания приборов и  вовремя жмёт на нужные рычаги. Или как на сталкера, который отлично  знает все ловушки в «зоне» и точно приведёт в комнату, где исполняются  желания — и где можно заполучить всё те же деньги, счастье, здоровье. Такие люди даже верят в загробную жизнь, но лишь для того, чтобы  поинтересоваться, какая молитва за умерших самая сильная. Опытные из них следят, чтобы их свечи не передавали через левое плечо; зевая,  обязательно крестят рот и любому могут посоветовать самое сильное  средство от всех проблем — семь сорокоустов в семи монастырях, и ни  одним монастырём меньше. В их представлении нет места для священника как предстоятеля общины и духовного наставника, задача которого, среди прочего, — помочь выстроить личные отношения с Богом. Сама возможность  личных отношений с Богом остаётся вне поля их интересов. Молитва для них — не общение с Богом, а заклинание, запускающее в действие механизм,  который непременно должен привести к нужному результату. Счастье, покой, урожай — не дар милостивого Бога, а плод правильно организованного  процесса. Несчастье, болезнь, утрата — не попущение и одновременно посещение Господне, а результат ошибки в прошлом, причём не греха против правды Божией, а именно ошибки по неведению: не вовремя вынули полотенце из-под ног, неправильно надел крестик и т.п.

Такое восприятие религии — «потусторонние» манипуляции без желания общаться с Богом — является попросту магическим. Этот религиозный тип почему-то ускользнул из вида матери Марии (Скобцовой), когда она писала своё не лишённое некоторой наблюдательности эссе о типах религиозной жизни. Можно было бы предположить, на этом основании, что раньше такого типа не было и его вызвала к жизни укоренившаяся за время коммунистического режима религиозная безграмотность. Однако история и даже литература говорят об обратном: этот типаж очень древний. Историки религии могут рассказать об огромном разнообразии магических культов у людей древности или, скажем, у американских индейцев. А Иван Гончаров повествует о дореволюционной русской деревне Обломовке, где «Ощупью жили бедные предки наши… Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот, пожар — от того, что собака выла три ночи под окном», а барин с барыней могли подолгу и смачно рассуждать — к чему б это кончик носа зачесался? Гончаров ещё и метко подсказывает, что большая часть примет и суеверий у нас связана с тремя событиями: рождение, свадьба, похороны. И череда вопросов священнику свидетельствует, что со времён Гончарова, да и с более ранних времён, ничего не изменилось.

Ещё кто-то может сказать, что магическое сознание вместе со всеми этими чудовищными суевериями порождается сном разума, недостатком  образованности, отказом от разумной жизни. На самом деле людей с магическим мышлением хватает и среди академиков. Показательна история, произошедшая с Нильсом Бором. К нему пришёл корреспондент взять интервью. Заметив подкову над дверью, журналист спросил: «Неужели Вы, нобелевский лауреат, проникший в строение атомов, верите, что подкова приносит удачу?» — Бор ответил: «Я, конечно же, не верю, но, Вы понимаете, подкова приносит тебе удачу независимо от того, веришь ли ты в это». Образование и учёность — лишь зыбкая корка, под которой шевелится первобытный хаос магических суеверий. Думаю, если бы в книге У.  Голдинга «Повелитель мух» на необитаемый остров вместо группы детей попала группа преподавателей университета, то и среди них многие  трепетали бы перед Чудищем и, готовясь к охоте, танцевали бы с копьями  вокруг костра, поражая воображаемую дичь.

Человек с магическим мировоззрением верит в потусторонний мир, в  тесную связь видимого и невидимого, в загробную жизнь — но, по большому  счёту, не верит в Господа Вседержителя. Магизм — это религия без Бога, это религия, которая подверглась тлению. Это не сон разума, а сон сердца, результат атрофии того органа, которым общаются с Богом лицом к лицу. Это такой же результат действия греха в человеке, как болезни и  страсти. Человек с магическим мировоззрением заслуживает не порицания, а сострадания, как и любой другой грешник.

О таком человеке нужно молиться, и с таким человеком следует говорить — говорить о главном, а не о второстепенном. Вера — от слышания (Рим.  10, 17): невозможно открыть двери своего сердца Тому, о Ком ты ничего не знаешь. А потому человеку необходимо, как воздух, слышать о том, что  религия подобна не бездушному механизму, а семейным отношениям. Что все  мы — дети Всемогущего Небесного Отца, Который любит нас и хочет с нами  общаться — слышать нас, помогать нам, воспитывать и готовить нас к  вечности.

И если всё это так, то какое значение могут иметь полотенца, зеркала, верёвочки? Какая молитва тогда может быть сильнее, кроме искренней? И  что может быть лучше, чем пребывать в кругу своей семьи, вместе с Источником неложной любви, нашим Небесным Отцом?

Иеродиакон Савва (Гамалий)

6

Коментарі

122.06.12, 11:26

...говорить о главном, а не о второстепенном...Звертаючись до російськомовних джерел, згадується: "Маски-шоу" и "Дон Жуан"

Ліпорелло (оруженосец Дон-Жуана):
- ...а Командора не вернуть!!!

Монах (отшельник, аскет):
- Как их заблудших коз наставить на путь!

Ліпорелло (оруженосец Дон-Жуана):
- Взять, глаз на жопу натянуть, потом ещё моргать заставить!

(Оригинальное название: Маски-Шоу. Игра в классики: Дон Жуан
Год выхода на экран: 2003, Постановщик: Георгий Делиев)


А без жартів, як прихожанін парафії Святого Праведного Петра Калнишевського, я молюся, щоб всі українці пам'ятали свою Батьківщину і зверталися до Бога рідною Українською Мовою. Щонеділі в нашому розкладі МОЛИТВА ЗА УКРАЇНУ!!!

    Гість: R0mmel

    222.06.12, 12:53

    наболіле...до священника ставлення як до шамана. Біжать, штовхаються "ти що, це ж архієрейське благословіння!!!" Типу, архієрей має магію потужнішу, ніж звичайний батюшка. Та що там - в самих батюшок віри немає. Від пияцтва кодируються, від хвороб до бабок їздять(!!!), відьом бояться. Це все реальні випадки, що я знаю. Що тоді за простий народ казати. 1000 років християнства було, а наче й не було...

      322.06.12, 17:06

      Все це, звичайно, вiрно, але тодi для чого всi цi церковнi обряди, котрi так дорого коштують? Вони не потрiбнi, саме за логiкою автора статтi.

        422.06.12, 17:31Відповідь на 3 від nolofinve

        Все це, звичайно, вiрно, але тодi для чого всi цi церковнi обряди, котрi так дорого коштують? Вони не потрiбнi, саме за логiкою автора статтi.Не за логікою, а за думкою... Бо логікою все , що хочеш можна доказати... В обговорюванні статті на тому ресурсі, де я її взяв, є такий комент :
        У Шмемана много об этом.
        "Христианство без разума, без "света" разума - уже не христианство, а антихристианство. Отцы Церкви никогда не были против разума, и ни с чем христианство, Церковь не боролись так упорно, как с ложной мистикой, с псевдомаксимализмом: докетизм, манихейство, монтанизм, донатизм и т.д. Христианство - если сказать просто и точно - боролось с "религией", с "религиозностью в себе" и потеряло эту битву тогда, когда само себя - в Средние века - превратило в "религию" (см. кн

          522.06.12, 17:32Відповідь на 4 від претендент

          книгу Ле Гоффа о Чистилище). И именно этa крайность привела к крайности обратной - к "рационализму" и чаду его - "гуманизму"..."

          "Давно пора понять, что на свете сущесвует очень сильное, очень могучее явление: религия без Бога, религия как средоточие всех идолов, владеющих падшим человеческим "нутром", как оправдание этих идолов..."

          "Мы забыли, как близки «религии», в каком-то смысле, соприродны ей темные бездны страха, безумия, ненависти, изуверства — все то жуткое суеверие, которое с таким напряжением обличало, видя в нем дьявольское наваждение, раннее христианство. Забыли, иными словами, что религия — настолько от Бога, от неистребимой в человеке жажды и искания Его, насколько и от князя мира сего, оторвавшего человека от Бога и погрузившего его в страшную тьму неведения.

            622.06.12, 17:33Відповідь на 5 від претендент

            Забыли, наконец, что не теплохладным «агностикам», а «религиозным» людям сказаны были самые страшные из когда-либо прозвучавших на земле слов: «Отец ваш Диавол» (Ин. 8,44)"

              722.06.12, 17:37Відповідь на 1 від Східняк

              Делієв , після його матюкливого унтиукраїнського "кліпу" для мене взагалі просто гримасний комік, з вмінням майстерно гримаси корчити, але і без іскри приємного...

                823.06.12, 09:06Відповідь на 3 від nolofinve

                а вы так и ничего не поняли?
                Ну просто почитай историю православия,а лучше Библию

                  923.06.12, 09:09

                  сплошь и рядом(

                    1023.06.12, 09:10

                    к сожалению многие люди не
                    до конца понимают,и попросту
                    не знают,погрязли в суете(

                      Сторінки:
                      1
                      2
                      попередня
                      наступна