Художник Сверчков Николай Егорович
Живописец
народных сцен и портретист Николай Егорович Сверчков родился в
Петербурге в семье служащего придворных конюшен. С детства способный к
рисованию, он не смог из-за слабого здоровья развивать свой талант в
Воспитательном училище при Академии художеств. Все же два года
(1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой
самостоятельного овладения искусством живописи. В 1839 году за свои
первые работы Н. Сверчков был удостоен звания свободного художника.
Какое-то время совмещал занятия живописью со службой в министерстве
внутренних дел. К 1852 году мастерство Н.Е. Сверчкова стало очевидным — в
этом году за картину Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь
обоза он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом
определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в
том числе и в бытовых сценах, были уникальными. За картину Дорожные.
Грузный экипаж с пассажирами художник получил
в 1855 году звание профессора. Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были
многие известные государственные и общественные деятели. Тесная дружба
связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он
часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько
картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи —
Портрет А.Я. Панаевой на лошади. Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает
европейскую известность, его картины были
отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции
награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для
российской культуры). Со временем расширяется диапазон тем и занятий
Н.Е. Сверчкова: он занимается скульптурой, пишет батальные сцены. В
памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно.
[ Читать дальше ]