(около 1540—1584 или 1585) — казачий атаман, по преданию, родом с одной из донских станиц. Предводитель похода в Сибирь, положившего начало ее присоединению к России. В 1582 году разбил на берегу Иртыша главные силы сибирского хана Кучума. Шестого августа 1585 года (по другим данным — 1584) был ранен в сражении и утонул, пытаясь в тяжелой
кольчуге переплыть приток Иртыша реку Вагай. О Ермаке в народе было сложено много песен, его образ лег в основу литературных произведений. Иконография Ермака апокрифична и восходит к одному типу. Он нашел отражение в живописных и гравюрных изображениях, весьма распространенных, по-видимому, уже с XVII века. Очевидно, Карамзин руководствовался одним из таких портретов, приводя описание внешности Ермака:
Портрет царицы Марфы Матвеевны Марфа Матвеевна родилась в Москве в 1664 году, была дочерью астраханского воеводы боярина Матвея Васильевича Апраксина от брака с Домной Богдановной Ловчиковой. В 1682 году на ней женился смертельно больной царь Федор Алексеевич, первая жена которого незадолго до этого умерла от родов. Через два месяца Марфа Матвеевна овдовела, но сохранила титул царицы и место в царской семье. Она была уважаема своим деверем Петром I, которому служили три ее брата, они носили звания комнатных стольников, участвовали во всех затеях юного царя. Умерла 31 декабря в Петербурге, похоронена в Петропавловском соборе. Марфа Матвеевна изображена в парчовом наряде русской царицы XVII века, на голове — кокошник, шитый жемчуге ценными камнями.
Неизвестный художник конца XVII — начала XVIII века (?)
Портрет князя Ивана Борисовича Репнина
Князь И. Б. Репнин (161.—1697) — стольник, потом ближний боярин и дворецкий царя Алексея Михайловича. Был воеводой в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Смоленске и Тобольске. Занимал высокие государственные должности: был судьей (начальником) в нескольких приказах, центральных органах управления Московского государства — Владимирском, Ямском и Поместном, а также Сибирском и приказе Казанского дворца. Отец генерал-фельдмаршала Никиты Ивановича Репнина, одного из сподвижников Петра I. Подобный тип портретов, обычно называемый парсунами положил начало русской портретной живописи.
Неизвестный художник второй половины 17 века (?)
Портрет митрополита Димитрия Ростовского Митрополит Ростовский и Ярославский Димитрий (1651—1709) — выходец с Украины, один из образованнейших людей своего времени. Он владел многими языками, собрал богатейшую библиотеку, был автором богословских сочинений, стихов и пьес
..Сей муж был острого разума, великого просвещения... великую имел склонность к наукам...
В 1757 году канонизирован. Портрет Димитрия Ростовского — один из многочисленных примеров посмертного портрета-иконы. Портрет характерен сочетанием элементов натурности — он восходит к прижизненному изображению Димитрия — с традициями парсуны и древнерусской иконы
(застылость позы, фронтальность разворота фигуры, усиленная украшенность).
Портрет часто повторялся и копировался, несколько его вариантов дошло до нашего времени.
Неизвестный художник второй половины 18 века
Портрет Андрея Бесящего — Андрея Матвеевича Апраксина. 1690-е годы A.M.Апраксин (1663—1731) — брат царицы Марфы Матвеевны, стольник царя Иоанна Алексеевича. Обер-шенк Петра I, с 1724 года — граф. Был участником „Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего
князь-папы". Это шутовское сообщество было создано Петром I из людей,
принадлежащих к его ближайшему окружению. Участники собора фигурировали во всех придворных увеселениях и празднествах. К делам
государственного управления большинство из них касательства не имели. Портрет принадлежит к так называемой Преображенской серии (по наименованию дворца, расположенного в Подмосковье где первоначально хранились эти портреты). Его можно датировать 1690-ми годами, так как персонаж изображен еще с бородкой ношение которой позднее было строжайше запрещено Петром.
Неизвестный художник конца 17 века
Портрет Якова Федоровича Тургенева Не позднее 1695 Я.Ф. Тургенев (16..—1695) также входил в число лиц, составлявших "Всепьянейший сумасброднейший собор всешутейшего князь-папы". В своем кругу он носил звание "старого воина и киевского полковника". Во время маневров 1694 года близ Кожухова под Москвой он командовал ротой. Вскоре за этим была сыграна шутовская свадьба Тургенева, которая стоила ему жизни. Исполнение портрета следует отнести к последним годам жизни Тургенева. Плоскостность изображения, локальность цвета, резкие контуры говорят о традициях, связывающих его с приемами древнерусской живописи. Однако в
основе художественного видения мастера уже преобладают натурные наблюдения. Они сказываются в искусной передаче материала и деталей одежды, но более всего — в экспрессии лица и позы портретируемого.
Неизвестный художник конца 17 века
Петр 1 — император всероссийский, сын царя Алексея Михайловича. В 1697 году в составе Великого посольства совершил поездку в Западную Европу инкогнито, под именем урядника Петра Михайлова. Из латинской надписи на обороте холста можно предположить, что портрет относится ко времени пребывания Петра I в Кенигсберге в мае 1697 года.
Коментарі
fontain
18.01.12, 23:56
Очень интересная подборка портретов кисти русских художников большинство работ у нас впервые Спасибо за представление их нам
K-ATRIN
29.01.12, 04:10
Невиданное и неизведанное у нас спасибо за интересную заметку!
ЛанаМ
39.01.12, 11:12
очень интересные работы, интереснейшие люди. Я поправила грамотность, много орфографических ошибок и отредактировала текст по ширине.
анонім
49.01.12, 15:03
Гість: Старый_лентяй
59.01.12, 15:35
Нравится когда есть изображение, а не непонятная абстракция! Русским художникам реалистам - респект и уважуха!
Кофа
69.01.12, 20:28
Спасибо, очень интересно!
Гість: Lefanovski
710.01.12, 13:00
Огромный пласт культуры, незаслуженно непропогандируемый сегодня.........
Отличный материал