Вечная весна
Начало 1900 - х гг.
Скульптурная группа "Вечная весна" была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, заказ на оформление которых мастер получил от французского правительства в 1880 г. Названные "Вратами Ада", они стали величайшим творением Родена, над которым он работал долгие годы. "Вечная весна", как и другие группы, предназначенные для включения в общую композицию, стала самостоятельным произведением и была повторена автором. Эрмитажный
вариант был исполнен в начале 20 в.
Первоначальный замысел "Врат Ада" был навеян сюжетами"Божественной комедии" Данте. В процессе гигантской работы круг тем менялся, но тема чистой и возвышенной любви, противостоящей горю и
отчаянию, трагизму человеческой жизни, за которую предстоит дать ответ в День страшного суда, осталась ведущей темой взволнованного и страстного произведения Родена. Образы влюбленных, созданные скульптором, олицетворяют поэзию юного чувства. Мастер применяет особый прием в обработке камня: он обобщает форму, не до конца выбирая мрамор в ее углублениях. Очертания фигур становятся тающими,
белая толща мрамора слегка пропускает свет, рождая впечатление чистоты и целомудренности любовной сцены.
Я ПОМНЮ, КАК В ДЕТСТВЕ МЕНЯ ПРИОБЩАЛИ К ИСКУССТВУ. ДЕДУШКА КУПИЛ КНИГУ, ГДЕ БЫЛО МНОГО ИЛЛЮСТРАЦИЙ С КАРТИНАМИ ХУДОЖНИКОВ. МЫ СИДЕЛИ И РАССМАТРИВАЛИ ИХ : ПЕЙЗАЖИ, НАТЮРМОРТЫ, ПОРТРЕТЫ... И ВДРУГ- РОДЕН- ВЕЧНАЯ ВЕСНА. ПОМНЮ СМУЩЕНИЕ ДЕДУШКИ, С КОТОРЫМ ОН БЫСТРО СПРАВИЛСЯ И НАЧАЛ ДАВАТЬ МНЕ ПОЯСНЕНИЯ.ПОМНЮ СВОЕ ВОЛНЕНИЕ , КОГДА Я ВПЕРВЫЕ УВИДЕЛА ЭТУ СКУЛЬПТУРУ- ТАКУЮ ЧУВСТВЕННУЮ И ЭРОТИЧНУЮ И , В ТО ЖЕ ВРЕМЯ АБСОЛЮТНО ЛИШЕННУЮ ПОШЛОСТИ И ВУЛЬГАРНОСТИ.ТОГДА РОДЕН НАВСЕГДА ПОКОРИЛ МЕНЯ.
Красота
обнаженного тела завораживала Родена. Человеческое тело было для
скульптора неиссякаемым источником вдохновения и в своих очертаниях и
линиях скрывало бесчисленные возможности интерпретации. «Иногда оно
напоминает цветок. Изгибы торса похожи на стебель, улыбка груди, головы и
сияние волос – словно цветущий венчик… Иногда принимает формы гибкой
лианы, кустика, изысканно и дерзко изогнутого… Порою тело выгибается
назад, как пружина, прекрасный лук, в который Эрос вкладывает свои
невидимые стрелы…» Разгадку каких тайн природы искал великий скульптор в
изгибах и формах обнаженного тела?
Роден уверял: «Все очень просто, ключ к моему творчеству – в
рисунках». Перенести на бумагу очарование и возбуждающие очертания
женского силуэта становится навязчивой идеей мастера. С 1890 года он
работает с натурщицами и просит их не позировать, а вести себя как можно
естественнее. Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины и
красоты. Натурщицы были его сообщницами. Они познавали свое тело, его
способность возбуждать, волновать, обвораживать. Открывая свое тело и
свои желания для себя самих, они открывали их для художника.
Чувственность и эротические фантазии, плотские наслаждения и
сексуальность женщины становятся для Родена манящим запретным плодом,
скрывающим божественную мудрость и тайну творения. «И Бог создал
женщину…», и создал ее загадочной …
Последние двадцать лет жизни Роден ревностно работал, чтобы разгадать тайны женской красоты. Натурщицы помогали ему, раскрывали самые интимные части тела и самые интимные секреты женской природы. В погоне за ускользающими мгновениями, Роден кусочком графита чертил на листке бумаги наброски, не отводя глаз от натурщицы. Иногда карандаш соскальзывал с бумаги, и на эскизе отсутствовала рука или голова, но от этого он не становился менее в Выразительным, скорее, еще более натуралистичным… Другие рисунки свидетельствуют о тщательной, вдумчивой работе. Чаще всего Роден копировал некоторые спонтанные
эскизы, чтобы довести их до совершенства, очертить выразительные линии, накладывал тени акварельными красками.
Работы мастера, выставленные в Фонде Джианадда, исключительны. Выставка предлагает проследить эволюцию эротических рисунков Родена: от самых ранних, нарисованных гуашью, до последних карандашных набросков. Но центральными экспонатами выставки будут скульптуры мастера, среди которых такие шедевры, как Бронзовый век, Поцелуй, Игры нимф, Ирида –
вестница богов, Торс Адели, Вечная весна. В скульптуре Роден воплощал ту субстанцию невыразимо эротичного, которая могла ускользнуть от него на рисунках, он в буквальном смысле «останавливал прекрасное мгновение», как Фауст, познавший истинную ценность.
«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой
вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину», - писал Огюст Роден в своем Завещании.
Если вам захочется больше узнать о жизни Родена, очень рекомендуем
русский перевод замечательной книги Дэвида Вейса "Нагим пришел я в этот
мир...".ССЫЛКА
Коментарі
ЛанаМ
15.09.11, 10:26
ZURLA
25.09.11, 14:01
Panya
35.09.11, 18:56
Гість: we-lych
46.09.11, 04:41
niyole
57.09.11, 23:03
fontain
617.10.11, 14:21