Два нидерландских художника -Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden) (около 1400-1464) (он же Рожье де ла Патюр; Rogier de la Pasture) и Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441).
Две картины с почти одинаковой композицией.Очень похожие и одновременно разные мастера.
Ян ва Эйк был художником придворным, Рогир ван дер Вейден - церковным.
Однако они играли на одном поле.
Это знаменитая картина Ян ван Эйка (1385 или 1390—1441)
Мадонна канцлера Ролена. Дерево, 66 x 62 cm, 1435. Лувр, Париж
.Картина написана по заказу Николаса Ролена, одного из приближенных Филиппа Доброго. Земной и небесный миры встречаются здесь лицом к лицу. Канцлер, в парадных одеждах, величественный и строгий, преклонил колена перед престолом Богоматери и принимает благословение Младенца Христа.
А это - «Святой Лука, рисующий Мадонну» (около 1400)
Рогир ван дер Вейден (Rogier van der Weyden)
Эрмитаж
Предполагаемый автопортрет Рогир ван дер Вейдена в облике св. Луки, создающего икону.
.Композицию этой картины, кстати, Рогир в точности «снял» с работы Яна ван Эйка, старшего своего современника
Картина писалась как алтарный образ для часовни живописцев в городском соборе. Перед ней служились заказанные художниками праздничные или заупокойные службы (в том числе и по Рогиру в 1464 году). Картина пользовалась большой популярностью.
Интересная история связана с тем как картина оказалась в России.
В Эрмитаж эта картина попала в два приёма. В 1884 году в Петербург приехал парижский торговец картинами и продал Эрмитажу «Мадонну с младенцем», происходившую из собрания испанской королевы Изабеллы. Так как цена была запрошена немалая, для покупки была собрана комиссия самых авторитетных учёных. Они признали картину работой Рогира ван дер Вейдена и указали, что в коллекции музея хранится другая его работа — «Святой Лука», приобретённый в Гааге в 1850 году, тоже первоначально происходивший из Испании. Доски совпали во всех деталях, образовав единое целое – картину «Св. Лука, рисующий Богоматерь».
Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Апостол Лука — учёный человек, который занимался науками, медициной, а также искусством. Согласно греческой легенде, восходящей к IV веку, Лука никак не мог воспроизвести Мадонну по памяти и тогда она явилась к нему, чтобы позировать. В XIV-XV века в Италии и Нидерландах святой Лука был объявлен покровителем живописи, цехи живописцев назывались «Гильдиями святого Луки».Именно поэтому Святой считается покровителем художников.
В средневековом искусстве очень велика роль непрямого изображения, которое зритель должен «читать» определённым образом: фигуры перед постройкой обозначают, что дело происходит внутри здания, башня может заменять город, один-два воина изображать целое войско и т.д. В нидерландской картине XV века господствует принцип жизнеподобия, однако художники стараются ввести в картину детали правдоподобные и символические одновременно, указывающие на иной, «возвышенный» смысл. Они служат носителями «духовного под видом материального» . Но всё же лежащая в основе картины связь между предметами и фигурами в основе своей жизнеподобна, а не символична. Эти две системы взаимодействуют. В своей знаменитой картине «Богоматерь со святым Лукой» Рогир использует композицию «Мадонны канцлера Ролена» Яна ван Эйка. За окном — тот же пейзаж с фигурками двух людей, любующимися им, — но нет того ощущения космичности, которое есть у ван Эйка. Возможно, в данном случае пейзаж выполнен учеником, но в творчестве Рогира ван дер Вейдена пейзаж вселенского типа не сложился.
На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Украшающие трон скульптурные фигурки Адама и Евы — напоминание о первородном грехе, искупленном Иисусом Христом. Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. За спиной св. Луки, в просвете приоткрытой двери, виднеются бык и книга — традиционные атрибуты евангелиста.
Впрочем, Рогир ван дер Вейден был вполне самостоятельным учеником. Он брал у Яна ван Эйка лишь то, что было созвучно его собственным представлениям о живописи. В частности, необходимо указать на отказ Рогира от излишней детализации, свойственной стилю Яна ван Эйка, а также и на эмоциональность (порою - почти экзальтированность) его манеры, совершенно чуждую ван Эйку.
Эрвин Панофский (1892-1968), один из замечательнейших искусствоведов XX столетия, писал: "Мир Рогира ван дер Вейдена был физически более обнаженным, но одновременно более глубоким духовно, чем мир Яна ван Эйка. Ван Эйк умел подмечать вещи, ускользавшие от внимания других художников, а Рогир, как никто другой, умел увидеть и выразить чувства и эмоции".
Коментарі
n-iva
129.08.11, 08:42
niyole
229.08.11, 09:51Відповідь на 1 від n-iva
ирэнка
329.08.11, 11:16
Замечательная история и комментарий к картинам! Спасибо
niyole
429.08.11, 15:06Відповідь на 3 від ирэнка
Спасибо!
K-ATRIN
529.08.11, 15:23
прекрасно!!! и картины и рассказ о них!!!
спасибо !!!
niyole
629.08.11, 20:03Відповідь на 5 від K-ATRIN
Спасибо!
Гість: КняGинЯ
730.08.11, 01:25
Спасибо!
orsan11
830.08.11, 21:57