Бурлюк Давид Давидович (1882-1967) "Отец русского футуризма"
- 13.07.11, 07:31
- ХУДОЖНИКИ
БУРЛЮК Давид Давидович -- 29.07.1882 (хутор Семиротовщина Харьковской губернии) – 15.01.1967 (Лонг Айленд, Нью-Йорк). Относится к известной художественной династии Бурлюков. Помимо пейзажей писал портреты, натюрморты, аллегорические композиции в своей неизменной пастозной живописной манере.
Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком.
Он полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки».
Ukrainians. 1912 ГРМ
In the Church. 1922 Private collection, USA
Workers. 1922 Collection of Stolichny Bank, Moscow
Vladimir Mayakovsky, 1925 2 ЧС
Сюрреа- листический ландшафт. ЧС
Сюрреа- листический портрет
Маруся (Portrait of the Artists Wife). 1928 Private collection, USA
Автопортрет
Poet and Muse. Collection of A. M. Beckerman, USA
Горный пейзаж, 1950-е ЧС
Сенокос в Нью-Джерси
Глостер, Массачусетс
Пейзаж. Флорида. 1949
Печаль
Портрет Месье Безанваля. 1954
Портрет поэта-футуриста Василия Каменского 1917
Портрет тяжелоатлета Ивана Михайловича Заикина. 1920
Портрет Сергея Эйзенштейна. 1932 Private collection, USA
Рыбаки
Уголок парка
Файв-о-клок (вечернее чаепитие). ЧС
Мыслитель
===============================================
*** Давид Бурлюк, обладавший невероятным общественным темпераментом и обостренным чувством современности, постоянно искал изобразительный язык, способный выразить его предощущения. Это великолепно понял Хлебников: "Странная ломка миров живописных/Была предтечею свободы, освобождением от цепей".
Сам Бурлюк позднее писал: "Футуризм — не школа, это новое мироощущение". На деле проповедуя этот принцип, он старается освоить все новые стили и направления в живописи.
Много путешествует, постоянно учится. Казанское и Одесское художественные училища, Королевская академия в Мюнхене — альма-матер европейского авангарда. Студия Кормона в Париже и, наконец, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, откуда в 1914 г. Давид Бурлюк был исключен — скорее всего за нежелание писать в традиционной ученической манере. Ему уже за 30, а он все учится. В юности художник лишился одного глаза и создание многих картин, выполненных в стиле декоративных панно или витражей, объяснял тем, что он теперь именно так воспринимает мир. Алексей Крученых в своих воспоминаниях "Сатир одноглазый", посвященных Бурлюку, пишет: "Попробуйте день-другой пожить с одним глазом, закройте его повязкой. Тогда половина мира станет для вас теневой. Вам будет казаться, что там что-то неладно. Предметы со стороны пустой глазницы покажутся угрожающими и неспокойными. Мир окажется сдвинутым — настоящая футуркартина". Возможно, память Бурлюка хранила воспоминания о бифокальном восприятии мира, а может быть, ему хватало фантазии, чтобы передать такое восприятие.
Среди полуголодных, одичалых футуристов Бурлюк отличался серьезным вниманием к своей внешности и вполне буржуазным, ухоженным видом. Вот как описывает знакомство с ним Владимир Маяковский, также учившийся живописи: "В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задираться". Несмотря на столь причудливый способ знакомства, Бурлюк одним из первых разглядел и оценил поэтический дар Маяковского. Вот как сам Маяковский оценивал его роль: "Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Давид сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Выдавал мне ежедневно 50 копеек, чтоб писать не голодая" .***
«...Однажды Бурлюк как-то подсчитал свои расходы на футуризм и сказал: «Весь российский футуризм стоит всего только триста рублей!» Давид Давидович Бурлюк издал знаменитую «Пощечину», «Дохлую луну» и множество других футуристических изданий." ( Из воспоминаний А.А.Шемшурина )
Бурлюк сыграл роль часов искусства, сделавших бесповоротным явление Маяковского.Он подготовил ожидание как раз такого поэта, которого еще не было в истории. И Маяковский не замедлил появиться, вытянутый энергией Бурлюка, как провидческим магнитом. «Маяковского он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот. Он был хорошим поваром футуризма и умел «вкусно подать» поэта», – писал Шершеневич.
Бурлюк первый назвал Маяковского гением. И тот благодарно признал: «Бурлюк сделал меня поэтом». Почему же он не сделал поэтом самого себя?
Есть писатели, которые пишут других писателей. Бурлюк подсказал и Алексею Кручёных его первый заумный стих, сыгравший не меньшую роль в жизни поэта, чем «Черный квадрат» Казимира Малевича в жизни художника.
Внешне Бурлюк совершенно не походил ни на пророка, ни на вождя. «Бурлюк так и остался большим шестипудовым ребенком», – заметил Кручёных. Разрисованные щеки, деревянная ложка в петлице, лорнет, принадлежавший наполеоновскому маршалу Даву (если это не выдумка бурлючья. – Е.Е.), грациозно прикладываемый к единственному глазу, серьга, черный шелковый цилиндр в сочетании с пиджаком в крупную клетку, – всё это было, конечно, «на публику».
Самого себя, в отличие от Маяковского, Бурлюк даже в молодости самовлюбленно не воспевал, а иронизировал над собой вволю: «Была душа больна ПРОКАЗОЙ, О, пресмыкающийся раб, Сатир несчастный, одноглазой, ДОИТЕЛЬ ИЗНУРЕННЫХ ЖАБ». "Как поэту Бурлюку не удалось так прославиться своими стихами, как Крученых или Хлебникову, но это его не обескураживало. Впрочем, он, кажется, и не стремился к оригинальным формам. Он стремился быть оригинальным в содержании своих стихов. Он верил в содержание, то есть, стало быть, он не был до конца футуристом.
Как художник — Давид Давидович — героическая фигура. Дело в том, что у него не было одного глаза, он у него был искусственный. И тем не менее, Давид Давидович писал картины "(Из воспоминаний А.А.Шемшурина )
Он обладал замечательным даром, не отрывая грифель от ватмана, делать графические портреты. Огромная антология его жизни вместе с рисунками и стихами – книга размера Библии, самозабвенно составленная не так давно верными питерскими «бурлючниками», – производит впечатление, а картины после его смерти всё растут и растут в цене. Бурлюка бесчестно вынимать из его эпохи – в ней сразу образуется укоряющий пробел. Несмотря на свойственный всем футуристам политический идеализм, который ни в коем случае нельзя путать с прислужничеством, что сейчас с циничной расторопностью делает Виктор Ерофеев, Бурлюк, в шестипудовой плоти которого уживались и революционер, и консерватор, кое-что неглупо предсказал в стихотворении «Россия»: «Пред этой гордою забавой, Пред изможденностью земной Предстанут громкою оравой, Храм обратя во двор свиной. Пред бесконечностью случайной, Пред зарожденьем новых слов – Цветут зарей необычайной Хулители твоих основ». Любопытно, что это посвящено «грядущим гуннам» не кем-нибудь, а бывшим хулителем основ. Осторожней с «основами». Не ленитесь их любить. Вот что присоветовал еще на заре футуризма любивший называть себя его отцом Давид Бурлюк. (вся статья)
Бурлючик Писавший счастье через «щ», чего хотел он, что ища – галактик звездного плаща, что ночью светится, плеща, или днепровского леща и запорожского борща, а может, вместо всех счастьишек обнять шагнувшего с афишек воскресшего товарища? Не став «невнятным иностранцем», Бурлюк увидел, что не счесть всех пароходов, улиц, станций в его трагическую честь. А лучше б вместо всех трагедий с ним поваляться на траве бы, чего-то выпить, что-то съесть или в божественном Багдади на пару на хурму залезть! И вновь сказав «Ты гений!» внятно, привел бы он к нему обратно, на перекресток его рук, всех, кто его не оценили и нежностью не осенили. Вот что бы сделал он – Бурлюк! Евгений ЕВТУШЕНКО |
http://www.terra-futura.com/index.php?option=com_content&task=view&id=14&Itemid=30
Коментарі
Гість: ГарбуЗЕК
113.07.11, 08:47
никаких эмоций,
Ириша Лазур
213.07.11, 10:59
мне не понравилось. заметка интересная, как все у тебя. картины не понравились
K-ATRIN
313.07.11, 14:28Відповідь на 1 від Гість: ГарбуЗЕК
могло быть хужеЯ тоже не поклонница творчества Бурлюка. Его работы не вызывают отторжения и неприятия-- мне они кажутся просто приятными.
Но пройти мимо такой огромной . значимой Личности в нашем исскустве сообщество никак не могло. Бурлюк должен быть у нас представлен.
K-ATRIN
413.07.11, 14:33Відповідь на 2 від Ириша Лазур
со всеми случаетсяОн настолько значимая и огромная Личность в истории нашего искусства, что пройти мимо мы не имели права.
Я тоже не поклонница творчества Бурлюка.Но неприятия и отрицательных эмоций его работы у меня не вызывают--очень приятные картины.
Гість: ГарбуЗЕК
513.07.11, 20:19Відповідь на 3 від K-ATRIN
с учетом .что он родом с Украины и еврей,то можна.
K-ATRIN
613.07.11, 22:44Відповідь на 5 від Гість: ГарбуЗЕК
да нет--он не еврей--он из наших украинцев--отец из крестьян. был управляющим имением на Харьковщине. Его имя с отчеством попахивает конечно фаршированной рыбой--это ещё в те годы его увлечения футуризмом наводило тень на плетень.
Нигде в сети не встречала упоминания о том. что он еврей--Пишуть--украинское происхождение. Думаю, такую смачную подробность , как еврейская национальность, точно откопали б . если б это было так. Тогда это помогло бы "гавкающе-рычащей" публике в травле. А так ---приходилось терпеть Даже Блока Бурлюк и его компания несколько застращали. «Эти дни, – записал он весной 1913 года, – диспуты футуристов, со скандалами. Я так и не собрался. Бурлюки, которых я еще не видал, отпугивают меня. Боюсь, что здесь больше хамства, чем чего-либо другого…»
Гість: NoTaRь
713.07.11, 22:59
Катрін - пошукайте полотна Бурлюка краще - те що було на аукціоні недавно , пару років тому,-
ото да "У попа" наприклад. Справжній кубо-футуризм, причому сюжетний. А це так, комерція
Гість: ГарбуЗЕК
813.07.11, 23:33Відповідь на 6 від K-ATRIN
понятно.он перевертень.
Гість: N N
914.07.11, 01:08
Катя, хорошая статья, да и картины вполне на уровне футуристском)
п.с. это направление никогда не имело однозначной (классической) оценки, потому не может всем нравится материал...это нормально
K-ATRIN
1014.07.11, 01:25Відповідь на 9 від Гість: N N
таки ерундовые были картины- прав был коммент 7 )))Я сейчас полностью поменяла экспозицию--вот эти меня просто поразили-- ---сочные, полные жизни и экспрессии.
Здравствуй, Тинушка!!!