«Цорн – какой-то баловень судьбы,
которого природа наделила всем,
о чем только может мечтать художник».
И. Грабарь
Осенью 1897 года в Петербурге открылась одна из первых крупных выставок зарубежных художников в России – выставка скандинавской живописи конца XIX века. Это важное событие в культурной жизни столицы сопровождалось приездом на открытие экспозиции прославленного шведского живописца и графика Андерса Цорна.
Цорна в России знали задолго до посещения им Петербурга и Москвы. Его произведения, появившиеся на международных художественных выставках Парижа, Лондона, Мюнхена и Берлина в конце 1880-х годов, сразу же привлекли в себе внимание.
Центром берлинской выставки 1896 года бесспорно являлся Цорн. Это был один из лучших знатоков формы, сумевший соединить с ней блестящий колорит.
Шумный успех его произведений на выставке, показательные сеансы в России, наглядно продемонстрировавшие виртуозное владение кистью, блеск его всемирной известности – все это привлекало к гостю всеобщее внимание.
Цорн особенно любил работать на публике. Во время одного из показательных сеансов был написан портрет Саввы Мамонтова. Присутствующие художники вспоминали: «Цорн писал портрет какой-то огромной кистью, всего лишь тремя красками: черной желтой и белой».
Портрет С.И. Мамонтова 1896
Когда Мамонтов спросил Цорна, почему он не сделал на его пиджаке ни одной пуговицы, тот гордо бросил: «Я не портной, а художник» . Эффектная фраза знаменитого «мэтра» всем очень импонировала и стала довольно известной в среде художников.
Размашистое письмо Цорна оставляло на вязкой живописной поверхности мощные и длинные, словно борозды, мазки. Он представлялся современникам чародеем, обладавшим редкой способностью в 1-2 сеанса создать сложный портрет без предварительных эскизов. Стремительное письмо Цорна привлекло внимание Б. Кустодиева, К. Сомова, Ф. Малявина, В. Серова. Их работы 1890-1900-х годов написаны широкими мазками в характерной гамме, основанной на серых, черных и буро-коричневых тонах.
Кажущаяся внешняя легкость манеры Цорна сложилась в результате кропотливой работы серьезной школы в области рисунка и живописи. Большое значение сыграло 8-летнее пребывание в Париже. Выбрав мотив, Цорн изображал его в разнообразных техниках – сначала в офорте и акварели, а затем в масле. Работая над офортом, художник расставлял основные акценты, предельно сгущая штриховку в тени и оставляя почти нетронутой поверхность листа на участках освещения.
Это далеко не случайно. Свою деятельность после окончания Стокгольмской академии художеств Цорн начал как график. Увлечение акварелью связано с ранним лондонским периодом творчества. Постепенно появился интерес к искусству офорта, которым Цорн активно занимался в Англии в 1882 году по руководством шведского графика А. Хейга.
У Цорна своеобразная техника письма. Его офорты отличаются живописностью светотени. Острые росчерки штрихов, свободно покрывающие лист косыми лучами, как бы перекликаются с размашистой манерой Цорна-живописца. Его рисунки и картины не знают единой плавной линии. Изображение возникает из множества дробящихся штрихов, которые сгущаются в темных пятнах тени и рассеиваются в тончайших тональных переходах, обнажая белое поле листа. Оно то вспыхивает и рассыпается множеством бликов («В омнибусе»),
Natteffekt,
то мерцает таинственным свечением уличного фонаря («Ночной эффект»), то растекается лавиной солнечного света, растворяющего контуры изображенных фигур («Дети»).
При ближайшем и внимательном рассмотрении произведений Цорна становится понятна цель его динамичной штриховки. Штриховка, которой мастерски владел Цорн, соответствовала его стремлению передать изображаемый мотив в динамике. Колкие штрихи, пересекающиеся под острыми углами в офорте «В омнибусе», словно призваны передать дребезжащий звук движущегося по мощеной дороге транспорта.
В омнибусе.
Напротив, в портрете Розитты Маури
Портрет Розиты Маури 1888 г. Музей искусств, Гётеборг
штрихи делаются разреженными – и образное звучание произведения становится иным. Кисть Цорна как бы едва касается поверхности, покрывая ее тонкой сеткой косых росчерков, сквозь которую проступает смеющееся лицо молодой девушки
.
The Waltz , 1891
В графическом листе «Вальс» мелкие линии сливаются в динамичный вихревой поток.
В офортах импрессионистический дар Цорна нашел более полное воплощение, чем в живописных произведениях. При повторении офортных мотивов в технике масляной живописи изображение становилось уравновешеннее, и ощущение трепетной пульсации исчезало. (С)
вся статья
Antonin_Proust
Froknarna_Salomon
A_Portrait_Of_The_Daughters_Of_Ramon_Subercasseaux
Coquelin_Cadet
Ateljen
Werners_Eka_1917
Красные чулки....
Купание в сауне......
Обнаженная под елью...
Отражения....
Хельга....
В сауне....
Martha_Dana
Mona
Mrs_Walter_Bacon
Ols_Maria
Portrait_Of_Mrs_Eben_Richards
Mrs. Walter Rathbone Bacon (Virginia Purdy, died 1919), 1897
President_Grover_Cleveland
George Peabody Gardner, 1899, Oil on canvas
A Toast in the Idun Society, 1892, Oil on canvas
Oscar II of Sweden, 1898, Oil on canvas
Prince Carl, 1898, Oil on canvas
Hugo Reisinger, 1907
Prince Eugen, 1910, Oil on canvas
Коментарі
ирэнка
128.05.11, 10:26
Яркий,чистый,свежий-действительно талант! Немного по манере напоминает Валентина Серова (одно время -кон.19-нач.20 века)!!! Спасибо...
Ириша Лазур
228.05.11, 11:08
понравилось.живые люди,живые глаза
ЛанаМ
328.05.11, 11:34
замечательно!
ваксан
429.05.11, 08:57
Для меня Цорн открытие!Хорош!Спасибо!
Гість: Рус с kija
529.05.11, 09:09
Много голых
K-ATRIN
629.05.11, 11:30Відповідь на 5 від Гість: Рус с kija
он очень любил писать обнажённую натуру.Тут портретов намного больше .
K-ATRIN
729.05.11, 11:32Відповідь на 4 від ваксан
очень хорош!!!K-ATRIN
829.05.11, 11:33Відповідь на 3 від ЛанаМ
силище--портреты изумительные и воду как он пишет?!!
K-ATRIN
929.05.11, 11:34Відповідь на 2 від Ириша Лазур
да--изумительный мастер!!
K-ATRIN
1029.05.11, 11:42Відповідь на 1 від ирэнка
похоже--Серов. Кустодиев,Малявин... много переняли у Цорна. восхищались им. И не зря!! Портреты Цорновские просто чудо как хороши!!! и воду как он пишет!!в общем--весь хорош