Один из тех, чье имя было незаслуженно забыто многие годы. Поразительный художник, киевлянин...Как мало о нем известно. Несправедливо и горько.
Киевская студия «Автор» завершила работу над лентой «Украинский кубофутуризм и Александр Богомазов». Это второй фильм цикла «Мировое искусство: вклад Украины», который снимается по заказу Министерства культуры и туризма. Первый фильм из этой серии рассказывал о судьбе и творчестве известной художницы, основательницы кубофутуризма и реформатора современной сценографии Александры Экстер.
Одним из авторов идеи создания цикла из 26 документальных фильмов о неизвестных страницах украинского искусства, а также его консультантом является известный киевский искусствовед Дмитрий Горбачев.
Очень интересное интервью с ним . "...Я начал изучать манеру каждого художника. Например, мне рассказали, что в Киеве на улице Смирнова-Ласточкина жила вдова Александра Богомазова. Я пошел к ней. Работы этого гениального художника меня поразили. В 1966 году благодаря Павлу Загребельному нам удалось даже полуподпольно организовать выставку Богомазова в Союзе писателей Украины.
— Вы занимались этими исследованиями и поисками официально?
— Нет, я просто «злоупотреблял служебным положением». Например, найденные произведения Богомазова сдавал на оформление под видом музейных. Благодаря этому они сохранились."
Еще одна интересная находка в интернете -портрет Ванды Монастырской, жены художника. 1914
"Знаменитый король эстрады поэт-фельетонист Яков Ядов-Отрута подтрунивал над портретами Богомазова:
Общий фон не очень чист,
Много и алмазов,
Вот Вам циркульный кубист –
Мистер Богомазов.
Тут, куда ты не смотри,
Чуем страха узы,
Видим катеты одни
И гипотенузы.
Вот портрет жены,
Поэт вскрикнул:
«Что за мода!
Ведь такой жены портрет –
Повод для развода».
Для Богомазова человеческое лицо – не удостоверение личности, но арена борьбы силовых линий: вертикалей, горизонталей, овалов, острых углов, так сказать, драматургия ритмов. Волнующая геометрия приобщает героиню полотна к стихиям цвета, света, к передвижению живописных масс. Ритм и зрительные рифмы–повторы проявляет художник в объекте изображения.
У Богомазова есть целостная теория пластической деформации, изложенная в трактате «Живопись и элементы».
Есть у Богомазова гибридные произведения, где портрет и пейзаж слиты воедино. Как у Маяковского: «Расцветают глаза твои – два луга». Ванда – чуть ли не единственное женское лицо в его творчестве. С ней ассоциировался у него мировой расцвет, «круглая пышность мира, данная человеку задаром», как сказал бы Платонов. Фовистский насыщенный цвет порождён тремя источниками: экспрессионизмом Кандинского-Явленского, каковых наш художник видел в Киеве на выставке «Салон Издебского»; украинской природой, полной яркого и глубокого динамизма (определение самого Богомазова); цветным блеском мозаик Софии Киевской. Склонность к фиолетовым тонам – от учителя Ал.Мурашко, который поставил фиолетовую оптику также А.Волкову, А.Петрицкому и другим киевлянам. После смерти Богомазова его работы десятки лет не были востребованы. Во время оккупации Киева немцы принудительно выселили Ванду Витольдовну из дома, попадавшего, по их предположению, в зону боёв с красной армией. Вдова погрузила все картины, рисунки и документы мужа на тележку-тачку и повезла их за 15 километров к родственникам, жившим в киевском предместье Святошино . По окончании боёв всё тем же порядком было возвращено назад. С 1960-ых начинается богомазовский бум, паломничество ко вдове. Я хорошо помню этот портрет, он лежал вместе с другими небольшими картинами без подрамников в старенькой папке. Помню, как парижане Шовлен и Маркаде, попав в небольшую комнатку Ванды Витольдовны, восхищённо говорили: «В Париж бы эти картины…».
Интерес к «украинскому Пикассо» неуклонно рос. Кульминация коммерческого успеха – аукционы Сотбис 2005, «Портрет жены 1914» и «Сакли. Нагорный Карабах. 1915». Там и была куплена вышеописанная работа Богомазова." Атрибуция проф.Д.Горбачева, 9 апреля 2006г.Но больше всего информации о художнике я нашла тут -http://www.abogomazov.ru/article_lubimova.html .
Привожу большую часть текста.
Так случилось, что имя Александра Богомазова долее других оставалось в тени первых фигур российского авангарда. Несмотря на то что с 1980-х годов картины художника экспонировались на многочисленных выставках, периодически публиковались отрывки из его теоретических трудов, его наследие для русскоязычной публики до сих пор практически неизвестно.
После длительного забвения первая выставка Богомазова состоялась в 1966 году в Киеве в Республиканском Доме литераторов. Затем снова - молчание на долгие годы. Последние десятилетия о творчестве Богомазова писали украинские исследователи - Эдуард Дымшиц, Дмитрий Горбачев, Елена Кошуба. Дочь художника написала воспоминания об отце. В 1991 году в Тулузе состоялась персональная выставка с каталогом на французском языке. Основной теоретический труд Богомазова "Живопись и элементы" (1914) фрагментарно опубликован на русском языке и прокомментирован Д. Горбачевым только в 2003 году.
Подобно многим современникам по авангардному искусству Александр Богомазов обладал многими талантами, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт...
Однако путь художника не был прямым и стремительным. Выполняя волю отца, который работал бухгалтером и не считал искусство достойным занятием, Богомазов сначала окончил земское сельскохозяйственное училище в Херсоне. Но в тот же год стал учеником Киевского художественного училища и уже до конца жизни не изменял любимому делу.
Надо сказать, что Александру Богомазову всегда везло на замечательное окружение, интересные знакомства и талантливых соратников. Так, еще в Киевском училище он познакомился с учившимися там же Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым. С Экстер его связала длительная дружба, и в его жизни она сыграла ту же роль, что и в жизни многих современников, увлеченных идеями футуризма. Регулярно посещая Париж с 1908 года, Экстер являлась своеобразным проводником современной французской и русской культур в обе страны. Благодаря своим широким контактам на Западе, учебе в Париже и знакомству с П. Пикассо, Ж. Браком, Г Аполлинером, а, кроме того, с Ф.-Т. Маринетти, Дж. Папини и А. Соффичи она способствовала распространению идей современного искусства в России, особенно среди русских футуристов, с которыми дружила. Благодаря Экстер уже в 1908 году Богомазов участвовал в знаменательной выставке "Звено", организованной ею совместно с Д. Бурлюком и Н. Кульбиным. Экспонентами этой выставки также были Н. Гончарова, М. Ларионов, А. Лентулов, В. Баранов-Россине. А в 1914 году Богомазов на равных с Экстер организовал выставку "Кольцо", ставившую своей задачей защиту Нового Искусства и "освобождение живописных элементов от сковывающих шаблонов". Художник показал 88 произведений живописи и графики, что можно считать его первой персональной экспозицией. Именно Богомазов стал автором афиши к выставке "Кольцо".
В 1907 году Богомазов учился в училище Ф. И. Рерберга в Москве, с 1906 по 1910 это же училище посещал Казимир Малевич. Неизвестно, были ли они знакомы по учебе, но оба художника шли схожим путем, сюжеты и пластика их работ в этот период теснейшим образом соприкасались с символизмом.
В 1920-е годы постоянными спутниками Богомазова по выставкам были Виктор Пальмов, Павел Голубятников, Лев Крамаренко, Леонид Чупятов, Василий Ермилов. Все эти состоявшиеся и незаурядные мастера имели некую общность - особое внимание к цвету. Слова Голубятникова - ученика Кузьмы Петрова-Водкина - о том, что "живопись - это искусство выражения образов и чувств через передачу этих явлений - цветом", можно отнести ко всем вышеназванным живописцам.
Позже, когда Богомазов стал преподавателем Киевского художественного института, с ним одновременно работали В. Пальмов, В. Татлин, В. Голубятников, М. Бойчук, Л. Крамаренко. В 1928-1930 годах в этом же институте преподавал Малевич.
Безусловно, творческая атмосфера художнического котла бурной эпохи порождала не только желание провозгласить свой путь как самый верный, найти единственную истину, первым утвердить свои постулаты, но и взаимовлияния. Многие художники нащупывали близкие образы, проводили схожие теоретические исследования, развивали общие темы. На этом фоне искусство Александра Богомазова представляется незаурядным и самобытным.
Дарование художника проявилось не только в открытых и сформулированных им законах искусства, но и в его произведениях - ярких, образных, запоминающихся.
Необходимо отметить, что Богомазов был практически сразу замечен критикой. О нем писали Н. М. Фореггер и Н. И. Кульбин (оба в обзорах выставки "Кольцо"). "У "Кольца" <...> новостью является, главным образом, произведения Богомазова,- писал Николай Кульбин. - Это - несомненно сделанный настоящий живописец, принявший ценности французской школы, но работающий самостоятельно. Он - русский по имеющемуся у него синтезу цвета и материала". Фореггер в рецензии причисляет к безусловным шедеврам работу "Базар" (1914).
В 1916 году в отклике на выставку киевских художников Я. А. Тугендхольд также выделил новое имя: "Тут и бунтарский "кубофутуризм" в лице Богомазова, художника, по-видимому, даровитого, мимо которого нельзя пройти с одной лишь саркастической улыбкой обывательского недоумения".
В журнале "Аполлон" в регулярных, выходящих из номера в номер "Письмах из Киева" Е. Кузьмин давал обзор киевской художественной жизни. В 1913 году он отметил работу Богомазова "Малая Иматра", в 1914 году писал о выставке "Кольцо" и, в частности, о рисунках Богомазова как несомненно интересных, "с выраженным стремлением к мастерскому росчерку японцев", критик также заметил его рисованный портрет художника Денисова.
Как только критики не называли Богомазова - и "украинский Пикассо" и "Шарден футуризма". К 1914 году художник прошел через все типичные для своего времени "измы": реализм, импрессионизм, немного долее задержался на символизме. Увлечение последним направлением сформировалось под влиянием О. Уайльда и К. Гамсуна, "Голубой розы" и журнала "Золотое руно" и, безусловно, подпиталось поездкой в Финляндию в 1911 году. В этот период Богомазов писал голубовато-призрачные акварели, а также стихи о грезах, туманной осени, смерти. По словам Д. Горбачева, "в его [Богомазова] многочисленных трактатах, стихах, притчах, письмах описаны, кажется, все закоулки души, вернее, все ее зеркала, все приемники внешних влияний, работающие на разных частотах".
В ранних живописных произведениях художник продолжает поиски собственного языка. Такие работы, как "Ожидание" (начало 1900-х), "Мост" (1908), наполнены элегией и томным предчувствием, объекты растворены в сумрачном пространстве. Но образное наполнение этих символистских по духу работ вступает в противоречие с их пластическим решением, свидетельствующим о внимательном изучении импрессионизма.
Мост, 1908г.
В то же время акварели и особенно рисунки тушью, демонстрируют не только безусловный интерес к стилю модерн, но и владение арсеналом художественных средств. В акварелях "Бурная река. Финляндия", "Деревья над водой", "Пейзаж с красными домами", "Пейзаж с соснами" (все - 1911) важно отметить красочную лапидарность, некоторую стилизацию и условность в изображении растений, организацию причудливого ритма.
Пейзаж с красными домами
В рисунках тушью - "Белая ночь. Финляндия" (1911), "Портрет жены на фоне новогодней елки", "Портрет жены в интерьере", "Женщина, читающая книгу" (все- 1911-1912) - нельзя не отметить, в первую очередь, сложные пространственно-плоскостные построения. Скорее всего их имел в виду критик, справедливо заметивший влияние японской каллиграфии. Статичность и фронтальность композиций, роль черного пятна, слегка утрированный контур фигур, даже интервалы между предметами - все подчинено определенному ритму, то плавная, то ломанная кривая, огибая все силуэты, создает линеарный орнамент.
Белая ночь. Финляндия
В 1913-1914 годах мировосприятие Богомазова изменилось, резко взорвав стилистику его произведений.
Проснувшаяся вдруг творческая энергия, проявившаяся обостренная восприимчивость заставили увидеть подвижность форм даже в статичных предметах. Его главный вывод: мир изменчив и непредсказуем и постоянно находится в непрерывном движении. Теперь задачу Художника Богомазов видит в адекватном воспроизведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напряжения, в передаче ритма, темпа, динамики.
Благодаря Экстер Богомазов имел возможность внимательно изучать творчество итальянских футуристов, ставших безмерно популярными в передовой художественной среде с 1912 года, и, возможно, ни на кого другого так не повлияло их искусство, как на Богомазова. В результате в 1914 году Богомазов создал свои самые знаменитые футуристические картины и написал глубокий научный трактат "Живопись и элементы".
К 1914 году, кульминационному в творческой карьере Богомазова, в полной мере относятся слова Д. Горбачева о художнике: "он ценит неповторимость каждого мига бытия, накладывая сиюминутное переживание на космическую сетку координат, соотнося индивидуальное существование с энергией вечного движения. Искусство Богомазова, как и его трактат "Живопись и элементы", является апологией неповторимости жизненных явлений".
Уже в "Городском пейзаже. Киев" (1912-1913) очевидно изменившееся понимание пейзажа. Это не реальное пространство, как, например, в финляндских пейзажах, а пространство, нейтрализованное почти до плоскости, на которой линии и пятна создают строго ритмизованный орнамент. При этом, будь то ритм окон или печных труб на крышах, зеленые купы деревьев или силуэты домов, все они равнозначны и подчинены единому, опять-таки условному колориту.
Городскй пейзаж. Киев
С этого времени в творчестве Богомазова прочно утверждается тема города, в ряде сюжетов приобретая социальную окраску. При этом главное в видении художником города - это движение, динамика, неожиданные ракурсы, использование вида сверху (из окна), наполненность уличными звуками. Дома сдвинулись с привычных мест, фигурки людей путаются с их будто ожившими тенями, электрические провода многократно множатся и сплетаются в неожиданные паутины... Такие работы, как "Сенной рынок. Киев", "Трамвай" (обе - 1914), "Паровоз", "Монтер" (обе - 1915), можно отнести к безусловным шедеврам, и в ряду знаменитых работ итальянских футуристов (Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла), подобных работ Натальи Гончаровой и Александры Экстер они нисколько не теряются.
Монтер
Возросшие скорости, стремительная урбанизация жизненного уклада, технические новшества, говоря словами Богомазова, "заострили нашу нервную восприимчивость". Для Богомазова Художник является, прежде всего, "чутким резонатором воспринимаемых ощущений и сознательно же переводящим их в пространство Картинной Плоскости". Возможно, потому в работах 1914-1916 годов выражение экспрессии так обостренно проявилось и в почти кинематографической композиции, и в пронзительно звучащем цвете.
В натюрмортах 1914 года - "Игрушки", "Натюрморт с синим кувшином", "Натюрморт с цветами", в картине "Лесоруб" (1913-1914) - художник убедительно использует выразительные возможности силуэта, пятна, линии. Фон перестает быть фоном. С помощью цветовых плоскостей художник формирует пространство, реализуя его предметную сущность. Изучение динамических и пространственных свойств цвета открывает Богомазову новые возможности создания эмоциональной, раскованной и звонкой мелодии.
Игрушки
Теоретические исследования натолкнули Богомазова на открытие новой формулы: спираль есть символ беспокойного Космоса. Эту спираль художник закручивает и в картине "Девочка с обручем" (1913), где многократно повторяющиеся окружности и полукружия буквально кружат голову, и в "Женском портрете" (1914), где вроде бы сидящая модель пляшет в безумном вихре, а некая "материя" движется вокруг словно живая, и в пейзаже "Лес. Боярка" (1915), где вопреки законам природы стволы деревьев утончаются книзу и будто пляшут в магическом танце. В "Натюрморте с цветами" (1914) и "Букете цветов" (1914-1915) все предметы, теряя свои реалистические черты, закручиваются в таком вихреобразном движении, что формируют бесконечную, затягивающую в себя космическую галактику.
Девочка с обручем
Лес. Боярка
Натюрморт с цветами
Букет цветов
После революции Богомазов активно занимался агитационно-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием. Станковая живопись отошла на второй план. А когда в конце 1920-х годов появились новые замечательные картины ("Пильщики", 1927 и "Тырсоносы", 1929), пластический язык художника существенно изменился. Теоретические исследования цвета самого художника, а также его соратников по Киевскому художественному институту Виктора Пальмова и Павла Голубятникова, привели к воплощению так называемого метода растяжки цвета, полихромности и условности цветовых отношений. Четыре основных цвета (желтый, красный, синий и зеленый) распределены в картине "Пильщики" соответственно символике: земля - красно-розовая, лица - желто-оранжевые, небо - интенсивно синее.
Тырсоносы
Александр Богомазов прожил недолгую жизнь, но успел многое сделать. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно относившейся к своему предназначению, пытавшейся докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Несмотря на внешнюю сдержанность, очевидно, он был человеком темпераментным, и в каждый период жизни эта внутренняя экспрессия проявлялась по-разному, но с неизменной силой. Он явно был сильным, мужественно переносившим тяготы жизни и свою болезнь. Он, несомненно, имел дар убеждения, его педагогическая деятельность оставила благодарную память потомков. Он, безусловно, был человеком, умеющим любить, его отношение к жене и дочке не может не вызывать восхищения. Хочется верить, что художественное наследие Богомазова, через столько лет получившее, наконец, признание и зрителей, и коллекционеров, уже никогда не исчезнет из так и не написанной пока истории искусства XX века.
Одним из аспектов, детально рассматриваемых Богомазовым, стало взаимоотношение Картины и Зрителя. "Теперь ясно выразился фактор, связывающий эстетическое волнение Художника и результат этого волнения - Картину. Мы видели, что основа этой связи лежит в знаке, в живописном элементе, сумма которых, с одной стороны, примыкает к эстетическому волнению Художника, а с другой - к такому же волнению Зрителя, предполагая, что последний принимает Картину". Художник, имитируя свое волнение, через элементы искусства создает картину. Зритель совершает обратный путь: через ощущение отдельных элементов Картины имитирует волнение художника. В сущности, путь восприятия картины Зрителем аналогичен пути, проходимому художником, только в обратной последовательности. Сначала у зрителя появляется ощущение знаков: их форм, окраски, величины, затем наступает этап анализа этих ощущений, сравнения их качеств и выявления разности. И только после этого происходит синтез полученных данных, сравнение их с воспоминаниями, и Картина либо принимается, либо не принимается Зрителем. А это, в свою очередь, зависит от того, чего в воспоминаниях больше, количественных или качественных показателей.
Богомазов уверен - развитие понимания живописных элементов у Зрителя неизбежно должно привести его к осознанию положений нового искусства. Как только Зритель начинает уяснять связь между элементами искусства, он не может не признать прав этих элементов, а потому принять несовпадение произведения с оригиналом. Богомазов констатирует в современном Зрителе эволюцию освобождения элементов Картины от сковывающего гипноза оригинала.
Порою трудно пробраться к смыслу сквозь этот тяжеловесный, многословный, с бесконечно повторяющимися словами, язык Богомазова. Слишком о многом ему хочется рассказать, слишком тонко он прочувствовал творческий процесс, слишком мало слов для обозначения столь призрачных материй...
Тем не менее, многие предложения из его научного трактата хочется разобрать на афоризмы и цитаты, столь образны они и красноречивы и рождают собственные (читателя) ассоциации. "Живопись есть совершенный Ритм составляющих ее элементов"; "Картинная Плоскость есть имитация спокойной зрительной сферы"; "Сходство уничтожает объект больше, чем разность". Художника ни в коей мере нельзя обвинить в желании "поверить алгеброй гармонию".
Не случайно он будто оговаривается, что можно не уметь технически, с помощью аршина и циркуля, разобрать отношения элементов, но разобраться в собственном ощущении во власти каждого зрителя. ""Новая" Картина - это мысль Художника, воплотившаяся в реальных знаках его искусства, это результат его вдохновения, взволнованного пластической красотой Мира, в которой Художник властно утверждает свое Я".
Коментарі
фся
122.04.11, 10:49
человеческое лицо – не удостоверение личности, но арена борьбы силовых линий: вертикалей, горизонталей, овалов, острых углов, так сказать, драматургия ритмов. Здорово!!! Спасибо!!!
ЛанаМ
222.04.11, 10:52Відповідь на 1 від фся
необычно много текста, но хотелось об этом человеке написать подробнее..очень интересно самой было
фся
322.04.11, 10:54Відповідь на 2 від ЛанаМ
тоже хочу сделать заметку о художнике львовянине. В инете о нем инфы нет. Прийдется брать интервью. Благо я с ним знакома.
ЛанаМ
422.04.11, 11:01Відповідь на 3 від фся
такие заметки вообще бесценны-)
Гість: Presti9e
522.04.11, 12:07
K-ATRIN
623.04.11, 05:37
Гість: Grazia
723.04.11, 08:32
ваксан
823.04.11, 09:57
Прекрасно!!! Только выражение "Украинский Пикассо" не совсем корректно:Богомазов абсолютно самобытен , со своим стилем ,просто писали с Пикассо в одной манере.Прекрасный художник,спасибо за заметку.
ЛанаМ
923.04.11, 10:00Відповідь на 8 від ваксан
может и не корректно, но его так называли. У нас не умеют иначе..обязательно надо с кем то западным сравнить..и согласна, что он самобытен
ЛанаМ
1023.04.11, 10:00Відповідь на 6 від K-ATRIN