Знаменитый украинский художник и разведчик Николай Глущенко докладывал Сталину о подготовке Гитлера к войне против СССР еще в июне 1940 года.
Сегодня ранние картины кисти мастера стоят десятки тысяч долларов. "Поэт живописи", "первый украинский импрессионист" - так часто говорят о Николае Глущенко. Мало кому из отечественных художников удавалось творить столь свободно - во времена расцвета соцреализма
Одна из самых любимых картин художника, которая украшала гостиную его квартиры "Мартовское утро"
Картин здесь немного, остальные в фотоальбоме моем, очень интересный текст..потому и не перегружаю картинами...
Выдающийся украинский живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии имени Т. Г. Шевченко Николай Петрович Глущенко до Великой Отечественной войны полтора десятка лет жил в Берлине и Париже, совмещая амплуа художника и разведчика. При жизни Николая Глущенко о его работе в разведке никто из знакомых и коллег по творчеству не знал. Он был одним из тех, кто заблаговременно проинформировал советское правительство о готовящемся нападении фашистской Германии. Как известно, игнорирование этой информации обернулось для СССР трагедией 22 июня 1941 года.
Получить паспорт гражданина СССР Глущенко помог Александр Довженко
В начале 1940 года советская разведка поставила перед Глущенко, художником с мировым именем и опытным разведчиком, задачу - организовать выставку немецкого изобразительного искусства в Москве и выставку народного творчества СССР в Берлине. В это время немецкая контрразведка тщательно следила за всеми приезжающими в страну советскими гражданами, подозревая чуть ли не в каждом из них кремлёвского шпиона. Посылая в Германию именно Глущенко, руководство разведки рассчитывало, что известного художника не станут "плотно опекать", и этот расчет оправдался.
Обе выставки прошли с большим успехом. В Берлине Глущенко целыми днями общался с представителями немецкой интеллигенции, чиновниками Министерства культуры, соотечественниками. Как-то к нему подошел человек, назвался Захаром и произнес обусловленную фразу: "Вам привет от Виктора". Это был пароль. Глущенко ответил: "Он тоже просил меня перед отъездом передать вам привет". Художник получил и доставил в Центр ценную информацию военно-политического характера.
На имя Сталина и Молотова была срочно подготовлена докладная записка, подписанная Народным комиссаром внутренних дел. В ней отмечалось, что посланный в Берлин разведчик Ярема получил от руководства Украинского научного института, работающего в подчинении Министерства пропаганды Германии, информацию о подготовке Гитлера к войне с Советским Союзом.
В частности, этим институтом по заданию ведомства Геббельса в обстановке строгой секретности были изданы немецко-украинские словари для пехоты, летчиков, большой словарь военно-топографических, экономических и политических украинских терминов, готовились к выходу карманные словари и детальные топографические карты всей территории Украины.
В докладной также приводились слова руководителя научно-исследовательской части института профессора Кузели, который, ссылаясь на общение с высокопоставленными представителями немецкого правительства заявлял, что война точно будет. Этот документ датирован 10 июня 1940 года. В то же время, как отмечают исследователи деятельности советской разведки, легендарный Рихард Зорге о возможном нападении Германии на СССР сообщил радиограммой из Японии на пять месяцев позже - 18 ноября 1940 года. Потом, уже за неделю до начала войны, Зорге назвал и точную дату - 22 июня.
...Николай Глущенко родился 17 сентября 1901 года в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область). В 1918 году окончил коммерческое училище в Юзовке (Донецк). Уже тогда проявились его способности к рисованию, пытливый ум, рассудительность, выделявшие его среди сверстников. Вскоре Глущенко по мобилизации зачислили в Добровольческую армию Деникина. Через некоторое время с остатками белогвардейских частей он оказался на территории Польши. Там попал в лагерь для интернированных лиц, а оттуда сбежал в Германию.
В Берлине Николай окончил частную художественную школу, а затем высшую школу изобразительного искусства. Его необыкновенные способности заметили влиятельные представители украинской эмиграции. Во время учебы молодого художника материально поддерживали гетман Скоропадский, бывший представитель УНР в Берлине профессор Смаль-Стоцкий, писатель Владимир Винниченко. Тогда же Александр Довженко, который работал в то время в советском консульстве в Берлине, помогает Глущенко получить паспорт гражданина СССР.
После учебы Николай переехал в Париж. Он неплохо зарабатывал рисованием и через некоторое время смог открыть свое художественное ателье, которое стали посещать парижане, туристы, бывшие соотечественники. Вскоре, когда с успехом начали проходить выставки картин художника, ателье превратилось в место собраний представителей интеллигенции, правительственных чиновников, лидеров белоэмигрантских и украинских заграничных организаций. Частым гостем ателье был австро-венгерский эрцгерцог Вильгельм фон Габсбург - племянник бывшего императора Австрии Франца-Иосифа. Во время таких встреч за чашкой кофе, где обсуждались последние события в искусстве, политике, высказывались прогнозы на будущее, велись дискуссии на различные темы, Глущенко всегда был в центре внимания. Именно в этот период из Парижа в Москву начинает поступать чрезвычайно ценная информация от разведчика под псевдонимом Ярема. Лишь немногие в Центре и парижской резидентуре советской внешней разведки знали, что под этим псевдонимом действует Николай Петрович Глущенко.
Благодаря художнику у советской разведки появились секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники
Однажды в ателье явился солидный преуспевающий коммерсант из Бельгии Андрэ Мирабо, который и ранее часто бывал в Париже, а в этот раз по рекомендации одного из общих знакомых решил познакомиться с талантливым художником. Практически сразу завязались тесные дружеские отношения, поскольку бизнесмен неплохо разбирался в живописи и даже сам пробовал рисовать. Для Глущенко же он представлял интерес как ценный источник информации: Мирабо вращался в кругу промышленников, военных, руководителей финансовых учреждений, дипломатов из Франции, Германии, Бельгии, Англии и других стран, занимался внедрением в производство новых разработок, в том числе военных.
Тесные и целенаправленные контакты с Мирабо позволили Глущенко получить очень важную информацию. В архивных материалах об этом сказано следующее: "...выполнил ряд сложных заданий по добыванию научно-технической информации оборонного характера. В результате советская разведка получила секретные чертежи двухсот пяти видов военной техники, в частности авиационных моторов для истребителей".
Однажды художественный талант Глущенко очень пригодился ему в его разведдеятельности: необходимо было сделать портретные зарисовки во время судебного процесса над убийцей Симона Петлюры Самуилом Шварцбадом. В Центре зачем-то понадобились изображения Шварцбада и его адвоката Торреса. С таким заданием Глущенко справился без особого труда. Эти карандашные рисунки сохранились до наших дней. Кроме того, по указанию Сталина Глущенко выполнял заказы советского посольства во Франции - рисовал портреты Ромена Роллана, Мишеля Кашена, Анри Барбюса, президента общества "Франция-СССР" Поля Синьяка и других известных представителей французской интеллигенции. Популярность Глущенко как художника росла день ото дня. На выставках его картины экспонировались рядом с произведениями Ван Гога, Матисса, Пикассо. Сам Глущенко был лично знаком с Луи Арагоном, в мастерской Николая Петровича бывали Маяковский и Бунин.
Из сообщений парижской резидентуры в Москву становится ясно, что Глущенко просил разрешения о возвращении на родину. В одном из них отмечается: "Ярема настойчиво требует разрешить ему вернуться в Украину. Мы пытаемся доказать, что для завершения важной разведывательной акции нужно остаться в Париже еще на один год. Он крайне недоволен, говорит, что больше двух месяцев не выдержит". В конечном итоге Глущенко проработал во Франции еще один год.
В июле 1936 года художник с семьей возвратился в Советский Союз. В Москве ему с женой и ребенком выделили комнату в коммуналке площадью 9 квадратных метров. Однако он на это пока не обращает внимания, радуется жизни, занимается организацией выставки своих картин в Киеве.
Вскоре в НКВД СССР из Киева приходит секретное донесение: "По сообщению Агафона, в Киев приезжал художник Глущенко, который конспиративно связался с участниками украинской национал-фашистской организации художников. Эти контакты прикрывались выставкой картин, которую он организовал. Агафону удалось узнать о том, что украинское фашистское подполье через Глущенко поддерживает связь с заграничными украинскими контрреволюционными группами. В Москве Глущенко должен установить контакты с российскими антисоветскими группировками, а также с троцкистами. Имеет их адреса и явки. Изучение контрреволюционных связей Глущенко продолжаем. Капитан госбезопасности Рахлис".
Однако, как оказалось, в Киеве не знали о работе Глущенко в разведке, просто хотели заработать баллы на разоблачении "врагов народа". К счастью, художник не попал в жернова репрессий. На сфабрикованном донесении напротив псевдонима Агафон сохранилась надпись: "Расстрелян как провокатор".
Некоторые искусствоведы, близко знавшие Глущенко, утверждают, что в 1920-х годах во время учебы в Берлинской высшей школе изобразительного искусства у него якобы пару раз брал уроки рисования сам Гитлер. Однако документальных подтверждений этому в архивах не обнаружено. Зато абсолютно достоверен другой эпизод из жизни Николая Петровича.
В последний день работы советской выставки в Берлине, которую курировал Глущенко, ее посетило высшее руководство Рейха во главе с министром иностранных дел Риббентропом. От имени фюрера он поблагодарил всех за хорошую организацию работы, некоторых наградил грамотами и ценными подарками, а затем, обращаясь к Глущенко, сказал, что Гитлер высоко ценит его талант, считает одним из лучших пейзажистов Европы и на память о пребывании в Берлине дарит ему альбом с собственными акварельными рисунками. После возвращения в Москву Глущенко передал этот альбом руководству разведки.
Вскоре с ним пожелал ознакомиться сам Сталин. Лишь через полтора года рисунки Гитлера вернули Глущенко. Он хранил их всю жизнь, а в 1977 году, после смерти художника, его жена, по свидетельству Семена Резникова, коллекционера и близкого друга семьи Глущенко, якобы отдала альбом для ознакомления в Министерство культуры Украины. Затем им вроде бы интересовался кто-то из руководства Совмина. Во всяком случае, до наших дней дошла лишь копия одной акварели Гитлера из всего альбома.
Война поставила точку в разведывательной деятельности Глущенко. В дальнейшем он занимался лишь творчеством. Правда, под нажимом руководящей и направляющей роли партии пришлось создавать работы в стиле соцреализма. Появились его полотна "Казнь испанских революционеров", "Ленин возле стены Коммунаров", "Смерть героя гражданской войны Василия Боженко", "Оборона Москвы", "Букринский плацдарм" и другие, часть которых затерялась в годы войны. Незадолго до смерти он отобрал 250 работ, выполненных в 1950-е годы, собираясь сжечь их. Сказал жене: не хочет, чтобы ими потом спекулировали. Картины нашли позже на антресолях в мастерской, и Министерство культуры передало их для хранения в музей, но без права экспонирования.
Близко знавшие Глущенко коллеги и знакомые отмечают, что он строго придерживался распорядка дня. И в будние, и в выходные дни в 9.00 был уже в мастерской, ровно в 19.00 садился за обеденный стол, в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник по дороге в мастерскую заходил поздороваться в Министерство культуры. При этом из кармана его твидового пиджака всегда выглядывал свежий номер газеты "Юманите".
В последние годы жизни Николай Петрович жаловался на плохой слух, но нередко пользовался этим во время торга за картины. Когда его спрашивали, к примеру, продаст ли он полотно за 300 рублей, Глущенко переспрашивал: "За сколько? За 500? Забирайте". Сегодня каждая работа кисти Глущенко оценивается в более чем 5000 долларов, а ранние работы в стиле импрессионизма стоят в десятки раз дороже.
Автор: Александр Скрипник, пресс-служба Службы внешней разведки Украины
Источник: Служба Зовнішньої Розвідки України
Очень интересная стратья о нем тут http://www.zn.ua/3000/3680/32896/ , выдержки:
Украинский поэт Рыльский уважал и ценил творчество Глущенко, вот его строки
Цей український наш чебрець
Віддати міг лише митець,
Ці наші води і діброви
Диханням чистої любові
Еще одна цитата " И снова за работу. В левой руке у художника три-четыре кисти. В правой — одна, которую частенько меняет. Я смотрю на палитру. Художник повышенным голосом бросает:
— Краски красками, ими пользуемся, но пишем, рисуем — чувствами. Без чувств созданная картина будет неживой. Так говорили классики. Так оно было и есть."
Коментарі
K-ATRIN
119.09.10, 00:54
слишком яркий для меня)))--морской пейзаж и причал и зимний пейзаж понравились--там палитра ограничена
K-ATRIN
219.09.10, 00:55
а текст прочитала весь--очень интересно
ЛанаМ
319.09.10, 11:35Відповідь на 2 від K-ATRIN
он очень разный и наверно фото не передает и половины...но обрати внимание- Яблонскую критиковали за импрессионизм которого у нее очень мало было-)) ну так..намеки...а тут? тоже самое время-))) те же сверху спущенные директивы-)) и как по разному относились...у него как раз в то время много импрессионизма...наверно у него единственного)))) Очень интересный человек и жаль что далеко не все выложила о его биографии-)) там на книгу хватило-)) и не одну-) Такими соотечественниками гордится надо, а мы и не знаем зачастую...
K-ATRIN
419.09.10, 13:04Відповідь на 3 від ЛанаМ
не знаем-- о таких нужно в школе говорить-- весь период обучения-- а не засорять светлые и юные умы и души националистическим мусором и спорными героями.Яблонская мне очень нравится-- нет у неё такой бьющей яркости и смешения красок-- директивно ругали)
фся
519.09.10, 18:32