Большую роль в формировании ее характера и взглядов сыграл отец. Юрист по образованию, человек незаурядного ума, эрудиции и эстетического вкуса, он всячески поощрял склонность дочери к искусству, деятельно помогал становлению ее мировоззрения, интереса и любви к народному творчеству. Часто брал ее на сельские праздники и ярмарки; там она открывала для себя красочный и своеобычный мир домашнего убранства крестьян, их одежды и вышивок, вековых традиций народных обрядов, задушевных и мелодичных песен.
Елена Кульчицкая Портрет отца 1908 г. В дневнике, который художница начала писать уже в зрелом возрасте, она напишет: «Если вспоминаю о своем детстве, то, в первую очередь, жизнь в доме в Каменке. Именно здесь появился у меня интерес к окружающему миру ... Красота цветов, цветущие в саду деревья бессознательно, но глубоко запали в мою детскую душу ... В познании природы и в способе наблюдать ее красоту я, бесспорно, обязана своему отцу, который очень ее любил. Он никогда не возвращался из поездок без цветов, которые обязательно всегда показывал нам, детям ... Любовь к красоте рождалась у нас и под влиянием мамы».
Елена Кульчицкая Портрет матери 1908 г. Детское увлечение рисованием с годами переросло в страстную мечту — стать настоящим художником. Окончив в 1894 году среднюю школу во Львове, Кульчицкая пытается самостоятельно овладеть акварельной и масляной живописи, но становится все более очевидной необходимость специальной подготовки. В 1901 году вместе со стершей сестрой Ольгой она поступает на художественное отделение Львовской ремесленно-промышленной школы, где под руководством опытного акварелиста А. Стефановича делает заметные успехи. Еще через год она была принята в лучшую во Львове частную студию популярных в то время польских художников-реалистов С. Качор-Батовского и Р. Братковского.
Елена Кульчицкая Портрет Ольги в белом. 1906 г.
Полученный диплом этой студии дал возможность Елене поступить в 1903 году в Школу прикладного и декоративного искусства в Вене, поскольку это было в то время единственное высшее заведение, куда принимали девушек. Биографы пишут, что именно старшая сестра Ольга настояла на дальнейшей учебе Елены, считая ее более талантливой, чем она сама. Елена часто рисовала Ольгу, оставив почти сотню ее портретов, исполненных в разных техниках. У сестер даже судьбы были похожи - обе так и не вышли замуж. Позже в дневнике Елена напишет: «Почему я хотела так много работать? Я же была молодой, обращала на себя внимание… Почему так мало пользовалась симпатиями в веселой Вене? Теперь жалею, что не использовала молодость». В годы учебы здесь Кульчицкая наряду с рисунком и живописью (масло, темпера, акварель, пастель, фреска, мозаика) успешно овладевает разнообразными техниками гравюры и офорта, эмалей, керамики, скульптуры малых форм, основами книжной и прикладной графики. В этой многогранности нетрудно увидеть столь присущую молодым художникам любознательность и в то же время признак еще не устоявшихся вкусов и устремлений, желание испытать себя в разных видах, жанрах и техниках искусства. Для Кульчицкой они означали большее: возможность способствовать своим примером расширению тематического, жанрового, технического диапазона западноукраинского изобразительного и прикладного искусства.
Елена Кульчицкая Пастушок 1903-06 гг
Осваивая уроки венских наставников — монументалиста и графика А. Кеннера, живописца и скульптора Г. Геллера, орнаменталиста, известного также своими портретами и историческими композициями Ф. Цижека и других, Кульчицкая одновременно приобщалась к художественной атмосфере Австрии начала века. Громадное значение имело для нее изучение богатейших собраний венских музеев, незабываемое впечатление оставила и поездка в 1904 году в Венецию. Успешной защитой дипломной работы в 1908 году Кульчицкая завершила учебу. В том же году за исполнение металлической шкатулки с сюжетно-аллегорическими вставками из эмали она получила первую премию на конкурсе торгово-промышленной палаты в Австрии. Это позволило молодой художнице провести несколько месяцев за границей — в Мюнхене, Париже, Лондоне.
В 1908 году Кульчицкая возвращается во Львов. Время ученичества кончилось, и перед львовским зрителем неожиданно предстал художник не только широко эрудированный, стоящий на уровне современного европейского искусства, но и зрелый, со своей идейно-творческой программой, которая во многом совпадала с тем, к чему призывал выдающийся живописец, художественный критик и общественный деятель И. Труш. Он выдвинул программу изобразительного творчества национально-самобытного и народного, единого в своих связях с украинской культурой по обе стороны Збруча. Создание им во Львове первых объединений художников — «Общества развития украинского искусства» (1898) и «Общества друзей украинской литературы, науки и искусства» (1905), организация в 1905 году первой выставки произведений художников Западной и Восточной Украины, издание первого художественного журнала «Артистический вестник» (1905) имели огромное значение для всей культуры в целом. В начале 1909 года в рамках «Общества любителей искусства» состоялась первая публичная выставка Кульчицкой во Львове, где дебютантка представила пятьдесят две работы, выполненные в студенческий период. Скупой на похвалы И. Труш заявил: «Так быстро и так хорошо мало кто раскрывает свой талант... В украинское искусство влилась новая серьезная сила».
Дети на леваде 1908 г.
Елена Кульчицкая Ярмарка в Косове 1908 г.
Елена Кульчицкая Пастушок с гусями 1908 г.
Особенно впечатлили критиков картины на темы галицкого крестьянства. Еще в годы учебы художница неизменно проводила каникулы в Косове — в одном из самых прекрасных уголков Карпат и центре народного искусства Гуцульщины.
«...Я оказалась среди гуцулов,— вспоминала потом художница, — этой частицы нашего народа, которую так сильно полюбила, полюбила ее обычаи, архитектуру и своеобразное, очень ценное народное искусство». К тому же семья Кульчицкой к этому времени поселилась в Косове, отец художницы открыл здесь адвокатскую контору. Кульчицкая заявляет о себе в разных видах и техниках искусства. Она пишет акварели, создает эмали и женские украшения, работает в аппликации и скульптуре малых форм и, наконец, в живописи.
Елена Кульчицкая Сестра в красном 1909 г.
Елена Кульчицкая У керосиновой лампы 1910 г.
Елена Кульчицкая Лето 1912 г.
Большое место в косовском периоде творчества Кульчицкой занимал живописный портрет. Среди ее моделей преобладают близкие художницы— мать, отец, сестра. В стремлении придать их образам внутреннюю значительность, Кульчицкая, однако, не чуждается внешне эффектных приемов светского репрезентативного портрета. Однако с годами ее живописный портрет обретает все большую психологическую остроту. 1909 год принес Кульчицкой и радость первого успеха, и горечь тяжких испытаний. Со смертью отца семья лишилась моральной и материальной поддержки. В полученной было должности учительницы рисования в женском лицее во Львове ей вскоре отказали. Решение Краевого школьного совета о переводе Кульчицкой в небольшой городок Перемышль на долгие годы отдалило ее от Львова и его культурной жизни.
«Окончив художественную школу, — вспоминала впоследствии Кульчицкая, — я мечтала целиком отдаться искусству, однако скоро убедилась, что жить на средства творческой работы — это неосуществимая мечта... Я 29 лет проработала учительницей рисования. Днем я учила, так что писать не могла. Приходилось вставать в 4 часа утра и садиться за палитру, чтобы хоть немного поработать... Зато летом мы с сестрой бродили по селам Гуцульщины, и не было у нас большего счастья, как писать и собирать прекрасные образы народного творчества».
Елена Кульчицкая Сирота 1912 г.
Елена Кульчицкая Дети со свечами 1913 г. Биографы пишут, что Кульчицкая создавала своеобразную летопись народной жизни. Среди ее ранних произведений серия работ на крестьянскую тему, многочисленные пейзажи и натюрморты. Из наиболее известных работ – акварели «Жатва», «Дети со свечками», "В городке" (1910), "Соседки" (1911), "В лесу" (1912), "Вечером" и "Кладбищенская ворота" (1913). Многие произведения художницы выполнены в редко применяемой в настоящее время технике "меццо-тинто".
Елена Кульчицкая У колодца (Соседки) Порто-Ре 1911 г.
Но если западноукраинская живопись на рубеже веков отмечена безусловными достижениями, то этого нельзя сказать о графике. Традиции, заложенные Т. Шевченко, получили известное продолжение и развитие в творчестве художников Восточной части Украины, но на Западной Украине до Е. Кульчицкой выдающихся графиков практически не было. В 1912 году художница впервые приняла участие в украинской художественной выставке в Киеве, а уже в следующем году на этой же выставке Елена была признана самым лучшим графиком.
Елена Кульчицкая Оля на палубе 1911 г.
Елена Кульчицкая Весна 1913 г.
Успенская церковь во Львове/ Экслибрис Е.Кульчицкой линогравюра
Жатва / 1930-е гг./ линогравюра Лирник / линогравюра
Картины становятся теперь в творчестве Кульчицкой редким исключением, излюбленными техниками стали офорт и акватинта. В первые годы пребывания в Перемышле художница часто выставляла свои произведения во Львове, Кракове, Варшаве, Познани. Событием ее творческой биографии той поры стало участие в художественных выставках в Киеве, состоявшихся в 1911 и 1913 годах. Австрийской администрацией и польскими шовинистами участие галицкой художницы в этих выставках было воспринято как вызов властям. Критика, столь благожелательно встретившая первые произведения Кульчицкой, теперь даже не упоминала ее имени. Ее работы, посланные на выставки, отклонялись без рассмотрения жюри. В эти же трудные времена она иногда выставляла графику в витринах книжного магазина Научного общества им. Т. Шевченко во Львове.
Елена Кульчицкая Дедушка (На закате жизни) 1913 г.
Елена Кульчицкая Мальчик в венке из колосьев. Львовщина. 1913 г. Первая мировая
А потом началась первая мировая война. Чтобы получать продуктовый паек, сестры устроились на работу в госпиталь. В то же время они помогают пострадавшим украинцам. Польские власти увидели в этом заговор, посчитав их, по словам самой художницы, «государственными изменниками». Сестер арестовали и вместе с другими общественными деятелями Перемышля выслали в лагерь для интернированных украинцев в Баранове на Висле. Лишь благодаря ходатайству маминого брата, Романа Стебельского, служившего прокурором в Перемышле, через три месяца заключения сестер Кульчицких освободили. Спасаясь от преследований, семья уезжает в Вену. В Австрии Елена с Ольгой работали в Комитете помощи раненым украинским воинам. Картины пережитого кошмара, расстрелы, камеры с заключенными Елена переносит на свои полотна. Теме войны художница посвятила почти полсотни произведений. Война нашла свое отражение в графических работах . Офорт "За океан" (1914) была первой в украинской графике работой на тему украинской эмиграции.
Елена Кульчицкая За океан 1914 г.
Эстампы художницы 1912-1918 годов полны философских размышлений о смысле жизни, которые выражены в аллегорических образах и символах .
Елена Кульчицкая / Блуд В Перемышль семья вернулась уже после войны. Очередным ударом для трех женщин стала смерть брата Владимира в 1922 году.
Елена Кульчицкая Перемышль зимой 1926 г.
Елена Кульчицкая За вышиванием (Портрет сестры). 1928 г.
Продолжение следует...
Коментарі
Гість: leschyi
110.03.13, 08:12
мрачно, серо
Nazar42
210.03.13, 08:13
Nazar42
310.03.13, 08:14Відповідь на 1 від Гість: leschyi
Времена то какие были !!!
Мне понравилось...
Гість: Dиззззз
410.03.13, 08:34
sonce-33
510.03.13, 11:00
Сама чопорна, і картини у художниці такі, справді, безрадісні, певно, внутрішній світ такий...
Дякую, Катрін!
fontain
610.03.13, 11:07
Хотя мотивы с грустью, но все равно, любовь к изображаемому и неуловимоё очарование сквозит в её работах
Hrab
710.03.13, 12:14
Вперше переглядаю таку повну збірку Кульчицької, дуже дякую!
Гість: Светля4ок
811.03.13, 05:19
Спасибо
Гість: Рус с kija
911.03.13, 07:46
Гість: ridik07
1011.03.13, 10:43
*spas ibo*