Свет и цвет
- 22.10.09, 15:10
- Дизайн.UA
Немножко любопытно-познавательного из того, что я помню по теории цвета в практическом смысле, доступными словами.Визуальная теплота цвета — одна из основных обобщающих характеристик, используемых в разговорах о цвете (специальная литература и источники рекомендуют употреблять термин «тон», но для упрощения и повседневной привычности я буду пользоваться словом «цвет»).Теплый, холодный, нейтральный.Почему красный, оранжевый, желтый и оттенок зеленого рядом с желтым участком радуги для обычного человека — еще теплые, а зеленый в сторону голубого и дальше — уже холодные? Скажем «спасибо» нашему солнцу. Даже так: Солнцу. Как светилу, спектр видимого излучения которого (собственно свет) имеет самую большую желтую составляющую. Т.е. для нас привычный солнечный цвет — белый, в абсолютных показателях — желтоватый (по длине волны, температуре и энергии фотонов). Само Солнце собственно желтое. Жовтогаряче (укр.). Солнце — источник жизни, тепла. Днем — радостно и безопасно, ночью — темно и мы спим (чтоб не бояться ) Человечество живет в свете своего желтого солнца и все цвета, схожие по температуре, для него теплые. Остальные — холодные. Или нейтральные. Интересно (для меня, по крайней мере) обстоит дело с фиолетовым цветом. По физике это — холодный цвет, лежащий еще дальше в спектре за синим. Но опираясь на опыт получения цвета при смешивании красок, можно сказать, что если смешать больше 50% красного и 50% синего — получу теплый фиолетовый (красного больше), меньше 50% красного — холодный.Белый, черный, серый — нейтральные цвета. Белый — отражение объектом всего падающего на него света, черный — поглощение всего, серый — равномерное частичное отражение (поглощение) всех длин световых волн. Поскольку людской глаз видит попадающие в него лучи, то цвет для человека — отраженный объектом свет, вернее, часть света. Поэтому иногда говорят, что черный — не цвет, поскольку ничего не отразилось и человек не видит ни одного отраженного луча, т.е. черный — отсутствие света и цвета. Но любому ребенку известно, что есть черный фломастер и черная краска, значит черный — цвет. Не будем расстраивать детей своими умствованиями Какую длину волны объект отразил — такого он и цвета. Остальное объект поглощает. Или рассеивает. Аналогично, какую длину волны объект излучил — такого цвета его свет (лампочка например). Часто можно увидеть печатные афиши, плакаты, вывески и прочую уличную полиграфию, которая давно висит на улице и выгорела. «Выгорают» именно теплые пигменты (краски), потому что они подвергаются воздействию теплых (в цветовом значении) солнечных лучей. В солнечном свете почти нет холодных, потому холодные пигменты спокойненько себе остаются. От зеленого остается синий (голубой), потому что желтый «выгорает». Красный, оранжевый «выгорают» полностью. Я плавно подошел к термину пигмент (краска). Это вещество, отражающее падающий на него свет определенной длины волны. Существует понятие «основные цвета» в отношении красок. Это цвета красок, которые нельзя получить смешиванием никакой другой краски. Их всего три: красный, желтый, синий. Все остальное цветовое многообразие можно получить (теоретически), смешав эти три цвета. Основные цвета имеют соотв. дополнительные цвета. Для красного это зеленый, для синего — оранжевый, для желтого — фиолетовый. (в компьютерной графике имеется пространство RGB, где R это красный, G - зеленый, В-синий. Откуда здесь взялся Желтый я не знаю. Впрочем, некоторые сведения по этому собраны здесь http://pointart.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=427 прим. S_Lucas)
Однако в реальности из-за химических тонкостей и ограничений технологии изготовления красок такое почти невозможно, поэтому в полирафии используются желтый (Yellow), голубой (Cyan) и розовый (Magenta). Белый получают, оставив цвет белого фона (бумаги) незапечатанным, а черный, теоретически, можно получить смешав основные цвета, но из-за свойств красок такого не происходит. Поэтому в полиграфиескую цветовую триаду введен четвертый цвет, черный (blacK). CMYK (цмик) — базовая цветовая модель цветной печати, или субстрактивная модель.
Коментарі
анонім
122.10.09, 15:25
несогласен, самые гарячие звёзды как раз из холодного цветового спектра - голубые
flomaster
222.10.09, 15:40Відповідь на 1 від анонім
а я и не говорил, что желтый — горячо в °C или в °К
Если бы мы жили под голубой звездой, для нас голубой бы был теплым. )
S_LUCAS
322.10.09, 15:40
пожалуйста дай ссылку на источник по поводу моего замечания
flomaster
422.10.09, 15:43
Речь идет о восприятии, т.е. психологии, сформированной длинным путем эволюции человека в конкретных физических условиях жизни. Желтый, красный (огонь, уголек, песок) — горячо, голубой (вода, снег) — холодно, зеленый (трава, листва) — уют и.д.
В физической теории, понятное дело, чем выше температура — тем «белее» объект, поскольку температура — параметр количества энергии, излучаемой объектом. Черный — холодный, вообще нет излучения; красный — теплее, желтый — еще теплее, зеленый — еще и т.д. (в т.ч. голубой), вплоть до белого. «Да, горячий — савсэм бэлый!..» Есть даже в ТВ-отрасли термин, «температура белого»: насколько белым является излучаемый монитором свет. Чем выше эта температура, тем чище цвет. Стандартно 6500 Кельвинов (6500К). Этот параметр есть в настройках многих мониторов.
flomaster
522.10.09, 15:53Відповідь на 3 від S_LUCAS
да собственно:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Основные_цвета
http://pointart.ru/index.php?type=review&area=1&p=articles&id=427
http://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет
http://ru.wikipedia.org/wiki/Портал:Цвет
flomaster
622.10.09, 15:59
хахахаха
википедия, конечно, тот еще источник. Зеленый у них, видите-ли, по Иттену, основной. Исправил википедию. Грамотеи
S_LUCAS
722.10.09, 16:03Відповідь на 5 від flomaster
понятно. щас размещу ссылку.
flomaster
822.10.09, 16:07Відповідь на 7 від S_LUCAS
я не стремился воспроизвести академические сведения из теории цвета — это скучно и лишнее. Потому и ссылок не дал. Пытливый ум сам найдет источники, которые ему по душе. В жизни же и практике дизайна вполне достаточно общих сведений и поверхностного понимания сути понятий и процессов.
А ведь есть еще теория воприятия цвета, завязанная на биологию, анатомию, психологию, физию, химию, историю…
vilga
922.10.09, 16:09
"что черный — не цвет" несогласен - это цвет, как и белый. Аргументация:
спорят два еврея белый это цвет или нет. каждый своит на своём. наконец решают пойти к раввину, мол мудрый человек, он нас рассудит. приходят и просят их рассудить. тот долго роется в своих книгах, наконец находит. вот в этой мол написано, что белый это цвет.
дальше возникает у них спор чёрный это цвет или нет. опять, после долгого спора, к раввину. тот снова находит ответ в какой то из своих книг вот смотрите здесь написано что чёрный это цвет.
- вот видишь, Абрам, я тебя не обманул: ты купил у меня цветной телевизор
flomaster
1022.10.09, 16:18Відповідь на 9 від vilga
ну да
К замечанию в тексте заметки: в зависимости от способа получения цвета (поглощение или излучение) имеется две базовые цветовые модели: аддитивная (когда имеется источник излучения света/цвета) и субстрактинвная (когда имеет место поглощение света). В аддитивной модели (напр. R(ed)G(reen)B(lue), КрасныйЗеленыйСиний, мониторы и телевизоры) белый — смешение лучей от всех источников, черный — отстутствие лучей (выкл.), желтый — смесь красного и зеленого. В субстрактивной модели (напр. цмик, цветная печать) цвет получается смешением пигментов, поглощающих одни длины волн и отражающих другие. Белый получить смешением нельзя, только готовый пигмент, черный (в теории) — смешение всех основных пигментов (или всех дополнительных, или и тех и других).