Мало кто из нынешних поклонников боевых искусств не слышал о ниндзя. И хотя никто из них ни разу в жизни живого ниндзя в глаза не видел и толком никакого представления об их непонятном искусстве не имеет, за нин-дзюцу прочно утвердилась репутация самого-самого: самого боевого, самого хитроумного, самого выдающегося. И ничего удивительного в этом нет, ведь многочисленные авторы популярных брошюр твердят в один голос: "Прошедшие сверхчеловеческую по трудности физическую и психическую подготовку, прекрасно владеющие всеми приемами кэмпо без оружия и с оружием, ниндзя легко
преодолевали крепостные стены и рвы, часами могли оставаться под водой, умели ходить по стенам и потолку, сбивать с толку погоню, сражаться с безумной отвагой". Ну как тут устоишь, чтобы рот не раскрыть.
Вот и растут как грибы в разных городах бывшего необъятного Союза многочисленные секции, где "учат на ниндзя". Только диву даешься. Ну скажите, откуда взяться ниндзя в каком-нибудь Талды-Кургане? Ан нет, местный сэнсэй вам горделиво пояснит, что и туда занесла их нелегкая. Только в Нижнем Новгороде процветают, как минимум, три секции нин-дзюцу, а уж
про Москву и Питер вообще говорить не стоит - тут сам Бог велел, чтобы их десятки были.
При посещении подобных секций нин-дзюцу поражаешься не диковинным приемам (выясняется, что в области калечения себе подобных ничего особенного местные наставники показать не могут, а традиционным оружием работать, как правило, не умеют), не таинственным методам шпионских действий, которые здесь никто не преподает, а схожести "историй" "тайных
школ".
По словам сэнсэев, все эти секретные школы, упоминания о которых нет ни в каких источниках, возникли в дни седой старины - в 7, 8, 9 и т.д. веках - в горах Японии, Китая или Тибета, а то и вовсе где-нибудь на Шри-Ланке (впрочем, где точно - неизвестно), не без участия какого-нибудь горного отшельника или монаха-воителя, имя которого строго засекречено. Они
якобы орудовали в том или ином районе, развили многочисленные методы рукопашного боя со всеми мыслимыми и немыслимыми видами оружия (правда, при виде манипуляций рассказчиков в этом возникают большие сомнения) и были
переданы нашим наставникам какими-то японцами под кодовыми именами типа "Ямомота из-под Киота", по неизвестной причине вдруг сподобившимися поделиться секретами семейной школы с Иванами, а потом исчезнувшими в неизвестном направлении.
Когда слушаешь эти истории, всегда начинает казаться, что все эти "сэнсэи" у одного и того же человека учились, уж больно похоже материал излагают. Да нет, вроде технику они разную показывают - этот, видно, каратэ занимался, а этот айкидо, а тот и вовсе непонятной смесью из нескольких китайских стилей. Нет, не учились они у одного человека, да и вообще никогда никаким ниндзюцу не занимались. Секрет прост: все они читали одни и те же книжки.
Сегодня во многих странах мира, в том числе в СНГ, выходят сотни книг по нин-дзюцу. Однако практически вся информация, в них представленная, может быть прослежена до нескольких источников - либо до сочинений "основателя единственной истинной организации ниндзя Будзинкан-додзё" японца Хацуми Мацааки, слова которого на разных языках пересказывают десятки учеников во всех уголках света, либо до отдельной брошюрки какого-нибудь ловкого товарища, просто пожелавшего поэксплуатировать тягу европеоидов к непонятному и таинственному миру японских шпионов и пропагандирующего
собственно-изобретенную школу "нин-дзюцу".
При этом различия в названиях книг и именах авторов сосвем не означают различия в подходах к исследованию такого сложного феномена как ниндзюцу. В целом все эти "историки", в подавляющем большинстве не владеющие японским языком и никогда не державшие в руках ни исторических хроник, ни собственно трактатов по нин-дзюцу, излагают одну и ту же версию: ниндзя - это особый "тайный" клан (слово "клан" почему-то понимается при этом как "тайное общество" а не как "род, родовая община" - согласно определению четырехтомного "Словаря русского языка" 1958 года издания) в основе идеологии которого - следование эзотерическому духовному учению сюгэндо ("путь обретения сверхъестественного могущества"), направленному на достижение гармонии со Вселенной. Поскольку приверженцы сюгэндо не пользовались благосклонностью властей и постоянно подвергались гонениям, кланам ниндзя пришлось разработать секретное искусство
диверсий, шпионажа и рукопашного боя, впоследствии получившее название "нин-дзюцу". Таким образом клан ниндзя - это не шпионская организация, а общество искателей высшего просветления и достижения гармонии с окружающим миром.
Однако при изучении японских исторических сочинений, классических произведений художественной литературы, подлинных трактатов по нин-дзюцу, а также благодаря исследовательской работе ведущих специалистов в области истории нин-дзюцу - Ямагути Масаюкэ, Окусэ Хэйситиро, Нава Юмио и других - выявляется во многом иной образ ниндзя и нин-дзюцу.
Чтобы не быть голословным, процитирую книгу XVIII века "Названия самурайских родов" ("Букэ мёмокусё"): "Синоби-но моно выполняют различные шпионские задания. Поэтому их называют еще "кандзя" или "тёдзя". Таким образом, служба их заключается в том, что они тайно проникают в чужие страны (провинции) и узнают положение дел во вражеском стане или по временам, смешавшись с противником, выискивают его слабые места. Кроме того, проникнув во вражеский лагерь, они
пускают огонь, и еще в качестве убийц убивают людей. Во многих случаях используются эти синоби. Называют их также "моно-кики", "синоби-мэцукэ" и еще по-разному. Если с самого начала служебные обязанности их не оговорены, нет таких заданий, которые бы им не поручали.
Служат в качестве синоби простолюдины, "легконогие" (асигару), полицейские стражники (досин), раппа, сэппа и другие. Неподалеку от столицы Киото в провинции Ига и в Кога (провинции) Оми было много дзи-дзамураев, после годов Онин (1467-1477) они создали свои партии (то), и днем и ночью стали вести военные действия, занимались также кражами и грабежом. Многие из них стали мастерами в собственном искусстве шпионажа (кантё-но дзёцу), после чего князья (даймё) всех кланов стали нанимать этих дзи-дзамураев (на службу). Обычным делом стало назначать их на должности лазутчиков (синоби). И прозвали их Ига-моно - "Люди из Ига" - и Кога-моно - "Люди из Кога"" (перевод цит. со старояпонского по изд.: Кодзи руйэн. Токио, 1969, т.34, с.346).
Эта цитата очень часто встречается в различных японских исследованиях по нин-дзюцу, и в этом нет ничего странного, ведь в ней довольно точно расставлены все акценты относительно того, кто такие ниндзя (или, как они названы в источнике, синоби-но моно) и какова роль пресловутых тайных кланов в развитии искусства шпионажа. Итак, что же такого важного заложено в этом отрывке?
Во-первых, из читаты следует, что синоби-но моно - это военные шпионы и разведчики, находящиеся на службе у феодальных князей. Именно "шпионская" функция, а не принадлежность к какому-либо религиозно-мистическому учению, является основой для выделения этой категории. Именно поэтому источник запросто заменяет слово "ниндзюцу" словом
"кантё-но дзюцу", которое обозначает именно шпионское искусство без примеси каких-либо духовных аспектов, а вполне тривиальные слова со значением "шпион" - кантё и тёдзя, пришедшие из Китая и использующиеся для обозначения
этого рода занятий по сей день, трактует как синонимы к "синоби-но моно".
Примечателен в этом смысле список групп, из которых набираются синоби - это и простолюдины, и низший слой самураев (асигару), и так называемые стражники (досин), выполнявшие полицейские функции и охранявшие замки феодалов, и различный военно-уголовный сброд сэппа и раппа (которые, по сообщению японских источников, представляли собой банды "разбойников гор и полей"). Добавьте к этому тот факт, что в ряде источников, например в "Дневнике семьи Момии" ("Момии-кэ никки") используется термин "синоби-но самурай" (см. "Кодзи руйэн", т.34, с.355), то есть "самурай, выполняющий функции синоби-но моно", и становится ясно, что синоби-но моно на службе у какого-нибудь князя мог стать
практически любой человек, обладавший специальными навыками.
Далее, в отрывке из "Букэ мёмокусё" очень точно сформулирована роль знаменитых группировок из Ига и Кога. Среди их
представителей было немало мастеров "собственного искусства шпионажа", то есть там действительно существовала традиция изучения нин-дзюцу и передачи его знаний из поколения в поколение. Однако "люди из Ига и Кога" отнюдь не названы создателями искусства шпионажа, да и выход их на большую арену шпионажа отнесен к довольно позднему периоду - к концу XV века.
Конечно, на основании одной только этой цитаты нельзя судить о столь сложном феномене как нин-дзюцу, но ее подкрепляют многочисленные сообщения из других исторических источников, например из "Хроники пяти поколений Ходзё" ("Ходзё годайки"), "Записей восьми провинций Канто" ("Ханхассю-року"), "Воинской хроники Мацуо" ("Мацуо-гунки") и целого ряда других.
Таким образом можно сделать вывод о том, что современные "историки нин-дзюцу" сильно исказили реальный образ японских "невидимок", а значит концепция истории нин-дзюцу, господствующая в современной литературе на эту тему, требует пересмотра на основе анализа имеющихся исторических документов, что я и попытаюсь сделать далее.
Итак, когда же возникло нин-дзюцу? Ответить на этот вопрос одновременно и очень легко, и очень сложно. Легко, потому что многие элементы этого искусства - следопытство, умение выслеживать врага, бесшумно подкрадываться - связаны с охотой, а потому были известны уже первобытным людям. Однако в средневековой Японии нин-дзюцу фигурирует не просто как набор разрозненных методов, а как стройная система, опирающаяся на разработанную теорию, то есть как особая наука и особое искусство. Наукой нин-дзюцу можно назвать благодаря строго логичному, рациональному строю его принципов, но, с
другой стороны, оно, как всякое подлинное искусство не терпит шаблона и требует подлинно творческого подхода от своего исполнителя. Поэтому, говоря об истоках нин-дзюцу, важно определить с какого момента разрозненные элементы оказались
соединенными в единую систему.
Японские историки связывают становление нин-дзюцу в качестве особой науки-искусства с влиянием знаменитого китайского трактата по военному искусству "Сунь-цзы", который был написан приблизительно в V веке до н.э. и в VII веке уже нашей эры завезен в Японию. В этой работе в главе "Использование шпионов" китайский военный мыслитель Сунь У впервые в мировой практике дал систематическое описание конкретных методов использования шпионов. Однако вклад китайского стратега в развитие нин-дзюцу отнюдь не исчерпывается этим фактом. В своем трактате Сунь У сумел сформулировать особый принцип военного искусства, который пронизал нин-дзюцу снизу доверху и который, в силу решающего значения для этого искусства, можно назвать его сущностью.
О чем идет речь? В третьей главе трактата, название которой можно перевести как "Стратегическое нападение" (Н.И.Конрад) или как "Нападение посредством стратагемы" (Л.Джайлз), провозглашается: "Сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию не сражаясь". (Цита. по: Н.И.Конрад. Синология. М., 1995, с.28).
Как это достигается? Стратегическим нападением, или нападением при помощи стратагем(по-японски "боряку", "бокэй" - "хитрость, уловка, маневр, интрига, заговор, хитроумный план"). Стратагема - это такой стратегический план, в котором
для противника заключена какая-либо ловушка или хитрость. Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность действий в операции, незаметным образом вынуждая противника делать ходы, выгодные для применяющего ее.
Способность предвидеть последствия поступков называют стратагемностью. Раскрывая способность просчитать ходы в политической или военной игре, а порой не просто просчитать, но и запрограммировать их, исходя из особенностей ситуации и качеств противника, стратагемность служит образцом активной дальновидности. Как метод составления и использования стратагем она зародилась в глубокой древности и была связана с приемами военной и дипломатической борьбы.
Умение составлять стратагемы свидетельствовало о способностях человека, а наличие плана вселяло уверенность в успехе. Поэтому издревле стратегия и стратегические планы стали пользоваться в Китае большим уважением. Состязание в составлении и реализации стратагем шло во всем - от политики до игры в китайские облавные шашки вэй-ци. Появился даже специальный термин - чжидоу, обозначавший такую состязательность, а в процессе практики составления и применения стратегических планов сложилась целая система из 36 классических стратагем.
Попав в Японию, стратагемы оказались в центре внимания ниндзя, что вполне понятно, поскольку в тайной войне лучшая операция та, которая имеет далеко идущие последствия, но при этом остается полностью невидимой для чужих глаз. Хитроумные стратегические планы, основанные на психологической манипуляции противником, представляли в этом плане целое сокровище, которым не преминули воспользоваться "воины ночи".
Приведу два примера для иллюстрации использования стратагем в ниндзюцу.
В середине XVI века князь Мори Мотонари воевал против даймё княжества Амако. Начальник разведки Мори разработал хитроумный план для ниспровержения Амако, который затем был с успехом реализован. По приказу Мотонари из тюрьмы был выпущен приговоренный к смерти разбойник с условием, что он будет шпионить в пользу князя Мори. Под видом паломника вместе с группой пилигримов он направился в княжество Амако, но на границе на них напали переодетые бандитами самураи Мори. В стычке "паломника" убили, после чего самураи Мори нацепили ему на шею амулет, в котором было записано послание от Мори к одному из военачальников Амако. Поскольку все это происходило на глазах у "пограничников" Амако, те не преминули вмешаться, чтобы защитить бедных паломников, но в результате им достались лишь мертвые тела скитальцев. Труп шпиона тщательно обыскали и нашли письмо князя Мори. Из текста послания явствовало, что не только адресат, но и еще несколько военачальников Амако перешли на сторону врага. "Умный" князь Амако воспользовался этой находкой и тут же казнил своих лучших полководцев, а через некоторое время его обезглавленная армия потерпела сокрушительное поражение от войска Мори.
В некоторых версиях этой истории упоминается, что такой план был разработан начальником разведки Мори неспроста. Дело в том, что он был членом семьи, практиковавшей нин-дзюцу и враждовавшей с князем Амако. Поэтому, когда Амако решил разделаться со своими недругами ниндзя, их представитель разрабтал хитроумный план, чтобы "разобраться" с ним втихую, и "убрал" его при помощи вышеописанной операции с участием князя Мори.
(Продолжение следует)
Коментарі
Prophet
127.07.09, 12:34
skaramys
227.07.09, 18:32
Holodochek
328.07.09, 00:46Відповідь на 1 від Prophet
Не ожидала, что кто-то это осилит
Спасиб
Holodochek
428.07.09, 00:46Відповідь на 2 від skaramys
Спасибки
Prophet
528.07.09, 00:52Відповідь на 3 від Holodochek
Я еще не все осилил,но скопировал в блокнот и распечатал Не люблю читать с монитора,но нинзя с детства интересуюсь
Holodochek
628.07.09, 00:59Відповідь на 5 від Prophet
ооо..буду знать *записала в личный блокнотик*
Prophet
728.07.09, 01:06Відповідь на 6 від Holodochek
skaramys
828.07.09, 09:52Відповідь на 4 від Holodochek
Нестоит
Merovingian
913.08.09, 19:52
...обстоятельно...
__Валерий__
1028.01.11, 11:35
Не надо так писсимистически! Я напрмер состоял в клане,который,конечно не дотягивал до истинного "Терпеливого" но проводя дружеские спаринги бои и соревнования с каратисктами,тхеквондистами и тайскими боксерами,которые имели "черные пояса" мы не разу не проиграли! Да и историю нидзюцу штудировали лучше любых историков,хотя это было н обязательно!....Вот только "Путь терпеливых" не для славяина...не с нашим огнем в крови убивать себя в безвыходной ситуации...мы деремся до последней капли,до последней капли крови,до последней капли вражеской крови!))! Не в наших традициях сидеть в медитации часами и уж точно славянин не может поставить представительниц прекрасного пола себе в равных...и бить их наровне!