Про співтовариство

Общество для тех, кто увлекается или серьезно занимается восточными единоборствами. Кому интересна история, настоящее и возможное будущее этого спорта на наших просторах.
Вид:
короткий
повний

Восточные единоборства

Будо Сэнсэя Тэцутака Сугавара

Тетсутака Сугавара родился на Хоккайдо 8 января 1941.

Во время учебы в колледже он занимался изучением дзюдо и получил черный пояс.В 1960 году он отправился в столицу и начал изучать айкидо у Морихэя Уэсибы. В Токио ему было негде жить и он становится учи-деши О-Сэнсэя.С 1961 года в доме Учителя Уэсибы в Ибараки Додзё он выращивал рис, тренировался и постигал образ жизни Основателя айкидо. Сугавара Сэнсэй считает, что изучение будо – не только практика в додзе, но еще и погружение в жизнь своего учителя, постижение вариантов реагирования на жизненные ситуации – ведь важно не само происшествие, но реакция человека на него.

 В 1964 году Тэцутака Сугавара поступил в университет. После окончания он основал компанию Минато (ныне Институт боевых искусств Сугавары), целью которой было исследование и развитие традиционных боевых искусств.

 В 1975 году Сугавара Сэнсэй вступил в Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю. Лицензия "кёси" (старшего наставника) была присвоена ему в 1986 году во время празднования 600-летнего юбилея школы.

 В 1995 году Досю Кисёмару Уэсиба вручил ему 7 дан айкидо айкикай.

 Тэцутака Сугавара изучал также Годзю Рю Каратэдо. Ясуичи Мияги, сын О-Сэнсэя Мияги Тёдзюна, с которым у Сугавары сложились глубокие личные отношения, сам обучал его стилю школы. В 1996 году Сугавара получил лицензию "кёси" Годзю Рю Каратэдо.

 В поисках корней восточных единоборств Сугавара Сэнсэй едет в Китай. Он изучает внутренние стили у-шу – тайцзи-цуань, син-и-цуань. Эти стили позволяют своему адепту развивать внутреннюю силу. Сейчас Сугавара Сэнсэй всем своим ученикам советует изучать разные стили. У человека расширяется кругозор, он начинает понимать сходство и отличия в приемах разных стилей и школ. Для того, чтобы айкидокам было проще изучать технику оружия, Сугавара Сэнсэй создает парные ката куми-дзе, и дзе-ай. Техника, использующаяся в этих ката, взята Сэнсэем их Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю, а так же из техники айкидо владения палкой.

   

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - одна из древнейших существующих на настоящий момент школ японских боевых искусств и древнейшая из комплексных систем боевых искусств. Основатель школы, Иидзаса Тёисай Иэнао, родился в 1387 году в деревне Иидзаса (в настоящий момент город Такомати в префектуре Тиба). Сама школа называет датой своего основания 1447 год, но некоторые исследователи утверждают, что 1480 - более точная дата.

 Иидзаса Тёисай Иэнао

был выдающимся воином, мастерски владевшим копьем и мечом. После падения семьи Тиба, которой он служил, Иидзаса Иэнао стал отшельником. По легенде, в возрасте шестидесяти лет Иидзаса Иэнао принял решение провести беспрерывную тысячедневную службу в храме Катори, посвящая себя тренировкам в воинских искусствах. В ходе этой службы ему явился покровитель храма, Фуцунуси-но Микото (), и вручил свиток Хэйхо-но синсё (божественное писание о хэйхо). Иидзаса Тёисай Иэнао умер в 1488 году в возрасте 102 лет.

Главой школы на настоящий момент (2007 год) является наследник основателя в 20-м поколении, Иидзаса Сюриносуке Ясусада (). Представитель школы и официальный технический директор - Отакэ Рисукэ (додзё в Нарите, Префектура Чиба).

 Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю явилось первоисточником для многих школ боевых искусств Японии, и является первым боевым искусством, которое было признано правительством страны как Национальное Достояние Японии (это произошло в 1960 году). На протяжении своей истории школа никогда не примыкала ни к каким политическим силам, всегда оставаясь независимой. Это позволило школе сохранить свою целостность на протяжении своей более чем пятисотлетней истории. В отличие от многих традиций боевых искусств, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю никогда не была привилегированной, включая в свои ряды представителей всех сословий, как воинов, так и торговцев или крестьян. Политика школы в этом аспекте звучит как "преследовать не тех, кто пришел учиться, но тех, кто не тренируется". 

 В наши дни, так же, как 6 веков назад, для вступления в школу требуется совершить кэппан - написать клятву о согласии:

*соблюдать политику школы,

*не демонстрировать технику не членам школы,

*не вступать в поединки соревновательного характера,

*не подвергать себя риску быть вовлеченным в таковые,

*усердно тренироваться в течение всей жизни.

Членам школы запрещается обучать других людей до тех пор, пока на это не будет разрешение школы (т.е. пока человек не овладеет техникой школы в совершенстве и не достигнет правильного состояния духа). Благодаря  этому Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю сумела сохранить изначальные дух и технику на протяжении 6-ти веков.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю не имеет никакой системы экзаменов для своих последователей - от учителей и учеников требуется только посвящать себя тренировкам и помогать друг другу.

Помимо разрешения на вступление в школу ученику может быть присвоен сертификат - Мокуроку, подтверждающий его технические достижения. Данный сертификат не даёт права на обучение технике школы, это сертификат ассистента учителя.

Если ученик достигнет определенной степени духовного

совершенства, ему может быть вручена лицензия учителя - Кёси Мэнкё.

Далее в Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю имеется Гокуи Кайдэн,

высший сертификат школы.

В настоящее время прямой наследник основателя школы не является мастером пути меча, но лишь хранителем традиций семьи - преданий и реликвий. Сейчас в мире существует 3 крупных ветви школы: Отаке сэнсэя,Сугавара сэнсэя и Сугино сэнсэя.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - всеобъемлющая система боевых

искусств. Это значит, что в отличие от многих современных будо, таких как кэндо или иайдо, которые фокусируются на одном аспекте боевых искусств, школа предоставляет знания о многих боевых искусствах.

Основной упор в обучении делается на кэндзюцу (техники

фехтования мечом). Изучаются и многие другие виды оружия, но все они служат как вспомогательные для изучения методов владения мечом.

Список изучаемых техник включает в себя:

Тати-дзюцу

Кэндзюцу (; техники фехтования мечом)

Омотэ-но тати - (техника фехтования в доспехах, 4 ката)

 Гогё-но тати - (техника фехтования мечом без доспехов, 5 ката)

Гокуи Ситидзё-но тати - (закрытый раздел фехтования мечом, 3 ката)

Иайдзюцу (; искусство обнажения меча с одновременным ударом, изучаются техники в положении сидя и стоя)

 Омотэ-но иай - (открытый раздел, техники исполняются сидя, 6 ката)

 Тати иай батто-дзюцу - (открытый раздел, техники исполняются стоя, 5 ката)

 Гокуи-но иай (Окудэн иай) - (закрытый раздел, техники исполняются сидя, 5 ката)

Рёто (; техники фехтования

двумя мечами одновременно)

Кодати  (; фехтование маленьким мечом)

Гокуи-но кодати - (закрытый раздел, 3 ката)

 Бодзюцу (; техники ведения боя шестом)

 Нагината-дзюцу (техники ведения боя нагинатой)

 Содзюцу (; техники ведения боя японским копьем)

 Омотэ-но яри - (6 ката)

 Сюрикэн-дзюцу (метание лезвий)

 Другие аспекты школы включают в себя:

 Дзюдзюцу/Явари-дзюцу (техники без оружия)

 Ниндзюцу (разведка и шпионаж)

 Тикудзёдзюцу (искусство фортификации)

 Гунбай-хэйхо (стратегия и тактика)

 Тэммон тиригаку (астрономия и предсказания)

 Онмё (филосовские и мистические аспекты, наследованные из эзотерического буддизма).

Годзю-рю каратэ. Основатель Гичин Мияги (188cS-1963) изучал

каратэ с 1902 года. В 1915 и 1917гг. посещал Китай. Начал преподавать каратэ в 1917 году в Наха (Окинава). В 1929 году Мияги решил назвать свой стиль Годжю-рю, что означает "мягкий-твердый". Атакующие движения называются го (твердый) и проводятся по прямой линии, в то время, как защитные движения джи (мягкие) совершаются по окружности. Основные стопки: "Санчин" и "Неко аши".

 Годзю-рю не нацелена на соревновательную, спортивную сторону, но ее япоская разновидность Годжю-кай, которая восприняла многое от япоских стилей, нацелена на спарринг.

 Очень большое влияние уделяется физичсской подготовке, особенно развитию хвата кисти, т. к. стиль обладает большим набором техники бросков и захватов. Свободный спарринг разрешает атаки в пах и борьбу лежа. Из всех стилей Годжю-рю наименее затронут спортивным, соревновательным аспектом и поэтому не очень популярен в своем первоначальном, чистом виде. В США, например, много школ, базирующихся на Годжю-рю, но он сильно видоизменен в угоду спортивным соревнованиям.

 Стиль Чень Тайцзицюань Боевое искусство семьи

Чэнь. . Этот стиль подразделяется на два подвида - старый и новый. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот стиль непрерывно оттачивался и шлифовался, и до наших дней дошли комплексы первая и вторая цепочки лу. Первая дорожка стиля чень содержит восемьдесят три формы. Ниже приведены ее основные особенности.

 1. Движения совершаются по спирали, при этом как бы накручивается пружина. Все действия берут начало в пояснице. Во время движения воля и энергия аккумулируются в четырех конечностях с соблюдением принципа: "Каждое движение есть прообраз внутренней и внешней работы всего комплекса в целом".

 2. За внешней податливостью скрывается внутренняя прочность. Твердость и мягкость переливаются друг в друга, в движении кулака твердость - не твердость, мягкость - не мягкость, внутренняя сила сокрушительна - и в тоже время гибка.

 3. Все действия и дыхание направлены на возбуждение энергии ци, движения неразрывны. Во время работы энергию ци необходимо погрузить в дань-тянь - область, находящуюся на один-два сантиметра ниже пупка - и одновременно производить накручивание внутренней энергии вокруг данъ-тяня. Перемещаясь, производить выкрики с выдохом и другие устрашающие возгласы, тем самым увеличивая силу ли.

 4. Чередование большой и малой скорости, молниеносные изменения действий, движения кулака медленные.

 5. Старый стиль чень имеет высшую, среднюю и низшую категорию. Занимающиеся этим стилем выбирают себе подходящую категорию в зависимости от возраста и состояния здоровья.

 Вторая цепочка лу первоначально именовалась пао-чуй (пушечный удар), имеет сейчас 71 форму. Ее основные особенности следующие:

 1) большое количество сокрушительных ударов ногой;

 2) движения по сравнению с первой цепочкой быстрее и жестче, удары сильнее;

 3) изобилие ударов в прыжках, большое количество наскоков, уворачиваиий, молниеносных разворотов и перемещений - во всем ощущается могучая сила.

 Тао-лу нового направления также имеет два подвида. Первый по основным положениям напоминает стиль чень, созданный учителем Чень, порядок движений аналогичен старому направлению, только опущены некоторые наиболее трудные элементы, Его также называют сяо цюань цюань (кулак малого круга).

 Старое направление называют соответственно да цюань цюань (кулак большого круга). Второй подвид нового направления - это прообраз стиля, созданного учеником Чэня Чень Цинпином. Его визитная карточка - изящность, сжатость, медленность. По мере усвоения упражнений круг постепенно увеличивается, достигая высшей степени сложности. Так как этот комплекс первоначально распространился в селении Чжаобао уезда Вэнь провинции Хэнань, он получил название чжао-бао-цзя.

 

Бразильское джиу-джитсу

С недавних пор у меня новая "болезнь" - Бразильское джиу-джитсу, или коротко БДД. Видео мне подкинула подруга, которая вообще помешана на разных единоборствах, и я уверена, будь у нее 38 часов в сутках, она бы занималась безперерывноlol

Просмотрев ролик, первое впечатление было - О боги, как это эротично! smutili  (Да простят меня мастера этого спорта). А девушек наши украинские инструкторы берут на обучение неохотно. Надо еще поискать тренера, готового заниматься с барышнями.... Потом, есстественно, захотелось попробовать лично...

фото отсюда -   http://capoeiranaveia.ru

И вот уже почти 2 месяца я влюблена в это. Принцип работы с партнером очень похож на айкидо - те же выведения из равновесия, захваты и контроли корпуса. А при наборе определенного мастерства, вес и масса противника не имеет значения. А еще очень нравится постоянный близкий контакт с партнером - работа происходит в основном , в партере. На более высоком уровне борятся и из тачи-ваза (положения стоя)... Но для начинающих преподают "с пола".

Карина Грэйси, чемпионка мира

Конечно, БДД - соревновательный вид спорта, по духу противоположен философии айкидо. Но для собственного развития, одно другому не мешает. А еще  - это выброс адреналина, тренировка "дыхалки" и выносливости. И это невероятно сложно и интересно sila

Как пользоваться каждой частью вашего тела и разумом (часть2)

КИАЙ

Киай представляет собой металлический звук, естественно

возникающий при выдохе, когда вы высвобождаете силу, и образуется он не вибрацией голосовых связок, а резким напряжением нижней части живота. Между киай в японских и китайских боевых искусствах существуют определенные различия. В Японии киай звучит как «эй», «йа», «то», «ха» и т.д., тогда как в Китае это глухой звук, похожий на «ха» или «фи». В любом случае, это звуки выдоха и вид дыхательных упражнений.

 Киай несет в себе несколько значении: во-первых, это дыхательное упражнение, во-вторых, это способ встряхнуться в состоянии усталости, а в-третьих, это выражающий угрозу клич. Однако не следует пользоваться киай слишком часто — это быстро утомит вас.

 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АЙКИ И СУКИ
 Считается, что когда вы делаете айки, то постоянно

находитесь настороже. Что же представляет собой состояние постоянной бдительности? Я объясню это на примере.

Во-первых, вы должны избавиться от любых страхов и волнений, которые вы чувствуете по отношению к своему партнеру, вызвать в себе безразличное отношение к тому, что партнер может первым нанести вам удар, и сохранять это отношение даже тогда, когда партнер начнет осыпать вас ударами (это значит, что ваш партнер не делает айки). Такое состояние спокойствия вырабатывается в том случае, если ваше тело благодаря тренировкам способно мгновенно перемешаться в любом направлении и вы полностью уверены в собственных силах. Состояние, в котором вы поглощаете разумом своего партнера и проводите атаку, несмотря на то, что в этот момент атакуют вас, и является сущностью постоянной бдительности. Ваши техники должны быть подкреплены таким состоянием.

 Мастер Уэсиба говорил:

«Когда партнер атакует вас, вы должны заглянуть в его разум

и почувствовать, что вы обволакиваете своим разумом разум партнера» (Морихей Уэсиба. «Тренировки будо в айкидо», с. 7, издательство Института боевых искусств Сугавара). Что же касается развития в себе такого состояния, то, как я уже говорил, хорошим способом является мысленное представление о безграничном расширении вашего тела.

 РАБОТА НОГ

 От работы ног зависят такие важные элементы боя, как перенос веса тела, дистанция, сила ударов ногами и т. д. Работа ног, по сравнению с другими частями тела, особенно сложна.

Теперь я расскажу о работе ног «кошачьего стиля». Когда вы просто идете, пола сначала касаются пятки, но в кошачьей походке первое касание осуществляется передней частью стопы. Такая походка называется «цуги-аши», она бесшумная и дает возможность передвигаться быстро. Во время походки кошачьего стиля бедра опушены, а колени чуть согнуты.

 Если вы будете долго тренировать такую походку, то сможете научиться ходить мягко и бесшумно, как кошка. Однако когда вы прыгаете в воздух, тело ваше должно падать вниз со скоростью железной болванки. Как говорится в китайской пословице: «Взлетать как перо, падать, как железо».

 Важный момент работы ног состоит в том, что, когда вы переносите вес тела с одной ноги на другую, вы не должны делать «нидоаши» или «ниноаши» (двойного шага). Это означает, например, что при атаке правой ногой вы должны, во-первых, правильно поставить ее, но обычно левая нога сначала немного отступает назад при быстром переносе веса тела. Движение сначала левой ногой назад, а затем правой ногой вперед означает — 1 + 1 = 0, но 0 + 1 = 1, поэтому двойной шаг очень вреден. Не делайте двойной шаг во время атаки, потому что он замедлит ваше движение и уменьшит дистанцию, и вы не сможете донести кончик вашего меча до тела партнера.

 При «иссоку итто» (один шаг для одного взмаха мечом) очень важно синхронизировать работу ног с движениями рук. Нужно тренировать в себе способность перемещаться в любом выбранном вами направлении. Работой ног также можно менять дистанцию.

 МЕТОД ТРЕУГОЛЬНИКА

 Когда вы наступаете на противника с фронта или фланга, вы должны учитывать углы атаки. Мне принадлежит изобретение метода «санкаку-хо» (метод треугольника).

 Если вы продолжите движение санкаку-хо, то опишете вокруг противника круг. Отработкой этого метода вы добьетесь умения успешно атаковать противника справа или слева.

 ГОЛОВА

Для того чтобы правильно схватить партнера, вы должны держать голову неподвижно. Важно прижать подбородок и держать голову прямо. Именно от положения головы зависит ваша поза. Если партнер пытается нанести удар вам в голову, вы должны в первую очередь убрать голову с линии удара.

 Кисти (ЛАДОНИ)  Когда вы наносите удар партнеру кистью руки (шуто), очень

важно вкладывать в него силу дыхания. Не следует слишком напрягать ладонь. Лучше не сжимать кулак, чтобы чувствовать «ки», истекающее из ладони.

 Существует устное учение о том, как правильно держать предметы. Например, когда вы держите меч, вы должны располагать на ладони головку его рукоятки. Поскольку вы держите его так, как держали бы яйцо, этот метод захвата называется «нигири-тамаго-но-тено-учи» (форма ладони, держащей яйцо). Держите вы его всеми пятью пальцами, удостоверившись, что и указательные пальцы согнуты. Место захвата является точкой, соединяющей оружие с вашим телом. Важно направлять силу из нижней части живота к кончику меча и держать его так, чтобы пульсация крови достигла конца оружия. Секрет правильного захвата меча состоит в том, чтобы «кие проникало до самого кончика, делая его не слишком жестким, но и не слишком мягким. Я часто вижу, как люди, занимающиеся айкидо, отставляют в сторону указательный и большой пальцы, когда держат кен или джо, а этого следует избегать.

 Далее, когда вы хватаете партнера за запястье или руку, вы должны держать его всеми пятью пальцами. В особенности напрягайте большой палец и мизинец и не забывайте о кончиках пальцев.

 ЗАПЯСТЬЯ  Запястья должны быть гибкими. Если партнер хватает вас за

запястье, вы даже из этого положения можете схватить его простым вращением своего запястья. Вращение запястья можно осуществлять как внутрь, так и наружу по отношению к запястью партнера.

 РУКИ

 При броске партнера нужно использовать всю руку, а не какую-то одну ее часть. Верхняя и нижняя части руки соединяются в локтевом суставе. Когда вы вращаете рукой или наносите партнеру удар, выпрямляйте руку, а не сгибайте ее в локте. Применяя техники тела, всегда держите руку несколько согнутой в локте, чтобы по форме она напоминала дугу. Излишне напряженную или прямую руку легко сломать. Поэтому, принимая какую-либо позу, старайтесь не выпрямлять руку больше необходимого.

 ПЛЕЧИ

 Важно не напрягать плечи и не сутулиться. Если у вас плечи напряжены, вы легко потеряете равновесие и не сможете быстро передвигаться. Установив дистанцию, выставите одно плечо с рукой вперед в положение «шин» (вытягивание) и примите косую стойку. В положении «шин» также должны находиться ноги, колени и ступни.

 ЛОКТИ

 Всегда держите локти несколько согнутыми, придавая рукам дугообразную форму. Нанося партнеру удар, выпрямляйте локоть, но не вытягивайте чрезмерно руку. Когда вы поднимаете локоть, под рукой возникает незащищенная область, уязвимая для атаки вашего партнера.

КОЛЕНИ

Устойчивость ваших бедер зависит от колен. В момент удара

направьте «ки» в колени и слегка напрягите их. Колени должны быть согнуты. Колени влияют на дистанцию. Подвижность в коленных суставах вырабатывается попеременным переносом веса тела вперед и назад. Дистанция, устанавливаемая только шагами, свидетельствует о низком уровне подготовки.

 Коши (БЕДРА ИЛИ ПОЯСНИЦА)

 «Коши-о-киру» означает быстрое вращение в талии. Пользуйтесь этим методом, когда вам необходимо совершить быстрое движение, например, повернуться, отразить атаку, провести собственную атаку и так далее. (Значение «коши» в Японии и Китае различное)

 Занимаясь айкидо и китайскими боевыми искусствами, вы должны держать бедра опущенными, но не опускать их слишком низко. Следующая информация может быть для вас очень важной:

 Кусшин

 Опустите бедра и уравновесьте тело, затем из этого положения выпрямите ноги, используя силу ступней.

 Маай (дистанция)

Уровень бедер и подвижность коленей могут влиять на длину вашего шага и определять границы вашей досягаемости.

 Расен ундо (спиральное движение)

 Это движение строится на знании физиологии мышц, располагающихся вокруг костей по спирали. Спиральные движения порождают мощную силу. Спиральные движения можно совершать головой, плечами, руками, бедрами и всем телом. В тай-цзы-цюнь, прикоснувшись рукой к партнеру, вы можете почувствовать его слабые места, делая легкие и плавные толчки. В айкидо, если вы слегка прикоснетесь к руке партнера, то почувствуете его дух (ки).

 "Айкидо и китайские боевые искусства " – Тетсутака Сугавара, Лю Чжиан Син. "Феникс" 2000г. 

Как пользоваться каждой частью вашего тела и разумом (часть1)

«Айки» и как пользоваться глазами

 Мастер решил, что «айки является сущностью будо», основании этого изобрел айкидо. Айкидо, таким образом, представляет собой синоним будо. Этот термин относится не к техникам айки, а к ментальным аспектам. Традиционные японские и китайские боевые искусства обладают техниками, схожими с техниками айкидо. Поэтому наиболее важной является способность мысленного «производства айки». Какое состояние можно назвать «айки-мтеиру» или «айки-ситернаи»? Я попытаюсь объяснить эти понятия, как сам их понимаю.

 Сначала поговорим о восприятии.

 «Ки» является проявлением разума. Например, когда вы смотрите на человека справа, сначала ваш разум отдает команду глазам посмотреть направо. После этого возникает «ки» посмотреть направо и образуется осознанное восприятие находящегося справа предмета.

«Ки», таким образом, можно приравнять к «осознанию». Смотреть на человека и сохранять его образ в разуме означает «воспринимать» его, после чего начинается мыслительный процесс об этом человеке. Это состояние, в котором вы обращаете «ки» на человека. В данном случае ваш разум начинает «айки». Даже если человек не смотрит на вас, вы производите «айки» по отношению к нему. Другими словами, восприятие является «айки». В этом заключается значение «айки», вы не делаете «айки» после того, как партнер начал против вас атаку. Мастер Уэсиба говорил: «Как только я вхожу в додзё, я сразу делаю айки».

 Если вы будете поворачивать глаза еще дальше вправо, человек исчезает из вашего поля зрения, но, продолжая думать о нем, вы будете «мысленно» видеть его. В данном случае под словом «видеть» подразумевается способность видеть человека как глазами, так и разумом. 

Когда вы мысленно посмотрите налево, ваши глаза, продолжающие смотреть направо, могут ничего не воспринять. Однако после тренировок вы научитесь одновременно воспринимать предмет справа и человека слева. Мне говорили, что чем больше предметов, занимающих различное положение, вы можете воспринимать одновременно, тем выше ваше мастерство. В этом случае ваши глаза не будут сфокусированы в каком-либо одном направлении.

 Порядок действий следующий: разум — ки — осознание — восприятие — невосприятие.

 Ваш разум направлен на человека в «плоскости восприятия», однако фактически он находится вне вашего поля зрения. В момент невосприятия, как это ни странно, вы можете видеть всего человека. Таким образом, в будо чрезвычайно важным является умение пользоваться глазами именно таким образом. Это состояние глаз называется «тохяма-но-метсуке» (взгляд на далекую гору поверх плеча вашего партнера) или «хокуто-но-метсуке» {взгляд одновременно в глаза и на руки вашего партнера), в разных школах оно может именоваться по-разному.

 Человек, использующий «тохяма-но-метсуке», создавая впечатление, что смотрит в глаза партнеру, на самом деле смотрит на его руки.

 Когда вы обращены к партнеру лицом, вы должны научиться входить в состояние «айки».

Айки особенно необходимо для восприятия сразу нескольких человек, как, например, анинзу гаке (многочисленных противников). Чем больше вы можете одновременно воспринимать, тем качественнее айки вы совершаете. Поэтому вы должны тренировать в себе способность при повороте головы воспринимать предметы как справа, так и слева.

 Чем же является айки, когда ваш партнер (противник) нацелен на вас?

 Я поступаю следующим образом.

1. Наблюдаю за глазами партнера воспринимающим (или невоспринимающим) взглядом, чтобы понять его намерения (что он определил своей целью).

2. Слежу за дыханием партнера (оно подскажет, когда он начнет проводить атаку).

3. Привожу свои руки и ноги в соответствие с дыханием партнера (чтобы использовать его ритм дыхания). Когда ритм дыхания партнера составляет два удара, атаку можно проводить на третий удар. Когда его ритм составляет три удара, атака проводится на четверти удар. Оборонительные комбинации должны изучаться индивидуально. Я бы хотел, чтобы вы делали это самостоятельно. Главное — заранее предполагать возможные действия партнера (в обороне или контратаке) и планировать следующую атаку. Многие ката были созданы специально для развития мастерства в проведении подобных комбинаций. Однако в тренировках с оружием очень немногие мастера отрабатывают длительные комбинации, потому что занятия даже с деревянными мечами могут быть очень опасными.

4. Прищуриваю глаза, чтобы партнер не смог догадаться о моих намерениях. Если вижу, что противник утратил бдительность, атакую. Если партнер проводит контратаку на второй удар, атакую на третий удар.

5. Старайтесь выполнять все движения естественно и свободно. Атакующего нервирует такая манера поведения. Поэтому он будет делать ложные выпады и наблюдать за вашей реакцией.

 Например, атакующий может сделать вид, что атакует, но не проводит атаку, а затем, когда вы расслабитесь, подумав, что он не будет атаковать, немедленно последует атака. Когда ваш партнер сделает вид, что начинает атаку, вы сделаете невольное движение глазами или телом, давая ему понять, в каком направлении будете двигаться. Удар партнера последует именно в этом направлении. То есть, в каком бы направлении вы ни двинулись, удар все равно настигнет вас. Поэтому очень важно не растеряться до настоящей атаки партнера и правильно оценивать его намерения. Регулярные занятия помогут вам развить в себе такую способность. Она называется «фудошин». (В буддизме «фудошин» означает сердце фудо; существует множество воплощений Будды, но «разум его всегда останется одним и тем же.) Ваш разум всегда должен оставаться спокойным и непоколебимым, наблюдающим за духом партнера и не поддающимся на провокации.

 ДЫХАНИЕ

 Дыхание представляет собой повторяющийся процесс вдохов и выдохов. Наш организм получает «ки», когда мы вдыхаем воздух и выдыхаем двуокись углерода. Но поскольку вы почувствуете удушье, если будете задумываться о периодичности собственного дыхания, оно осуществляется бессознательно.

 Существует три пути получения «ки».

 Во-первых, мы получаем «ки» от своих родителей, это называется «высшим духом»,

 во-вторых, мы вдыхаем «ки» из воздуха,

 в-третьих, мы воспринимаем «ки» с пищей.

 Если организм лишается кислорода, смерть человека наступает в течение нескольких минут. В первую очередь мы нуждаемся в свежем воздухе. Собрать силы организм может, только вдыхая воздух. Человек не может ощутить прилив сил, если он голоден, но также он не чувствует себя сильным, если принял слишком много пищи. Подобным образом вам не удастся собрать силы, вдохнув слишком много воздуха. Максимальная сила наполняет организм только при размеренном дыхании и размеренном питании. Важно научиться вырабатывать в себе такое состояние, когда силы ваши приближаются к максимуму. Такое состояние возникает в том случае, когда вы вдыхаете медленно и глубоко, наполняя легкие на 80 процентов. Во время атаки следует делать резкий выдох.

 С другой стороны, сила ваша будет минимальной в момент между полным выдохом и началом следующего вдоха. Таким образом, атаку партнера следует проводить на выдохе, но в тот момент, когда партнер только начинает делать вдох. Если вы будете контролировать нашего партнера при помощи киай, то добьетесь нужной синхронности.

 Дыхание становится прерывистым от страха, возбуждения и волнения. Поступление воздуха в легкие становится нерегулярным, что ведет к нехватке кислорода и ощущению удушья.

"Айкидо и китайские боевые искусства " – Тетсутака Сугавара, Лю Чжиан Син. "Феникс" 2000г.

Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - первая школа бу-дзюцу.

 

XIV-XV в. ознаменовались появлением первых реальных, а не легендарных, школ японских бу-дзюцу. Хотя некоторые рю (например, уже упоминавшиеся Кёхати-рю, Ёси-цунэ-рю или Кусуноки-рю), и выводят свои истоки из времен незапамятных, реально их существование по источникам прослеживается не ранее XV-XVI вв. Поэтому, памятуя о японской традиции выводить корни всякого явления из Золотого века глубочайшей древности, можно усомниться в справедливости их претензий на исконность. 

 В результате старейшей школой бу-дзюцу японские историки называют Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю - Школу Пути бога храма Катори, основывающуюся на прямой передаче небесной истины, благополучно дошедшую до наших дней и располагающую большим корпусом документов и наставлений,подтверждающих ее создание в середине XV в. 

 Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, сокращенно Катори Синто-рю,

является всеобъемлющей традицией бу-дзюцу. В ее программу входят иай-дзюцу (искусство выхватывания меча), которое разделяется на сувари-иай (выхватывание меча в положении сидя в позе иай-госи) и юкиай батто-дзюцу (выхватывание меча в движении пешком), кэн-дзюцу (искусство фехтования мечом), бо-дзюцу (искусство боя длинным шестом), нагината-дзюцу (искусство боя алебардой), дзю-дзюцу (искусство борьбы без оружия), со-дзюцу (искусство боя копьем), сюрикэн-дзюцу (искусство метания лезвий), сэн-дзюцу (тактика), тикудзё-дзюцу (искусство фортификации), а также синоби-дзюцу (искусство шпионажа).   Все эти технические "дзюцу" покоятся на мощном фундаменте эзотерических учений: синто; онмё-дзюцу, на которое опираются такие разделы знания Катори Синто-рю как астрономия и география, буддизма школы Сингон. 

 Катори Синто-рю считается древнейшей кодифицированной школой нин-дзюцу. Ее учение несет в себе колоссальный объем уникальной информации, проливающей свет на сущность, методы и доктрины воинской традиции страны Восходящего Солнца и искусства "ночных демонов". 

 В Катори Синто-рю изучаются исключительно эффективные методы боя со всеми видами оружия и без него. Вся техника нападения и защиты строится на доскональном знании особенностей и защитного, и атакующего вооружения. Например, все удары мечом наносятся только в те места, где тело не прикрыто доспехами. Сама техника движений позволяет одинаково эффективно сражаться и без доспехов, и в тяжелом самурайском доспехе. 

 Помятуя о хрупкости японской катаны, мастера Катори Синто-рю никогда не подставляют меч под удар меча противника. Вместо этого используются разнообразные подрезки рук и различные виды маневрирования, позволяющие, уклонившись от атаки врага, самому мгновенно его поразить. 

 Мастера школы наставляют своих учеников, что они должны быть сильны телом и развить собственную ментальную мощь до такой степени, чтобы никто не мог внушить им страх. 

 Все обучение в Катори Синто-рю разделено на несколько этапов. Сначала ученики овладевают базовой техникой меча, которая также помогает сформировать базовую культуру движений и развить силу. Затем начинаются тренировки с другими видами классического оружия - шестом, алебардой, копьем. И только на третьем этапе - приемы боя без оружия (дзю-дзюцу). Дело в том, что основной целью тренировки в дзю-дзюцу наставники Катори Синто-рю считают овладение искусством защищаться от вооруженного мечом, алебардой или копьем противника, а это невозможно, пока сам ученик не освоит эти виды оружия в совершенстве. 

 Далее изучаются методы стратегии и тактики, фортификация. Сюда же относится и синоби-дзюцу, которое в Катори Синто-рю включает различные методы полевой разведки, проникновения в закрытые помещения и неожиданного убийства как с помощью стандартного оружия, так и с помощью различных потайных видов оружия - метательных стрелок, цепей, ядов и т.д. На этом же высшем этапе мастера передают своим ученикам секреты мудр ("пальцовок") и чтения заклинаний, а также тайное учение об управлении внутренней энергией ки, которое называется "Кумадзаса-но осиэ" - "Учение медвежьего бамбука". В то время, как в других школах эти секреты уже давно утеряны, ведущие мастера Катори Синто-рю до сих пор владеют ими. В частности, один из верховных наставников этой школы Отакэ Рисукэ при помощи метода кудзи-ин излечивает самые различные болезни, вплоть до рака. 

 Однако владение различными методами убийства считается в Катори Синто-рю далеко не главным. Суть этой школы выражена уже в первом предложении каталога техники (мокуроку), которое гласит: "Хэйбу ("учение о войне") является хэйхо ("учение о мире"), и все мужчины должны знать хэйхо ("учение о мире")." 

 Это положение лучшим образом раскрывает сэнсэй Отакэ Рисукэ:         "Нет сомнения в том, что Миямото Мусаси был очень силен, в Японии его нередко называют "Кэнсэй" - "Святой меча". Однако этот человек никогда не имел семьи, у него не было ни детей, ни потомков. У него были только 3 ученика... 

 Он следовал методу тренировки, который требовал такого невероятного аскетизма, что обычный человек не может даже надеяться следовать ему. Он никогда не спал на мягких матах, не принимал ванны, не расчесывал волосы. 

 Нет сомнения в экстраординарном характере подобной тренировки, но я не могу не задать вопроса: "А не пожертвовал ли он своей человеческой сущностью во имя успеха в кэн-дзюцу?" 

 Даже простые травы вокруг нашего додзё тратят много энергии, пытаясь прорасти, произвести на свет стебель и листья и, в конце концов, породить семя. Они развили способы поощрения птиц съедать семена и переносить их в другие места. Таким образом, даже травы пытаются обеспечить себе потомство. В результате их усилий, хоть они и умирают..., следующее поколение их потомков расцветает вокруг того места, где они росли. 

 Я не могу не усматривать в этом урок для человеческого рода. Человек, который столь сильно концентрируется на какой-то одной цели, что даже не испытывает желания увидеть, как расцветают его потомки, ... абсолютно бесполезен как человеческое существо." 

 К очевидному контрасту с Миямото учитель Тёисай (основатель Катори Синто-рю) смог дожить до 102 лет, не испытав серьезных несчастий, во время, отмеченное страда-гаями и войнами. До сего дня семья учителя Тёисая продолжалась по непрерывной линии на протяжении 20 поколений. Сегодняшний верховный наставник этой школы является прямым потомком учителя Тёисая. Поскольку учитель обладал замечательными качествами характера, его семья смогла продолжаться в течение 20 поколений. 

 Для любой семьи возможность проследить свою генеалогию на 20 поколений назад - это большое достижение. И если подумать, что эта семья преподавала воинское искусство на протяжении всех 20 поколений, и что тот период истории, когда жили эти поколения, включает период Сэнго-ку-дзидай (время непрерывных феодальных войн), это достижение кажется еще более замечательным. 

 Я не могу не поражаться тем огромным усилиям, которые были потрачены поколениями наставников, пытавшихся сохранить, передать и развить традиции Катори Синто-рю и семьи Иидзаса (фамилия основателя). 

 Тот факт, что приемы, методы тренировки и духовные учения Катори Син-то-рю были сохранены нетронутыми, является прямым результатом ценнейшей истинной природы учений, воплощенных в этой традиции".

Таким образом, Катори Синто-рю является не только выдающейся боевой традиций, но и школой жизни в буквальном смысле этого слова.

 Такой подход оказывал определяющее влияние на политику школы. Нужно подчеркнуть, что Катори Синто-рю - школа необычная. Во-первых, она всегда проводила политику неприсоединения, не поддерживала ни одного из феодальных властителей, т.е. не была школой придворной, судьба которой целиком зависит от удачи хозяина.   Однако это не означает, что носители традиции Катори Синто-рю не участвовали в политике и войнах. Напротив. Камиидзуми Исэ-но Ками Нобуцуна, основатель школы Синкагэ-рю, был преданным вассалом князя Нагано Наримасы. 

 Кстати, сын Камиидзуми основал школу нин-дзюцу Камиидзуми-рю. Цу-кахара Бокудэн, основатель школы Касима Синто-рю, передал искусство кэн-дзюцу знаменитому роду Такэда. Другой мастер Катори Синто-рю, Ямамото Кансукэ, был начальником разведки и главным военным советником великого полководца Такэды Сингэна. 

 Такэнака Ханбэй Сигэ-хару прославился как наставник диктатора Тоётоми Хидэёси в военной стратегии. Катакура Кодзюро Муранори и Куро-сава Гэнситиро были вассалами знаменитой семьи Датэ, а Накадаи Синтаро, Мацумото Наоитиро и Иба Гунбэй - личными вассалами сегуна Токугава. 

 Таким образом, имя школы гремело по всей Японии, но саму ее никакие военные и политические неудачи не затрагивали. 

 Во-вторых, с самого раннего времени своего существования Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю не была исключительным достоянием самураев. В нее допускались представители всех социальных групп - от крестьянина до торговца. Наставники Катори Синто-рю заявляли: "Нужно преследовать не тех, кто пришел учиться, но тех, кто не тренируется". 

 Как же возникла столь необычная школа бу-дзюцу, и кто был ее основателем? Школа Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю тесно связана с синтоистскими храмами Катори и Касима, которые посвящены двум воинским божествам Японии - соответственно Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото. 

 Эти 2 храма издревле были связаны с культом военного искусства и меча. Об этом свидетельствуют даже имена местных богов: "Фуцунуси-но микото" означает "Повелитель удара мечом", "Такэмикадзути-но микото" - "Доблестный Устрашающий Бог-Муж" ; он известен также как "Такэфуцу-но ками" - "Бог Доблестного Удара Мечом". 

 В японской мифологии Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото играют очень важную роль. Они обеспечивают схождение предка императорской семьи Японии Ниниги-но микото на землю, побеждая враждебных земных богов. В "Кодзики" рассказывается о борцовском состязании Такэмикадзути-но микото и враждебным богом Такэмина-катой-но ками, который "явился, подняв на кончиках пальцев скалу, что только тысяча человек притащить бы могли". Такэминаката-но ками сказал: "Кто это в нашу страну пришел, и так шепотком-тишком разговаривает? А ну-ка, померяемся силой! Вот, я первый возьму тебя за руку". 

 Потому бог Такэмикадзути дал ему взять себя за руку, и тут же свою руку превратил в ледяную сосульку, а еще в лезвие меча ее превратил. И вот бог Такэминаката испугался и отступил. Тогда бог Такэмикадзути попросил в свою очередь руку того бога Такэминаката, и когда взял ее, то, словно молодой тростник взял, - обхватил и смял ее, и отбросил от себя, и бог Такэминаката тут же убежал прочь". 

 Говоря об этом эпизоде, нужно отметить, что в этих подвигах Такэмикадзути-но микото древние японцы видели зарождение сумо, дзю-дзюцу и айки-дзюцу. Например, в писаниях школы Тэнсин синъё,-рю говорится: "Дзю-дзюцу уходит корнями во времена богов, [в древних летописях] есть пример того, как боги Касима и Катори во время подчинения востока применяли захваты [из арсенала] дзю-дзюцу". 

 В другом случае, вмешательство бога Такэмикадзути-но микото оказывается решающим во время похода основателя японского государства императора Дзимму с Кюсю в долину Ямато на Хонсю. Почитание Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото как покровителей воинов распространилось по всей Японии. По сей день во всех японских додзё существует обычай воздвигать синтоистский алтарь, посвященный этим божествам. Сами храмы Катори-дзингу и Касима-дзингу стали главными объектами паломничества воинов. 

 Фуцунуси-но микото и Такэмикадзути-но микото теснейшим образом связаны с искусством фехтования и культом меча в синтоизме. Наряду с яшмовыми подвесками и бронзовыми зеркалами, меч считается священной регалией императорской семьи. 

 Культ меча возник в Японии на рубеже нашей эры. Меч обожествлялся японцами как "тело" или "облик" бога (син-тай). С глубокой древности меч рассматривался как священное оружие - подарок "солнечной богини" своему внуку, которого она послала править на земле и вершить с помощью этого меча дело справедливости, искоренять зло и утверждать добро. 

 Именно поэтому меч стал принадлежностью синтоистского культа, он украшал храмы и священные места. Приносимый верующими в качестве пожертвования богам, он сам являлся святыней, в честь которой воздвигались храмы. В литературных источниках упоминается, что в VIII в. священники синто сами принимали участие в производстве мечей. 

 Древнейшей системой фехтования на мечах, связанной с храмами Катори и Касима, считается Касима-но Синдэн - "Божественная традиция Касима", или Касима-но тати - "Меч Касима". 

 Школа Касима-но Синдэн, по легенде, была создана Кунинацу-но Мабито, потомком одного из важнейших божеств синтоизма Амэ-но коянэ-но микото. По традиционной хронологии, произошло это при императоре Нинтоку (правил в 313-399 гг.). В то время Кунинацу-но Мабито воздвиг синтоистский алтарь на холме Такама-га хара в Касима и предавался молениям божеству Такэмикадзути-но микото, которое, якобы, поделилось с ним свои знаниями в области фехтования. В результате появилась система боя мечом, которую сам Кунинацу-но Мабито назвал "Симмё-кэн" - "Чудесный меч". Позже эта система разделилась на Древнейшую школу Касима (Касима Дзёко-рю) и Школу Касима средней древности (Касима Тюко-рю). Практиковали их 4 жреческих рода из Касима-дзингу: Мацумото, Ёсикава, Огайо и Нукага. 

 Столь тесные связи этой традиции воинского искусства с синтоистскими храмами предопределили многие особенности Катори Синто-рю, которая содержит в себе 2 пласта: пласт реального боевого применения и пласт эзотерических ритуалов синтоизма. Так, практически во всех ката Катори Синто-рю зашифрованы определенные ритуальные действия, направленные на установление связи с божеством-основателем Фуцунуси-но микото. 

 Например, в разделе кэн-дзюцу Гогё-но тати присутствует ката под название "Хоцу-но тати", что можно перевести как "Изначальный меч". В начале этого ката оба партнера стоят в естественных стойках, ноги на ширине плеч, руки при это сжимают рукоять меча на уровне глаз, клинок поднят над головой. 

 Подобное действие, которое в ката названо "Тэнти-но камаэ" - "Позиция неба и земли" - весьма символично для синтоизма. Такое положение исполнителя символизирует священный столб, на который нисходят с небес боги. Таким образом, воин, держащий в руках меч, выкованный синтоистскими священниками в храме и таким образом являющийся "телом бога", призывает бога-покровителя Фуцунуси-но микото снизойти на него и даровать ему победу. 

 Подобные жесты в традиционной школе боевого искусства играют двоякую роль. С одной стороны, это особый ритуал установления контакта с божеством, выполняющий религиозные функции, с другой - мощное средство психологической подготовки воина к смертельной схватке. 

 То, что Катори Синто-рю опирается на синтоистскую эзотерику, сильно отличает ее от других позднейших школ боевого искусства, которые в основном опирались на Дзэн-буддизм, и свидетельствует о ее древности. Фактически, Катори Синто-рю выросла на ниве самой древней и знаменитой традиции военного искусства Японии и сама стала отправной точкой почти всех крупнейших школ кэн-дзюцу. Поэтому неудивительно, что в апреле 1960 г. традиция Катори Синто-рю была признана важнейшим культурным достоянием Японии. Такой чести она удостоилась первой среди всех школ японских бу-дзюцу.

        Основателем школы Катори Синто-рю был Иидзаса Тё-исай Иэнао (1387-1488). Он родился в семье госи из деревни Иидзаса уезда Катори провинции Симоса на северо-востоке Японии, позже переехал в деревню Ямадзаки того же уезда, где и начал изучать фехтование на мечах и копьях. Иидзаса выделялся своими способностями и прилежанием в воинских занятиях и вскоре добился значительных успехов. 

 Об учителе Тёисая известно мало. Так, по сообщению "Канхассю косэн року", Теисай был учеником некоего Ка-буто Осакабэ Сёхо, который, якобы, получил секреты мастерства от каппы - фантастического существа-вампира, имеющего вид ребенка, лицо тигренка и впадину на темени, живущего и в воде, и на суше, заманивающего своих жертв в воду и топящего купающихся детей. 

 В действительности, Кабуто был госи из деревни Оно уезда Касима и изучал боевые искусства традиции Касима у Мацуоки Хёгоносукэ. 

 В молодости Иидзаса отправился в Киото, где некоторое время служил сегуну Асикаге Ёсимасе. За короткое время пребывания в столице он успел в совершенстве изучить легендарную традицию бу-дзюцу Нэн-рю, созданную дзэнским монахом Дзионом, и школу ёрои-кумиути (борьба в доспехах) Мусо Тёкудэн-рю. По-видимому, какое-то время Тёи-сай провел во владениях своего господина в провинции Ига (об этом свидетельствует одно из его имен - Ига-но Ками - Покровитель Ига), где познакомился с искусством Ниндзюцу госи из Ига. В этот период он прославился Как непобедимый фехтовальщик. 

 После этого Тёисай вернулся на родину и поступил на службу к семье Тиба. Позже, после гибели Тиба в междоусобных распрях, он постригся в монахи школы Сингон, расстался со своей семьей и последователями, преподнес в дар святилищу Катори 1000 коку риса и выстроил храм Симпуку-дзи в деревне Миямото в Оцуки, что на горе Синтоку-дзан, которому также пожертвовал 1000 коку риса. 

 После этого он стал отшельником и поселился в Умэкияма неподалеку от храма Катори. Однажды, в период отшельничества Тёисая, один из его наиболее преданных учеников вымыл своего коня в ручье, протекавшем поблизости от святилища Катори. Через некоторое время этот конь стал испытывать ужасные боли и вскоре издох. Тёисай же подивился такому невероятному могуществу божества Фуцунуси-но микото, которому он приписал смерть коня. Согласно преданию, в результате этого события Тёисай испытал озарение. 

 Когда Тёисаю было 60 лет, он принял решение отслужить непрерывную тысячедневную службу в храме Катори. В это время он посвящал себя суровым воинским тренировкам. Как утверждают легенды, именно в этот период духовной дисциплины Тёисая посетило видение бога Фуцунуси-но микото. Это могущественное божество появилось перед ним в образе мальчика, сидящего на ветви старой сливы, около которой тренировался мастер. Оно вручило ему книгу "Хэйхо-син-сё" - "Божественное писание о хэйхо" - и сказало: "Ты будешь великим учителем всех фехтовальщиков Поднебесной". 

 После этого Тёисай основал собственную школу, которую назвал "Катори Синто-рю". Перед этим официальным названием школы мастер поставил выражение "тэнсин сё-дэн" - "прямая передача небесной истины" - в знак того, что она была передана свыше. Алексей Горбылев

Айкидо Йошинкан (Ёсинкан)

Одним из наиболее выдающихся учеников Уэсибы сенсея (создателя айкидо) был Годзо Сиода, который основал школу — Ёсинкан Айкидо.


Учитель Уэсиба, которому уже было более шестидесяти лет, постепенно превращал свое боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и потому известный под титулом Канчо, предпочел сохранить исходные эффективные в единоборстве методы, которые он изучал до войны. Впоследствии школа Есинкан всегда отличалась выносливостью и хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью их техники. В результате она и по сей день остается предпочитаемой школой подготовки армии и полиции.

Название стиля айкидо Сенсея Сиоды — Ёсинкан, унаследовано от названия имевшегося при доме его отца додзё для занятий кендо и дзюдо. 'Ё (Йо)' означает культивирование, развитие; 'Син' (Шин) означает Дух, или Бог; 'Кан' означает дом; таким образом Ёсинкан — дом (место) для развития, совершенствования, взращивания духа

Эта превосходная система обучения объединяет элементы физического тренинга, духовного развития, и спортивной психологии, что ведет к быстрому и интуитивному отклику в обучающемся.

Йошинкан Айкидо имеет приблизительно 150 основных техник, которыми занимаются постоянно, они позволяют ученику справиться с остающимися, общее количество которых приблизительно более 3000.

Йошинкан Айкидо — не спорт. Айкидо — развитие и укрепление тела и ума, но и о практической стороне Айкидо никогда нельзя забывать. Тем не менее, Айкидо — для всех, независимо от возраста, пола, расы или культуры.


Первичным для этой методологии является Кихон доса (базовые движения, ката, которые используется на всех уровнях обучения Есинкан). Кихон доса основаны на шести базовых движениях, из которых 'собирается' любая базовая техника айкидо. Сильные базовые движения, — сильное айкидо.

В последнее время появилось несколько ответвлений Ёсинкан, возникшие, в основном, по политическим мотивам. Основные из них:

— Айкидо Ёсинкан Сейсейкай
Глава направления — Терада Киёюки, Сайко Сихан, 10 Дан Айкидо Ёсинкан

— Ёсинкан Айкидо Рю
Глава направления — Андо Тсунео, Сюзеки Сихан, 8 Дан Айкидо Ёсинкан

— Ёсинкан Айкидо Такаданобаба Додзё
Сонода Такехико, Сихан, 8 Дан Айкидо Ёсинкан

— Айкидо Яманаси Ёсинкан
Глава направления — Такено Такафуми, Сихан, 8 Дан Айкидо Ёсинкан

— Айкидо Ренсинкай
Глава направления — Чида Тсутому, Сихан, 8 Дан Айкидо Ёсинкан

— Накадзава Рю Айкидзю-дзюцу
Глава направления — Накадзава Кендзи, 5 Дан Айкидо Ёсинкан

 источник : http://www.aikidojo.in.ua

Основные отличия Айкидо от корриды :)


 - Быки никогда не будут делать укеми только для того чтобы Вы лучше смотрелись. 
 - В Айкидо, если Вы замешкались, вы можете попробовать еше раз.
 - Тореро пользуются плащами для того чтобы запутать и смутить быка, айкидоки добиваются того же одевая юбки.
 - Если у Вас получилось выполнить технику Айкидо, Вас не награждают ушами и хвостом уке.
 - Большинству матадоров достаются вместо быка продукты его жизнедеятельности. 
- Вы не едите отрезанные яйца уке, когда вам удалось его бросить.
 - Айкидоки не гадят на татами (обычно).
- Синьориты не бросают розы на татами.
- На корриде не бывает атеми. (Если Вы не Мас Ояма)
- Вы можете не доверять этике уке, так как он просто человек (быки всегда прямые и искренние).
- Обычно айкидоки не нападают первыми головой вперед.
- У тореадора не бывает рандори с шестью быками одновременно.
- Бык никогда не станет улыбаясь смотреть на Вас немигающим взглядом приговаривая "расслабься"

З.Ы.

Чтобы победить в поединке с быком, боец должен:

  • пробегать стометровку за 10 секунд
  • весить более 75 кг.
  • отжиматься без перерыва 1000 раз
  • разбивать ударом шуто 25-30 черепиц
  • поднимать вес 150 кг

Боец должен быть быстрее, чем бык, затем важна сила. Эти требования абсолютны”.

Ёсэйкан айкидо

Ёсэйкан — 'Дворец взращивания праведности'. Основатель школы Ёсэйкан — Минору Мотидзуки дал своему искусству имя, которым называлось фамильное додзё семьи Мотидзуки в Сидзуоке

Минору Мотидзуки посчастливилось учиться у величайших мастеров прошлого века, таких как основатель Дзюдо Дзигоро Кано и основатель Айкидо Морихэй Уэсиба

Хотя Минору Мотидзуки изучал различные направления и школы будо, основой Ёсэйкан явились Кодокан Дзюдо и Айкидо. Присутствуют в программе Ёсэйкан и некоторые элементы других направлений, прежде всего Гёкусин-рю Дзюдзюцу и Катори Синто-рю.

 Ёсэйкан начинается с базовых элементов: различных вариантами укэми — страховок при падениях, тэходоки — освобождений от различных захватов, которые в дальнейшем служат основой для различных бросков и болевых приемов, и тайсабаки — приемов маневрирования. Далее изучается не очень большой набор приемов, которые могут быть использованы для противостояния атакам различных типов: броскам, ударам, болевым и удушающим приемам. Сначала приемы отрабатываются в тактическом варианте го-но сэн — когда атака противника уже оформилась, ученик защищается и отвечает контратакой. На следующей ступени изучается техника сэн-но сэн — опережения противника.

В основе системы обучения Ёсэйкан лежит так называемый базово-кустовой метод. Так, осваивая тэходоки, ученик не просто учится освобождаться от захватов противника, но и осваивает базовые способы маневрирования, позволяющие выйти из зоны поражения противника и занять по отношению к нему наиболее выгодную позицию (цукури), выведения из равновесия (кудзуси) и способы контроля над действиями противника, а потом эти элементы трансформируются в броски и болевые приемы. По сути дела, изучая тэходоки, ученик осваивает несколько стандартных подготовок приемов, которые в дальнейшем реализуются во всех многообразных приемах Ёсэйкан.

Говоря об особенностях методики Ёсэйкан, необходимо отметить, что здесь все приемы в стойке отрабатываются в жестком соответствии с разделением действий на фазы принятым в Кодокан Дзюдо: кудзуси — выведение противника из равновесия, цукури — подготовку приема (занятие исходной позиции для проведения приема) и какэ — собственно прием.

Особое внимание уделяется выведению из равновесия. В Ёсэйкан не используются характерные для Айкидо Айкикай мягкие вовлечения в прием, рассчитанные на провал противника в атаке и использование динамики его движения. Здесь каждый вход подразумевает в обязательном порядке проведение блока, толчка или даже удара, который дезориентирует и отвлекает противника и выводит его из равновесия (фаза выведения из равновесия — кудзуси).

Одновременно с блоком или ударом боец сближается с атакующим, уходя в безопасную зону, и берет тот или иной захват, резко ограничивающий свободу действий противника (фаза подготовки приема — цукури).

Далее следует бросок или болевой прием (фаза проведения приема — какэ) с возможностью последующего удержания.

Несмотря на то, что большинство приемов Ёсэйкан имеют аналоги либо в Айкидо, либо в Дзюдо, эта система значительно отличается и от того, и от другого направления будо. 
Как выходец из Дзюдо, Минору Мотидзуки прекрасно знал цену вольным схваткам рандори и, естественно, ввел их в свою систему. Однако рандори в Ёсэйкан несколько отличается от рандори Кодокана, здесь сказывается отсутствие спортивной направленности при изучении техники в школе Ёсэйкан.

источник- http://aikidojournal.org.ua/blog/yoseikan/12.html

Cеминар по Айкидо Айкикай и Катори Синто рю Тэцутака Сугавара

Впервые в Украине!

11 -16 июня 2010 в Днепропетровске пройдет семинар по Айкидо Айкикай и Тэнсин Сёдэн Катори Синто рю руководителя Института Боевых Искусств Сугавары - Тэцутака Сугавара (7 дан Айкидо Айкикай, кёси Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю, кёси Годзю-рю карате, лектор Шанхайского Института Физической Культуры). Тэцутака Сугавара – один из интереснейших мастеров боевых искусств современности. Начав практиковать Айкидо как учи дэши Морихея Уэсибы, он затем узучал Тэнсин сёдэн Катори синто-рю под руководством Отакэ сенсея и Годзю-рю Каратэ-до под личными наставлениями Мияги сенсея. Кроме того, в течение многих лет Сугавара сенсей интенсивно проводил «обмен боевыми искусствами» с мастерами материкового Китая, представляя там Айкидо и Катори синто-рю и изучая наиболее интенсивные направления китайских боевых искусств. Это позволило ему глубоко постигнуть общую суть различных традиционных боевых искусств, реализовав ее в собственной практике. Подробнее : http://www.fudoshinkan.org/miezhdunarodnyi-sieminar-po-aikido-aikikai-i-tensin-sioden-katori-sinto-riu-po-rukovodstvom-senseia Телефон для справок : 067-635-20-20 Дмитрий

Ашихара каратэ

К началу 80-х годов мировое движение каратэ насчитывало множество школ и разновидностей этой японской борьбы, десятки различных ассоциаций, союзов и федераций международного и национального масштаба.Казалось бы создать что-либо новое, и тем более, имеющее принципиальное значение, в этом океане разнообразия просто невозможно.Однако, несмотря на высокий уровень мировой конкуренции в этом виде единоборств, в 1980 году японский мастер Хайдеюки Ашихара, обладатель 8-го Дана, создаёт новый стиль каратэ, названный по имени основателя “Ашихара-каратэ”. Вскоре после этого создаётся и Международная организация Ашихара-каратэ со штаб-квартирой в Токио, Япония. Уже в 1981 году эта организация насчитывает 120 Додзе из разных стран мира.

К созданию базовой техники нового стиля Х.Ашихара подошел неординарно. По традиции, создавая в карате новый стиль, мастер выбирал за основу технический арсенал какой-либо существующей школы, принципиально его не меняя. Х.Ашихара впервые нарушил эту традицию и не стал связывать свое детище никакими догмами. Мастер в течении продолжительного времени наблюдал за тем, как проводят свои поединки в полном контакте лучшие японские бойцы. В процессе наблюдения он выявил и отобрал только технику, которая наиболее часто и эффективно применялась бойцами. Все остальные элементы были отвергнуты, так как по утверждению Х.Ашихара, техника, которую не способен выполнить мастер, не может быть предметом для изучения начинающих.

В результате, в программу школы вошли как базовые, сугубо практические техники включающие мощные удары ног и рук, броски и подсечки, активное использование коленей и локтей, а так же как бы танцующие перемещения. Все это требовалось для выполнения одной из важных задач Ашихара – каратэ – подготовки универсального бойца, способного успешно выступать по различным системам правил – нокдаун-каратэ, тайбокс, кикбоксинг и т.д.

Канчо Хайдеюки Ашихара коренным образом изменил и взгляды на саму подготовку спортсмена, вторгшись в святая святых идеологии каратэ – ката. Известно, что практически все школы каратэ используют ката не как метод подготовки к поединку. Это приводит к тому, что ката из некогда грозных боевых комплексов переродились в ритуальные и малопонятные даже самим мастерам формальные упражнения. В Ашихара – каратэ ката становятся наиболее эффективным средством для тренировки реального поединка за счет выполнения всех элементов в паре или против нескольких соперников в полный контакт и в свободном темпе и перемещении.

Х.Ашихара удалось ввести в тактику контактного боя, где любое сближение соперников чревато нокаутом, наиболее эффективную технику выведения из равновесия противника. Большинство стилей каратэ используют эту технику как бы в отрыве от основного рисунка боя. В Ашихара – каратэ для выхода на захват и бросок успешно используются массированные удары коленями и локтями, что обеспечивает реальное выполнение бросков даже, если поединок проходит в жесткой манере обмена ударами. Подобный успех был обусловлен тем, что мастер Ашихара сумел перенести арсенал бросков Айкидо и Дзюдо на жесткий стиль спарринга Кекусинкай.

К началу 90-х годов Международная организация Ашихара – каратэ действовала на всех континентах. Ее основные центры находились в Японии (Канчо Хайдеюки Ашихара), США (Шихан Иоко Ниномия), Юго-восточной Азии (Шихан Си Ченг Конг), Южной Африке (Шихан Хусаин Наркер), и в Европе, где движение Ашихара – каратэ возглавил один из наиболее авторитетных мастеров европейского каратэ Шихан Дэвид Кук. 
Источник: online.boka.ru