Гарем

19.11.13, 16:49

                     

Термин харим (гарем) означает защищенную или изолированную часть дома, которую позволяется посещать только мужчинам, являющимися близкими родственниками хозяина. На деле же, гораздо чаще, халиф, говоря о своем хурам – множественное число того же слова – просто имел ввиду женщин при дворе, и в более широком смысле слова, - всех, находящихся под его защитой. Хурам был скорее просто группой людей, чем определенным строением или физическим местоположением.
При первых халифах Аббасидах женщины правящей семьи имели свое домашнее хозяйство, и даже дворцы – подобные тем, в каких жили их родственники мужского пола. К началу десятого века женщины стали более замкнуты в огромном царском дворцовом комплексе, и гарем стал отдельной изолированной структурой. Так, например, Масуди, писавший в середине десятого века, утверждает, что Яхья Бармакид, надзиравший за хурамом Гаруна аль – Рашида, запирал его ворота на ночь и уносил ключи с собой домой.
Постепенно, гарем халифа приобрел свой фантастический образ отдельного мира, замкнутой среды роскоши и сексуального возбуждения с привкусом жестокости и опасности. Существует несколько указаний на количество проживавших, со своими слугами, в гареме женщин. Гарун аль - Рашид имел в своем хураме более двух тысяч певичек и служанок. Здесь же жили двадцать четыре наложницы, которые вынашивали от него детей.
Похоже, что после смерти Гаруна в 809 году следующие халифы, за редким исключением, не женились вообще. Скорее всего, это объясняется тем, что они перестали чувствовать себя скованными условностями арабского аристократического общества, кроме того, стали желать удаления от собственной родни. Таким образом, ведущей фигурой в хураме становилась мать халифа. А не какая-либо из наложниц рабынь или фавориток. Интересно, что очень похожий процесс наблюдался при Оттоманском дворе семью веками позже. Турецкие султаны во второй половине пятнадцатого века перестали жениться - за исключением Сулеймана Великолепного, чья женитьба в 1534 году на Хуррем (Роксолане) вызвала удивление и оказалась оскорбительной для оттоманских традиционалистов. Народ особенно озаботило то, что он сосредоточил свое внимание на единственной женщине – это казалось совершенно неестественным и вызывало слухи о том, что султана должно быть околдовали. В Турции шестнадцатого века фаворитки султана, среди которых Хуррем была всего лишь самой успешной, в полном смысле слова правили гаремом. К началу семнадцатого века это положение изменилось. Теперь гаремом управляла Валиде Султан, царица-мать: фаворитки исчезли, а наложницы стали тенями, чьи имена были едва известны.
Дом Аббасидов преобразовывался таким же образом. Халифы перестали жениться, а царица-мать стала самой главной женщиной в гареме. Дворцы, которыми владели дочери, и кузины халифов перешли к короне.
Девушки, составлявшие гарем халифов, происходили из самых разных земель и были представительницами различных культур – но, так как исламские законы запрещали обращать в рабство мусульман, они обычно доставлялись извне империи. Некоторые девушки приобретались в качестве военной добычи. Рабыни из берберов Северной Африки высоко ценились с сексуальной точки зрения, и сам великий Мансур был сыном одной из них. Однако в девятом и десятом веках аристократию гарема формировали в первую очередь гречанки из Византийской империи, и именно их сыновья становились халифами (Васик, Мунтасир, Мухтади, Мутадид). Матери других халифов прибыли из Ирака. Матерью халифа Мустаина являлась славянка из Восточной Европы.
Кроме того, женщины попадали в гарем благодаря своим талантам, музыкальным или певческим. Как гетеры классической Греции или гейши Японии. Многие из этих девушек имели прекрасное образование, были искусны и остроумны. Вместе с мужчинами надим (веселыми компаньонами) они являлись основными носителями дворцовой культуры. Образ поющей девушки в литературных произведениях очень живой и привлекательный. Они были так же сексуально доступны – по крайней мере, для своих владельцев и покровителей. Джахиз, который написал эссе о певицах, описывает, как мужчины влюблялись в них. И как талантливая девушка могла дурачить несколько мужчин одновременно, чтобы получить от них максимум. Девушки продавались и перепродавались, и при каждой сделке цена постоянно возрастала. Конечные суммы были просто заоблачными. Так Макнуна, мать принцессы Улайи. Была куплена халифом Махди за 100 000 серебряных дирхемов. Другая девушка Басбас, стоила казне 17 000 золотых динаров.
Существовали и другие сложности. Даже Гарун не всегда мог позволить себе желаемое. Девушка по имени Инан была рабыней из Ямама в восточной Аравии. Там ее вырастили и обучили, а потом ее купил человек по имени Нафити. Гарун настолько сходил по ней с ума, что его любимая жена Хайзуран начала тревожиться, как бы та не заняла ее место в сердце мужа. Согласно одной версии Гарун пытался купить Инан, но Нафити сказал, что хочет за нее не менее 100 000 золотых динаров. Даже для халифа это была запредельная цена. Нафити отказался, и Гаруну пришлось вернуть девушку владельцу, хотя она уже находилась в его гареме. Некоторое время спустя Нафити умер, оставив после себя множество долгов. Его родственники решили, что продажа Инан позволит получить нужную для сохранения семейного имущества сумму. Поэтому ее отвели на рынок рабов, чтобы продать с аукциона. Гарун послал на аукцион Мансура, главного евнуха, чтобы тот купил ее. Когда начался аукцион, Мансур предложил 200 000 дирхемов, но другой человек предложил на 25 000 больше. Тогда Мансур ударил его и воскликнул: «Как смеешь ты перебивать владыку правоверных!» Но, в конце концов, кто-то неизвестный купил девушку за    250 000 дирхемов и увез ее в Хорасан.
Социальную и эмоциональную жизнь женщин в гареме восстановить почти невозможно. Традиционны рассказы о печали и горькой ревности, но есть и другие. Например, такой…
Дело происходило при дворе халифа Хади. Был вечер, халиф сидел, свободно общаясь с группой близких ему людей. Один из них, Али ибн Яктин, и рассказал нам о происшедшем:
Вошел слуга и шепнул что-то на ухо (халифу). Тот быстро поднялся, бросив «не расходитесь». И на некоторое время вышел из комнаты. Потом он вернулся, тяжело дыша, рухнул на подушки, и некоторое время отдыхал, пока не успокоился. С ним вошел евнух, неся поднос, накрытый куском ткани, и дрожа, остановился перед ним. Мы все гадали, что происходит. Затем Хади сел и велел слуге: «Поставь его!» Тот поставил поднос на пол. Потом халиф приказал: «Подними покрывало!» Там на подносе лежали головы двух рабынь. И боже, за всю свою жизнь я никогда не видел более красивых лиц и более прекрасных волос. В их волосы были вплетены драгоценности, и воздух наполнился ароматом их духов. Мы были поражены. Тогда он спросил: «А знаете, что они сделали?» «Нет», - ответили мы. «Нам сообщили, что они влюбились друг в друга и встречались с порочной целью. Я послал этого евнуха понаблюдать за ними и рассказать мне обо всем. Он пришел и сказал мне, что они вместе, я поймал их под одним одеялом, занимающихся любовью, и убил обеих». Затем он сказал: «Мальчик, забери эти головы!» - и продолжил разговор, будто ничего не произошло.
Или другой…
Однажды халиф Гарун сообщил поэту Ибрахиму аль – Мосули, что хочет провести вечер, выпивая с мужчинами. Поэт должен быть готов, ни с кем не встречаться и не пить вина, пока ему не придет вызов. Ибрахим держался целый день, а после вечерней молитвы его вызвали во дворец. По дороге он увидел большую корзину, свисающую на веревках со стены дворца и рабыню, стоявшую рядом. Девушка пригласила его сесть в корзину. Корзину подтянули до крыши дворца. Там он увидел еще несколько девушек, которые смеялись, развлекая друг друга. Увидев его, девушки закричали: «Боже, прибыл тот, кто нам нужен!», но, приглядевшись, поняли, что ошиблись. Тогда они поспешили накинуть свои хиджабы, запричитав: «О, враг Аллаха, что привело тебя к нам?». На это Ибрахим ответил в том же духе: «О противницы Аллаха, кого же вы ожидали , и что есть у него такого, чего нет у меня?»
Затем одна из них сказала: "Тот кого мы ждали, исчез, но этот тоже славный малый, давайте праздновать с ним». В общем, Ибрахима отпустили только через неделю. Подобно Шехерезаде из «Тысячи и одной ночи» Ибрахим понял, что спасти его от смерти может только красочный рассказ. Придя к Гаруну, Ибрахим в красках поведал о приключившемся с ним скрыв, однако, что он видел лица девушек. Гарун попросил и его отвести на это место. Однако шестое чувство подсказало Ибрахиму тихонько попросить девушек не показываться на глаза гостям, а вести с ними диалог через непрозрачную ширму. После приятно проведенного вечера Гарун сказал Ибрахиму, что эти девушки рабыни его хурама, которые были наказаны за какой-то проступок и заперты в этом дворце. И что если бы Ибрагим увидел их лица, то это стоило бы ему жизни.
Гарем, как таковое явление, сложился и окончательно оформился в период правления халифов Аббасидов и стал моделью для последующих гаремов исламских владык, и лишь к двадцатому веку, с окончательным падением султанского гарема в Стамбуле, традиция, возникшая в Багдаде, пришла, наконец, к своему концу.

Пы.сы. Эта статья была написана мною пару лет назад для одноименной статьи в Википедии. Пишу это для того чтобы никому не захотелось обвинить меня в копипасте.

Почему китайцы не пьют молока

  20.06.13, 21:36

Читая однажды материалы по Второй Мировой войне натолкнулся на интересную информацию. Адольф Гитлер, вынашивая планы мирового господства, много внимания уделял исследованиям по оружию массового уничтожения. В ходе этих исследований было установлено в частности, что у взрослых китайцев народности хань ( китайская народность центрального Китая - основная народность Китая) отсутствует фермент для переваривания молочных продуктов. т.е. для них молочные продукты, это яд. Меня очень заинтересовал этот факт. Почему это так, ведь у всех остальных народов монголоидной рассы таких проблем нет. И я решил провести своё небольшое расследование. Вот его результаты.

    Китайцы вообще нация очень замкнутая и глубоко традиционная. Они на протяжении многих тысяч лет своей истории не смешивались с другими народами, которых они считали варварами. А метисы, которые получались от редких межнациональных браков изгонялись из китайского общества. Эти метисы селились на  западной окраине империи и со временем образовали свою народность жужань. Несмотря на неоднократные завоевания Китая чужеземными династиями, такими как Тан  (табгачская), Юань (монгольская), Цин (маньчжурская) китайцы так и не научились смешиваться с другими народами, настолько велико было их презрение к  варварам. Несмотря на то что правление династии Тан считается расцветом Древнего Китая, как только появилась возможность, иноземная династия была свергнута китайцами, а потомки табгачей, населявшие Китай, были почти полностью уничтожены в кровавой резне. Древний Китай со всех сторон был окружен варварами. В большинстве своем эти народы вели кочевой образ жизни и были тюркоязычными, исключая тибетцев ( потомков динлинов -  местной европеоидной расы). Следует сказать ещё об одном этическом различии, которое так сильно вызывало презрение китайцев к варварам. У китайцев, которые практиковали полигамию, считалось величайшим извращением и грехом связь с женой своего отца или брата. Подобная мерзость каралась смертной казнью. У кочевников же нормой было то, что после смерти отца или брата его жены автоматически становились женами наследника. Это очевидно было связано с тем, что у тюрков всем имуществом владели женщины. Имуществом мужчины считалось лишь его оружие.  Справедливости ради, следует заметить, что завоеватели платили им той же монетой. Так например маньчжурские богдыханы пришедшие к власти в 1680 году обязали всех китайцев в знак  признания власти иностранной династии выбривать переднюю часть головы, а заднюю заплетать в косу. Т.е. знаменитая китайская коса была инструментом унижения китайского народа и была им глубоко ненавидима. Тех, кто отказывался носить косы, маньчжуры казнили без пощады, зачастую  это происходило в массовом порядке. Так эта прическа вбивалась, но не стала национальной - поэтому первым делом после падения маньчжурской династии Цин в 1912 г. китайцы стали поголовно срезать ненавистные им косы. Для чего я это рассказываю? А для того, чтобы были в полной мере понятны ненависть и презрение китайцев к варварам.

   Теперь перейдём, собственно говоря, к интересующей нас теме вплотную. Основной пищей кочевников во все времена были молоко и мясо травоядного скота. Т.е. те продукты, которые были им доступны. Рацион кочевников практически исключал злаки и овощи.  Рацион китайцев же состоял в основном из овощей, злаков, мяса птицы, свинины и морепродуктов. Так вот, дабы не уподобляться варварам даже в мелочах, китайцы совершенно не употребляли молочные продукты. И так как они это делали на протяжении многих тысяч лет, то фермент, который отвечает за переваривание лактозы, за ненадобностью исчез из организмов взрослых китайцев.

Небольшое лирическое отступление. Даже в наше время, путешествуя по Китаю ( исключение составляют провинции современного Китая населенные тюрками и тибетцами) вам не удастся попробовать ни в одном заведении, не рассчитанном на туристов, молочных блюд. А если соседом китайца по купе будет представитель другого этноса, то проводник обязательно спросит у китайца, не против ли он такого общества. Т.е. даже по прошествии тысяч лет китайское общество мало изменилось в этих вопросах.

 

Использованная литература:

 Н.Х. Ахметшин "Тайны Шелкового пути" - Москва, 2002г

Л.Гумилёв "Древние тюрки", Москва,  2004г

Л.Гумилёв "Три китайских царства", Москва,  2008г.

М.П Петров " По степям и пустыням Центрального Китая" ,  Москва, 1959г

Л.А. Борокова " О борьбе китайского народа против монгольских завоевателей в середине 14 века, Москва, 1970

Н.П. Мункуев " Китайский источник о первых монгольских ханах", Москва, 1985г

Очерки истории Китая, Москва, 1959г

Л.Гумилёв "Хунну", Москва, 1960г

Ло Гуань-чжун "Троецарствие", перевод П.А Панасюка, Москва, 1954г

Н.Я Бичурин "Собрание сведений...", Чебоксары, 1960г

 

 

 

Страсти по борщу...

Предисловие.

Занесла меня недавно тяжелая юзерская судьбина на один прелюбопытнейший форум. И бросила голодным брюхом вот на эту статейку. Должен сказать, что испытал чувство близкое к оргазму, так смачно она написана. Посему, не могу не поделиться с вами...

Еще Котляревский в "Энеиде" заметил: украинцу жить без борща просто невозможно. Стоит не поесть его дня три, как организм начинает протестовать и все тело охватывает жуткая "ломка": "Борщів як три не поденькуєш, на моторошні засердчить..." Как ни странно, но это знаменитое национальное блюдо не такое уж древнее. А появление его сопровождалось упорной борьбой между сторонниками ветхозаветной простоты в питании и "чревоугодниками" - гурманами, приверженцами казацкой кухни. Победили гурманы.

Спасаясь от голода, казаки "выели все пригородные огороды"

Настоящему ценителю борща важно, чтобы отвар был рубиново-красным и прозрачным, а капельки жира на его поверхности имели оранжевый оттенок. Они получаются только при правильном пассеровании моркови на сале. Для сохранения этого "общего цветового решения" существует множество ухищрений. Правда, борщ искрится рубином в тарелке совсем недолго, пока хозяйка не положит туда ложку сметаны, и тогда поверхность борща приобретает аппетитный пастельно-розовый цвет. А все богатство вкусовых ощущений подчинено в борще одному - вкусу свекольного отвара. Собственно говоря, вся эта кулинарная феерия и строится с одной единственной целью - подчеркнуть неуловимость оттенков вкуса столового буряка, возвысить этот скромный огородный овощ с ярким, но очень неустойчивым вкусом, который так трудно сочетается с другими продуктами. Украинский историк культурных растений Григорий Гордиенко в своем фундаментальном исследовании, вышедшем в Мюнхене, утверждает, что свекла упоминалась еще в "Изборнике Святослава" (1073 год) как "сеукла", но тогда люди не знали, на что она способна.

Настоящий творческий подход к свекле нашли украинские казаки в 1683 году, во время знаменитой осады Вены турками. Спеша на выручку "цисарской столицы", казаки не успели позаботиться о провианте и, как пишет историк-эмигрант, спасаясь от голода, "выели все пригородные огороды". Вот тогда-то свеклу стали обрабатывать правильно - перед варкой быстро поджаривать на сале. Процедура пассерования, казавшаяся европейцам излишней, позволяла сохранить натуральный вкус и цвет свеклы в бульоне и открывала путь к познанию ее необыкновенных кулинарных свойств.

Добавление к поджарке овощных или мясных отваров и зелени и привело к появлению того блюда, которое ныне известно во всем мире как украинский борщ. Гордиенко полагает, что слово "буряк" (украинское наименование столовой свеклы) впервые появилось в литературе в 1705 году. И, очевидно, не будет большого греха, если мы предложим считать именно этот год началом эпохи борщей.

Итак, украинскому борщу 300 лет. Круглая дата, своеобразный гастрономический юбилей!

Старые казацкие кулинары, знавшие кухонные секреты татар и турок, подвергали ломтики свеклы предварительной обработке на каленом свином жире с добавкой уксуса или сухого вина. Отдельно пассеровали морковь, лук и петрушку и только после этого бросали их довариваться в кипящий овощной или мясной бульон, щедро заправленный салом и крупой. Казацкий борщ подкисливали зелеными яблоками, тем же сухим вином, но чаще всего - свекольной закваской. Он обладал таким ярким и устойчивым вкусом, что легко выдерживал многие добавки и примеси. В него добавляли капусту и отдельно сваренную фасоль, кружочки колбасы, немецкие сосиски, ветчину, обжаренных в муке карасей и оливки.

Борщ варили на постном овощном бульоне, на говядине со свининой, на рыбе, курице и даже гусе. Но борщ всегда оставался борщом, а все эти вариации лишь обогащали его специфические вкус и аромат.

За три столетия борщ пережил множество новшеств. Во второй половине XIX века свекольную закваску ("сыривець") стали заменять томатной пастой, но многие киевские любители и сейчас заквашивают на своих кухнях свеклу.

Первые постные борщи готовились на конопляном ("деревянном") масле, поскольку подсолнечного ("олии") тогда еще не изобрели. Капуста была всегда. Хотя и странно представить себе красный борщ без картофеля, тем не менее в старину его готовили с пшеном. И до сих пор в Киеве не перевелись кулинары, которые считают, что картофель портит вкус настоящего борща, и ставят на стол мисочки с гречневой или рисовой кашей.

Единого украинского борща у нас не было и нет. Существуют борщи черниговские - с "турецкими" кабачками, киевские - с "нутряным салом", чесноком и свекольным квасом, полтавские - с курицей и галушками, одесские - на гусе, львовские - с обжаренными на масле кусочками сосисок. А еще - сборные (с ветчиной и печеной свеклой) и простые, которые далеко не каждый сумеет приготовить как следует. Словом, борщей великое множество, на каждой киевской улице их десятки. Всех за жизнь не попробуешь.

А сколько их было до нас, никто не считал. И можно только догадываться, какими были первые украинские борщи. Но еще в начале ХХ столетия в Киеве в Сочельник подавали особый постный борщ, который назывался "гетманским" и в котором действительно проступали черты архаической кухни.

Современники называли Ивана Скоропадского "ясновельможным гетманом борщей"

Зимний пост подходил к концу. Постная пища успела всем приесться. Взоры едоков с мольбой обращались к поварам. Ждали чуда. И оно действительно появлялось в виде старинного "гетманского" борща. Говорят, что канву его рецепта создал никто иной, как знаменитый кулинар гетман Иван Скоропадский, правивший Левобережной Украиной с 1708 года, а до того исполнявший многие дипломатические поручения украинской державы в Польше, Турции, Крыму и России. Готовился знаменитый рождественский борщ на постном масле, но весь его "аскетизм" на этом и заканчивался. Многодневное воздержание от скоромной еды "ясновельможный гетман борщей" (так называли Скоропадского современники) щедро вознаграждал праздничным изобилием разных, хоть и постных, но очень вкусных вещей. Радости постников, причащаемых к бурным гастрономическим фантазиям старого гетмана, прекрасно описал в своих воспоминаниях незабвенный киевлянин Александр Вертинский:

"В семь часов подавали ужин. На первое украинский, или, как его называли, "гетманский" борщ. Подавали его в холодном виде... В нем плавали "балабушки" - маленькие шарики из молотого щучьего мяса, начиненные рублеными сухими грибами, потом маслины и оливы, потом жаренные опять же в подсолнечном масле небольшие карасики, вываленные в муке. Еще к борщу подавались жареные постные пирожки с кислой капустой, или с кашей, или с грибами".

В поваренных книгах часто упоминаются "гетманские" борщи. Большинство из них к Ивану Скоропадскому отношения не имеют. Это просто борщи старой Гетманщины XVII-XVIII столетий, выдаваемые теперь за изделия великого мастера. Но попадаются и подлинные шедевры. Помимо борща, упоминаемого в мемуарах Вертинского, нам удалось обнаружить в одной из современных кулинарных книг еще и "борщ украинский восточный", который также можно причислить к подлинным "гетманским". Он готовится из трех отдельно сваренных бульонов. Один из них костно-говяжий, другой овощной (с кардамоном, помидорами, свеклой и яйцом), третий - из телятины, говядины и свинины с картошкой и сушеными грибами (сморчками). В бульонную смесь добавляют свекольный квас, те же сморчки, спелые вишни, нашинкованную капусту и печеную свеклу. Заправляется этот фантастический борщ старым салом с чесноком и зеленью.

Изобретая свои борщи, гетман, конечно же, думал и о затейливости, и об изысканности. Кухня его времени обойтись без этого просто не могла. Но в то же время он знал, что для многих его подданных борщ является единственной ежедневной пищей, и вкладывал в свои затеи вполне практический смысл. Его богатые и пышные борщи должны были возместить украинцам то, чего не было в их повседневном рационе. Борщ, оставаясь собою, вмещал в себя и такие продукты, которые обычно входили в состав праздничных блюд. Он стал одним из элементов культуры рококо, украшавших обыденную жизнь, вносивших в нее маленькие удовольствия и прихоти.

Украинские дворяне жили на широкую ногу и предпочитали казацкую кухню

В конце концов и Киев присоединился к гурманской жизни Гетманщины.

Произошло это, когда правительство учредило Киевское наместничество, в которое вошла часть Черниговщины и вся Полтавщина. На Печерске появились присутственные места. Из бывшей Гетманщины потянулись к Днепру обозы с домашней утварью малорусского шляхетства, которому надлежало теперь проживать по месту службы в Киеве.

Украинские дворяне жили там на широкую ногу, отличались веселым нравом, общительностью и гостеприимством. Одевались по запорожскому обычаю несколько вольно и небрежно, а в еде, как и надлежало вчерашним казакам, предпочитали всему другому борщ и галушки, "сиченики" и "крученики", "шинку", колбасы, сало. Они, как шутил в своих "Воспоминаниях" Вигель, "нежно любили свиней".

С отменой наместничества часть нового украинского панства откочевала назад в свою Гетманщину, но те, кто привык к Киеву и успел обзавестись здесь хозяйством, остались. Киевляне узнавали их по языку, песням, одежде и пристрастию к казацкой кухне. Эти люди сыграли свою роль в жизни города. Благодаря им Киев сохранял свою украинскую старину даже в худшие времена. Горожане тянулись к ним душой и многое прощали за их преданность дедовским традициям. Историк Антонович и писатель Нечуй-Левицкий подражали украинским дворянам в быту, Шевченко учился их манере обедать.

"У меня в Киеве жили родные - небогатые люди, но считавшие за удовольствие принять гостя чем Бог послал, - вспоминал писатель Александр Афанасьев-Чужбинский. - У тетушки в особенности подавали превосходный постный обед, какого действительно не найти и у самого дорогого ресторатора. По старосветскому обычаю, старики соблюдали все посты, и я в одну из сред или пятниц познакомил с ними Шевченко. Нас, разумеется, не отпустили без обеда. Вся обстановка уже показала Тарасу Григорьевичу, что нас не ожидали никакие церемонии. Старик дядя, коренной полтавец, помнил все малейшие обычаи родимого гостеприимства и, произнеся известную фразу: "По сiй мовi будьмо здоровi", - выпил прежде сам рюмку настойки, а потом предложил гостю. Что очень понравилось последнему, и он, принимаясь за рюмку, проговорил свою обычную поговорку:

- Як то тi п'яниці п'ють оцю погань, нехай уже ми, люди привичнi.

Но когда Тарас Григорьевич съел несколько ложек борща, он не утерпел не признаться, что если и ел подобный борщ, то, вероятно, очень давно, да и вряд ли когда случалось пробовать. Борщ этот был с сухими карасями, с свежей капустой и какими-то особенными приправами. Подали потом пшенную кашу, варенную на раковой ухе с укропом, и Шевченко совершенно растаял. Старики утешались, что могли доставить удовольствие такому дорогому гостю, а он пришел в необыкновенно хорошее расположение духа, и мы просидели, я думаю, за столом часа три.

После того несколько раз, по желанию Шевченко, мы ходили обедать в постные дни к старикам, только, бывало, я заранее предварю тетушку, и постный борщ удавался как нельзя лучше. Даже нынешнею зимою (свою последнюю зиму 1861 года Шевченко провел в Петербурге. - Авт.) в ресторане Вольфа напомнил он мне как-то о наших постных обедах на Крещатике..."

Источник: Анатолий МАКАРОВ, газета "ФАКТОВ"

О любви и засранцах...

27.07.11, 17:30

  •    Появилось в моём доме это чудо совершенно случайно. В общем, дело было так…

       На заре нашей семейной жизни, которая выпала на начало 90-х, мы с женой промышляли себе на жизнь тем, что торговали на местном рынке всяким барахлом, для чего периодически я или жена мотались в город-герой Одессу и в Белокаменную. Привезённые изделия дружественных турок и косоглазых китайцев мы тулили местным аборигенам. С чего, в общем-то, жили и постигали науки в высших учебных заведениях. Надобно сказать, что в те годы способов заработать было не так чтобы очень густо. Или торговать, или податься в бандиты, или сосать на ночь йогурт в каком-нибудь государственном учреждении, ползая раком по выходным на грядках. Так что ничего позорного в том чтобы торговать на рынке не было, хотя мы с женой долго прятались под прилавок при виде знакомых. Справа от нас торговал доцент из Металлургического института, а слева профессор из Днепропетровского Государственного университета. В общем, кампания подобралась тёплая, поэтому интеллигентное  предложение «тяпнуть по-маленькой» звучало регулярно. Зимой подобное предложение  звучало ещё разнообразнее: «ручки зябнуть, ножки зябнуть, не пора ли нам дерябнуть?», «что-то стало холодать, не пора ли нам поддать?» и прочее. Так вот, согревшись однажды до состояния оптимизма, я отбывал свой срок на рынке, сегодня была моя очередь, а жена крутилась дома по хозяйству. Я с любовью обозревал родной рынок и его посетителей, когда мой взгляд задержался на мужичонке в таком мазаевском, сильно пошарпанном треухе и ватнике. Он нёс картонную коробку, из которой что-то слабо попискивало. Природное любопытство взяло верх, и я подошёл поближе. В коробке сидело нечто. Жёлтенькое, цвета детской неожиданности тельце, попуканная морда и шишка на башке, в аккурат между двумя огромными лопоухими ушами. На мой вопрос: «Кто это?» Я получил гордый ответ: «Немецкий боксёр»!

       В общем, я понял, что произошло, когда мужичок  быстрым шагом  уходил за линию горизонта, а щенок плакал у меня на руках.

      Жена обрадовалась как-то странно, совсем не так, как я себе представлял, когда ехал в маршрутке. А представлял я себе примерно так: жена радостно охает, всплескивает руками, хватает собачку и радостно кружиться с ней по квартире. Вместо этого жена вытащила животное из моих рук, внимательно окинула его скептическим взглядом и изрекла примерно следующее: «прекрасный образчик рахита, и где ты только умудрился найти такое чудо?»

    Последующие полгода всё наше свободное от работы и учебы время было занято лечением щенка от рахита, гельминтов и ещё целого букета заболеваний. А в свободные и от этого секунды, подтиранием бесконечных луж и куч по квартире. Помимо этого были: обрезка ушей, прививки, операция по удалению внутреннего века, геморрой  и это лишь то, что запечатлелось в моей памяти. В связи с такой нашей тотальной занятостью щенок долго не мог получить имени и перманентно отзывался на всевозможные прозвища типа Урюк, Узбек, Сарделька и т.п. перлы нашего воспаленного сознания. Пока однажды мы не прозвали его Бакс, осознав, как дорого он нам обходится.

      Щенок рос прожорливым, отчаянным воровайкой и вообще редкостным засранцем. Стоило нам выйти за дверь, как этот негодяй начинал в буквальном смысле слова орать на весь дом, после чего к нам начали приходить соседи и презрительно на нас глядя требовать, что бы мы не мучили несчастное животное.  А несчастное животное мстило нам как могло за часы одиночества, гадило, где могло и грызло всё, до чего только могло дотянуться.  Ночью этот любитель понежиться  каким-то образом пролазил между мной и женой и сладко дрых, положив свою слюнявую башку между нашими подушками. Периодически чья-нибудь сонная рука его нащупывала и вышвыривала оттуда, но утром этот гадёныш опять оказывался на прежнем месте.

    Как все люди того голодного времени мы делали запасы, которые заключались в мешках сахара, гречки и макаронов, сиротливо стоящих у облупленной стены на кухне. Так вот однажды наш приятель прогрыз в мешке с сахаром дыру возле самого пола. И придя однажды с работы, мы увидели сказочную картину: вся квартира была изгваздана липкими слюнями, в кухне на полу насыпана куча сахара, а наша любимая собачка, аккуратно покрытая ровным слоем сахарной глазури сладко спит у себя в корзине. После этого случая к букету хронических заболеваний нашего рахитика добавился диабет. На укоризненные взгляды жены я отвечал, что он вырастет и станет замечательно охранять квартиру. Но прошли годы, щенок вырос в огромного лабуряку, 40кг живого веса. И апофеозом его охраннической деятельности стало однажды следующее происшествие. Приехала из Германии моя тёща, которая проработала там 4 с лишним года. И вместо радостных встреч и объятий мы наблюдаем странную картину: тёща в гости не приезжает, бросает трубку и вообще всячески пресекает попытки нашего с ней общения. Путем долгих пресмыкательств нам удалось вырвать из мамы причину её на нас опалы. Соскучившись на чужбине по детям и жаждая увидеть родную малолетнюю внучку, которую до этого могла лицезреть только в видеозаписи, тёща примчалась к нам домой, позвонила в дверь. Дальше по её словам: »…Я слышала как вы тёрлись и сопели за дверью, но мне не открыли! Вы меня не любите! И т.д.» Мы до сих пор, когда вспоминаем об этом случае, умираем от смеха. Но тогда нам было не смешно…

       Когда наш щенок подрос, у него проявился недюжинный талант к быстрому бегу, которым он и стал пользоваться во всю. В результате последующие 3 года жители нашего и окрестных дворов могли наслаждаться весёлым зрелищем, как мы с женой гоняемся за нашей собакой, пытаясь загнать её домой. И вот однажды наш Баксик развил такую рекордную скорость, убегая от меня, что я не смог его догнать. Дело было морозной и снежной зимой. Мы искали его по всему району, приставали к людям, давали объявления на радио и по местному телевидению. К нам стекалась информация: то его видели на остановке, то его видели в компании бомжей в подвале N-го дома. И вот уже когда по истечении второй недели, мы смирились с мыслью, что его съели бомжи, раздался телефонный звонок. Позвонил какой-то мужик из с.Перещепино, что в часе езды от города, и спросил не наша ли собачка к нему прибилась? После сверки всех примет, главными из которых были цвет детской неожиданности, кривой клык и то, что собачку постоянно рвёт на ковры доброго самаритянина, мы убедились, что собак наш. После чудесного возвращения в "родные пенаты", выяснилось, что  наша собачка приобрела хронический пиелонефрит. Зато перестала сматываться от нас на улице. И даже наоборот отойти от неё на расстояние более трёх метров, не представлялось более возможным.

       Сейчас моей собаке пошел пятнадцатый год. Недавно погуглил, оказывается боксёры живут в среднем десять лет. А мы вот не знали и прожили себе спокойно четырнадцать лет. И хотя я помогаю своему псу подниматься по лестнице, и вынимаю его из машины как ребёнка,  он всё равно каждый раз с трудом встаёт и встречает меня на пороге нашего дома. И точно так же, как когда был щенком, тычется седой мордой в мои ноги и радуется моему приходу так, как будто для него нет ничего лучше в этой жизни.

       Недавно наш ветеринар после очередного обследования удивлялся: «Как вам удалось при таком букете болезней довести его до такого почтенного возраста?» А через минуту сказал: «Наверное, вы его очень любите»…

    Вор вора обворовал

    14.06.11, 18:52

  • Недавно стал свидетелем презабавнейшей ситуации (хотя впору всплакнуть, а не смеяться).

    Стою в очереди за мясом, передо мной стоит пожилая цыганка. Заказывает 9 окорочков. Продавщица, тётка в изюмном соку, взвешивает ей, попутно обсчитывая цыганку на три с лишним гривны. Цыганка даёт ей 50грн, берёт пакет с мясом, демонстративно взвешивает его в руке и... начинается цирк. Цыганка начинает орать, что её обвесили, призывая в свидетели всех рядом стоящих людей, поминать своё многочисленное потомство и жаловаться на свою тяжёлую жисть.

    Продавщица понимая "Шо ну его на фиг". отбирает у отбивающейся цыганки пакет с мясом и отдаёт  ей 50грн. Та моментально замолкает и через секунду выдаёт, что мол, она давала не 50грн а 100грн.  Что тут началось...

    К сожалению не смог остаться, досмотреть всю программу до конца, спешил. Но подозреваю три варианта развязки:

     


    24%, 5 голосів

    5%, 1 голос

    43%, 9 голосів

    29%, 6 голосів
    Авторизуйтеся, щоб проголосувати.

    Письмо о лете

    14.05.10, 18:26

    Наконец – то появилось вдохновение описать свое путешествие по Крыму. Итак, вкратце: поселились мы в поселке Малый маяк, это между Ялтой и Алуштой, ближе к Партениту. Поселок расположился у подножия горы Аю-Даг, по нашему значит – Медведь-Гора, с другой стороны этой горы находится «Артек» и Гурзуф, старинный татарский городок, с совершенно безумными узкими и кривыми улочками, временами совсем отвесными. Как ты сам понимаешь – ездить по таким улочкам невозможно, поэтому в городе изумительно чистый воздух. Но я отвлекся…

         Вообще должен сказать, что воздух в этой части Крыма просто волшебный: смешение запахов кипарисов, сосен, кедров, каких-то немыслимых цветов, трав и, конечно же, моря!

    Так вот, первый день мы посвятили тому, что обживались и осматривались на новом месте. Квартира попалась нам удачная и совсем недорого, суди сам – 200 грн. за двухкомнатную квартиру, очень опрятную, со свежим ремонтом, со всеми удобствами и необходимыми путешественнику бытовыми приборами, как-то холодильник, электропечка, электрочайник, а так же полностью укомплектованная посудой. Даже были в каждой комнате телевизоры со спутниковым ТВ, на мой взгляд, совершенно лишние. В общем, повезло нам с самого начала или как у нас сейчас говорят – «попёрло». Первым делом мы изучили все местные пляжи и пришли к выводу, что приличных всего два, один лечебный платный, там людям делают массаж, какие-то обёртывания ещё чего-то там, а второй, пляж турбазы «Карабах», по-моему, самый лучший в Крыму. Купались до одури, потом дрыхли дома до вечера, поскольку все устали (всю ночь ехали на машине). А вечером попёрлись гулять. Пошли, конечно же, на утёс, смотреть на эллинги, поскольку нам их упорно предлагали, пока мы искали квартиру. Эллинг это такой гараж для лодки. Так вот представь себе, местный народец поумудрялся на каждом таком гараже построить гостиницу по пять – семь этажей. Все это выглядит на удивление красиво, красивая набережная, сувенирные лавки, лотки с фруктами, уличные кафе, ресторанчики. Единственное что всё это портит - это невероятно огромная масса людей, слоняющихся по этой набережной, шум, ну и, конечно же, не очень чистый пляж. В основном население эллингов, судя по говору – это русские. Бедняги!

         На второй день мы решили поехать в Мраморную пещеру. Находится она на горе Чатыр-Даг (1527м). По дороге купили в татарском кафе самсу – это такие типа пирожки из пресного теста с начинкой из жирной баранины, лука и потрясных специй, острые и вкусные. Есть их нужно горячими, пока сок не впитался в тесто. Представь,  ешь, обжигаясь, на жаре, горячущую и очень вкусную самсу, сок стекает по рукам – красота, для тех, кто понимает! У них же мы купили обалденные сдобные лепёшки, посыпанные зёрнами зеры, печенные в тандыре (это такая специальная каменная печь). Заехали мы на вершину, она весьма пологая, состоит из огромных каменных плато, поросших чахлой растительностью, кое- где перемежаемых скальными нагромождениями. Заплатили за вход и с группой зашли в царство Аида. Красота неимоверная, жаль, что фотоаппарат не в силах передать её. Мраморная пещера была открыта спелеологами в 1982 году, на сегодняшний день это самая большая пещера из ныне известных в Крыму и самая живописная. На данный момент её площадь составляет 4000 кв.м., но спелеологические исследования продолжаются, начали расчищать недавно обнаруженный новый проход, так что через несколько лет можно снова туда заехать за новыми впечатлениями. Влажность в пещере составляет 78%, так что мы, хотя и обули кроссовки, всё равно то и дело оскальзывались на тропе, проложенной в скальной породе. Температура в пещере постоянна и зимой и летом и составляет 9 градусов по Цельсию. И хотя мы подготовились и надели теплую одежду, но всё равно, за час пребывания там довольно сильно продрогли, а детишкам пришлось взять казённые куртки на прокат. Интересно было узнать, что сталактит нарастает со средней скоростью примерно 1 см за миллион лет, так что почтенный возраст этой пещерки впечатляет, учитывая огромные размеры вышеуказанных сталактитов и сталагмитов. Очень интересны пещерные озёра (больше 1 м в диаметре) и ванночки (меньше 1м в диаметре). В этой пещере они называются Жемчужными, потому что в них образуется пещерный жемчуг, очень похожий на настоящий, но быстро тускнеющий и разрушающийся на поверхности земли. Да, интересный факт, в Крыму вообще нет мрамора, нигде, а есть только переходная степень из кальция в мрамор. Как объяснила нам экскурсовод, если бы в Крыму  в незапамятные времена произошло хотя бы одно извержение вулкана, то мрамор бы закончил своё формирование. Но в Крыму есть всего один вулкан, да и то, несостоявшийся – Аю-Даг. А сама пещера названа Мраморной, потому что как раз и состоит из этого окаменевшего кальция, по виду, на ощупь и при обработке очень похожего на мрамор.

         Вечером этого дня, когда я нанизывал шашлык на кухне, случилось землетрясение. Трясло не сильно, но весьма ощутимо, а так как мы ни разу этого не испытывали, то всем стало очень страшно, но страшно как-то так, как в пионерлагере, когда кто-то рассказывал на ночь страшилку. В общем, немного адреналина тоже было в кайф.

         На следующий день мы решили никуда не ездить, а провести весь день в «матрасных» баталиях. Это наш любимый вид отдыха. На матрасик втискиваются все желающие принять участие в этом развлечении, отплывают подальше от берега и начинается черте что, правил нет никаких. Накувыркавшись до изнеможения, вдоволь нахлебавшись морской воды, мы выползаем на берег, пред очи потрясённой публики, мирно обугливающейся на берегу, но на всякий случай подальше отодвигающей свои коврики от «буйных».

         На четвертый день мы поехали на Ай-Петри, это самая высокая гора Ялтинской Яйлы (1234м). Проезжая Ялту, решили заехать в зоопарк. Море удовольствия и у детей и у взрослых. Животных можно было кормить, для этого при входе продавался специальный корм. Не буду утомлять тебя рассказами о животных, расскажу лишь один рассказ. Стоим мы с дочерью возле клетки с шимпанзе, наблюдаем, как один мальчик постарше играет с мальчиком помладше. Натурально умираем от смеха и жары. Захотелось мне водички попить, достаю из сумки бутылочку, и тут в клетке начинается что-то невообразимое. Не могу объяснить как, но обезьянки ясно дали понять, что тоже не прочь попить моей водички. Но как это сделать? Перед клеткой стоит ограждение, чтобы всякие придурки не совали руки в клетку. Я чтобы не травмировать обезьянью психику и прекратить жуткие вопли хотел уйти, но отчаяние обезьян только усилилось, старшенький даже начал о клетку биться. В общем, перелез я через ограду и дал бутылку старшенькому, он всю воду мигом высосал и даёт бутылку мне, типа ещё плесни. Вытащил я ещё одну бутылку и умудрился, в обход старшего, дать её младшенькому. Умора, он пьёт воду, а старший губы подставляет в надежде, что ему хоть капелька туда свалится.

         На Ай–Петри ведёт очень сложная, но потрясающей красоты дорога. Построена она была ещё при Александре II. То есть она и раньше была, при ханах, так как это был единственный путь через хребет Ялтинская Яйла в верховную ханскую ставку в Бахчисарае, но вот расширили и вымостили камнем, превратили дорогу в тракт при Александре.  Залезли, как все порядочные туристы на зубцы, а вот спустились мы по буковой роще, которую знают далеко не все туристы. Представь себе снаружи жара, ярчайшее южное солнце, а в роще царит полумрак, прохлада. Ни одно животное не обитает в буковой роще, слишком мало света и солнца. И с чувством выполненного долга пошли в татарский шалман (их там целый город, из каждого выбегают зазывалы и совершенно по-восточному навязчиво приглашают в свою чайхану, уверяя, что именно у них самая вкусная шурпа, кебаб и плов). Потом долго бродили по татарскому базару, покупали сувениры знакомым и родственникам, ели татарские сладости и опять гуляли. Возвращаясь с Ай-Петри, решили по дороге заехать на ближайший пляж, выкупаться, жара стояла неимоверная. Ближайшим оказался пляж в городе- герое Ялте. Представь себе лежбище тюленей, вот ялтинский пляж - это очень похоже. Наш приятель встал в очередь в кабинку для переодевания (человек 50), а мы тем временем попытались найти место на пляже для своего скромного коврика или хотя бы полотенца. Представляешь, нам это не удалось. Мы посмотрели в море, там люди стояли как селёдки в бочке. Ну, и конечно же, на пляже полная антисанитария. И почти вся масса этих людей говорит с характерным кацапским акцентом. Мне интересно, неужели все эти люди уверены, что они отдыхают? В общем, мы решили, что  быстрее доедем до своего пляжа, чем дойдет наша очередь в раздевалку.

         Пятый день мы решили провести в лени и неге на пляже, позагорать наконец-то, как приличные люди, и мы даже честно полдня этим и занимались. Но после обеда наши пытливые умы потребовали подзарядки, а наши души новых впечатлений. Мы быстренько собрались и поехали в Никиту, благо это совсем рядом. Ты, конечно же, помнишь своё посещение Никитского ботанического сада и свои впечатления от этого места. Так вот всё забудь. Сейчас Никитский ботанический сад это совсем не то унылое место, которое мы с тобой посетили на заре нашей комсомольской юности, а просто потрясающее место. Не знаю, как передать тебе, то буйство зелени, красок, запахов, обилие красивейших ландшафтов, редчайших растений, живописных дорожек и тропок. Столетний дуб, двухсотлетний платан, тысячелетнее оливковое дерево, тёмные бамбуковые рощи, заросли бананов, десятки разновидностей кедров, кактусы, деревья,  не имеющие коры.

    Всё разве перечислишь?  А в сочетании с множеством различных фонтанов, небольших прудов, наполненных золотыми рыбками, красивых уголков, где можно посидеть в уединении на удобной скамеечке создаёт незабываемое впечатление и оставляет сильное и стойкое желание вернутся сюда вновь. Мы увидели, там, на дереве, богомола, видели как три белки, сидя на дереве полном спелой алычи, подрались, не поделив добычу. По дороге домой, так как никто не устал, мы решили посетить Долину Привидений. Находится она на горе Демерджи.  Скопление скал, причудливой формы, в которых угадываются фигуры людей животных. Можно было заказать конную экскурсию, но так как из желающих влезть на лошадь был только я, то мы пешком побродили по плато, видели остатки очень древней татарской крепости.  Впечатление было слегка подпорчено посещением местной харчевни, где нам подали страшно дорогой и не вкусный лагман. На местном базаре купили неприлично дешёвый и очень вкусный местный крымский синий лук по 6 грн. за большую (на 2,5 кг) связку и персиков по 5 грн. за кг, что тоже очень дёшево.

         В последний день мы пораньше встали, чтобы накупаться, напоследок, на своём любимом пляже. И в 11 часов утра мы выехали в направлении Севастополя. Да, несколько слов о крымских дорогах, тем более, что они того стоят. Дороги в превосходном состоянии, ехать по ним одно удовольствие, конечно если у тебя есть опыт передвижений по крутым горным дорогам. Дорога на Севастополь проходит по очень живописным местам, мимо Алупки, Фороса, горы Кошки и через перевал Байдарские Ворота. Представь себе, справа виноградники и крутые отроги гор, на которых периодически можно увидеть движущиеся цветные точки – это маниаки-скалолазы, покоряющие очередную в своей жизни вершину, а слева бескрайнее, уходящее в горизонт, синее море.  Путь наш лежал в Херсонес Таврический, музей под открытым небом. По пути обожрались винограда, персиков и, будь она неладна, ежевики. Дело в том, что, как выяснилось, никто в нашей кампании никогда не пробовал ежевику, а тут полведра за 15 грн. Ну, мы её на пятерых и приговорили, вкусная была зараза. А ночью уже, когда ехали домой у нас началась крапивница, мы красиво и равномерно покрылись прыщами, которые немилосердно зудели. Но перед этим, всё-таки успели облазить Херсонес. Приехали мы в него как раз в самую жару, в час дня. Начали ходить по нему, чувствуем, что плавимся. В общем, окунулись мы в знаменитой  Камышовой Бухте, которая помнит князя Владимира Красное Солнышко, его невесту царь-девицу Елену, нашествия скифов и сарматов, войны с боспорскими царями, римлян, византийцев и ещё Бог знает кого. Так мы и спасались: окунёмся с головой, осмотрим немного развалины города. В конце, когда уже всё осмотрели, пошли купаться в большом море. Какая там красота. Древние полуразвалившиеся ступени ведут к пляжу, который весь покрыт остатками древних зданий и красивыми природными гротами, в которых пенится морская вода. Надобно ещё заметить, что морская вода в Севастополе более солёная, чем везде и имеет сильный запах йода. Так и купались, представляешь, с древних камней в море и опять на кирпичик, который вытесал древний каменотёс в незапамятные времена. Это были самые сильные впечатления за поездку. Потом осмотрели небольшой  музей под открытым небом. Меня заинтересовали мозаики христианского храма, интересно то, что в них явственно прослеживаются орфические мотивы в орнаменте. Потом поехали в Бахчисарай. Я не узнал это место. Прекрасно отреставрированный дворцовый комплекс, с прекрасной экспозицией на тему быта и обычаев татар, прекрасная коллекция народного костюма, народных промыслов, старинной мебели, книг, украшений, посуды.  Неплохо отреставрирована и та часть дворца, в которой располагался тронный зал и гарем, разбит прекрасный сад в гаремном дворике, реконструирована Соколиная Башня, заканчивается реконструкция турецкой бани, отреставрированы все фонтаны и, конечно же, знаменитый  Бахчисарайский Фонтан.

     

                   «…Опустошив огнём войны

                     Кавказу близкие страны

                     И селы мирные России,

                     В Тавриду возвратился хан

                     И в память горестной Марии

                     Воздвигнул мраморный фонтан,

                     В углу дворца уединенный,

                     Над ним крестом осенена

                     Магометанская луна

                     (Символ, конечно, дерзновенный,

                     Незнанья жалкая вина).

                     Есть надпись: едкими годами

                     Ещё не сгладилась она.

                     За чуждыми её чертами

                     Журчит во мраморе вода

                     И каплет хладными слезами,

                     Не умолкая никогда.

                     Так плачет мать во дни печали

                     О сыне, падшем на войне.

                     Младые девы в той стране

                     Преданье старины узнали,

                     И мрачный памятник оне

                     Фонтаном слёз именовали.

     

    В общем, понравилось. Потом, перед дальней дорогой нужно было, как следует подкрепиться, тем более, что было уже семь часов вечера, а мы ещё даже не обедали. Мы выбрали кафешечку  поприличнее и что бы там не было иностранцев, а их в Крыму очень много: русские, болгары, немцы и почему-то англичане (по мере убывания количества). Заметили, куда пошёл подкрепиться экскурсовод со своей девушкой (местный татарин) и сами там зависли. Плов был потрясающий, лепёшки свежими, а чай ароматным. К тому же ты можешь сколько угодно заказывать, что бы тебе вновь залили кипятком твой чайник, и это ничего не стоит. А так как мы пили зелёный чай, то лично я сам выпил два чайника чая, и мне показалось, что вкуснее чая я никогда не пил, очевидно, сказалось сильное обезвоживание после Херсонеса. В восемь часов мы выехали из Бахчисарая домой, так и ехали в плавках и ставших колом от морской воды штанах и майках, лень было переодеваться. И в четыре часа утра мы были уже дома, а в пять, напившись противоаллергических таблеток (проклятая жадность) мы легли спать

    Триполье без мифов.

    30.04.10, 14:22





  • Трипольская археологическая культура
    датируется между 5400 – 2600гг.до н.е.Трипольские поселения – гиганты существовали одновременно с  первыми династиями Египта и городами- государствами Месопотамии, а поселение – гигант Тальянки сооружено во времена легендарного царя Гильгамеша ( приблизительно 2750 г. до н.э). По другим же версиям выходит, что когда история начиналась в Шумере и расцветала Страна пирамид, многие трипольские протогорода уже находились в стадии руин.

      Распространена была на территории современных правобережной Украины, Молдавии, Восточной Румынии и Венгрии. На территории Украины расположены 2108 памятников этой культуры.

     

    ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИЩЕ.

     

       Первые трипольцы в Поднестровье, выбирали для своих поселений места возле воды, удобные для жизни и земледелия. Их жилище  многими своими конструктивными деталями напоминало традиционную украинскую хату. Деревянный каркас дома обмазывали глиной, крышу перекрывали камышом. Дом отапливался «по-чёрному» - огонь разводили на возвышении, сделанном из глины. Со временем жилище видоизменялось. Так например возле урочища Александровка было построено тринадцать глинобитных жилищ, которые выстроились наподобие двух улиц вдоль ручья на площади около 5 га. Размеры домов сильно отличаются между собой, но все они были  уже двухэтажными. Сотни раскопанных зданий дают возможность в полной мере представить себе, как выглядело трипольское жилище в эпоху расцвета трипольской культуры. На раскопках в 1984 году возле села Майданецкое было найдено жилище 10,8 х 25,5м. Толщина стен от 5 до 30см. Полы и глиняные лавки были покрыты красной краской. Жилище было двухэтажное. В таком доме проживало около 15 человек.  

         Под конец определённого сакрального цикла, жилища заполняли хворостом и сжигали, предварительно расставив в них необходимые ритуальные атрибуты. Ритуал обеспечивал очищение огнём пространства. После обряда очищения община отстраивала новое поселение пока не наступал конец следующего цикла, и тогда обряд повторялся.

     

    БЫТ.

     

        У раннетрипольских племён на территории Украины и Молдовы была собственная металлообработка. Так например поселение Александровка было одним из центров изготовления медных вещей.

       Раннетрипольская посуда была разнообразна  по форме и отделке. Однако схемы и сюжеты узоров были подчинены определённым канонам.

       Трипольцы были земледельцами. Землю они пахали с помощью волов. Хотя прямых доказательств этому нет, но полно косвенных, например таких как изорбражения запряженных животных, найденные в поселениях кости волов, а так же предположительные размеры полевых угодий (0,7 – 11км в радиусе от поселения).

       Ткачество тоже было известно трипольцам. Для этого они пользовались вертикальным ткацким станком. Изготавливались такие ткани как мешковина, полотно, репс, ковровое и даже узорчатые ткани.

     

    ОДЕЖДА.

     

       О крое верхней одежды свидетельствуют изображения на посуде и орнаментация статуэток. Трипольки носили платья различного кроя иногда с бахромой по низу, расшитые различными медными и костяными украшениями. Существовали различные типы поясов. Из меха или ткани шились короткие жилеты.

       Мужской костюм дополняла перевязь – через правое или левое плечо. Она поддерживала пояс, на котором висело оружие. Возможно, что мужчины носили кожаные куртки.

       Согласно погоде носилась обувь: ботинки до колен, постолы или сандалии.

     

    ЗАКАТ.

     

       Все жители планеты Земля являются заложниками погодных условий и природных катаклизмов. Не была исключением и эпоха трипольской культуры.

       Период между 4700 – 3500гг. до н.э. по климатическим условиям считают лучшими за последние 10000 лет. Но приблизительно с 3500г до н.э. погода стала портиться. Сначала начались наводнения, вызванные возрастанием уровня воды в морях. Вследствие заболачивания грунтов возрастает уровень концентрации метана в атмосфере, что способствует последующему снижению температуры воздуха. Далее достаточно какого-нибудь толчка, чтобы последствия этих изменений стали необратимыми. В конце IV тис. до н.э. таких толчков случилось несколько.

       Пик похолодания приходится на 3199 год. Этому предшествовало извержение вулкана на Алеутских островах, которое случилось в том же году. Не прошло и 9 лет, как проснулся еще один вулкан, в Исландии. Из-за вулканического пепла попавшего в атмосферу средняя температура воздуха зимой постепенно снижалась каждый год. В придачу к похолоданию по всей планете выпадают кислотные дожди.

       Понятно, что получение урожая при таких условиях стаёт проблематичным. Не вырастает как следует трава, а значит нечем кормить скот. Сокращается поголовье животных в лесах. И этот кризис длился несколько десятилетий.

     

     

      

    Сторінки:
    1
    2
    попередня
    наступна