Гарем
- 19.11.13, 16:49
19.11.13, 16:49
Термин харим (гарем) означает защищенную или изолированную часть дома, которую позволяется посещать только мужчинам, являющимися близкими родственниками хозяина. На деле же, гораздо чаще, халиф, говоря о своем хурам – множественное число того же слова – просто имел ввиду женщин при дворе, и в более широком смысле слова, - всех, находящихся под его защитой. Хурам был скорее просто группой людей, чем определенным строением или физическим местоположением.
При первых халифах Аббасидах женщины правящей семьи имели свое домашнее хозяйство, и даже дворцы – подобные тем, в каких жили их родственники мужского пола. К началу десятого века женщины стали более замкнуты в огромном царском дворцовом комплексе, и гарем стал отдельной изолированной структурой. Так, например, Масуди, писавший в середине десятого века, утверждает, что Яхья Бармакид, надзиравший за хурамом Гаруна аль – Рашида, запирал его ворота на ночь и уносил ключи с собой домой.
Постепенно, гарем халифа приобрел свой фантастический образ отдельного мира, замкнутой среды роскоши и сексуального возбуждения с привкусом жестокости и опасности. Существует несколько указаний на количество проживавших, со своими слугами, в гареме женщин. Гарун аль - Рашид имел в своем хураме более двух тысяч певичек и служанок. Здесь же жили двадцать четыре наложницы, которые вынашивали от него детей.
Похоже, что после смерти Гаруна в 809 году следующие халифы, за редким исключением, не женились вообще. Скорее всего, это объясняется тем, что они перестали чувствовать себя скованными условностями арабского аристократического общества, кроме того, стали желать удаления от собственной родни. Таким образом, ведущей фигурой в хураме становилась мать халифа. А не какая-либо из наложниц рабынь или фавориток. Интересно, что очень похожий процесс наблюдался при Оттоманском дворе семью веками позже. Турецкие султаны во второй половине пятнадцатого века перестали жениться - за исключением Сулеймана Великолепного, чья женитьба в 1534 году на Хуррем (Роксолане) вызвала удивление и оказалась оскорбительной для оттоманских традиционалистов. Народ особенно озаботило то, что он сосредоточил свое внимание на единственной женщине – это казалось совершенно неестественным и вызывало слухи о том, что султана должно быть околдовали. В Турции шестнадцатого века фаворитки султана, среди которых Хуррем была всего лишь самой успешной, в полном смысле слова правили гаремом. К началу семнадцатого века это положение изменилось. Теперь гаремом управляла Валиде Султан, царица-мать: фаворитки исчезли, а наложницы стали тенями, чьи имена были едва известны.
Дом Аббасидов преобразовывался таким же образом. Халифы перестали жениться, а царица-мать стала самой главной женщиной в гареме. Дворцы, которыми владели дочери, и кузины халифов перешли к короне.
Девушки, составлявшие гарем халифов, происходили из самых разных земель и были представительницами различных культур – но, так как исламские законы запрещали обращать в рабство мусульман, они обычно доставлялись извне империи. Некоторые девушки приобретались в качестве военной добычи. Рабыни из берберов Северной Африки высоко ценились с сексуальной точки зрения, и сам великий Мансур был сыном одной из них. Однако в девятом и десятом веках аристократию гарема формировали в первую очередь гречанки из Византийской империи, и именно их сыновья становились халифами (Васик, Мунтасир, Мухтади, Мутадид). Матери других халифов прибыли из Ирака. Матерью халифа Мустаина являлась славянка из Восточной Европы.
Кроме того, женщины попадали в гарем благодаря своим талантам, музыкальным или певческим. Как гетеры классической Греции или гейши Японии. Многие из этих девушек имели прекрасное образование, были искусны и остроумны. Вместе с мужчинами надим (веселыми компаньонами) они являлись основными носителями дворцовой культуры. Образ поющей девушки в литературных произведениях очень живой и привлекательный. Они были так же сексуально доступны – по крайней мере, для своих владельцев и покровителей. Джахиз, который написал эссе о певицах, описывает, как мужчины влюблялись в них. И как талантливая девушка могла дурачить несколько мужчин одновременно, чтобы получить от них максимум. Девушки продавались и перепродавались, и при каждой сделке цена постоянно возрастала. Конечные суммы были просто заоблачными. Так Макнуна, мать принцессы Улайи. Была куплена халифом Махди за 100 000 серебряных дирхемов. Другая девушка Басбас, стоила казне 17 000 золотых динаров.
Существовали и другие сложности. Даже Гарун не всегда мог позволить себе желаемое. Девушка по имени Инан была рабыней из Ямама в восточной Аравии. Там ее вырастили и обучили, а потом ее купил человек по имени Нафити. Гарун настолько сходил по ней с ума, что его любимая жена Хайзуран начала тревожиться, как бы та не заняла ее место в сердце мужа. Согласно одной версии Гарун пытался купить Инан, но Нафити сказал, что хочет за нее не менее 100 000 золотых динаров. Даже для халифа это была запредельная цена. Нафити отказался, и Гаруну пришлось вернуть девушку владельцу, хотя она уже находилась в его гареме. Некоторое время спустя Нафити умер, оставив после себя множество долгов. Его родственники решили, что продажа Инан позволит получить нужную для сохранения семейного имущества сумму. Поэтому ее отвели на рынок рабов, чтобы продать с аукциона. Гарун послал на аукцион Мансура, главного евнуха, чтобы тот купил ее. Когда начался аукцион, Мансур предложил 200 000 дирхемов, но другой человек предложил на 25 000 больше. Тогда Мансур ударил его и воскликнул: «Как смеешь ты перебивать владыку правоверных!» Но, в конце концов, кто-то неизвестный купил девушку за 250 000 дирхемов и увез ее в Хорасан.
Социальную и эмоциональную жизнь женщин в гареме восстановить почти невозможно. Традиционны рассказы о печали и горькой ревности, но есть и другие. Например, такой…
Дело происходило при дворе халифа Хади. Был вечер, халиф сидел, свободно общаясь с группой близких ему людей. Один из них, Али ибн Яктин, и рассказал нам о происшедшем:
Вошел слуга и шепнул что-то на ухо (халифу). Тот быстро поднялся, бросив «не расходитесь». И на некоторое время вышел из комнаты. Потом он вернулся, тяжело дыша, рухнул на подушки, и некоторое время отдыхал, пока не успокоился. С ним вошел евнух, неся поднос, накрытый куском ткани, и дрожа, остановился перед ним. Мы все гадали, что происходит. Затем Хади сел и велел слуге: «Поставь его!» Тот поставил поднос на пол. Потом халиф приказал: «Подними покрывало!» Там на подносе лежали головы двух рабынь. И боже, за всю свою жизнь я никогда не видел более красивых лиц и более прекрасных волос. В их волосы были вплетены драгоценности, и воздух наполнился ароматом их духов. Мы были поражены. Тогда он спросил: «А знаете, что они сделали?» «Нет», - ответили мы. «Нам сообщили, что они влюбились друг в друга и встречались с порочной целью. Я послал этого евнуха понаблюдать за ними и рассказать мне обо всем. Он пришел и сказал мне, что они вместе, я поймал их под одним одеялом, занимающихся любовью, и убил обеих». Затем он сказал: «Мальчик, забери эти головы!» - и продолжил разговор, будто ничего не произошло.
Или другой…
Однажды халиф Гарун сообщил поэту Ибрахиму аль – Мосули, что хочет провести вечер, выпивая с мужчинами. Поэт должен быть готов, ни с кем не встречаться и не пить вина, пока ему не придет вызов. Ибрахим держался целый день, а после вечерней молитвы его вызвали во дворец. По дороге он увидел большую корзину, свисающую на веревках со стены дворца и рабыню, стоявшую рядом. Девушка пригласила его сесть в корзину. Корзину подтянули до крыши дворца. Там он увидел еще несколько девушек, которые смеялись, развлекая друг друга. Увидев его, девушки закричали: «Боже, прибыл тот, кто нам нужен!», но, приглядевшись, поняли, что ошиблись. Тогда они поспешили накинуть свои хиджабы, запричитав: «О, враг Аллаха, что привело тебя к нам?». На это Ибрахим ответил в том же духе: «О противницы Аллаха, кого же вы ожидали , и что есть у него такого, чего нет у меня?»
Затем одна из них сказала: "Тот кого мы ждали, исчез, но этот тоже славный малый, давайте праздновать с ним». В общем, Ибрахима отпустили только через неделю. Подобно Шехерезаде из «Тысячи и одной ночи» Ибрахим понял, что спасти его от смерти может только красочный рассказ. Придя к Гаруну, Ибрахим в красках поведал о приключившемся с ним скрыв, однако, что он видел лица девушек. Гарун попросил и его отвести на это место. Однако шестое чувство подсказало Ибрахиму тихонько попросить девушек не показываться на глаза гостям, а вести с ними диалог через непрозрачную ширму. После приятно проведенного вечера Гарун сказал Ибрахиму, что эти девушки рабыни его хурама, которые были наказаны за какой-то проступок и заперты в этом дворце. И что если бы Ибрагим увидел их лица, то это стоило бы ему жизни.
Гарем, как таковое явление, сложился и окончательно оформился в период правления халифов Аббасидов и стал моделью для последующих гаремов исламских владык, и лишь к двадцатому веку, с окончательным падением султанского гарема в Стамбуле, традиция, возникшая в Багдаде, пришла, наконец, к своему концу.
Пы.сы. Эта статья была написана мною пару лет назад для одноименной статьи в Википедии. Пишу это для того чтобы никому не захотелось обвинить меня в копипасте.