Афоризм
- 22.06.12, 10:24
Американский автор Эдгар Аллан По как раз закончил чтение своей новой истории перед некоторыми друзьями. Шутя, они сказали ему, что он употребил имя героя слишком часто. Как По реагировал на это? Один друг вспоминает: «Его гордость не выдержала такого открытого замечания, и прежде чем его друзья могли бы помешать ему, он в порыве гнева бросил каждый лист в ярко горящий огонь». Потеряна была история «очень забавная, совершенно свободная от его обычной... мрачности». Смирение, может быть, спасло бы ее.
Несмотря на то, что гордость побуждает людей поступать немудро, она принимает угрожающие размеры в мире. Какая польза от смирения?
Смирение это – «скромность духа; отсутствие гордости; кротость». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный» (словарь The World Book Dictionary, том 1, стр. 1030). Смирение не является трусостью или слабостью. На самом деле, гордость отражает слабость, в то время как проявление смирения часто требует мужества и силы.
В Священном Писании еврейское слово, переводимое словом «смирись», буквально означает «затопчи самого себя». Поэтому мудрый писатель Притч советовал: „Сын мой! если ты пойман словами уст твоих, избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам [смирись, НМ; затопчи самого себя] и умоляй ближнего твоего“ (Притчи 6:1–3). Другими словами, отложи гордость, признай свою ошибку и уладь дела.
Оно должно быть искренним. Не все люди, которые кажутся смиренными, обладают настоящим смирением. Некоторые лица, кажущиеся смиренными, на самом деле, может быть, гордые и не останавливаются ни перед чем, пока не добьются того, чего хотят. Затем есть и такие, которые пользуются маской ложного смирения, чтобы произвести впечатление на других. Апостол Павел, например, встретил некоторых, которые показывали „самовольное смиренномудрие“, и он указал на то, что всякий, делающий это, на самом деле „безрассудно надмевается плотским своим умом“. Такое лицо неправильным образом думало, что благосклонность Бога зависит от того, ест, пьет или трогает ли он определенные вещи или соблюдает ли он религиозные праздники или нет. Правда, он, может быть, казался благочестивым и смиренным, но его ложное смирение было бессмысленным (Колоссянам 2:18, 23). На самом деле, это навело его на мысль, что награда жизни присуждается тем, кто отказывается от материальных вещей. Это также создавало коварный вид материализма, потому что аскетические запрещения сосредоточивали внимание на материальные вещи, которые он якобы презирает.