"Високосный год" (" Leap Year")

   Еще мне  хотелось  бы вспомнить фильм "Високосный год"  (" Leap Year"   Режиссер: Ананд Такер.  В ролях: Эми Адамс, Мэттью Гуд) Очень приятная комедийная мелодрама. Анна-- главная героиня прошла, как и Герда, множество испытаний. Это и аварийная посадка самолета, и шторм, и насмешки аборигенов в заброшенной шотландской деревушке, и нападение бандитов всего не перечислишь. Я думаю, что Анна не выдержала бы такого напряжения эмоций, если бы она вовремя не перестроила внутренние  ценности. Зритель не замечает ни каких перемен в Анне, благодаря  красоте актрисы Эми Адамс и ее великолепной актерской игре, на мой взгляд. Когда   Внутренний Мир в порядке все остальное получается легко и приятно... Беда что за внешними заботами у женщин часто не хватает времени на себя.                                                                




Женщина и свобода!

У каждого человека есть Ангел-хранитель,оберегающий его и мы не знаем какой облик он может принять, сегодня это старик, завтра юная  девушка, но пусть  внешний вид его вас не смущает. Ангел яростнее любого дракона, но только не в битве, а в попытках достучаться до нашего сердца, и напомнить кто мы есть на самом деле, ибо 
только мы сами имеем полную власть над мирами, который мы создаем вокруг себя.

Чего ты хочешь? Ничего. Что ж я спрошу иначе, что ты ищешь? Выход наверное? Наверное? Нет определенно мне нужно отсюда выбраться. Стало быть свободу
Разве это было трудно, я помогу тебе обрести свободу. Что мне для этого нужно?
Тебе понадобиться для этого пять вещей. Первое это карта, затем огонь, нож и ключ. Вы сказали пять вещей. Пятая вещь это тайна. В ней причина , в ней главная цель. Это будет великая жертва и блистательная победа. Только ты сможешь ее найти.Если ты это сможешь ты станешь свободной.

  Первое это карта, тогда мы будем знать все входы и выходы, и посты охраны
  Второе пожар, чтобы отвлечь охрану на время побега, как только начнется пожар
они покинут свои посты.
  Третье нож, на случай если встретим сопротивление
  Четвертое ключ, он носит его на шее, от какой он двери, я думаю он от всех дверей,
это главный ключ
   Это безумный план, тут повсюду охрана. Если узнают о побеге нам конец.
Это не страшно, вы давно мертвы 
Как связаны понятия жизнь, женщина и свобода смотрите в фильме "Запрещенный
прием" 

Запрещенный прием и убить Билла

Два фильма казалось бы ничего общего, ну разве что женщина в главной роли... Впрочем общее не только это -- об этом и поговорим.
  Женщина в главной роли, которая убивает мужчин это конечно не ново, но это происходит и там и там. Причем, что интересно, перед тем как убить мужчину главная героиня ее зовут Куколка      (Фильм "Запрещенный прием"  Sucker punch) убивает не только чудовищ и демонов, но и женщин, своих сверстниц или коллег. Особенно хорошо это видно и  в фильме "Убить Билла".
Спрашивается зачем? Понятно они в одной команде с ним, но они же его не охраняют на первый взгляд.
 В "Запрещенном приеме" Куколка явно не убивает своих подруг, но подбивает их на побег 
в процессе подготовки и осуществления которого они и погибают по разным причинам, то есть 
убивает, но косвенно.
В начале фильма звучит красивейшая песня группы Eurythmics - Sweet Dreams с на первый взгляд непонятным содержанием, но если ознакомится с переводом, то многое становится понятным.Перевод есть на этом же блоге. 
  Завязка фильма происходит на трех уровнях, первый видеоряд понятный без слов
Второй уровень  песня группы Eurythmics - Sweet Dreams 
Третий уровень философский закадровый текст о ангеле хранителе, который есть у каждого человека и не важно в каком виде является он нам в виде старика или молодой девушке сила его
огромна, он может победить любого демона, надо понимать в духовном мире. А как это было
вы можете посмотреть в фильме...    

Сладкие мечты

Тексты песен 
 
 
Eurythmics - Sweet Dreams
 
Sweet dreams are made of this
Who am I to disagree?
Travel the world and the seven seas
Everybody's looking for something
Some of them want to use you
Some of them want to get used by you
Some of them want to abuse you
Some of them want to be abused

Sweet dreams are made of this
Who am I to disagree?
Travel the world and the seven seas
Everybody's looking for something
Some of them want to use you
Some of them want to get used by you
Some of them want to abuse you
Some of them want to be abused

I wanna use you and abuse you
I wanna know what's inside you
(Whispering) Hold your head up, movin' on
Keep your head up, movin' on
Hold your head up, movin' on
Keep your head up, movin' on
Hold your head up, movin' on
Keep your head up, movin' on
Movin' on!

Sweet dreams are made of this
Who am I to disagree?
Travel the world and the seven seas
Everybody's looking for something
Some of them want to use you
Some of them want to get used by you
Some of them want to abuse you
Some of them want to be abused

I'm gonna use you and abuse you
I'm gonna know what's inside
Gonna use you and abuse you
I'm gonna know what's inside you
 

 
Сладкие мечты сделаны из этого
Кто я такой, чтобы не согласиться?
Путешествуйте по миру и семи морям
Каждый ищет что-то
Некоторые из них хотят использовать тебя
Некоторые из них хотят, чтобы привыкнуть к тебе
Некоторые из них хотят обидеть тебя
Некоторые из них хотят сделать тебя предметом злоупотреблений

Сладкие мечты сделаны из этого
Кто я такой, чтобы не согласиться?
Путешествуйте по миру и семи морям
Каждый ищет что-то
Некоторые из них хотят использовать тебя
Некоторые из них хотят, чтобы привыкнуть к вам
Некоторые из них хотят обижающих вас
Некоторые из них хотят стать предметом злоупотреблений

Я хочу использовать тебя и обижать тебя
Я хочу знать, что находится внутри тебя
(Шепотом): Держите голову вверх,
 Двигайтесь во внутрь 
Держите голову вверх, Двигайтесь во внутрь
Держите голову вверх, 
 Двигайтесь во внутрь 
Держите голову вверх, 
 Двигайтесь во внутрь
Держите голову вверх, 
 Двигайтесь во внутрь
Держите голову вверх, 
 Двигайтесь во внутрь
 Двигайтесь во внутрь!

Сладкие мечты сделаны из этого
Кто я такой, чтобы не согласиться?
Путешествуйте по миру и семи морям
Каждый ищет что-то
Некоторые из них хотят использовать тебя
Некоторые из них хотят, чтобы привыкнуть к тебе
Некоторые из них хотят обидеть тебя
Некоторые из них хотят сделать тебя предметом злоупотреблений

Я собираюсь использовать тебя и злоупотреблять тобой
Я буду знать, что внутри
Собираюсь использовать тебя и злоупотреблять тобой
Я буду знать, что внутри тебя

Что привлекает Кая?

Что привлекает Кая? Холодные снежинки, вычерченные по законам геометрии! Жаль только, что они так быстро тают... 
Вы узнаёте себя в этом мальчике? А своих знакомых? Огромное число людей живёт с осколком зеркала тролля почти с самого рождения. Беда их в том, что любя строгую геометрию ледяных узоров, они, ну никак не смогут полюбить себя самих! Ведь они же устроены так, как ненавистные им розы — где-то червивы, где-то — кривоваты, но в целом, прекрасны. И им эту красоту (а значит и свою собственную прелесть) понять не дано. Если только их не спасёт девочка Герда... 

Что такое — Эрос? 

Эрос — это противоположная Танатосу сила, такая же древняя и архетипическая, которая в разных интерпретациях зовётся то Любовью, то — Богом. 
Герда — воплощённая сила Эроса. Чем она спасает Кая? Любовью. Она любит жизнь вообще и жизнь в себе. Поэтому она не топится в речке от горя, что потеряла Кая, а идёт спасать его на другой конец света — безоружная, бескаретная, бесстрашная... 
А не можешь ли ты дать Герде что-нибудь такое, что сделает её сильнее всех? - спросил колдунью-лапландку Северный Олень. 
- Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика Её Сила? Не видишь, что ей служат и люди и звери? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу, её сила в её сердце... 
Для того, чтобы принять себя, нужно принять Жизнь. 
Марина Цветаева написала строки, которыми любят злоупотреблять люди, одержимые Танатосом: 

«На твой безумный мир, 
Ответ один — отказ». 

Обыкновенное чудо Electric Light Orchestra ; Ordinary Dream

I couldn't really understand at all
The writing on the wall
From you to me

A jigsaw puzzle of a twisted tale
That set it's lonely sail
From you to me

'cause I tried to get the message
But it's not understood
Wide apart and so far away
It mattered at the start until I realized instead ....

I'm floating in a troubled sky
Watching you as you go by
In an ordinary dream

I'm sailing on a troubled sea
Watching you as you watch me
In an ordinary dream

I couldn't understand a word it said
The letter that I read
From you to me

I couldn't fathom out the stuff you wrote
So I guess it's just a joke
From you to me

Though reality keeps calling me away from my dream
And the wreakage isn't all it might have been
Didn't matter at the start until I realized it did

I'm floating in a troubled sky
Watching you as you go by
In an ordinary dream

I'm sailing on a troubled sea
Watching you as you watch me
In an ordinary dream

I'm floating in a troubled sky
Watching you as you go by
In an ordinary dream

I'm sailing on a troubled sea
Watching you as you watch me
In an ordinary dream



Ordinary dream



Я не мог понять вообще
Надпись на стене
От тебя ко мне

загадки замысловатой сказки
Этот набор, это парус одинокий
От тебя ко мне

потому что я пытался получить сообщение
Но это не понял
сильно обособленно и так далеко
Это имело значение в начале, пока я не понял в место этого ....

Что Я плыву в неспокойном небе
Смотря на тебя, как ты  идешь в
В обычных мечтах

Я плыву по взволнованному морю 
Смотря на тебя, как ты смотришь за мной
В обычных мечтах

Я не мог понять  ни слова 
в Письме, которое я читал
От тебя ко мне

Я не мог ничего понять, из того, что ты написала, 
Поэтому я предполагаю, что это просто шутка
От тебя ко мне

Хотя реальность продолжает существовать,но и мечта тоже
И посеяно на века не все, что можно было бы
Не вещественное в начале, пока я не понял, что это сделал

Я плыву в неспокойном небе
Смотря на тебя, как ты  идешь в
В обычных мечтах

Я плыву по взволнованному морю 
Смотря на тебя, как ты смотришь за мной
В обычных мечтах

Я плыву в неспокойном небе
Смотря на тебя, как ты идешь 
В обычных мечтах

Я плыву по взволнованному морю 
Смотря на тебя, как ты наблюдаешь за мной
В обычных мечтах


Обыкновенные мечты



Limitless


О фильме: Нью-йоркский писатель Эдди, желая преодолеть чёрную полосу в жизни, принимает засекреченный препарат под названием NZT. Таблетка выводит мозг парня на работу в нереальной мощности.

 Этот творческий наркотик меняет всю жизнь Эдди, за короткий срок он зарабатывает кучу денег, но скоро начинает страдать от зловещих побочных эффектов препарата. А когда пытается найти других NZT-гениев, чтобы понять, как можно справиться с этим пристрастием, он узнает страшную правду…
Фильм "Области тьмы" Limitless   /Безграничный/

Фильмы "Снежная королева" Черный лебедь" Амели" и женская судьба

"Снежная королева" Черный лебедь" Амели" и женская судьба

23.04.11 10:52 | женщина - жизнь - кино - любовь - отношения

Причина, которая побудила меня написать статью на тему женской судьбы является статистика. А статистика такова, что на сайте знакомств зарегистрировано подавляющее количество женщин по отношению к мужчинам

Мужчинам не только из солидарности, а из потребности в самопознании думаю тоже посвятить статью. На тему "Гладиатор" Планета К-ПЭКС" Тайсон" или Человек дождя или Синий бархат или Игры разума или другой фильм на тему мужской судьбы. А сейчас о женщинах.
Конечно фильм "Снежная королева" смотрели все. Если грубо разделить фильм, то получится 5 частей, из этих 5 сделаем три части самых крупных. К первой части отнесем побег Кая к снежной королеве, К второй поиск Гердой Кая. К третьей спасение Кая. Теперь у нас есть все для начала работы.
Хочу сразу пояснить что означает слово Кай, В английском языке слово key обозначает ключ.Если предположить что Кай это некий символ, как и все в сказках, то Герда искала ключ, который сделает ее счастливой. Однозначно можно сказать, что она искала не мужчину, хотя бы   потому, что многие женщины найдя своего мужчину так и не становятся от этого счастливыми, 
Теперь возьмем фильм "Амели" и сравним Амели с Гердой. У них нет матери, вы помните, как погибла мать Амели. Они обе ищут счастье и попадают из-за этого в разные ситуации, которые для них являются полезными этапами. Возвращаясь к их матерям замечу, что смерть матери надо понимать символически. Смерть это выход дочери из под влияния матери, в том случае если это влияние деструктивное, то есть мать не дает дочке стать личностью и найти свое счастье.
В фильме "Черный лебедь" главная героиня Нина явно находится еще под отрицательным влиянием своей матери. Ей еще рано искать Кая, но она пытается безуспешно это сделать, не став собой. Основная причина которая мешает ей сыграть роль черного лебедя с душой-- это имитация, за счет великолепной техники. Она много времени тратит на репетиции, обратите внимание мать ее на это вдохновляет, не жалеет себя, трудится в поте лица. Я не буду приводить примеры как часто женщины занимаются имитацией, там где можно быть просто счастливой.
Чтобы не возникло впечатление, что мать не может помочь дочке стать собой, рекомендую фильм "У зеркала два лица" там мать со всей убедительностью доказывает взрослой дочери, что в детстве она была очень красивой и показывает ее фотографию. Может быть это и есть главная задача матери по отношению к дочери.
Как Герда стала собой не показано, а помогая другим она стала таки собой, счастливый конец сказки явное тому доказательство.С Амели тоже не совсем все ясно, но маленькая подсказка все же есть. Помните фразу которая вдохновила Амели: "Если бы не ТЫ  , мои чувства были бы лишь только отражением чужой любви". Кто этот ТЫ, я думаю, что это не конкретный мужчина, это некоторый символ, это КЛЮЧ, благодаря которому женщина что-то важное о себе поняла и почувствовала. А по поводу помощи другим, благодаря которой Амели и Герда нашли ключ к своему счастью, надо сказать, что помощь помощи рознь. Сколько женщин все помогают и помогают, там где надо и там где не надо, а толку нет, количество не переходит в качество.
А кому помогает Нина из "Черного лебедя" матери, режиссеру, себе -- ни кому, зато вся балетная труппа для нее конкуренты, особенно ее подменщица, а претенденты на главную роль вообще злейшие враги, Но если задуматься что она ищет? Счастье свое. Ну если она его нашла, как его заберешь -- это ценность внутренняя, ключ нужен индивидуальный, значит врагов и конкурентов быть просто не может.А если женщина утверждает что счастье можно забрать, то это другая ситуация к которой мы вернемся позже.
Еще несколько слов о матери, но несколько с другой стороны. Помните фильм "Дьявол носит прадо".Фильм в стиле ситуационного лидерства,  очень динамичный фильм. Великолепная Миранда, ну чем не снежная королева и по наряду и по тону разговора, и одновременно строгая как мать, мать которая контролирует все и вся. Однако Эмили находит ключ к счастью и весьма интересным путем.  
Эмили как и Герда попадет в очень жесткие условия. У нее очень много  обязанностей и одна ошибка может стоить ей карьеры. Еще до прихода на работу в журнал было видно что Эмили уважает свой внутренний мир, но водоворот событий увлекает ее так что она начинает жить прагматичными ценностями среды в которой она вращается. И постепенно становится снежной королевой сначала внешне потом внутренне. Не случайно она слышит фразу "Если разваливается личная жизнь, то жди повышения по службе" Так и происходит.
Наверно это чувство знакомо   женщинам добившимся успеха по службе или в бизнесе.
Но к удивлению зрителя, Эмили приходит в себя после головокружительного прыжка. Овладев (читай -- сделав главными чувства, а не рассудок) своими чувствами, Эмили получает доступ к ресурсам и в частности к рассудку (женщины часто безрассудны из-за перегруженности эмоциями)  Эмили показывает чудеса просчитывания ситуаций и удивляет этим саму Миранду королеву цейтнота. А когда ключ от счастья найден, можно решать и личные проблемы. Современные женщины часто делают наоборот. Так что и жесткая и суровая мать не помеха, а в данном случае даже помощница. 
  
                                                                                                Продолжение следует
 

8 женщин

А какой фильм можно было бы назвать шедевром киноискусства? Фильм, в котором собран замечательный актёрский состав? Или тот, в котором видна грамотная работа режиссёра? Для которого написан чудесный сценарий? Или в котором звучит завораживающая музыка? Да, не забыть бы про перипетии сюжета, полностью захватывающие внимание!.. 

Под эти определения подходит довольно много фильмов. И некоторые из них мы уже с Вами смотрели… Но мало найдётся фильмов, где все эти критерии совпадают, где продумана каждая, даже самая мельчайшая деталь. Где есть настроение, флёр, флирт, фантазия, фатум... и дочери Евы, женщины, фемины!..

В картине "8 женщин" /Huit femmes/ французского режиссёра Франсуа Озона всё это однозначно присутствует. 


Детективный ретро-мюзикл, снятый Франсуа Озоном по пьесе Робера Тома («Ищите женщину»).

Страна: Италия, Франция Год: 2002 Режиссер: Франсуа Озон 
Сценарий: Марина де Ван, Робер Тома, Франсуа Озон 

В ролях: Даниель Дарьё, Катрин Денёв, Изабель Юппер, Эммануэль Беар, Фанни Ардан, Вирджиния Ледуайен, Людивин Санье, Фирмин Ришар, Доминик Ламюр 

Картину отличают красивый, тонкий эротизм, не менее тонкий юмор и сатира, истинно французские шарм и изящество, блестящий актерский состав, замечательная операторская работа, восхитительное музыкальное сопровождение и прочая, прочая.… 

8 женщин – 8 судеб – 8 цветков – 8 стилей – 8 песен – 8 тайн – 8 кинозвезд – 8 главных ролей… 

Мужчина, собственно, фон. Фигура - переливающийся цветовой калейдоскоп женщин "которые его убили". Комические ситуации, истерические сцены, соперничество, музыкальные номера. 

Восемь прекрасных, соблазнительных, упрямых и опасных женщин, одна из них – убийца. Кто?

Обсуждение фильма "С широко закрытыми глазами" р-р Стенли Кубрик

По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")



Это последний фильм Кубрика. Его съемки заняли около 4-х лет. Сценарий был написан по мотивам новеллы А. Шницлера "Die Traumnovelle". В главных ролях снялась блистательная актерская пара - Николь Кидман и Том Круз, которая в тот момент была также парой супружеской. Премьера состоялась 16 июля 1996 г., уже после смерти великого кинорежиссера. Однако, замысел фильма зрел долгие годы. Кубрик хотел снять эту картину еще в 1970 году и у него был для этого глубоко личный мотив: в 1968 году вторая жена Кубрика покончила собой. Вероятной причиной, подтолкнувшей Рут Собойке к суициду, стала ревность.

Кинематографический талант Кубрика затрудняет нашу задачу по интерпретации этого фильма. Фильм всегда организуется как сновидение. Здесь образы складываются в очень плотный визуальный ряд, заполненный множеством значений и смыслов. Для нас потребуется большое усилие, чтобы расплести эту тугую смысловую ткань визуальных образов и сплести из нитей этой ткани другое полотно, на котором может проявиться новый узор - узор текста.

Этот фильм я впервые посмотрел уже достаточно давно, и он произвел на меня сильное впечатление. Однажды моя знакомая вспомнила об этом фильме в контексте размышлений о себе. Я сказал ей тогда: "Это фильм о супружеских отношениях". На следующей встрече она выразила несогласие со мной: "Я думаю, что все намного сложнее. В этом фильме подняты проблемы другого, более глубокого уровня. Это фильм - о "смерти души". Супружеские отношения - лишь форма преподнесения материала". Её замечание было очень интересным и правдивым. И все же, я думаю, мы не противоречили друг другу.

"Широко закрытые глаза"… Я всегда пытаюсь понять, почему режиссер или писатель именно так, а не иначе называет свое творение. Мы можем отнестись к этому названию как к метафоре отрицания, которое может, с одной стороны, выступать как защита от реальности, а с другой - быть необходимым условием познания психической реальности. Ведь для того, чтобы видеть сны - наиболее яркие проявления этой реальности - необходимо закрыть глаза. Сновидения с открытыми глазами могут обретать качество галлюцинаций. Однако, эта первая мысль о том, что психическая реальность является чем-то внутренним, лишь отчасти выражает правду.

В поисках утраченного Третьего

В первой сцене мы видим Элис, которую играет Николь Кидман. Она собирается на вечеринку. Этот образ эротичен, загадочен и привлекателен. Элис обнажена и смотрит на себя в зеркало. Она поглощена этим древнейшим женским таинством и ведет себя так грациозно и эротично, как будто искусно преподносит себя чьему-то взгляду. Атмосфера начинает меняться после того, как появляется её муж - Билл, которого играет Том Круз. Он тоже прихорашивается и поторапливает свою жену.

Это очень короткий, но важный для понимания их отношений эпизод. Супруги встречаются в ванной, и каждый занят собой. Они настолько увлечены собой и настолько доверяют друг другу, что почти не замечают присутствия друг друга. Билл смотрит на себя в зеркало и поправляет галстук, а Элис садится на унитаз, для того чтобы помочиться. Вставая и вытираясь салфеткой, она задает знакомый всем супружеским парам вопрос: "Как я выгляжу?". Билл, продолжая рассматривать себя в зеркале и поправляя галстук, отвечает: "Превосходно!".

Важно обратить внимание на то, что за несколько минут эротизм первых впечатлений рассеялся как мираж, и появилось легкое разочарование. В принципе, здесь нет ничего удивительного - ведь это то, что обычно происходит в браке, когда проходит период романтической идеализации. Образование пары обычно развивается благодаря влюбленности, обусловленной как взаимным сексуальным влечением, так и взаимной идеализацией партнера. Состояние влюбленности - это и приятный, и в то же время крайне болезненный процесс. В этом состоянии человек становится слишком уязвимым и поэтому часто использует такие примитивные защиты как расщепление, отрицание и проекция. Нарциссическая ранимость человека в состоянии влюбленности обусловлена как внутренними, так и внешними причинами. Сильное сексуальное возбуждение и тенденция к слиянию порождает страх отвержения Другим. Создание брачного союза во многом (но не во всем) обусловлено бессознательным желанием излечиться от крайне болезненной влюбленности и снизить накал страстей.

Если мы посмотрим на пару Элис и Билла, то уже с первых кадров мы можем предположить, что эта супружеская пара находится в кризисе. На мой взгляд, свидетельством этого является то, что они чувствуют себя слишком безопасно, настолько, что оба утрачивают (отрицают) ощущение интимности и отдельности друг от друга.

Пара выходит из дома, и далее все начинает развертываться в соответствии с логикой фантазии о первичной сцене. Происходит формирование треугольников и образование секрета. Надо сказать, что любую супружескую пару связывает какой-то секрет, недоступный для потенциального Третьего, и что секрет этот непосредственно связан с сексуальностью, с особенностью любовной жизни пары.

"Любой секрет выполняет множественную функцию как в межличностной, так и во внутрипсихической динамике. Секрет необходим для поддержания равновесия. Секрет - это своего рода транспортное средство, при помощи которого потенциально опасные содержания выносятся за пределы "видимого". Таким образом, секрет - это нечто такое, изначально связанное с простраиванием границ.

С другой стороны, любой секрет выполняет функцию сообщения. Он нужен для того, чтобы о его наличии знали и стремились его раскрыть. Поэтому секрет обладает необходимым для своего существования свойством - он обязательно оставляет видимые следы. Другими словами, он имеет видимую и невидимую части и призван выполнять функцию связи между видимым и невидимым, внутренним и внешним, т.е. он может становиться символом.

Секрет находится на пересечении границ, или можно сказать, что он "растекается по краям". Еще один парадокс этой диалектики тайного знания заключается в том, что, будучи краем чего-то, границей, упакованной в систему табу, он является для субъекта одновременно и центром притяжения. Раскрытие секрета также всегда связано с изменением границ и нарушением или преодолением запрета".

В первом эпизоде мы видим пару, у которой как будто бы вообще нет секретов друг от друга. Элис может, не стесняясь, пользоваться туалетом, что, впрочем, нисколько не смущает Билла.

На вечеринке наша пара расходится и распадается на два треугольника. У них появляется собственная частная жизнь, скрытая друг от друга. И здесь атмосфера становится крайне напряженной. Билл оставляет Элис одну, и она напивается. В это время её приглашает на танец один из гостей - венгр Шандор. Он открыто, настойчиво и даже агрессивно соблазняет Элис. Её это возбуждает, и она с трудом удерживается на грани флирта.

Билл оказывается в обществе двух моделей, которые довольно открыто пытаются его соблазнить. Затем его неожиданно просят подняться в кабинет хозяина дома, Виктора Зинглера, которого он застает с обнаженной девушкой, - ей стало плохо от передозировки наркотиков. Невольно он становится свидетелем тайной жизни своего пациента.

Итак, здесь мы видим резкую трансформацию: пара, которая казалась полностью слитой, настолько, что не замечала присутствия друг друга, трансформируется в пару крайне закрытую, имеющую потенциально разрушительный секрет, образованный вторжением Третьего, - секрет, который является свидетельством того, что пара не может интегрировать и переработать какие-то очень важные для обоих партнеров содержания.


В совместное психологическое пространство пары каждый из её членов привносит что-то свое. Стабильность отношений во многом зависит от того, насколько содержания, вносимые одним партнером, могут быть разделены и приняты другим; насколько пара как контейнер способна переработать потенциально опасные импульсы в совместной бессознательной психической работе - работе брака. Всякий раз, когда человек сталкивается с каким-либо сильным впечатлением, ему необходим тот, кто мог бы его выслушать и помог бы справиться с переполняющими переживаниями. Если этого не происходит, то возрастает угроза психического травматизма.

Но есть впечатления, причем очень сильные впечатления, которыми человеку, находящемуся в браке, очень трудно поделиться со своим партнером: например, мимолетное чувство влюбленности или сексуального возбуждения, вспыхнувшего за пределами пары. Это своего рода "бета-элементы" брака. Справится с ними не так-то легко, поэтому так часто супружество перестает быть территорией любви и безопасности и превращается в поле боя.

В любом браке человек сталкивается с очень сложным конфликтом, который может быть сформулирован в виде следующей задачи: как, развивая привязанность, сохранить страстность отношений. Один из наиболее часто встречаемых способов решения этой задачи - это расщепление нежности и страсти, образование треугольника и создание секрета: особого пространства, куда могут быть эвакуированы опасные для отношений содержания.

Диалог Билла и Элис

Следующий эпизод фильма - это очень важная, поворотная сцена всего сюжета. Пара вновь воссоединилась: вечером, уложив ребенка спать, Элис и Билл остаются вдвоем, и оказывается, у них есть общий секрет - марихуана. Это символическое выражение опасности, скрытой в супружеской спальне.

Рассмотрим их диалог.

Элис пытается вернуть Билла к тому моменту, когда они расстались. Билла, похоже, возбуждает мысль о том, что его жена стала объектом сексуального домогательства. Он даже не задумывается о том, как к этому отнеслась Элис. Он ведет себя так, как если бы Элис, вместе с её желаниями, действительно принадлежала бы ему. Так, как если бы он мог управлять ею изнутри.

Билл пытается защититься от ревности и перевести это переживание в любовную игру. Он как будто пытается затащить в постель Третьего - соперника, над которым одержана победа.

Элис не может поддержать затеянную Биллом любовную игру, которая могла бы исчерпать и переработать с помощью фантазий тревогу и возбуждение, вызванную явным вторжением Третьего. Она вовлекает Билла в развертывание проективной идентификации - Элис хочет донести до него то, с чем она соприкоснулась в собственных переживаниях во время его отсутствия.

Билл начинает активнее использовать отрицание в качестве защиты. Он лжет Элис и не хочет замечать того, что ей больно. Он оставил её на вечеринке одну, и ей пришлось одной противостоять соблазну, соприкоснуться с чем-то очень сложным и пугающем в самой себе. С чем-то, чего Билл никак не хочет пока замечать. Его отрицание собственных фантазий причиняет ей еще большую боль. Оно делает её непереносимо виноватой. Элис очень остро почувствовала, что, зная друг друга, они друг другу не принадлежат. С помощью своих нападок на Билла она, с одной стороны, пытается избавиться от чувства вины, а с другой стороны, высказывает претензию на полную власть над желаниями своего мужа. Это свидетельствует о том, что Элис хочет быть единственным объектом его желания. Она требует его целиком, потому что недавно она прочувствовала, насколько хрупка и ненадежна их связь и то, что она сама не может принадлежать ему целиком.

Оба супруга находятся под воздействием марихуаны. Но наркотик - это опасный объект: он размывает границы и очень прямым способом открывает доступ к первичным процессам мышления. Проективная идентификация, которая запускается с целью восстановления утраченной иллюзии единства, задача которой - избавление от плохих чувств внутри себя и слияние с хорошим объектом, становится патологической и приводит к разъединению и нападению на связи.

Защищаясь от нападок Элис, Билл использует отрицание, усиливая действие проективной идентификации. Он хочет сохранить что-то в секрете. Мы видим, как он отчаянно цепляется за поверхность, за сознательное: за моральные ценности, за брачный договор, основанный на обоюдном согласии, за здравый смысл. Он пытается отрицать даже саму возможность фантазий.

Элис упрекает Билла в том, что это он делает её такой агрессивной. Действительно ли Билл делает Элис агрессивной? Да, потому что он не может разделить с ней её чувства. Он не может быть контейнером для её ревности и возбуждения, вызванных вторжением Третьего. Когда же он, продолжая защищаться, говорит о том, что все дело в травке, он как будто выбивает у неё почву из под ног, выводя Третьего из их диалога, делая Третьего чем-то овеществленным и безжизненным.

Далее в их диалоге появляется образ воображаемой пациентки Билла, который служит объектом для проекций обоих супругов. Элис помещает туда собственное желание. Билл проецирует собственные страхи. Элис ревнует. Она отождествляет себя с пациенткой Билла, и там, на том месте, куда она направляет собственные проекции, обнаруживает множество сексуальных фантазий.

Непрекращающиеся атаки Элис заставляют Билла увеличивать круг отрицаемых содержаний настолько широко, что под его "НЕТ" попадает уже не только то, что могло бы происходить внутри него самого, но и то, что может чувствовать воображаемый Элис Третий. Он говорит: "Я уверяю тебя, что ни о каком сексе…эта чертова пациентка не думает". Он говорит так, как будто может проникать в мысли своих пациентов.

Отрицание Биллом наличия собственных фантазий приводит к неожиданному эффекту. Оно ранит Элис и начинает действовать в её психике как отвержение - отвержение её желаний, что в свою очередь усиливает степень искажения в интерсубъективном пространстве пары. Отрицание Билла вскрывает его глубинную кастрационную тревогу и провоцирует завистливую атаку Элис. Он не может признать нарциссической нехватки Элис. Он, похоже, никогда не мог и подумать о том, что Элис может быть неудовлетворена рядом с ним и может желать кого-то еще, кроме него. Отрицание действует на одном уровне, а отвержение - на другом. Отрицание действует внутри, отвержение - снаружи: это отрицание, спроецированное вовне, в область Другого, в неизвестное. Оно дает максимальную степень искажения в интерсубъективном пространстве, так как от Другого требуется принять ущербный, кастрированный образ собственного Я, навязанный извне. Так отрицание, преобразуясь в отвержение, превращается в отказ от реальности.

Элис хочет почувствовать себя желанной и пытается вызвать ревность у Билла. Ревность в умеренных количествах разжигает страсть. О.Кернберг пишет о том, что неумение ревновать является симптомом нарциссического расстройства личности: "Отсутствие ревности может быть обусловлено бессознательной фантазией о таком превосходстве над всеми соперниками, что неверность партнера становиться совершенно немыслимой". Вспомните начало диалога: Билл не ревнует, он, скорее, упивается победой над соперником и игнорирует то, как чувствует себя Элис.

Элис: Но ты же не из ревнивых? Ты же не такой? Ты же никогда не ревновал меня? Верно?

Билл: Никогда.

Элис: А почему ты никогда не ревновал меня?

Билл: Не знаю.…Потому что ты моя жена, потому что ты мать моего ребенка. И я знаю, что ты никогда мне не изменишь.

Элис: Ты очень, очень в себе уверен.

Билл: Нет. Я уверен в тебе.

Думаю, что и Элис, и Билл говорят здесь правду. Элис упрекает Билла в нарциссичности, в самовлюбленности. И Билл, с одной стороны опровергая это утверждение, на самом деле, его подтверждает. Потому что его уверенность в Элис построена на желании чувствовать себя в безопасности, а не на желании знать. Он не знает ту женщину, которая рядом с ним.

Намерение Элис, на первый взгляд, противоположно - она, наоборот, отчаянно хочет знать то, что творится в закоулках души Билла. Она не переносит незнание. Элис направляет весь свой интерес вовне и, надо сказать, делает это очень интрузивно. В этом познании много мести. Но она тоже сопротивляется познанию, отрицая нарциссическую хрупкость Другого

Элис делает последний шаг к самораскрытию и рассказывает ему свою фантазию о морском офицере. Это мстительное откровение в какой-то момент превращается в нечто другое. Элис как будто бы забывает о том, с кем она говорит и полностью обращается к своему внутреннему опыту. Она буквально отдается воспоминанию, которое приводит её к открытию какой-то очень важной для неё и для их отношений правде. Она говорит о внутреннем расщеплении между страстью и нежностью.

Важно также не только то, что говорит Элис, но и то, как она говорит. Она говорит о своей любви безжалостно. Она не говорит о том, что она разлюбила Билла. Она говорит о том, что её любовь стала другой - "нежной и грустной", что они занимались любовью, но она думала о другом мужчине и готова была бросить ради этого, по сути, миража, ради этого визуального скольжения, все самое дорогое, что есть в её жизни. Элис рассказывает Биллу о том, как это больно - чувствовать и быть отрытой внутреннему опыту - и о том, как страшно хотя бы на небольшое время широко закрыть глаза и при этом бодрствовать.

Когда Элис говорит об этом, Билл не может сопереживать ей, потому что он находится не в той позиции, из которой он мог бы сопереживать Элис. Интересно, что в этот момент мы видим Элис в каком-то другом ракурсе: камера снимает её не с того места, откуда на неё смотрит Билл. Как будто её речь направлена в этот момент не к Биллу а к кому-то Третьему, потенциально присутствующему в их диалоге.

Когда Элис выражает то, что с ней происходит, она, с одной стороны, очень открыта и беззащитна, а с другой стороны - очень опасна для Билла: она ранит его, буквально взламывает его ум. Она открывает ему глаза и этим его ослепляет.

Всю дальнейшую историю мы можем понять как ответное невольное самораскрытие внутреннего мира Билла через цепь отреагирований, через бегство в реальность от фантазий Другого, пробудивших в его внутреннем мире смятение. Путешествие Билла - это развернутая проекция его внутреннего опыта. Это регрессия из мира эдиповых отношений в перверсивный мир, где есть лишь два состояния: слияния и преследования.

"Третья позиция"

Элис успела сказать то, что хотела. Но их разговор внезапно прерывается телефонным звонком. Билл вынужден уехать. Ему сообщили о смерти его пациента, и он должен навестить дочь покойного. Прежде чем перейти к этому эпизоду, сделаем теоретическое отступление

В отношениях пары Билла и Элис мы изначально видим отсутствие "третьей позиции". Это нарушение проявляет себя в их защитной уверенности, основанной на отрицании сексуальности другого. В целом, до настоящего момента мы видели, как пара, находящаяся в кризисе, через внешние отреагирования пытается ввести (интегрировать) утраченного Третьего в рамки супружеских отношений. В данном случае мы видим также всю гамму переживаний Эдипова комплекса, который в супружеских отношениях развернут в интерсубъективном пространстве.


Сторінки:
1
77
78
79
80
81
82
83
84
попередня
наступна