Яровит ПЛАЧ ПО АРКОНЕ

Яровит ПЛАЧ ПО АРКОНЕ
 
Душа моя плачет: печальные стоны
И чистые слёзы Славян,
И пепел свещенный сожжёной Арконы,
И кровью омытый Буян…

Но память – как книга:
Впечаталась в сердце тяжёлая поступь шагов.
Несёт крестоносцам легатов интрига
Лишь смерть, а не новых рабов.

Костров ритуальных светые уголья
Сглотнет безпощадный пожар.
На прахе славянском готовит застолье
Король-людоед Вольдемар.

Над сомленным Дубом внимает злословью,
Под тенью паучьей креста,
В плащах белоснежных, забрызганых кровью,
Надменная челядь Христа.

Датчан вероломных, крестом подгоняя,
Глумится пузатый монах,
Детей некрещённых в кострище бросая,
Другим не покорным на страх.

Пируют монахи, и грязные рясы
Балтийские треплют ветра.
Уродливой тенью их мерзкие плясы
Ложатся в сияньи костра.

Ни крика, ни стона, ни слов о пощаде
Лишь недругов пьяный разгул.
Аркона разрушена – в белых нарядах
Народ сном последним уснул.

Но дарит нам свет свой незримый Аркона,
И силы даёт нам Буян!
И в битве последней повергнет
Дракона Свещенная Вера Славян!

Авдеев Преодоление христианства Глава 32

Авдеев  Преодоление христианства Глава 32


Ну, и наконец о главном - о метафизике. 
Россия обладает врожденной мистической способностью терпеливо искать по всему свету заразные идеи, приставлять их к своему обнаженному телу, страдать, харкать кровью, биться в агонии, а затем из последних сил отторгать вместе с живой тканью раковые клетки вредных учений, показывая тем самым всему миру, что идеи эти опасны, как никакие другие. Поразительная способность у России: на время заболевания идейной хворью придавать той человеческое лицо. От зоологических извращений Ветхого Завета до потрясающей иконописи и восторженного духовного песнопения. От подстрекательских иллюминатских уставов коммунистических партий до революционного энтузиазма и интернационального долга. Мистическая способность притягивать к себе все силы Зла, как физические, так и духовные, и топить их в своей теплой крови. Гениальный немецкий философ XX века Освальд Шпенглер, пожалуй, точнее всех сформулировал мистическую первооснову нынешней России, сказав так: "Россия - это апокалиптический бунт против античности". 
Хватит работать на ниве классической русской идеи с инородным Христом во чреве, отсюда и весь бунт, как всегда, "бессмысленный и беспощадный". Необходим новый альтернативный путь, ибо старая нива перестала плодоносить, лишь по-прежнему охотно пожирая своих лучших сыновей и дочерей. 
Сама христианская русская идея внутри содержала непрестанную борьбу, пост христианская же русская идея будет содержать борьбу снаружи - вот главный метафизический рецепт выздоровления России. Борьба должны происходить снаружи, а не внутри, ибо борющийся с самим собой никогда не побеждает. 
Автор данных строк проповедует не мистический анархизм и не ересь, не ницшеанство и не модернизм, а древнюю мудрость волхвов, переложенную на язык нынешнего дня. Она чрезвычайно проста. 
Жизнеспособность любого народа зависит только от его памяти, все остальное - малозначительная ерунда. Тот, кто забывает свое происхождение, неминуемо вымирает. Ну, в чтобы тренировать память народа, существует его религия. Все остальное - выдумки тех, кто вокруг нее кормится. 
Является неопровержимым, бесспорно доказанным фактом, что ни одна нация, ни один народ не поднимались с колен и не взбирались с гордостью на пьедестал мировой исторической значимости с помощью привозных заморских Богов. Неважно - старых, давно забытых и вдруг призванных или выдуманных впервые. Но только с верой в своих природных - естественных и умозрительных - трансцендентальных Богов происходил любой великий национальный подъем. Только свой Бог, неважно - зовущий к плотской радости или возвышенному просветлению, но только родной, неважно - Единый или один из Пантеона, только Он дает удачу, силы, значимость, счастье. Когда нация стремится поработить другую, то свой самый сокрушительный удар она обрушивает именно на чужого Бога как на оплот нравственных ижизненных сил врага. Всвязи с этим мало-мальски серьезные разговоры о русском национальном возрождении во главе с Христом являются бредом сумасшедшего или злоумышленной осознанной ложью. 
Не нужно быть Третьим Римом или Вторым Израилем, как того хотел Владимир Соловьев. Достаточно быть Единственной Россией. Нужно вытравить из воздуха самый привкус иллюзии, уничтожить все тайны и чудеса, сбросить навсегда с постамента мессианство. Избранность и исключительность - это комплексы национальной неполноценности, мешающие развиваться. Нужно заслониться от небес, которые нам так долго навязывали, и, не слушая ничьих угроз и советов, поцеловать ту землю, на которой мы стоим. Остальное придет само. Тысячу лет назад этой нехитрой мудрости учили волхвы, настало время вспомнить их поучения. 
"Русская идея" - это не название нескольких философских книг, это самостоятельный жанр духовной литературы, столь же исторический, как и "деяния" ветхозаветных пророков. Идея эта существовала до Христа и будет успешно существовать, когда его забудут. Будучи русской по содержанию, она может быть вовсе не русской по крови, в том заключена сила ее универсальности. Наполняясь свежей кровью других народов и обвеваясь дыханием других культур, она все же не перестает быть Русской. Когда речь идет об идее, бесполезно говорить о чистоте крови, но вполне правомерно - о чистоте языка и чистоте мировоззрения. Прежние "русские идеи" были напичканы христианством, но очень скоро появится книга все с тем же классическим названием "Русская идея", и в ней совершенно не будет Христа. Новая идея Преодолеет старую, но все равно останется Русской. 
Дыхание новой религиозности носится в воздухе, потребности в универсальной религии сгущаются день ото дня, международный конкурс уже объявлен, и нужно понять, какое место будет нам отведено в этом глобальном процессе. 
Россия - это шумный проходной тамбур в поезде человеческой культуры, что ходит с Востока на Запад и обратно. Запад сейчас постепенно отдает, а Восток постепенно прибирает к рукам религиозное лидерство. Нам остается только впрыгнуть в этот тамбур перед тем, как на целую эпоху окончательно захлопнутся двери мировой истории, сотворить нечто совершенно неожиданное и забрать себе лидерство. Все основатели великих религий в известном смысле этого слова были авантюристами и рыцарями тех идей, которым служили. Традиционные способы нам уже не помогут, ибо единожды образовавшийся разрыв в культуре может только расти. Так что стесняться нечего, ведь речь идет о высшей форме лидерства на протяжении тысячелетий. Религия подобна невесте: если так складываются обстоятельства, то ее нужно выкрасть силой. Но только в том случае, если она, действительно, очень нравится и обладание ею сулит счастье и неисчислимые удовольствия. 

 33

Ах да, чуть не забыл. Если Вам наконец захочется понять, к чему же в действительности призывает очередной Мессия, то ведь нет ничего проще. Сделайте его на время материально ответственным лицом. Ну, а что касается чудес, столь милых сердцу проповедников, то ведь еще из Библии известно, что брошенный жезл можно превратить в змею с помощью разных Богов, было бы желание. 



Андрей Кураев предлагает перекроить церковный календарь


Двигатель Рождества  Игорь Кармазин, Сергей Бычков
Московский Комсомолец № 25840 от 12 января 2012 г.


Известный миссионер протодиакон Русской православной церкви Андрей Кураев не на шутку взволновал верующих. Профессор Московской духовной академии, во-первых, заявил, что празднование Рождества по нынешним церковным календарям… абсурдно. Во-вторых, он предложил христианским конфессиям отмечать Рождество совместно с Новым годом. Мнения религиозных деятелей разделились.

«Если Рождество Христово 25 декабря, то отчего же год, считаемый от Его Рождества, начинается лишь через неделю? Если же Рождество Христово 7 января, то почему новое «лето от Рождества Христова» начинается за неделю до него? Может, христианам стоит договориться между собой о том, чтобы совместить празднование Рождества и Новолетия?» – вопрошает Кураев.

«Канонов, которые запрещали бы православным сдвигать празднование Рождества, нет (каноны говорят лишь о времени празднования Пасхи), — продолжает Кураев. — Однажды Церковь эту дату уже волевым образом меняла — в середине IV века. Литургических последствий и перестроений в календаре такая перемена почти не принесет. Даже праздник Крещения Господня может остаться на прежнем месте, ибо время крещения Христа никак не связано со временем его рождения (Он крестился в 30 лет).

«МК» расспросил возмутителя спокойствия:

— Отец Андрей, вы получили какую-то реакцию на свое предложение?

— Реакция разная. В Интернете большинство меня поддерживает. Для самой церковной среды эта тема табуирована. У меня не то положение, чтобы что-то решать по этому поводу. Я могу только предложить. Даже если реакция в итоге окажется положительной, не думаю, что решение в ближайшее время будет принято. Такие идеи вызревают поколениями.
— Почему именно сейчас вы решили выдвинуть такое предложение?

— Я бы назвал его «провокацией научной дискуссии». Я считаю, что гораздо лучше для Церкви, если подобные предложения высказываются изнутри, из церковной среды. При этом я не думаю, что последует практическая реализация моего предложения.

Интересно, что в целом положительно восприняли предложение Кураева российские протестанты. Лидер российских христиан-пятидесятников, член Общественной палаты РФ Сергей Ряховский сказал «МК», что идею Кураева готов поддержать. «К Андрею Кураеву я отношусь с большим уважением. Если переносить, то можно и на 31-е, можно и на 1 января. Это значит, что россияне смогут есть любимый салат оливье, не нарушая пост. Я не цепляюсь за даты, я цепляюсь за суть. У идеи Кураева есть рациональное зерно, есть историческая правда».

Зато среди православных обнаружилось множество противников календарных изменений. «Я давно уже перестал удивляться разным неожиданным высказываниям протодиакона Андрея (Кураева). Даже кухарки, как мне кажется, перестали реагировать на его заявления. На этот раз отец Андрей решил превзойти самого себя в постмодернизме. Возражать или опровергать эту глупость так же нелепо, как каприз пятилетнего ребенка. Полагаю, что всерьез это предложение вряд ли воспримет кто-либо из православных как России, так и других православных Церквей», — сказал духовник «Общероссийского движения за веру и Отечество» клирик Московской епархии иеромонах Никон (Белавенец).

Преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии диакон Владимир Василик к предложению Кураева также относится скептически: «Мы не обязаны подчиняться диктату мира сего, его новогодней индустрии. Не обязаны упаковывать наши праздники по коммерческому принципу „три в одном“: пожалуйста — вот тебе в один день и Рождество, и Новый год, и все 33 удовольствия — только без Христа... Теперь к сути вопроса. Почему мы празднуем Рождество 25 декабря (по старому стилю. — Авт.)? Это прекрасно изъяснил преподобный Ефрем Сирин. Он говорил, что Дева Мария зачала в Благовещение, 25 марта, и родился Спаситель через 9 месяцев — 25 декабря. Что же касается даты Благовещения, то она была установлена еще в доникейскую эпоху во II–III веке».

На вопрос о том, как представители Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) относятся к инициативе Кураева, нам ответил настоятель прихода во имя Св. Новомучеников и Исповедников Российских и Св. Царственных Мучеников в Московской области иерей Валерий Леоничев: «У нас нет такой проблемы. Мы празднуем Рождество и Новый год по юлианскому календарю. И что-либо менять нам незачем».

Любовь Рыжкова ЖИВ ПЕРУНЕ



Ой, давно то было, в стародавни леты,
стёрты цифры, даты, но душа болит.
Помнит наше сердце старые секреты,
забывать славянам не велит обид.

Как да в синей Сварге восседал Перуне,
рядом с ним ярилось в гневе Солнце-Ра,
и Стрибог сердился: мы же только дунем,
всех сметём мгновенно водами Днепра.

Что так возмутило всех богов небесных,
что так всколыхнуло их святой покой?
Подлые деянья тех людей бесчестных,
для которых вера – лишь игра с душой.

Там, внизу, рекою, по воде широкой,
по воде спокойной идол проплывал.
И Перуне грозный, ликом солнцеокий,
в сем изображенье вдруг себя узнал.

Как да берегами всё стояли люди,
выли бабы в голос от беды такой.
Что же с нами сталось? Что же с нами будет?
Далеко был слышен этот страшный вой.

Идол плыл по водам, прямо в небо глядя,
где сияло Солнце в выси голубой,
словно вопрошая: «Сокрушили ради
благородной цели аль ещё какой?

Ой, добра не будет, ой, наступит лихо!
Скоро осознает это русский люд.
Ты ответь мне, Солнце, только тихо-тихо,
ведь Владимир этот, сказывают, лют».

Отвечало Солнце идолу Перуна:
– Ты и сам всё знаешь, что им предстоит,
что в жестокосердьи князь подобен гунну,
сами виноваты, – Солнце говорит.

Замолчало Солнце после этой речи,
а потом Перуну вдруг как возорёт:
– Что же сам ты смотришь? Что их не размечешь?
Идол твой, ты видишь, по воде плывёт!

Но Перун по виду был почти спокоен:
– Не хочу я, Солнце, вмешиваться сам,
пусть получит каждый, кто чего достоин,
и поймёт позднее, каково и нам.

По воде днепровской сокрушённый идол
плыл и плыл всё дальше, вопреки всему.
И страшился русич, если это видел,
и смотреть боялся в синюю волну.

Бабы выли, выли, не переставая,
приутихли дети, был покоен Днепр.
Разносилось всюду: «Ой, беда какая!»
И слова печальны нёс по свету ветр.

Что на то скажу я? Жив Перун-громовник
к радости славянской, наш Перуне жив!
Сон приснился нынче, заглянула в сонник,
словно от Перуна слышала призыв.

Времена минули, стали мы другими,
осознали горе – как нам без богов,
возжелали люди жить иначе ныне,
знать, по горло сыты тяжестью оков.

Как да сокрушили идола Перуна
в Киеве великом много лет назад,
так не стало словно на Руси вещуна.
Как не стало бога – так исчез и лад.

Ой, давно то было, в стародавни леты,
стёрты цифры, даты, но душа болит.
Помнит наше сердце старые секреты,
забывать славянам не велит обид.

2006

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

                      А по этой по тропинке
                      Мне навстречу милый мой.

                     Говорил он про покосы,
                     Про посевы клеверов,
                     Как я счастлива, что Вася
                     Помянул моих коров.
                                               В. Боков
  
Вместе с Васей мы гуляли
Всю-то ночку без тоски,
Этой ночки не забуду 
Я до гробовой доски.

Помню, мы молчали – ждали,
Что наступит счастья миг,
Нужных слов не находили,
Но любовь нашла язык,

С нервной дрожью скромный Вася
Объяснил мне на руках,
Что механик он хороший,
Ходит в передовиках.

Я ответила глазами – 
Мол, и я процент даю,
Ну, а коль меня полюбят,
Я и свой рекорд побью!

А под утро милый Вася 
Снял безмолвия покров,
И словами мне признался:
«Я люблю… твоих коров!»

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

                      А по этой по тропинке
                      Мне навстречу милый мой.

                     Говорил он про покосы,
                     Про посевы клеверов,
                     Как я счастлива, что Вася
                     Помянул моих коров.
                                               В. Боков
  
Вместе с Васей мы гуляли
Всю-то ночку без тоски,
Этой ночки не забуду 
Я до гробовой доски.

Помню, мы молчали – ждали,
Что наступит счастья миг,
Нужных слов не находили,
Но любовь нашла язык,

С нервной дрожью скромный Вася
Объяснил мне на руках,
Что механик он хороший,
Ходит в передовиках.

Я ответила глазами – 
Мол, и я процент даю,
Ну, а коль меня полюбят,
Я и свой рекорд побью!

А под утро милый Вася 
Снял безмолвия покров,
И словами мне признался:
«Я люблю… твоих коров!»

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

                      А по этой по тропинке
                      Мне навстречу милый мой.

                     Говорил он про покосы,
                     Про посевы клеверов,
                     Как я счастлива, что Вася
                     Помянул моих коров.
                                               В. Боков
  
Вместе с Васей мы гуляли
Всю-то ночку без тоски,
Этой ночки не забуду 
Я до гробовой доски.

Помню, мы молчали – ждали,
Что наступит счастья миг,
Нужных слов не находили,
Но любовь нашла язык,

С нервной дрожью скромный Вася
Объяснил мне на руках,
Что механик он хороший,
Ходит в передовиках.

Я ответила глазами – 
Мол, и я процент даю,
Ну, а коль меня полюбят,
Я и свой рекорд побью!

А под утро милый Вася 
Снял безмолвия покров,
И словами мне признался:
«Я люблю… твоих коров!»

Только привыкнешь к очередному улучшению экономической ситуации,

Только привыкнешь к очередному улучшению экономической ситуации, как по мозгам и кошельку со всей дури лупит следующее улучшение...(МК)

 

Игорь Кобзев Падение Перуна Спор

Игорь Кобзев Падение Перуна Спор

Спор

Тут, неладной песне кладя конец,
Вдруг ударил Владимир по столу:
- Аль ты наших слов не слыхал, певец?
Аль решил на своем упорствовать?
Твой Дажбог - не бог. И не бог - Перун.
Русский люд их, как сказку, выдумал.
И чтоб впредь ни в слове, ни в звоне струн
Не слыхать нам про этих идолов!
Мы иного господа чтить велим.
Хватит бесу молиться черному!
Всех перунов днесь мы огнем спалим,
Как нечистую силу чертову!

Издавна круты на Руси князья,
Но певцы еще своевольнее.
Никакой уздой усмирить нельзя
Их ретивое слово вольное.
Рек Боян: - Обойди ты всю Русь кругом,
Огляди ты всю твердь до донышка:
Всюду жив Перун - то небесный гром,
Всюду жив Дажбог - красно солнышко!
Зря ты, князь, гонясь за чужим умом,
Вздумал ныне свой укорачивать,
Да людские души в краю родном
На испод вертеть, выворачивать.
Родовые корни прочнее стен.
А коль вырубить корни дерева,
Попадет народ в чужеземный плен,
Обескровится слава дедова!
Говорю тебе: не ломай уклад.
Только попусту будешь мучиться.
Песни новые прежних не заглушат,
Ничего у них не получится!

Князь Владимир, яростью обуян,
Грохнул вновь десницей тяжелою:
- Не перечь, Боян! Помолчи, Боян!
Пожалей свою буйну голову!
А Боян ему: - Не стучи рукой!
Не закажешь Перуну царствовать!
Довелось ему пятьдесят веков
На родной Руси государствовать.
Это он Царьград с нашим войском брал.
Это он был заветом мужества.
Это он с косогами шел на брань,
Обрядясь в доспех Ильи Муромца.
Это он парней закалял в боях,
Чтобы души в покой не кутали,
Чтоб ценили выше всех прочих благ
Буревой размах русской удали!
Не учил Перун: коли бьют в щеку,
Подставляй другую смирнехонько,
А учил Перун дать отпор врагу,
Чтоб обидчик завыл тошнехонько!
Оттого Святослав был так люб ему!
Русь не знала верней хранителя!
Знать, Перун по образу своему
Сотворил такого воителя!
И когда Ольга-матушка на Босфор
За заморским крещеньем плавала,
Святослав не зря затевал с ней спор.
Вспомни, князь, слова Свягославовы!
Он зело стыдобил княгиню-мать,
Он в сердцах вопрошал с презрением:
«Не срамно ль дружину нам потешать
Непотребным чужим крещением?!»

Коль ты примешь, князь, христианский "лад",
К нам на Русь, говорю заранее,
Вороньем церковники налетят,
Навезут «святое писание».
Хоть писание это «святым» зовут,
Трудно книгу сыскать развратнее.
В ней и ложь, и грязь, и постыдный блуд,
И вражда, и измена братняя.
Занедужим мы от их «аллилуй»,
Что во сне-то у нас не виданы!
Будут петь на Руси: «Исайя, ликуй!»
Будут славить псалмы Давидовы.
Чужеродные, чуждые словеса
Заскрежещут арбой немазанной.
И пойдет от них увядать краса
Речи русской, шелками вязанной!
Коли деды клюкву одну едят,
Скулы внукам сведет оскомина.

Много бед церковники натворят,
Истерзают народ расколами.
Встанет брат на брата и род на род!
Ох, люта вражда промеж близкими!
Вновь усобица по Руси пойдет,
Самый подлый наш ворог искони!
Не к добру, не к добру ты задумал, князь,
Звать на Русь заморских пресвитеров! -
Плюнул старец в гриднице, распалясь,
И ушел, тот плевок не вытерев.

А.С.Шишков Славянорусский корнеслов Дерево слов, стоящее на ко

А.С.Шишков  Славянорусский  корнеслов Дерево слов, стоящее на корне ТР

ТРЕПЕЩУ. Глагол трепетать значит легким, нежным образом трястись: сердце трепещет (то есть трясется от страха или радости); рыба трепещет (то есть трясется, содрогается от мучений без воды); лист на дереве трепещет (то есть трясется от веяния ветра).
Итак, трясение и трепетание имеют один корень, равно как и трепание; ибо между глаголами трепать и трепетать разность состоит только в том, что трепание производит в вещи трепетание или потрясение.
ТЕРПЛЮ. Сличая глаголы треплю и терплю, мы видим в них разность в одной только переставке букв ре в ер, сделанную, по-видимому, для различения действия с его следствием: ибо треплемое, трясомое, теребимое, терзаемое, без сомнения, терпит. Итак, терпение есть такое же следствие сих действий, как и страдание.
ТЕРПКИЙ. Означает весьма кислый вкус, какой бывает в незрелых плодах; а потому, вероятно, слово произошло от той мысли, что неприятно во рту, щиплет язык, заставляет его терпеть.
СТРАХ. Глагол трясу произвел ветви тряхнуть, стряхнуться или встряхнуться, значащие то же, что содрогнуться; посему ежели от глагола стряхнуться произвести существительное, подобно как зов от звать или ков от ковать, то оно было бы стрях, то есть сотрясение или потрясение. Но что же иное страх, как не сотрясение души? Итак, очевидно, что из стрях сделалось страх.
СТРАСТЬ. Понятие о страсти произошло от понятия о страхе, поскольку оба сии чувства соединены неразрывно. Страх есть потрясение спокойствия душевного и страсть тоже. Чувствования страсти не может быть без некоего чувствования страха; ибо всегда опасаешься лишиться той вещи, которую чрезмерно любишь. Страх и страсть суть два потрясения или два трепетания душевные, вместе соединенные, одно от желания иметь любимую вещь, другое от боязни лишиться или не получить ее. И то, и другое состояние, или лучше сказать, оба вместе, изъявляются ветвью страдание.
Когда мы говорим душа дрожит, или трясется, или трепещет (разумея, что спокойное, естественное состояние ее чем-нибудь разрушено), то не довольствуясь одним понятием о трепетании, хотим знать, от какой причины или чувства оно происходит: от сильного ли желания, или от боязни, или от претерпевания боли, мучения, печали. Первое сотрясение называем страсть, второе страх, третье страдание.
Мы написали здесь боязнь вместо страх, дабы иметь случай вопросить, почему они, хоть и от разных корней, одно и то же значат? Потому, что от одной и той же мысли происходят. Мы видели, что страх есть не что, иное как стрях, сотрясение или, так сказать, встряхивание сердца. Но откуда глагол боюся1 Бой есть то же что биение; частица ся есть сокращенное местоимение себя. Следовательно, боюся есть себя бью или бьюсь. Но биться не то же ли, что трястись, встряхиваться, трепетать! Не говорим ли мы: рыба бьется или трепещет, птичка бьется или трепещет, сердце бьется или трепещет, принимая за одно и то же.
Когда говорим: ребенок избаловался, надо дать ему острастку, тогда острастку производим от слова страх. Но когда скажем: надо пристрастить его к учению (т.е. вселить в него желание, склонность, охоту), тогда пристрастить производим от страсть. И как страсть есть состояние души потрясенной, взволнованной, то и приемлется иногда за страдание.
В таком смысле говорится: страсти Христовы (т.е. страдания, Им претерпенные), страстная неделя.
Такие двузначения слов и принятие их одно за другое не есть недостаток в языке или погрешительное смешение понятий, но естественное самой природе последование, из ее источников текущее и нимало не затрудняющее того, кто язык свой хорошо знает.
ТОРОПЛЮ, торопить означает поспешность, а всякая поспешность сопряжена с некоторым безпокойством, с некоторым внешним и внутренним движением, подобно трепетанию крыл или сердца. Доказывается то словом оторопеть, которое значит испугаться, почувствовать страх, а страх есть не что иное, как потрясение, трепетание души.
ТРОПА. Очевидно от тру, поскольку есть натертая, протоптанная стезя, дорожка.
ТЕРЕБЛЮ. Действие теребления есть купно и действие трения, трясения, трепания, терзания, тормошения, без коих не может оно совершаться; ибо ничто теребимое не может быть в покое. Отсюда одного и того же колена ветви: тереблю, истребляю, употребляю, хотя кажутся весьма различны смыслом, однако коренное значение имеют одинаковое; ибо каждый из них показывает присутствие движения, а с движением неразрывно связано трение.
ТРЕБУЮ. Очевидное следствие тереблю. Ибо теребить значит тянуть, тащить, извлекать что-нибудь из чего-нибудь; но и требовать значит то же. Вся разность состоит в том, что одно делается руками, а другое словами.
ТЕРЯЮ. От понятия о трении. Вещь, положенная в суму или в мешок или в карман, по большей части не иначе, как чрез протертые его теряется. Сравните выражения: вещь потерялась и вещь пропала, они значат одно и то же. Но пропасть по составу значит пасть сквозь что-нибудь (протертое место). Сверх того, глаГ(блы вытер, стер, означающие, что не стало более того, что прежде было, могли также способствовать к переходу понятий из тереть в терять.
ТРУД трудиться, трудно. Без сомнения, есть распространенное значение глагола тру. Человек трудится, когда трет; трудится, когда катит (например, камень); трудится, когда копает (например, землю). Но во всех действиях глагол тру соучаствует, поскольку ни одно из них без некоего трения не совершается. Притом действие, означаемое словом трение, есть сильнейшее и величайшее в природе: оно сопряжено с движением всех тел. Ум, составлявший язык, приметил сие.
В славенском языке такое производство слов, основанное на истинном познании вещей и глубоком рассуждении, всегда примечается.
ТОРИТЬ. В песне поется: не прокладывай следов, дороженьки не тори, то есть не три, не натирай, не натаптывай. Хоть тори есть то же, что три, однако ветви каждое слово пускает особые: от тру тертый калач, натереть; от торю торная дорога, натореть. И хотя натореть то же значит, чтонатереть себя или натереться, однако в некоем особом смысле, то есть быть в обществе с людьми, тереться между ними и таким образом изострить себя, навыкнуть жить в свете.
В просторечии говорится быть на тору, то есть на торжище, на сходбище людей, там, где бывает от множества их теснота, затор. Люди собираются здесь не для лежания, но для стояния и хождения, отсюда слово торчать.
ТОРЧАТЬ. Ничто сокрытое, невысунутое не торчит. От сего понятия рождается другое: вещь торчащая должна непременно быть воткнута, дабы не лежала, но имела отвесное положение. Отсюда глагол тор гать, пустивший ветви втор гаю, исторгаю, восторг, ибо естественно, что торчащее есть непременно вторгнутое.
ТОРГАТЬ, торгнутъ, торнутъ, т.е. ткнуть, толкнуть, пихнуть.
ТОРГ. Действие, означающее покупку и продажу товаров, обыкновенно на торжище. Слово торг происходит от глагола тор гать (толкать), а он от глагола тру; поскольку где многолюдно, там и тесно; а где тесно, там люди торгаются, трутся между собою; ибо в подобных случаях обыкновенно говорится: меня затерли, затолкали.
ТОРЖЕСТВО. Означает то же, что празднество; а где празднуют, пируют, там и людей бывает много. От той же мысли произошло, что и торить, торг.
СТРУ, простираю. Глагол сей не употребителен, однако значение его в языке сохраняется. Сличим его с ветвями колена тру. Итак, тру, тереть, стирать, растирать. Но глагол распростирать, значащий совсем иное, может привести нас в сомнение. Разрешим его. По буквенному складу он разнится только приставкой про. Но и разум слова сохраняется: когда я тру что-нибудь тряпкой, то место, по которому я вожу ею, становится больше, расширяется: следственно, действие трения или растирания есть купно и действие распростирания. Вот откуда ум человеческий произвел два глагола из одного корня. Итак, хотя в речи распростер свои победы не могу я сказать растер, а в речирастираю краску не могу сказать распростираю, однако великая разность сих слов не мешает нам чувствовать единство их происхождения.
СТРАНА. Что такое страна, как не пространство*? и даже великое пространство; ибо мы никакую малую земную площадь не называем сим именем. Отсюда явствует, что те же глаголы стру, простираю подали повод всякую обширную часть земли (и даже воздух и небеса)/называть страною, откуда пошли ветви странствовать, странноприимство, чужестранец. Мы видим разум слов наших, текущий из самого источника.
Пусть на других языках покажут мне с подобною же непрерывностью мыслей начало на том же корне основанных слов; итальянец своего straniero, француз своего etranger (по старинному правописанию, estranger}, англичанин своего stranger, соответствующих нашему чужестранец. Пусть покажут мне столь же плодовитые корни и такое же между коленами сцепление понятий. Вникнув в силу и разум славенского языка, с сожалением видишь ослепление тех, кто, не зная и потому не чувствуя преимуществ его, дерзают обогащать принятием чужих слов или переводом чужих выражений.
СТРОКА. Точно по такому же соображению происходит от глагола стру, как струя, поскольку также есть нечто струщееся, простирающееся, текущее наподобие струи.
СТРОЮ. Мы видели, что глагол стру (простираю), происшедший от тру (тереть), означает действие расширения, распространения. Отсюда следует, что из глагола стру сделан глагол строю, дабы означить то же самоераспростирание, но не в общем, а в частном смысле; ибо в действии строения не кладем ли мы бревно подле бревна, или камень подле камня? Следовательно, когда строим, то купно и стрем или простираем или распростираем во все стороны. От строю пошли ветви строй, устройство, стройность.
СТРЕЛЯЮ. Глаголы стру, простираю, стремлю и все происходящие от них ветви показывают действительное или мысленное движение в какую-нибудь страну: река струится (т.е. течет), простираю путь (т.е. иду), стремиться к цели (т.е. стараться дойти, достигнуть ее). Глагол стреляю изъявляет подобное же стремление, простирание, движение, пули из ружья, стрелы из лука.
БЫСТРЫЙ, быстро, быстрина. Нет никакого сомнения, что происходит от глагола стру; ибо при том же самом корне показывает то же самое понятие: струсь (т.е. простираюсь), струюсь, тоже; следственно, и быстрина (скорое бежание) тоже.
ПЕРСТ, от простираюсь; ибо и корень тот же, и в самой вещи есть состав, член, простирающийся от кисти руки.
ПРОСТЫЙ. Слово просто значит прямо. В просторечии вместо иди прямо говорят и поныне: иди просто. Слово сие происходит от глагола простираю. Выражение иди просто содержит в себе мысль: иди путем перед очами твоими простертым. Отсюда ветви сего колена (простый, просто, простота) уклоняются в разные смыслы. Поскольку просто значит прямо, то простота значит прямизну; а как прямизна в нравственном смысле чужда лукавства и хитрости, того ради вместо прямое сердце говорится простое или простосердечие, вместо прямая душа, простая душа или простодушие.
Лукавство, хитрость, пронырство суть свойства изощренного ума, и сколь порочны для употребления против невинности, столь же бывают иногда нужны в общежитии для предохранения себя от расставляемых злыми людьми сетей. Отсюда нравственная прямизна или простота разделяется на две ветви: простота сердца и души есть всегда добродетель, но простота ума почитается недостатком и даже пороком. Отсюда простая вещь, простое дело значат немногосложное, не требующее великого ума. Пословица говорит: простота хуже воровства; здесь простота значит уже совершенную глупость, безсмыслие.
Поскольку слово простота происходит от стру, простираю, то значит иногда то же, что простор или пространство. В таком разуме говорится: опростать горницу (т.е. освободить). Отсюда простить, прощаю, прощение, происшедшее от такой мысли: содеянная пред кем-либо вина делается некоторой умственной связью между сими двумя человеками; обиженный как бы не отпускает, держит на некоей цепи или привязи того, кем он обижен, Это как бы соединяет их, так что нет между ними никакой пустоты, или простоты, или пространства. Итак, освободить обидевшего от сей связи, опростать его, сделать между ним и собою прежний простор, пространство значит простить, прощаю.
СТРОГИЙ. От понятия о строгании (выстругать доску, обстругать палку) родились понятия о строгости и остроте, которые, как смежные между собой, выражены и названиями из одного и того же корня извлеченными. Возьмем, например, глагол стерегу (стрегу), не значит ли он строгое бдение? Не от него ли из остерегаюсь, остережение произведена осторожность! Но что иное осторожность, как не острое (т.е. не тупое, не вялое) смотрение, наблюдение? Строгое есть обстроганное, а обстроганное не иное что, как острое. Вот почему Ломоносов не усомнился сказать о бегущем по горам исполине:
Ступает по вершинам строгим,
 Презрев глубоко дно долин, 
вместо по вершинам острым.
ОСТРОВ. Ясно, что получил свое название от прилагательного острый; ибо все острова суть острые вершины стоящих под водою гор.
Мы везде, во всех семействах слов видим (чему иначе и быть невозможно), что корень, пуская от себя ветви, сообщает им свое понятие. А потому и наоборот, когда ветви, при удержании коренных букв (хотя бы одной только) сходствуют между собой значением, то без сомнения, влекут начало свое от одного и того же корня.