А.С.Шишков Как взрослели языки

А.С.Шишков  Как взрослели языки

А.С.Шишков  Славянорусский  корнеслов Как взрослели языки

Без сомнения, творцами первобьггаого языка были две данные человеку способности: чувства и ум. Сперва чув¬ства, такие, как радость, страх, удивление, исторгли из него восклицания: а, о, у. Потом гласные стал соединять он с согласными: ба, да, ма, на, та, ох, ух. Потом из по¬вторения и сочетания слогов составил родственные и другие имена: баба, дядя, мама, няня, тятя, охать, хо¬хот, ухо, слух, дух. Сверх того, подражал он природе: птицы криками своими научили называть их кукушка, грач, крякуша, гусь, кокош и означать голоса их звуко¬подражательными глаголами: кукует, грает, крякает, гогочет, квокчет. Разные слышимые им действия в при¬роде таким же образом наставили его произносить гремит, стучит, трещит, храпит, шипит, сопит, глота¬ет, ибо каждое из этих действии в слух его ударяло.
Сличая французские слова glougloter (кричать, как индейский петух), glouglou (шум, какой делает пиво или вино, когда человек пьет его из бутылки), glouton (обжора), с русскими глотать, глоток, не ясно ли видим в них одинаковое звукоподражание приро¬де? Подобное сходство найдем и в других языках.
Когда таким образом посредством чувств своих составил он многие слова, тогда ум его чрез уподоб-ление одних вещей с другими стал изобретать новые
названия. Например, заметив звукоподражательно тяжелое во время сна дыхание сапит, состояние, в котором сие дыхание совершается, назвал с малым изменением спит. Иногда к дыханию сему присово¬купляется некоторая в горле игра, которую также, подражая звуку ее, наименовал он хрипеть, храпеть, храпатъ, и произвел от первого ветви: хрипун, хрыч, хрычовка, охрипнуть; от второго и третьего храпун, храпу га, храпок, откуда стал говорить: храпстео, хор оба, храбрость. Так от одного понятия стал он переходить к другому, смежному с ним, и от каждого из понятий производить семейства слов.
Обращая сие рассуждение на другие языки, то же самое в них примечаем: все они от одинаковых начал истекают и одинаковыми средствами составляются и возрастают. Иначе и быть не может, поскольку все на¬роды происходят от первого народа. Никто из них не был создан особо, с особыми гласоорудиями; всяк за¬имствовал язык свой от отца своего и передавал сыну. Цепь сия никогда не прерывалась: следственно, пер¬вого народа первобытный язык должен непременно дойти и до самых последних племен человеческого рода. Открывавшиеся в языках новые понятия, новы¬ми словами выражаемые, не могут опровергать сего рассуждения, поскольку новые слова всегда приме¬чаются быть ветвями старых.
Итак, в этом смысле все языки можно назвать од¬ним и тем же языком, который от малых начал, как великая река от малого источника, потек и вместе с народами возрастал и распространялся по лицу зем¬ли. Отсюда слово язык дает нам два противоположных понятия. Заметим: их совершенное соединение, как и
совершенное разделение, противно рассудку и может вовлекать нас в ложные умствования и заключения. Если мы все языки возьмем за один, то несходство их будет тому противоречить. Если каждый из них возьмем за особый язык, то отвергнем примечаемое из них самих общее начало, разорвем неразрывную цепь постепенного их порождения, и вместо следов ума че¬ловеческого будем видеть в них некое слепое изобретение пустых звуков.
Итак, не отринем ни того, ни другого. Не станем утверждать, что японский и русский язык есть один и тот же; но не станем и то почитать за несбыточное дело, чтоб в японском и русском могли быть следы, по-казующие единство их происхождения. Иначе мы впадем в такое же заблуждение, как японцы, которые думают, что земля их, изшедшая из глубины вод, есть особая от земли других народов. (См. путешествие Го¬ловкина).
Разность между одним и другим языком, конеч¬но, может быть превеликая; но из того не следует заключить, чтоб разум не мог найти в них ничего общего. Напротив, из рассматривания состава язы¬ков мы ясно видим, что разность сия не есть особое каждым народом изобретение слов, но постепен¬ное, на очевидных причинах основанное, и следственно, весьма естественное изменение и воз¬растание одного и того же языка.Язык переходит от одного народа к другому больше по изустному, нежели письменному преданию. Отсюда непремен¬но должны последовать изменения в выговоре и письменах. 
Во все времена о науке словопроизводства являлись разные толки, и хотя поставлена она в число граммати¬ческих частей и есть самонужнейшая, поскольку рассуждает о началах языка, открывающих весь его со¬став, разум и силу; однако же оставалась всегда неприкосновенною и невозделанною. Оттого происхо¬дит, что многие, довольствуясь одним навыком употребления слов, почитают ее ненадобною, а другие даже и смешною, заключая то из нелепых словотолкова¬ний, утверждающих, например, что иностранное слово кабинет происходит от русских слов кабы нет, потому что хозяин дома обыкновенно в комнате сей уединяется, и словно как бы его не было в доме. Они хороши для шу¬ток и смеха; но я не знаю, какое невежество больше, то ли, которое принимает их за правду, или то, которое по ним заключает о безполезности науки, просвещающей ум человеческий разгнанием мрака слов.
Значение слова заключается в корне, который, по причине многого извлечения из него ветвей, иногда изменяет, иногда теряет свои буквы, так что часто ос¬тается при одной согласной, и только потому приметен, что при всех своих изменениях и сокраще¬ниях не престает изъявлять то же самое, общее всем языкам коренное понятие, от которого каждый из них производил свои ветви.
Разноязычное древо, стоящее на одном и том же корне, хотя составляет общее семейство слов, но это семейство в каждом языке есть особое, как числом вет¬вей, так и значением их. Ветвь чужого языка, в моем не существующая, или иное значащая, может мне по единству корня столь же быть понятной, как если бы она была моя собственная.

Предиктор Историк строгий гонит нас…

Предиктор Историк строгий гонит нас…

Внутренний Предиктор СССР Размышления при прочтении «Сцен из Фауста» А.С.Пушкина
7. Историк строгий гонит нас…

Конечно, историю творят народы, но пишут — индивиды. И не всегда, как мы уже не раз убеждались, в отечественной, особенно послереволюционной истории, в документах (лите¬ратурных и исторических) эти индивиды выражают интересы народа. Зачас¬тую — это своекорыстные, эгоистические интересы определённых социальных групп и кланов. Изложенные в высокохудожественной форме и талантливо, они имеют одну лишь цель — затмить свет истины. 

Такие «творцы истории» видят в народах стадо баранов, недостойных приобщения к свету истины . И можно бесконечно поражаться прозорливости поэта, его последовательности в деле разоблачения спекулятивных приемов мифотворчества, культотворчества, боготворения. Сегодня, когда наша пресса взахлёб и с каким-то даже сладострастием творит из бывшего культа «отца народов» — культ «зло¬дея народов», смешивая причинно-следственные обусловленности бытия и упорно скрывая главное — обыкновенную, и в чём-то даже трагическую сущность человека, который в труднейший период становления Русской цивилизации, своей волей предотвратил её распад, сравните, как Пушкин в гениально-кратком произ¬ведении с ироническим названием «Герой» разоблачает культовую возню, а главное, показывает истинный, неприкрытые цели «поэтов», которые то ли по недомыслию, то ли из циничных соображений занимают¬ся не нужным народу боготворением. И совсем неважно, что у Пушкина в споре «друга» с «поэтом» предметом исследования является Наполеон, а в спорах наших современников о роли личности в истории — Сталин. Важнее другое — эпиграфом к «Герою» взят евангельский вопрос: «Что есть истина?»
Да, слава в прихотях вольна, 
Как огненный язык, она 
По избранным главам летает, 
С одной сегодня исчезает
И на другой уже видна.
Так, несколько отстранено, начинает «Друг» рассуждения о внеш¬них проявлениях «культа», после чего объясняет — пока ещё не причины, а лишь опасные последствия циничного манипулирования сознанием масс:
За новизной бежать смиренно, 
Народ безсмысленный привык,
Но нам уж то чело священно, 
Над коим вспыхнул сей язык.
Многие за годы перестройки уже успели убедиться, что не всякая «новизна» идей является признаком их адекватности жизни, а народ, бездумно бегущий за «новизной», действительно становится «безсмысленным народом», то есть толпой. И Пушкину (здесь он выступает в роли «Друга») здесь важно вскрыть механизм превращения народа в толпу и потому он задаёт вопрос «Поэту», бездумному почитателю нового «культа».
Когда ж твой ум он поражает
Своею чудною звездой?
И «Поэт» отвечает, что его воображение более всего поражено тем, как «Герой»
Нахмурясь, бродит меж одрами 
И хладно руку жмёт чуме 
И в погибающем уме 
Рождает бодрость…
При этом «Поэт» уверен, что увековечивание в стихах такого поступка «героя» сделает и поэта, и героя великими на века, но на заливисто-восторженную тираду «Поэта» «Друг» сначала указывает на истинных «пастухов» обоих (поэта и героя): 
Мечты поэта —
Историк строгий гонит вас!
— а затем даёт представление о подлинных целях «строгих историков» — скрыть свет истины:
Увы! Его раздался глас —
И где ж очарованье света!
(Важно, что в конце этой утверждающей фразы стоит восклицательный, а не вопросительный знак).
Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не довёл «исследование» до конца. Есть много современных «пушкинистов», навязывающих читателю версию о незаконченности, фрагментарности отдельных произведений Пушкина. Нет, Пушкин, как никто, вполне владел тайной завершения любого своего творения. И здесь он совершает почти невозможное — показывает как всякий почитатель «культа», хочет он того или нет, невольно становится циничным «писакой», который ставит «возвышающий обман» в основополагающий принцип своего творчества, т.е. превращается в исполнительного борзописца «строгого исто¬рика».
Да будет проклят правды свет, 
Когда посредственности хладной, 
Завистливой, к соблазну жадной 
Он угождает праздно! Нет! 
Тьмы низких истин мне дороже 
Нас возвышающий обман…
Последние слова «Поэта» — подлинный образец саморазоблачения. 
И, не оставляя сомнений в цинизме своих намерений, понимая, что без необходимого камуфляжа его «Герой» предстанет в глазах «посредственной толпы» непривлекательно, вдруг в растерянности восклицает:
Оставь герою сердце! Что же
Он будет без него? Тиран…

Последнее слово за «Другом», т.е. за Пушкиным:
— Утешься… —
Ведь всё сказано почти за сто лет  до того, как наши фидеисты приступили к сотворению «положительного» культа Сталина, а полвека спустя — они же, в соответствии с требованиями времени, — культа «отрицательного».
Портрет Сталина, который нам рисуют сейчас средства массовой информации (очень любопытны в этом плане детско-арбатские сказки ) — сделан по известному шаблону, который рассмотрен нами выше при анализе психологического портрета царя Ирода Великого. Грубая работа — слишком хорошо видны «ослиные уши» хозяев таких борзописцев.


Николай Рубцов УТРО

Николай Рубцов УТРО 

Когда заря, светясь по сосняку,
Горит, горит, и лес уже не дремлет,
И тени сосен падают в реку,
И свет бежит на улицы деревни,
Когда, смеясь, на дворике глухом
Встречают солнце взрослые и дети,—
Воспрянув духом, выбегу на холм
И все увижу в самом лучшем свете.
Деревья, избы, лошадь на мосту,
Цветущий луг — везде о них тоскую.
И, разлюбив вот эту красоту,
Я не создам, наверное, другую...

Егор Классен Мореходство и кораблестроение славян Егор Классен

Егор Классен Мореходство и кораблестроение славян

Егор Классен Новые материалы для древнейшей истории славян
МОРЕХОДСТВО И КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ СЛАВЯН

В 862-м году призваны Варяги в Новгородскую область. Спустя несколько времени после того Оскольд и Дир отправились из Новгорода в Киев, и уже в 864 году 200 вооруженных судов Русских были под Царь-Градом. 
Из этого выводятся следующие заключения:
1) Если эти 200 судов были простые лодки или челноки, хотя даже и вооруженные, то весь экипаж такой флотилии не мог быть страшен для Византии; но судя по тревоге, произведенной им в Царь-Граде, должно заключить, что суда Руссов состояли уже не из рыбачьих лодок, но довольно порядочных морских судов, могших вместить экипаж, грозный для Греков. 
2) Но построение и оснащение 200 военных судов - для экипажа, могущего делать нападение на государство, подобное Византии того времени - требовало многих лет, а не одного года; следовательно, должно заключить, что по пришествии Оскольда в Киев суда уже были готовы; ибо невозможно предполагать, чтобы они сделаны были мастерами, вызванными Оскольдом из своего отечества. Оскольд сколько-нибудь времени ведь пробыл же у Рюрика, пока попросился в Византию, потом нужно было ему довольно времени на водяное путешествие от Новгорода до Киева, нужно было пройти сколько-нибудь времени на выписку из своего отечества кораблестроителей, ещё более времени нужно было на построение этих кораблей, оснащение их и отплытие из Киева к Царь-Граду. Чтобы сделать все это в два года, необходимо прибегнуть к русскому ковру-самолету и осуществить сказочную поговорку: тяп да ляп, построил корабль. 
Что же остается заключить, чтобы не допустить сказочных действий вместо исторических событий? - Одно, что суда эти были уже готовы ещё до прихода Оскольда. - А если Киевляне имели уже готовые суда до его пришествия, то они должны были хорошо знать искусство кораблестроения и, следовательно, не могли быть номадами; но составляли благоустроенное государство и вместе с тем морскую державу. 
Как легкомысленны те историки, которые заботятся только об осуществлении своих идей всеми возможными натяжками и забывают при том время, место и пространство. По их мнению, устроить флот, научиться целому племени грамоте или даже сдвинуть огромный народ с родового места куда-нибудь в даль, за тридевять земель в тридесятое царство, так же легко, как подвинуть шашку по шахматной доске. 
Что Славяне и Славяно-Руссы были знакомы с речным и морским плаванием, мы видим еще из следующих соображений: 
1) Когда некоторые Руссы были данниками Козарам, то давали по Щлягу с дыму. Но как слово Щляг, Шляг и Сляг сохранилось и по сие время во многих губерниях в великороссийском наречии и означает перевозную лодку, то значит, что Руссы издавна занимались построением судов для речных сообщений [19]. 
2) В Eimundar-Saga сказано, что когда Гаральд и Сигур-Ринг воевали между собой в 735 году, то в морской битве в заливе Бревикен участвовали и Славяне с огромным своим флотом. 
3) В 6-м ещё веке Авары и Греки приглашали Славян для кораблестроения. 
4) В 554 году Славянин Доброгост был греческим полководцем против Персов и командовал флотом (Агапий). 
5) Славянин Рача прибыл со многими кораблями (по Траве) ограбил и сжег Любек. 
6) Славянское племя - Раны -  были знаменитые мореходцы; они отличались торговлей и богатством, но частью и морскими разбоями, за которые и взят их остров Датчанами.  Отличными моряками почитались также Вагры, страшные для всех своей храбростью и ловкостью управления судами. 
7) За 300 лет до Р. X. король Датский Фротон 9-й уничтожил флот Русского государя Траннора. А за 500 лет до Р. X. при Фротоне 3-м Руссы и Гунны напали на Данию, царь Руссов Олимер начальствовал флотом, а царь Гуннов сухопутным войском [20]. 
Должно ли после всего сказанного приводить здесь слова Рюкерта, утверждающего, что будто Славяне не любили зыбкой стихии морей и боялись её непостоянства? Для того разве, чтобы сказать во всеуслышание, что такая выходка называется вообще неуважением к святыне и неприкосновенности исторических фактов, а в частности злонамеренною клеветою и невежеством! Стыдно учёным 19-го века действовать так безрассудно, пристрастно и злобно! 


Обычно в душу лезут для того, чтобы плюнуть.

Обычно в душу лезут для того, чтобы плюнуть.

С чего начинается Родина? (продолжение)

С чего начинается Родина? (продолжение)

С чего начинается Родина?
Со слова священного Русь,
Суть Белого Света Природная
Звучит в нём как радость и грусть.
Чтоб с Миром как дети мы ладили,
Нам в помощь – и Рада и Род.
Судьбой, что Дажьбогом нам дадена,
Живёт Белосветный Народ.
(продолжение следует)
(Предлагайте свои варианты продолжения)

Умер бы буриданов осёл, если б оказался меж двух валаамовых осли

Умер бы буриданов осёл, если б оказался меж двух валаамовых ослиц?

 

Не даром был митрополит МОГИЛА

Чужая вера Русский Дух сгубила –
Не даром был митрополит МОГИЛА,
И ЖИДОСЛАВ – то бишь ЛУКА ЖИДЯТА…
Дорогой верною идём, ребята!

Дубровский В. Н. Физические и философские основания религии (со

Дубровский В. Н. Физические и философские основания религии 
(современный не церковный взгляд)
Дубровский Владимир Николаевич, д.ф.н., доцент г. Кострома, Россия

Введение. Вселенную в целом можно представить себе состоящей из двух частей: реального и трансцендентального миров. Реальный мир – это есть множественный мир преходящих вещей (на фоне гравитационного поля), мир природы, каждая единица которого рождается, живет и умирает. Сам реальный мир тоже рождается (из трансцендентального мира) развивается, деградирует и умирает по истечении срока своей жизни. Трансцендентальный мир - мир целостного функционирующего единого (на фоне множества виртуальных частиц), находящегося как бы по другую сторону от реального мира, как корни дерева и его ветви по отношению к поверхности Земли. Фундаментальной  наукой реального мира является теоретическая физика. Как ни странно, трансцендентальный мир тоже оказывается физическим миром, но связанным со всеми видами физических вакуумов квантовых полей. 
В этой статье на основе выделенных основных характеристик ре¬ального мира, я наметил основные черты трансцендентального мира, необходимые для осознания принципов его функционирования и  для выяснения физических и философских оснований религии, указал на неизбеж¬ность церковно-теологического сопровождения научной космологии, а также отметил некоторые черты космической морали, основанной на поведении космологического (гравитационного) вакуума.
Я понимаю религию как усилие человека по возобновлению утерянной им связи с реальным миром, а философию религии как разработку теории естественной теологии, а также как попытку к пониманию путей реализации религии на основе физического познания человека. К фило¬софским основаниям религии я отношу основы связи реального и транс¬цендентального миров, в частности, связь фундаментальной основы Все¬ленной и человека, т.е. построение космической этики.  Я понимаю Бога в ньютоновском смысле, как Творца и Властителя (через законы природы) всех реальных вещей и утверждаю, что Бог - это физический объект и что Он эволюционирует вместе с эволюцией Вселенной.       
Чтобы понять, что такое Бог и как мы должны жить, следует сначала разобраться в структуре реального и трансценден¬тального миров и найти фундаментальную основу Вселенной.
Основные черты структуры реального мира. Реальный мир нашей Вселенной можно представить себе состоящим из совокупности взаимосвязанных (фундаментальными взаимодействиями) единиц природы. Их материальность проявляется, например, во внешней деятельности (энергетичности), в которой единицы при¬роды выступают целостными образованиями по отношению к другим единицам природы; их духовность, высвечиваемую через материальность, – в виде (в порядке возрастания степени духовности) внутренней активности (спонтанных переходов в различные свои состояния), смыслоорганизованного (упорядоченного какими-либо законами) единства, души, духа. Различные единицы природы имеют разные степени одухотворенности, которые проявляются в спонтанности, статистичности, самоорганизации, свободе воли и т.д., поэтому можно говорить о соответствующих духовных аспектах любой еди¬ницы природы. 
Трансцендентальная часть Вселенной оказывает влияние на внут¬реннюю деятельность единиц природы через   мир виртуальных частиц и квантовых флуктуаций соответствующих (электромагнитного, слабого, сильного и гравитационного) вакуумов, т.е. областей пространства-вре¬мени без соответствующих   реальных частиц, но содержащих в себе море пар виртуальных частиц, которые рождаются за счет изменения энергии соседних областей, а затем быстро аннигилируют,   порождая непредсказуемые вакуумные флуктуации соответствующих полей. Реальные частицы также можно рассматривать рождающимися из соответствующих вакуумов квантовых полей, но путем внешних воздействий.
Единицы природы в естественном состоянии весьма различны, но их объединяют некоторые характерные признаки, например, наличие целостности (внутреннего единства), самосогласованности всех элементов их  структуры и учете в своем поведении других единиц природы (самоактивности), относительной самостоятельности и способности к отраже¬нию своего окружения, наличие спектра внутренних состояний и внутреннего деятельного принципа, за счет которого происходит скачок при переходе от одного внутреннего состояния к другому и т.д., другими словами, на¬личие смысловой организации и жизнедеятельности при гармоничес¬ком сочетании индивидуальности и коллективности.
Мною было давно показано, что в современной философии оказываются справедливыми следующие три закона: единства, самоактивности и скачка в развитии всего сущего, которые имеют место не только для любой единицы природы, но и для Вселенной в целом.
Благодаря наличию спектра внутренних состояний и внутреннего деятельного принципа у любой единицы природы, в ней могут происходить скачки в другие ее внутренние состояния без изменения или с измене¬нием (в этих случаях можно говорить соответственно о ее разверну¬том самовосприятии или о саморазвитии) ее смыслоорганизованного единства  за счет, например, изменения какого-то ее внутреннего параметра. Аналогичные процессы, происходящие под влиянием внешних воздействий,  позволяют говорить о развернутом восприятии внешнего мира с точки зрения данной единицы природы или о развитии (деграда¬ции) единицы природы. Таким образом, внутренний деятельный принцип может быть и принципом саморазвития (или самодеградации), когда еди¬ница природы спонтанно приобретает более высокую (или более низкую) смысловую организацию. Духовный аспект единицы природы, связанный со способностью самовосприятия или восприятия внешнего мира, можно назвать внутренней активностью. Ею обладают все единицы природы. Кроме того, структурные единицы имеют смысловое организованное единство, ибо их составные части подчинены какому-то (например, электромагнитному) закону внутреннего взаимодействия своих частей (а также законам их взаимодействий с другими единицами природы).
Восприятия могут быть хаотическими или целостными в зависимости от того, выступают ли единицы природы как структурные или как целостные образования, Для высокоинтеллектуальных единиц природы можно говорить об осознанном или неосознанном восприятии в зависимости от их состояния.
Чувство есть нечто большее, чем восприятие, ибо оно сопровождается памятью, т.е. способностью сохранять и использовать, когда это нужно, предыдущие восприятия и их последовательность. Внутреннее чувство позволяет чувствовать себя, внешнее чувство - окружающий мир. Духовный аспект единицы природы, обладающий чувствами, называется душой. Ею обладают только живые существа, смерть которых приводит к гибели их душ.
Неполнота чувственной картины, требующая проведения логических рассуждений относительно нее, восполняется рассудком. Рассудок, так же как и чувство, не дает идей. Это делает разум, способный обобщить чувственно-рассудочную картину, придавая ей, однако, абсолютный и безусловный характер, доводя до идеального, отсутствующего во Вселенной. Разум может быть направлен на изучение собственного "Я", окружающего мира, а также трансцендентального мира, но при этом он создает свой, математический мир, мир идей, который есть, но ни как реальный и ни как трансцендентальный, но есть как математически-информативный мир, обнаруживаемый через физический мир (на существенность мира платоновских идей обратил внимание знаменитый физик-теоретик Роджер Пенроуз).  Поэтому требуется более высокая, чем разум, познавательная спо-собность, чтобы привести картину разума в соответствие со Вселенной. Духовный аспект единицы природы, обладающей разумом, называется духом. Им обладают только люди (если они не ограничиваются чувственно-рассудочной жизнью).
Интеллект есть высшая познавательная способность человека, переводящая абсолютные и безусловные идеи разума (например, идею Бога)  в реально  экс¬плицируемые идеи и, тем самым, делающая позна¬ние Вселенной адекватным ей, как математически, так и физически. Благодаря интеллекту в каждой единице природы и во всей целостной Вселенной можно видеть материально-духовную сущность, а к транс¬цендентальному миру не прикладывать структурные характеристики реаль¬ного мира, например, духовные (смыслоорганизованное единство, душа, дух) и познавательные (чувство, рассудок, разум, интеллект).
Итак, реальный мир характеризуется множеством преходящих самоактивных материально-духовных единиц природы с той или иной степенью духовности, в котором наличествуют (а в трансцендентальном мире отсутствуют) достаточно устойчивые причинно-следственные, простран-ственно-временные и субъект-объектные отношения, а также импульсно-энергетические, зарядовые, спиновые и т.д. характеристики, могущие служить основой теории этого мира. Но ни одна из единиц природы реального мира не может выступать в роли Бога, т.е. Бог не  является частью реального мира, но властвует над ним через законы этого мира.
Понятие религии и ее физические основания. Человек есть часть природы, один из ее фрагментов, который в естественном состоянии тесно связан с ней. Но он или сознательно, или по своему невежеству исказил свою свободу воли для того, чтобы жить по-своему, а не согласно законам природы, а для защиты себя от наказания природой за свое неуважение к ней придумал религию (я не говорю о сознательном обмане народа), как какое-то мистическое представление о природе и о своем отношении к ней, в то время как религия на самом деле есть ре-лигия, т.е. возобновление утраченной человеком естественной связи с природой, со всем миром и его фундаментальной основой. Религия свойственна только человеку, ибо все другие единицы природы (живот¬ные, растения, неживые структуры, элементарные частицы и т.д.) не отступают от требований природы и живут в согласии с законами современной философии, сформулированными выше. Человек с естественной свободой воли всегда религиозен, т.е. способен немедленно подчинить свою волю воле природы, если он от нее отступил. Далее под словом "религия" я буду разуметь ре-лигию, ибо выдумки глупцов или хитрецов о мистической религии не достойны рассмотрения.
Физическим основанием религии является сам физический мир, осозна¬ние которого (через понимание физических законов реального и трансцен¬дентального миров) и его эволюции от рождения до смерти необходимо для того, чтобы разумно жить в мире (в частности, не курить, не пить вино, не прелюбодействовать, не воровать и т.д.), в противном случае человек   будет наказан (редко сразу, чаще через некоторое, иногда очень большое, время) самой природой (через неприятные ощу¬щения, болезнь, преждевременную старость и смерть и т.д.) за свое преступление по отношению к ней.
Уясним теперь характеристики и структуру трансцендентального мира и посмотрим, не найдем ли мы в нем фундаментальную основу Вселен¬ной, с которой можно было бы связать Бога.
Основные черты трансцендентального мира. Наличие в природе бесструктурных единиц (например, кварков, лептонов, фотонов и т.д.), различающихся по присутствию или отсутствию и знаку соответст¬вующих зарядов, а также единство в ней реального и трансценденталь¬ного   аспектов (вакуумы квантовых полей всех фундаментальных взаи¬модействий и их флуктуации находятся повсюду во Вселенной, но в обычных условиях они экспериментально не обнаруживаются, ввиду малости их вакуумных флуктуаций), наводит на мысль о том, что фундаментальную основу реальных единиц природы следует искать в трансцендентальном мире - в мире виртуальных частиц и соответствующих им вакуумов.
Все физические вакуумы суть постоянно флуктуирующие области пространства-времени на фоне множества виртуальных, внутренне-актив¬ных, имеющих внутреннее состояние (т.е. способных к самовосприятию, саморазвитию, восприятию внешнего мира) единиц трансцендентального мира. Они суть смыслоорганизуюшие (но смыслонеорганизованные, ибо весь смысл - в отсутствии смысла) субстраты, не обладаю¬щие никакими характеристиками, присущими единицам природы; последние  появляются вместе с возникновением виртуальных и реальных состояний единиц природы. Фундаментальный субстрат (гравитационный вакуум) может быть назван космологическим вакуумом, ибо из него родилась наша Вселенная.
Космологический вакуум есть главный элемент трансцендентального мира, он есть гравитационный (или супергравитационный) вакуум при планковской плотности. В нем пространство-время разрывается на пространство и время, причем время теряет смысл, а определенность пространства разрушается, ибо оно превращается в пространственно-временную (квантовую) пену, в которой пространство не обладает определенной кривизной и топологией, ибо они постоянно флуктуируют. Эту кванто¬вую пену называют еще словом "ничего", ибо в ней отсутствуют какие-либо частицы. Такая пена является ядром   сингулярности Большого взрыва, из которого рождается Вселенная, и ядром  центра черных дыр. Когда говорят о квантовом рождении Вселенной из "ничего" при планковской плотности или из сингулярности, то имеют в виду одно и то же: возникновение областей классического пространства-времени из флук¬туаций квантовой пены. О рождении из "ничего" говорят, когда описание эволюции Вселенной согласно классическим уравнениям движения начи¬нается при достаточно большом ее радиусе.
Физическая экспликация Бога. Итак, физический экспликант Бога находится в трансцендентальном мире, им является космологический вакуум, как смыслоорганизующее начало реального мира, проявляющееся в процессах перехода в состояния, в которых рождаются реальные час¬тицы и законы их взаимодействия, т.е. когда появляются смыслоор¬ганизованные (упорядоченные) единицы природы. Поэтому законы реаль¬ного мира неявно содержатся в Высшем Законе трансцендентального мира и лишь только проявляются в реальном мире.  Высший Закон един, но в мире природы он расщепляется на множество законов природы. Вместе с Высшей Активностью в Высшем Лоне космологического вакуума появляется Высшая Сущность - наша Вселен¬ная. Таким образом, мы можем найти три ипостаси Бога, соответствую¬щие триаде "Закон-Дух-Материя", которые можно назвать "Отец", "Святой Дух", " Сын", "Мать" можно сопоставить с возбужденным Лоном космологического вакуума (пространственно-временной пеной). Так как каждая единица   реального мира материально-духовна и закононосима, то можно утверждать, что в любой единице природы живет Бог и по ней можно узнать обо всей Вселенной с ее точки зрения (в частности, имеет место антропный принцип). Заметим, что "Сыновей" может быть много, но наша Вселенная имеет длительное су¬ществование и в ней возможна разумная жизнь. 
Согласно стандартной космологической модели,  около 15  милли¬ардов лет тому назад наша Вселенная была извергнута из сингулярного состояния космологического вакуума, имея бесконечные температуру, энергию и плотность, путем Большого взрыва за счет отрицательного давления, которое разметало во все стороны ее пространство и ее ма¬терию. В течение первых трех минут после рождения в ней сформирова¬лись наиболее существенные особенности реального мира. Расщепление Высшего Закона проявилось во Вселенной в виде ее фазовых переходов. До момента 10-35 с после Большого взрыва сильные, слабые и электромагнитные взаимодействия были неразличимы и составляли великое "объеди¬ненное" взаимодействие. При понижении температуры ниже 1028 K во Вселенной произошел первый фазовый переход с выделением сильных взаимодействий, а при 1015 K - второй фазовый переход, при котором слабые взаимодействия отделились от электромагнитных. При всех этих фазовых переходах происходило уменьшение симметрии. И вообще, всё, что происходит во Вселенной, связано с нарушением симметрии.
Стандартная модель была уточнена Андреем Линде до инфляцион¬ной модели, согласно которой квантовые процессы внутри космологи¬ческого вакуума привели его в предродовое состояние "ложного вакуума", характеризуемое колоссальным отрицательным давлением (и почти нулевой энергией), за счет которого произошел Большой взрыв и инфляция (экс¬поненциальное расширение, раздувание). К моменту фазы инфляции Все¬ленная была пустой (в ней отсутствовали реальные частицы) и холодной, но после распада "ложного вакуума" она перешла в состояние истинного вакуума, выделив 1068 Дж энергии и нагревшись до температуры 1027 K за 10-32 с. Уже в состоянии "ложного вакуума" возникают пузырьки истинного вакуума, которые, расширяясь, образуют все новые и новые области пространства-времени реального мира.
Космологический вакуум является истиной интеллекта, а не разума. Истиной разума был бы абсолютный математический вакуум и абсолютные начальные ус¬ловия для возникновения Вселенной (нулевой радиус, бесконечные тем¬пература, энергия и плотность). Переход от истины разума к истине интеллекта означает признание физической экспликации Бога.
Трансцендентальный мир и церковная теология. Указанный мир (космологический вакуум) есть творец и властитель реального мира, поэтому мы должны связать с ним Бога. С одной стороны, космологический вакуум Всемогущ, ибо он является источником всех реализованных миров, длительность существования которых зависит от степени их совершенства (например, от размерности пространства-времени); с другой стороны, он Всезнающ в том смысле, что законы природы суть развернутый  Единый Закон, от которого исходит дозволенное разнообразие в мире (основанное на многообразии процессов самоорганизации); с третьей стороны, он Благ в том смысле, что реализованные миры гармоничны и целесообразны (например, имеют размерность пространства-времени, равную четырем, в которой возможны связанные структурные единицы природы типа атомных или планетных систем). О нем можно было бы говорить как о Великом Монархе, Великом Архитекторе и т.д. В нем можно было бы найти и ряд других свойств: эстетический вкус (ибо он выбирает для создания гармонические миры), волю (ибо он осуществляет их) и т.д. Таким образом, космологическому вакууму можно приписать некоторые свойства, дающие повод для его церковно-теологического истолкования. Этим объясняется живучесть различных конфессий.
Космическая мораль. Если человек хочет быть подлинно счастли¬вым, он должен знать   совершенства всей Вселенной (обладать необ¬ходимой ученостью), построив соответствующую науку; любить эти со¬вершенства (познать, в чем состоит благо), выбрав соответствующую теологию); избрать   их как руководство к жизни (обрести мудрость), создав должную философию; осуществлять их в своей жизни (укреплять волю), разработав необходимую этику; чувствовать их (развивать эсте¬тический вкус), создав адекватную эстетику. Фундаментальная наука, теология, философия, этика и эстетика имеют своим основанием смыслоорганизующий космологический вакуум. 
Космологический вакуум спонтанно внутренне активен и свободен от всяких связей, а потому человек, ориентирующийся на принципы функционирования космологического вакуума, будет свободным и за счет своей внутренней смыслоорганизующей активности поднимется над причинно-следственными, пространственно-временными, субъект-объектными и т.д. отношениями, оставаясь равным к противоположностям (бесстрастным) и не привязан¬ным к плодам своей деятельности. Он будет в непринужденном действии самовозбуждаться и быстро порождать смыслоорганизованные идеи и в силу внутренней потребности осуществлять их, творя разнообразные дела в рамках законов природы.   Достигнув мудрости (миропонимания через науку о космологическом вакууме, мировосприятия через косми¬ческое искусство и мироотношения через космическую мораль), он по-бедит самость, двойственность, привязанность и придет   к полному соот¬ветствию с самим собой и со всей Вселенной. Так как он является творением космологического вакуума, то он должен строить свою жизнь по образцу функционирования трансцендентального мира, т.е. Бога. В этом состоит космическая мораль. Этику можно вывести и из церковно-теологической интерпретации физической космологии.
Философские основания религии. Этими основаниями являются по¬нимание законов философии, отмеченных выше, и осознание необ¬ходимости ориентации на космическую мораль. Поэтому, во-первых, че¬ловек должен знать, что всё едино, что есть не только "Я", но и "не-Я", причем как единое целое, потому надо развивать в себе чувство любви ко всему сущему: к другим людям, к животным, к растениям, к неорганической природе (отсюда ненасилие, толерантность, всепроще¬ние, взаимопомощь, вегетарианство и т.д.). Во-вторых, человек должен понимать, что он эволюционирует и всё вокруг него тоже эволюционирует, причем скачкообразно. Поэтому не надо осуждать действия другого человека: осудил, а он уже изменился, и даже быстро. В-третьих, человек должен выбрать ориентир для своего поведения. Можно следовать социальной, биологической, физической и космической морали. Но, живя в обществе, человек видит стяжательство, обман, воровство, недостойное поведение неразумных людей; ему не нравится, что кошка ест  мышку, а волк овечку; он не хочет притягиваться ко всякой противопо¬ложности, например, к неподходящему ему человеку, потому остается единственный выбор – ориентация на космическую мораль.
Несчастья человека происходят от забвения им законов философии путем введения в свои рассуждения таких понятий, как дух и материя, субъект и объект, "Я" и "не-Я" и т.д., которые не соответствуют действи¬тельности. Человек, осознав свое "Я", начинает думать, что всё создано для его "Я" и старается подчинить своему "Я" все другие "Я", которые противятся ему: от этого распри, насилия, нелюбовь и т.д. И человек де¬лается несчастным.
Религиозная вера. Вера в то, что человек должен жить религи¬озно, т.е. в соответствии с законами природы, есть вера религиозная. Так как знание выше веры, то знающему человеку не нужна религиозная вера, ибо он знает,   как нужно жить. Ему не нужна церковь и обслуживающий ее персонал. Человеку невежественному при¬ходится верить; для него тоже   не нужна церковь, ибо можно поверить знающему честному человеку в необходимость жить религиозно. Да и самому нетрудно понять, что не надо конфликтовать с природой. Молитвы не нужны никому, ибо просить космологический вакуум не о чем: человеку дано все необходимое   для его жизни.  Каждый человек может приобрести спокойную добропорядочную жизнь, если он будет жить согласно законам природы. Поэтому  главная цель жизни каждого человека - познание, понимание и согласование своей жизни с законами природы, которые освободят его от всяких неприятностей.
Эволюция Бога. Итак, Бога я отождествил с космологическим вакуумом, и тем самым утвердил, во-первых, что атеизм невозможен, во-вторых, что Бог эволюционирует. Если учесть, что области пространства-времени с планковской плотностью могут последовательно возникать в разных местах, то станет понятной возможность существования множества мини-вселенных. Если они не будут иметь "хорошей" математики, то быстро угаснут, если же в них возникнет "хорошая" математическая программа их развития, то они будут иметь длительное существование и каждая из них будет твор¬цом и властителем  всех своих вещей. Тем самым, мы получаем множество богов: каждая такая вселенная в целом будет богом для своих обитателей.
Внутри нашей Вселенной можно ввести понятие о малых богах, ибо каждый ее фрагмент есть маленький бог в своей сфере деятельности. В частности, человек есть маленький бог - творец и властитель сконст¬руированных им вещей (машин, телевизоров, компьютеров и т.д.), ра¬бота которых основана на законах природы.  Его властвование состоит в умении применять эти законы и управлять созданными им техни¬ческими устройствами. и всякая букашка есть маленький бог - творец и властитель всех сотворенных ей вещей, например, гнезда для своей жизни.
Замечание относительно малых богов может показаться наивным, однако, это не так. Андрей Линде ввел понятие о мульти-вселенной: наша Вселенная является одним из островов грандиозного космического  архипелага вселенных, каждый из которых возник в рассеянных по всему пространству областях после своего большого взрыва и инфляции, образуя, тем самым, паутину неограниченно расширяющихся вселенных. Утверждение о единстве и удивительной согласованности законов физики в нашей Вселенной, позволившее укрепиться во мнении о существовании физически неэксплицируемого, метафизического Бога, подогнавшего параметры Вселенной абсолютно точным образом и так, чтобы в ней стал возможен человек, не  обязывает к тому, чтобы на законы физики нашей Вселенной влияли законы физики других вселенных, ибо эти вселенные могут быть удалены от нас так далеко, что сигнал от них еще не дошел до нас. Наличие мульти-вселенной позволяет ввести бесчисленное множество физически эксплицируемых богов, связанных с каждой из таких вселенных, которые могут  не иметь к нам никакого отношения. 
Избавление от абсолютных начальных условий Вселенной породило идеи теории струн (суперструн), фундаментальными объектами которой являются не частицы, а протяженные (планковской длины) нити – струны, чем ликвидируется нулевой размер первоначальной Вселенной. Недавно, исходя из теории струн, Габриэль Венициано и Маурицио Гасперини выдвинули гипотезу о доисторической эпохе Вселенной, согласно которой она родилась задолго до возникновения космологического эмбриона планковских размеров. Эта доисторическая Вселенная была холодной и имела бесконечную протяженность с евклидовой метрикой. Затем в такую Вселенную вторглась нестабильность, и все ее точки подверглись инфляции, в результате которой ее пространство все более и более искривлялось до тех пор, пока не произошел скачок темпера¬туры и плотности энергии. Прошло некоторое время, и трехмерная об¬ласть миллиметровых размеров внутри этих безграничных просторов  преобразовалась в высокотемпературное, высокоплотное пятно, затем все пошло по стандартному сценарию космологии Большого взрыва и рас¬ширяющееся пятно превратилось в наблюдаемую Вселенную.
В этой модели можно увидеть гипотезу о более «старшем Боге», чем космологический вакуум, Боге эксплицируемом на доисторической Вселенной, относительно содержания которой мы ничего не знаем.
Согласно Веданте, (Шанкара, "Атмабадха", 39) мудрец должен размышлять об Атмане, как о незапятнанном пространстве. Так как Атман (субъективная основа Вселенной) есть Брахман (объективная основа Вселенной), то первоосновой мира является пустое пространство, из которого возникла вся Вселенная. Если Бог сотворил мир из пустого пространства, то это может означать только то, что   Бог наделил его физическими свойствами (динамикой), слившись с ним. Бог стал физически эксплицируемым, а математика по своей сущности  математически-информативной реальностью. Физическое пространство само, без помощи Бога должно флуктуировать, развиваться, например, согласно модели типа  Венициано-Гасперини, что привело бы его к планковской плотности, к Большому взрыву и рождению Вселенной. Поэтому деятельность Бога надо мыслить в виде офизичения математики, вернее, в придании математике самостоятельного деятельного статуса. Вместе с Роджером Пенроузом можно, сказать, что в основе нашего мира лежит математика, как самостоятельная динамическая реальность, которую отражает физика, что согласуется с мыслью, что Бог создал мир. По крайней мере, никто не будет отрицать, что математика и физика оказываются неразрывными. Так как "хорошая" математика имеет смысл разумности, то говорят, что мир устроен разумно.
Таким образом, эволюция Бога начинается с математически-информативного пространства идет через космологический вакуум, а от него – к Вселенной в целом. Поскольку  физика локальна, то для человека важен Бог, связанный с нашей Вселенной в целом. Но (согласно открытой модели Вселенной)  после распада протонов через 1032 с все внутреннее содержание Вселенной превратится в фотоны и нейтрино, Вселенная лишится всякой структуры и организации; или же (согласно закрытой модели) будет сжиматься до схлопывания. В этом случае творение Бога будет осциллирующим. В первом случае мы опять возвращаемся к пространству, но уже не к пустому, а с некоторым заполнением, которое будет неограниченно расширяться, а плотность заполнения стремиться к нулю. Данное творение Бога будет медленно умирать. Самоактивность Бога будет проявляться в творении им все новых и новых миров за счет возникновения динамических пространств, не вошедших еще "в свою силу".
Согласно  Шри Шанкаре, весь феноменальный мир есть явление Брахмана. Когда Брахман принимает феноменальные формы, то он стано¬вится Ишварой, содержащим в себе всё, что существует в творении по¬тенциально и актуально. Когда Брахман, как реальность, постигается как Брахман-сансара, то Бог, человек и мир становятся главными элементами рассмотрения. Если мы исходим из целей человека надо объяснить становление мира, которое не может быть обусловлено Брахманом с атрибутами бытия и неизменности, поэтому надо ввести   категорию ста¬новления (пракрити). Так как пракрити нельзя рассматривать в одном ряду с Брахманом, то следует предположить, что Брахман видо¬изменяется в Ишвару. Итак, Ишвара сочетает в себе две природы: при¬роду Брахмана и природу пракрити. Ишвара должен быть постоянно дей¬ствующим внутри мира. Если бы он был в стороне от мира, то он не был бы Богом, во всяком случае, Богом любви, ибо любовь живет жизнью своего объекта. Таким образом, по-Шанкаре, Бог должен быть физически эксплицируемым, причем на Вселенной в целом. Шанкара подчеркивает: "Если бы мир не был тождествен с Богом, и если бы Бог, творя мир, обособился бы от него, то Бога можно было бы обвинить в том, что его действия происходят под влиянием внешних побуждений, т.е.  Бог не был бы Богом" (Samkara. Bhasya on the Vedanta Sutras, II, 2, 27).
Становление возникает из-за взаимодействия бытия и небытия. Рождение и гибель Вселенной показывают, что в собственной внутренней природе Бога находится противоречие бытия и небытия. Если Ишвара порождает сам себя, то свое содержание он раскрывает в бесконечном процессе становления. Итак, Бог эволюционирует.
Из основных положений философии Шанкары следует космическая мораль (Шанкара. "Атмабодха", 3,5,36,47,50-51). Человек от рождения невежествен, действие не может устранить незнание, ибо оно не противоречит ему, - лишь знание устраняет незнание. Очиститься знанием от скверны незнания можно благодаря постоянному упражнению. Мудрец видит оком знания весь мир в себе и всё - как единого Атмана. Переправившись через океан заблуждений, убив демонов желания, ненависти и прочих страстей, оставив привязанность к непрочным радостям, муд¬рец   обретает покой. Вечный, чистый, свободный, единый, недвойственный, реальный, знающий - таков высший Брахман, таков и Атман. Человек в своей жизни должен ориентироваться на Брахмана, а не на Бога. Познав сущность, человек станет выше печали и обретет полную свободу. Никто не может дать человеку свободу, кроме него самого. Для увели¬чения своей свободы надо отринуть все чувственное, сосредоточиться на духовном, приобрести любовь ко всему сущему, достигнуть ясности духа, сострадать, прощать, быть миролюбивым, иметь самообладание, быть прямым. Тогда увидишь всеобщее единство, сольешься с Брахманом и будешь познавать его математическим познанием.
Итак, три главных утверждения (физическая экспликация Бога, эво¬люция Бога и космическая мораль),  следующие из рассмотрения современ¬ной космологии, были высказаны уже в философии Шри Шанкары.
Заключение. Все религии Запада содержат в своей основе иудейскую религию, которая ориентирована на метафизическое понимание Бога, от¬личное от физического понимания другими народами Запада. Но иудейская религия не смогла четко определить, что же представляет собой метафизический Бог, утверждая Его невыразимость, неизобразимость, непостижимость и: т.д., Иудейский Бог вводился и поддерживался силой оружия на протяжении всей ветхозаветной истории евреев, ибо иудейскому народу всегда требовался понятный, наглядный, физический Бог.
Христианство ввело кроме метафизического, еще физического Бога, имеющего двойственную природу.  С одной стороны, он находится в "недре Отчем", а с другой - на Земле, как вочеловечившийся Отец в виде своего Сына, с которым связывалась высокая мораль. Но "Отче наш, сущий на небесах", так и не смог осуществить свою волю на Земле, как на небе, где существует строгое  подчинение небесных тел законам природы, а Сын небесного Отца так и не мог внедрить царство Бога в жизнь людей; так называемое христианство жестоко подавляло всякое свободомыслие, жгла на кострах людей за их убеждения, устраивала кровавые крестовые походы, изобрела инк¬визицию и т.д. Непрерывные войны между христианскими и мусульманскими народами и друг с другом сильно подрывали авторитет Бога, как Премудрого, Высокоразумного, морального Законодателя и т.д.  Бог же в смысле первоосновы или первопричины всего сущего должен быть физически эксплицируемым, ибо он породил причинный физический мир.
Другое дело Восток. Первые боги Востока были тоже физически эксплицируемыми существами, но затем было осознано (Буддой), что для добропорядочной, высоконравственной и счастливой жизни людей совсем не нужен метафизический Бог. Сближение народов Востока и Запада возможно только на пути построения жизни на основе любви ко всему сущему без ссылки  на метафизического Бога.

Плохо, когда хорошо в худшем смысле этого слова.

Плохо, когда хорошо в худшем смысле этого слова.