Профіль

malyarus

malyarus

Україна, Одеса

Рейтинг в розділі:

"Черный треугольник" против "Черного квадрата"

Перед моей персональной выставкой в 2008 году моя хорошая знакомая подарила мне старинную золоченую раму для картины. Когда мы с моей женой Ниной развешивали картины накануне открытия выставки в Одесском доме ученых я подвесил на шнурах и эту раму в уголке за дверью Турецкой гостиной. Нина говорит: «А где же ты возьмешь картину для этой рамы?» Говорю: «Напишу сегодня вечером. Такого типа картины пишутся очень быстро».
Вечером я разработал композицию картины (с применением «золотого сечения») и написал эту картину всего минут за двадцать. А утром следующего дня вставил ее в раму на выставке.
Обычно на открытии персональной выставки художник стоит по стойке смирно и смиренно благодарит пришедших на его выставку зрителей. Я позволил себе нарушить эту традицию и в своем выступлении высказать свои соображения по поводу искусства.
В завершение выступления сказал , что в соседней Турецкой гостиной, за дверью висит мой «шедевр» в абстрактном стиле «Черный треугольник». Я подчеркнул, что слово «шедевр» я беру в кавычки, потому, что такое «искусство» искусством не считаю. Эта картина – шутка, повод поговорить об абстрактном «искусстве». Всем, конечно, известна картина Малевича «Черный квадрат». Что она означает? Сам Малевич писал, что его черный квадрат – это «элементарная единица», «первичная форма», «нуль форм». Но в том, что это не так, легко убедиться каждому. Проведя, например, диагональ, получаем две фигуры – два треугольника. Где же «элементарная единица»? То он говорит, что это «форма», то «нуль форм», т.е. не форма. Еще он говорил, что его квадрат – это абсолютная беспредметность. Кто бы сомневался? Сплошная чернота. Конечно, беспредметность.
Искусствоведы беспомощны в интерпретации картины. Они измерили стороны квадрата и пришли в «выводу», что он не совсем правильный – кривой. Они рассказывают зрителю какими мазками художник закрасил квадрат, а какими фон вокруг него. И больше рассказать нечего!
Никто не понимает, что же собственно изображает эта картина, каков ее смысл – ни сам художник, ни искусствоведы, ни зрители тем более.
Когда-то, пару раз в разговорах о «Черном квадрате» я высказал такую мысль: «Я легко нарисую подобную картину, но она будет понятна абсолютно всем!»
А потом подумал: «Я высказал идею, а напишет картину кто-то другой. Почему бы мне самому ее не написать?»
В своем выступлении на выставке говорю: «Если «Черный квадрат» Малевича не понимает никто, то «Черный треугольник» Успенского будет понятен всем. Даже маленьким детям может показаться, что они что-то в этом поняли».
При этом сказал о том, что треугольник – это символ, древний архетип, имеющий бесчисленное количество значений. Это же относится и к квадрату, конечно. Но разница в восприятии и интерпретации их, тем не менее, очень велика.
Этим объяснением я ограничился, не став объяснять какое именно я имел в виду этого символа, когда писал картину.
Фуршет проходил в Турецкой гостиной ,но мои друзья поспешили к «Черному треугольнику». Каждый подходил ко мне и шептал на ушко: «Не знаю Володя о каких смыслах ты говорил, а я кроме эротического смысла ничего здесь не нахожу! Давай на фоне треугольника сфотографируемся». Говорю: «Есть конечно и такой смысл, а то, что он от тебя заслоняет все другие смыслы, говорит о правоте дедушки Фрейда… И скорее всего, именно этот смысл в первую очередь и найдут в картине все. » «Понимание» означает осмысление, постижение смысла. Итак, если «Черный квадрат» никому не понятен, то «Черный треугольник» понятен всем без исключения.
Когда-то я читал в газете интервью с Ильей Глазуновым. Обступили его зрители на выставке и задают ему разные вопросы. В том числе спрашивают: «Что такое искусство по-вашему?». Он отвечает: «Мне сложно так сразу ответить. Могу только сказать вот что: кто из вас не может нарисовать черный квадрат? Все могут? А искусство – это сложно!»
Я это говорю снова к тому, что изображение квадратов, кругов, треугольников, крестов, линий, пятен… - это не искусство. А что? Это просто изобразительная деятельность. Это профанация искусства. Обман. Нас всех обманывают! А мы верим.
Эт ое субъективное мнение. Я человек зрелый - это мое убеждение. на какую-то полемику, споры относительно "квадратов" я не настроен. При этом чужое мнение я уважаю. Искусство неоднозначно. Каждый его понимает по-своему.
Вспомнил, как несколько лет назад мы сженой были на посмертной выставке молодого художника (он умер лет в 25), которую сделали в Одесском художественном музее его родственники. Три зала картин, изображающих пятна, различные фигуры, линии... Подумали: "На что он потратил свою такую короткую жизнь?"

"Невероятно, но - факт!"

Когда моя дочь заканчивала Педин, я помогал ей сделать
дипломную работу. Необходимо было наклеить на картон большие листы ватмана,
размера А1 с иллюстрациями. Довольно сложная задача – наклеить так, чтобы
бумага прилегала плотно по всей поверхности без вздутий и короблений. Я решил:
обильно и быстро смажу картон клеем, наложу листы бумаги и прикатаю их
фотографическим валиком. Нашел свой фотовалик. Оказалось, что он царапает
бумагу – рога, удерживающие резиновый вал немного выступают за его пределы.
Думаю: разберу его и сточу рога на наждаке.
В это время Нина, моя жена, говорит: «Схожу за хлебом
в магазин». А магазин рядом, на противоположной стороне перекрестка, прямо
напротив наших окон. Ушла.
Я нашел инструменты, электронождак. Разобрал фотовалик,
и только я собрался укорачивать его рога… приходит из магазина Нина. И говорит:
«Смотри, что я тебе принесла!» Смотрю: в новом прозрачном пакете лежит
фотовалик, тоже совершенно новый с виду. Он шире моего в два раза – именно такой,
какой мне нужен (мой узок для такой работы). Спрашиваю: «Где ты его взяла?».
Она говорит: «Прямо возле магазина под деревом».
Я, конечно, прекратил ремонт своего валика. Зачем?
Есть же новый, исправный.
Моему удивлению не было предела. Мысль заработала: как
такое могло произойти?
Мы ведь привыкли к тому, что в нашем мире все
обусловлено причинно-следственными связями. Если рассмотреть этот случай
с такой точки зрения, то значит, есть некто,
кто все, что произойдет знает наперед. Он знал, что у буду наклеивать бумагу и
мне нужен будет валик. Что он у меня неисправен. Знал, что у кого-то другого
есть именно такой, какой мне нужен, исправный. Но он в нем не нуждается. Этот
кто-то все знающий еще и всемогущ. Он все так организовал, что в нужное время
Нина пошла в магазин и к этому моменту, когда она подходила, кто-то уже принес
валик и положил его под дерево (если принес бы раньше, то другой человек мог
его забрать, если позже, Нина уже ушла бы домой – в магазине она была несколько минут). Он сделал так,
чтобы Нина принесла мне валик именно в тот момент, когда я свой разобрал, но
еще не починил. Чтобы я понял – это мне помощь и это мне знак, сообщающий, что
он – некто, знает обо мне все и помогает мне даже в мелочах. (ведь эта его
помощь несущественна для меня, я бы легко отремонтировал свой валик и с его
помощью тоже смог наклеить бумагу). Вот такова моя интерпретация произошедшего,
повторяю, исходя из предположения о том, что все, что происходит имеет какую-то
причину (детерминизм в природе).
Случайным совпадением это все нельзя объяснить.
Слишком мала вероятность стольких совпадений!
Есть и еще одно объяснение. В соответствии с гипотезой
К.Г.Юнга (его работа «Синхрония. Акаузальный соединительный принцип»)
существует связь всего со всем – принцип синхронии в понимании мира. В этом, по
его мнению, причина таких удивительных совпадений.
Этот случай может показаться настолько невероятным (а
он таков и есть), что кто-то подумает: он это все придумал, сочинил. Нет, не
придумал. Не знаю как у других, а у меня были в жизни еще такие удивительные
случаи совпадений и я их записывал сразу, чтобы ничего не забыть. Я не
писатель, не сочинитель. Я занимаюсь наукой – психологией.
В.Н.Успенский

"Об иерархии в Царстве небесном"

В Евангелии все не однозначно. Например,говорится, что нарушивший малейшую заповедь Божью и научивший нарушать других, тем не менее попадет в Царство небесное, но (в наказание, как я понимаю) наречется там наименьшим. Но попадет же. Это удивительно. Смысл таков, что даже наименьшая провинность будет сурово наказана (наречется наименьшим). Значит и в Царстве небесном "наименьшему" живется не сладко. А наименьшим на этом свете хочется хорошо жть. Нет уж, не получится!

"Можно ли изменить судьбу?"

На улице Белинского в Одессе осенью посадили деревца - акации. А весной следующего
года (а может быть, это было через год) ставили бетонные столбы и вкопали столб
диаметром сантиметров 60 в 15 сантиметрах от деревца! Ну, не моральные идиоты?

Через неделю кто-то развешивал на столбах афиши, деревце мешало ему, и он полностью
обломил всю его верхушку, всю крону!

Оно ожило. Отрасли новые ветви. Все лето я ходил мимо него, выгуливая наших собачек
Асю и Лексуса. Говорю своей жене Нине: «Не могу видеть, как мучается это
деревце. И какая судьба его ждет когда оно вырастет! Давай его пересадим».

Решили пересаживать вечером попозже, когда уже
темно. Ведь это только зло можно делать средь бела дня, а добро надо скрывать, иначе
посчитают тебя психически больным человеком, ненормальным. А могут объявить
вредителем, выкапывающим деревья. Вызовут милицию…

Взяли лопату, ведро с водой и пошли вечером пересаживать дерево. Мужчины проходят, им
дела нет до нас. Но вот, нашлась же женщина…: «А что это вы делаете?»
Объяснили. Наверное удивилась нашему поведению, но промолчала.

Вы копали деревце и пересадили в ямку на расстоянии метр от столба. Каждый вечер я
носил воду и поливал его. Следующей весной, когда оно зазеленело, мы не могли
нарадоваться – какое оно было красивое! Сформированная шарообразная крона, яркая
листва. Следующая в ряду молоденькая акация уже зацвела. А наша отстала в
росте. Зато, думаю, мы подкорректировали ее судьбу, теперь будет жить, не погибнет.

Однажды шел я по Белинского, увидел и глазам своим не поверил: «Идет пьяный мужчина
.Его носит из стороны в сторону. У в руках у него наше деревце. Он его держит
как винтовку наперевес кроной вперед. Рядом идет его жена с ребенком. Смотрю и
сам себе не верю: «Бред какой-то, такого просто не может быть!» Я к нему: «Ты
зачем дерево сломал?» Он говорит, еле ворочая языком: «Я не сломал, я на него
упал». Ну что тут разговаривать с этим пьяным идиотом, забрал у него дерево. Он
ушел со своей семьей.

Ну и судьба у дерева, думаю. Вот пьяный на него упал. Почему он не упал на столб,
который в метре от деревца. Почему не упал на другое такое же дерево, которое
растет на расстоянии четыре метра?

Допустим, он на него упал. Ствол в диаметре сантиметра три-четыре. Надломился он, но,
конечно не все волокна разорвались. Так этот урод взял и полностью его отломал,
содрав кору по всей длине пенька. Куда он его нес, спрашивается?

Взял я изоленту, веревку и примотал деревце в месте слома, надеясь на чудо, конечно,
а вдруг прирастет. Чуда не произошло. На следующий день листва с утра
распрямилась, а к вечеру увяла. Дерево засохло.

Но через какое-то время от ствола на уровне земли выросла новая ветка. Росла
быстро. Вымахала метр высотой. Я ее привязал к стволу в нескольких местах жестким
проводом в белой изоляции, чтобы было видно, что за веткой ухаживают. Ходил
опять каждый вечер и поливал, удобрял.

Смотрю, опять ветка обломана полностью и
валяется здесь же рядом. Возмущению моему не было предела. Кто сломал. Зачем?
Потом узнал: мастер ЖЕКа проходила мимо и обломала ветку. Ну, чтобы порядок был
на участке (тоже пример морального идиотизма).

Решил снова спасать дерево. Взял металлические прутья, воткнул их вокруг стволика. На
них закрепил сетку-рабицу, сделав загородку в виде цилиндра и сверху заплел
проволокой, чтобы нельзя было руку туда засунуть и обломать поросль. Снова
стали расти молодые веточки. Но уже слабенькие – дерево потеряло силы в борьбе
за жизнь. Опять поливаю, опять надеюсь – отойдет.

Но зло в мире неистребимо. Теперь собаки стали «поливать» деревце во время своих
прогулок. Подходят, задирают ногу возле сетки и «поливают». На пользу такой
полив не пошел. Деревце засохло окончательно.

Прошло полтора года, так и стоит загородка из сетки и торчит в середине ее пенек.

Дальше по улице, метрах в трехсот от этого места, засохло молодое дерево такого же
возраста как наше. У него от корня выросла ветка, которая достигла за лето до
двух с половиной метров в высоту. Никто эту ветку не обломал. И сейчас дерево
живо.

И я задумался. Хотел спасти дерево от смерти. Что только ни делал для этого, но не смог. Так что, судьба неотвратима? Может
быть, она уготовила ему раннюю смерть и поэтому все мои усилия по его спасению
были тщетны?

Повторю еще раз: вкопали столб рядом, потом кто-то сломал всю верхушку, пьяный сломал
дерево полностью, отросла большая новая ветка, ее сломала мастер ЖЕКа, выросли
еще ветви, их погубили собаки.

Если это не знаки судьбы, то что?

Предположений можно сделать несколько:

- судьбу нельзя изменить вообще;

- судьбу некоторых живых существ нельзя изменить, а судьбу других можно;

- причина смерти дерева – мое вмешательство в его судьбу, я – причина его смерти.

Вопросы, вопросы… Ответов нет.

"Бог помогает по минимуму"

В 1996 году нас с женой уволили с работы, не заплатив зарплату за полгода (работали мы вместе на одном предприятии). Долго не могли мы найти другую работу – время было такое. Денег у нас не было совсем. Подъехали мы на радиорынок и там, у человека, который торговал старыми телевизорами, мы спросили не купит ли он у нас такие телевизоры. Сказал, что купит в разобранном виде. Договорились о цене: гроши - гривен десять. Я разобрал телевизоры на блоки и мы, положив их в мешок, поехали отвозить их. Но этот человек свое слово не сдержал: когда мы привезли блоки, он отказался их покупать.
Решили подъехать еще на Староконный рынок, где люди торгуют разным своим барахлом.
Приехали, я походил, поспрашивал. Никому телевизоры наши не нужны. Вышли мы с рынка и стоим с этим мешком. Нина говорит: «Я захватила с собой двое наручных часов, которые мне когда-то подарил папа. Пойду, предложу. Может быть купят.
Эти часы папа подарил Нине к ее знаменательным датам в жизни. Часы позолоченные. Совершенно новые. Нина не любит часы и никогда их не носила. Лежали они в шкафу как память об отце.
Я уговаривал Нину не продавать часы. Но не смог уговорить. Пошла она на рынок. Вернулась через минут пять. В руке 2 гривны и часы.
Рассказала, как все было. Она показала часы торговцу, он осмотрел их и сказал, что заплатит за них по одной гривне. Нине стало жалко продавать папин подарок за такую малую сумму, она зажала часы в руке, заплакала и пошла дальше по ряду. Торговали люди тогда сидя рядами и разложив свои вещи прямо на асфальте. Идет она по ряду, с двух сторон от нее лежат вещи и сидят люди. Впереди и сзади нее идут сплошным потоком покупатели. Смотрит она себе под ноги и видит – лежат на асфальте, прямо на дорожке 2 гривны. Наклонилась, подняла. Человек, сидевший напротив, удивленно посмотрел: за чем это она наклонялась. Но ничего не увидел. Не заметили эти деньги и те, кто шли по ряду впереди Нины.
Она нашла ровно столько, сколько ей предложили за папины часы. Не больше и не меньше. С этими деньгами мы пошли домой. Купили что-то себе поесть. В тот день Бог нам помог.
Думаю я над этим удивительным случаем, и делаю вывод: Бог помогает в крайнем случае и по минимуму.
Если бы все у нас было, а мы захотели бы еще яхту как у Абрамовича, замок в Англии, личный самолет… Не дал бы. А две гривны дал!
Бог помогает в крайнем случае, по минимуму… и не всегда, как мне подсказывает мой личный жизненный опыт. Миллионы наших соотечественников в голодомор просили у него помощи. Помог?
Июнь 2011 г

"Помню и никогда не забуду"

Когда человек умирает, то говорят: "Он ушел от нас, но мы всегда его будем помнить". Наверное надо понимать: "Будем его помнить таким каким он был". А если он был плохим человеком? Тогда мы "его будем помнить таким каким он был - плохим человеком?" Так надо понимать? Или надо очистить образ от плохого, отбросить плохое и помнить только хорошее? Тогда кого мы будем помнить? Кого-то другого, а не его.

Жена говорит мне: "Ее уже нет (тещи), прости ее и все забудь".

Что простить? То что она меня презирала и считала полнейшим ничтожеством, скрывая это отношение ко мне больше 20 лет., лицемерно заверяя меня как она меня любит (как родного сына), и все для того, чтобы манипулировать мной, пользоваться все это время моей материальной и другой помощью и поддержкой (благодар которым, она не только жила обеспеченно, но и долго - до 90)?

Что значит забыть? Человека не стало, но он действительно продолжает жить в памяти других людей. Человека нет, а отношения остались.

Существуют вклады в других людей (это из области психологии), за счет которых личность умершего человека идеально продолжает существовать. Ее личность существует во мне в виде очень существенного вклада, который невозможно стереть. Я не представлял что возможно такое вообще: презирать человека и скрывая это пользоваться, тем не менее, его помощью столько лет.

Мне 59 лет. Об истинном отношении ко мне тещи я узнал пару лет назад. Вот уж действительно: "Век живи и век учись и дураком помрешь!"

Как пишет психолог В.Франкл: "Каждый человек чувствует, что все, что было в его жизни, где-то записывается " (воспроизвожу по памяти). У меня тоже есть такое чувство. Пока человек жив, он может что-то подправить, чтобы о нем осталась хорошая память, чтобы в той "записи" побольше было хорошего и поменьше плохого.  Как говорила Ванга: "Будьте добрыми, чтобы потом не пожалеть".

Теща могла что-то подправить, но она ушла с твердой убежденностью, что она права в своих поступках и своем отношении ко мне.

Ну что ж, я ее помню такой, какой она была, и никогда не забуду.

То, как смотрела теща на зятя, можно увидеть в моих картинах.

"Черный человек"

Вспомнил, как примерно год назад мы покупали принтер (точнее МФУ) в супермаркете "Мега-Макс".Я тогда обратил внимание на фамилию продавца- Александр Караманский. И сразу сказал: "Фамилия Караманский означает "черный человек" или сын "черного человека".Кара - черный, ман - человек".Подумал: черный - это может означать смуглого, чернокожего, брюнета или может означать просто плохого человека. Светлое, белое ассоциируется с хорошим, темное, черное - с плохим.

Другие люди не обращали внимание на значение этой фамилии, а я обратил. Это был знак, знамение (что - одно и то же). Мне знак: не покупай у него! Надо же было подумать. Я же сам все время говорю, что нам поступает откуда-то много знаков, а мы их не замечаем. Нам кто-то помогвает, а мы помощь эту не принимаем.

Мы купили принтер. При покупке я сказал, что инвалид по зрению, что у нас материальные возможности ограничены. Он посоаетовал купить именно этот.

В последствии оказалось - узнав, что я плохо вижу, мне подменили печатающие головки на просроченные (на год), негодные. Они вышли из строя через три месяца. Мы потратили еще 100 долларов на покупку новых. А магазин не компенсировал нам эти затраты. Когда я пытался узнать телефон директора, то администратор магазина меня оскорбил при всех прямо в торговом зале матом и угрожал мне расправой.

И ни обращение в Управление по защите прав..., ни к депутатам, ни в прокуратуру - ничто не помогло.Банда.

А было же знамение. Надо быть внимательнее.Надо было повернуться и сразу уйти. Черный человек - плохой человек - вот настоящее значение фамилии. Это метка, которой когда-то пометили предка, давая понять всем, кто будет иметь дело с его потомками в будущем, кто они такие.

июнь 2011 г.

"Движение - это жизнь!"

Позвонила вчера Таня Мухина. Говорит, что прочла о гиподинамии. Это страшно, страшно вредно - для здоровья.
Я вспомнил эпизод из прошлого и рассказал ей. Когда-то кто-то из моих друзей говорит мне : "Володя, надо двигаться больше. Движение - это жизнь!"
Говорю ему: "А почему ты решил, что я не двигаюсь. Есть такая форма движения - движение мысли. Это кажется, что я лежу на диване с книгой в руках без движений. В это время моя мысль движется, перенося меня в другие места, времена".
Мозг человека потребляет в спокойном состоянии, когда человек ни о чем не думает, около 20% энергии, потребляемой организмом! Это ж какое происходит невидимое движение! А если напряженно думать?
Известно, что любая мысль сопровождается микродвижениями, напряжением и расслаблением мышц. Если регулярно лежа на диване представлять себе будто выполняешь физические упражнения , толкаешь штангу, например, то объем мышц увеличивается.
Да, движение - это жизнь.

Рекомендую почитать

  • 05.08.11, 21:16
http://krandievskaya.narod.ru/Krandievskaya.htm - замечательная поэтесса! Почему-то мало о ней пишут. У нас было 2 экз. ее книги "Дорога". Один подарили, второй у нас зачитали. Жалеем.

"Полезная идея"

Еду как-то в трамвае. Много людей. Кондуктор проходит по вагону и обилечивает пассажиров: "Оплачивайте проезд!".  - "Я пенсионерка"  Следующей: "Оплачивайте проезд".  Опять: "Я пенсионерка, Вы что, не видите?"  Кондуктор: "Надо удостоверения показывать! На лбу же у вас не написано, что вы пенсионеры!" И тут меня осенило, говорю: " Точно! Надо пенсионерам выжигать на лбу букву "П". Тогда сразу кондуктор будет видеть, кто в вагоне пенсионер"

Вы думаете пенсионеры моим предложением были оскорблены? Ничего подобного. Все вместе дружно смеялись. Мы же в Одессе живем - без шуток у нас не обходится. Да я и сам пенсионер.

Позже, развивая свою мысль я подумал, что художникам можно на лбу букву "Х" ставить и т.д.и т.п. А потом подумал: "Это же будет точно по Откровению святого Иоанна Богослова: "...всем - малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам - положено будет начертание на правую руку или на чело их, и никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание..."

Вот те на! Думал, пошутил.