Жизнь и деяния святого отца нашего Николая

Икона "Николай Утешитель"

Икона «Николай Утешитель»

Германия. Мюнхен

Память 9 / 22 мая; 6/19 декабря

Сколь ни мудра рука зографа в искусстве подражать жизни и сколь ни изощрена воспроизводить образы предметов, слово сравнительно с изображением много искуснее показывает то, что ему угодно, и делает это наглядным, в более сильной степени побуждая к подражанию, подстрекая души к ревности и наставляя таким же деяниям.

Молитвы:

Акафист, Святителю Николаю Чудотворцу

Канон святителю Николаю, Архиепископу Мир Ликийскому

Молитвы Святителю Николаю, Архиепископу Мир Ликийскому

Потому боголюбезная жизнь, отображаемая словом, многих может наставить к добродетели и внушить им ревность о том же. Житие божественного отца Николая, как едва ли какое другое, услаждает слух, радует душу и путеводит к добродеянию. Нам должно по мере своих сил пересказать его и представить словом (хотя оно известно большинству и знакомо) лишь одного ради, чтобы привести на память и тем усладить души, стремящиеся к добродетели.

Проповеди:

Слово в день святителя Николая. Митрополит Николай (Ярушевич)

Проповедь свт. Николая Сербского в день памяти свт. Николая

Проповедь митрополита Сурожского Антония

Поученіе въ праздникъ перенесенія мощей святителя Николая, 9 мая.Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ)

Поученіе. Перенесеніе честныхъ мощей святителя и чудотворца Николая. Прот. Григорій Дьяченко

Слово в день памяти Святителя Николая Чудотворца. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Отчизна этого великого и пречудного отца — славный некогда ликийский город Патара, родители — люди благородные, достаточные, но не богатые, чуждые мирской славы и роскоши, прекраснейший для будущего их сына пример нестяжательности, ибо заботились только о добродетели и всячески к ней стремились. Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод 1 — святого Николая, и затем чрево матери заключает родовые муки, так что она остается впредь бесплодной и бесчадной, словно сама природа признает, что невозможно женщине этой родить другое подобное чадо. Мать, родивши этого своего первого и последнего благородного отпрыска, дала, однако, вместе с мужем обильный плод духу (ибо они благословенны были подлинным благочадием), сокровищницу добродетелей, я разумею пречудного того Николая. Отпрыск таких родителей, святой Николай, бесплодием своей матери явил свидетельство сродства с Крестителем, потому что тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навечно скончал. 2 Когда он был младенцем и лежал у материнской груди, Бог показал, каким будет Николай, достигнув разумного возраста. Ибо всю седмицу он, как младенец, сосал грудь, а по средам и пятницам вкушал молоко по разу в день, да и то лишь вечером, следуя еще до вступления в детский возраст святому правилу 3 и с самого начала показывая склонность к воздержанию.

Чтимые иконы святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в Сибирском крае

Иже во святыхъ отца нашего Николая, архіепископа Мръ Ликійскихъ, чудотворца. С. В. Булгаковъ.

Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского

Так он рос, усваивая добрые нравы частично от родителей, а частично, как тучная земля, сам порождал их и взращивал; когда же пришло время, его отдали учителю.

Ипатовский чудотворный образ Святителя Николая

Чудотворный образ святителя Николая в селе Самсоново, Тобольской епархии

Вследствие своих природных дарований и остроты ума в краткое время Николай превзошел большинство наук; всяческую же суету презирал и сторонился недостойных сборищ и бесед, уклонялся вступать в разговор с женщинами и даже не смотрел на них, заботясь лишь об истинно разумном. Он простился с мирскими делами и все время проводил в домах Божиих, приуготовляя себя к тому, чтобы стать достойным домом Господним. Так как святой много потрудился для ведения Святого писания и разумения божественных догматов, был украшен множеством добрых качеств и неукоснительно соблюдал подобающую иереям неукоризненность жизни, а также и потому, что нрав у него и до того, как он стал стар, был спокойный и рассудительный, его хотят удостоить пресвитерского сана. Попечением дяди, заменявшего ему отца, тогдашний предстоятель церкви в Мирах рукополагает его во пресвитеры 3; так, Богом дарованный родителям, по их молитве он возвращается Богу. А этот архиерей Мир, 4 удостоенный божественного духа, видя, что душа юноши цветет добродетелями, предрек грядущее преизобилие у него благодати, сказав, что он будет благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности, и призовет заблудших на нивы благочестия. Дальнейший рассказ покажет, что это в дальнейшем исполнилось.

Фрагмент стихеры святителю Николаю

Фрагмент стихеры «Доброго пастыря, единоревнителя (единомышленника) пастырям Христовой Церкви, сошедшеся на праздник, восхвалим. В недугах — врача, в бедах — избавителя, грешные — заступника, нищии — сокровище, спутника — путешественники, находящиеся в море — правителя (указывающего безопасный путь). Всегда с любовью, с теплотой встречающего великого святителя, восхваляя, так скажем: пресвятыи Николае, предвари

Что сказать о том, сколь велика была его ревность о подвигах после рукоположения, как он предавался бдению, постам и молитве, стремясь наблюдать бестелесную жизнь в смертном теле? Многих это заставляло весьма дивиться на него. Когда же упомянутый дядя его — тоже Николай — увидел, что отрок стяжал столь великую добродетель, он поручает ему попечение о храме Божием, который воздвиг во имя святого Сиона для основанного им монастыря, а в помощники дает тех, кого он знал как сподвижников его по добродетели, чтобы вместе с ним они несли эти заботы и прилежали в подобных трудах. Однажды пречудный этот Николай отправился в Палестину, чтобы поклониться животворящему Гробу Господню и спасительному Крестному древу, а сподвижники его, заменяя Николая, столь ревностно пеклись о храме, как если бы он сам был тут. Но об этом позднее. Когда родители его скончали жизнь свою и он стал наследником их достояния, Николай выказал то, что полагается любящему сыну после смерти добрых родителей,— не стал тотчас подсчитывать наследство и нимало не заботился о том, чтобы преумножать его и сохранить. Ведь он давно был далек от всяческих мирских соблазнов и стремился последующими деяниями своими явить праведные основы жизни и все дальнейшие поступки свои привести в соответствие с этим началом. Поэтому, все поручив Богу, он сказал: “Укажи мне, Господь, путь, по которому мне идти, ибо к тебе возношу я душу мою” 5 — и: “Научи меня исполнять волю твою, потому что ты Бог мой”, 6ибо “на тебя оставлен я от утробы; от чрева матери моей ты — Бог мой”. 7 Он слышал и такие слова божественного Давида: “Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца”, 8 а также слова Соломона: “Милость и истина да не оставляют тебя”. 9 И Николай неустанно творил благодеяния, и рука его не уставала подавать просящим, и даяния текли обильным и мерным потоком. Но пора уже по отдельности рассказать о добродеяниях Николая, чтобы яснее представить преизобильную доброту его.

Некий муж, из славного став бесславным и нищим из богатого, так как терпел нужду во всем, даже в самом насущном — увы, вот до чего может дойти нужда,— решил трех своих дочерей, отличавшихся чудной красотой, отдавать за мзду похоти желающих и на выручаемые деньги себе и детям своим доставлять пропитание. Ибо выдать их замуж он не мог, так как по крайней их бедности девушками сразу стали гнушаться. Вот в такой-то этот человек был беде, и такое ужасное дело замыслил, и уже принялся, жалкий, его устраивать. Но ты, Господи, благой источник всяческого блага, человеколюбиво призирающий на наши нужды, устрояешь так, что это доходит до ушей святого Николая, и посылаешь его как доброго ангела-заступника к тому мужу, вот-вот готовому взять грех на душу, дабы облегчить его бедность и спасти от зла еще горшей бедности.

Поэзия: Микола. Сергей Есенин

Смотри, каковы сострадательность святого и ведение им сердца человеческого! Он не подошел к тому мужу и даже слова не сказал ему, не дал увидеть благодетельствующую руку, а таково ведь обычно милосердие малодушных. Ибо знал, что подобное поведение огорчает людей, из богатства и славы впавших в бедность, смущает их души и будит воспоминание о прежнем благоденствии. Но, словно стремясь превзойти евангельскую заповедь о том, чтобы левой руке не доверять то, что свершаешь, 10 он даже самого благодетельствуемого не желал делать свидетелем своего доброго дела. Столь далек он был от того, чтобы искать мирской славы, что старался утаить свои добрые дела тщательнее, чем другие свои злодеяния. И вот, взяв тяжелый узелок с золотом, он поздней ночью идет к дому бедняка и, вметнув узелок через окошко внутрь, тотчас поспешает домой, словно боясь, что его при этом увидят.

Встав поутру, тот человек нашел золото. Развязав узелок, он поразился и почел себя обманутым, так как опасался, что золото это не настоящее. Откуда же мог он его ждать, когда благодетель не пожелал, чтобы благодетельствуемый был свидетелем его поступка? Бедняк потер пальцем золото, внимательно разглядел и, убедившись, что это подлинно золото, радовался, дивился, недоумевал и от счастья плакал. Когда же по долгом размышлении не нашел никого, кому мог бы приписать случившееся, подумал, что это дар Божий и заплакал слезами благодарности. И, разумеется, прежде всего он поспешил исправить то, что послужило причиной его прегрешения перед Богом, и тотчас же выдал замуж старшую из своих дочерей, дав ей хорошее приданое — полученное им золото. Когда это стало известно пречудному Николаю и он узнал, что бедняк исполнил его волю (ведь сам он как раз желал браком уничтожить причину зла), принял решение сделать то же и для второй дочери. Ночью, тайно ото всех, он вметнул через окошко такой же узелок с золотом. Утром человек тот встает и опять находит золото и, как в первый раз, удивляется. Он падает ниц, с горячими слезами говоря: “Господи, творящий милосердие, Спаситель мой, некогда вследствие ослушания моего воплотившийся 11 и ныне исхитивший меня и моих дочерей из сетей диавола, открой мне исполняющего волю Твою, ангела среди людей, подражателя Твоей благости, покажи, кто избавил меня от тягот бедности и освободил от злых намерений. Ибо вот я по милости Твоей законному мужу отдаю свою вторую дочь, не ставшую добычей диавола и не принесшую мне прибытка, злейшего, увы, урона”. Так он сказал и, не медля, свершил брак второй дочери, уже воспрянув духом и питая добрые надежды, что и для третьей дочери найдется муж. Ибо он был спокоен, что за приданым ее дело не станет, заключая это, как естественно, из примера двух первых своих дочерей. А потому он был начеку и все ночи проводил без сна, опасаясь, как бы добрый податель богатства не пришел незамеченным, и решив, если он снова появится, обеими руками удержать его и спросить, кто он и откуда у него столько золота.

Иконография

Икона Святой Николай Чудотворец архиепископ Мир Ликийских в Ликии

Иконография Святителя Николая. Н. Квливидзе

Икона Николая Чудотворца Зарайская

Святой Никола Можайский

Так он бодрствовал в ожидании своего благодетеля. Глубокой ночью слуга Христов Николай неслышно приходит в третий раз и, дойдя до обычного места, снова через то же окошко мечет такой же узелок золота и тотчас удаляется. А отец дочерей, услышав стук упавшего на пол золота и поняв, что пришел его благодетель, со всех ног бросился ему вслед. Догнав своего благодетеля и увидев, кто он — ибо по своей добродетели и знатности святой был всем известен,— бедняк падает к ногам Николая, называя его своим освободителем, заступником и спасителем душ на краю их погибели. “Если бы,— говорил он,— великий в милости своей Господь не послал мне твоих благодеяний, я бы, злосчастный отец, увы мне, давно погиб вместе с тремя дочерьми. Но через тебя Он ныне спас нас и избавил от страшного греха, „из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего"”.12 Так говорил он святому и со слезами радости и с горячей верой припал к его блаженным стопам. А Николай, поняв, что узнан этим человеком, поднял его и заклинал во всю жизнь не говорить о том, что произошло, чтобы сострадательность его сохранилась в тайне. Вот одно из деяний святого, самое славное и знаменитое. А о том, как каждодневно он подавал нуждающимся милостыню, насыщал нищих хлебом и питал их в голод, и “души алчущие исполнял благами”,13 невозможно рассказать даже кратко. Когда Николай достиг совершенной добродетели и более приблизился к Богу, его охватывает любовь к молчанию, и он решает уйти от людей, так как иначе не может осуществить это свое желание. “Остановитесь и познайте”,14 как сказано. Потому он решил уйти далеко и, по словам пророка, “оставаться в пустыне”.15

Видео:

Чудотворец

Величание святому Николаю Чудотворцу

Как-то Николай задумал посетить Палестину, чтобы увидеть святые места, где пострадавший за нас Господь свершал свое земное житие. Взойдя на египетский корабль, он прибывает в Палестину, ища там любезного ему уединения и подвигнутый, как я сказал, желанием побывать в святых местах. Но несколько отложим рассказ об этом, чтобы нам остановиться на самом плавании. Николай поплыл прямым путем в Египет. Моряки не подозревали о том, что им грозит, а он возвещает им бурю и сильный ветер. Ибо, по его словам, он видел, как диавол взошел на корабль и ножом разрезал канаты на мачте и на кормиле, обнял весь корабль и, закружив, хотел потопить в волнах вместе со всеми людьми. Едва святой смолк, словно по какому-то невидимому знаку, сильный вихрь с неба столбами вздымает морские воды. Не менее были взволнованы души всех, кто был на корабле, и люди, окружив Николая, молились Богу и просили святого защитить их, терпящих страшное бедствие и не видящих избавления от зла, и надеялись на его помощь, ибо слышали пророчество. Он ободрил их и обещал скорое избавление от бедствий. И действительно, все ужасы нежданно кончились — море успокоилось, и настала великая тишь, и люди, забыв о недавних слезах, стали веселы, благодарили Бога и его слугу, и дивились вещим словам и помощи Николая.

Pages: 1 2 3 4 5

Сказание о перенесении мощей святителя Николая

Пренос моштију Светог Николаја Чудотворца

Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского

В лето 1087, при царе греческом Алексии Комнине2 и при патриархе Константинопольском Николае Грамматике3, во время княжения на Руси Всеволода Ярославича4 в Киеве и сына его Владимира Всеволодовича Мономаха в Чернигове5, в греческую область вторглись измаильтяне6, как с той так и с другой стороны моря. Они прошли по всем городам и селам, от Корсуня7 до Антиохии и до Иерусалима; при этом они иссекали мужчин, женщин же и детей брали в плен и сжигали дома и имущества. Церкви и монастыри опустели, и города перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры ликийские, в которых почивало тело святителя Николая, тело драгое и всечестное, творившее дивные и преславные чудеса. Преподобный сей муж мог бы защитить град свой и Церковь от опустошения, но, по повелению Божию, не воспротивился, говоря: «Господи, угодное пред очами Твоими сотворю».

Подробнее...

Мультики мультстудии «Счастливая жирафа» Алчевской духовной лече

Мультики мультстудии «Счастливая жирафа» Алчевской духовной лечебницы заняли 2-е место на международном фестивале

Мультики мультстудии «Счастливая жирафа» Алчевской духовной лечебницы заняли 2-е место на международном фестивале

19 мая 2018 года кафедра художественной анимации академии Михаила Матусовского г.Луганска провела VIII международный фестиваль детских мультипликационных фильмов «Сюрприз». Более 80 работ были представлены на первом этапе конкурса, созданные анимационными детскими студиями из Луганска, Алчевска, Донецка, Москвы и Санкт-Петербурга, Челябинска и Рыбинска, Калининградской, Самарской и Ленинградской областей, Пермского края, Республики Карелия РФ, а также из Казахстана.

Подробнее...

Православный календарь 21 мая (8 мая ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

 Преподобный Арсений Великий Преподобный Арсений Новгородский

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (98-117).
Преподобного Арсения Великого (449-450).
Святителя Виро еп. Утрехтского. (735)
Преподобного Пимена постника Печерский в Дальних пещерах(XII)
Преподобного Арсения трудолюбивого (XIV)
Прп. Арсения Новгородского, юродивого. (1570)
Святителя Макария, архиеп. Гентского (1012; Нидерл.).
Прпп. Зосимы и Адриана Волоколамских (XV-XVI).
Мученика  Никифора  Зайцева(1942)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь апостола Иоанна Богослова, глас 2

Апостоле, Христу Богу возлюбленне,/ ускори избавити люди безответны,/ приемлет тя припадающа/ Иже падша на перси приемый./ Егоже моли, Богослове,/ и належащий облак языков разгнати,// прося нам мира и велия милости.

Кондак апостола Иоанна Богослова, глас 2

Величия твоя, девственниче, кто повесть?/ Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления,/ и молишися о душах наших,// яко Богослов и друг Христов.

Тропарь преподобного Арсения, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,// моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения, глас 3

От Рима возсиял еси, якоже солнце великое,/ и к Царскому граду достигл еси, преблаженне,/ словесы твоими просвещая сего и делы,/ всяку неразумия мглу отгоня./ Сего ради тя почитаем,// отцев славо, Арсение преподобне.

Тропарь преподобного Арсения трудолюбивого, глас 8

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Арсение отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобного Арсения трудолюбивого, глас 8

Яже на земли оставль, Христовым стопам последовал еси тепле/ и, Того, славне, на рамо взем честный крест,/ умертвил еси труды постническими телесныя желания, треблаженне./ Темже зовем ти: радуйся, отче Арсение.

Pages: 1 2 3

Проповедь в Неделя 7ю по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора

Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

О важности знания догматического учения Церкви

(Евангелие от Иоанна, 56 зачало, глава XVII, стихи 1-17)

Сегодня мы совершаем память святых отцов I Вселенского собора, что, я думаю, не случайно, как неслучайно и все в Уставе Православной Церкви. Потому что перед тем, как праздновать ДеньСвятой Троицы, подобает вспомнить и о тех людях, которые боролись за правильное вероучение, которые, собственно, и отстояли учение о Пресвятой Троице.

Когда император Константин Великий издал свой указ о веротерпимости и гонение на христиан прекратилось, когда в Церкви Христовой уже как будто бы воцарился мир, тогда дьявол, навсегда избравший для себя путь бунта против Бога и постоянного делания зла, вновь восстал на Церковь Христову. Внешние гонения, воздвигнутые им прежде, не смогли ее уничтожить, а в каком-то смысле даже усилили, поскольку мобилизовали все мужество и ревность христиан первых трех столетий. Тогда дьявол воздвигает новое гонение, имеющее вид христианства, на самом же деле отрицающее его сущность. Это были различные ереси: в III веке, например, ересь Савеллия, который смешивал три Ипостаси Пресвятой Троицы, утверждая, что они представляют Собой лишь проявления единого Бога, и таким образом искажая учение о Боге. Однако самой страшной в то время, в четвертом столетии, была арианская ересь, изобретенная пресвитером Арием из Александрийской церкви.

Материалы по теме:

Память Отцов Первого Вселенского Собора. Митрополит Антоний Сурожский

Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Слово въ недлю святыхъ отецъ. Прав. Іоаннъ Кронштадтскій

Слово въ недлю седьмую по Пасх. Архіеп. Макарій Миролюбовъ

Арий славился перед своей паствой как хороший проповедник, вел безбрачный, подвижнический образ жизни. Во время выборов епископа на вдовствующую кафедру Александрии он стал одним из претендентов. Когда же на кафедру избрали епископа Александра, Арий начал поднимать смуту. 

Далее

Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящег

  • 20.05.18, 04:25
Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня

Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня

По кончине первого христианского, благоверного и благочестивого царя Константина Великого, царский престол занял сын его Констанций 1, который уклонился в злочестивую ересь Ария, хулившего Сына Божия 2. Тогда, в посрамление злочестивых еретиков, для уверения неверных и утверждения православных, во святом граде Иерусалиме явилось дивное знамение: во дни святой Пятидесятницы, 7 мая, в третьем часу 3 на небе явилось изображение честного креста Господня, сиявшее неизреченным светом, сильнейшим солнечных лучей, что видел весь народ, пораженный великим ужасом и удивлением.

Подробнее...

Православный календарь 20 мая (7 мая ст.ст.)

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Праведная Лидия порфиропродательница, ФилиппийскаяВоспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня

Праведной Лидии порфиропродательницы, Филиппийской (I в.)
Мученика Акакия сотника (303).
Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351).
Преподобного Евфимия Великого (473)
Преподобного Шио Мгвимского (около 559)
Прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его (VI) (Груз. ).
Святителя Иоанна Беверлийского, еп. Йоркского (751) (Кельт. и Брит.).
Преподобного Нила Сорского (1508).
Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815).
Святителя Дометиана, еп. Маастрихтского (560) (Нидерл.).
Новомч. Пахомия Патмосского (1730) (Греч. ).
Любечской иконе Божией Матери
Жировицкой  иконе Божией Матери.

Проповедь в Неделя 7-ю по Пасхе, святых отец 1 Вселенского Собора. Схиархимандрит Авраам (Рейдман)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь в честь воспоминания явления на небе Креста Господня, глас 8

Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,/ егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси/ и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси./ сим укрепляя нас/ и спасай выну в мире/ молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас.

Кондак в честь воспоминания явления на небе Креста Господня, глас 4

Отверзый небеса заключенная,/ на небеси пресветлыя лучи,/ на земли возсия пречистый Крест;/ Темже сияний Его действа приемше,/ к незаходимому наставляемся свету/ и во бранех имамы Его оружие мира/ непобедимую победу.

Тропарь преподобного Нила Сорского, глас 4

Удалився бегая Давидски мира,/ и вся яже в нем яко уметы вменив,/ и в месте безмолвне вселився,/ духовныя радости исполнился еси, отче наш Ниле:/ и Единому Богу изволив служити,/ процвел еси яко финикс,/ и яко лоза благоплодна умножил еси чада пустыни./ Темже благодарственно вопием:/ слава Укрепившему тя в подвизе пустынножительства,/ слава Избравшему тя в России отшельником уставоположника изрядна,/ слава молитвами твоими и нас Спасающем.

Ин тропарь преподобного Нила Сорского, глас 1

Мирскаго жития отвергся/ и мятежа житейскаго бегая,/ преподобне и Богоносне отче наш Ниле,/ не обленился еси собрати цветы райския от писаний отеческих/ и, в пустыню вселився,/ процвел еси, яко крин сельныи,/ отонюду же прешел еси и в Небесныя обители;/ научи и нас, честно почитающих тя,/ твоим царским путем шествовати/ и молися о душах наших.

Кондак преподобного Нила Сорского, глас 8

Любве ради Христовы удалився мирских смущений,/ радостною душею вселился еси в пустыни,/ в нейже подвизався добре,/ яко Ангел на земли, отче Ниле, пожил еси:/ бдением бо и постом тело свое изнурил еси вечныя ради жизни./ Еяже ныне сподобився,/ во свете неизреченныя радости Пресвятей Троице со святыми предстоя,/ моли, молимтися, припадающе, чада твоя,/ сохранитися нам от всякаго навета и злых обстояний/ видимых и невидимых враг/ и спастися душам нашим.

Ин кондак преподобного Нила Сорского, глас 3

Терпя, потерпел еси суетныя обычаи/ и мирския нравы братии твоих,/ обрел еси пустынное безмолвие, преподобне отче,/ идеже постом, бдением и непрестанною молитвою в трудех подвизався,/ ученьми твоими правыя стези указал еси нам/ шествовати ко Господу./ Темже и почитаем тя, всеблаженне Ниле.

Тропарь преподобного Шио Мгвимского, глас 8

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу,/ приим бо крест, последовал еси Христу,/ и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней./ Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Шио, дух твой.

Кондак преподобного Шио Мгвимского, глас 4

Житие твое служением Господним исправил еси/ и, взем крест, оставил еси вся житейская,/ красото пустыни, преподобне Шио./ Кого убо паче тя, и по смерти жива суща/ страна Иверская почитает/ и мощми твоими, от гроба явленными услаждается,/ темже не престай моляся о нас ко Господу.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой, глас 5

Пред святою Твоею иконою, Владычице,/ молящиися исцелений сподобляются,/ веры истинныя познание приемлют/ и агарянская нашествия отражают/ Темже и нам, к Тебе припадающим,/ грехов оставления испроси,/ помыслами благочестия сердца наша просвети/ и к Сыну Твоему молитву вознеси/ о спасении душ наших.

Ин тропарь особый Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой, глас 2

Помощи от Тебе требующий не презри, Владычице,/ и милосердия бездну отверзи всем,/ притекающим к цельбоносней иконе Твоей./ Печали наша житейский утоли, Всещедрая,/ и от юдоли сея плачевныя/ к радости вечней верныя Твоя престави:/ Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,/ милости источник, покров и спасение душ наших.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Жировицкой, глас 4

Величия Твоя кто исповесть,/ Пресвятая Дево,/ Творца всех Христа Бога рождшая?/ Едина бо еси Мати и Дева/ Преблагословенная и Препрославленная,/ упование наше, источник благостыни,/ верным прибежище и миру спасение.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Любечской, глас 4

Преблагословенная Царице,/ Пречистая Дево Богородице,/ прославльшая град Любеч/ угодника Твоего преподобнаго Антония Печерскаго рождением и чудотворныя иконы Твоея явлением,/ молим Тя, Всеблагая:/ моли за ны рождшагося от Тебе Царя,/ Христа Бога нашего,/ и Матерним Твоим к Нему предстательством избави нас от всякаго зла,/ недуги наша исцели, печали наша утоли/ и наследники яви нас Царствия Небеснаго,/ яко Милосердна.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Любечской, глас 8

Притецем, вернии, к многоцелебному образу Заступницы нашел, Богородицы Марии,/ и, припадающе к нему с любовию, сице рцем:/ о Всепетая Мати, о Царице Всемилостивая,/ призри свыше благосердием Твоим на ны, недостойныя,/ и молитвами угодника Твоего, преподобнаго Антония Печерскаго,/ яви нам Твоя милости и щедроты:/ в болезнех исцеление, в скорбех утешение,/ в бедах скорую помощь нам даруй,/ и вся ны спаси, на Тя уповающий, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христиан заступ

Pages: 1 2 3

Автокефалия на Украине станет началом настоящей церковной войны:

Автокефалия

Итак, примерно с середины апреля одна из главных тем на Украина — «автокефалия». Забегая наперёд, отметим, что её сторонники напрасно утверждают, что таким образом они собираются преодолеть церковный раскол на Украине. Поскольку уже даже чтение новостей по теме показывает, что именно автокефалия станет началом настоящего церковного раскола. Половина украинцев, условно говоря, пишет прошения Вселенскому патриарху, прося, умоляя, требуя автокефалии. Другая половина общества тоже пишет — но противоположные по смыслу обращения.

Подробнее...

Православный календарь 19 Мая (6 Мая ст. ст.)

В этот день:

Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святой Иов МногострадальныйСвятитель Савва, просветитель и первый архиепископ СербскийИкона Преподобного Иова Почаевского с частицей мощей

Праведного Иова Многострадального (ок. 2000—1500 гг. до Р.Х.).
Мчч. Варвара воина, Вакха, Каллимаха и Дионисия (ок. 362).
Святителя  Фульгентия Руспийского , епископа, блаженного (530)
свт. Едберта, еп. Ландисфарнского (698) (Кельт. и Брит.).
Святителя Кассиана Нарнского, епископа (VI-VII)
Мученика Варвара, бывшего разбойника (IX)
Перенес. мощей прп. Саввы Сербского (1237; Греч.).
Перенес. мощей прп. Пахомия Нерехтского. (1384).
Преподобного Михея Радонежского (1385).
Преподобного Иова, игумена и чудотворца Почаевского. (1651).
Мученика Вукашина (Мандрапа) Ясеновацкого, Клепацкого (1943)
Прп. Серафима с горы Домву (1602; Греч.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Тропарь праведного Иова Многострадального, глас 1

Богатство видев добродетелей Иовлих,/ украсти кознствоваше праведных враг,/ и, растерзав столп телесе,/ сокровище не украде духа,/ обрете бо вооружену непорочнаго душу,/ мене же и обнажив плени:/ предварив убо мя прежде конца,// избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.

Ин тропарь праведного Иова Многострадального, глас 2

Память праведнаго Твоего Иова, Господи, празднующе,/ тем Тя молим:/ избави нас от наветов и сетей лукаваго диавола/ и спаси души наша, яко Человеколюбец.

Кондак праведного Иова Многострадального, глас 8

Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен,/ освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный,/ просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший.// Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.

Тропарь мученика Варвара, бывшего разбойника, глас 4

Мученик Твой, Господи, Варвар,/ во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имеяй бо крепость Твою,/ мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощный дерзости./ Того молитвами/ спаси души наша.

Кондак мученика Варвара, бывшего разбойника, глас 3

От Бога данныя ти благодати,/ страстотерпче Варваре святе,/ яко многоценным миром, нас посещай целебне,/ да вопием ти:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страстей.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Тропарь преподобного Михея Радонежского, глас 4

Иго Господне на рамо взем,/ последовал еси Христови со учителем своим преподобным Сергием,/ с нимже и сподобился еси видети Пресвятую Богородицу./ И слышал еси пресладкий глас Ея,/ яко обещася неотступна быти места сего,/ но, о преподобне Михее,/ молися о чтущих святую память твою.

Кондак преподобного Михея Радонежского, глас 8

Приидите, монашествующих собори и постников лицы,/ сошедшеся, похвалим блаженнаго Михея,/ спостника преподобнаго Сергия,/ с нимже предстоит Святей Троице/ и молится спастися душам нашим.

Pages: 1 2 3

Святой праведный Иов Многострадальный

Святой праведный Иов Многострадальный

Память 6/19 мая

Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, — местом пребывания его была земля Хус1, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына — первенца Нахора, брата Авраамова (Быт.22:20-21).


Иов был человеком истины (Иов.6:24-30; ср. 27:2-4), — он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях.

У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (Иов.30:5-10; ср. 1-3).

Поученіе Св. и праведный Іовъ многострадальный(О христіанскомъ терпніи. Прот. Григорій Дьяченко

Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре — доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе с своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их. Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, но даже поощрял, утешаясь семейным миром. Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение — не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом; ибо он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога. Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, — но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни (Иов.1:5).

Молитвы:

Акафист святому и праведному Иову Многострадальному

Молитвы святому и праведному Иову Многострадальному

В одно время, когда на небе Ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, — пришел между ними и диавол, клеветник искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди Ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро. Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!

И сказал Господь сатане, представшему вместе с Ангелами:

— Откуда ты пришел?

Сатана отвечал:

— Я ходил по земле и обошел ее всю.

Господь сказал ему:

— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!

На это сатана отвечал Господу:

— Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?

Тогда Господь сказал сатане:

— Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.

Сатана отошел от лица Господня (Иов.1:6-12). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:

— Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.

Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:

— Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе.

Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:

— Подошли халдеи и, разделившись на три отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.

Pages: 1 2 3