Жёны правителя

Восточная притча

У одного правителя было пять жён. Он считался грозным и беспощадным правителем, его боялись подданные и соседи, но они никак не мог справиться со своими жёнами. Они диктовали ему условия, и он всё выполнял. Любая их прихоть была законом для правителя.

Такое положение вещей очень удручало государя. Он стал сомневаться в себе. И чтобы развеять свои сомнения, он решил выяснить, много ли мужчин в его государстве находятся под властью у своих жён.

На главной площади он поставил два больших шатра и дал указ: «В один шатёр пусть заходят мужчины, которые не умеют повелевать своими жёнами, а в другой — те, кого слушаются их женщины».

И пошла вереница мужчин заполнять первый шатёр. Казалось, больше не осталось в городе женатых мужчин…

И вдруг, один мужчина зашёл во второй шатёр. Царь сразу кинулся следом, чтобы поговорить с этим человеком.

— Скажи, как ты управляешь своими жёнами? — спросил государь.

— Да что вы?! Я не могу ими управлять. Напротив, я им подчиняюсь, — опустив голову, ответил человек.

— Но почему ты зашёл в этот шатёр? Я же дал указ: в этот шатёр заходят только те мужья, которые могут управлять своими жёнами! Как ты мог ослушаться меня?!

— О, повелитель! Мне страшно было ослушаться тебя. Но ещё страшнее было ослушаться свою жену. Она приказала мне зайти в этот шатёр, чтобы другие не думали, что она мной управляет.

Грехи и добродетели

Притча от Владимира Танцюры

Жарким солнечным днём Учитель отдыхал в тени старого дерева. Мимо по дороге неспешно неуверенной походкой шёл усталый человек. Он нёс большой и тяжёлый мешок. Его лицо выражало всю боль и печаль рода человеческого.

— Отдохни, мил человек! — окликнул его Учитель.

Тот остановился, повернул голову в сторону Учителя, пытаясь собраться с мыслями, и направился к дереву. В тени путник буквально рухнул на землю, увлекаемый своим мешком.

— Что несёшь, друг мой? — поинтересовался Учитель.

— Грехи мои тяжкие… — еле выдавил из себя человек, — будь они прокляты!

— Ну так брось их! Зачем тащить по жизни то, что тебе приносит лишь разочарование, и страдание?!

— Как же я их брошу? Их все мои предки несли на себе: и прадед, и дед, и отец мой… теперь вот мне они достались. Видать такова судьба моя тяжкая…

— Пока ты тащишь их, все твои помыслы, эмоции и силы направлены только на них. А пока все твои помыслы направлены на грехи, ты не обращаешь внимания на свои добродетели и даже не пытаешься хоть как-то проявить их. Но грехи не являются частью человека — это то внешнее, в чём тебя убедили другие. Твои предки наверняка были достойными и хорошими людьми, но они заблуждались в отношении своих грехов. Ни они, ни ты, ни кто-то другой не вынуждены носить их на себе. Без их груза человек приходит в этот мир и без них же уходит на Суд Божий. А вот из добродетелей как раз и состоит душа каждого из нас. Всё время думая о том, что не является частью тебя, ты просто не успеваешь развить то, чем ты являешься на самом деле.

— Но ведь нас всегда учили, что на Суд Божий мы приходим каждый со своими грехами!

— Единственный грех, который может вмениться тебе в вину — это не развитие своих добродетелей!

Путник поднялся, обдумывая слова Учителя.

— Ну, благодарю тебя, мне пора идти, — сказал он, осматривая свой мешок.

Потом повернулся и решительным шагом пошёл прочь. Пройдя несколько шагов, он вдруг остановился и, обернувшись, смущённо спросил:

— Но ведь, избавившись от своих грехов, я становлюсь безгрешным! Значит ли это, что я отныне стал святым?!

— Нет, друг мой! Избавившись от своих грехов, ты лишь избавился от их тяжкого груза и можешь отныне подумать о проявлении своих добродетелей. Святым же ты сможешь стать лишь тогда, когда ты проявишь их в полной мере.

Два волка

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Польза

Ученик пожаловался суфийскому мудрецу, что истории, которые он давал, одними истолкованы так,
другими - иначе.

"Именно в этом и заключается их ценность," - сказал тот.
- "Несомнено, вы бы и не подумали о такой чашке, из которой можно пить молоко, но нельзя воду,
или о тарелке, с которой можно есть мясо, но нельзя фрукты. Чашка и тарелка - ограниченные
носители. Насколько же более емким должен быть язык, чтобы обеспечивать питанием?

Вопрос звучит не так - "Сколькими способами я могу понять это, и почему я не вижу этого только одним
способом?" Вопрос скорее таков: "Может ли данный человек извлекать пользу из того, что он
находит в этих историях?"

И.Шах "Мыслители Востока". Из рассылки "Притчи и сказки Востока и Запада"

Орёл-курица

Однажды человек нашёл яйцо орла и подложил его курице. Орлёнок вырос вместе с цыплятами и стал похож на них: он кудахтал, как они, копался в земле в поисках червячков, хлопал крыльями и пытался летать.

Прошли годы. Однажды уже выросший орёл увидел в небе гордую птицу. С необычайной грациозностью она преодолевала порывы ветра, лишь изредка взмахивая большими крыльями.

Зачарованный, орёл спросил:

— Кто это?

— Это орёл, король всех птиц, — ответил ему сосед. — Он принадлежит небу. А мы, куры, принадлежим земле.

Так орёл жил как курица и умер как курица, ибо верил в своё куриное происхождение.

Сущность смирения

Христианская притча

Для выяснения вопроса, в чём же состоит сущность смирения, как-то раз собралось несколько духоносных мужей. Один из них сказал:

— Смирение состоит в постоянном забвении своих добрых дел.

— Смирение состоит в том, чтобы считать себя самым последним и грешным из всех людей, — высказал своё мнение другой.

— Смирение есть осознание своей немощи и бессилия, — произнёс третий.

Другие подвижники дали ещё несколько определений сущности смирения, но ни одно из них не было исчерпывающим.

Выслушав всех, преподобный Иоанн Лествичник суммировал мнения этих благочестивых мужей.

— Смиренномудрие, — сказал он, — есть безымянная благодать души, имя которой тем только известно, которые познали её собственным опытом; оно есть несказанное богатство, божие именование.

Для этой звезды

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то
с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик
поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.
Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян
ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек,
подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется
отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы
морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался,
бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

Партнёр или друг?

Деловая притча от Тадао Ямагучи

Однажды ученик сказал:

— Учитель, сложилась такая ситуация, что я должен сделать выбор, с кем основать новое предприятие: с другом, которого я знаю с детства, или с человеком, с которым я успешно веду дела в течение двух лет?

— Смотря, чего ты ждешь от этого предприятия, — ответил Учитель, улыбнувшись. — Если ты хочешь успеха, — ученик кивнул, — выбирай партнёра, если удовольствия, то друга.

Учителю приписывают такое высказывание: «Дружба, основанная на бизнесе, гораздо прочнее, чем бизнес, основанный на дружбе». В наше время эти слова являются популярной поговоркой в мире бизнеса, что подчёркивает их неизменную актуальность.

Один из вас — мессия

Восточная притча

Однажды гуру, практиковавший медитацию у себя в пещере высоко в горах, открыл глаза и увидел перед собой незваного посетителя — настоятеля знаменитого монастыря.

— Что ты здесь ищешь? — спросил гуру.

Настоятель начал подробно излагать свою печальную историю. Одно время его монастырь пользовался на Западе огромной популярностью. В его кельях толпились молодые искатели истины, а церковь отзывалась на песнопения монахов. Но вот монастырь стал испытывать тяжёлые времена. Поток молодых монахов иссяк, исчезли толпы тех, кто обретал здесь духовный покой, а церковь погрузилась в тишину. В монастыре осталась лишь небольшая группа монахов, но и они выполняют свои обязанности с тяжёлым сердцем.

Настоятелю хотелось знать, не попал ли монастырь в такое бедственное положение из-за их грехов.

— Да, — ответил гуру, — из-за греха неведения.

— А что это за грех такой?

— Один из ваших монахов — скрытый мессия, но вы об этом не догадываетесь.

Сказав это, гуру закрыл глаза и вернулся к своей медитации.

В течение всего нелёгкого возвращения в монастырь сердце настоятеля учащённо билось при мысли о том, что сам мессия вернулся на землю и пребывал именно в его монастыре. Как же могло случиться, что он не смог его распознать? И кто это может быть? Брат-повар? Брат-ризничий? Брат-казначей? Брат-приор? Нет, только не он, у него столько недостатков, увы! Но гуру сказал, что он замаскирован. А может, эти дефекты и являются маскировкой? Давай ещё раз подумаем: у каждого в монастыре есть недостатки. И каждый может оказаться мессией!

Вернувшись в монастырь, аббат собрал монахов и рассказал им о своём открытии. Они посмотрели друг на друга с недоумением. Мессия? Здесь? Невероятно! Но он искусно замаскирован. Всё может быть. А вдруг это брат такой-то… А может, это брат такой-то… А может…

Одно не вызывало у них сомнений: если мессия прятался среди них, то вряд ли им суждено обнаружить его. Поэтому они стали относиться друг к другу с большим уважением и вниманием. «Никогда не знаешь, кто окажется рядом с тобой, — говорили они друг другу. — А вдруг мессией окажется твой сосед?»

В результате такого разительного изменения атмосфера в монастыре стала наполняться радостью. Вскоре десятки молодых монахов попросили принять их в ряды Ордена, и вновь церковь отозвалась эхом на священные и счастливые песнопения монахов, чьи сердца пламенем охватил дух Любви.

Грешник и Праведник

Притча от Владимира Гольдштейна

Жили в одном городке два человека. Один с самого детства вёл благопристойную жизнь. Он молился каждый день, старался делать добро, раздавал милостыню нищим, строго соблюдал религиозные праздники и посты. С юных лет его так и называли — «Праведник». Пришло время, и Праведник женился. У него была добропорядочная семья и дети, которые его очень любили. Когда горожане хотели привести кого-то в пример, они вспоминали Праведника.

Другой человек всегда был непутёвым. Уже в молодости он связался с дурной компанией, рано начал курить, пить и блудить с гулящими женщинами. У него тоже где-то были дети, но об их судьбе он ничего не знал. Ему не раз доводилось воровать и обманывать. Про Бога он почти не вспоминал, а если это и случалось, то сразу же старался от таких мыслей избавиться. Он был уверен, что успел совершить столько грехов, что Бог всё равно от него давно отвернулся. Люди прозвали его «Грешником» и пугали детей его именем.

Случилось так, что Грешник и Праведник прожили долгие жизни и умерли в один день, одновременно представ перед Богом.

— Что ты можешь сказать про свою жизнь? — спросил Бог у Праведника.

— О, Господи! Я так счастлив быть с тобой! Всю жизнь я мечтал встретить тебя и вечно жить в твоём царстве. Моя жизнь — перед тобой. Мне нечего стыдиться, я старался делать добро, не грешил, вырастил детей и помогал людям. Если на то воля твоя, позволь мне за это оказаться в Раю!

— Что же, — ответил Бог, — будь по-твоему. На Земле немного таких праведников, как ты. Ты заслужил это всей своей праведной жизнью. Рай ждёт тебя!

Праведник низко поклонился и уступил место перед Богом Грешнику.

— А ты что ты можешь сказать про свою жизнь? — спросил Бог у Грешника.

— Господи! — взмолился Грешник, обливаясь слезами. — Что я могу сказать, кроме того, что грешил всю свою жизнь, воровал, обманывал, блудил и творил всякое зло?! Я всегда знал, что нет и не может быть мне прощения. Об одном умоляю тебя — после того, как пошлёшь меня в Ад, сделай так, чтобы люди на Земле больше не совершали того, что делал я. Чтобы они любили тебя и верили в тебя — так как вот этот Праведник…

— Что же, — ответил Бог, — будь по-твоему. На Земле немало таких грешников, как ты, и нужно всё это исправлять. Но я отсюда не могу ничего сделать — я так решил когда-то, значит, так и будет. Так что отправляйся обратно — в свой Ад. Ты родишься на Земле снова и поможешь людям стать такими, как ты меня просишь.

— Я?! Что ты, Господи! Это какая-то ошибка! Я ужасный грешник, как я могу помочь в этом людям?!

— Только ты и можешь. Ты испытал на себе все грехи, никто другой не сможет сделать это лучше. Ты родишься опять, пройдёшь через муки и станешь Святым.

— Я?! Святым?! Но… святыми же становятся лишь те, кто всю жизнь предан тебе, кто делает только добрые дела, кто соблюдает все твои обряды, посты и праздники! Разве не так? Что же тогда происходит с этими людьми?

— С ними тоже всё в порядке…

— Тоже?!

— Они становятся праведниками.