Бутылка

Притча про Насреддина

Мулла Насреддин, готовясь к ночлегу, положил под голову бутылку.

— Мулла, — сказал его друг, — не будет ли такая подушка слишком жёсткой?

— Просто бутылка — конечно, — сказал мулла, — но я собираюсь набить её соломой, прежде чем положить под голову.

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала всё что могла и ни на что другое у неё не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но её тельце было слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, необходимое, чтобы выйти через узкую щель кокона, нужно бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Потому что спрашиваешь

Суфийская притча

К одному дервишу, сидевшему на базарной площади, подошёл богатый юноша и, положив золотой в чашу для подаяния, сказал:

— Почтенный, мне нужен твой совет. Мне нравится одна девушка. Очень нравится. И я мучаюсь теперь, ибо не знаю, что мне делать: жениться или нет.

— Не женись.

— Но почему?!

— Если бы ты и вправду хотел этого, ты не спрашивал бы.

Три возможных основания

Суфийская притча

Дервиш сидел у обочины, когда мимо стремглав проскакал надменный царедворец в сопровождении пышной свиты. Со злостью наотмашь хлестнув дервиша тростью, царедворец прокричал:

— Ты, бродяга! Прочь с дороги!

Когда они умчались, дервиш поднялся с земли и сказал им вслед:

— Да обретёшь ты всё, чего желаешь в этом мире, каковы бы ни были твои желания, и даже сверх того!

Эта сцена произвела глубочайшее впечатление на прохожего, который подошёл к благочестивому человеку и спросил:

— Будь так добр, скажи мне, чем были вызваны твои слова: благородством ли твоего духа — или же тем, что мирские желания, вне всякого сомнения, приведут этого человека к ещё большему бесчестию?

— О, ясноликий! — произнёс дервиш. — Не пришло ли тебе в голову, что я сказал то, что сказал, потому что люди, которые достигают удовлетворения своих истинных желаний, не имеют нужды нестись, сломя голову и стегая дервишей?

Пять лекарств

Даосская притча

В давние времена в одном торговом городе жил чиновник. Однажды, когда он проходил по рыночной площади, к нему быстро подошёл какой-то странный оборванец и, выкрикнув бранные слова, плюнул в лицо чиновнику и убежал.

Не вынес чиновник позора и заболел. Так бы и умер, но его друзья послали за лекарем, который славился своим умением исцелять душевные раны. Лекарь дал больному пять лекарств и велел каждую ночь, просыпаясь в назначенный час, принимать одно из них.

Настала ночь. Принял чиновник первое лекарство, и приснилась ему рыночная площадь и то, как оборванец плюнул ему в лицо. От нестерпимого унижения и позора страшно закричал больной и проснулся.

На следующую ночь принял он второе лекарство и снова увидел тот же самый сон, но вместо позора он ощутил леденящий душу страх.

Тот же самый сон приснился чиновнику и на третью ночь, но ни страха, ни позора уже не было, а почувствовал он глубокую печаль. Удивился чиновник, но решил следовать указаниям до конца и на следующую ночь выпил четвёртое лекарство. Конечно же, он снова увидел тот же сон, но этот сон уже не был таким мучительным, как в предыдущие ночи, и ощутил чиновник только чувство лёгкого удивления.

На пятую ночь неожиданно для себя самого чиновник испытал радость.

Не зная, что думать, он поднялся с кровати и незамедлительно отправился к лекарю за советом и новыми лекарствами.

— Что ты чувствовал после приёма моих снадобий? — спросил целитель.

— Все ночи мне снился один и тот же сон о том, как оборванец плюнул в меня, — ответил чиновник, — но каждую ночь этот сон вызывал у меня новое чувство: я испытывал то позор, то страх, то печаль, то удивление. А в последнюю ночь я ощутил радость и испытываю её до сих пор. Теперь я растерян и не понимаю, что же я должен чувствовать на самом деле?

Услышав чиновника, засмеялся лекарь и сказал:

— Неважно, что произошло с тобой, если ты можешь относиться к случившемуся так, как считаешь нужным. Ведь только от твоего выбора зависит, будешь ли ты радоваться или огорчаться по любому поводу. Что же касается плевка в лицо, то мудрый человек просто не обратил бы на него внимания, тем более что обидчик твой — сумасшедший, и его плевок не более оскорбителен для тебя, чем порыв ветра, запорошивший пылью твои глаза.

Используй прямо сейчас

Христианская притча

— Святой отец, — обратился новичок к отцу-настоятелю, — моё сердце заполнено любовью к миру, и оно очищено от искушений дьявола. Каким будет следующий шаг?

Падре попросил ученика сходить вместе с ним к больному человеку, который нуждался в исповеди. После того, как священник утешил семью, он обратил внимание на сундук в углу комнаты.

— Что находится в этом сундуке? — спросил он.

— Одежда, которую мой дядя никогда не носил, — сказала его племянница. — Он всегда думал, что нужен какой-нибудь особый повод, чтобы надеть эти вещи, в результате они гниют в сундуке.

— Помни о сундуке, — сказал настоятель ученику, когда они ушли. — Если в твоём сердце есть сокровища, используй их прямо сейчас. Иначе они сгниют.

Редкость

Притча про Насреддина

Его императорское величество Шахиншах неожиданно прибыл в чайхану, где оставили дежурить Насреддина. Император потребовал омлет.

— После этого мы продолжим охоту, — сказал он Мулле. — Поэтому скажи, сколько я тебе должен.

— Для вас и ваших пяти спутников, господин, омлет будет стоить тысячу золотых монет.

Император поднял брови.

— Яйца здесь, должно быть, очень дорогие. Неужели они здесь так редки?

— Здесь не яйца редки, Ваше Величество, а визиты королей.

Свеча

Притча от Владимира Танцюры

Пришла женщина в храм, приобрела свечу, уверенно зажгла её и поставила в подсвечник. Но как только начала читать молитву, та погасла. Женщина смутилась, снова зажгла огонёк и аккуратно поставила её на место. Не успела произнести даже нескольких слов, как огонёк снова погас. Разволновавшись не на шутку, она опять осторожно взяла её и не спеша поднесла фитилём к одной из горевших свечей. Та затрещала, но зажглась. Женщина медленно поставила её на свободное место и, не сводя с неё глаз, начала читать молитву. Тут огонёк снова стал уменьшаться и погас, пустив вверх струйку дыма. Паника, испуг, недоумение — все смешалось воедино! Она бросилась к священнику:

— Святой отец! У меня постоянно гаснет свеча. Неужели Господь отвернулся от меня и не желает слышать мою молитву? Или же я настолько грешна, что моя жертва не угодна Ему? Что мне делать?!

— Возьми другую свечу. Тебе попалась бракованная, — улыбнулся он ей в ответ.

Коза

Суфийская притча

Некогда была на свете страна, где почти совсем не знали коз. Надо заметить, что слышали о них все, однако до тех пор коз никогда ещё туда не завозили. Вот почему поголовно все в этой стране так много думали и размышляли о козах.

Недостаток достоверных сведений не мешал учёным той страны собирать, сравнивать, отсеивать и преувеличивать все обрывки сведений, которые к ним попадали. Те, кого увлекала идея существования коз — что вполне естественно при таком положении дел — звались «верующими».

В результате сосредоточения интеллектуальной и эмоциональной жизни вокруг изучения коз, буквально каждый считал себя обладателем основательного знания о них. Некоторые полагали даже, что последнее слово в области знания о козах уже сказано.

В один прекрасный день границу этой очаровательной страны пересёк человек. Он вёл с собой козу.

— Она наша по праву! — заявили священнослужители-«козопоклонники».

— Она наша, мы будем изучать её! — объявили учёные-«козологи».

— Она наша, мы съедим её! — завопили остальные — те, кто не смог придумать ничего лучше.

Обладатель козы изумился и сказал:

— С какой это стати она может быть вашей, когда она моя? Если она так вам нравится, купите её у меня и делайте с ней всё, что хотите.

Кто-то взвизгнул:

— Как можно продавать нечто столь значительное и редкое, как коза?

И по этой, а также по другим причинам было решено, что данное животное — не коза. Но одновременно это, естественно, означало, что его обладатель — мошенник. Животное выглядело именно так, как, по их сведениям, должна выглядеть коза, но это, несомненно, была фальшивка.

Учёные и законники постановили, что этот человек должен быть наказан, и бросили его в тюрьму.

Козу поместили на помост, дабы проверить её сверхъестественные свойства, а также для изучения общественного мнения по её поводу. Лишённая пищи, она стала чахнуть и, в конце концов, издохла. Это послужило доказательством того, что она не являлась подлинной козой, и что это животное было для жителей данной страны бесполезно.

Четыре дурака

Индийская притча

Однажды падишах проводил время в беседе с Бирбалом, и вдруг ему в голову пришла мысль: «На свете нет числа дуракам, но мне хочется увидеть четырёх самых глупых, чтобы глупее их никого не было».

— Бирбал! Сыщи мне четырёх глупцов, да таких, чтобы глупее их никого не было.

Бирбал пошёл исполнять приказ Акбара. Шёл он, шёл по дороге и вышел за городские ворота. Вскоре Бирбалу встретился человек, который не шёл, а бегом бежал. В руках человек держал блюдо со сладостями и бетелем, лицо его светилось радостью.

— Почтенный, куда это ты спешишь, от радости ног под собой не чуя? И кому несёшь все эти вкусные вещи? Задержись ненадолго и открой мне свою тайну, — сказал Бирбал.

Сначала человек отказался, боясь опоздать, но Бирбал стал настаивать, и тот нехотя ответил:

— Я действительно опаздываю, но раз вы так просите, придётся объяснить. Моя жена вышла замуж за другого. Она родила от него ребёнка, и как раз сегодня они празднуют двенадцатый день его рождения (на двенадцатый день исполняются торжественные обряды). Меня пригласили на праздник, и я несу подарки.

Бирбал назвал себя и задержал человека.

— Иди со мной. Когда я отпущу тебя, пойдёшь своей дорогой.

Человек испугался, услышав имя Бирбала, и волей-неволей пришлось ему идти с ним.

Пошли они вдвоём по дороге. В скором времени встретился им человек верхом на кобыле, державший на голове охапку травы. Бирбал спросил у всадника:

— В чём дело, братец, почему ты взвалил груз себе на голову, а не на спину кобыле?

— Видите ли, какое дело, ваша милость, кобыла у меня жеребая, а в такое время её негоже тяжело нагружать. Ведь она уже везёт меня, разве этого мало?

Бирбал и этого человека привёл к падишаху.

— Владыка мира! Вот все четыре дурака и в сборе.

— Но я вижу только двух, — ответил падишах.

— Третий — это вы, ваше величество, которому невесть зачем понадобилось увидеть таких редкостных глупцов, а четвёртый — я, который разыскал их и привёл к вам.

Ответ Бирбала рассмешил падишаха, а когда он узнал о глупых поступках тех двух, то хохотал до слёз.