Если
внимательно всмотреться в «зазеркалье»
отношений «мама – сын», то истоки всех проблем,
возникающих в этой паре, связанной
неразрывными кровными узами, нужно
искать в том, как женщина относится к
своему ребенку. Путь взаимопонимания
начинается именно с осознания того, что
ваш мальчик – не ваша личная собственность,
и вы не вольны распоряжаться им по своему
усмотрению.
Материнская
связь с сыном настолько сильна, что
сценарий отношений, предложенный вами
своему малышу, будет «считан» им в
зеркальном отражении – то есть, с
точностью до наоборот. Это скажется не
только на характере и манере поведения
подрастающего в семье мужчины, но и на
взаимоотношениях с женщинами, которых
он встретит на своем пути, и его детях.
Вот
так и выстраивается не просто семейный,
а уже родовой сценарий со всевозможными
вариациями на тему. Чтобы предметнее
понять, как это происходит, стоит заглянуть в «зазеркалье» кино. И вот,
что удалось там разглядеть...
Супермама
Характерное
киновоплощение
– Сара Коннор из культового фантастического
фильма «Терминатор-2».
Неожиданный
и на свой лад почти библейский образ
матери мальчика, предназначение которого
– спасение мира. С одной существенной
поправкой – ей не присущи кротость и
смирение в отношении мужчин.
Она
живет и действует под девизом: «Мой сын
– наше все» и верит в высшую миссию
своей родимой кровиночки. О становит
«на скаку» поезд, самолет и злобного
киборга в придачу. А еще – отправится
за своим дитятей в любое пекло: будь то
кабинет директора школы, вытрезвитель
или линия фронта.
Обратная
сторона медали
– естественно,
это сын. Он одновременно восхищается
своей супермамой и боится ее. В силу
чего растет задирой и бунтарем. Но его
подростковый бунт – не столько проявление
твердости характера, сколько стремление
сорваться с жесткого «поводка»
предложенных мамой условий.
Что
осталось за кадром . О браз такой супермамы
довлеет над сыном всю жизнь, даже если
он достиг всех мыслимых успехов, а она
ушла в мир иной. И все потому, что была
отрезана только физическая пуповина. Именно
те невидимые «пуповины», которые матери
обязаны последовательно «отрезать»
ради становления ребенка как личности
в годик, в три года, в семь лет, а затем
– в шестнадцать, держат взрослых мужчин
подобно крепким канатам. Куда бы они ни
шли, чтобы ни делали, впереди них шествует
мама (точнее, ее невидимый образ, на фоне
которого мужчины зачастую чувствуют
себя маленькими и беспомощными детьми)
и именно она «рулит» всеми их делами и
поступками. Что же касается семейной
жизни, то такие люди подсознательно
будут искать в своих избранницах
характерные черты матери и неизбежно
выберут ее подобие.
Окутывающая
Ма
Характерное
киновоплощение
– мама художника Николаши из советской
кинокомедии «По семейным обстоятельствам».
Изощренная
сверхопека этой матери буквально витает
в воздухе. Она ревниво следит за тем,
чтобы по ходу жизни оставаться единственной
и неповторимой для своего сына, прибегая
то к нежности, то к упрекам, а то и к
откровенному шантажу.
Ее
девиз: «Наше все – это мама», поэтому
папа здесь на вторых ролях, даже если
на словах его почитают и приводят в
пример наследнику.
Обратная
сторона медали. С
одной стороны ее сын получает подлинный
бытовой комфорт – Окутывающая Ма (она
ведь тот еще уютный «кокон»!) знает все
о его вкусах и пристрастиях и точно
ведает, как им потакать. А с другой –
при малейшей попытке устроить свою
личную жизнь взрослеющий мальчик
испытывает настоящий дискомфорт, ведь
мама «точно знает», что ни одна
представительница прекрасного пола не
достойна ее «наследного принца».
Что
осталось за кадром. В
реальности такие мужчины весьма и весьма
зависимы от своих мам в эмоциональном
плане и чаще всего превращаются в
невротиков и даже мазохистов, которым
по-настоящему трудно отстоять свое
личное пространство и найти спутницу
жизни. Это выглядит примерно так: ему уже лет
58, его маме – около восьмидесяти. Он ей
все носит кефир в авоське, а она его
спрашивает: «Что же ты, милый, никак не
приведешь ко мне свою невесту?» Он-то
приводит, но всякий раз избранница
испаряется, потому что мама делает нечто
такое, что позволяет ей оставаться
единственной «невестой» в жизни своего
мальчика.
Мама
в футляре
Характерное
киновоплощение
– мамаша
Бонни из оскароносной американской
драмы «Что гложет Гилберта Грейпа?».
Ее
девиз: «Я этого не хотела». Некогда она
была самой красивой девушкой в городе,
но после смерти мужа резко поправилась
и отгородилась своей болезненной
полнотой от мира и детей. Выход из дома
(и своего «футляра») равен для нее
подвигу, так что детям приходится
заботится о себе самим. Бонни настолько
погружена в свои страдания, что у нее
не осталось сил на любовь и заботу о
семье. Тот единственный раз, когда она выйдет из дома, чтобы вытащить младшего из полиции, станет для нее смертельным.
Обратная
сторона медали. Ее
сын Гилберт старается заменить отца и
мать своим сестрам и психически больному
брату, взвалив на себя непосильный груз
ответственности. Парень именно такой,
о котором мечтает каждая мать, – любящий,
внимательный, заботливый, терпеливый.
При том Гилберт почти не осознает,
насколько устал от дефицита родительской
поддержки – ему просто некогда в это
вникать. До той самой поры, пока в его
жизни не появится девушка, которая
задаст очень важный вопрос: «А что ты
хочешь для себя?» И он, глубоко задумавшись,
ответит: «Хочу быть хорошим человеком...
Но я не могу».
В
фильме мать умирает, символично отпуская
детей на свободу. Казалось бы, вот он –
выход. Но почему же так пронзительно-тревожно
за этих взрослеющих ребят?
Что
осталось за кадром. Дефицит
материнской любви больнее всего
сказывается на ребенке, ведь ему не под
силу пробить мамин невидимый «футляр». Отношения, в которых
мать не в состоянии дать любовь своему
сыну, похожи на разговор с человеком,
лишенным слуха: тебя видят, но не слышат.
И подобная душевная глухота сродни
предательству – при этом ребенок чувствует себя отверженным и покинутым.
Мама-жертвенность
Характерное
киновоплощение –
Сельма
из мюзикла-драмы Ларса фон Триера
«Танцующая в темноте».
Ее
девиз: «Я чувствую ритм». Она из тех
матерей, которые всем своим существом
ощущают глубинный ритм и смысл жизни.
Наследственная болезнь медленно и
неуклонно лишает Сельму зрения. Но она
отважно иммигрирует из Чехословакии в
США ради возможности сделать операцию
своему сыну, который тоже подвержен
этому семейному генетическому заболеванию.
В стране «великих возможностей» Сельма
скрывает свой недуг, работает на фабрике
и откладывает деньги на лечение мальчика
– в 13 лет ему можно будет сделать
операцию, избавив от грядущей слепоты.
И
когда женщина попадает в фатальную
ловушку судьбы, из которой есть только
два выхода: нанять на «операционные»
деньги адвоката, чтобы избежать смертной
казни, либо умереть – она выбирает
последнее. Уходя во тьму, мама дарит
сыну зрение, открывая тем самым своему
ребенку возможность познать окружающий
мир. Пусть даже без нее.
Обратная
сторона медали.
Смерть матери – огромная травма для
ребенка. Он долгое время будет ощущать
себя покинутым. Но хочется верить, что
того заряда безусловной материнской
любви, которую излучала Сельма, Джину
хватит на всю жизнь.
Что
осталось за кадром. Способность
просто любить своих детей, даря им
свободу, – результат колоссальной
внутренней работы. Не у каждой мамы хватит на это сил, терпения и времени.
Идеальная
мама
Характерное
киновоплощение –
мать Жени Лукашина из новогодней комедии
« Ирония
судьбы, или С легким паром! ».
Ее
девиз: «Поживем – увидим». Она –
воплощение сдержанного достоинства,
доброжелательности и деликатности. Ни
с кем не сражается, никуда не спешит, ни
от чего не бежит и не прячется. С мудрой
снисходительностью и пониманием
взрослого человека относится к девушке
сына, которая исподволь пытается
вытеснить мать из жизни Жени. Спокойно
уходит в гости к соседке встречать Новый
год, чтобы сын мог побыть с любимой
наедине. Ее уважают и любят друзья
Лукашина, что уж говорить о самом главном
герое.
Обратная
сторона медали. Женя
Лукашин – редкий счастливчик. Благодаря
этой спокойной и уверенной маминой
поддержке он и сам способен безоглядно
любить той любовью, в которой нет страха.
Что
осталось за кадром. О
подобных женщинах принято говорить:
«Таких не бывает». Но она есть – здесь
и сейчас, потому что в каждом любящем
материнском сердце живет ее частичка.
Agata
Коментарі
RomahaN
18.06.14, 22:42
А вот у тебя - не без политики.
Agata
28.06.14, 22:44Відповідь на 1 від RomahaN
да, у мну не бес политики
и, кста, кам про политику в твоей заметке был не мой
RomahaN
38.06.14, 22:46Відповідь на 2 від Agata
Знаю. Но мне надо где-то стравить полит-давление.Agata
48.06.14, 22:48Відповідь на 3 від RomahaN
болит-давление - это новый вид боли. *думает, с кем бы его стравить*
RomahaN
58.06.14, 22:51Відповідь на 4 від Agata
Еси садо-мазо, то Допа весь к вашим.А у меня стоко кубиков нету...
Agata
68.06.14, 23:01Відповідь на 5 від RomahaN
окстись!у мну детский конструктор есть - там столько кубиков,
что Допе и не снилось
Flow*
78.06.14, 23:29
Очень поучительная заметка аналитического плана. +
Янипричём
89.06.14, 01:17
не, ну про идеальную в вашем изложении можно сильно поспорить)
Agata
99.06.14, 07:41Відповідь на 8 від Янипричём
на фоне того, как сценаристы представили все во второй части "Иронии...",
копья можно ломать бесконечно )
Agata
109.06.14, 07:44Відповідь на 8 від Янипричём
и, к слову, а Вы какой бы кинообраз мамы предложили
в качестве идеального?