Как для России битва на Куликовом поле или разгром под Бородино, так для англичан и это сражение.
Очень много интересных фактов я прочитала в переводе книги Трафальгар: Люди, Сражение, Шторм (авторы Клейтон Т., Крейг Ф. ) . Почитать можно например тут .
К 1803 г. значительная часть Европы была подчинена французскому влиянию, однако, крупная французская буржуазия хотела большего — установления своей гегемонии во всей Европе. Наполеон отлично понимал, что главным противником его захватнических планов является Англия, и готовился к новой войне с ней. Отлично зная, что Англия никогда не содержала значительной сухопутной армии на берегах метрополии, а оборону государства главным образом возлагала на флот, Наполеон намеревался высадить крупный десант на территорию Англии. Подготовка к реализации этого плана ("Булонской экспедиции"), в конечном счете, и привела к Трафальгарскому сражению. Суть "Булонской экспедиции" состояла в том, что собранный со всех баз Объединенный военный флот Франции и Испании под командованием вице-адмирала Пьера Вильнева должен был сосредоточиться в западной части пролива Ла-Манш и отвлечь на себя внимание военного флота Англии. Одновременно с этим на 2300 мелких плоскодонных судах, вооруженных 2-4 пушками, на английский берег должна была переправиться армия численностью около 120 000 человек. Местом переправы намечалась наиболее узкая часть канала между линией французских баз Лиль, Кале, Булонь и английским портом Дувр. Для реализации плана в марте 1803 г. в вышеназванных базах начали сосредотачиваться войска и суда. В мае 1803 г. Англия объявила Франции войну. Английский флот заблокировал морские базы Франции, а в начале 1805 г., после конфликта между Англией и Испанией, в котором большую роль сыграла постройка последней кораблей для Франции, были заблокированы и базы Испании. 30 марта 1803 г. Англия и Россия заключили военный союз, положив начало третьей антифранцузской коалиции. К союзу примкнули Королевство Обеих Сицилий и Швеция. Английское и русское правительства усиленно склоняли к вступлению в коалицию Австрию и Пруссию. Третья коалиция ставила перед собой те же цели, что и вторая — изгнать французов из захваченных ими территорий и восстановить во Франции феодальные порядки. Наполеон спешил осуществить свой план нападения на Англию до того, как коалиция будет готова нанести ему удар на суше. Но высадка французских войск в Англию, первоначально намеченная на февраль 1804 г., из-за неготовности судов переброски неоднократно откладывалась. В 1805 г. численность войск, предназначенных для десанта в Англию, была доведена до 130 тыс. человек, число транспортов и канонерских лодок достигло 2100 еди-ниц. К тому времени флот французов был рассредоточен по базам в Текселе, Бресте, Рошфоре, Тулоне и в Вест-Индии. Испанский флот находился в Ферроле, Кадисе, Картахене. Английские эскадры сразу же после объявления войны разошлись для блокады этих французских и испанских баз. Кроме того, в Средиземном море готовился экспедиционный отряд транспортов с военным конвоем для занятия о.Мальты, и несколько кораблей было в Вест-Индии. Лорд Нельсон после более чем двух лет блокад и погонь за флотом вице-адмирала Вильнева, ни разу не сходивший за это время на берег, отправился в Англию, куда прибыл 30 августа 1805 г. Но отдыхать ему пришлось недолго. Узнав, что эскадра Вильнева заблокирована в Кадисе, он предложил Адмиралтейству свои услуги по общему руководству блокадой Кадиса, и Адмиралтейство дало согласие.
15 сентября Горацио Нельсон поднял свой флаг на линейном корабле Victory, а 28 сентября принял командование эскадрой, блокировавшей Кадис. Незамедлительно был разработал план атаки союзного флота в Кадисе и в письменном виде разослан всем флагманам и капитанам эскадры. Не ограничиваясь рассылкой боевого плана, Нельсон неоднократно собирал флагманов и командиров кораблей и тщательно прорабатывал с ними все детали. Наполеон был недоволен пассивностью Вильнева и назначил ему замену - вице-адмирала Розилли. Получив известие о его прибытии в Мадрид, оскорбленный в своем самолюбии Вильнев решил выйти из Кадиса, что в то время года при западных ветрах было нелегко. 19 октября эскадра вице-адмирала Вильнева в составе 33 французских и испанских линейных кораблей вышла из Кадиса и взяла курс в Средиземное море, идя кильватерной колонной на расстоянии 10-12 миль от мыса Трафальгар. Нельсон, в тот же день получив известие о выходе кораблей противника, вначале пошел на юго-восток, намереваясь отрезать путь Вильневу к Гибралтару, но, не найдя Вильнева, повернул на север, где и обнаружил союзников в 5:30. Увидев англичан, Вильнев приказал выстроить эскадру в кильватерную боевую линию на юго-восток. Нельсон при ветре WNW на добавочных парусах в строю двух кильватерных колон двинулся на флот союзной эскадры. Вице-адмирал Вильнев, убедившись в неизбежности сражения, в 8 часов дал приказ всей эскадре повернуть через фордевинд и взять курс на север к Кадису, чтобы при неудачном исходе сражения укрыться в порту. Поворот был закончен к 10:00, но из-за слабого ветра и плохой морской выучки командиров он был выполнен плохо, что привело к нарушению боевой линии эскадры. В голове колонны шел французский контр-адмирал Дюмануар (на "Формидабле"), а на концевом корабле "Принсип д'Астурия" — испанский контр-адмирал Гравина. У англичан, в соответствии с разработанным планом, колонна вице-адмирала Катберта Коллингвуда в составе 15 линейных кораблей шла на союзников под углом около 30°, а колонна Нельсона в составе 12 линейных кораблей —под углом около 60°. Такие курсовые углы обеспечивали англичанам быстроту сближения, но почти лишали возможности вести огонь в период сближения. Это подвергало английские корабли опасности получить сильные повреждения от артиллерийского огня союзников. Однако, как и рассчитывал Нельсон, плохая подготовка французских и испанских экипажей и сильная бортовая качка, затрудняющая ведение артиллерийского огня, позволили англичанам подойти к союзникам почти без потерь. 21 октября 1805 года ветер был слабый и неустойчивый, шла зыбь — предвестник скорого шторма, что препятствовало выстраиванию судов в боевые линии. Поэтому французские корабли образовали нечто вроде полумесяца, на центральную часть которого двигался двумя линиями флот Нельсона.
Английский адмирал очень спешил, но ветер — как много от него зависело в те годы в военно-морских баталиях! — обеспечивал движение судов со скоростью примерно пять километров в час. 100-пушечный корабль "Ройал Соверен" возглавлял линию Коллингвуда. "Виктори" под флагом Нельсона, шедший во главе второй колонны, двигался медленнее.
Нельсон вышел на палубу, как всегда, в адмиральском мундире со всеми орденами, но на этот раз без шпаги. На "Виктори" был вызван капитан Блэквуд, командовавший всеми фрегатами. Нельсон распорядился, чтобы они занялись добиванием сильно поврежденных вражеских кораблей и сохранением тех судов-призов, которые будут захвачены. Блэквуд посоветовал адмиралу в целях безопасности перейти на фрегат, судно более быстроходное и маневренное. Нельсон не согласился. Капитаны советовали переодеться - ведь блестящий мундир и сверкающие звезды обязательно привлекут к себе внимание врага. А если корабли "свалятся", то есть станут борт о борт и сцепятся парусами и мачтами, то расстояние, отделяющее французских стрелков от палубы "Виктори",станет совсем небольшим. Но Нельсон не обратил внимания и на это замечание. На корабле шли последние приготовления к бою. В помещениях адмирала снимались переборки, убиралось все, что там находилось, к бортам комендоры подкатывали орудия и подносили заряды. Нельсон спустился в свою, уже преобразившуюся каюту и оформил завещание. Примерно в 11 часов Нельсон обошел батареи, поблагодарил офицеров и комендоров за хорошую подготовку к бою. Затем дал Коллингвуду сигнал, уточняющий, в каком месте предстоит разрезать строй противника. Корабли французов и испанцев были уже совсем близко.
Вдохновение... Оно осеняло Нельсона перед решающими сражениями. Вот и теперь, в последние минуты перед боем, когда «Виктори» уже находилась в 15 кабельтовых от врага он приказал поднять для всей английской эскадры сигнал: "Нельсон верит, что каждый исполнит свой долг". Сигнальщик предложил заменить слова, которых не было в коде. Нельсон согласился и на мачтах взвился сигнал, ставший с тех пор боевым девизом его соотечественников: "Англия ждет, что каждый исполнит свой долг".
На "Виктори" убрали бом-брамселя, чтобы флаги смогли разобрать на всех кораблях. Сигнал вызвал взрыв энтузиазма. Первым вламывается в строй противника корабль "Ройал Соверен", встреченный ураганным орудийным огнем. Вслед за ним "Виктори" держит курс на огромный 130-пушечный корабль "Сантиссима Тринидад" и на "Буцентавр", где находится Вильнев.
Но ветер ослабевает, и "Виктори" движется совсем медленно, а французы, видя флаг Нельсона, бьют по кораблю с особым усердием. Но британские канониры работают в три раза быстрее! Каждое орудие обслуживали 12 человек и один "пороховой мальчик", или, как его называли, "обезьянка". Он должен был подносить к пушке фланелевый мешок с порохом - его закладывали в жерло, забивали туда пыж, затем ядро и еще один пыж. При стрельбе с близких расстояний, английские командоры закладывали еще второе и даже третье ядро! После выстрела пушка откатывалась отдачей назад, из нее извлекались остатки заряда, и все повторялось вновь. Проходя за кормой "Буцентавра", на "Виктори" открыли по нему огонь в упор из короткоствольных крупнокалиберных орудий, изрыгающих 68-фунтовые ядра, поверх каждого из которых засыпалось ведро картечи. Два залпа из карронад, или "дьявольских пушек", как называли эти пушки французы, буквально "смели" корму флагмана Вильнева и уничтожили почти четверть его экипажа. Но через несколько минут после этого "Виктори" "сваливается" в абордаж с "Редутаблем". Французские артиллеристы и стрелки в течение нескольких минут выводят из строя почти всех находящихся на верхней палубе "Виктори". Из 110 человек продолжают сражаться лишь 20. Адмирал Нельсон и капитан "Виктори", могучий, широкоплечий Томас Харди, остаются на палубе среди груды убитых и раненых. Собственно, руководить боем уже нечего. Каждый делает свое дело, зная заранее замысел адмирала. Капитан слышит слова Нельсона: "Дело слишком горячее, Харди, чтобы ему слишком долго продолжаться!".
Английские корабли бьют двойными зарядами в упор по амбразурам вражеских судов. Там потери и разрушения еще больше, чем у англичан. На "Буцентавре" уже уничтожено 20 орудий и убито 400 человек. Но французы ведут бой с прежним пылом. Мачты "Редутабля" усеяны стрелками, и они метко шлют свои пули на палубу "Виктори". И вдруг Харди с ужасом видит: только что стоявший рядом с ним Нельсон падает на левый бок. Пуля, пущенная стрелком с мачты французского корабля, попала в эполет, прошла через левое плечо, легкое, позвоночник и застряла в мускулах спины. Когда его несли в судовой лазарет, где уже была масса раненых, он накрыл себе лицо платком - чтобы экипаж не догадался, что ранен сам адмирал. Внизу, в полутьме лазарета, Нельсона раздели и накрыли простыней...
Он понимал, что это конец; врач стремился лишь облегчить его предсмертные муки. Но, несмотря на страдания, Нельсон продолжал тревожиться об исходе сражения. То и дело он требовал к себе капитана Харди.
А бой продолжался, и лишь через час после ранения адмирала французы дрогнули. В 14 часов с минутами французский главнокомандующий опустил свой флаг, "Буцентавр" сдался, и Вильнев попал в плен. Теперь Харди мог сойти вниз и доложить Нельсону, что взято 12 или 14 французских судов. В 16 часов Харди поздравил адмирала с победой. "Взяты 15 кораблей", — сообщил он (как потом оказалось, в действительности к этому времени было уничтожено или захвачено 18 судов противника). "Это хорошо, — ответил Нельсон, — но я рассчитывал на двадцать". И тут жe приказал Харди стать на якорь. Адмирал предвидел, что скоро начнется шторм, и если побитые корабли не станут на якорь, то затонут или будут выброшены на прибрежные скалы. Харди, который послал к Коллингвуду шлюпку с сообщением о ране Нельсона, заметил: "Я думаю, милорд, что теперь адмирал Коллингвуд возьмет на себя ведение дел". "Надеюсь не сейчас, пока я еще жив", — ответил Нельсон. Так до последней минуты он не пожелал сдать командование эскадрой.
Нельсон умер, зная, что в последнем бою он одержал победу. В те минуты, когда остановилось сердце Нельсона, сдался англичанам 18-й корабль противника. Сражение прекратилось в 17:30. Франко-испанский флот потерпел сокрушительное поражение. Лишь 11 вражеских кораблей ушли в Кадис, а 4 спасшихся в открытом море вскоре были захвачены англичанами
После событий, о которых шла речь выше, прошло 200 лет. Тот, кто впервые попадает в Лондон, в тот же день обычно направляется на Трафальгарскую площадь, ибо это одна из главных достопримечательностей сегодняшнего Лондона. В окружении фонтанов и бронзовых львов возвышается огромная колонна. Ее венчает фигура Нельсона со шпагой в руне, как бы прислонившегося к бухте толстого корабельного каната. Снизу фигура адмирала кажется маленькой, в действительности же она в три человеческих роста. На нее ушло 16 тонн меди из расплавленных французских пушек, взятых в качестве трофея при Трафальгаре. Колонна высока, и с ее вершины медному вице-адмиралу видно море... Источники http://sailhistory.ru/trafalgarskaya-bitva.html
Коментарі
K-ATRIN
112.12.13, 07:18
ir-ris
212.12.13, 09:33
Гість: Комендор
313.12.13, 12:11
ЛанаМ
413.12.13, 16:31Відповідь на 1 від K-ATRIN
по ссылке очень интересно, но много-) пришлось дать небольшую версию. Но действительно . если разобраться, то величайшее сражение, изменившее ход истории , могло пройти иначе , если ветер дул как обычно-)
ЛанаМ
513.12.13, 16:31Відповідь на 2 від ir-ris
спасибо!
ЛанаМ
613.12.13, 16:31Відповідь на 3 від Гість: Комендор
Zemlyachka
715.12.13, 23:30
ЛанаМ
816.12.13, 09:14Відповідь на 7 від Zemlyachka