"Президент Украины имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной рады Украины исключительно, если на протяжении 60 дней после отставки Кабинета министров Украины не сформирован персональный состав Кабинета министров Украины", - говорится в документе (статья 90).
Решение о досрочном прекращении полномочий парламента президент может принять после консультаций с главой Верховной рады, его заместителями и руководителями фракций.
Действующая Конституция уполномочивает президента по согласию Верховной Рады назначать премьера, прекращать его полномочия и принимать решение о его отставке.
Согласно редакции "Батьківщини", президент: "Вносит по предложению парламентской коалиции в Верховной раде Украины, сформированной в соответствии со статьей 83 Конституции, представление о назначении Верховной Радой Украины премьер-министра Украины в срок не позднее, чем на пятый день после получения такого предложения".
Аналогично проходит процедура назначения и увольнения Генерального прокурора Украины, глав Антимонопольного комитета, Фонда государственного имущества, Государственного комитета телевидения и радиовещания.
Глава государства не участвует в назначении членов Совета Национального банка Украины и Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
В предложенном фракцией "Батьківщина" варианте Конституции президент не назначает по представлению главы правительства членов Кабмина, руководителей других центральных органов исполнительной власти, а также глав местных государственных администраций и не прекращает их полномочия на этих должностях.
Оппозиционеры предлагают лишить президента полномочий создавать, реорганизовывать и ликвидировать по представлению премьер-министра министерства и другие центральные органы исполнительной власти. Этим занимается правительство. Кабмин также назначает и увольняет по представлению премьера руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабмина.
В подготовленных изменениях прописано, что президент не может отменять акты Кабмина и Совета министров Крыма, но может обращаться в Конституционный Суд относительно актов правительства "по мотивам не соответствия Конституции".
Назначать и увольнять высшее командование Вооруженных сил Украины и других военных формирований президент может по представлению Кабинета министров.
"Батьківщина" предлагает сделать главу государства только гарантом государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, при этом лишить статуса гаранта соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Согласно новой редакции, президент не руководит внешнеполитической деятельностью государства (по действующей Конституции, это входит в его полномочия - статья 106), но представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры и заключает международные договора.
Глава государства не может без представления Кабинета министров назначать и увольнять глав дипломатических представительств Украины в других странах и при международных организациях.
За президентом остаются такие полномочия, как создание судов, вручение государственных наград, присвоение высших военных званий, дипломатических рангов, прочих высших специальных званий, решение вопроса о предоставлении и прекращении гражданства, предоставлении убежища, глава государства также осуществляет помилование, подписывает принятые парламентов законы.
За президентом остается право вето на принятые Радой законы, кроме законов о внесении изменений в Конституцию.
В Конституции, предложенной фракцией "Батьківщина", упрощена процедура устранения президента с должности (статья 111).
Вопрос об устранении президента с должности в порядке импичмента инициируется не большинством (как предусмотрено в действующей редакции), а третью народных депутатов. Для проведения расследования создается специальная временная следственная комиссия.
При наличии оснований Верховная Рада большинством от конституционного состава принимает решение об обвинении президента в совершении государственной измены или другого преступления (в нынешней Конституции такое решение должны поддержать две трети народных депутатов).
На сегодняшний день процедура устранения главы государства с поста в порядке импичмента предполагает, что такое решение принимает не менее чем три четверти от конституционного состава парламента после получения вывода Конституционного Суда о соблюдении конституционности процедуры, а также вывода Верховного Суда о том, что деяния, в которых обвиняется президент, содержат признаки государственной измены или другого преступления.
Во фракции "Батьківщина" видят, что такое решение могут принять две трети парламента, и для этого достаточно только вывода временной следственной комиссии.
В разделе, касающемся Кабинета министров, оппозиционеры видят правительство ответственным перед Верховной радой, ей же подконтрольным и подотчетным. Правительство руководствуется Конституцией, законами, а также постановлениями парламента.
Кроме того правительство слагает полномочия не перед президентом, а перед парламентом.
В редакции Основного закона, который подготовила "Батьківщина", Кабмин, сложивший полномочия, продолжает исполнять обязанности до начала работы нового сформированного правительства, но не указано, в течение какого срока Кабинет министров может исполнять обязанности.
В разделе о территориальном устройстве Конституция не предполагает наличие районов в городах; административно-территориальными единицами является АР Крым, области, города Киев и Севастополь, районы, общины (сельские, поселковые, городские).
В части формирования Конституционного суда Украины изменения предполагают, что Верховная рада Украины и съезд судей назначают по 9 членов КС.
Вместе с тем в переходных положения предложенной редакции Конституции сказано, что Верховная рады, избранная на очередных выборах народных депутатов 28 октября 2012 года, осуществляет свои полномочия до вступления в полномочия новоизбранного парламента на очередных выборах в последнее воскресенье октября 2017 года.
Коментарі
Shnec
19.02.14, 09:16
тільки прочитавhttp://blog.i.ua/user/369652/1352388/
Гість: СначалаСорила
29.02.14, 09:48
Если судить по нынешнему парламенту(да и предыдущему тоже) нельзя им давать большую власть.Президент хоть выстроил вертикаль власти,без этого никак нельзя.Парламент-законотворческий орган,правительство-исполнительный,кто-то же должен координировать всю работу власти в стране,иначе будет бардак,как в Раде.
eksi
39.02.14, 10:05
С нашей ВР получим постоянный 2006г. - пол-года создавали коалицию, три месяца Кабмин. Конституцию надо пересматривать. Но коренным образом -Президент имеет право на роспуск ВР, если сессия не начала рабтать (иначе постоянное блокироваие) - или уголовное наказание за блокирование ВР. Президент назначает всех силовиков, в т.ч. Генпрокрора (определение ПетраІ - государево око), глав администраций (если они вообще нужны), дишение депутатов неприкосновенности за уголовные деяния. А вообще нужен референдум. Чтобы каждые пять лет не переделывать Конституцию.
Shnec
49.02.14, 10:22Відповідь на 2 від Гість: СначалаСорила
Galin
59.02.14, 11:44
уже наступали на эти грабли - Ющенко, Тимошенко и Рада как Лебедь, Рак и Щука....
Гість: Влад Обрий
69.02.14, 15:59
Гість: Комендор
79.02.14, 18:05
Тупые и наглые. Именно в Украине нельзя на сегодня допустить отсутствие президентской республики.
Q2
89.02.14, 18:17
а там не добавлена случайно статья об уголовной ответственности депутатов за срыв пленарных заседаний? )
Q2
99.02.14, 18:21
нафиг эти сраные депутаты? ввести коллегию олигархов верховным органом власти и все дела )
анонім
109.02.14, 19:12
Закон об оппозиции. Контрольные функции - оппозиции.