И снова об Одессе...
Казалось бы я был там чуть более суток.
Цель
визита был футбольный матч...Но этот город не отпускает..Я пересматриваю
папку с фото и открываю для себя, чтото новое связанное с Одессой.
Сегодня я покажу гордость жемчужины у моря- Одесский оперный театр
Впереди много исторического текста..Кому не интересно -просто посмотрите картинки
Одессу сравнивали с Парижем уже в 1810-м, а тридцать лет спустя называли одним из богатейших и красивейших городов Европы.
Уже
в начале XIX века молодой портовый город имел театр, не уступавший
лучшим европейским образцам. Театр был сооружен по инициативе
градоначальника, выдающегося государственного деятеля герцога де
Ришелье, которого одесситы до сих пор называют коротко и с любовью –
Дюк. Среди прочих забот – торговых, военных, строительных, герцог де
Ришелье не забывал, что Одесса – город разноплеменный и разноязыкий. И
лучшее, что может объединить разных людей с их разными обычаями,
интересами и языками, – это музыка. Поэтому при Ришелье в Одессе пели
лучшие голоса Европы. Пели в театре, выстроенном усилиями герцога, в том
самом театре, который остался навсегда в стихах Пушкина:
Но уж темнеет вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Здание
первого городского театра было построено по проекту итальянца Франческо
Фраполли, а изменения в план внёс француз Тома де Томон, который возвел
множество строений в тогдашней столице Российской империи – Петербурге.
10 февраля 1810 года состоялось торжественное открытие театра. Это было
белоснежное строение наподобие античного храма, обращенное фасадом к
порту. Зал насчитывал 800 мест (на тот момент в городе проживали 12,5
тысяч человек). На трех ярусах лож были установлены 44 кресла, позади
которых находилось большое полукруглое пространство, откуда еще около
700 зрителей могли наслаждаться спектаклем стоя, как в старых
итальянских театрах.
Название «оперный» появилось значительно позже, в
XX веке, а вначале театр именовался Городским. На его подмостках
выступали знаменитые оперные певцы, труппы императорских и королевских
театров. Драма и комедия тоже были частыми гостьями сцены, имена
выдающихся актеров и драматургов не сходили с афиш. Балетные
дивертисменты в операх и балеты появились в репертуаре чуть позже.
Оперный
репертуар первого Городского театра включал постановки Джоаккино
Россини, Винченцо Беллини, Доменико Чимарозы, Гаэтано Доницетти,
Джузеппе Верди. Одесская публика рукоплескала Екатерине Аматти, Арриги и
Анджелике Каталани, Джузеппе Марини, Екатерине Патти-Барилли, Жозефине и
Терезине Бромбилла, Понти дель Арми, Альде Бьянки.
Александр Пушкин признавался, что ему итальянская опера в Одессе «обновила душу».
В
1873 году, через 64 года после открытия, Городской театр был полностью
уничтожен пожаром. «Картина вырвавшегося наружу и бушевавшего на свободе
пламени была поистине грандиозной. Колонны катились по площади, как бы в
погоне за публикой, пришедшей посмотреть на пожар», – писал автор книги
«Старая Одесса» Александр Дерибас. От Городского театра остался только
пепел.
Год спустя муниципалитет объявил конкурс на проект нового
храма искусств, который соответствовал бы последнему слову театральной
техники и стал бы равным лучшим европейским образцам. В результате
строительство было поручено венским архитекторам Фердинанду Фельнеру и
Герману Гельмеру, которые уже создали театры в Вене, Будапеште и других
городах Европы.
С момента пожара до закладки первого камня в новый
фундамент прошло почти 11 лет. Строительство велось подрядным способом
из местных материалов. На работы была потрачена колоссальная по тем
временам сумма – 1,5 миллиона рублей. Естественно, такие затраты
общество воспринимало неоднозначно, и в газетах зачастую появлялись
весьма нелестные статьи с предложениями, куда бы лучше направить эти
деньги. Однако театр был сдан в обусловленный контрактом срок – 15
сентября 1887 года. Это было первое в Новороссийском крае здание,
оснащенное электричеством и паровым отоплением.
Открытие нового
театра состоялось 1 октября 1887 года. Оркестр под управлением одесского
композитора Григория Лишина исполнил торжественную кантату, а
драматическая труппа первого антрепренера обновленного театра И.
Черепенникова показала сцену из драмы Александра Пушкина «Борис Годунов»
и третий акт комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».
Второй
серьезный пожар произошел в одесском Оперном 15 марта 1925 года после
оперы Джакомо Мейербера «Пророк» – из-за неосторожного обращения с
огнем. Пожар повредил зал, уничтожил сцену, декорации, костюмы.
Пострадала нотная библиотека и занавес, на котором художник Франц Лефлер
изобразил сцену из «Руслана и Людмилы». Но уже спустя год в театре
возобновились спектакли, сцена получила новое техническое оснащение,
были оборудованы два железобетонных занавеса, которые при необходимости
отсекают сцену от зрительного зала и служебных помещений
В
годы Великой Отечественной войны часть творческих работников была
эвакуирована в Алма-Ату, большинство же одесских актеров переехали в
Красноярск, объединившись с коллективом Днепропетровского театра оперы и
балета. Труппы артистов неоднократно выезжали в действующую армию, где
дали около 150 концертов.
В 1944 году театр чудом уцелел: фашисты
планировали взорвать его при отступлении. Но 10 апреля на балконе
здания был вывешен советский флаг – в знак освобождения Одессы от
гитлеровских захватчиков. Именно отсюда, от здания театра, прошли
победным маршем через весь город советские солдаты, освободившие Одессу.
В
послевоенные годы и в последующие десятилетия театр подтвердил свою
высокую репутацию. В буклете, который был выпущен к открытию театра
после очередной реставрации 1965 – 1967 годов, значились 28 названий
оперных и 24 названия балетных спектаклей.
Архитектурный облик
одесского оперного театра был и остается иллюстрацией к тому, как удачно
иногда бывает соединение искусства и богатства. В оформлении фасада и
интерьеров театра сочетается несколько стилей. Здесь можно найти
элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического
барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают
целостную композицию.
Главный фасад театра имеет полуовальную
форму с двумя боковыми флигелями, от которых начинаются роскошные
лестницы. Лицевая часть здания разделена колоннами и пилястрами и
оборудована балконами, в центре расположен узкий двухъярусный портал.
Парадная
сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Внешне сооружение
состоит из трех этажей. Лоджии первых двух украшены лишь колоннами
тосканского ордера. Эти этажи образуют единое целое и выглядят
фундаментально, придавая строению статичный вид. Третий этаж более
легкий, ажурный, с тщательной проработкой деталей. Благодаря
многочисленным арочным лоджиям, колоннам и пилястрам ионического ордера
он уравновешивает тяжесть нижних этажей. Дополнительные эффекты в
архитектурный облик театра вносят утонченный портик и куполообразная
крыша. В результате сооружение как будто парит над землей.
Над
фасадом высится скульптурная группа, изображающая покровительницу
театрального искусства музу Мельпомену в колеснице, запряженной четырьмя
разъяренными пантерами (аллегория: лишь сила искусства способна
покорить звериную дикость).
Венчают портик две скульптуры,
воплощающие музыку и танец: слева – Орфей играет на кифаре кентавру,
справа – муза танца Терпсихора обучает девочку своему искусству. На
фронтоне портика римскими цифрами указаны несколько дат: в первой строке
MDCCCLXXXIV-MDCCCLXXXVII – годы начала и окончания сооружения театра
(1884 – 1887). Вторая строка содержит фразу «ardebat anno», что
указывает на пожар 1925 года. Затем идет дата MCMLXVII (1967) и слово
«restitutum» («восстановлен») как напоминание о реставрационных работах в
театре.
Центральный
вход украшают лепные воплощения комедии и трагедии. Слева изображен
эпизод из трагедии Еврипида «Ипполит», справа – эпизод из комедии
Аристофана «Птицы». На балюстраде здания расположены 16 фигурок путти
(младенцев-амуров), каждая из которых уникальна и не повторяет
остальные.
В
круглых нишах верхнего этажа по фронтону здания установлены бюсты
гениальных русских авторов – Александра Пушкина, Александра Грибоедова,
Николая Гоголя и Михаила Глинки. Они олицетворяют то, во имя чего
строился театр – поэзию, драму, комедию и музыку. Над скульптурами
работали мастера Ф. Нетали, Ф. Фридль, Л. Стрицкиус и Ф. Этель.
Внутри театр выглядит не менее эффектно, чем снаружи (фото не мои, а с просторов интернета)
Спасибо за внимание..И компанию